Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Воспитание уважения к старшим

Если старший должен помогать младшему, то что должен младший старшему?

Честно говоря, слово «должен» не вполне подходит для отношений между старшими братьями-сестрами и младшими.

Слово «должен» слишком категоричное, и его следовало бы употреблять с другом контексте, например, юноша должен отслужить в армии (или хотя бы не уклоняться), коммунист СССР должен бороться с религиозными предрассудками, монах должен отказаться от всего земного, от своего имущества и денег; верующий должен жить скромно, крестный родитель должен водить в храм и причащать крестника.

Но вернусь к вопросу

Моя сестра намного моложе меня и я довольно много уделял ей внимания, много нянчил, водил в садик и школу, в муз.школу, читал вслух, учил читать и считать. Но слово «должен» здесь не слишком подходящее. Я делал это по любви, по интересу и еще как почетная обязанность (один раз я на небольшое родительское собрание ходил, и мне для самого это было лестно).

Другое дело, что в Нашей Стране было принято, чтобы старшие братья-сестры помогали нянчить младших. Зачастую было принято, чтобы младшие хотя бы немного помогли с племянниками. А самое главное, было принято, чтобы младшие взяли бо́льшую часть заботы потом о престарелых родителях, при этом, зачастую получив и бо́льшую часть наследства, например, жилья.

Не всегда можно все измерить и, наверное, не нужно это делать. На БВ нет-нет да появляются вопросы с рассказами о крайне несправедливом завещанном наследстве или о неравномерной заботе о детях или стариках. Полностью поделить пополам такие обязанности, как мне кажется, невозможно, хотя бы потому, что высчитать математически их нельзя и даже кощунственно. Но это не значит, что кому-то все, а другому ничего. То же самое наследство может быть разделено в пропорциях 60% на 40%, в том случаи, когда получивший чуть большее объективно нуждался в этом большем или заслужил его.

Я знаю несколько семей, где старшим ребенком была старшая сестра, причем с разницей в возрасте около 12 (и даже 16) лет. То есть, фактически, на полпоколения старше. Во многих случаях старшие сестры играли роль своего рода «второй мамы»- я беру в кавычки, потому что это слова двух разных младших братьев. И, насколько мне известно, вопрос

там даже и не ставился.

У меня своей семьи нет, но вообще говоря, опыт воспитания младших братьев и сестер — бесценный. И я плохо понимаю ситуации, если старший ребенок не участвует в воспитании младшего брата или сестрички. Хотя, пользуясь случаям, хочу сказать, что родители не должны полностью «спихивать» заботу о младшем ребенке на 10 или 12-летнего старшего ребенка.

Как привить ребенку уважение к старшим 18 61416

Все мы знаем, что людей старшего возраста надо уважать. Почет и внимание, вежливость и готовность прийти на помощь человеку преклонного возраста может охарактеризовать любого только с лучшей стороны. А как научить маленького ребенка уважать старших?

В наше время часто можно услышать мнение, будто дети не умеют уважительно относиться к старшему поколению. А потому инциденты, когда подростки отказываются уступать место в общественном транспорте людям преклонного возраста, не помогают бабушке перейти дорогу, и порой просто невежливы со старшими, сегодня стали уже вполне обыденными. Но это совсем не означает, что у таких детей испорченный нрав от рождения. Просто им не объяснили, как себя вести в таких ситуациях и не показали правильный пример. Практически у всех народов мира есть множество традиций, обычаев и просто пословиц, которые предписывают чтить старшее поколение. И как показывает практика, ребенку, который ведет себя таким образом со старшими людьми, объяснить что-то уже крайне сложно. Ведь любое перевоспитание пройдет намного тяжелее, чем воспитание. Поэтому, чтобы не узнать в своем любимом малыше лет через 10 именно такого подростка, стоит начать задавать ему верные ориентиры в этом вопросе как можно раньше – уже с 2-3 лет. Как это сделать правильнее всего?

Демонстрируйте уважение на личном примере

Самое главное – помните: маленькие дети практически во всем берут для себя за основу поведение родителей. Поэтому личный пример, с помощью которого вы будете демонстрировать, как нужно уважительно обращаться с теми, кто старше вас, принесет наилучший воспитательный эффект. И начать здесь надо с вашей семьи. Не допускайте, чтобы ваш ребенок видел, как вы ругаетесь со своими родителями или родителями мужа/жены. Даже если отношения с ними по какой-то причине не сложились, вам необходимо приложить все усилия для того, чтобы малыш не заметил вашего раздражения или недовольства поведением старшего поколения. Старайтесь быть благожелательны в общении с ними, интересуйтесь их мнением, помогайте им по мере возможностей, и не забывайте находить поводы для теплых слов в их адрес. Также рассказывайте ребенку об их длинной жизни и просите сделать это бабушек и дедушек, пока они приглядывают за ребенком. Альбомы со старыми фотографиями, необычные истории из их прошлого – все это поможет сформировать у ребенка к старшему поколению уважение, гордость за них, и понимание, что, с одной стороны, их опыт может быть интересным и познавательным, а с другой, они в силу возраста уже нуждаются в определенном уходе. И не забывайте: как вы сейчас относитесь к своим родителям, так наверняка будет относиться к вам и ваш ребенок, когда вы станете пожилыми. Потому привитие уважения к старшим в семье – это, прежде всего, забота о самих себе в будущем!

Впрочем, лишь родственниками ваш пример, конечно, не должен ограничиваться. Поэтому старайтесь вести себя уважительно по отношению ко всем старикам. Пропускайте в очереди в магазине или поликлинике, уступайте место в автобусе, предлагайте помощь, если человек в чем-то нуждается (хоть поднять с земли оброненную вещь, хоть подать тяжелую сумку при посадке в трамвай – примеров множество). Причем желательно делать это не только тогда, когда они говорят об этом, но и без просьбы. И обязательно поясняйте ребенку, зачем вы это сделали: «Видишь, бабушке тяжело, надо было помочь, ей это очень приятно», «Дедушка уже старенький, ему сложно ждать приема к доктору, нужно его пропустить, а мы можем подождать вместо него, он это заслужил и будет за это благодарен…». При желании и возможности можно показать ребенку еще и примеры благотворительности, направленной на одиноких стариков или дома престарелых: перечислить деньги на счет, зайти в гости проведать, купить и отвезти продукты или ненужные вещи – все это даст вам возможность рассказать больше о необходимости поддержки пожилых людей. А еще старайтесь донести до малыша мысль, что когда-то и вы, и он сам станете такими же. Да, дети в 2-3 года не очень-то и верят в это, но вам стоит подчеркивать это чаще, переводя акцент на него. «Если бы ты был таким же стареньким, ты разве не был бы рад, если тебе уступили?» или «Когда твои папа и мама станут пожилыми, ты разве хочешь, чтобы окружающие относились к ним без должного уважения?» – подобные фразы могут помочь ему понять, что чувствуют другие, и соответственно изменить свое поведение.

Помогайте ребенку помогать старшим

Но, естественно, только своим примером, какой бы он хороший ни был, научить чему-то ребенка сложно. Поэтому нужно больше обсуждать с ним способы уважения, поддержки и помощи людей постарше, а также активно вовлекать его в них всеми доступными способами. Например, вы не просто уступаете место в автобусе, а предлагаете сделать это именно вашему ребенку: «Ты не хочешь встать или пересесть ко мне на колени, чтобы бабушка посидела?». Ну, а если видите, что ребенок уже сам пытается помочь окружающим, всячески поощряйте это, отмечайте и хвалите его, что он молодец и поступает очень хорошо. Разумеется, надо пресекать и обратные образцы поведения маленького человечка. Если он грубит в ответ на обращение старшего человека, игнорирует его, ведет себя бестактно, задавая ненужные или невежливые вопросы, стоит обозначить для него пределы допустимого, пояснив основные правила этикета. Не ругайте и не наказывайте его, это может вызвать озлобление, а четко и ясно доносите до детского сознания, что такое поведение для вас лично неприемлемо. А потому вы ждете от него извинений перед человеком, который старше его, и надеетесь, что впредь подобное не повторится. Постоянно видя, что хорошее, уважительное отношение к старшим получает высокую оценку и своих родителей, и других людей, ваш ребенок скорее начнет вести себя именно таким образом.

А еще ищите примеры не только из своего поведения или поведения ребенка, но и из окружающего его мира. Похвалите перед ребенком девочку, которая всегда первой здоровается со старшими, или товарища по детсаду, вежливо разговаривающего с воспитателем. Также выбирайте фильмы или сказки, где поддержка старших или пожилых людей показана с лучшей стороны. При этом обязательно после просмотра кино или прочтения такой книги обсуждайте их с малышом! Спросите у него, кто в книге главные герои, кто из них положительный, а кто отрицательный, как их поведение относительно старших помогло им либо помешало в чем-то и какую роль сыграло в разрешении сюжета. Такие беседы помогут вам сделать акценты на нужных моментах и донести до ребенка понимание того, что же такое хорошо, а что такое плохо в отношениях с людьми, которые уже прожили намного больше лет, чем сам ребенок. И тогда уважительное отношение к ним, без пренебрежения, будет для него привычным, естественным стандартом, нормой, к которой необходимо стремиться. А главное помните, что обучение идет постепенно, научить уважению к старшим быстро и легко не получится! Лишь кропотливая ежедневная работа в этом направлении в течение многих лет воспитает в ребенке правильный характер, который поможет ему выстраивать верные отношения со старшими людьми. Поэтому не переживайте, если поначалу что-то не получается, а просто наберитесь терпения. И вскоре вы заметите реальные изменения в поведении маленького человечка!

P.S. Напоследок один немаловажный нюанс: уважение нужно проявлять ко всем взрослым, но заслужили его, будем откровенны, далеко не все. Согласитесь, вряд ли действительно достоин его грубый человек, резкий, некультурный, ведущий себя в обществе неподобающим образом. И поэтому у малыша может возникнуть резонный вопрос: зачем уступать место ругающейся со всеми бабушке, чем она такая хорошая, что заслужила мое к ней почтение? Или почему надо пропустить вне очереди пожилого мужчину-скандалиста, который оскорбляет других людей? Вопрос этот на самом деле сложный. Пояснить маленькому ребенку, что надо уметь оценивать поведение других людей и соответственно реагировать на него, крайне сложно. Ведь малыш в 3 года еще не обладает столь развитыми навыками анализа и самоанализа для корректировки своего поведения… А потому в этом возрасте будет достаточно сказать ему, что уважать надо, конечно же, всех старших. Но некоторые из них иногда могут вести себя по каким-то причинам не очень красиво или хорошо. Поэтому надо стараться помогать им, но, если они не ценят этого, лучше проявить терпение к ним и отойти в сторону, а не вступать с ними в ссору. Таким образом, вы научите его не беспрекословному подчинению старшим, а воспитаете в нем самостоятельного, тактичного, умного и чуткого человека.

А как вы рассказываете ребенку про то, как ему нужно себя вести со старшими людьми?

Как воспитать уважение к матери? Часть 1

В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с дедом относятся к своей взрослой дочери как к несмышленышу и «песочат» ее при ребенке, потакая его прихотям, маме трудно поддерживать свой авторитет. В наше время это довольно частая материнская жалоба в беседе с психологом. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу…

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то все равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает впечатления. А в современном мире властвует неуважительный дух. Всепроникающая ирония, насмешки, глумление, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот дурак или ханжа. Или и то и другое разом.

В такой недоброй обстановке в первую очередь страдают, естественно, слабые: дети, старики, женщины. Ведь сколько ни эмансипируйся и ни подражай мужчинам, все равно женщины – слабый пол. И даже в том, что алкоголизм и наркомания у них быстрее ведут к деградации личности, а женская преступность отличается большей жестокостью, тоже проявляется слабость. Такие грубые извращения женской природы оказываются слишком тяжелым грузом для психики, и женщины стремительно «слетают с катушек».

В современном мире, который чем дальше – тем больше отходит от христианства, вследствие этого отхода все откровеннее насаждается культ силы. Сильного и жестокого боятся, слабость презирают, чужими состраданием и великодушием безжалостно манипулируют. Женщины и тут гораздо чаще оказываются в проигрышной позиции.

Как воспитывать в столь неблагоприятных условиях уважение к матери? (О формировании образа отца я когда-то писала, поэтому сейчас на этой теме заострять внимание не буду.) Проще всего сказать: «А пусть она соответствует, тогда и уважение будет». Но ведь это смотря на чем акцентироваться. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если так рассуждать, то получается, что только идеальный человек достоин уважения. Но тогда почему апостол Павел призывал рабов оказывать уважение любому хозяину, не только доброму и милостивому? И Господня заповедь чтить отца и мать дана безо всяких отсылок к их поведению. Да и при общении с другими людьми не следует забывать, что каждый человек сотворен по образу Божию. (Хотя своими грехами он этот образ может сильно осквернить.)

Зачем нужно уважение?

Когда мы сталкиваемся с любой мало-мальски серьезной проблемой, ее, прежде всего, необходимо осмыслить и лишь потом искать пути решения. Сегодня, правда, многим хочется сразу, не напрягаясь, получить готовые рецепты, но таким образом далеко не уедешь. Жизнь чрезвычайно разнообразна, и без осмысления происходящего человек с высокой степенью вероятности рискует оказаться в положении дурня из популярной сказки. Помните? Бедняга не мог вовремя сориентироваться и прикладывал конкретные советы не к тем обстоятельствам, к каким следовало: на свадьбе начинал горько плакать, а на похоронах – радоваться и поздравлять родственников умершего. За что ему постоянно перепадали тумаки и оплеухи.

Итак, попробуем осмыслить. Прежде всего, зададим вопрос: а так ли уж оно нужно, это уважение? Вопрос отнюдь не праздный, ведь если бы необходимость уважительного отношения друг к другу была для всех очевидной, люди не перенимали бы с такой легкостью противоположные модели поведения. Конечно, тут очень важна игра на страстях: гордости, тщеславии, честолюбии, эгоизме. Захваченный этими страстями человек пытается возвыситься над окружающими, демонстрируя им свое «фе». Но страсти были всегда; это, так сказать, личное дело каждого. А вот идейное обоснование хамства и разрушения Богом установленной иерархии под маркой борьбы за равноправие – явление относительно новое и гораздо более массовое. Это уже работа с общественным сознанием. И она, как мы знаем из истории, может оказаться весьма успешной. Особенно если идеи будут облечены в привлекательную оболочку и созвучны тому, чего смутно, неосознанно желает общество. А оно в разные эпохи бывает подвержено разным умонастроениям. То, что когда-то не имело шансов на популярность, спустя энное число лет вполне может быть встречено на ура.

Возьмем хотя бы так называемые партнерские отношения родителей с детьми. Казалось бы, чушь несусветная. Ну, какой из ребенка «партнер»? Партнер – это равный, компаньон, товарищ. А ребенок даже в игре (еще одно значение слова «партнер» – «соучастник игры») часто не может быть адекватным партнером: плачет, проигрывая, хочет, чтобы ему поддались. Тем более – в жизни! Коли равные права, то извольте иметь и равные обязанности, иначе это не партнерство, а чистой воды надувательство. Но какие обязанности у ребенка, даже не очень маленького? Прибрать в комнате, помыть посуду и иногда сходить в магазин за хлебом и молоком? (Серьезные закупки детям обычно не доверяют.)

Но ведь идеология партнерства, несмотря на свою очевидную нелепость, пришлась по вкусу многим взрослым! (Через некоторое время они, правда, видят, что ситуация зашла в тупик: никаких равноправных, то есть предполагающих равную степень ответственности, отношений с детьми не получается, а получается игра в одни ворота, и ребенок растет нахальным и безответственным. Но неприятные последствия наступают потом, а сперва взрослые считают, что так вести себя с детьми умно и правильно. Дескать, мало ли что было раньше? Сейчас другая эпоха, все должно быть по-новому!) Попадаются же они на удочку партнерства потому, что, во-первых, оно дает иллюзию дружбы и душевной близости, которых так не хватает людям при нынешней атомизации общества. Во-вторых, когда ты на равных с ребенком, то ты и сам почти дитя. А значит, соответствуешь модным эталонам, ведь сохранение молодости до гробовой доски – прямо-таки идея фикс современного общества. Да и элемент игры, присутствующий в партнерских отношениях с ребенком, многим импонирует. «Цивилизованный» мир вообще все пытается превратить в игру. Даже человека уже предлагается именовать не «сапиенсом» (разумным), а «люденсом» – играющим. Якобы это чуть ли не основная его характеристика.

И все-таки: нужно или не нужно? Сторонники «неавторитарного» подхода, естественно, говорят, что нет. Что гораздо важнее не потерять доверие ребенка. А потому предлагают действовать исключительно методом убеждения. И то – лишь пока ребенок готов вас выслушивать. Если же ему надоест, он вправе повернуться спиной и потребовать, чтобы его «не грузили». В странах, где такие методы взаимодействия с детьми не просто пропагандируются отдельными энтузиастами, а уже законодательно вменяются в обязанность родителям и учителям, постепенно запрещаются все виды наказаний. В Голландии, например, как указывают местные источники информации, «педагогически допустимыми наказаниями» считаются «штрафной стул», календарь поощрений и подчеркивание позитивных качеств. То есть фактически наказания отменены, ибо «штрафной стул» для хулиганов школьного возраста – это просто смешно. Да и с отменой поощрений и похвалы (ведь только в таком контексте это можно записать в разряд наказаний) все не так однозначно. Ювенальная юстиция, стоящая на страже прав ребенка, вменяет в обязанность родителям снабжать детей карманными деньгами (так что ребенка нельзя в наказание их лишить), обеспечить чаду персональный компьютер и телевизор, гарантировать досуг и общение с друзьями. Так что и гулянки в наказание уже не запретишь. А уж о влиянии на выбор друзей нечего и заикаться!

Сама постановка вопроса, когда ребенок борется с родными за свои «права», а чужие дяди и тети его науськивают: дескать, тебя папаша с мамашей не обижают, деточка? а то ты только скажи! мы им покажем… – сама такая постановка вопроса свидетельствует о том, что ни о каком уважении к родителям речи уже не идет. Это жалкие, презренные людишки, которые должны к тому же терзаться чувством вины из-за того, что они, находясь в плену варварских, архаических предрассудков, смели считать детей своей собственностью и претендовать на – вот смех-то! – какое-то там уважение! В то время, как удел современных родителей – рабски угождать своим отпрыскам, которых они, не имея на то ни моральных, ни физических оснований, дерзнули произвести на свет.

В итоге, поскольку равенство в природе невозможно, достаточно быстро создается новая, извращенная иерархия, в которой дети властвуют над родителями. А детьми командуют чиновники, которые стараются как можно больше отдалить их от семьи и приблизить к восприятию антисемейных ценностей «нового прекрасного мира». Мира, в котором разврат считается уже не развратом, а очень даже эффективным способом самовыражения, наркотики «расширяют сознание», способствуют развитию творческих способностей и преодолению депрессии, аборты помогают справиться с нищетой и перенаселением планеты, эвтаназия прекращает страдания больных. А христианство с его моральными нормами и заповедями объявляется негуманным, нетолерантным, провоцирующим вражду и значит – для блага общества – подлежащим запрету. Совсем открыто это пока не декларируется, но де факто постепенно происходит, чему, особенно в последние годы, уже полно свидетельств.

В такой обстановке лишение родителей авторитета чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам себе голова, в эту незрелую голову очень легко проникают душевредные идеи. Вот что пишет по данному поводу психолог Арина Липкина, проживающая в США: «Когда подросток взрослеет, шансов выйти из-под контроля становится все больше. На пути встают опасные соблазны: ранний секс, наркотики, оружие, секты. В это время обеспеченные родители, как правило, переводят своих детей в частные школы. Подобные риски там сведены к минимуму. В любом случае, они стараются уделять подросткам больше внимания. Проводить вместе с ними больше времени. Это трудная пора. Родителям важно удержать ранее завоеванные позиции. Требуется немало моральных сил, любви и терпения. Стоит сорваться, как тут же возникает опасность потери контакта с ребенком. Или того хуже – его обращения за помощью в “органы”».

Иными словами, сколько бы родители ни старались завоевать доверие ребенка (а для этого на многое закрывали глаза, не наказывали, не ругали, не запрещали, все всегда старались объяснить и смирялись с тем, если объяснения не действуют, отдавали ребенку все самое лучшее, жили его интересами и т.п.), никаких дружеских, доверительных отношений в ювенальной системе координат все равно не получается. Потому что на друзей в «компетентные органы» не доносят, как бы они тебя ни обидели. Дружба несовместима с предательством. И доверие тоже.

Так чего ради городить огород? Зачем лишать ребенка в детстве чувства защищенности, которое дает вера в то, что папа с мамой – самые главные люди? И той особой трепетной детской любви, детского обожания родителей, воспоминание о котором будет чем дальше – тем драгоценней и которое при партнерских отношениях невозможно, поскольку партнеров не обожают? В угоду чему подвергать плоть от плоти своей всем этим страшным рискам, сопряженным с приобщением к «культуре рока-секса-наркотиков»? И беспомощно наблюдать за тем, как сын или дочь, подававшие в раннем детстве столько надежд, на твоих глазах деградируют, потому что ты им не указ, а те, кого им охота слушать, всячески поощряют и оправдывают деградацию?

Без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это азы педагогики, и, наверное, каждый имел возможность убедиться в их истинности на собственном опыте. В любой школе бывают добрые, но чересчур снисходительные учительницы, которые не умеют себя поставить с детьми. И дети, не испытывая к ним никакой неприязни, совершенно этих женщин не слушаются. А часто даже издеваются, испытывая их терпение. Нетрудно догадаться, что и объяснения урока пропускаются мимо ушей. В классе стоит такой шум, что и те редкие дети, которые в подобной обстановке все-таки желают учиться, физически не могут осуществить свое желание.

Так что уважение к старшим совершенно необходимо. Детям – для нормального развития их личности. А родителям – для того, чтобы чувствовать себя нормальными людьми. Ведь жить, когда тебя постоянно унижают, невероятно тяжело. А уж сносить хамство и унижения от детей просто аморально. Конечно, смирение – величайшая добродетель, и христиане должны ее в себе взращивать. Но смирение родителей перед детьми вовсе не означает потакание греху. Наоборот, родители обязаны прививать детям высокую нравственность, всеми силами удерживать их от греха и наставлять на путь спасения. Они будут отвечать за это перед Богом. Смирение же родителей перед детьми выражается совсем в другом: в том, что с рождением ребенка человек кардинально меняет свою жизнь, многие свои привычки, бывает вынужден больше работать и меньше спать, терпеть детский плач и капризы, отказывается от многих прежде любимых занятий, заметно сокращает общение с друзьями. Короче, ни для кого другого большинство людей не совершает такого количества альтруистических поступков, как для своих чад. Поэтому школа смирения в семье весьма серьезная. И заповеданное Богом почитание родителей – необходимое условие для поддержания гармонии и справедливости. Без этого родительские обязанности становятся «бременами неудобоносимыми», и многие люди от них уклоняются, выбирая бездетность.

А мы других уважаем?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки», – сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный императив настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды, почти слово в слово: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31).

Но мы все равно забываем и нередко не делаем переноса, потому что нам, по нашему эгоизму, часто хочется к себе какого-то особого отношения. Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях уважение, если ты сам не уважаешь других, невозможно. Дети вовсе не такие хорошие психологи, как думают многие, но нарушение иерархии и флюиды хамства они улавливают прекрасно. Ребенок перенимает стиль поведения в семье еще до того, как научится говорить. Поэтому очень важно задуматься: а как мы сами относимся к своим родителям и к родителям жены или мужа, к бабушкам и дедушкам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у которых развивается склероз? Не говорим ли (в том числе при ребенке), что у них «поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам (пусть даже только мысленно) претензии: того недодали, недолюбили? Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребенок не слушается бабушку, грубит ей, а мы не вмешиваемся, не торопимся призвать его к порядку?

Какой вообще образ мира взрослых формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального, а не только высококультурного человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей все равно соблюдается некая грань. Нет самопревозношения и насмешки, нет злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда позорным. И даже если человек сильно сердился на мать с отцом, он не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы не поддержал. Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7: 10).

Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Сколько женщин (по моим наблюдениям, это больше свойственно слабому полу) никак не может выйти из порочного круга застарелых детских обид, на которые наслаиваются новые, вроде бы взрослые, а по сути – все равно детские!.. Претензии матерей к их собственным матерям как бы витают в воздухе и настраивают детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. А значит, именно с нее он «считывает» первичную информацию об отношении к людям. Поэтому от того, как она обращается с окружающими, будет во многом зависеть его отношение к ним и к ней самой. Так что совершенно необходимо критически оценить два момента: во-первых, какой пример подает ребенку мама и, во-вторых, какого отношения она сама-то хочет добиться с его стороны.

Если мать подает пример вежливого, заботливого, великодушного отношения к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет настраивать детей на соответствующий лад. Очень важно, чтобы о близких (да и о дальних тоже!) ребенок слышал как можно больше хорошего. А то мы, сами порой того не замечая, даже в бочку меда умудряемся подмешать ложку дегтя.

Например, можно сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, подчеркнуть, что иначе папа будет ругаться. И еще добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут – «такой бардак».

Вообще имеет смысл почаще смотреть на себя со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть восприняты детьми, какой урок они из них извлекут, какую память мы о себе оставим. Пройдут годы, дети многое поймут и переоценят. Что потом будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать относилась к близким?

Ребенку важно видеть и копировать почтительное обращение матери со старшими, особенно престарелыми людьми. К сожалению, сейчас это отнюдь не норма. Нередко сталкиваешься с тем, что дети не знают даже азов культурного поведения. Старушка уронит что-нибудь на пол и сама, кряхтя, поднимает. А стоящему рядом внуку в голову не приходит наклониться, чтобы ей помочь. Не потому, что лень, а просто он не видит дома примера и не знает, как себя ведут в такой ситуации.

В журнале «Виноград» (2009. Январь-февраль) было напечатано интервью с невесткой, пожелавшей остаться безымянной. По той мудрости, которая сквозит в ее словах (да и из самого текста), ясно, что за ее плечами уже довольно долгая жизнь. Но вот она вспоминает первые годы замужества и, признаваясь, что ей очень трудно было привыкать к жизни в доме свекрови, поясняет: «Понимаешь, чужой дом! Что, могу я в чужом доме спать, сколько в мою ленивую плоть влезет?! Да не могу! Свекровь уже встала, она умылась… Так я же моложе, я опередить должна и мужу и ей завтрак подать. Стыдно мне было бы молодой и здоровой женщине лежать, когда старая свекровь там за дверью ходит. Стыдно быть ленивой».

Многие ли современные молодые женщины рассуждают таким образом? А ведь именно такое традиционное отношение к старшим формирует у ребенка понятие об иерархии. И, в свою очередь, служит залогом того, что мать тоже имеет право рассчитывать на уважение со стороны младших по возрасту.

Какова наша цель?

Теперь, как говорят на заседаниях, «по второму вопросу»: о том, чего на самом деле добивается мать, ведя себя тем или иным образом. Порою человек или неверно определяет цель, или видит лишь одну сторону медали. Поэтому он бывает обескуражен и разочарован, столкнувшись с последствиями своих же собственных поступков.

Допустим, мама приучает ребенка называть ее по имени. Ей это кажется оригинальным. И действительно, подобное обращение даже при нынешней моде на эпатажность встретишь не часто. Услышав же, что таким образом она лишает себя уникальности в глазах ребенка, женщина будет немало изумлена и, быть может, даже возмущена. Что за глупость?! Она, наоборот, особенная! Все дети называют матерей стандартно – «мама», а она – Алена (Таня, Наташа)! Но это лишь на самый беглый, поверхностный взгляд. Если копнуть глубже, то окажется, что оригинальность такого подхода иллюзорна. Ведь мама для каждого человека единственная (хотя слово для всех одно). А вот Ален, Тань и Наташ в жизни ребенка будет сколь угодно много.

На это обратил внимание еще такой незаурядный мыслитель, как К.С. Льюис. Он, как пишет в посвященной Льюису статье «Счастье в доме» известный американский культуролог и публицист Джозеф Собран, «негодовал по поводу ненужного приложения чисто гражданского фиктивного равенства к приватной ситуации в семье». Родители, позволяющие своим детям называть их по имени, «хотят привить ребенку нелепый взгляд на собственную мать как просто на одного из многих своих сограждан, лишить ребенка знания того, что знает каждый человек, и чувств, испытываемых всеми людьми. Они пытаются втащить безликие стереотипы коллектива в более полнокровный и конкретный мир семьи… Равенство, как и политическая власть, никогда не должно быть прилагаемо praeter necesitatem (лат. “без необходимости”. – Т.Ш.)».

Или возьмем уже упоминавшиеся «партнерские отношения» с ребенком. Маме не хочется стареть, а охота чуть ли не до пенсии оставаться девочкой. (Такие мамы на наших «театральных» занятиях, показывая себя, нередко даже выбирают куклу-девочку с хвостиками или с косичками.) Но к девочке можно относиться в лучшем случае покровительственно. Причем тут уважение к матери?

А иные подсознательно ищут в ребенке «твердую мужскую руку», которой им по тем или иным причинам не хватает в жизни. И позволяют сыну не только собой командовать, но и грубо заигрывать. Как ни удивительно, сейчас порой приходится объяснять, казалось бы, очевидные вещи: что абсолютно недопустимо, когда сынишка хлопает мать по заду, хватает за грудь. Далеко не все сейчас понимают, что это признаки сексуальной расторможенности, весьма опасной для психики ребенка, и вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, хихикают. А некоторые взрослые (в том числе отец ребенка или привыкшие еще и не то видеть по телевизору бабушка с дедушкой) могут даже подзадоривать мальца, считая, что в семье «растет настоящий мужик». Но ожидать уважения от таких «настоящих» просто смешно. Особенно если потакать их «галантным ухаживаниям».

(Окончание следует.)

Одна из наибольших трудностей, с которыми сталкиваются современные родители – воспитание уважения у детей. Вы не сможете решить эту проблему, просто сказав своему ребенку: «Уважай других людей, это важно». Чтобы развить уважение у ребенка, одних слов недостаточно. Когда мы уважаем кого-то, это значит, что мы ценим его и добры к нему. Когда мы ценим своих друзей, мы любезны с ними. Когда мы ценим своих соседей, мы не разбрасываем мусор во дворе. Хотя иногда бывает трудно четко определить, что такое уважение, следует научить детей уважать себя и окружающих.

Когда вы ждали рождения ребенка, вероятно, вы были очень взволнованы. Вы читали книги и просматривали сайты об уходе за детьми и часами обсуждали, какое имя ему выбрать и какие обои поклеить в детской комнате. Когда ребенок родился, вы, скорее всего, так были заняты уходом за ним, что вам долгое время не приходило в голову прививать ему такие ценности, как уважение к окружающим.

Некоторые родители не придают этому значения до подросткового возраста, когда ребенок переживает бунтарский период. К сожалению, обычно в этом возрасте уже поздно учить ребенка уважению. Прежде чем наступит сложный период в его жизни, позаботьтесь о том, чтобы он понял ценность и важность уважения к окружающим.

Демонстрируйте уважение

Дети лучше всего учатся, подражая другим. С раннего возраста ваш ребенок перенимает ваше поведение. Если вы сами относитесь с уважением к окружающим, ваш ребенок научится поступать так же. И наоборот, если вы разговариваете с другими людьми свысока или игнорируете их мнение, ребенок унаследует такое ваше поведение.

Хотя никто из родителей не идеален, подумайте о том, что ваше поведение говорит о вас. Вы любите спорить? Вы бываете грубы? Вы злы и любите стоять на своем? Или, может быть, вы готовы прийти на помощь окружающим? Вы убираете после себя? Вы не разбрасываете мусор? Есть много способов проявить уважение к окружающим в повседневной жизни, поэтому не избегайте размышлений о том, как вы выглядите в глазах ребенка, какими бы трудными для вас эти размышления ни были.

Говорите с ребенком об уважении

Объясните ребенку, что значит уважать окружающих. Даже в дошкольном возрасте ребенок может это понять. Вы можете начать с самых простых вещей, например, с того, что уважение означает не брать без спросу чужих игрушек и делиться своими. Впоследствии можно объяснить ребенку, почему нужно быть вежливым и добрым по отношению к окружающим.

Когда вы разговариваете с ребенком об уважении, а не просто говорите ему, чтобы он уважительно относился к людям, он чувствует себя более комфортно, ведь так он имеет возможность задавать вам вопросы и узнавать, что же на самом деле означает уважение к окружающим.

Показывайте ребенку примеры уважения из жизни

Убедитесь, что вы показываете ребенку достаточно примеров уважительного отношения к людям. Многие люди думают, что они знают, как уважительно относиться к людям, но на самом деле это не так. Подумайте, знают ли ваши дети, как проявлять уважение. Если нет, обсуждайте с ним примеры из жизни. Вам не нужно ничего придумывать – просто расскажите ему о случаях уважения и неуважения, с которыми вы столкнулись в течение дня. Так дети быстрее научатся уважительному поведению.

Хотя воспитывать ребенка иногда бывает трудно, важно не избегать проблем, а постепенно решать их. Уважение к окружающим – один из таких сложных вопросов. Все родители желают ребенку самого лучшего, поэтому убедитесь, что вы воспитываете в ребенке уважение к окружающим с ранних лет. Это принесет ему большую пользу в будущем.

Оцените публикацию

Почему уважение к старшим ушло, и это к счастью

Я всегда говорил, что альтернативно одаренные люди живут в отдельной реальности. Сразу поясню, что это не те, которым что-то от рождения не дано, а те, кто просто не учится. В этой отдельной реальности живут разные идеи, давно умершие в настоящем мире. Например, идея о том, что старших надо уважать. Эта концепция не зря умерла, на то есть веские причины. Но люди, которые не хотят учиться, мечтают ее возродить. Еще бы – они ведь понимают, что по-любому станут старше, а вот умными – никогда.

Уважение – это такая штука, которую в принципе хочется всем. Кому-то больше, кому-то меньше, но больше всего – тем, кто его не заслуживает. Оно и понятно – чуваки вечно в дефиците. Когда-то давно, когда по земле ходили мамонты в кирзовых сапогах, умами владела идея, что старших надо уважать. На практике она гнулась во все стороны, как алюминиевая вилка, но зато в теории была крепка, как добротный чугунный утюг.

Но не суть. Этажом выше эта концепция вливалась в более широкую идею – о том, что человек может обменивать прожитые годы на какие-то поощрения. Сюда же «солдат спит – служба идет», выслугу лет, медали в честь юбилея и все такое прочее. Почему эта идея до поры работала? Вероятно, потому, что на прошлых этапах развития человечество медленно училось. Так и выходило, что достижения случайно совпадали с возрастом.

Молодые уникумы периодически опережали зрелых коллег, но это были скорее исключения из правил. Затем они начали учиться быстрее и опережать чаще, но вся система работала на то, что замедлить это обучение. Старших надо уважать, поэтому нет, молодые «выскочки» не могли получить внеочередное звание, научную степень и должность. На все эти «заслуги» еще каких-то тридцать-сорок лет назад стояла очередь, и доступ к дальнейшему обучению и карьерному росту в том числе зависел от вашего возраста. Надо ли объяснять, почему это тормозит развитие всей страны в целом?

Начинаете ли вы теперь понимать, почему эта идея провалилась? Возможно, есть несколько объяснений, и я не настаиваю на том, чтобы вы согласились с моим. А мой взгляд состоит в том, что идея об уважении к старшим на современном этапе развития истории – это полное и совершенное поощрение идиотизма во всей красе. Поощрение лени и отсталости. Судите сами: если старших надо уважать, то человеку не нужно стараться делать что-либо, чтобы заслужить уважение.

Не надо хорошо работать, не надо ничего изобретать, не надо быть лучше и быстрее, не надо учиться и развиваться – не надо вообще ничего. Просто тихонько себе старейте – и будет вам уважение. Наравне, заметим, с теми, кто изобретал, старался, учился, работал, создавал рабочие места и прочее, прочее.

И, разумеется, обратная сторона – это включение полных тормозов для молодежи. Чем старше становятся люди, которые ничему не учатся и ни к чему не стремятся, тем более несправедливым они считают, что быстро обучающаяся молодежь их обгоняет. А она обгоняет – и в доходах, и в должностях, и в том самом уважении. И престарелые долбоклюи бьют себя пяткой в грудь и говорят: уважайте старших.

По этому же принципу продолжают обучать в школах детей: вот старшие, их надо уважать. Подразумевается типа, что взрослые больше знают, несут ответственность и прочая, прочая. Но это редко произносится, и получается снова поощрение просто возраста, то есть — идиотизма. А самое главное – нет идеи уважения к достижениям. Ребенку не говорят: вот выучишь урок лучше учителя – будем и тебя тоже уважать. У него нет шанса посоревноваться, нет мотивации к сверхдостижению. Наоборот: даже если учитель делает ошибку, не смей ее исправлять. И ребенок усваивает, что во-первых, учиться бесполезно, а во-вторых, особо и не надо – надо просто подождать, пока станешь старше.

И еще из уважения к старшим в школе вытекают забавные побочные эффекты, например, третьеклассник начинает уважать шестиклассника, который прогуливает и курит. И постепенно копирует это поведение. После чего получает уважение новых «салаг». Работает как часы.

Потом этот ребенок становится взрослым, и это убеждение создает для него кучу проблем в карьере.

А где, интересно, граница? Если старших надо уважать, то старших насколько: на 5 минут, 2 года, на 15 лет? Начиная с 40 или 50-ти? Мне правда интересно: если вы считаете, что старших реально надо уважать, то напишите в комментариях, с какого возраста? И какие следует воздавать почести? Ну, в общественном транспорте, там, допустим, места уступать, еще что?

Лично я вообще не понимаю, что такого особенного меняется в человеке с возрастом, что он вдруг становится объектом уважения. Вот жил человек молодым долбоклюем, а потом стал старым долбоключем. Что именно должно вызывать трепет? Трясущиеся руки? Просыпающийся песочек? Больная спина?

Каждый раз, когда всплывает тема уважения, у меня возникает вопрос: а за что тебя уважать? Это же вообще напрямую не связано с личностью, это мое восприятие твоих поступков, поведения. Я не уважаю ни мужчин, ни женщин, ни пожилых, ни младенцев, ни юристов или скейтбордистов. Но я могу уважать конкретного человека за его личные поступки и достижения – разумеется, лишь после того, как с ними ознакомлюсь.

Я не жду, что вы просто так будете уважать меня. Но я жду, что вы можете уважать меня за то, что я пишу офигенные книги, или за мои блоги, и за мой стиль, и за бескомпромиссность, за нетривиальное количество навыков, на приобретение которых я потратил абсолютно нетривиальное количество часов работы и учебы.

Все остальное – это тупая защита дебила: я тебя уважаю, а ты меня нет. А я говорю, что я вас не уважаю и вашего уважения не требую, и мне по фиг, сколько вам лет. И единственный повод для меня, например, забанить человека в соцсетях — это переход на личности. Пока со мной обсуждают идеи, мое поведение и почему я не прав — говно вопрос, у тебя свое мнение, у меня свое. Но если вы начинаете обсуждать мою личность – сразу до свидания.

Как только начинается: да он же паровозик, дыр-дыр, что он может понимать, я удаляю вас на фиг, потому что наклеивание ярлыков — это один из самых тупых способов мышления во всех известных мне реальностях. Вот вам замечательный критерий: если вы это делаете, ваше поведение точно не за что уважать.

Другое дело – если пишете комментарии по теме и по делу. Давайте попробуем. Так кого и за что вы реально уважаете, без всяких там «надо»? И как это отличается от того, чему до сих пор учат в школе?

p.s. Ваша лучшая благодарность — подписка на мой блог. А д, еще у меня для вас есть рассылка, где раз в неделю вы получаете дайджест блога и разные интересные специальные предложения. Подписывайся!

Воспитание уважения к старшим

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала “Православие и мир” – одного из крупнейших православных сайтов.

Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

– Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

– Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

– Нет, доченька, нельзя.

– А почему, папочка?

– А ты сегодня по улице шла?

– Шла, папочка.

– Старушку видела?

– Видела.

– А ты ей в пояс поклонилась?

– Нет, папочка.

– А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя “качать права”, говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах – деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

– Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

– К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

– «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

– Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

– Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

– Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

– Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

– Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков – излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

– Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

– Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас. Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность – это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

– Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

– Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

– А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

– Это значит, что каждый человек – личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

– Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

– Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность – это не панацея от проблем, но конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм – это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи – это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь, и законными способами добиваться, чтобы власти содействовали решению жилищных проблем.

Беседовала Анна Данилова

Интервью опубликовано в мартовском номере православного журнала «Виноград».

>Мир отношений

Как проявляется уважение?

Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

  • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
  • комплименты и выражение восхищения;
  • умение ставить себя на место другого;
  • выполнение данных обещаний;
  • умение выслушать до конца, не перебивая;
  • если имеет место критика, она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

Что такое уважение к старшим?

Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

  • вежливое отношение;
  • тактичное поведение;
  • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
  • оказание помощи нуждающимся.

Что такое уважение в отношениях?

Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

  • соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
  • мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
  • видение в другом автономной личности;
  • оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

Что такое уважение к природе?

Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» — так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

Что такое уважение к природе:

  • восполнение использованных ресурсов;
  • забота о животных и птицах в зимнее время;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
  • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
  • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

Что такое уважение к труду?

Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.

Что такое уважение к родителям?

Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

  • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
  • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в конфликт;
  • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Как добиться уважения?

Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:

  • искренне говорить комплименты:
  • радоваться успехам других, отмечать это;
  • сопереживать неудачам;
  • быть открытым и доброжелательным;
  • не допускать насмешек в свой адрес;
  • взращивать профессионализм.

Уважение к самому себе

Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:

  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
  • честность с самим собой;
  • работа с недостатками;
  • признание своих заслуг и вклада как личности в общество;
  • ценность себя как личности;
  • осознание своей божественной сущности;

Уважение в семье

Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.

Что значит проявлять любовь и уважение супругов друг к другу:

  • моральная поддержка и уместное сочувствие;
  • отсутствие оскорблений, рукоприкладства;
  • доверие;
  • учет мнений и компромисс при возникших разногласиях;
  • теплые и добрые слова;
  • совместное принятие решений важных для семьи;
  • забота о каждом члене семьи;
  • совместный вклад в воспитание детей и обустройство быта;
  • конструктивная критика.

Воспитание уважения и любви к родителям

Наталья Бродская
Воспитание уважения и любви к родителям

В воспитании ребенка очень важно заложить в нем фундамент человечности,

чувства долга, ответственности за родителей, умение жить среди людей.

Нынешний ребенок будущий родитель, и очень трудно представить, что плохой сын

станет достойным отцом своих детей, мужем и просто верным другом.

Необходимо воспитать подготовить ребенка к его будущей жизни, воспитать

человека с высокими и гуманными идеалами в отношениях с близкими — это

важная задача, для родителей. И чем раньше начнут задуматься над этим

вопросом взрослые тем успешнее будет результат. В дошкольные годы

формируется основные черты личности, роль обоих родителей в этом велика, а

также участие родственников таких как бабушки и дедушки.

Педагог помогает в решении этой задачи, он укрепляет привязанность ребенка к

матери, воспитывает чуткое отношение к ней, уважение, выражающиеся в

поведении малыша — умение охранять ее покой, оказывать ей помощь, проявлять

заботу о ней, уважать ее труд. Любовь и привязанность к родителям не должна

сводиться только к словам, а должна выражаться в делах.

Случается, что сын или дочь вдруг перестают слушать взрослых, начинают

дерзить, командовать ими. Родители сами часто не замечают, что их отношения

с ребенком строятся не верно, что ребенок растет эгоистичным, баловнем —

это мешает формированию в нем таких ценностей человеческих как доброта,

отзывчивость, чуткость, умения считаться с интересами и возможностями

семьи. Важно вовремя увидеть и скорректировать недостатки в отношениях между

взрослым и ребенком, в этом может помочь педагог.

Педагогу важно раскрыть значимость и показать насколько важна активная

позиция ребенка как челна семьи, ребенок должен понимать, что он не только

объект внимания близких, но и сам должен проявлять заботу и внимание к

членам семьи.

К сожалению встречаются такие отношения, когда ребенка отстраняют от

общесемейных дел («Еще мал, успеет поработать, когда взрослым станет», он

в центре внимания и все лучшее достается только ему. Родители считают, что

детство их ребенка омрачается поручениями и обязанностями, и их любовь

выражается в том что они не предъявляют к ним требовательности. Таким

образом из ребенка вырастает эгоист, и у него не может сформироваться

чувство ответственности и уважения к своим родителям.

Пока ребенок маленький, пока его отношения с близкими не стали

укорененными, следует терпеливо и настойчиво проводить разъяснительную

работу с родителями о необходимости установления с ребенком таких

отношений, которые формировали бы в нем чувства долга и ответственности к

своим родителям. У ребенка должны быть свои определенные трудовые и

моральные обязанности перед родными, необходимо формировать разумные

потребности, умение считаться с материальными возможностями семьи, уважать

покой старших и их интересы, выполнять распоряжение и адекватно реагировать

на родительские просьбы и поручения.

Родителям иногда сложно не реагировать на истерику детей, но если они могут устоять на своем «нет», то манипуляция понемногу будет сходить на нет. И все взрослые члены семьи должны придерживаться одной линии поведения в воспитании их чада. Бывает что мама заботясь о малыше, готова пожертвовать всем, а он заявляет ей: «Ты — плохая. Я не люблю тебя!». Не стоит в этой ситуации реагировать агрессивно, не нужно ругать малыша и применять физическую силу. Такое поведение показывает, что он обижен на то, что вы ему что-то запретили или за что-то поругали. Главное не идите на уступки ребенку, чтобы быть «хорошей мамой», а следовать своей тактики воспитания.

Помните, что отношение взрослых пример для самых меленьких. Следует

Создавать климат семьи основанных на гуманных отношениях близких — задача родителей, именно в таких условиях ребенок будет расти отзывчивым, сопереживающим, правильно реагирующим на семейные события. Слова родителей для детей должны быть законом.

Педагог так же в процессе воспитательной работы помогает детям увидеть в своих родителях авторитетных личностей. А также педагог разъясняет родителям как следует правильно реагировать в определенных «сложных» ситуациях. Однако как бы не воспитывал педагог детей в саду, в вопросе воспитания и уважения любви к матери и другим близким, решающее слово остается за самими родителями, очень много значит их умение строить отношения со своими детьми на разумной требовательности к ним.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх