Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Толерантность это мир

Происхождение термина

Термин «толерантность» заимствован из медицины, где он значит привыкание организма к чему-либо, повышение устойчивости, снижение защитной функции. Например, в контексте рассмотрения проблемы алкоголизма используется понятие «рост толерантности организма к алкоголю» – повышение дозы, переносимой организмом без тяжелых последствий. То есть ослабление реакций иммунитета на какой-то агрессор.

В медицине постоянный рост толерантности неизбежно ведет живой организм к смерти из-за полностью утраченной способности бороться с раздражителями, вырабатывать защитные антитела. Дословно «толерантность» с латинского языка переводится как «терпеть, привыкать».

С медициной все ясно: толерантность не сулит ничего хорошего, это плохое явление. А что говорит на этот счет психология? Почему мы так любим воспитывать толерантность в детях и что вкладываем в это понятие? В психологии и социологии под толерантностью подразумевается терпимость к иному образу жизни, иным потребностям людей, иному мировоззрению, поведению, обычаям, традициям, привычкам, вере. «Все мы люди, и мы равны между собой!» – девиз классического представления о толерантности.

На современном этапе развития общества толерантность трактуется уже не так однозначно:

  • Умение смиряться с неприятными, расхожими с нашими, убеждениями и поступками других людей.
  • Психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях.
  • Признание, уважение, понимание и принятие культурного многообразия общества, индивидуально-личностных особенностей людей (классическое представление о толерантности в рамках множества наций, культур, вер, здоровья и так далее).
  • Терпимость ко всему, что происходит в обществе.
  • «Это его жизнь. Пусть делает, что хочет. Меня не трогает и ладно».

К сожалению, толерантность в современном представлении все больше подбирается к термину «равнодушие» (снижение или полное исчезновение эмоционального и поведенческого психического реагирования на внешние неблагоприятные факторы). Мы настолько хорошо научились признавать права других людей, принимать любой образ жизни, что стали толерантны к маньякам, алкоголикам, дракам под окнами дома, бродяжничеству детей, хамству, хулиганству.

Я понимаю, что своя жизнь всегда дороже. Тем более, как правило, она связана еще с несколькими жизнями. Но на мой взгляд, медицинское представление о толерантности применимо теперь и в психологии. Что интересно, даже в официальных документах федерального и национального уровня в последнее время встречается замена термина «толерантность» на термин «терпимость». Не опасно ли быть толерантным?

Виды и уровни толерантности

Толерантность может быть:

  • политической;
  • гендерной;
  • педагогической (уровень образования, интеллектуального развития);
  • возрастной (но «он же ребенок» не оправдание жестокости);
  • религиозной;
  • по отношению к людям с особыми потребностями.

Вспомните, с какой легкостью дети заводят знакомства (им не важен возраст, пол, раса, статус), конечно, если родители не успели внушить ребенку разницу. Почему это происходит? С рождения нам всем дана способность к толерантности, так называемая натуральная толерантность, но с возрастом мы ее утрачиваем. Такая особенность связана с функционированием психики в раннем возрасте: ребенок не отделяет себя от внешнего мира.

Среди уровней толерантности можно выделить:

  1. Личностная толерантность. Подразумевает широкое мировосприятие, уважение и понимание ценности права каждого человека реализовывать свой потенциал любым путем.
  2. Социальная толерантность. Создание личностью соответствующего круга общения, разделяющего ее взгляды на толерантность и поддерживающего общественный баланс. Внутренние убеждения переходят в систему поведения, направляют активность личности.
  3. Моральная толерантность. Человек учится сдерживать свои эмоции и поведение в ситуации, когда этого требуют общественные нормы или внутренние убеждения, несмотря на негативно раздражающие внешние условия. Помогает в этом мудрость, логика и саморегуляция. Противодействовать можно, но социально приемлемым путем, а не уподобляясь внешним раздражителям.
  4. Нравственная толерантность. Человек старается войти в положение другого («внешнего раздражителя»), понять мотивы его поведения. Если это удается, то самоконтроль приобретает внутреннюю базу, а не условное следование нормам. Предыдущий уровень помогает избегать конфликтов (трудных ситуаций), а этот уровень позволяет разрешать конфликты, находить точки соприкосновения («Я тебя понимаю, но и ты меня пойми»).

Толерантность бывает низкой (раздражение от всего мира), средней (терпение к достоинствам и недостатка некоторых людей, стремление к общению), высокой (полное принятие тех, с кем человек общается, удовольствие от общения, комфорт от жизни). Важно, чтобы толерантность создавала комфортные условия жизни. Когда мы ненавидим и не понимаем все вокруг, то нас «все бесит» – какое уж тут удовольствие. Когда мы слепо принимаем все, то можем лишить себя комфорта, создавая опасные условия вокруг, сея страх. И только при высокой, но корректной толерантности, при избирательном отношении к своему окружению мы живем счастливо, в ладу и комфорте с собой, обществом.

Таким образом, быть толерантным – это хотеть понять, разобраться, найти общие точки с другим человеком; интерес к неизвестному. И только в процессе анализа человек решает: принимать или не принимать, понимает он это или не понимает. Хороший пример толерантности – стремление понять традиции других культур, интерес к обычаям, сравнение со своей культурой.

Нужна ли толерантность

На мой взгляд, нужно быть толерантным, но нельзя быть терпимым. Да, мы должны признавать права других культур и наций, особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Но мы не должны быть терпимы к безусловному злу. Под этим я подразумеваю любой образ жизни, мешающий другим людям и самой личности, то есть асоциальный образ жизни.

И да, нужно быть устойчивым к трудностям жизни, но нельзя быть терпимым. Нужно занимать активную толерантную позицию, если так можно выразиться:

  • У нас не должна отсутствовать реакция на что-то противоречащее нормам общества или нашим личным убеждениям.
  • Полная толерантность – это смерть, в нашем случае – моральная, нравственная, психологическая. В отдельных случаях, возможно, и физическая смерть.
  • Толерантностью можно добиться того, что человек совсем перестанет противостоять внешним раздражителям, а будет слепо вбирать в себя, принимать в свой внутренний мир все, что ему дают, или регулярно занижать необходимые условия жизни. Это мы и наблюдаем в современном обществе.

В технических науках «толерантность» значит «допустимое отклонение, не влияющее на функциональность и ценность». Думаю, это и можно взять на вооружение. «Ты никого этим не удивишь» – назвала бы я основную мысль нашего общества. Потому и предлагаю рассматривать толерантность как допустимое, не влияющее на функциональность, отклонение: делай с собой что хочешь, но так, что бы это не лишало тебя личностной ценности, общественной значимости и не мешало обществу. Мы уже не реагируем на татуировки, пирсинг, экстремальные развлечения. Это всего лишь оболочка. Куда важнее толерантность к внутреннему миру людей.

Мы стали настолько открыты всему новому, что забыли об избирательности. Нельзя принимать все, что встает на твоем пути. Нужно анализировать, нужно иметь устойчивую систему ценностей и взглядов. Нужно выстраивать личностные границы. Должно быть что-то, что вы никогда не примите в людях. Но речь ни в коем случае не о нации, вере или особенностях здоровья, речь о личностных качествах.

Например, я не приемлю оскорбления и крики. В моем доме их нет и не будет, иначе из него уйду я. В моем окружении нет людей, которые питаются этим. Во-первых, я не приемлю это, а значит, так не веду себя, во-вторых, пресекаются попытки или отсекаются люди. Кто-то расценит такую позицию как холодность или грубость. Будем толерантны: у каждого есть право на свое мнение. Но с человеком, для которого ценность и норма жизни – оскорбления, нам не по пути. «Я толерантен, но мне не все равно» – перефразирую мысль, с которой начала эту статью:

  • Я не толерантна к тем, кто обижает животных, но я толерантна к психическим особенностям этих людей и их травмам детства или педагогической запущенности.
  • Я смогла бы понять и принять их боль, но не последствия и не нежелание бороться со своими проблемами.

Быть толерантным и быть терпимым, равнодушным – это разные вещи. Примеры можно продолжать до бесконечности. Например, нужно быть толерантным к вкусовым предпочтениям в музыке (кто-то слушает рок, кто-то классику, кто-то реп). Не важно, какой жанр дарит человеку внутреннюю гармонию, если он не влияет на социальное поведение, то почему бы нет. Можно не понимать, как это слушают, но просто принять. А вот если музыка орет под окнами и не дает спать, то тут уже совсем не важно, что это за жанр, важно асоциальное поведение людей. Тут о принятии не может идти речь, ибо в этом контексте оно рождает вседозволенность.

Как быть толерантным

Если ваша проблема в классическом представлении толерантности, то есть вы не умеете признавать права других людей на жизнь, веру, стиль музыки, нацию и так далее, то вот несколько советов о том, как быть толерантным:

  1. Толерантность формируется как привычка. Чем чаще мы чему-то подвергаемся и одинаково реагируем на раздражитель, тем крепче в нашем сознании, а затем подсознании фиксируется этот стереотип поведения.
  2. В каждом человеке при детальном анализе можно найти следы множества рас. Тесты эти, конечно, дорогие, но как альтернативу им можно найти книги, статьи, видео по этой теме. Гены, народности, расы и нации настолько смешались, что невозможно найти 100 % русского человека или турка, немца, украинца. Начните с себя.
  3. Осознайте, что толерантность нужна вам, а не кому-то другому. Она обеспечивает психологически комфортную жизнь. Вы не сможете изменить весь мир так, как это нужно вам. Так не проще ли для собственного душевного благополучия принять особенности других людей?
  4. Был ли бы наш мир таким же, если бы все люди были одинаковыми? Нет. Люди, создающие историю, уникальны. Среди них немало людей с особыми потребностями здоровья (Стивен Хокинг, Людвиг ван Бетховен, Алексей Маресьев) или разных наций (известный и непревзойденный педагог Шалва Амонашвили). Про страны и нации можно говорить бесконечно. Например, множество зарубежных теорий легли в основу отечественной психологии. У науки, а значит, и жизни нет понятия «наши» и «ваши». Есть понятие общего прогресса, сознания, опыта, культуры. Займитесь изучением литературы, особенно научных изданий, истории. Осознайте ценность «разношерстного» общества.
  5. Развивайте эмпатию. Именно она помогает понимать других людей, вставать на их место, сравнивать себя с ними.
  6. Росту толерантности способствует личное общение с иными людьми, проживание в другой стране, работа в коллективе. Самое сложное – заставить себя вступить в такие группы, познакомиться с иными людьми, заслужить их расположение и положительно зарекомендовать себя. Сначала придется надеяться только на моральную толерантность и саморегуляцию, но чем больше вы будете проводить время в условиях неизвестного и непонятного, тем проще это будет удаваться, а толерантность плавно перейдет на нравственный уровень.
  7. Не исключено, что вы просто не умеете общаться с людьми и грешите эгоизмом. Тогда нужно бороться с этим.
  8. Избавляйтесь от стереотипов, предрассудков. Сами получайте и обрабатывайте информацию о других людях. Наш уровень толерантности определяется семейным воспитанием и средой, в которой мы выросли. Если во взрослом возрасте мы замечаем пробоину в этом месте, то приходится начинать все с начала посредством самовоспитания.
  9. Не критикуйте, а интересуйтесь. Возьмите за правило не судить, не разобравшись, не задав вопрос «почему?».
  10. Принятие других начинается с самопринятия. Возможно, вас в детстве не принимали, а во взрослости вы не может принять себя.

Итак, толерантный человек:

  • Знает себя, адекватно оценивает себя и окружающих людей, свои достоинства и недостатки, умеет их признавать, принимать, а при необходимости – исправлять.
  • Мыслит позитивно и уверен в собственных силах. Знает, что справится с любыми трудностями.
  • Несет ответственность за свою жизнь, поступки и их последствия. Не перекладывает ответственность на других людей или обстоятельства.
  • Стремится к самореализации в работе, обществе, творчестве, то есть всех аспектах жизни.
  • Имеет развитое чувство юмора и самоиронии.

В то время как человек, не отличающийся толерантностью:

  • В себе видит достоинства, а в других только недостатки. Обвиняет людей за это.
  • Тревожен, не уверен в себе. Постоянно пребывает в чувстве страха, боится самого себя, мира, окружения (хоть и не всегда это осознает, признает).
  • Перекладывает с себя ответственность за неудачи.
  • Безынициативен, пассивен, не стремится к самореализации.
  • Болезненно реагирует на шутки, особенно в свой адрес. Сам использует черный юмор.

Очевидно, что прийти к толерантности можно только через самопознание и саморазвитие, а также с помощью активного практического взаимодействия с миром.

Тренинг на развитие толерантности

Предлагаю вашему вниманию тренинг Е. С. Арбузовой на развитие толерантности. Упражнения можно использовать как отдельно, так и в комплексе. Подойдут они для взрослых и старших подростков. Рекомендуется проводить тренинг в группе.

«Приветствие»

Участникам тренинга предлагается здороваться друг с другом так, как это принято в разных странах. Например, рукопожатие и взгляд глаза в глаза из Германии, трение носами от эскимосов и так далее.

В конце упражнения рекомендуется поделиться впечатлениями. Особенно полезно это занятие в поликультурных классах, группах, коллективах. Можно предложить представителю каждой культуры познакомить остальных со своим традиционным приветствием.

«Что в имени моем»

Это упражнение позволит нестандартно взглянуть на самого себя и научит общаться с другими. На листе нужно написать свое имя, но задом наперед. Теперь на каждую букву нужно подобрать слово, но так, чтобы вместе получилось какое-то напутствие, послание. Если букв в имени не хватает, то можно попросить у кого-то лишнюю букву. Но нельзя просить конкретную, нужно брать ту, что дают.

«Телеграмма»

Желательно проводить упражнение в группах минимум по 6 человек. В каждой группе записываются инициалы участников (имя и фамилия). Задача – составить послание из всех инициалов.

«Презентация»

Участники разбиваются на пары. Задача – пообщаться друг с другом, после чего представить (презентовать, описать, рассказать) своего партнера по общению.

Альтернативный вариант – сначала один участник пары рассказывает историю про выдуманного героя со своим реальным именем. Потом партнер старается угадать реальные факты о предыдущем рассказчике. Предположить, как тот видит мир, что для него ценно, что его тревожит и так далее. Наши фантазии, выдуманные истории точнее всего передают актуальное состояние внутреннего мира. Хотим мы того или нет, но подсознание возьмет бразды правления. Особенно, когда у героя сказки имя такое же, как у нас. Так что остается лишь слушать внимательно собеседника.

«Детектив»

Упражнение проводится в парах. Участникам запрещено разговаривать. Разрешено лишь показать друг другу 6 (больше или меньше) личных предметов. Задача второго участника пары – составить описание личности его партнера по этим предметам. Партнер опровергает или подтверждает утверждения.

«Опиши меня»

Участники в парах общаются друг с другом в течение 5 минут. После этого отворачиваются друг от друга и пишут мини-статью (описание), где фиксируют внешние, индивидуально-личностные, поведенческие особенности партнера. Партнер опровергает или подтверждает утверждения. Упражнение развивает наблюдательность, интуицию, память, эмпатию; улучшает взаимоотношения, взаимопонимание участников.

«Солнце светит для тех, кто …»

Один из участников выходит в центр круга и говорит «Солнце светит для тех, кто …» (называет свое достоинство или недостаток, пристрастие, симпатию или антипатию и так далее). Если в группе кто-то находится с таким же утверждением, то он выходит в круг и произносит свое утверждение. В конце проводится рефлексия (что стало неожиданностью, что между нами общего, рад ли я этому).

Альтернативный вариант: участник называет факт про себя, но в форме «те, у кого есть сестра, хлопнут в ладоши». Хлопает сам и смотрит, у кого еще есть сестры. Утверждения могут быть самыми разными, как и последующие действия. Цель – лучше узнать друг друга, найти точки соприкосновения, принять недостатки, подчеркнуть достоинства.

«Правда и ложь»

Каждый участник пишет на бумаге 3 утверждения про себя (два правдивы, одно – ложное). Задача других участников – отгадать, что является ложью.

Упражнений на развитие толерантности существует множество. Можно даже самим придумывать. Как видите, их основа одна: подчеркнуть сходства, найти и понять прелесть различий, научиться понимать других, принять себя и других.

Толерантность (здоровая, адекватная) – признак зрелой личности. Именно умение отделить терпимость (равнодушие) от толерантности (избирательность, уважение, понимание, принятие) и нужно в себе воспитывать. В противном случае личный уровень притязаний может упасть настолько низко, что сам человек не заметит, как окажется на социальном дне. Нельзя всегда терпеть, нужно бороться за свое счастье и комфорт.

Толерантность обуславливает сотрудничество, взаимодействие людей, комфортное и продуктивное сосуществование, жизнь в одном обществе. Нельзя подменять понятие толерантности терминами «равнодушие», «жалость», «принуждение», «чувство долга». Толерантным нужно быть осознанно, не приравнивая это к манипуляциям или показухе.

Сферы проявления

Толерантность — это понятие, применяемое к различным сферам:

  • Политической. Это терпимость к людям с другими взглядами на политику. Признание того, что они имеют право на иную политическую позицию.
  • Научной. Это допущение вероятности существования разных научных теорий и школ.
  • Педагогической. Это умение относиться терпимо к детям и ученикам. Понимание их оплошностей и ошибок.
  • Административной. Это умение руководить подчиненными без проявления агрессии и нажима со стороны начальника.
  • Социальной. Это умение без проявления враждебности воспринимать чужой образ жизни, обычаи, поведение, верования. Терпимое отношение к существованию других культур, мнения.

К этому списку можно еще добавить толерантность:

  • национальную;
  • расовую;
  • гендерную;
  • межклассовую;
  • сексуально-ориентированную;
  • религиозную;
  • образовательную;
  • по отношению к инвалидам и т. д.

Есть еще сферы, в которых используется понятие толерантности. Возможно, для кого-то это станет открытием. Однако существует еще толерантность в:

  • Медицине. Значение термина связывают с состоянием иммунной системы. Актуально при пересадке чужих органов и тканей. Полная толерантность в медицине означает смерть.
  • Фармакологии. Это привыкание к лекарству или веществу. Ослабление реакции на его введение.
  • Экологии. Означает способность организмов жить в различных условиях, в том числе и неблагоприятных.
  • Музыке. Это уважительное отношение к различным направлениям и жанрам.
  • Инженерии. Применимо к деталям и механизмам. Означает разницу между допустимыми наибольшими и наименьшими параметрами (размером, массой, объемом и пр.).

Как видите, этот термин имеет очень большой диапазон применения. Поэтому услышав слово толерантность, не спешите однозначно трактовать его значение. Важно понять контекст, в котором оно упоминается.

Виды толерантности применительно к личности

Психологи подразделяют толерантность на четыре вида применительно к личности:

  • Естественная (натуральная). Свойственна детям. Ребенок приспосабливается к окружающему миру по причине отсутствия собственного опыта. Он не может выразить в полной мере собственное “Я”, ему приходится подавлять свои желания, волю.
  • Нравственная. Характеризует, насколько человек доверяет человеку. Определяет его степень восприятия других стереотипов, ценностей.
  • Моральная. Характерна для самодостаточных, умудренных жизненным опытом людей. Это когда человек умеет сдерживать эмоции, несмотря на бушующий океан страстей у него внутри.
  • Этническая. Это терпимость к другой культуре, обычаям, стилю жизни.

Каждый из основных видов делится, в свою очередь, на подвиды. Их выделяют четыре:

  1. Ситуативный. Это отношение человека к конкретной ситуации или ее участникам.
  2. Типологический. Человек оценивает других людей с национальных, этнических или политических позиций.
  3. Профессиональный. Реакция человека на сослуживцев, сотрудников, коллег.
  4. Собирательный. Это общий уровень толерантности индивидуума. Состоит из трех предыдущих подвидов.

Как видите, это понятие весьма обширно и разнообразно.

Толерантность: хорошо это или плохо?

Ответить на этот вопрос однозначно не получится. У понятия толерантности, как у медали, две стороны. Попробуйте сами решить, какая из них перевешивает.

Положительные стороны толерантности:

  • возможность передачи опыта между людьми с разными точками зрения, что ведет в итоге к развитию общества и личностному росту человека;
  • способность понять людей, чей образ жизни и поведение отличается от общепринятых;
  • налаживание коммуникации и преодоление страха при общении с людьми других взглядов;
  • путь ко всеобщему пониманию и гуманности.

Отрицательные моменты заключаются в:

  • разрушении традиций и укладов общества;
  • подмене понятий (например, когда библейская добродетель замещается терпимостью к насилию);
  • возможность манипулирования сознанием людей под видом благих намерений;
  • стирание грани между терпимостью и рабским терпением и т. д.

В реальности очень часто властьдержащие индивидуумы используют в своих корыстных целях толерантность.

Примеры положительных проявлений толерантности

Примером толерантности может служить терпимость различных религий друг к другу. Православные, католики, буддисты — каждый из них верит в своего бога, придерживается своих канонов и традиций. В то же время каждая из религий признают право на существование другого верования.

Ярким примером толерантности можно считать политиков и дипломатов. Порой, представители разных государств имеют прямо противоположные взгляды на многие вещи. Но это не мешает им садиться за стол переговоров и находить компромиссное решение спорных вопросов.

Примеры толерантности с негативными последствиями

Вспомните беженцев из арабских стран, заполонивших Европу. Придя в чужое государство, они требуют к себе толерантного отношения. Взамен же, не желают придерживаться устоев стран, принявших их. Они продолжают жить со своими средневековыми дикими укладами, проявляют агрессию к коренному населению.

Негативное влияние толерантности сказывается на традиционных семейных ценностях. Мужья превращаются в спонсоров. Брачные контракты вытесняют союзы, заключенные по любви. Предпринимаются попытки стереть грань между мальчиком и девочкой.

В странах Европы усиленно пропагандируется исключительно терпимое отношение практически ко всем сферам человеческой жизни. Там это называют толерантностью, хотя зачастую за этим словом скрывается просто подмена понятий. Мама и папа превращаются в родителя 1 и родителя 2, проституция называется работой, педофилия — баловством, а убийство — роковой ошибкой…

К сожалению, в нашу страну эти европейские ценности также просачиваются, внедряя в умы молодого поколения заведомо ложные истины. Как остановить этот поток? Как не дать обществу скатиться к полной деградации?

Нужно начать каждому с себя. Проанализировать все плохое и хорошее, провести четкую грань между терпимостью и подменой понятий, и воспитывать в правильном русле детей.

Толерантность — что это такое и каков уровень толерантности в России

Что такое толерантность и каков уровень толерантности в России. Именно этот вопрос мы подробно сегодня обсудим.

«Есть ли предел толерантности? Куда приведет человечество тотальная терпимость — в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а многоцветие «радужного» будущего давным-давно стало обыкновенной повседневностью?

В мир, где агрессивное нашествие иных культур и идеологий целиком подминает под себя гостеприимных хозяев? И чем это может грозить государству и обществу?»

(из аннотации к книге «Беспощадная толерантность»)

«Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям».

Википедия также добавляет: «Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением».

Очень нужная, согласно сути понятия, вещь в нашем обществе, нам ее иногда так не хватает.. этой толерантности. Как приправы к блюду, или абсорбента, который впитает все шлаки и расчистит путь добру.

Но так ли она проста на самом деле? Такая ли она белая и пушистая, способствующая дружбе народов, миров и разных мировоззрений?

Давайте разберемся, так ли хороша ставшая столь популярной в последнее время толерантность?

Теперь Россия стала отмечать международный день терпимости, нашим детям преподают уроки толерантности, по ТВ, в Интернете обязательно особой интонацией или жирным шрифтом кто-нибудь выделит фразы о необходимости для российского общества преображаться в толерантное. Это слащаво-гламурное словечко, отдающее приторным ароматом Запада, встречается теперь буквально на каждом шагу.

Толерантность — медаль с двумя сторонами. И успокоения о положительности терпимости не отменят той опасности, что таит в себе пресность под названием «принятие всех без споров и мнений».

Когда толерантность это хорошо

Официальное понятие толерантности (Википедия) гласит:

«Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям».

Толерантность в правильном, положительном значении этого слова не предполагает никакой неоднозначности, компромисса с чем-то недостойным, поступления принципами, более того — является фактором налаживания мира, «профилактики» войны, продуктивного взаимодействия людей абсолютно разных, и не подразумевает (как гласит понятие) ухода от конкуренции, сравнения.

Ведь если бы все были нетерпимы и давали волю своим чувствам, агрессивным инстинктам, то война повсеместно началась бы не только на международном уровне, но и на бытовом: люди не смогли бы дружить, жить вместе, учиться.. мир, пропитанный конфликтами, не смог бы вести полноценную жизнь и т.д.

Но в данном случае, заметьте, толерантность противопоставляется готовности и к разжиганию распрей, неуважению к чужому мировоззрению, а ведь кроме терпимости есть много других качеств, способствующих бесконфликтному существованию людей.

В мире есть люди, непохожие на нас. Более того — мы сами непохожи друг на друга. Ладно, более-менее отличающихся от нас мы готовы принимать, иногда терпеть, но тех, кто уже кардинальнее непохож не нас — мы чаще всего не жаждем понимать. Непохож не столько в неординарном, творческом плане, а в том, что люди имеют ограниченные возможности, иную расу и т.д.

Ведь правильно не просто терпеть, а именно принимать инвалидов, лиц иной национальности (если они не агрессивны и не представляют опасности), иначе мы придем к новому формату программы Т4 (умерщвление неполноценных в 20-м веке, воплощенная национал-социалистами), фашизму и подобному.

Любая крайняя степень нетерпимости к тем, кто не своей вине и не из-за прихоти в тяжелом положении или просто с особенностями приводит к озлоблению последних или к агрессии тех, кто нетерпим.

Нужно уважать другие народы (чтобы и нас уважали), нужно уважать другую веру и людей, придерживающихся иной религии, и здесь вопросы не столько жизни, смерти и спасения, сколько политические, ведь мы живем на одной земле, и к миру призывают все адекватные веры.

Нужно уважать людей, имеющих какое-то заболевание, ограничивающее их жизнедеятельность, то есть нельзя относиться к людям пренебрежительно только из-за каких-то их внешних дефектов. И это же не воспитать разом, введением уроков толерантности, нужно планомерное, разностороннее погружение в идеологию правильных ценностей, адекватного отношения к другим. Инклюзия, радение за права «не таких как все», пропаганда моральных ценностей — лишь потихоньку сдвигают эту холодную глыбу всеобщего равнодушия, но чтобы добиться каких-то существенных результатов — нужно больше и времени и усилий.

Ведь не варвары же мы, живем в цивилизованном, культурном мире. Давно ушла эпоха разрешения конфликтов, когда бородатые индейцы в набедренных повязках выясняли отношения с копьями, ревами, убийствами, когда человек почти ничем не отличался от животного.

Мы часть интеллигентного, умного, тонкого мира, нельзя убивать кого-то в лоб (хотя это случается часто) за съеденную из нашей тарелки котлету. Дипломатия может не исключать мести, но преподносит ее столь аккуратно, что человек не сразу понимает, что ему отмстили.

Даже месть должна быть культурной. Чем изящнее и осторожнее удается реализовать амбиции, месть и т.д.. тем более высок уровень интеллекта, культуры народа. «Реклама» антинационализма, тонкой мести, хороших манер, правильного воспитания, принятия непохожих на нас как чуть ли не исполнения религиозных заповедей — звучит уже отовсюду, причем в соответствующей завуалированной форме.

Та же пропаганда толерантности, о которой в последнее время говорят все кому не лень — часть всего этого.

Становится ли мир лучше благодаря прохождению через фильтры, или лишь приобретает внешний лоск, а внутренне все так же как в доисторические времена? Как говорил Фрейд — искусство, культурная деятельность, творчество — идеальный путь для преобразования животной энергии в творческую, и мир действительно становится лучше, снижается уровень насилия, жестокости. Значит, мир облагораживается на самом деле.

Но и более умный, образованный, культурный мир обладает гораздо большим потенциалом, чем варвары, что в случае войны, от которой не застрахуют никакие самые мощные пропаганды толерантности, предполагает умную и глобальную стратегию ведения битв.

«Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

Гендерная толерантность

Расовая и национальная толерантность

Толерантность по отношению к инвалидам

Религиозная толерантность

Сексуально-ориентационная толерантность

Политическая толерантность

Образовательная толерантность

Межклассовая толерантность».

Когда толерантность это плохо

Нас «пичкают» абсолютной терпимостью ко всему, бывает, без особого прививания культурных ценностей, и даже когда есть явный перегиб палки, стоит произнести волшебное слово «толерантность» и многие начинают думать, что так и надо, что все правильно. Понятие этой самой толерантности — хорошее, и сама терпимость нам нужна, но она уже давно стала лишь инструментом для прививания других ценностей.

После того, как мы начинаем принимать тех, кого на самом деле нужно принимать (людей с ограниченными возможностями, иных рас, религий), нам предлагают принять геев, лесбиянок и подобных как нам равных. А тех, кто встает в противление всеобщей идеологии осуждают.. сравнивая геев с детьми-инвалидами.

То есть толерантность и надобность ее проявления становится уже выше христианских заповедей. В данном случае, когда под видом благородных идей, нам предлагают самоотверженно терпеть всякую мерзость, толерантность уже перестает быть хорошим явлением и превращается в то, чем и является на самом деле в современном мире.

Это как раз-таки тонкий путь к насаждению в умах наших детей, в наших умах того, что геи это нормально, их нужно уважать, их выбор — святое, и можно и нам становиться такими же, ведь мы зачитаем строчки из Конституции о наших правах и свободах (этому нас научили борцы за терпимость) и произнесем кодовое слово «толерантность» — и пусть всем станет стыдно, что они не разделяют «чистых» помыслов лиц нетрадиционной ориентации.

Под видом абсолютного благородства внедряется программа развала общества, уничтожения семейных, христианских ценностей. Ведь посмотрите: инвалидов всего лишь чуть-чуть стали лучше принимать, зато к лесбиянкам относятся уже как к само собой разумеющемуся факту, как к модной тенденции, словно они стразы на юбках, что временно популярны, а не элементы разложения общества.

И это и есть основная цель насаждения толерантности: не принятие инвалидов, а принятие всякой мерзости как само собой разумеющегося явления.

Например, очень интересная картинка складывается, если взять»пазлы» из других значений толерантности:

«Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема иммунологической толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

Экологическая толерантность — способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).

Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии — снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта».

Не нужно кидаться на геев, проституток с копьями, но и относится равнодушно к их идеологии — значит давать понять своим детям, что это не плохо. А все, что не плохо, по обычной логике подрастающего поколения — хорошо. Здесь стоит добавить, что настоящие геи-лесбиянки скрывают свою ориентацию (и это их проблемы как они живут в таком извращении), и не особо внешне отличаются от остальных членов общества, а те, кто наигранно выставляют напоказ все свои интимные стороны — просто устраивают цирк, получают кайф от растления мира, но не от того, что они не такие как все.

Особо опасно это «шоу» сказывается на подростках, которые начинают все пробовать в этой жизни… ведь им сказали, что нетрадиционная ориентация, смена пола — это просто, как надеть новое модное платье, «не подойдет — наденешь другое, нужно пробовать».

Может быть, ввести обязательность проявления терпимости к наркоманам, алкоголикам, пожизненно осужденным?..

«Слово «терпимость» (что является синонимом толерантности) присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку».

Однако активисты и защитники толерантной позиции в обществе говорят о том, что терпимость и толерантность совсем не идентичные понятия, что толерантность шире и подразумевает активную социальную деятельность наряду с уверенностью в себе (есть даже теории, которые гласят, что те, кто придирается к другим — просто не имеют уверенности в себе), не ущемлением свобод других людей, что способствует проявлению собственной свободы и т.д.

Естественно, ведь если сказать, что толерантность — это согласие со всем бредом, ломка принципов, терпимость ко греху, много ли будет последователей? А если сказать, что это равенство свобод, мирный путь решения конфликтов, при котором всем легче, и особенно пропагандирующим толерантность — то желающих пойти этим путем будет в разы больше.

«»Беспощадная толерантность» — сборник современных фантастических рассказов (русских писателей) с последовательным уклоном в социальное моделирование, при котором «традиционные ценности» заменяются новыми, часто совершенно противоположными.

Жанр большей части рассказов сборника определяется словом «либерпанк» — это разновидность антиутопии, имеющая дело с гипотетическими последствиями ультралиберального общественного выбора, с возможными в будущем эксцессами политкорректности, толерантности и «диктатуры меньшинств»» (строчки из аннотации к книге стоят в эпиграфе к статье).

Не так уж далек от реальности и от формата поведения нашего общества описанный в книге формат поведения. Толерантность не имеет никакого отношения к религиозным ценностям, наравне с принятием иных культур, рас она предполагает принятие всякой мерзости. Толерантность в кубе.

Как-то я хотела посмотреть один иностранный сериал, современный (название, чтобы не выглядело рекламой ерунды, не напишу), вначале захватывающий сюжет, хорошая игра актеров.. но через всю историю одно и то же: клоны, путаны, гомосексуалисты… Уловка в том, что когда понимаешь, что смотришь чушь, хочется узнать, чем все закончится, тянет досмотреть, что я заметила по многим зрителям сериала, высказывающим именно такие впечатления.

Создатели успели развить сюжет до кульминации прежде чем начать преподносить пропаганду гомосексуализма и т.д. Так западное общество и подсаживается на «иглу толерантности» ко всем и всему, в том числе через СМИ, фильмы. А вы знаете, через сериалы и подобное, через книги (которые пишут открытые или ненастоящие геи) лучше всего получается внедрить такой образ жизни в общество.

Люди смотрят и начинают видеть в лицах нетрадиционной ориентации человеческое, обычное… они начинают верить, что гомосексуалисты способны любить, начинают жалеть последних, относиться как к нормальным людям, а толерантное поведение других в фильме — выступает достойным форматом для воплощения ее в жизни зрителями… На этом растут поколения. Через интересную историю — привитие разлагающих общество идей.

Толерантность нужна ли она в наше время ?

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Цель — дать определение толерантности.
Задача – объяснить, что такое толерантность и как она проявляется, какие виды бывают толерантности и всегда ли она уместна.

Уже более десятилетия у нас весьма активно и широко ведется обсуждение проблемы толерантности в самых разных вариациях ее постановки и истолкования. Если исходить из «нормативного» представления о толерантности и наиболее традиционного и общего ее понимания, то толерантным, например, человеком является тот, кто не вызывает у других и сам не порождает ненависти или отчуждения, кто способен найти общий язык или какие-либо точки соприкосновения с другими людьми, будучи дружелюбным, отзывчивым, снисходительным, корректным.

РОЛИК – 1

Современный социокультурный контекст, в котором происходит осмысление и использование данного понятия, складывается из двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, расширяющийся процесс глобализации, необходимость для разных стран и разных культур жить в общем, становящемся все более тесным, мире; с другой стороны, вызванный этим встречный процесс активизации настроений антиглобализма, повышение чувствительности к вопросам национального самоопределения, этнической идентификации. И, наконец, это процесс известной атомизации общества (обществ), усиление настроений индивидуализма и проявления нетерпимости к иному, повышение готовности к конфликтам людей, находящихся в процессе сложных поисков самоидентификации на разных уровнях ее становления. Все это делает проблему толерантности чрезвычайно актуальной и популярной темой всех уровней современного дискурса, применительно ко всем этажам социальной организации общества, обозначающей характер и способ отношения человека к окружающему, оценивающей как формальную, так и содержательную сторону человеческих отношений в психологическом, и ценностном, и поведенческом. Можно сказать, что данный термин выступает как своего рода лексико-семантический фрактал для описания внешнего проявления современной жизни: определения, организации и оценки всех форм поведения человека и человеческих объединений (социальных групп). При этом данное понятие используется и в самых разных контекстах, и в самом широком диапазоне значений и смыслов, но преимущественно, как уже было сказано, для обозначения проявлений вовне. Ибо о содержании внутренней жизни, о внутренних побуждениях и не проявленных (в поведении) мотивах судить с помощью термина «толерантность» не представляется обоснованным. Толерантность – это характеристика именно поведения, внешнего, обращенного вовне; внутреннее же для оценки толерантностью непроницаемо. В этом случае можно говорить о внутренней установке, присутствующей как потенциальность толерантности. Таким образом, первый предположительный вывод относительно способа понимания термина «толерантность» может быть таков: это формальная характеристика, которая в то же время в определенном отношении применима и к неформальным проявлениям. Это феноменологическая характеристика специфического проявления, особенностью которого является то, что это проявление остается только позицией, скорее обозначением позиции (не предполагающей деятельности), чем ее осуществлением в реальном взаимодействии.

Представляется, что к настоящему времени сформировался уже вполне достаточный материал для того, чтобы на основании наблюдений, теоретических исследований и анализа соответствующей общественно-культурной практики (и ее следствий) делать какие-то выводы относительно смысла, функций и значения толерантности, того, как данное явление реально присутствует в современном обществе, влияет на его жизнь, какие последствия может иметь расширение понятия и практики толерантности.

Идея толерантности, которая выглядит очень простой, в действительности не столь проста, ибо тесно связана «с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания».
РОЛИК — 2

Следовательно, о толерантности все-таки нельзя сказать, что это универсальная по своему смыслу и содержанию категория, имеющая абсолютную ценность, и что в любом случае терпимость лучше конфликта. Существует не только соревнование различных точек зрения (в самых разных сферах человеческой деятельности), но и некая объективная шкала ценностей, на которой одни из ценностей заведомо (или традиционно) признаются как более фундаментальные, основополагающие, безусловно, значимые для человека, чем другие. И, наверное, есть сферы, где понятие «толерантности» вообще не применимо. Например, толерантность в области чести будет просто бесчестьем (а не толерантностью), толерантность в области истины – также просто ложью. Если трудно предположить толерантность к подлости или убийству, то чем должно быть ограничено применение термина «толерантность» и всегда ли возможно уйти из ситуации, по сути, толерантно проигнорировав ее? И правильно ли будет понята наша «толерантность» с помощью реакции ответной толерантности?
РОЛИК – 3

Таким образом, одной из причин сложности в понимании явления толерантности в его собственном смысле выступает не только нечеткая очерченность сферы адекватного применения термина, но и крайняя неоднозначность самого смысла этого понятия, его размытость, неопределенность. С одной стороны, мы часто называем толерантностью и простую адекватность поведения (т.е. естественную вменяемость его носителя) существующему положению, наличным условиям, и в то же время способность восприятия как очевидных «ненормативных» проявления, так и привычных проявлений. Иногда говорят также о необходимости толерантности к слабым, немощным, инвалидам. Но в данном случае уместнее говорить о доброте, милосердии, человечности. Говорят о толерантности, к отступлениям от нормы, даже к патологиям; но в данном случае речь идет не о толерантности, а об ослаблении или даже отсутствии нормального иммунитета, свойственного психологически здоровой личности (и обществу). Толерантность, к разного рода нарушениям часто оказывается просто равнодушием и слабостью, например, толерантность к подлости, хамству, жестокости, предательству. Толерантность к тому, кто на тебя и вовсе нападает или угрожает, есть уже не столько толерантность, сколько трусость, и т.д. Можно ли быть толерантным на войне, и как это выглядит? Должен же быть, например, предел у глупости, или она может быть беспредельной в нашей толерантности к ее существованию и бесцеремонному проявлению? Словом «толерантность» часто обозначают проявления безразличия или даже неразборчивости, например, в случае лояльности по отношению к девиантной политической или сексуальной ориентации, и т.п. Сравнивая толерантность с равнодушием, можно вспоминать слова Б.Ясенского в его «Заговоре равнодушных»: «Равнодушные не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Не менее интересно и определение толерантности, которое в своей статье «Критика толерантности» дает Славой Жижек: абстрактная, безадресная и бессодержательная «любовь», к другому.

РОЛИК — 4

ВЫВОД

Термин «толерантность» становится таким все объясняющим, все заменяющим, повсеместно употребляемым, а сама толерантность как феномен современного либерального сознания таким всеохватывающим явлением, что в контексте постмодернистского смешения и не различения, с одной стороны, и масскультовского неразборчивого восприятия, с другой, толерантность, наряду с этими двумя главными, определяющими понятиями – дискурсом и гламуром, которые понимаемым «правам человека», обществу навязывается (а в отдельных случаях, возможно, и инкриминируется) своего рода «контрафактное» согласие.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх