Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Задачи подросткового возраста

Основные проблемы и задачи развития в подростковом возрасте.

Поделись с друзьями

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет основные особенности личности детей подросткового возраста. В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые действуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различные содержания и разную длительность. В настоящее время этот период развития охватывает возраст с 10-11 лет до 14-15.

Подростковый возраст — это критический период, когда перемены биологического характера (интенсивный рост, усиленная работа желез, бурное половое созревание) ведут к изменениям в психике подростка, это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период становления личности.

У подростка закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Подросток нуждается в большей самостоятельности, независимости, однако семья неизбежно навязывает взрослеющему человеку задержку процесса эмансипации, следовательно, конфликтные отношения с родителями. Дошкольники и младшие школьники играют во взрослых, а подросток ставит себя в реальную ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Подросток способен овладевать и управлять способами регуляции поведения, своими эмоциональными состояниями.

Подростковый возраст – это период формирования воли, умения ставить цели и достигать их. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражено следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки со способностью управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. С этим связано развитие позитивного и адекватного образа своего тела, физического «Я» как меняющегося и развивающегося.

Психологические новообразования: чувство взрослости, «Я»- концепции, потребность в самоутверждении, самопознании, самовоспитании,

абстрактно-логическое мышление и его функции, произвольность всех психических процессов.

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение на фоне учебной деятельности. Для этого возраста характерны отклонения в поведении по асоциальному пути, акцентуации характера.

2.КРИЗИС 13 ЛЕТ.

Традиционно главные трудности подросткового возраста принято связывать с так называемым «кризисом 13 лет», когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка. Основную причину столь бурных поведенческих проявлений многие психологи видят в том, что взрослые не перестраивают своего поведения в ответ на формирующееся у подростка «Чувство взрослости», его стремление к новым формам взаимоотношений с родителями и воспитателями.

Другие авторы рассматривают кризис 13 лет, как прямое отражения процесса полового созревания, другие его считают связанным с особенностями воспитания. Третьи, полагают, что этот кризис вообще далеко не обязателен, что у многих подростков его просто не бывает (Гаврилова).

Первой точки зрения придерживаются Драгунова, Эльконин. Однако сути кризиса, по Л.С. Выготскому, не столько в четко выраженных внешних проявлениях, сколько в глубоком качественном изменении процесса психического развития.

По исследованиям Масгутовой, в возрасте12,5-13 лет происходит резкая смена всей системы переживаний подростков — как их структуры, так и их содержания. Учитывая, что в соответствии с теоретическими представлениями Л.С.Выготского и А.И. Божович, на которые мы опираемся, переживания, во-первых, являются единицей социальной ситуации развития личности, где в неразрывном единстве даны психические особенности ребенка и социальной среды. Во-вторых, отражают актуальные потребности ребенка, степень удовлетворения. В–третьих, ведущие переживания детей изменяются в критические периоды их развития, следует полагать, что перестройка системы переживаний может служить критерием кризиса психического развития. В данному случае — подросткового кризиса.

По данным Масгутовой субъективно сложности воспитания и родителя, и учителя связывают не с кризисом как таковым и не в предкризисным периодом, когда начинается распад, ломка прежних психологических образований, а с посткризисным периодом, приходящимся на возраст 14-15 лет. То есть трудным для окружающих подростка взрослых оказывается период созидания, формирования новых типологических новообразований. Перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается крайне неэффективным, а новыми, соответствующими именно этому поликризисному периоду, воспитатели не владеют.

Проблема состоит в том, что ни родители, ни учителя не умеют опираться на то положительное, конструктивное, что есть в каждом подростке, а стараются лишь «бороться с недостатками».

Основные задачи подросткового периода

Задачи развития подросткового возраста

Подростковый возраст имеет достаточно неопределенные границы (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Социальная ситуация развития в подростковом .возрастеПодростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В. И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими .

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки кризиса.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки подросткового возрастаВ этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:• «эгоцентрическая» — интерес к собственной личности;• «доминанта дали» — установка на большие масштабы;• «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);• «доминанта романтики» — стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;

постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

развитием способности к абстрактному мышлению;

расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

освобождение от родительской опеки;

постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и

определяющей проекцию себя в будущее;

осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;

осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Центральные новообразования подросткового возрастаНа фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Вожович).

Центральные новообразования:

абстрактное мышление;

самосознание;

половая идентификация;

чувство «взрослости»,

переоценка ценностей,

мораль.

Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т. В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:• подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);• ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);• взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);• интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).

Ведущая деятельность в подростковом возрастеВедущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление в подростковом возрасте

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Подростковая речьВ подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание в подростковом возрасте

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности. В этот период «…как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я» – идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями».

В. И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.

Дарвиш О.Б., Возрастная психология

Особенности подросткового возраста:

гормональные изменения

эмоциональная нестабильность

парадоксальность мотивов и проявлений

стремление к отделению от родителей

категоричность, радикальность суждений и взглядов

утомляемость

нестабильность самооценки

высокая потребность в общении

потребность в признании сверстниками

расширение ролевого репертуара

Задачи подросткового возраста

Отделение от родителей, приобретение психологической независимости

Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей)

Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков

Определении приоритетной области интересов, профессиональная ориентация

Обретение устойчивого положения и статуса в неформальной референтной группе сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам

Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением ( психосексуальное развитие)

Самопознание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков

Формирование системы ценностей

Завершение формирования абстрактного мышления

Задачи подросткового возраста

Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частич­но—к группе взрослых. В одних случаях к подросткам от­носятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некото­рые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Под­ростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, ко­торые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве.

Подросток находится в состоянии перемещения, пере­ходя из одной возрастной группы в другую. Он стремит­ся поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответ­ственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. А сколько проблем возникает в повседневной жиз­ни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он об­наружил у себя на лице новые прыщи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие зада­чи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и называют — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образование» он выделил

задачи развития в юности,

кото­рые посчитал обязательными:

1. Принятие своей внешности и умение эффективно вла­деть телом.

2. Формирование новых, более зрелых отношений со свер­стниками обоего пола.

3. Принятие мужской или женской роли.

4. Достижение эмоциональной независимости от родите­лей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и об­щество

8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти, с их решением нельзя опоздать, отложить напоследок. Не выполнил эти за­дачи, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавли­вать со сверстниками серьезных отношений. Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписаное правило общественной жизни. Продвигаться к решению более слож­ной задачи можно только после решения более легкой. За­дачи подростковой и юношеской жизни образуют строгую последовательность. Навыки, которыми ты овладел при ре­шении предыдущей задачи, понадобятся для решения по­следующей.

Как известно, после юности следует наступление возраста зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами, ко­торые надо решать будучи подростком и юношей, он будет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отношениях с
другими людьми в зрелом возрасте. В чем же заключается вы­
полнение этих задач? Рассмотрим их в предложенной после­довательности.

Подготовка к выполнению жизненных задач

1. Принятие своей внешности и умение эффективно вла­деть телом. В подростковом возрасте человеку свойственно чрезмерно беспокоиться по поводу своих физических данных: то рост слишком мал, то веснушек очень много. Подростку не­обходимо принять свой физический облик и изменения, про­исходящие в организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и развлечения, учеба и по­вседневные дела.

2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба меж­ду сверстниками одного пола у подростков, юношей и деву­шек должны дополняться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за волосы, вместо того чтобы подать им пальто, угостить мороженым или пригласить в ки­но? Значит, вы еще не повзрослели. Чтобы стать взрослым, необходимо научиться искусству общения с представителями другого пола.

3. Принятие мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как — женщина? Как они должны се­бя вести? Кем должны стать в жизни? Недостаточно маль­чикам играть в войну, а девочкам — в куклы. Надо учиться более взрослым отношениям между мужчиной и женщиной. Подумать, например, о том, что такое роль мужчины как кормильца семьи и роль женщины в создании домашнего уюта и в воспитании детей. Посоветуйтесь с родителями. Они вам помогут разобраться, кто есть кто и что есть что в мире взрослых.

4. Достижение эмоциональной независимости от родите­лей и других взрослых. Подросток должен установить отно­шения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться пони­мать самих себя и старших, уметь разбираться в причинах конфликта.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. Одной из первейших задач юности считается выбор профессии, подго­товка к профессиональной деятельности и достижение эконо­мической независимости, когда юноша или девушка способ­ны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор профессии, обучение и начало профессиональной деятельности.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Большинство юношей и девушек стремятся создать счастли­вую семью. Уже на школьной скамье должны постепенно вы­рабатываться навыки дружелюбного общения с представите­лями противоположного пола, умение не только ухаживать, но и строить долговременные и прочные межличностные от­ношения. Девушкам рекомендуется присмотреться к жизнен­ному опыту матерей, навыкам решения конфликтов в семье, уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, а юношам — к жизненному и социальному опыту отцов, умению зарабаты­вать деньги, содержать семью, брать на себя всю ответствен­ность за принимаемые решения, быть сострадательным и ве­ликодушным.

Задачи подросткового возраста. Cоциальная ситуация развития, ведущие психологические новообразования подросткового возраста

Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое и значение личного настоящего, заглянуть в будущее, определить в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток соотносит присущие себе особенности со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.

Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение.

В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Своеобразие социальной ситуации, присущей этому периоду состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Это проявляется в умении устанавливать отношения с большим количеством людей, учитывая их личностные особенности и требования. Главное изменение в социальной ситуации развития в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом состоит в том, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности. В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто ищет такое общение вне школы.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время старается ничем не выделяться среди сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в целом. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все – и взрослые и сверстники относились к нему как ко взрослому, равному. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

К основным задачам подросткового возраста относятся:

· Отделение от родителей, приобретение психологической независимости

· Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей)

· Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков

· Определении приоритетной области интересов, профессиональная ориентация

· Обретение устойчивого положения и статуса в неформальной референтной группе сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам

· Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением (психосексуальное развитие)

· Самопознание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков

· Формирование системы ценностей

· Завершение формирования абстрактного мышления

Ведущие институты и агенты социализации в подростковом возрасте

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурахсемьяявляется для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

2) агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Семья – важнейший фактор социализации подростка, хотя и отмечается падение её воспитательно-социализирующей роли. Именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. Но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом подростка. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился ребенок, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Для подростков крайне важно семейное окружение: характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Например, часть детей становится жертвами насилия или сексуальных посягательств со стороны родителей, старших детей или посторонних взрослых, а опыт такого рода оказывает тяжелое воздействие на всю последующую жизнь. Многие семьи являются неполными, что также негативно сказывается на социализации подростков.

Разумеется, вряд ли найдется много детей, которые бы совершенно некритично воспринимали мировоззрение родителей. Особенно это верно для нашего противоречивого мира, столь глубоко затронутого переменами. Более того, само существование разнообразных агентов социализации ведет ко многим расхождениям в мировоззрении подростков и родительского поколения.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

Еще одним не менее важным агентом социализации подростков является школа. Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Роль школы не сводится только к передаче умений и навыков подросткам. Школа является тем местом, где подросток усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения.

В школе подросток получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе. Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать подростку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы. Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

Школа, как институт социализации, выполняет социальные задачи:

— Освоение подростком нормативного поведения;

— Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам;

— Формирование мировоззрения.

То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая — предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая — жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

Для подростков особенно важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении, т. к. они чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель — ученик приводит к возникновению проблем у подростка, что может выражаться в агрессии по отношению к окружающим, отсутствием желания учиться.

Кроме учителя, на подростка оказывает влияние и коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании подросток может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Негативное влияние малых групп в школе на подростка может привести к таким последствиям, когда школа оказывает не то влияние на социализацию подростка, которое приписывается ей изначально как институту социализации.

Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому есть несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифферентны или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.

Подросток большее свое время проводит в школе и школа, как институт социализации, оказывает огромное влияние на социализацию подростка. Подросток получает знания необходимые для жизни в современном обществе и кроме этого школа является тем местом, где чаще всего формируется ещё один агент социализации – группа сверстников.

Следовательно, другим важным агентом социализации являетсягруппа сверстников, дружеская компания, детей примерно одного возраста.

Энергичный или физически более сильный ребенок может пытаться доминировать, но, поскольку отношения сверстников основываются на взаимном согласии, а не на зависимости, характерной для семьи, ребенок может больше отдавать и больше получать. Пиаже указывает, что, обладая властью, родители могут (в разной степени) навязывать детям нормы поведения. Напротив, в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации; по нему подростки узнают информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые». Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением.

Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современных подростков, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.

Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации.

Не менее важным агентом социализации в условиях постоянно изменяющейся современной действительности являются средства массовой информации

Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена газеты и журналы предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение средств массовойинформациив виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями.

Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления. На формирование мировоззрения подростков СМИ оказывают огромное влияние. В современном мире нельзя представить себе жизнь без телевиденья, радио, интернета и других средств массовой информации. Именно оттуда подросток черпает знания о происходящих в мире событиях и с помощью СМИ формируются жизненные установки подростка. Категория подростков является одной из самых внушаемых и в зависимости от того, как передаётся информация в СМИ, у подростка формируется правильное или неправильное виденье мира.

С помощью средств СМИ подростку можно внушить » что такое хорошо и что такое плохо», сформировать правильное или неправильное виденье ситуации, настроить положительное или отрицательное отношение к происходящим событиям. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,— наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

На социализацию подростка в современном обществе средства массовой информации играют одну из главных и определяющих ролей. Они оказывают на формирование личности подростка огромное влияние. Стоит заметить, что как институт социализации средства массовой информации возникли не так уж и давно, но по своему влиянию скоро будут претендовать на первое место среди остальных агентов социализации, а если говорить о подростках нашего общества, то СМИ уже занимают лидирующие позиции. Этому свидетельствует возникновение антиполитических движений с участием подростков, на формирование которых в некотором смысле влияют средства массовой информации при «запуске» в эфир, печать и т.д. двусмысленную информацию, которая может быть неправильно воспринята подростком или специально неправильно интерпретирована взрослыми.

Говоря о средствах массовой информации, хотелось бы, чтобы их роль не была бы губительной для подростка, который в силу своего возраста очень восприимчив ко всей информации поступающей ему из общества.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх