Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Выученная беспомощность и ее преодоление

Ощущение беспомощности или понимание того, что вы не можете контролировать сложившуюся в вашей жизни ситуацию и происходящие вокруг вас события, может вызывать стресс, депрессию и тревогу. Если такие чувства продолжают возникать как реакция в ответ на любые неблагоприятные условия или травмирующие события, то у людей часто развивается состояние, известное как “выученная беспомощность”. В этой статье я постараюсь объяснить, что такое выученная беспомощность, и предложить возможные пути по её преодолению, для того, чтобы вы могли жить более счастливой и продуктивной жизнью.

Как распознать и что делать

Есть люди, у которых состояние выученной беспомощности является способом реагирования на ситуации, в которых они испытывают стрессы, психологический дискомфорт или сложности с преодолением. Выученная беспомощность — это такое восприятие ситуации, при котором человек уверен в отсутствии у него какого-либо контроля над ней и возможности найти решение, которое может изменить его положение. Подобное чувство беспомощности часто ведет к формированию роли жертвы, является катализатором для чувства тревоги и считается существенным фактором, способствующим возникновению депрессии.

Вместо того чтобы смотреть на возникающие жизненные трудности и препятствия как на новые возможности или уроки, призванные помочь им расти и совершенствоваться, эти люди научились верить, что их ограничения создают ощущение безопасности от боли и неудач. Однако, сводя к минимуму собственные усилия, они, в конечном итоге, утрачивают уверенность в своих физических, психологических и интеллектуальных способностях.

Люди теряют способность к поиску различных методов решения своих проблем, они постепенно привыкают к тому, что все их попытки приводят лишь к новым неудачам и несчастьям. Такая катастрофическая потеря самоуважения и снижение самооценки приводит к нарастанию ощущения собственного бессилия и, в свою очередь, провоцирует возникновения новых проблем.

Выученная беспомощность — это опасное психологическое состояние, так как оно подразумевает потерю человеком контроля над собственной личностью. Однако, что ещё хуже, человек наряду со всем остальным, так же теряет и интерес к избавлению от этого состояния. В некоторых случаях чувство беспомощности может привести к ощущению полной безнадежности во всех аспектах жизни, что, в свою очередь, может спровоцировать суицидальные мысли или даже попытки.

Как развивается выученная беспомощность

Выученная беспомощность может сформироваться у человека в результате неудачных попыток решить проблему из-за отсутствия конкретных навыков или информации, представленной в понятном и доступном для него формате, вследствие чего развивается недостаток в уверенности в собственных силах, необходимых для преодоления препятствия. Она также может развиваться, когда кто-то постоянно вмешиваться и пытается “помочь”, а на самом деле просто решает чужую проблему, не позволяя человеку научиться делать определенные вещи самостоятельно, развивать необходимые для этого навыки и совершенствовать поисковое поведение. В такой ситуации, кроме непосредственно выученной беспомощности, может сформироваться и зависимость от других людей, когда человек начинает систематически прибегать к посторонней помощи и нуждаться в ней, для решения собственных проблем.

Стратегии преодоления выученной беспомощности

Всегда необходимо помнить, что если можно чему-то научиться, то этому можно и разучиться. Вы изменили прежние схемы решения проблем, неэффективные поведенческие модели, схемы мышления и привычки. Итак, какие же шаги может предпринять человек на пути к преодолению выученной беспомощности и обретению уверенности в себе и своих возможностях? Я поделюсь некоторыми методами, которые я узнал и использовал, чтобы помочь самому себе подняться над чувством бессилия.

Если вы чувствуете, что застряли в ситуации, или вам кажется, что вы не в состоянии решить какую-то проблему, то приготовьтесь быть открытыми для новых идей. У каждой проблемы есть несколько возможных решений. Если предпринятая попытка решения не принесла желаемых результатов, то это значит, что нужно искать дополнительную информацию по данной тематике. Спросить совета, получить консультацию специалиста в этой области, одним словом, не останавливаться, а продолжать поиски решения. Будьте уверенны, ничто не ново в этом мире. Если с этим столкнулись вы, то до вас с аналогичной ситуацией уже кто-то обязательно сталкивался. Обратитесь к чужому опыту. Но ищите на его основе то, что подойдёт именно вам и именно вашей ситуации, не пытайтесь в точности повторять чужие шаги.

Сосредоточьтесь на том, что вы делаете хорошо.

На своих способностях, а не сетуйте на трудности или неудачи. Никто не силён абсолютно во всём, но каждый непременно в чём-то мастер. Поэтому у нас всегда есть что-то, что принесет пользу как нам самим, так и другим. А у других есть то, что в свою очередь, может принести пользу нам. Сосредоточьтесь на своих положительных чертах и доверяйте умениям и способностям, которые однозначно ваши. Умение опираться на свои положительные качества может дать вам уверенность в своих силах и помочь в творческом поиске способов справиться с ситуацией. Проявите твёрдость духа и верьте в свои сильные стороны, работая над их развитием и совершенствованием.

Выбирайте для себя лучшее

Выбирайте то, что считаете лучшим для себя вместо того, чтобы стараться следовать чужому мнению и советам. Живя по чужим рекомендациям, советам и указаниям, вы будете постоянно чувствовать себя беспомощными, недовольными собой, своими действиями и своей жизнью. То, что другие считают лучшим для вас, совершенно не обязательно может таковым являться в действительности. Кроме того, имейте в виду, что посторонние люди далеко не всегда могут давать советы и рекомендации “от чистого сердца”. Это могут быть попытки манипулировать вами, с целью получить от вас нужный для них исход ситуации.

Но даже если другие люди и захотят искренне поделиться с вами тем, что они чувствуют, это всё равно будет их личный опыт. И совершенно необязательно, что их собственные желания, убеждения и переживания будут совпадать с вашими. Никто кроме вас не в состоянии понять, что для вас лучше. Ведь никто не знает вас так, как вы знаете себя. Научитесь внимательно изучать советы и рекомендации от других. Извлекайте из них рациональное зерно и полезную информацию, но будьте готовы принять решение, основываясь на том, что вы чувствуете, что работает лучше для вас в долгосрочной перспективе. И не бойтесь пробовать новые, нестандартные и неожиданные ходы.

Если мы пытаемся жить так, как от нас ожидают другие, постоянно стремясь оправдать чьи-то надежды, то это может привести нас к чувству собственной беспомощности. Ведь когда мы не получаем от человека заслуженную, как нам казалось, похвалу за стремление ему угодить, то мы чувствуем себя несчастными, подавленными и никчёмными.

Контролируйте то, что можете

Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать. Когда вы сосредоточены на вещах, которые вы не контролируете, либо на том, что от вас никак не зависит, например, на выборе или поведении других людей, то это может вызвать у вас в чувство безнадежности и невозможности изменить вашу ситуацию. Сосредоточьте внимание на подконтрольных вам вещах. Например, на своём собственном выборе, поведении, своих решениях, эмоциях и чувствах. Так вы сможете не только понять, как оказались в этой затруднительной ситуации, но и извлечь из неё важные уроки на будущее, прибрести важнейший жизненный опыт.

Сосредоточивая внимание на улучшении собственного поведения в сложной ситуации. Таким образом вы запускаете процесс улучшения в остальных сферах жизни, и того, что происходит вокруг вас. Начните действовать с упором на варианты, которыми, как вам кажется, вы можете управлять. Затем предпримите маленькие шаги по достижению того результата, который вы желаете получить. Может быть, вы не сможете изменить целиком всю ситуацию на данный момент, но вы сможете улучшать её пошагово, небольшими порциями.

Перестаньте стремиться всегда быть правыми или всё доводить до совершенства. Иногда страх ошибиться или сделать что-то недостаточно хорошо не позволяет предпринять конкретные шаги для изменения ситуации, попробовать что-то новое. Это может вызывать всё то же ощущение беспомощности, неспособности повлиять на ситуацию и изменить обстоятельства. Опять же, всегда есть больше чем один способ решить вашу проблему. Иногда мы застреваем в каких-то обстоятельствах из-за нашего стремления использовать привычные и знакомые методы решения. Однако всем знакомо утверждение о том, что невозможно получить новое, действуя по-старому.

Не стойте на месте, двигайтесь

Всегда есть возможности для личностного роста и обучения. Ни у кого нет ответов на все вопросы. Никто не бывает всегда прав и не делает всегда всё правильно, и в этом, честно говоря, нет ничего плохого. Когда вы сталкиваетесь со сложной ситуацией, то вполне возможно, что в этот момент вы понятия не имеете, как её решить. Но ведь это совершенно не означает, что всё пропало и нужно немедленно сдаться и опустить руки. Будьте открыты для новых возможностей, перспектив, советов и рекомендаций, помощи от друзей. Таким образом, для вас станут доступны больше возможностей. Вы сможете найти информацию и методы решения проблемы, которые дают наилучшие в данный момент результаты.

Установите безопасные и здоровые личные границы, и выберитесь из ловушки “человека, приятного во всех отношениях”. Люди гораздо больше склонны становиться жертвами, когда они тратят слишком много времени, беспокоясь о том, что другие думают по поводу их поведения, образа мыслей, чувств. Или когда слишком увлечены решением чужих проблем и удовлетворением не своих потребностей. Когда вы таким образом действуете, то теряете из виду свои собственные нужды. Вы тратите силы и энергию на то, что вам лично не приносит никакой пользы, кроме морального удовлетворения, и лишь отвлекает от достижения того, что нужно именно вам для улучшения собственной жизни.

Когда вы слишком сосредотачиваетесь на управлении чужой жизнью, вы теряете способность преодолевать свои собственные препятствия и достигать собственных целей. Вам попросту некогда этим заниматься. Кроме того, это, с одной стороны, создаёт ощущение собственной важности и значимости, а с другой всегда можно оправдать бездействие по отношению к решению своих проблем чрезмерной занятостью. По принципу “сапожник всегда без сапог”. Если вы склонны всегда ставить интересы других людей выше собственных и не устанавливаете приоритеты, то становитесь лёгкой добычей для манипуляторов, которые будут беззастенчиво использовать вас для решения своих проблем. При этом ваши цели будут отодвинуты на второй план.

Примите на себя ответственность за происходящее с вами

Возьмите на себя ответственность за свое собственное положение в сложившейся ситуации. Неважно, какую роль другие люди сыграли в создании текущей ситуации. Всегда помните, что вы тоже приложили руку к тому, что имеете в данный момент. Даже если вы решили не принимать никаких решений, самоустранились и позволили другим направлять ваши обстоятельства, даже в этом случае это был ваш собственный выбор, который сделали именно вы. Если вам не нравится, как обстоят дела в вашей жизни, то перестаньте обвинять других в вашей ситуации. Примите на себя ответственность за изменения и улучшения.

Когда вы решите отпустить обиды и перестанете обвинять других, вы освободитесь из эмоциональной тюрьмы, в которой вас держали эти привычки, и это позволит использовать высвободившуюся энергию более продуктивно, для достижения положительных результатов. Научитесь доверять себе, чтобы делать правильный выбор. Используйте и постоянно расширяйте свои навыки и способности, больше доверяйте своей интуиции и получайте новые знания. Обратитесь за советом или консультацией. Тогда вы можете взять бразды вашей жизни и достижения будущих результатов в собственные руки. Когда вы начинаете брать на себя больше ответственности за свой собственный выбор, то и в случае успеха, и в случае неудачи, вы будете открывать для себя дополнительные возможности, получать неоценимый опыт и уроки, непрерывно приближаясь к поставленной цели.

Неважно, какая у вас сложилась ситуация в данный момент. Всегда есть что-то, что вы можете изменить, чтобы улучшить своё положение и свою позицию. Даже самые маленькие изменения могут привести к большим результатам

Быть неудачником мало кому хочется: основная масса людей желает все-таки быть более или менее успешными. Однако далеко не всегда это зависит от нас самих: порой разрушающие любую, даже призрачную надежду на успех установки закладываются в детстве «любящими» родителями. Но неужели же они не понимают, что творят?

К сожалению, подавляющее большинство родителей, желающее, чтобы чадо было послушным и покорно исполняло все указания, даже не подозревают о том, что своими руками растят беспомощного в будущем члена общества: тот, у кого еще с детства отложилось в подкорке, что нужно слушаться окружающих, едва ли без посторонней помощи сможет принимать самостоятельные решения. Почему же так происходит, и можно ли что-то с этим сделать? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

Почему у заботливых родителей часто вырастают дети-неудачники

Итак, почему же у хороших, даже очень заботливых людей, которые, казалось бы, не желают «своей кровиночке» ничего дурного, часто вырастают отпрыски, лучше всего описывающие бессмертное «хотели как лучше, а получилось как всегда»? Ничего нелогичного в таком исходе нет, и вот почему.

Понятия «хорошо» и «плохо» у разных людей, что ожидаемо, расходятся: то, что одни родители, скажем, считают худшей участью для своего ребенка, другие представляют едва ли не как высшее благо. Зачастую «хорошо» чересчур заботливых родителей не совпадает с желаниями ребенка, но кого это волнует? Отсутствие привычки прислушиваться к словам и просьбам собственного чада — в той или иной мере кредо едва ли не абсолютного большинства родителей.

Окружая ребенка, как они полагают, заботой, родители и не подозревают, что в действительности делают свое чадо социальным инвалидом, неспособным в дальнейшем самостоятельно о себе заботиться. Ограждая ребенка от якобы пагубного влияния сверстников, родители, конечно, с высокой долей вероятности уберегут чадо от первых сигарет и матерных слов, но с той же самой долей вероятности лишат его социализации, шанса научиться заводить друзей и нормально общаться с окружающими.

Выученная беспомощность: как от нее избавиться

Дети-неудачники, жертвы воспитания чересчур заботливых родителей, как видите, не редкость, и странного в этом мало: все, напротив, очень закономерно. Мы уже выяснили, что такое выученная беспомощность и чем она может быть опасна: примеров на самом деле больше, чем кажется. Но можно ли избавиться от этой привычки? Можно, но сложно.

То, что вам однозначно придется сделать, если и вы оказались жертвой воспитания выученной беспомощности, — выйти из зоны комфорта: придется ежедневно делать то, чего вы раньше до смерти боялись. Только так вы сможете победить внутреннего ребенка, который все еще действует по невидимой указке родителей.

Но и переусердствовать тоже не стоит: если вы еще слишком ранимы, рациональнее начать с повышения самооценки и приобретения эмоциональной устойчивости. Такой подход позволит вам грамотно подготовиться к избавлению от выученной беспомощности, и в то же время не приобрести новых травмирующих эпизодов, последствия которых могут существенно усложнить жизнь в будущем.

Как видите, выученная беспомощность — не такое уж и редкое явление: сами того не желая, многие родители учат собственных детей несамостоятельности вразрез собственным мечтам. Сначала большинство родителей желает, чтобы ребенок был послушным, затем — чтобы сам принимал решения, но к сожалению, это практически взаимоисключающие друг друга понятия: либо отпрыск будет, что называется, «шелковым», но при этом безынициативным и привязанным к родительскому мнению, либо же он будет обладать волевым характером и принимать решения самостоятельно — но тогда и особой покорности в детстве от него ожидать не стоит.

Впрочем, подобное воспитание — не единственная причина, по которой многие выросли неудачниками. Ранее мы уже рассказывали об ошибках в советском воспитании, из-за которой большинство людей стало неудачниками: узнайте о них из публикации, которую мы подготовили специально.

Расскажите, что по этому поводу думаете вы: почему, на ваш взгляд, многие люди сегодня беспомощны? Сделали их такими родители, или же это — особая черта характера, на которую невозможно повлиять с помощью воспитания?

Своим опытом, мнением и историями обязательно поделитесь с другими читателями, используя форму для комментариев, расположенную на нашем сайте, а также не забывайте нажимать на специальные кнопки: этой публикацией вы можете поделиться на своей странице в популярных социальных сетях, и тогда ваши друзья и подписчики тоже смогут увидеть и прокомментировать ее, выразив свое мнение. и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.

Внутренняя картина:

  • Установка: «Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно — но не для меня».
  • Установка «мои успехи из-за вас, мои неудачи — из-за меня»

Например, их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.

  • Генерализация, общий характер установки.

Их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем. Будучи выработанной в одной конкретной ситуации, выученная беспомощность распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

Проявления

У животных выученная беспомощность проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным опухолям и т. п.).

У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.

Отчего возникает

Объективные причины: выученная беспомощность чаще возникает после более или менее длительного негативного, вызывающего протест воздействия, избежать которого не удается.

В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.

Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы.

За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: демонстрация беспомощности («Я вообще ничего не могу, ко мне никаких претензий!»), привлечение внимания («Неужели не поможете такому беспомощному?»), месть («Раз ты жизнь — такая, то я тебе отомщу — стану совсем беспомощным») и борьба за власть («Я отказываюсь играть в ваши игры по вашим правилам!»).

Что делать?

Переживать на эту тему можно долго. Если же человек захочет это изменить, он это сделает. И даже быстро. См.>

Если удается показать, что с такой задачей не смог бы справиться никто, — это человека успокаивает и выученную беспомощность снижает.

Если удается показать, что задача не решается только здесь и сейчас — от беспомощности отказаться уже легче.

Если удается показать, что успехи — это его успехи, а неудачи — из-за чужой вины, ситуация облегчается.

Если трудно сразу, можно постепенно: это лечение позитивным опытом.

Делайте постепенно и понемножку то, что получаться будет. «Выученная беспомощность» лечится «выученной успешностью» — позитивным опытом.

Цель поведения ребенка — уклонение

Родители Энджи заметили, что она все больше и больше отходит от семейных дел. Голос у нее стал каким-то жалобным, и по малейшему поводу она тут же начинала плакать. Если ее просили что-нибудь сделать, она хныкала и говорила: «Я не умею». Она также начала невразумительно бормотать что-то себе под нос, и, таким образом, трудно было понять, что она хочет. Родители были чрезвычайно обеспокоены ее поведением дома и в школе. Энджи стала демонстрировать своим поведением уклонение, или, другими словами, показную неполноценность. См. >

Преодоление беспомощности. Поисковая активность

На противоположном полюсе от выученной беспомощности находятся способность к активному действию и исследованию ситуации (поисковая активность) и самостоятельность. Они играют решающую роль в адаптации и сохранении здоровья.

Поисковая активность — форма поведения человека (или животного) в условиях неопределённости, когда индивид не имеет уверенности, будут ли результаты его активности успешными или нет. Однако он способен адекватно оценивать промежуточный результат на пути к конечной цели и менять своё поведение. Противоположным поиску является стереотипное поведение, когда цепочка действий, будучи запущена, выполняется уже без отслеживания внешних и внутренних изменений, т.к. их результат может быть спрогнозирован с большой вероятностью.

Поисковая активность имеет тенденцию к саморазвитию и поддержанию себя самой по закону положительной обратной связи: при поисковой активности восстанавливаются те химические вещества в мозгу, которые необходимы для продолжения этой активности. Например, творчество — типичный образец поисковой активности, и мозг, расходуя энергию в творческом процессе, не требует дополнительной стимуляции. Он как бы находится на самообеспечении.

Поисковая активность — это форма инстинктивного поведения, которая существует у нас с рождения, и в процессе воспитания или развивается или блокируется. При подавлении поисковой активности нарушается естественный «исследовательский» путь от проб и ошибок через инсайт к новому, творчески созданному решению.

Выделяют сферы наиболее частого подавления поиска у ребёнка. Последствия этого не проходят бесследно, и выработанная в детстве личностная беспомощность остаётся и в зрелом возрасте. Для того чтобы восстановить свою естественную способность к поиску, необходимо выявить те сферы, в которых она была у нас подавлена.

  1. Питание.

С младенчества в силу культурных стереотипов родители подавляют поисковую активность ребёнка в еде: кормят вначале по часам, потом в соответствии с правилами питания заставляют употреблять «полезные» продукты и т.д. Как следствие, у многих взрослых имеется негативная реакция на эти продукты. Когда дома мама заботливо кладёт еду в тарелку, ребёнок съедает не столько, сколько хочет, а сколько положили, «чтобы мама не обиделась», «продукты не пропадали», потому что «тарелки должны остаться чистыми». В результате подавления нарушается способность понимать, в какой еде нуждается наше тело.

  1. Движение.

Также с самого раннего возраста ребёнка пеленают, ограничивают его территорию кроваткой или манежем. Последствие этого — формирование двигательной беспомощности, которое появляется в состоянии под названием «лень». Лень — результат обучения через негативное подкрепление («нельзя», «не трогай», «не подходи»). Маленькому ребёнку не бывает лень играть, активно двигаться, гулять, в отличие от детей более старшего возраста, когда беспомощность уже сформирована.

  1. Самостоятельность.

В 3–5 лет — в период освоения физического мира у ребёнка — возникает потребность всё делать самому, что, естественно, он делает не так, как «правильно», а экспериментируя и совершая ошибки. Взрослые или запрещают самостоятельные действия, или прерывают их прежде, чем ребёнок достигнет успеха, или дают сделать только то, в чём удача абсолютно гарантирована.

Если же поисковая активность ребёнка прерывается родителем сильно и резко, например, криком, то некоторое время после этого ребёнок находится в изменённом состоянии сознания — в лёгком трансе. Это состояние характеризуется некритичностью восприятия реальности. Родитель, произносящий растерянному ребёнку в этот момент своё нравоучение, играет роль гипнотизёра, внушающего «формулу беспомощности». Например: «Ты никогда не научишься делать это!», «Вечно ты всё портишь!». Эти формулы (их принято называть «родительскими посланиями») работают многие годы, как самореализующееся пророчество, пребывая вне критики и осмысления. И, вырастая, человек продолжает искренне считать, что «он вечно всё забывает», «он глупее других», «ему нельзя доверять технику» и т.п. и ведёт себя соответствующим образом.

  1. Освоение времени.

Этот период у большинства детей проходит в детском саду и младших классах школы. Чтобы научиться управлять своим временем, также нужен эксперимент, путь проб и ошибок. Но родители и педагоги могут предлагать традиционный способ управления временем — режим дня, который определяет регламент для активности, типа движений ребёнка («время спать», «время бегать», «время спокойных игр» и пр.). К сожалению, это не учит ребёнка самого управлять своим временем, в зависимости от того, в чем нуждается его организм в эту минуту / час, а формирует беспомощность в данной сфере. Примеры беспомощности в отношении управления временем: постоянные опоздания, например, когда каждое утро не хватает пяти минут, чтобы собраться (даже если человек встанет на час раньше), неэффективное планирование (на день планируется столько дел, которые с трудом можно выполнить за три).

  1. Построение отношений с окружающими.

Очень часто ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни ребёнка, исследований допустимого поведения с родными, знакомыми и посторонними людьми. Родители или другие важные для ребёнка взрослые могут подавлять его социальные эксперименты разными способами: запрещать ему проявлять инициативу в общении — «Не мешай взрослым», игнорировать его чувства — «Ну что тебе ещё надо?!», требовать безусловного подчинения — «Делай, как тебе сказано», принимать за ребёнка решения, с кем ему дружить — «Не води его к нам домой, он из неблагополучной семьи», и многими другими. В результате у ребёнка появляются проблемы в отношениях с окружающими — нарушение психологических границ, неумение договариваться, разрешать конфликты, обращаться за поддержкой, страх неодобрения, враждебность, отсутствие эмпатии, холодность, отказ от близости, авторитарность, дискриминация, принятие роли жертвы и т.д. Возникающая в этом случае беспомощность обычно сопровождается тяжёлыми состояниями — депрессией, постоянной тревогой, регулярными вспышками агрессии, безнадёжностью, эмоциональной зависимостью и пр.

12 шагов для преодоления выученной беспомощности

Независимо от того, как проявляется у человека выученная беспомощность, можно выделить общие рекомендации, как выйти из этого состояния и переключиться на новые жизненные стратегии. К этим шагам относятся:

  1. Осознание человеком своей ситуативной или личностной беспомощности, определение причин её возникновения.
  2. Актуализация собственных желаний и потребностей. Осознание того, что в данный момент по-настоящему важно для нашего тела, личности и духа, позволяет человеку снимать физическое и психическое напряжение и переживать удовлетворённость, спокойствие, радость, благодарность. Опора на свои чувства и желания, доверие себе подпитывает процесс творчества, необходимый для решения проблем и изменения своей жизни.
  3. Осознание своих прав (на ошибку, на собственный выбор, на несовершенство и т.п.) и ответственности за свою жизнь. Преодоление негативных родительских посланий — ограничений, запретов, «проклятий», которые составляют ядро застарелого внутреннего конфликта, высвобождает у человека энергию для ежедневного принятия собственных решений.
  4. Повышение самооценки. Человек, который в любой ситуации уважает себя, реже попадает в состояние беспомощности, чем человек с чувством собственной неполноценности. Человек, который считает, что его удачи в основном закономерны и обусловлены его личными достоинствами, знаниями, навыками и усилиями, а неудачи часто случайны и обусловлены определённым стечением обстоятельств, сохраняет уверенность в своих силах и положительный настрой при появлении проблемы.
  5. Внутренняя работа с тяжёлыми эмоциональными состояниями (тревогой, апатией, стыдом и виной, горем или депрессией), в случае необходимости при помощи специалистов.
  6. Актуализация опыта побед и преодоления трудностей. Опыт собственного поискового поведения повышает сопротивляемость человека к неудачам. Легко достигнутый успех, напротив, снижает эту сопротивляемость, и когда человек, получавший всё без приложения достаточных усилий, сталкивается с реальностью, он не в состоянии мобилизоваться для решения проблемы.
  7. Формирование позитивного прогноза в проблемной ситуации. Оптимизм как позитивное мышление, вера человека в лучшее, является одним важных условий преодоления выученной беспомощности.
  8. Постановка целей для разрешения трудной ситуации и принятие на себя ответственности за их достижение.
  9. Обнаружение внутренних и внешних ресурсов для преодоления возникшей проблемы. Внутренние ресурсы — это потенциал личности, те знания, навыки и качества человека, которые делают его сильным, целостным, устойчивым и эффективным. Они позволяют человеку существовать, сопротивляясь среде в одиночку, осознавая реальное положение дел, выдерживая стресс и сохраняя себя. Однако наличие внутренних ресурсов не отменяет нужды во внешних. Важнейшим внутренним ресурсом является доверие к миру, готовность принять события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе, которую некоторым даёт вера в Бога. Доверие к миру помогает человеку восстанавливать внешние ресурсы, ведь у него появляется открытость миру.
  10. Создание новой стратегии преодоления препятствий. В ресурсном состоянии события воспринимаются по-другому, и реакция человека на обстоятельства меняется. Новое поведение скорее приведёт к положительному сдвигу в проблемной ситуации, чем то, что уже опробовано и не дало результата.
  11. Составление плана выхода из ситуации, спровоцировавшей состояние беспомощности.
  12. Реализация конкретных действий для достижения поставленных целей, при необходимости обращение к близким или специалистам за поддержкой для этого.

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ И ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ.

Автор теории выученной беспомощности – Мартин Селигман определял беспомощность, как состояние, возникающее в той ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Если такое состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (генерализируются), значит это –выученная беспомощность. Непродолжительного периода невозможности контролировать окружающий мир достаточно, чтобы выученная беспомощность начала жить собственной жизнью и управлять поведением человека.

Проведя ряд исследований, Селигман пришел к выводу о том, что беспомощность формируют не сами по себе неприятные или неприятные события в жизни человека, а именно их неконтролируемость, то есть невозможность влиять на них. При этом стоит отметить, что, как негативные, так и позитивные последствия, если они неконтролируемы, приводят к формированию беспомощности.

У человека и животного тот же механизм формирования беспомощности и та же способность переносить это состояние на другие ситуации. Однако в отличие от животных люди обладают некоторыми особенностями – беспомощности человек может научиться, просто наблюдая за беспомощностью других – то есть для человека имеет значение не только собственный опыт, но и демонстрация ему моделей этого состояния.

С раннего детства человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

— полное отсутствие последствий (депривация);

— однообразие последствий;

— асинхронность (отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями).

Рассмотрим каждое из этих обстоятельств.

Отсутствие и однообразие последствий – чтобы человек избежал пессимизма и чувства беспомощности последствия его действий должны быть в наличии и должны быть разными. Ребенок, который в ответ на различное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковую реакцию (неважно-положительную или отрицательную), точно также теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и тот, который лишен обратной связи целиком и полностью. Если человек, неважно взрослый или ребенок, совершая различные поступки (хорошие и плохие), знает, что все равно его родители, супруг или его статус защитят от возможных негативных последствий, то этот человек оказывается в той же степени беспомощен, как и тот, кто наталкивается на шквал критики, чтобы он не делал. Иными словами, беспомощность возникает тогда, когда человек, пытается решить ту или иную поведенческую проблему и не находит никакой системы в том, как реагируют окружающие на его действия и никто не помогает ему эту систему обнаружить.


Асинхронность – между действиями и последствиями проходит так много времени, что уже невозможно связать реакцию окружения с теми или иными действиями. Телесные наказания по пятницам, служебный разнос по понедельникам и редко выплачиваемая зарплата – все это последствия, которые асинхронны по времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами труда, а наказание или критика со стороны родителей – с ошибками или неправильным поведением ребенка.

Кроме того, следует уточнить, что для формирования беспомощности важно, чтобы человек считал, что задача либо способность повлиять на создавшуюся ситуацию не доступна именно ему.Если же он считает, что задача не решаема в принципе или ее может решить другой человек, обладающий специальными компетенциями, которыми данный индивид не обладает, то формирование беспомощности не происходит.

Выраженность выраженной беспомощности и ее распространенность на разные виды деятельности определяются сочетанием его психологических установок. Например, наиболее тяжелые последствия связаны с установками, заставляющими индивида приписывать причину беспомощности своим личным качествам, воспринимаемым как неизменные и влияющие на все формы жизнедеятельности.

Таким образом, обучение беспомощности происходит при наличии нескольких факторов:

— индивид не имеет предшествующего опыта решения сложных задач;

— у него сформирован недостаточный уровень потребности в поиске;

— он считает, что с данной задачей может справиться любо равный ему человек, но не он сам;

— он длительное время сталкивался с ситуациями, в которых не было четкой взаимосвязи между его действиями и их последствиями.


Концепция поисковой активности, разработанная Селигманом и его коллегами позволяет показать влияние выученной беспомощности на формирование виктимности более объемно.

При этом под поисковой понимается активность, направленная на изменение внешнего/внутреннего плана ситуации при отсутствии определенного прогноза результатов своей деятельности, но при постоянном их учете. Подобное определение подразумевает, во-первых, широкий круг личностных факторов, обуславливающих устойчивость человека по отношению к отрицательным воздействиям внешней среды (в отличие от концепции выученной беспомощности), во-вторых, предполагает, что индивид, переживающий состояние стресса, является не пассивным по сути объектом воздействия внешних условий (каким он представляется в концепции выученной беспомощности), но активным субъектом, реорганизующим или пытающимся реорганизовать дискомфортную ситуацию таким образом, чтобы она стала для него приемлемой. Иными словами, поисковая активность – деятельность, направленная либо на изменение неприемлемой ситуации и(или) своего отношения к ней, либо на сохранение благоприятной ситуации вопреки угрожающим ей факторам и обстоятельствам. Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире как естественной внешней среды, так и социальных отношений. В реальной жизни стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая существование лица в набор автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную ситуацию. В то же время в процессе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные результаты должны учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в итоге малоэффективным.

Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. Это состояние переживается человеком разнообразно: как депрессия, невротическая тревога, апатия, чувство беспомощности, что часто предшествует развитию различных заболеваний. Чем более высоким уровнем поисковой активности характеризуется деятельность человека в обычном состоянии, тем тяжелее для него будет перенести отказ от нее. Состояние отказа от поиска сказывается резко отрицательно на результатах любой деятельности – возникнув в конкретной ситуации, оно (равно, как и выученная беспомощность) имеет тенденцию захватывать поведение в целом, поэтому если ощущение безнадежности и беспомощности явилось реакцией на какую-либо конкретную неудачу, оно способно парализовать активность лица в любом другом направлении. То есть снижение поисковой активности обуславливает возникновение новых неудач и формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно только в том случае, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее от человека полной мобилизации сил для спасения собственной жизни или жизни близких.

Помня об этом, легко понять, почему неизменные и легкие удачи снижают устойчивость индивида по отношению к выученной беспомощности – ведь при этом формируется стопроцентный положительный прогноз, отпадает необходимость в поисковой активности, и она детренируется. Ясно также, почему постоянные поражения, преследующие какого-то человека с раннего детства, способствуют формированию у него выученной беспомощности – он получает неизменно отрицательный результат, его поисковая активность обесценивается. Напротив, обычное чередование побед и поражений, которое и происходит обычно в жизни у большинства людей, создает неопределенный прогноз и ощущение зависимости результатов от предпринятых усилий, в это способствует тренировке поисковой активности и вырабатывает «иммунитет» к выученной беспомощности. Если человек отказывается от поисковой активности, это приводит к возникновению выученной беспомощности и к тому, что человек, попав в положение жертвы, практически ничего не предпринимает для изменения сложившихся обстоятельств.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх