Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Внутренняя свобода человека

Что такое внутренняя свобода?

Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным, это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать.

Внутренняя свобода — это способность человека делать осознанный выбор в различных ситуациях, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо. Этот выбор должен опираться на осознанность и быть только своим. Лучшие фильмы или книги (есть рейтинг) объединяет стремление к внутренней свободе. Когда герой, несмотря на препятствия, делает важный шаг, в согласии с собой.

Иногда внутреннюю свободу ассоциируют отрешенностью, безразличием к тому, что происходит вокруг. Это, скорее, психологическая защита, игнорирование, уход от проблем, неприятие того, что окружает, неумение адаптироваться и взаимодействовать. Человеку необходим для счастья эмоциональный контакт. Это его базовая потребность. Значит, уход от такого контакта не может быть благом, каким бы изощренным индивидуализмом это не оправдывалось.

Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным, это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать. Желание отдать деньги, которые взял в долг, совпадает с внутренним убеждением и никак не ограничивает внутренней свободы. Но есть вещи, не принятые внутренне, интроекты, полученные разными способами от других людей, не ставшие собственными убеждениями. Чаще всего они из детства от родителей или других значимых людей. Они диктуют, как поступать или реагировать в разных ситуациях. И тогда человек, как робот, запрограммирован на реакции и поступки. Он и хочет сделать по другому, но что-то, чаще не осознаваемое, мешает этому. Как будто, кто-то другой делает это за него. Он не выбирает и не обладает внутренней свободой.

Мама говорит дочери — сиди дома, на улице много опасностей и плохих людей. Так она спасается от своих страхов за дочь. Школа, институт, только самое необходимое общение. Дочь успешно выполняет эту установку, и к двадцати годам совсем не умеет общаться, испытывает страх нахождения среди людей. Она зависима от этого жизненного сценария, он не оставляет ей выбора, ограничивает ее внутреннюю свободу.

Такие ограничители есть в жизни каждого человека. Рамки морали, навязанной извне и не принятой внутренне, родительские «нельзя», как красные флажки, через которые не прыгнуть, зависимости, с помощью которых отыгрываются психологические травмы, традиции, ложные убеждения, страхи… Так нельзя. А почему, собственно? Может быть это чужое нельзя? Чем больше ограничителей — тем меньше внутренней свободы.

Часто таким ограничителем выступает сравнение. У соседа больше денег, он круче, у подруги фигура лучше, я меньше знаю, меня не примут в этой компании. Сравнение отнимает много энергии. Человек скован, застенчив, если считает себя хуже или заносчив агрессивен, если другой кажется слабее. Впрочем, бывает и наоборот. Главное, что мотивами поведения управляют собственные комплексы. Не так важно, что скажут или подумают другие. Они озабочены, в основном, тем же самым. Главное — внутреннее согласие.

Порой, интересы пересекаются, и нужно находить компромисс. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Приходится как-то уживаться. Свободный человек уважает чужое личное пространство, потому, что для него это ценность. Взрослому легче отстоять свои права. А вот родителей не выбирают. За их ошибки в воспитании приходится расплачиваться детям. Мать решает полностью посвятить себя воспитанию сына, жертвуя своей личной жизнью, а сыну для своей правильной адаптации в мире необходим рядом гармонично развитый взрослый, а не жертва. Тиран — отец подавляет волю ребенка, лишает его самостоятельности. В результате не развивается способность слышать себя, принимать решения. Да, стартовые условия разные, но все преодолимо, было бы желание.

Важность, которая иногда придается поступкам в жизни, может мешать решению. Молодая женщина понимает, что не хочет жить со своим партнером, они просто совсем разные. К тому же, она терпит физическое и психологическое насилие, и ситуация не меняется долгое время. Единственным разумным шагом является развод. Но развод для нее — слишком серьезный шаг. За этим стоит ложное убеждение, что замуж обязательно нужно выходить один раз и на всю жизнь. Об этом ей говорила еще бабушка, поднимая вверх палец и очень значительно. Не делая этот шаг много лет, она мучается, лишая себя возможного счастья, теряя драгоценное время своей жизни. Каждый день неповторим.

Зависимость лежит на другом полюсе свободы. Зависимость от чужого мнения сковывает, снижает количество вариантов поведения. «Так поступают все, так принято, и ты должен». Это навязанное извне очень трудно преодолеть. Реклама вбивает в голову выбор товаров, услуг, даже людей. Одеваться нужно так, это модно, машина должна быть дорогая, это имидж, отдыхать нужно на Мальдивах, это престижно. А нужно ли это конкретному индивидууму? Поток информации захлестывает. Стоит прислушаться к себе, понять свои истинные потребности, сделать свой собственный выбор. Это и есть внутренняя свобода.

Курящий зависим от сигареты, и пока он курит, у него нет выбора: курить или нет. Но есть выбор бросить курить. Чем меньше зависимостей, тем больше вариантов выбора. Курящий в перерыве пойдет курить, а у некурящего есть разные варианты. Первым шагом к преодолению любой зависимости является ее признание. Избавляясь от зависимостей, вы расширяете свое пространство внутренней свободы.

Иногда, кажется, что нет разумного решения. Это результат работы внутренних «табу». Здесь очень помогает поисковая активность — активное поведение по поиску решения в условиях неопределенности результата. Всегда есть выбор: смириться с отсутствием решения или продолжить его поиск. Внутренняя свобода предполагает наличие выбора, значит, если смириться, то и свободы уже нет. «Успех это движение от неуспеха к неуспеху без потери энтузиазма». У. Черчиль. (Нобелевский лауреат по литературе, между прочим). Любые великие свершения включают в себя фазу неудачи. Но поисковая активность рано или поздно приводит к достижению результата. Без нее внутренняя свобода ограничена.

Внутренняя свобода, как и свобода, вообще, требует мужества, т.к. она предполагает ответственность за свою жизнь. Для многих людей это невыносимый груз. Э. Фромм пишет об этом в своей книге с говорящим названием «Бегство от свободы». Свобода предполагает ответственность. Эти понятия неразрывны. Безответственным быть легко. Не надо принимать решения, если доверится богу, правителю, жене или соседу. Тогда просто можно плыть по течению, от себя ничего не зависит, за себя не надо отвечать, и ни о какой свободе говорить не приходится. Да и не нужна она мне — скажет кто-то — и так нормально. И это тоже выбор. Каждому свое.

Одним решения даются легко, другие не могут шагу ступить без оценки этого шага со всех сторон. Им кажется, что нужно непременно сделать этот шаг правильно. Однако, не бывает объективно правильного или неправильного для человека, если речь не идет о движении в сторону зависимостей. Он сам и объект, и субъект одновременно. Любой внешний взгляд является поверхностным. Со стороны кажется, что успешный врач, которая вдруг уволилась из престижной клиники и стала делать и продавать куклы, совершила нелепый поступок. Но если учесть, что она мечтала об этом всю жизнь, а в медицинский институт поступила по настоянию родителей, то картина меняется. Теперь она занимается, наконец, любимым делом и получает от этого удовольствие каждый день.

Это сложно — находить и осмысливать свои ограничители, но процесс значительно облегчается и ускоряется, если удается успешно справится хотя бы с одним. Появляется опыт успеха, который рождает уверенность. Чтобы обойти земной шар, надо сделать первый шаг, говорит китайская мудрость. Так, «выдавливая из себя раба по капле», рождается пространство внутренней свободы.

Не потому ли мы испытываем радость, когда кто-нибудь преодолевает на наших глазах свой ограничитель и делает свободный выбор? Классический пример: фильм «Полет над гнездом кукушки» где финальный эпизод — символ прорыва к внутренней свободе. Такие моменты рождают переживания, которые помогают переосмысливать эпизоды собственной жизни, даря особое, ни с чем несравнимое чувство полета, инсайд, чувство своего успеха.

Для человека, который обладает внутренней свободой, характерно легкое, может быть, чуть ироничное отношение к жизни, а еще чувство юмора. Помните фразу внутренне свободного Мюнхаузена «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь.…»

Свободный человек живет в гармонии с собой. Он делает любимую работу, он идет домой с удовольствием, потому, что там его ждет близкий ему человек, он может изменить свою жизнь, если что-то пошло не так. Он имеет пространство выбора — внутреннюю свободу. Есть такие? Конечно, есть, и всегда есть к чему стремится.

В мире не все в руках человека, жизнь конечна, бывают трагические случайности. Нельзя избежать печали и потерь, и счастливые тоже плачут. Это экзистенциальная данность, ее нельзя изменить. Но в рамках своей жизни всегда есть выбор. Внутренняя свобода приближает к пониманию своего предназначения, позволяет чувствовать мир во всей его полноте, это обретение себя настоящего.

Чвалун Евгений Викторович

Как обрести внутреннюю свободу?

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле – раб. В первую очередь раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д. и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие он не делает потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живет он, в принципе, не хуже других.

Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней
Эрих Фромм

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.

Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы ), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?

На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролером или надсмотрщиком. Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я – название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста – не выпускать Вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее и тому подобное. Поскольку Вы не осознаете факт того, что Вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете Вы, что это Ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе – это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и ненужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе по сути есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьезного, взрослого личностного роста.

В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что несмотря на весь прогресс общественных отношений человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона – за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьезный шаг надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще – решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других – мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей – внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и прирученные человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других – это ВСЕГДА мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека – это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.

Внутренняя свобода – основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень – это «кака», копаться в ней «неприлично», как-то неудобно на вопрос окружающих «чем ты занимаешься?» отвечать «в плесени копаюсь». Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! и сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы, да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение, выстроив свои отношения с миром так как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы – это вопрос глотка кислорода. Без всяких «или-или».

Внутренняя свобода — это фундамент счастья

Вы когда-нибудь задумывались о том, от кого на самом деле зависит ваше состояние внутренней свободы?

О! Я уже слышу ваш мгновенный ответ: «Конечно, от меня, от кого же ещё?»

Но погодите, давайте не будем торопиться и спокойно во всём разберёмся…

Если задать человеку вопрос в лоб: «Чувствуешь ли ты внутреннюю свободу?», как правило, в воздухе повисает пауза, а затем мозг начинает поиск ответа, и человек пытается объяснить самому себе, что, конечно же, он свободен. И далее выстраивается некая логическая цепочка: я свободен, потому что я могу сделать это, могу сделать то и так далее.

Как, например, вы отреагировали на этот вопрос? Успели отследить?

А что же это такое — внутренняя свобода?

Внутренняя свобода — это такое состояние, пребывая в котором мы при любых обстоятельствах свободны выбирать то, от чего нам хорошо.

Правда, здорово?

Живя в состоянии внутренней свободы, мы всегда, при любых обстоятельствах можем выбирать то, что нам нравится, что нам подходит!

Но ловушка-то и заключается в том, что зеркалом нашей внутренней свободы являются отношения с другими людьми.

Например, если ваше настроение портится от того, что на вас как-то не так, по вашему мнению, посмотрели муж (жена), начальник, подруга, продавщица ближайшего супермаркета или сосед из второго подъезда, то можете быть уверены — внутренней свободы вам точно не хватает.

Потому что, если вы зависите от настроения и действий других людей, то, что тогда зависит от вас?

Что тогда вы можете свободно выбирать, и вам будет от этого хорошо?

Вы сможете выбрать настроение другого человека?

Абсурдный вопрос, не правда ли?

Конечно, вы можете выбирать только собственное настроение!

Но что же делать, если всё-таки эмоции других людей вас сильно цепляют, и вы злитесь и обижаетесь на них или вините себя за нерешительность, агрессию, неспособность отказать или достойно ответить?

Ответ один: сначала необходимо освободить свою душу из плена негативных переживаний, ограничивающих внутреннюю свободу и способность к открытому и искреннему общению с другими людьми.

В первом блоке нового тренинга вы освоите систему упражнений, которая поможет вам освободиться уже в процессе тренинга от самых цепляющих переживаний, имеющих корни в глубоком детстве. И сразу же начать генерировать в себе ресурсное состояние внутренней свободы и жизненной энергии, необходимой для реализации ваших целей. Чем мы и займёмся во 2-ом и 3-ем блоках нового тренинга. Готовьтесь! Да-да, вы активно будете реализовывать свои цели уже в процессе тренинга!

Итак, состояние внутренней свободы является фундаментом всех остальных позитивных переживаний: любви, счастья, гармонии, уверенности, активности, жизненной энергии.

Важно ответить себе на вопрос: Зачем вам внутренняя свобода?

Представьте, что вы внутренне свободны, что тогда вы сделаете, что изменится в первую очередь в вашей жизни?

Если вы не можете ответить себе на этот вопрос, то тогда теряется смысл работать над обретением внутренней свободы. И ваши желания быть свободными так и останутся очередной абстракцией вашей жизни, о которой вы будете лишь мечтать, а на самом деле просто искать подтверждения, что для вас это невозможно…

Ответьте на вопрос прямо сейчас: «Зачем вам состояние внутренней свободы?»

Ответ начинайте со слов: «Для того чтобы…» И постарайтесь ответить как можно конкретнее.

Ответ: «Для того чтобы радоваться жизни» хорош, но что именно вы реализуете, что изменится, когда вы станете радоваться жизни? Помните! Больше конкретики!

Сначала ответьте сами, а потом уже прочитайте предложенные варианты, которыми вы сможете дополнить свои ответы… Это важно!

Итак, предлагаю мои ответы:

  • Для того чтобы видеть больше возможностей для реализации способностей, талантов, потенциала.
  • Для того чтобы адекватно воспринимать реальность, а не через призму привычных реакций, стереотипов и убеждений, внушённых в детстве родителями и социумом.
  • Для того чтобы осознать жизненное предназначение и смело двигаться по жизненному пути.
  • Для того чтобы заниматься своим делом, ставя цели и достигая их без разрушающего стресса, с удовольствием и энтузиазмом.
  • Для того чтобы не зависеть от мнения других людей, а самостоятельно принимать свои собственные важные решения.
  • Для того чтобы создать гармоничные отношения с близкими людьми на основе уважения, любви и взаимопонимания.
  • Для того чтобы собственным примером помочь своим детям адаптироваться во взрослой жизни, даже если вы неосознанно причинили им боль своим воспитанием… Ошибки исправлять никогда не поздно!
  • Для того чтобы отказаться от разрушающих отношений… Да-да, и это тоже важно!
  • Для того чтобы общаться с людьми открыто и искренне и выбирать окружение единомышленников, взаимоотношения с которыми вдохновляют и обогащают душевно и духовно.
  • Для того чтобы жить по собственному сценарию, который мы можем написать заново, так как именно мы хотим, чтобы было в нашей жизни.
  • Для того чтобы чувствовать в себе силы жить, творить, любить, дарить радость и вдохновение окружающим людям и миру.

Согласны?

Свобода формальная и нравственная

В VI веке прп. Максим Исповедник в полемике против монофилитов, отрицающих во Христе человеческую волю, изложил православное учение о двух волях и о двух свободах во Христе и о двух волях и двух свободах в человеке. Согласно его учению, «…воля является онтологической харакретистикой естества, а не лица…». В человеке есть два свободных начала: свобода природная, икономическая свобода, по выражению преп. Максима, и свобода рассудочная, или гномическая. Природная воля — это способность действовать самостоятельно. Ее еще называют физической волей, которая есть «способность желать и действовать ради удовлетворения желания», или формальной (психологической) свободой. «Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду». Гномическая воля (намерение, цель) (или нравственная свобода) — это воля выбирающая, свобода выбора, «сознательный личный выбор, самоопределение, предшествующее любому волевому акту. Гномическая воля относится к личности человека». «»Гномическая» воля избирает способ употребления или реализации «природной» воли и связана с личной мотивацией, поэтому она также называется личной волей … человека».

Разницу между природной и гномической волей прп. Максим выразил следующим образом: «Не одно и то же значит: хотеть вообще (природная воля — В.Л.) и хотеть так или иначе (личная (гномическая) воля — В.Л.). Хотеть вообще, равно как и видеть вообще, относится к естеству, потому что это свойственно людям. Но хотеть так или иначе, равно как и видеть так или иначе, верхнее или нижнее — относится не к естеству, а к употреблению естественной способности хотения или зрения, и принадлежа единственно тому, кто делает такое употребление из своей способности, тем самым отличает его от других». Поскольку наши желания не соответствуют требованиям природы, потому что стремятся не к истинному благу, а к наслаждению, то гномическая воля противоречит природной воле.

«По учению пр. Максима, гномическая воля как начало греха стала достоянием человека только после грехопадения, когда он опытно познал добро и зло и стал стремиться к удовольствиям вопреки «природной» воле. Поэтому Христос, имея Божественную Ипостась, не имел человеческой греховной «гномической» воли, а значит, не испытывал сомнений и колебаний в отношении исполнения Божественной воли». У первозданного Адама не было желания зла, и ему не приходилось выбирать между желанием добра и зла. Он, хотя знал, что есть зло, но желал только добра.

Свобода внешняя и внутренняя

Поскольку человек живет внутренней и внешней жизнью, то и у него есть свобода внутренняя и внешняя. Внутренняя, т.е. духовная, — заключается в свободе души от грехов и страстей. Внешняя — в различных политических и общественных свободах, т.е. в том, чтобы не находиться в заключении и в возможности «беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». По учению святых отцов, истинной свободой является только внутренняя, а внешняя без нее не имеет самостоятельной ценности. «Воля моя свободна почти только в одном избрании добра и зла, а в прочих отношениях она ограждена отовсюду» (свт. Игнатий Брянчанинов). «Существуют три вида свободы: свобода от жестоких сил природы, свобода от людей-поработителей и свобода от себя самого. Первой достигают через науку и насилие, второй — через политику и насилие, третьей — через религию без насилия». «Если же не одолеешь себя, то, потратив немало усилий, лишь пересккочишь из одной клетки и темницы в другую. Свобода общественная и национальная, государственная и международная — без освобождения от самого себя — все это лишь соблазнительные и очаровательные названия разнообразных тюрем, различных клеток». «Если человек осовбодится только от внешних тиранов, оставшись под гнетом собственных грехов, то добился он не многого». «Хочешь свободы — сначала постарайся освободиться от собственных пристрастий». «Намереваешься добиться свободы с помощью революции — восстань против самого себя и увидишь, что все прочие революции излишни».

Господь пришел для того, чтобы дать именно внутреннюю, духовную свободу, а не внешнюю: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… проповедывать пленным освобождение, … отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18); «…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан. 8:36). По учению святых отцов, внутренняя свобода и без внешней дает человеку свободу. «Истинная свобода есть свобода христианская, — свобода внутренняя, а не внешняя, — нравственная и духовная, а не плотская, — всегда благоделающая и никогда не мятежная, которая может жить в хижине так же удобно, как в доме вельможеском или царском, — которой подвластный, не преставя быть подвластным, может пользоваться столько же, как властелин, — которая и в узах, и в темнице ненарушима, как то можно видеть в христианских мучениках» (Филарет, митр. Московский). «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу!» (Св. Иоанн Златоуст). «Свободными почитай не тех, которые свободны по состоянию, но тех, которые свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного» (прп. Антоний Великий). «Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным страстям» (свт. Иоанн Златоус).

О свободе

Свобода — великая ценность человека. Только в свободном выборе может состояться личность. Всегда ли мы правильно понимаем свободу, всегда ли свобода сопряжена с чувством внутреннего удовлетворения и выполненного долга? Ликует ли наша душа от свободы, которая уводит нас от самих себя? Нужна ли такая свобода человеку?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, из многозначности понимания категории «свобода» необходимо выделить один, единственно верный смысл. Не вдаваясь в подробности различия значения слова (общепринятое понимание) и его смысла (личностное понимание, которое может отличаться от общепринятого), нужно сказать, что главной задачей уяснения понятия «свобода» является выделение из множества смыслов единственно верного.

Как его найти? Критерием верности-неверности является проверка соответствия категории «свобода» смыслу жизни и задачам личностного развития, что конституируется в вопросе: зачем нужна свобода? Категория свободы, рассмотренная вне контекста смысла жизни и понимаемая в рамках абсолютной, безусловной величины, как и любая философская или психологическая категория, служит другим, не соответствующим смыслу жизни целям. Если свобода как добродетель не служит главной цели жизни, то она непременно служит её противоположности. Тогда основным стремлением к достижению свободы является свобода ради свободы или ради собственных выгод, интересов, амбиций. «Свобода не абсолютна по ценности, она требует её органического сочетания с правдой. Лишь единство свободы и правды обеспечивает полноту идеала» (С. А. Левицкий).

КАК МЫ ПОНИМАЕМ СВОБОДУ?

Для выяснения единственно верного понимания свободы проследим путь и последствия разных представлений об этом феномене.

Наиболее распространённое понимание свободы, вполне соответствующее юношескому и даже подростковому возрасту, состоит в понимании свободы как возможности делать, что хочется. Понятно, что путь удовлетворения желаний вряд ли соответствует задачам личностного роста. Тем более что желания бывают разные. Удовлетворение желаний ставит свободу на службу как высоких стремлений, так и примитивных вожделений.

Может ли свобода, понимаемая как возможность делать всё, что хочется, сделать личность свободной? Отнюдь нет. Мало того, так понимаемая свобода, напротив, приводит к зависимости от собственных желаний, последствия которой можно проследить в различных отклонениях, именуемых грехом или страстями. Страсти — это путы, связывающие человека, не дающие ему быть свободным, хотя при этом извращённый (отвращённый от истины) разум понимает их как проявление свободы. Свободы алкоголизации, наркотизации, криминализации, различных пристрастий — к компьютеру, играм, еде и т. п. Понимают свободу как удовлетворение любых своих желаний те, кто хочет воспользоваться этим даром безумно и безответственно.

Свобода всегда имманентно сопряжена с ответственностью. Это её основное свойство. Понимаемая как возможность делать то, что хочется, она исключает ответственность, что приводит к разным последствиям. О неправильном понимании свободы профессор А. И. Осипов говорит, что смещение акцентов с духовной свободы на внешнюю пагубно для человека. Свобода принесёт вред людям нравственно нездоровым, не умеющим ею пользоваться, а также их окружающим. Если дать внешнюю свободу человеку неустойчивому, не сформированному, то она его развратит, приведёт к произволу.

ВЛАСТЬ СВОБОДЫ

Другое понимание свободы сводится к возможности управления, владения, например, природными закономерностями, другими людьми, а также к возможности подчинения их себе.

Свобода всегда ограничена рамками, неподвластными человеку на всех уровнях: телесном, культурном, семейно-личностном, духовном (у каждого человека свои возможности). Принуждение этих ограничений «работать» на себя является иллюзией современного человека, который не хочет считаться с рамками своей ограниченности. К чему приводят установка и действия по преобразованию и использованию природы в собственных интересах, без учёта последствий для окружающей среды и другого человека, мы знаем, — мы живём в это время, время экологического и духовного кризиса. Возможность человека подчинять своей воле и своим хотениям, управлять, покорять себе природные, культурные и телесные закономерности является манипулятивным подходом к тому, что ограничивает человеческие желания.

Способность владеть ситуацией имеет позитивный смысл только тогда, когда она даёт возможность личности подняться над ситуацией, что означает подняться от низшего к высшему, от злого к доброму, от худшего к лучшему. Всё это предполагает борьбу человека со своим внутренним злом. Только на этом основании способность господствовать над ситуацией имеет положительный смысл и является основным критерием зрелой личности. Так понимаемая духовная свобода вполне соответствует задаче личностного развития, говоря языком психологии, задаче формирования иерархии мотивов как преобладания высших мотивов над низшими. Это благодатное господство. По этому поводу И. А. Ильин говорит: «Освободить себя… значит стать господином своих страстей» (выделено И. А. Ильиным — И. К.).Свобода должна спасать. Если она не спасает, то она губит.

СВОБОДА ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ

Существуют два вида свободы: внешняя и внутренняя (духовная). Внешняя свобода, или свобода секулярная, — это права человека, демократия и т. п. Этим видом свободы занимаются социология, политика и т. д. Другой вид свободы — свобода духовная. Сущность духовной свободы состоит в независимости от собственных страстей и пороков.

Современный человек понимает свободу внешне, в узкоутилитарном смысле, сущность духовной свободы им игнорируется, следовательно, им игнорируется его же собственная личность, которая может получить свободу на совершенно других основаниях. Каков же истинный смысл свободы, ведущий к становлению личности, если под становлением личности понимать её возвышение и преображение?

Основной смысл дара свободы заключён в вопросах: «С кем ты хочешь быть? Кому ты хочешь служить? Добру или злу? Истине или лжи? Богу или…?» Насильно определить устремлённость человека невозможно. Только сам человек свободно определяет это. В этом великий Дар Свободы, соответствующий смыслу жизни и задачам личности. Другое понимание свободы неверно хотя бы потому, что исключает из неё её основной непременный атрибут — ответственность, — без которого свобода из добродетели превращается в порок.

СВОБОДА КАК ВЫБОР

Заслуживает внимания ещё одно толкование свободы как возможности выбора. Такое понимание нашло отражение в идее плюрализма мнений и внешних свобод, которые осложняют поиск истины, нередко запутывают своей множественностью так, что человек может легко ошибиться. И. А. Ильин верно показал последствия внешней духовной свободы: «Это означало бы: дай мне внешнюю свободу духа, чтобы я погубил и исказил свою внутреннюю свободу. Или ещё короче: дай мне свободу духовной гибели!» Свобода не может быть подменена свободой выбора, поскольку всякий выбор предполагает сомнения, раздвоенность, колебания, которые не может включать в себя свобода. Категория духовной свободы состоит в простом предпочтении добра, блага, исключающем сомнения и раздвоенность. Как свободен человек, который может не гневаться, не осуждать, не завидовать, смиряться и любить!

ТОЧКА ОТСЧЁТА

Для того чтобы осуществить свободный выбор (предпочесть благо), нужна точка отсчёта, критерий, что хорошо, а что плохо. Искать его в своём субъективном мире, как предлагают современные «гуманисты», поставившие человека на пьедестал, было бы неправильно и опасно. Признать себя центром и точкой отсчёта можно только в том случае, если человек совершенен. Если же это не так, то признавать свой субъективный мир за точку отчёта — значит признавать ценностями разное, иногда далёкое от истины или даже противоположное ей.

Осознать себя больным, повреждённым, нуждающимся в помощи можно, только сопоставив себя, своё реальное состояние с тем, каким человек должен и может быть. Всем хорошо известно, что существуют абсолютные, не зависящие от человека ценности, данные нам Богом через откровения Заветов. Стоит только начать жить по Заповедям, как человек сразу же убеждается в своём несоответствии образу Божию. Тогда человек начинает понимать, что он нуждается в помощи Бога, что он не «вещь в себе». Если Заповеди усвоены, т. е. воплощены в жизни, поступках человека, входят в состав его субъективного мира, то таких людей называют святыми. А если человек не дошёл даже до конвенционального уровня морали, то чем будет определяться его выбор? Если он не различает добра и зла? Тогда его выбор может определиться чем угодно. Например, собственной выгодой, пристрастиями, стремлением к удовольствиям и т. д. Тогда мы скажем, что это его свободный выбор. Однако иметь дело с подобным человеком не хочет никто. Но можно ли подобное поведение связывать с понятием свободы, если, конечно, понимать свободу в единой связи с ответственностью? Человек, не усвоивший абсолютных истин, не желающий видеть их реальность, но стремящийся к внешней свободе, может быть просто опасен.

Петь гимн свободе можно и должно, только если мы её правильно понимаем. В ином случае лекарство быстро может превратиться в яд, напившись которого можно захлебнуться, так и не поняв, а зачем, собственно, нам такая свобода?

ЧТО НЕСЁТ ПЛЮРАЛИЗМ?

Сейчас время всяческих свобод или их деклараций, время плюрализма мнений и точек зрения. В связи с этим появляется много новых «народных премудростей»: «У тебя своя правда — у меня своя», «У тебя своё мнение — у него своё», «В мире всё относительно». Подобная идеология многих «правд» приводит к пониманию сущности абсолютных ценностей как относительных, зависящих от чьего-то мнения, желания согласиться с ними или нет и, как следствие, к их отрицанию. Абсолютные ценности — духовные законы жизни, нарушение которых приводит к разным тяжёлым последствиям. Это каждый может проследить как на своём личном опыте, так и на опыте историческом. Разве войны, жестокость, насилие, пронизывающие историю человечества, не являются последствиями нарушения законов духовной жизни? Разве не являются наши болезни, духовные нестроения следствием нарушения этих законов?

Абсолютные ценности являются тем мерилом, с помощью которого может быть осуществлён акт свободного выбора. Необходимость сличения себя и своего поведения с тем, какими мы должны быть, легко увидеть даже с психологической точки зрения. Для нормального развития ребёнка необходим постоянный контакт со взрослым — носителем норм и ценностей. Взрослый отражает поведение ребёнка в своих оценках, суждениях, отношениях. Без взрослого невозможно развитие личности ребёнка. Аналогично и взрослый нуждается в общении с другими людьми для того, чтобы каждый раз сверять, познавать, исправлять себя. Без другого, как зеркала, отражающего меня, невозможно развитие личности. Другой — это тот, кто находится вне человека, он не является частью моего субъективного мира, а является зеркалом, в котором я отражаюсь и узнаю себя. Так и абсолютные ценности отражают наше поведение в виде мук совести, чувства неудовлетворённости, душевных терзаний. Тогда начинает работать совесть, необходимым условием существования которой есть свобода. Другое понимание свободы превращает этот дар в бумеранг, который вместо того, чтобы сразить цель, отсекает своим возвращением голову тому, кто его послал. В этом контексте становится понятен смысл известной пословицы «Вольному — воля, спасённому — рай».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх