Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Транзактный анализ в психологическом консультировании

Трансактный (транзактный) анализ

Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»:

Родитель — «внешние» психические установки, стереотипы поведения и моральные ценности, приятые когда-то личностью и существующие и функционирующие теперь, как «свои»;

Ребенок — «изначальные» психические потребности и желания, свободные, социально не скорректированные, реакции и выражения эмоций, проявления своей индивидуальности;

Взрослый — «новообразованная» психическая структура, возникающая в процессе взросления и развития человека, позволяющая принимать соответствующие жизненной ситуации решения, учитывая «своего» Родителя и Ребенка.

Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией.

В теории З. Фрейда Взрослому соответствует «Я». Подобно тому как «Я» у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами «Оно» и социальными запретами «Сверх-Я», Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Именно к Взрослому состоянию клиента обращается психотерапевт в процессе работы с ним.

При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные «Я»-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неадекватное ситуации состояние «Я». Коммуникация прекращается, такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются обычно тупиком с выражением негативных эмоций.

Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний Я, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.

Понятие психологической позиции является одним из основных в трансактном анализе. Известным пропагандистом этого вида психотерапии стал психиатр Т. Э. Харрис благодаря своей книге «Я о’кей — ты о’кей». Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе трансактного анализа. Т. Харрис различает 4 основные позиции:

1. «Я о’кей — ты о’кей».

2. «Я не о’кей — ты не о’кей».

3. «Я не о’кей — ты о’кей».

4. «Я о’кей — ты не о’кей».

Психологические позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить свое восприятие окружающего мира. Психологическая позиция становится жизненной позицией, исходя из которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий, а также выбирают людей, которые играют определенные роли, соответствующие жизненному сценарию.

Сценарий — это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское «Я»-состояние через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий. Анализ его является основной целью трансактного анализа.

Трансактный анализ — это интеракционная психотерапия, которая часто проводится в групповой форме. Пациентов обучают основным понятиям трансактного анализа, пониманию механизмов поведения и их дискомфортных состояний. Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого «Я»-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства и жизненной позиции.

Главная цель трансактного анализа, по Р. и М. Маклюр Гулдинг, состоит в пересмотре ранних детских решений, которые принимаются нами в ответ на реальные и воображаемые родительские «приказания» (ожидания, просьбы, установки, объяснения и т.д.), и таким образом мы сами изначально строим свой жизненный сценарий, решаем, как мы будем жить. Если было принято ранее решение, то, с помощью различных психотерапевтических приемов, члены группы могут заново пережить сцены раннего детства, оживить ситуации, в которых они приняли определенное пораженческое решение относительно себя и своей жизни, и, в конце концов, могут принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Авторами развит модифицированный вариант трансактного анализа, сочетающий свои принципы и приемы с гештальт-терапией, психодрамой и модификацией поведения.

Большой акцент делается и на рациональном подходе. Конечной целью трансактного анализа является достижение автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства.

Трансактный анализ используется при терапии с клиентами, находящимися в дискомфортном состоянии, но не страдающими какими-либо формами психических расстройств. Этот метод может использоваться и при лечении неврозов в широком возрастном диапазоне. Менее эффективно его применение для лечения психотических больных, а также больных с тяжелыми хроническими формами неврозов.

Сильной стороной трансактного анализа является установление общего языка с клиентом, что облегчает формирование психотерапевтического контакта, а также довольно быстрый ощутимый результат психотерапевтической работы.

Трансактный анализ в психологическом консультировании

Вместо заключения

Диалогическое консультирование как особая практика оказания психологической помощи стало ответом на реальную ситуацию: для преодоления внутренней проблемы человеку нужен диалог, а не советование или набор технологических приемов, и нужно обращение к духовному, суть которой совесть, а содержание – Бог. Действительно, многие мировоззренческие проблемы человек в состоянии разрешить только на самом высоком уровне – уровне духовного бытия, а от их разрешения зависит очень многое: жизнь в семье, личная самореализация, поиск предназначения.

Диалогичность и вненаходимость – основные отличия данного вида консультирования. Консультант в диалоге помогает консультируемому осознать то, что скрыто в духовных глубинах его Я, апеллируя к вере, к религии, обращая внимание на то, что порой бывает скрыто от невнимательного человека.

Общность позиций консультанта и консультируемого проявляется в сонастроенности, соразмерности жестов, интонации и выборе слов, в одинаковом ходе мыслей и в радостном согласии, когда найдено решение. Этот внутренний резонанс ощущается и консультируемым, и консультантом. Консультация при этом не напоминает стандартную консультацию – это встреча двоих в диалоге.

Такой диалог – отклик на потребность человека в понимании. Общение – это уникальная ценность, а когда консультант выбирает созвучие на уровне духовности, то он становится сродни священнику, а сила воздействия на психику во много раз возрастает. Безусловно, нельзя предположить, чтобы данный вид консультирования был широко тиражируем, но за ним, я полагаю, есть будущее.

Литература

1. Бахтин М. Этика словесного творчества. – М: Наука, 1979.

2. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. – М: Владос, 2001.

Основоположник трансактного анализа Эрик Берн – выходец из психоанализа З. Фрейда. Тем не менее, это направление отличается и от психоанализа, и от гуманистического направления тем, что здесь большое внимание уделяется социальной психологии и анализу как социальных, так и внутрипсихических трансакций.

Несмотря на то, что Берном написано много книг, посвященных различным аспектам трансактного анализа, систематизация знаний необходима. Кроме того, отмечается популяризация данного направления, и как следствие – неточность восприятия теории, однобокость ее понимания.

Взаимодействие, или трансакция, является ключевым понятием в теории трансактного анализа. Особенностью этого направления является то, что это одновременно и теория личности, и теория социального взаимодействия, и метод консультирования, и метод групповой психотерапии.

Часто в качестве основных положений трансактного анализа называются эго-состояния «Взрослый» (В), «Родитель» (Р), «Ребенок» (Д) и диалог между ними. Понятие сценария, о’кейного состояния и других важных положений не берутся во внимание. Это является практически значимой проблемой. Так как все части теории трансактного анализа взаимосвязаны, и невозможно раскрыть взаимодействие с т. зр. трансактного анализа, исключая описание Эго-состояний, сценариев и т.д. Поэтому здесь дается краткая справка по этим разделам теории.

Игры, описанные Э. Берном, не исчерпывают весь арсенал возможных взаимодействий людей, т.е. трансактный анализ способен пополняться и развиваться.

В настоящее время это одна из активно используемых и прогрессивных направлений в психологии и психотерапии. Оно активно модифицируется, развивается и дополняется (например, Р. и М. Маклюр Голдинг, Дюсэй и др.).

Использование трансактного анализа в психологическом консультировании

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 37

Концепция Бернавобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими. Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок, «Взрослый»

«Игра» – фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения.

Цели коррекции помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости. Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость. Конечная цель — достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Основная задача психолога — обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к «эго-состоянию» «Взрослый» в клиенте, не потакает капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте. Когда психолог использует излишне много терминологии, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять. Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Контракт предполагает взаимную ответственность обеих сторон.

1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа «эго-состояния». Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.

2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

12. Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании. Экзистенциально-гуманистическая психология – теоретическая основа психологического консультирования.

Упражнение «Отрезок моей жизни»

Клиенту, страдающему тревогой, усталостью либо раздражением предлагается: «На пустом листе бумаги начертите отрезок. Один его конец представляет ваше рождение, другой — вашу смерть. Поставьте крестик на том месте, где вы находитесь сейчас. Поразмышляйте над этим примерно пять минут».

Упражнение «Похороны»

Клиента просят закрыть глаза и погрузиться в себя. Далее используется любая релаксационная техники, позволяющей клиенту войти в трансовое состояние. После чего консультант помогает клиенту пережить собственные похороны.

Упражнение особенно эффективно в работе с клиентами, пережившими смерть близких. Онопозволяет клиенту пофантазировать на тему собственной смерти и помогает подойти к углубленному осознанию смерти, которое, в свою очередь, приводит к более высокой оценке жизни и открывает возможности для личностного роста.

Упражнение «Вызов»

Группу разделяют на тройки и дают задание беседовать. Имена участников группы пишутся на отдельных листках бумаги; листки помещаются в сосуд, затем их вслепую вынимают по одному и выкликают написанные на них имена. Тот, чье имя названо, прерывает разговор и поворачивается спиной к остальным.

Многие участники сообщают, что в результате этого упражнения у них возросло сознавание случайности и хрупкости существования.

Упражнение «Жизненные циклы»

Групповой опыт переживания «жизненного цикла» помогает участникам сфокусироваться на основных вопросах каждой стадии жизни. В отрезок времени, посвященный старости и смерти, им предлагается целые дни жить жизнью стариков: ходить и одеваться как старые люди, припудрить волосы и стараться играть конкретных хорошо знакомых им стариков; посетить местное кладбище; в одиночестве гулять по городу/лесу, представляя в своем воображении, как они теряют сознание, умирают, как их обнаруживают друзья и как их хоронят.

Побуждение клиента к общению с неизлечимо больными людьми и наблюдению за их поведением.

Поощрение клиента к более строгому контролю над теми аспектами жизни, на которые он может влиять.

Упражнение «Я беру ответственность»

Клиенту предлагается к каждому утверждению добавлять: «…и я беру ответственность за это». Например: «Я сознаю, что двигаю своей ногой… и я беру ответственность за это». «Мой голос очень тих… и я беру ответственность за это». «Теперь я не знаю, что сказать… и я беру ответственность за незнание».

Упражнение «Разговор с внутренними симптомами»

Клиенту предлагается быть внимательным к внутренним ощущениям и брать на себя ответственность и за себя и за симптомы тела.

Данное упражнение проиллюстрируем следующим примером из практики Ф. Перлза. Перед пациентом стояла мучительная дилемма и, обсуждая ее, он ощутил ком в животе, Перлз предложил ему побеседовать с этим комом: «Помести ком на другой стул и поговори с ним. Ты будешь исполнять свою роль и роль кома. Дай ему голос. Что он говорит тебе?» Таким образом, клиенту предлагается взять на себя ответственность за обе стороны конфликта, чтобы тот отдал себе отчет в том, что ничего само собой не «случается» с нами, что мы — авторы всего: всякого жеста, всякого движения, всякой мысли.

Упражнение «Классификация событий»

Клиенту предлагается на отдельных карточках написать все события, которые повлекли за собой возникновение его проблемы. Потом консультант просит его разделить эти карточки на три группы: 1) события, на которые я не могу повлиять; 2) события, на которые я могу повлиять частично; 3) события, на которые я могу повлиять. Затем обсуждается каждая группа, каждое событие.

После этого клиенту говорится, что на самом деле в жизни второй группы не существует, и предлагается распределить карточки второй группы между двумя другими. Клиента просят разъяснить его решение.

Далее консультант помогает клиенту:
— изменить отношение к тем событиям, на которые повлиять нельзя (возможно использование метода АВС-эмоций из рационально-эмотивной терапии);
— взять большую ответственность за обстоятельства, на которые повлиять можно.

· Противостояние экзистенциальной вине. Психологи считают одной из функций тревоги призыв к совести. Такая тревога подпитывается, среди прочего, и чувством вины, обусловленной неудачной реализацией потенциала. Например, источником экзистенциальной вины клиента, у которого умер близкий человек, могут служить реальные ошибки (когда человек объективно сделал что-то «не так» по отношению к умершему или, напротив, не сделал что-то важное для него). В этом случае психологическая помощь в работе с экзистенциальной винойсостоит в том, чтобы способствовать осознанию страдальцем значимости вины, изменению отношения к ней, извлечению из нее позитивного опыта. С целью закрепления результата можно предложить вести «Дневник вины».

Дневник вины

Клиент дается задание в течение трех недель вести «Дневник вины», в котором следует подробно записать следующее:
1) случаи, когда он пытался заставить кого-то чувствовать себя виноватым;
2) случаи, когда кто-то пытался заставить его чувствовать себя виноватым;
3) случаи, когда он внушал(ет) себе, что виноват.
В дневнике следует так же фиксировать время, которое уходит на игру «кто прав, кто виноват», и утраченные в связи с этим возможности. В дальнейшем клиенту стоит научиться прислушиваться к себе и немедленно останавливаться, если он сам или кто-то пытается заставить почувствовать его виноватым; либо дать понять этому кому-то, что данное воздействие потеряло свою актуальность и больше не эффективно.

· Освобождение способности желать у клиента с заблокированными аффектами. Прежде всего, напомним, что осознание свободы ведет к ответственности за свой выбор, а «быть ответственным за выбор» предполагает желание что-либо выбирать. Парадоксальность ситуации заключается в том, что зачастую клиенты, заявляющие, к примеру, «хочу пожить для себя», на самом деле не знают, чего же именно они хотят. Такие люди, как правило, паразитируют на желаниях других, эксплуатируя чужие желания и воображение. И разумеется, из-за этого они имеют социальные трудности.

И. Ялом отмечал, что психотерапия клиентов с блокированным «чувствованием» медленна и трудоемка, а консультант должен проявлять настойчивость, многократно задавая клиенту вопрос: «Что вы чувствуете?»; «Чего вы хотите?»

· Фасилитация принятия решений. Если клиент в полной мере испытывает желание, ему предстоит принять решение, сделать выбор. Решение — это мост между желанием и действием. Вместе с тем, экзистенциальные консультанты нередко встречаются с ситуацией, когда клиенты блокируют принятие решений, застревая в сомнениях «Что, если…».

В таких случаях психологи помогают клиентам исследовать разветвления каждого вопроса «что, если…» и анализировать чувства, которые при этом возникают. При необходимости консультанты могут посодействовать клиентам в выработке решения и в оценке вариантов выбора. Однако важно, чтобы клиент при этом ощутил собственную силу и ресурсы.

Контракт в психологическом консультировании: структура и содержание

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую- нибудь благородную цель, способную его воодушевить.

Ж. Э. Ренан

Контракт в психологическом консультировании и психотерапии — это важнейшая составляющая профессионального построения отношений между психологом (консультантом) и клиентом.

Контракт (психотерапевтический контракт) — это взаимное соглашение (устное или письменное) между клиентом и консультантом, отражающее одинаковое понимание структуры, процесса, цели, условий взаимодействия, включающее обозначение прав, обязанностей и разграничение ответственности обеих сторон.

Контракт как предмет обсуждения с точки зрения этических принципов оказания консультативных услуг в психологической науке стал предметом дискуссий с 60-х гг. XX в. Одним из первых о необходимости заключения контракта с клиентом заговорил американский психиатр, основатель тран- зактного анализа Эрик Берн (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Эрик Берн (1910-1970)

В условиях построения альянса между клиентом и психологом с ростом доверия начинают расти ожидания и требования клиента, что может стать сложным испытанием для психолога-консультанта. Такая ситуация может привести к «перекосу» ответственности между сторонами, а также сказаться на эффективности всей совместной работы и качестве отношений между консультантом и клиентом.

Понятие «контракт» в психологии несет в себе несколько иной, отличный от других видов договорных отношений, смысл. В медицине и психологии в понятиях «контракт», «договор» подразумеваются не столько юридические и административные нюансы взаимодействия сторон, сколько обсуждаются очень важные с точки зрения оказания психологической помощи глубинные, личностные и духовные моменты, на которых строятся отношения между психологом и клиентом.

Основная функция контрактов заключается в возможности выстроить автономные (независимые) отношения между психологом-консультантом и клиентом, разграничить зоны ответственности сторон, выработать единое представление о ходе совместной работы.

По мнению М. М. Певзнера, контракт можно определить как состояние, когда «есть разделяемое (и консультантом, и клиентом) представление о психологической проблеме клиента, определена цель дальнейшего взаимодействия, прояснены вопросы о том, какова роль каждого из участников, сформулированы условия взаимодействия».

Наличие контракта дает ряд преимуществ обеим сторонам.

Основные преимущества заключения психотерапевтического контракта для клиента’.

  • — заключение контракта способствует корректировке ожиданий клиента от консультирования, которые иногда могут быть нереалистичными, искаженными и иллюзорными;
  • — контракт позволяет обозначить границы взаимоотношений между консультантом и клиентом, помогает клиенту структурировать свое поведение во время консультаций и в промежутках между ними (например, выполнение домашних заданий, данных психологом);
  • — может дать клиенту представление о том, что собой представляет процесс консультирования, как оно происходит, что включает в себя. Это особенно важно для человека, который впервые обращается за помощью к психологу;
  • — расширяет автономию (свободу выбора) клиента, так как дает информацию о том, как будет проходить процесс консультирования, что может данный специалист, а что находится вне зоны его компетентности.

Если говорить о преимуществах контракта для психолога, то необходимо отметить, что контракт обозначает основные этические правила взаимоотношений с клиентом; определяет границы компетентности и ответственности психолога; защищает консультанта от неправомерных и необоснованных претензий клиента, вызванных иллюзиями и нереалистичными ожиданиями.

Существуют различные виды контрактов, которые заключаются в процессе консультирования и психотерапии. Многие виды и примеры контрактов описаны в книге американских транзактных аналитиков, супругов Мэри и Роберта Гулдингов «Психотерапия нового решения. Теория и практика»:

  • — письменные и устные;
  • — антисуицидальные и антиубийственные (контракт на отказ клиента от причинения вреда своему здоровью и здоровью других людей);
  • — антипсихозные (договор с клиентом, обозначающий его заботу по отношению к своему психическому благополучию);
  • — контракты с «клиентами поневоле» (в них разграничивается запрос о помощи самого клиента и тех людей, которые привели его на консультацию, предполагая свой запрос: родители, руководители и т.д.);
  • — неприемлемые контракты («игровые», направленные на изменение других людей и т.п.).

Контракт на консультирование в идеале должен быть предварительно устно обсужден, письменно оформлен и содержать следующие элементы:

  • — особенности применяемого консультантом метода, подхода («личный бренд» консультирования);
  • — обозначение роли терапевта и границ его компетентности;
  • — длительность консультирования (краткосрочное, долгосрочное);
  • — частота и продолжительность сессий, консультаций; действия в ситуации пропуска сессий;

вопросы границ взаимоотношений (например, может обсуждаться вопрос, как себя вести при встрече вне стен консультирования);

  • — конфиденциальность и ее пределы;
  • — цель терапии и возможности ее достижения;
  • — возможности отследить желаемые изменения (контроль эффективности кон сультирования);
  • — способы взаимодействия при возникновении недовольства, чувства неудовлетворенности у клиента в процессе консультирования.

У некоторых психологов есть заранее подготовленный контракт, так как многие его пункты являются стандартными и не меняются в зависимости от типа клиента и его психологических запросов. Другие же специалисты считают, что контракт необходимо составлять для каждого отдельного клиента. В любом случае составление этого договора должно произойти как можно раньше (желательно на первой или второй сессии).

Известный практический психолог Клод Штайнер, сподвижник Эрика Берна, по аналогии с юридическим договором отмечает в психотерапевтическом контракте четыре необходимых условия:

  • 1) взаимное согласие сторон по поводу каждого пункта контракта (консультанту и клиенту необходимо договориться и прийти к единому мнению по поводу условий и целей консультирования);
  • 2) адекватная компенсация (в контракте прописываются форма и сумма гонорара, которую выплачивает клиент консультанту в качестве компенсации за проделанную работу или потраченное на клиента время);
  • 3) компетентность сторон (обе стороны должны быть в состоянии выполнить контракт, а именно: консультант должен обладать определенными профессиональными знаниями и навыками для помощи клиенту в достижении цели, а клиент должен понимать и исполнять условия контракта, активно работать на достижение цели и обладать возможностями для ее реализации);
  • 4) законность договора (цели и условия контракта не должны нарушать существующие законы страны, на территории которой будет осуществляться реализация этого договора).

Прежде чем заключить контракт, консультант и клиент должны обсудить необходимость консультативной услуги и прийти к общему мнению по этому вопросу, утвердить цели консультирования и используемые для их достижения процедуры и з’ладить организационные вопросы, касающиеся времени, места, частоты сеансов, их оплаты и т.д.

Таким образом, в контракте выделяют две части: терапевтическую (лечебную, клиническую) и организационную (административную).

Заключение контракта является важным этапом в построении взаимодействия между клиентом и консультантом, формировании безопасных и плодотворных в плане решения психологических проблем клиента отношений. Все позиции контракта необходимо обсуждать, потому что клиент имеет право знать, как будет протекать процесс консультирования и чего он может ожидать в результате. Равноправие в отношениях консультанта и клиента способствует проведению переговоров и заключению договора.

Этапы построения контракта отображены на рис. 4.2.

Рис. 4.2 Схема структуры контракта и этапов его заключения

Американский психотерапевт, специалист в области поведенческой медицины, И. Вайнер в книге «Основы психотерапии» наиболее подробно излагает этапы заключения контракта, выделяя следующие наиболее знаковые моменты:

I. Психологическая (клиническая) часть контракта.

  • 1.1. Предложение и согласие на консультирование, которые являются важными условиями начала работы. Клиент не должен быть лишен возможности принимать решение в вопросе о необходимости именно этого вида психологической помощи, вопросе взаимодействия именно с этим консультантом после обозначения сути процесса и уровня компетенции, изложенной специалистом в процессе обсуждения контракта. Этичным и уважительным по отношению к клиенту будет данное консультантом право согласия или отказа от консультирования, так как это является незыблемым условием соблюдения границ личности клиента. При заключении контракта обе стороны имеют право на полную информацию; точно так же и клиент имеет право знать, что думает консультант о его психологических проблемах, что будет происходить в процессе консультирования, об обязательствах участников, а также об уровне квалификации консультанта. На этом этапе важно обсудить следующие моменты:
  • 1) рекомендация курса психологического консультирования, где консультант дает информацию о наиболее эффективном виде помощи клиенту (психотерапия, тренинг, группа встреч и т.д.), переформулирование первичного запроса клиента в цель последующей работы. Важно, чтобы консультант мог обосновать выбор и рекомендацию именно этого метода помощи для клиента;
  • 2) разъяснение сути процесса консультирования, которое начинается с расспроса клиента, как он себе представляет процесс консультирования, и разъяснения того, что будет происходить на самом деле.

Само разъяснение сути психологического консультирования заключается в сравнительно кратком информировании клиента о следующих моментах:

  • — во время консультирования клиент рассказывает о себе, а консультант слушает, задает вопросы и помогает ему выразить свои мысли и понять значение того, что он говорит и делает;
  • — в процессе этого взаимодействия проясняются мысли, чувства и переживания, относящиеся к прошлому и настоящему опыту клиента и позволяющие лучше понять истоки его проблем;
  • — через достижение лучшего понимания клиентом своей проблемы и ее причин становятся видны пути ее возможного решения;
  • — благодаря поддержке консультанта, происходят ослабление негативных переживаний и развитие более адаптивного и эффективного поведения;
  • 3) информация об уровне квалификации консультанта, которая основана не на предъявлении дипломов и свидетельств о его образовании, а скорее на обозначении уровня компетентности психолога в тех вопросах, которые интересуют клиента, а также квалификация в определенном виде услуг (тренинг, консультирование, психотерапия и т.п.);
  • 4) решение клиента, которое заключается в выражении готовности продолжать работу с консультантом, что завершает начальный этап заключения клинической части контракта и обозначает переход к обсуждению организационных вопросов.

I. 2. Утверждение запроса и цели консультирования, которая должна быть четко сформулирована, обозначена в контракте и обладать следующими характеристиками:

  • 1) запрос должен быть сформулирован в виде цели (т.е. желаемого результата в определенном контексте);
  • 2) запрос должен быть конкретен и измерим (когда, в какой ситуации, с кем, как это изменение можно будет увидеть, как оно проявит себя и т.д.);
  • 3) запрос должен быть сформулирован про себя или для себя (не про окружающих людей, не про изменения внешних обстоятельств) — эгоответственность;
  • 4) запрос должен быть сформулирован в позитивном утверждении, без отрицательных частиц «не» (не избавиться от чего, не убежать, а прийти к чему-то, приобрести что-то);
  • 5) запрос должен быть реалистичен;
  • 6) запрос должен быть экологичен для клиента и окружающих (т.е. не должен причинять вред ни клиенту, ни его близким).

II. Организационная часть.

Клиенту и консультанту, принявшим решение о совместной работе и определившим цели, остается договориться о времени работы, частоте встреч, месте работы и оплате сеансов. В психоанализе для обозначения изначальных условий организации терапии принято использовать термин сеттинг.

Сеттинг (от англ, setting — помещение, установка, обстановка) — необходимые для психотерапевтического сеанса условия и ограничения, накладываемые на процесс его проведения.

  • 2.1. Время встреч, которое должно быть удобным как для клиента, так и для консультанта. В договоре обычно обсуждаются верхняя и нижняя границы продолжительности сеансов, которые соблюдаются и клиентом, и консультантом (обычно это 50—60 мин). Консультант договаривается с клиентом о том, что оговоренное время начала и конца сеанса остается неизменным. Если клиент опоздает, то сеанс все равно закончится в назначенное время, т.е. ответственность за опоздание несет клиент. Если же начало сеанса задерживается по вине консультанта, то в договор также вносится, чем он компенсирует задержку (возможно, уменьшением цены или добавлением времени в следующую встречу). Установив временные границы, консультант получает возможность вовремя завершать сеансы, исключая мысль о личной неприязни к клиенту или отсутствию интереса к его проблеме. Договоренность о времени особенно важная для клиентов, которые воспринимают завершение сессии как отвержение, нежелание консультанта общаться. Кроме того, жесткие временные рамки позволяют консультанту избежать влияния собственных чувств и желаний па продолжительность сеанса.
  • 2.2. Частота встреч, которые должны происходить с регулярной периодичностью (обычно это один раз в неделю). Например, в кризисном консультировании, когда острота переживаний клиента высока, можно организовывать встречи два или даже три раза в неделю. В семейном консультировании встречи предполагают более длительные интервалы, так как семье необходимо больше времени, чтобы ощутить результаты последней сессии и реализовать принятые решения. Важно обозначить, что на завершение консультирования также должно отводиться какое-то количество встреч.

Незавершенность процесса консультирования, «выскакивание» из отношений — это деструктивный паттерн в любом взаимодействии, поэтому клиенту предлагается прийти на последнюю сессию и обсудить желание завершить процесс консультирования с консультантом. Это позволит консультанту обнаружить и помочь клиенту осознать сопротивление, если оно является источником мотива завершения. Если же это решение осознано, правильным будет подвести итог работы и завершить консультативные отношения, обозначив важные точки пройденного в совместной работе пути.

  • 2.3. Место проведения консультирования также должно быть обсуждено в контракте, так как клиенту будет легче приспособиться и привыкнуть к пространству, где будет проходить консультирование, что является непременным условием ощущения психологической безопасности, а также предсказуемости и стабильности в организации психологического пространства для консультирования.
  • 2.4. Оплата сеансов, которая является значимым аспектом консультативных отношений, так как напрямую связана с мотивацией и ответственностью клиента. Клиенту необходимо объяснить, что он платит за время работы консультанта, и если он тратит время консультирования неэффективно, то консультант может напомнить, что это время принадлежит клиенту, отведено на решение его проблемы и оплачено им. Важно, чтобы сумма, которую клиент платит консультанту, была значима для него, но не превышала его возможностей. При оплате работы в установленном размере и в срок консультант вряд ли станет испытывать разочарование, раздражение в адрес клиента, даже если тот тратит время сеанса непродуктивно или медленно продвигается к решению. Кроме того, это помогает избежать иных не оговоренных способов оплаты и использования консультативных отношений не по назначению или злоупотребления ими. Оплата и получение помощи имеют и более глубокий смысл для консультирования, так как отражают универсальный закон построения равных отношений: умение давать и брать.

В договор могут быть включены и другие нюансы оплаты. Например, клиент оплачивает пропущенные им сеансы, если они не отменены заранее (за сутки, по договоренности и т.п.), так как консультант уже не может свободно распорядиться этим временем (назначить другого клиента). Но важно, чтобы отношения были симметричными и клиент также получал компенсацию за отмену сеанса по инициативе консультанта без предварительного уведомления за определенное время (например, следующий сеанс — бесплатный).

2.5. Особые условия консультативного контракта, касающиеся особых ситуаций клиента или его индивидуальных особенностей. К таким условиям могут быть отнесены телефонные звонки клиента консультанту: в какое время можно ему звонить, когда звонить нельзя, сколько будет стоить звонок с целью получить срочную консультацию по телефону, какой продолжительности разговор может быть бесплатным. Оговариваются также возможные цели звонка: получить помощь по телефону или назначить внеочередную встречу.

К особым условиям может быть отнесен антисуицидальный контракт с клиентом, который может совершать аутоагрессивные действия. Договор об ограничении каких-либо действий клиента во время прохождения процесса консультирования (например, запрет на самоубийство, причинение вреда другому человеку, доведение себя до сумасшествия, совершение противозаконных действий и т.п.).

Чтобы составить соглашение (контракт), необходимо получить от клиента, следующую информацию: полное имя и телефон для связи (при этом стоит объяснить клиенту, что контактный телефон нужен для связи в чрезвычайной ситуации, чтобы иметь возможность заранее предупредить его, например, о болезни консультанта);

  • — желательно также выяснить, принимает ли клиент какие-либо лекарства и по чьим рекомендациям;
  • — были ли у клиента попытки самоубийства (здесь также важно объяснить, что эта информация останется конфиденциальной и нужна исключительно для создания условий безопасности самого клиента);

Желательно (но необязательно), чтобы в контракте были обозначены имя и контактный телефон близкого клиенту человека, который в любой момент сможет поддержать его и к которому психолог сможет обратиться, если клиент перестанет выходить на связь.

Типичный письменный контракт может включать следующие пункты:

  • — краткое описание консультативного подхода, который психолог применяет в своей работе, некоторую информацию о том, как будет проходить сессия консультирования;
  • — информацию о компетентности консультанта, его достижениях в работе с клиентами;
  • — время и продолжительность отдельных сессий, а также место их проведения;
  • — размеры и способы оплаты, включающие пункты соглашения об оплате пропущенных сессий, условий увеличения оплаты;

четкое обозначение позиции конфиденциальности в процессе консультирования;

процедуры для анализа результатов, оценки эффективности взаимодействия, обратной связи;

— условия прекращения договора.

При составлении контракта с клиентом выделяют следующие виды ошибок, которые в конечном счете могут оказать негативное влияние на результат психологического консультирования или психотерапии:

  • 1) несогласованность различных компонентов контракта между психологом и клиентом (в случае отсутствия общей договоренности);
  • 2) несогласованность элементов контракта между собой (несоответствие запроса и выбранного психологом метода; отсутствие мотивации у клиента; отсутствие адекватной оплаты за консультирование и др.);
  • 3) соотнесение выбранной модели консультирования исключительно с одним направлением психологии, без учета особенностей запроса и личности клиента (обозначение в контракте и дальнейшая реализация методов только одного направления консультирования, например, только психоанализа, невзирая на то, что запрос клиента требует привлечения других методологических подходов к консультированию).
  • Певзнер М. М. Процесс консультирования // Мастерство психологического консультирования / под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. СПб.: Европейский Дом, 2002. С. 34.
  • Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: теория и практика / пер.с англ. В. М. Сариной. М.: Класс, 1997.
  • Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. СПб.: Питер, 2003.
  • Вайнер И. Основы психотерапии. СПб.: Питер, 2002.
  • Желателев Д. В. Основы консультативной психологии : учеб, пособие. СПб. : Изд-воЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013.
  • Формирование «психотерапевтического контракта» в диаде «врач — пациент» в системепсихотерапевтической помощи : метод, рекомендации. СПб. : Изд-во Санкт-ПетербургскогоНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2014. URL: http://bekhterev.ru/content/42/G2014_10.pdf (датаобращения: 06.09.2016).

Специализация «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование»

Специализация «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование» магистерская программа, реализующая единство теоретико-фундаментального и практическо-ориентированного подходов в подготовке профессионалов психологического консультирования.
Магистранты осваивают методы классического и современного транзактного анализа, транзактно-аналитического коучинга и технологии ведения консультативной работы. Реализуют персонологический подход к консультированию, а также методологические и теоретические подходы авторов магистерской программы профессоров В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко.
Одновременно с защитой магистерских диссертаций выпускники программы получают возможность осознать и отработать в практической работе свой персональный стиль психолога-консультанта. В период обучения более 80% поступивших начинают консультативную работу в присутствии супервизора. Студенты формируют навыки привлечения клиентов, маркетингового продвижения себя как психолога-консультанта, начинают формировать собственную клиентскую базу. Более 85% выпускников магистерской программы, желающих продолжить научно-исследовательскую работу, поступают в аспирантуру НИУ ВШЭ.
Выпускники могут работать:

  • вести частную консультативную практику;
  • в частных и государственных психологических центрах;
  • в исследовательских центрах;
  • бизнес-структурах;
  • преподавать в высших учебных заведениях.

Это единственная в России программа подготовки транзактных аналитиков в формате магистратуры
Осуществляется подготовка в следующих областях:

  • классический транзактный анализ
  • современный транзактный анализ
  • клиническая психология и психотерапия
  • мультипрофильное консультирование
  • транзактный анализ в организациях
  • транзактно-аналитический коучинг

Ведущими преподавателями специализации являются профессор, д. психол. н., член корр. РАО, лауреат премии «Золотая Вышка» (в номинации «Достижение в науке») В.А. Петровский, профессор, д. психол. н. Е.Б. Старовойтенко, доцент, к. психол. н. Е.Б. Станковская, старший преподаватель А.Н. Исаева, старший преподаватель И.М. Шмелев.
Основные темы специализации «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование» в обучении:
1. Общая персонология как методология междисциплинарного синтеза, сфокусированного на проблеме личности. Авторы В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко предлагают «треугольник синтеза», вершины которого образуют классическая (теоретико-экспериментальная) психология личности, культурная психология личности (герменевтика) и практическая психология личности (психологическое консультирование, коучинг, медиация и пр.).
2. Школы транзактного анализа
1. Классическая школа транзактного анализа Э. Берна, С. Карпмана, К. Стайнера, Д. Дюсей, Ф. Инглиш. Она базируется на сочетании методов психоанализа и когнитивно-поведенческого подхода. Работа со структурой и динамикой организаций и групп.
2. Школа Катексиса Шиффов.
3. Школа перерешения Роберта и Мери Гулдинг. Работа направлена на изменение патологических ранних решений, принятых в травматических ситуациях, при терапевтическом проигрывании этих ситуаций в техниках работы со стульями и подобных ей.
4. Направление конструктивизма Джеймс и Барбара Аллен, Б. Лории, основано на идеях нарративной терапии о переоценке фактов прошлого.
5. Направление процесса коммуникации Т. Калера, П. Вара, В. Джойнс и Я. Стюарт, как для психотерапевтического, так и для других применений транзактного анализа.
6. Интегративный подход Р. Эрскина, Р. Траутман, Ш. Силлс, Х. Харгаден и других авторов, направленный на интеграцию в ТА различных методов и техник из других терапевтических модальностей.
7. Направление развития П. Левин, Д. Илсли-Кларк основаное на практическом применении концепции циклов детского развития для диагностики источников проблем и организации корректирующего опыта для клиента.
8. Транзактный психоанализ, развиваемый в работах итальянских авторов К. Мойзо и М. Новеллино. Представляет сочетание представлений и методов работы транзактного анализа и традиционного психоанализа.
9. Духовное направлениев в транзактном анализе М. Джеймс, К. Меллором, Дж. Кандафил, направленное на продвижение за пределы эго-состояний к сердцевине человеческого духа.
3. Техники транзактного анализа

  • работа с ранними решениями
  • работа с жизненными сценариями
  • родительское программирование
  • диагностика эго-состояний и деконтаминация
  • диагностика психологических игр
  • анализ поведения и телесной экспрессии
  • работа с системой рэкета и рэкетными чувствами
  • планирование лечения в ТА и др.

3. Клиническая психология и психиатрия в консультативной практике

  • история клинической психологии и психиатрии
  • области клинической практики
  • клиническая психология в транзактном анализе
  • работа с клиническими случаями
  • МКБ-10 и DSM-IV

4.Мультипрофильное консультирование

  • введение в мультипрофильное консультирование и психотерапию
  • семейная психотерапия
  • суггестивные техники психотерапии
  • техники кататимно-имагинативной психотерапии (символдрама) Х. Лёйнера
  • метафорические ассоциативные карты
  • коучинговые ассоциативные карты

5. Транзактно-аналитический коучинг:

  • Принципы работы в транзактно-аналитическом коучинге
  • Коуч-позиция
  • Модель GROW
  • Модель SMART
  • Колесо жизненного баланса и др.

Сотрудничество:
При выполнении сертификационных требований выпускники программы вместе с дипломом магистра психологии НИУ ВШЭ получают международный сертификат International Coaches Union:

Сохранить

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ. Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от ситуации общения или все вместе или одна из этих трех составляющих выходит на первый план.

Родитель – одна из составляющих. Ее характеристика: правила поведения, запреты, нормы, необходимость советовать, опекать. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным.

Другая составляющая – Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется доверчивость, непосредственность, творчество, а также капризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие.

Третья составляющая – Взрослый. Человек с преобладающей такой составляющей ведет себя следующим образом: преобладает рационализм, объективность, принятие решений на основе собственного опыта.

Консультант заключает контракт с клиентом на изменение, выступает в качестве учителя, дает инструкции на языке трансактного анализа.

Цели и задачи трансактного анализа: преобразование, достижение процветания и автономии; приобретение большей осведомленности; освобождение от игр; установление близких отношений и отношений одобрения.

Методы, используемые консультантом:

— терапевтические контракты, их специфичность и конкретность;

— дознание

— уточнение;

— конфронтация;

— иллюстрация;

— кристаллизация;

— концентрация на ранних воспоминаниях клиента;

— анализ структуры личности;

— комбинирование с методами гештальттерапии.

БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх