Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Сын не хочет

Ребенок, подросток не хочет учиться

Целыми днями ребенок занимается чем угодно, только не учебой. Гоняет с ребятами мяч. Смотрит ролики в интернете. Играет в компьютерные игры. Все эти бессмысленные занятия интересны детям, которых учеба либо не увлекает, либо потерян к ней интерес. Ребенок, не способный преодолеть трудности учебы, теряет к ней желание.

В подростковом периоде мальчики сбиваются в стайки, пытаются ранжироваться в коллективе. Девочки стремятся понравиться мальчикам, тренируя свою способность создавать парные отношения.

Период пубертата сложный. Детство заканчивается, а ответственность за свою жизнь еще трудно взять на себя. Подросток только пробует взрослую жизнь на вкус. Проверяет родителей на дозволенность тех или иных действий.

Ребенок отстраняется от родителей, хочет свободы, самодостаточных поступков, но ему, как и в детстве, требуется поддержка, опора и любовь. Уверенность в том, что его не оттолкнут, не предадут, не бросят на произвол судьбы.

Пока ребенок был маленький, мама могла помочь ему с выполнением домашнего задания, проконтролировать. В подростковом возрасте излишний контроль и назидания со стороны родителей вызывает у их чада сопротивление. Он уже не чувствует себя ребенком, у него есть свое мнение, свои границы, и он требует, сопротивляясь родительскому контролю и давлению, уважения к себе, своим интересам.

Когда ребенок в процессе развития не научился трудиться, преодолевать лень, у него может не получиться реализовать желаемое. Тогда он впадает в апатию, внутренне переживает неудачу наедине с собой. Если неудача в достижении желаемого повторяется, желание превращается во фрустрацию, может возникнуть апатия.

Психологически неудовлетворенное желание вызывает злость, раздражительность, агрессию и даже ненависть. Ребенок может выплескивать негатив на окружающих, а может замкнуться в себе, уйти в виртуальный мир.

Почему дети не хотят учиться — причины

  1. Отсутствие перспектив в будущем, так как труд обесценен кумовством и коррупцией. Социальные лифты заняты детьми чиновников и общественных деятелей, занимаемые должности передаются по наследству. Зачем учиться, если будущее не будет таким, каким хочется?
  2. Мир стремительно меняется, и профессии, востребованные сегодня, со временем исчезнут вообще. Какая деятельность будет нужна в будущем? Какие навыки будут востребованы? Это хотят знать дети, но им предлагают устаревшую систему образования и бесперспективное будущее. Детей нельзя обмануть. Они чувствуют ложь лучше любого взрослого. И то, что им предлагается сегодня, уже не ново и не интересно.
  3. Несчастные родители и, в первую очередь, мамы. Папы, не желающие принимать участия в воспитании, не помогающие матерям материально. Дети видят, что очень многие люди находятся за чертой бедности на обочине жизни и это неглупые и образованные люди. Многие взрослые пребывают в апатии, не могут работать на благо страны, которой управляют властители судеб, обманывающие свой народ, не заинтересованные в его благополучии. Взрослые не видят перспектив будущего. Апатичные люди смиряются с этой жизнью и ничего не могут сделать для своей страны. Подростки это видят. Общая пассивность взрослых отражается на развитии детей.
  4. Родители кричат на ребятишек, ругаются между собой. Дети предоставлены сами себе. А внимание на них обращают тогда, когда возникают проблемы с учебой, поведением, когда учителя начинают жаловаться. Что делают родители? Читают нотации, дают наставления, приводят в пример поколение своих ровесников. Но современные дети другие. Они видят больше, у них большие желания, поэтому примеры тонут в непонимании того, чего от них хотят.
  5. Деньги заменяют эмоциональные связи. Желание родителей обеспечить дитя всем необходимым оборачивается тем, что ребенок перестает ощущать свои собственные желания. Когда у него есть все и даже больше, чем нужно, нет потребности желать чего-то еще. Когда при малейшем желании оно мгновенно удовлетворяется доброй и любящей мамой, достигать самостоятельно уже ничего не надо.
  6. Ребенка с детства не приучают к труду. С одной стороны, мама требует от ребенка, чтобы он учился, помогал по дому, приглядывал за младшими братьями и сестрами. С другой стороны — не дает ему мечтать, желать и самому прилагать усилия, чтобы достичь желаемого.
  7. Матерная лексика, которая прочно вошла в обиходную речь, ложится на душу возбуждением агрессии и становится предпосылкой нарушения психо-сексуального развития. Разговаривая матом, слыша мат от сверстников и взрослых, с экрана компьютера и телевизора, ребенок понимает, что на поверхность выходят низменные агрессивные инстинкты. Такой ребенок до срока становится взрослым, не вызрев, как сорванная до срока неспелая абрикоска, которая никогда уже не созреет и не принесет никому ни радости, ни пользы.
  8. Дети не любят отрываться от коллектива, чем-то выделяться. Они часто ведут себя как большинство, потому что это безопасно. Когда потребность в защите и безопасности не могут обеспечить родители и школа, ребенок сам вынужден себя защищать. Лучшая защита — быть как все. Потому что вместе не страшно. «Один за всех и все за одного» — в негативном контексте побуждает не отрываться от коллектива, быть как все. Как все материться, протестовать против учебы, разрушая собственную жизнь и жизнь окружающих, показывая тем самым взрослым, что те не выполняют своей прямой обязанности — защищать и воспитывать детей.

Ребенок не хочет учиться в школе, потому что ему плохо

Потенциал возможностей современных детей большой. Наслаждение от реализации этого потенциала огромно. Но когда ребенок не хочет учиться, таланты и способности не реализуются, не находят себе применения, мозг не задействован учебой, чувственная сфера жизни не развивается, социальные связи не строятся. Подросток страдает.

От природы любой ребенок хочет учиться, но внутренние состояния могут отвлекать его от учебы. Он попадает в порочный круг. С одной стороны, желание учиться есть и оно требует свое, а с другой — гормональная перестройка, возникающие комплексы, связанные с внешностью и поведением, отвлекают и не дают сосредоточиться на уроках.

Страдание вызывает давящие изнутри неудовлетворенные желания, потенциальные способности. Порою страдания достигают такой силы, что приводят к тому, что подросток обвиняет в них жизнь, лишая себя этой жизни как источника боли.

Самая сильная внутренняя боль возникает у детей со звуковым вектором. Их желания лежат в нематериальной плоскости и выражаются в стремлении понять смысл жизни и самого себя. Такой ребенок чаще других не понимает, чего хочет, не может определиться с будущей профессией. Ему не интересно то, чем живут люди: семья, успех, слава, знания. Хочется чего-то неощутимого, раскрытия тайны бытия и ответов на вопрос: Кто я?

Большой опасностью для развития и блокировкой желания учиться могут являться крики, оскорбления со стороны родителей. Ребенка со звуковым вектором можно травмировать так, что он не просто перестанет учиться, а уйдет в себя, закроется, впадет в депрессию.

Депрессия может сопровождаться мыслями о смерти, причиняющими тяжелые внутренние страдания.

У такого ребенка чувствительное ухо. Родителям необходимо тщательно думать, что они говорят. Громкие звуки, скандалы, разговоры на повышенных тонах усугубляют состояние. Когда звуковой вектор подвергается травмирующим ухо звукам, ломается его психика. У ребенка не просто пропадает желание учиться — ему вообще ничего не хочется. Он может бессмысленно глядеть в потолок, монитор компьютера и страдать.

Многое зависит от учителей. Отношения между преподавателями в школе и подростком много значат. Если навязывать ребенку задачи, которые не соответствуют его врожденным свойствам, принижать его успехи и выставлять перед другими учениками неудачи, можно отбить желание учиться навсегда.

Ребенок 12 лет не хочет учиться

Дочери 12 лет, и она не хочет учиться. Игнорирует просьбы матери помочь по дому и перестала делать уроки. При разговоре отстранена, может начать рисовать рожицы у себя на коленях. Просьбы, уговоры, назидания и даже крики не помогают. Девочка воспитывается мамой и отчимом, есть младшая сестренка.

Постоянные требования и упреки, оскорбления на повышенных тонах приводят к тому, что ребенок перестает реагировать на слова, абстрагируется. Садится делать уроки, а сам витает в облаках, рисует.

Девочка обладает зрительным вектором, который не развивается в должной мере. Талант к рисованию был заброшен так же, как и участие в театральном кружке. После чего интерес к учебе пропал. Она перестала читать книги, хотя любила это занятие в детстве.

Рекомендация психолога:

Направить в правильное русло энергию ребенка. Воспитывать и развивать природные таланты девочки. Вовлечь в чтение классической литературы. Это поможет развить чувственность, создать внутренний нравственный стержень и задать правильные ориентиры для выбора будущей профессии.

Для того, чтобы мама лучше понимала, как правильно воспитывать детей, и не делала ошибок в воспитании, рекомендовано пройти тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Это поможет ей самой сохранять внутреннее гармоничное состояние и давать детям чувство защищенности и безопасности.

Ребенок 13 лет не хочет учиться

Родители в разводе. Папа в воспитании сына не принимает никакого участия. Алименты не платит. Мама много работает, старается обеспечить ребенка всем необходимым и восполнить нехватку отца.Мальчик ни в чем не нуждается, но очень обижен на папу за то, что тот бросил их. Завидует одноклассникам, у которых полные семьи. Именно после развода подросток перестал обращать внимания на учебу, стал плохо учиться.

Рекомендации психолога:

Ребенок зависит от маминого настроения и состояния. Мама, обиженная на мужа, передает состояние ребенку. Дети — отражение родителей. Но за это их не нужно винить, как часто делают родители, сравнивая поведение сына с поступком бросившего семью отца.

Маме — пройти тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Ей необходимо избавиться от плохих состояний, страхов за будущее, обид на мужа, научиться понимать себя и быть счастливой. Тогда ребенок почувствует и заразится энтузиазмом. Его желания не будут блокироваться криками, маминым раздражением, лишним контролем и плохим настроением.

Перестать сравнивать характер мальчика с поведением отца. Через суд добиться уплаты алиментов. Научиться понимать, что скрывается за каждым словом, действием, за каждым «хочу» и «не хочу» сына. Только когда мама понимает ребенка больше, чем он сам, она способна выровнять его внутреннее состояние, направить его мысли на удовлетворение природных желаний и развитие талантов и вернуть интерес к учебе.

Ребенок 14 лет не хочет учиться

Мама воспитывает двоих сыновей одна. Старший брат уже работает. Подростку 14, он занимается спортом, хочет стать спортивным тренером, но не уверен, что в будущем эта профессия будет нужна в обществе. Мысли о том, что спорт вытеснят гаджеты, сбивают с намеченного пути, возбуждают сомнения по поводу учебы. «А надо ли вообще учиться, и что эта учеба мне даст в жизни»? — задает вопрос подросток. Когда ребенок проявляет желание помочь маме на работе, она осекает его, строго заявляя, что его работа — учиться.

Рекомендации психолога:

Такой родитель, жалея своего ребенка, говорит: «Я рано стал работать, и дом был на мне, я не хочу, чтобы мой сын был загружен лишней работой». И когда ребенок заявляет о своих желаниях помочь маме, она тут же его осекает: «Наработаешься еще, твое дело — учиться».

Учиться — это понятно, но зачем же отбивать охоту делать что-то еще? Человек — это желание. Если у ребенка помимо желания учиться есть и другие, это замечательно. Он не понимает, почему одно желание может быть важнее другого. Ведь все желания важны.

Через их удовлетворение человек ощущает полноту жизни, стремится добиваться большего.

Задавив одно желание, можно перекрыть и стремление достигать и других целей, например, учиться. Родителям желательно научиться соблюдать золотую середину в своих высказываниях, быть менее категоричными в наставлениях, поддерживать, понимать и мягко направлять неуемную подростковую энергию в нужное русло.

Важно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность, брать на себя ответственность за поступки. Давать возможность самому решать задачи, совершать действия, даже если они, по мнению мамы, кажутся ошибочными. Поощрять положительные действия в соответствии с его векторами. Ребенка с анальным вектором хвалить за успехи. Сына с кожным вектором можно поощрить материально.

Когда родители не знают векторальные особенности своих детей, им сложно найти к ним подход, нащупать золотую середину в воспитании, не перегнуть палку с наказанием и не переборщить с поощрением. Чтобы не ошибиться с методами воспитания, маме рекомендовано пройти тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Если ребенок не хочет учиться — это комплексная проблема и не только его личная, но и родителей. Поэтому решать ее необходимо сообща. Иногда смена мировоззрения мамы по отношению к ребенку может полностью устранить проблему. Она перестает требовать от него лишнего, того чего ему не свойственно, а обращает внимание на сильные стороны характера и способностей.

Советы психолога для всех родителей, если ребенок совсем не хочет учиться

Задача родителей — не передавить, не спугнуть. Но проявить уважение к ребенку, как ко взрослому человеку, коим он себя ощущает. Создать или сохранить с ним имеющийся эмоциональный доверительный контакт. Иначе проблемы неизбежны.

Даже если в семье все относительно хорошо, созданы доверительные отношения с родителями, подростки видят, что у одноклассников не так. Глядя на все общество, которое находится в состоянии постоянного стресса, выбитого из нормального ритма терактами, санкциями, массовыми трагедиями и личными, ребенок теряет желание что-либо делать. Зачем к чему-то стремиться, если финал один, безрадостная жизнь или трагедия?

Чтобы нормально учиться, ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности, иначе все силы уходят на сохранение себя. Дети не любят отрываться от коллектива, чем-то выделяться. Они часто ведут себя как большинство, потому что это безопасно. Когда потребность в защите и безопасности не могут обеспечить родители и школа, ребенок сам вынужден себя защищать.

Родители должны обеспечить ребенка чувством защищенности и безопасности, создать в семье надежный тыл, где ребенок всегда будет чувствовать себя нужным и любимым, где его поддержат и поймут. А это невозможно без понимания внутренней природы, которая у каждого ребенка своя, не похожая на других детей. Задача родителей — помогать своему чаду взрослеть, проходить этапы социализации, пробовать свои навыки и умения в действии, а не препятствовать этому.

Дети не видят счастливых людей вокруг. Понятие счастья подменяется денежным эквивалентом, и только те, кто живет в полном достатке, понимают, что деньги сами по себе не делают человека счастливым, всегда хочется чего-то большего. А чего — люди порой не знают.

В переизбытке благ современного мира самой большой ценностью являются эмоциональные связи. Доверие. Искренний интерес друг к другу. Открытость и честность. Эти свойства способен проявить только развитый член общества.

Развитие образного и абстрактного интеллекта — важная составляющая счастья для людей будущего. Взрослые должны научить детей быть счастливыми. Иначе ложь, разврат, алчность поглотят их хрупкие души. Этого нельзя допустить.

Современная молодежь, рожденная с большими нематериальными желаниями и высоким интеллектом, зачастую остается не развитой.

А значит, станет не востребованной в обществе будущего. Будущее за людьми с развитым интеллектом. И нужно постараться вовлечь детей в учебу, в изучение важных предметов: физики, математики, литературы. Если необходимо — мягко принудить их учиться.

Каждый ребенок талантлив от рождения, но талант без усилий не развивается. В любом деле необходимо прикладывать усилия, трудиться. Необходимо поощрять ребенка за результат в соответствии с векторами.

Крики, оскорбления, упреки, манипуляции, игнорирования, рукоприкладство не являются адекватным наказанием и очень вредят развитию детей. Наказание должно входить в общую систему воспитания и соответствовать векторам ребенка. Если внимательно понаблюдать за взрослыми людьми, которые никак не могут устроить свою жизнь, занять свое место в социуме, стабильно работать и зарабатывать, то можно увидеть, что эта неустроенность и неудовлетворенность — следствие неправильного воспитания.

Даже если очень талантливого ребенка с детства не приучать преодолевать лень, не научить достигать желаемого, его свойства останутся недоразвитыми. Особенно это касается людей со зрительным и звуковым вектором. У такого человека может быть развит интеллект и чувственность, но способности достигать цели нет — он будет жить по вдохновению, а не по режиму.

Обычно такой человек не дисциплинирован, безответственен перед обществом и не может делать работу по его запросу. Он живет по принципу — я никому ничего не должен, что хочу, то и делаю, я утонченная творческая натура. В итоге остается на обочине жизни, проживая никчемную и безрадостную жизнь. Тот, кто научился трудиться и достигать, даже не обладая особыми талантами и творческими способностями, умеет получать радость от жизни.
Правильное воспитание в соответствии с его врожденными свойствами поможет развить потенциал, научиться достигать желаемого и в будущем стать достойным членом общества.

Излишние наставления, назидания, требования, не соответствующие врожденным свойствам ребенка, становятся для него непосильной ношей и отбивают желание учиться. Только понимание глубинных причин нежелания учиться поможет решить этот вопрос.

Сверхзабота и чрезмерный контроль — две дороги неправильного воспитания, с помощью которых родители пытаются удовлетворить какие-то свои нерешенные потребности.

В этом случае родителям важно понять, что их сын или дочь взрослеют, меняются и внешне, и внутренне. Все, что им нужно, — поддержка семьи и понимание. А если родители смогут пробудить интерес у ребенка к какому-либо занятию — чтению хорошей литературы например, — это поможет развить и чувственность, и способность достигать желаемого. Научит счастливо жить среди других людей.

Отзывы:

«Я на свою дочь перестала орать после прохождения ПУ в 59 группе. И за это время увидела нехилый прогресс, а именно: дочь стала обучаема на слух, а раньше она просто была сама в себе. Стала вслушиваться в речь, интонацию. Стала лучше сосредотачиваться на внешнем мире».

Мирослава Р., артистка камерного хора, хормейстер-репетитор, Москва

«Дети, 8 и 13 лет, оба звуковики, стали приносить пятерки по алгебре и математике)))) сами, и радуются этому».

Татьяна Я., юрист, Екатеринбург

«… Смотрю на него и думаю: «Бедный мой ребенок, что с тобой творится». Я ужаснулась, он смотрит на меня с таким злом, даже ненавистью. А ведь раньше я этого не замечала, некогда было, сама кричала. Смотрю, взгляд у него помягчел и сам пошел уроки делать. Когда в следующий раз он на меня так же исподлобья посмотрел, я просто засмеялась. Он удивился, говорит: «Мама, что ты?». А я: «Мне смешно, что ты смотришь на меня, как будто я враг. А я ведь тебя очень люблю». С тех пор больше у нас таких проблем не было. Не то что, чтобы он уроки полюбил делать, но делает их без капризов…»

Людмила Е., Курск

Что делать родителям детей, которые не хотят учиться? Начать учиться самим понимать детей. В этом поможет бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Татьяна Фарафонова, психолог
Корректор Амир Сетдиков

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Раздел: Психология — все о детях

НЕ пишется слитно:
— со всеми словами, которые не употребляются без не: неряха, невзрачный, ненавидеть, негодуя;
— с существительными, полными и краткими прилагательными, наречиями на -о, которые можно заменить синонимом без не: неприятель (враг), неплохой (хороший), невысок (низок), недалеко (близко); — с полными причастиями, не имеющими зависимых слов: неподстриженные кустарники, нераспечатанное письмо;
— в неопределённых и отрицательных местоимениях без предлога: некто, нечто, некоторый, некого, нечего;
— в отрицательных наречиях: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем;
— в приставке недо: с глаголами, прилагательными и существительными: суп недосолили, за ребёнком недосмотрели.
ВНИМАНИЕ!
Следует отличать приставку недо- от сочетания частицы не со словами с приставкой: Так мы и не достали билетов на премьеру. Зрители не досмотрели спектакль до конца.
НЕ пишется раздельно:
— со всеми частями речи, если к ним относится противопоставление с союзом а: не длинный, а короткий; не высок, а низок; не стриженый, а бритый.
ВНИМАНИЕ!
Следует отличать подобные конструкции от противопоставлений иного рода, при котором союзы а и но близки по значению к хотя, всё:таки, тем не менее: недорогой, но красивый костюм; река была неширокая, но глубокая; негромко, но выразительно.
— в составе конструкций, усиливающих отрицание:
а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не: это отнюдь не далеко; этот случай вовсе не уникален; рассказывать об этом ничуть не весело;
б) с отрицательными местоимёнными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т.д.: нисколько не жалко, случай никак не подходящий, никуда не годная работа, никакой он мне не друг, ни к чему не способен, он нисколько не умнее своего брата;
в) с союзом ни… ни: ни мне, ни родителям не известный гость.
ВНИМАНИЕ!
Конструкции, усиливающие отрицаниение, следует отличать от конструкций, подчёркивающих утвердительное значение. Если при прилагательном, а также при наречии на -о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, исключительно, в высшей степени — то есть слова, подчёркивающие утверждение, то не с такими словами пишется слитно: вёл себя очень неспокойно, стал очень нерасторопен, весьма незаурядный, очень некрасиво, довольно неудачная шутка, чрезвычайно неприятно.
Но: Такие слова, как абсолютно, совершенно могут употребляться и в сочетаниях этого типа (то есть подчёркивающих утверждение), и при словах, пишущихся с не раздельно (то есть усиливающих отрицание).
Сравните: абсолютно (совершенно) неудачное решение и он человек абсолютно (совершенно) не образованный (возможно синонимичное сочетание вовсе не образованный).
В данных случаях важно, что именно мы хотим выразить. Если отрицание признака, то тогда писать не отдельно от следующего слова: он не богат, не важно, не случайно, не существенно. Если утверждение признака, то тогда не следует писать слитно: он небогат, неважно, неслучайно, несущественно. От выбора написания будет зависеть и понимание читающими написанного.
— с глаголами, деепричастиями и краткими причастиями (за исключением тех, которые без не не употребляются): не спешить, не думая, не стрижены (но: ненавидеть, недоумевая);
— с краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме: не рад, не должен, не согласен, не намерен, а также с наречием не замужем.
— с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не выше, не умнее, не красивее; с не меньшим (успехом);
— с числительными: не один, не пятьдесят, не двое, не первый;
— с наречиями:сказуемыми в безличном предложении: не жаль, не поздно, не жарко;
— с полными причастиями, если при них есть зависимые слова: не сделанное вовремя задание, так и не сыгранная музыкальная пьеса;
ВНИМАНИЕ!
В отличие от причастий, при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание,) написание прилагательных с не остаётся слитным: незнакомый мне автор, неизвестные ранее полотна, непохожий на меня, земля давно необитаема.
— в отрицательных местоимениях с предлогами: не с кем, не для кого, не от кого, не для чего, не с чем.

Успешность обучения детей определяется их способностями, которые формируются на основе врожденных задатков. Правильное развитие этих составляющих – база дальнейшего успеха в школе. Кроме того, большое значение имеют условия жизни ребенка, поведение и участие родителей, организация учебного процесса в учебном заведении.

Что делать, если ребенок не хочет учиться, можно понять, опираясь на советы психолога. Точное понимание сути проблемы позволит решить ее максимально эффективно. Укрепление «слабого звена» в каждом конкретном случае требует терпения, усилий со стороны родителей.

Важно!При этом эффективная учеба должна органично вписываться в ведущую деятельность каждого конкретного возраста.

Важно создать доброжелательную атмосферу доверия, любви и принятия, в которой ребенок чувствовал бы полную безопасность и мог раскрыться. Восприятие своего ребенка как личности с его возрастными потребностями и особенностями поможет предотвратить школьные трудности.

Где искать причину, если ребенок категорически отказывается учиться

Сталкиваясь с такой проблемой, родители и учителя не всегда могут разобраться в ее источниках. Изначально продуктивному обучению могут мешать первичные причины, которые происходят из раннего детства. Важно интенсивно общаться с ребенком с самого рождения, развивать у него внимание, память, мышление. При этом все это нужно делать только в игровой форме, вовлекая малыша в веселое увлекательное действо.

Играя, он развивает координацию, мелкую моторику рук, учится следовать правилам игры. Опираясь на врожденные особенности темперамента, с раннего возраста следует формировать характер. В дошкольный период формируется эмоционально-волевая сфера личности, которая отвечает за эффективное взаимодействие с другими.

Важно, чтобы к поступлению в школу дети были психологически подготовлены.

Это позволит безболезненно и максимально эффективно включиться в учебный процесс. К моменту поступления в школу большинство детей имеют высокую мотивацию, но несовершенство системы образования может подавить изначально высокий интерес к обучению.

Запомните!Слишком строгие правила, большая нагрузка, насыщенный режим дня, отсутствие полноценного отдыха и игры – важные причины, которые убивают желание учиться с раннего детства.

Даже при благоприятной подготовке к школе со временем мотивация может исчезнуть. Такую ситуацию могут вызвать следующие вторичные причины:

  • неблагоприятная семейная ситуация, способствующая возникновению эмоционального, нервного напряжения;
  • повышенная учебная нагрузка, отсутствие полноценного отдыха, однообразие;
  • сложности при адаптации к изменившимся условиям обучения при смене класса или школы;
  • завышенные требования со стороны учителей и взрослых;
  • плохая подростковая компания;
  • низкий социальный статус среди одноклассников, закомплексованность.

Чтобы определить настоящую причину плохой успеваемости, нужно проявить максимум терпения и внимания.

Лучше обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который поможет провести глубокий анализ ситуации и определить оптимальные пути решения проблемы.

Советы психолога, что нужно делать, если ребенок не хочет учиться

На протяжении обучения школьник растет, развивается, и его жизненные нужды меняются кардинальным образом в зависимости от возраста. Если процесс усвоения знаний способствует личностному развитию, удовлетворению главных потребностей ученика, то его мотивация поддерживается на высоком уровне. Чтобы помочь своему ребенку, родителям важно понимать особенности возрастной психологии.

Младшие классы 6-9 лет

Дошкольный возраст характеризуется преобладанием игровой деятельности, на фоне которой формируются первые учебные навыки. К 6-7 годам на первое место выходит потребность к обучению, поэтому дети ожидают поступления в школу с радостным трепетом. К сожалению, нередко бывают ситуации, когда первые радости сменяются разочарованием.

Столкнувшись с нагрузкой, трудностями, неудачами, они теряют желание учиться.

Причинами такой ситуации зачастую является низкая психологическая готовность к школе. Состоять такая готовность должна из следующих компонентов:

  • развитые познавательные процессы (память, мышление, внимание, восприятие);
  • желание учиться;
  • развитая произвольность, позволяющая контролировать поведение усилием воли;
  • умение адекватно общаться со сверстниками и учителями в условиях учебного процесса.

Исправить ситуацию поможет психологическая диагностика, позволяющая определить конкретно локализацию проблемы.

На основе таких данных школьный психолог поможет подобрать специальную программу, содержащую развивающие упражнения. Они помогут естественным для малыша способом сформировать у него необходимые учебные навыки, умения и мотивацию. С самого начала важно осуществлять индивидуальный подход, учитывая врожденные задатки и особенности темперамента. Только на основе этих данных можно выбрать направленность обучения.

Средняя школа 10-14 лет

Психологическое, физиологическое взросление оказывает влияние на поведение и формирование внутреннего мира школьника уже с младшего подросткового возраста. Такие изменения напрямую влияют на учебную мотивацию. В структуре потребностей подростка на первый план выходит общение со сверстниками. Классный руководитель и даже родители постепенно теряют свой авторитет.

Даже у отличников в возрасте 10-14 лет нередко возникают конфликты с педагогами или сверстниками, поэтому сосредоточиться на учебе бывает непросто.

В средней школе дети все больше ориентируются на мнение сверстников, стараются выделиться среди них. На этом фоне большую популярность приобретают мысли о том, что достичь жизненного успеха можно без хорошего образования. В результате ценность обучения нивелируется.

Подростковый возраст характеризуется повышенной ранимостью и эмоциональной уязвимостью, поэтому скандалы, напряженность внутри семьи напрямую сказываются на детском желании учиться. При таких ситуациях главное – налаживание семейных отношений. Важно дружить с ребенком, создавать атмосферу эмоционального принятия и доверия. Это будет отличным базисом для хорошей успеваемости и желания учиться.

Важно!Ни в коем случае нельзя пытаться утвердиться за счет подростка, удовлетворяя свои амбиции.

Можно дать родителям следующие рекомендации:

  • подавать личный пример, показывая свое стремление к саморазвитию;
  • учить подростка адекватно и конструктивно реагировать на неудачи, делать положительные выводы;
  • показывать позитивное отношение к школе, стараться ненавязчиво интересоваться делами ребенка;
  • поощрять подростковую самостоятельность, самоорганизацию и самоконтроль;
  • демонстрировать истории успешных личностей, научить детей ставить адекватные цели.

Старшие классы 15-17 лет

Для старшеклассников большое значение имеет не только общение со сверстниками, но и социальный статус. Юношам и девушкам важно быть непререкаемым авторитетом в каком-то деле. Поэтому школьники 10-11 классов проводят много времени с друзьями, занимаются спортом, музыкой, участвуют в различных кружках и студиях. Кроме того, в последнее время широкую популярность приобретают различные молодежные общественные акции, движения. Некоторые дети вовлекаются в такую деятельность с головой, отодвигая на второй план школу.

В последних классах школы ученики оказываются на пороге взрослой жизни, поэтому перед ними вырастает проблема самоопределения. Если у них существуют затруднения с этим, то нередко появляется растерянность, страх перед неопределенностью будущего. Еще больше усугубить проблему может родительское давление на жизненный выбор. С психологической точки зрения лучше этого избегать.

Помочь может профессиональная ориентация, проведенная психологом. С учетом индивидуальных особенностей темперамента, характера, личных предпочтений специалист даст профессиональные рекомендации.

Взрослые могут помочь в формировании правильных целей, выделить главные из них.

При этом важно уважать выбор самого старшеклассника, не навязывая ему свою точку зрения. Главное – научить его правильно расставлять приоритеты, последовательно достигая промежуточных целей. Кроме того, полезными будут психологические тренинги по организации времени, выработке силы воли.

Чего нельзя делать родителям

Нередко стремление учиться у детей отбивают сами родители. Идущие в школу «первоклашки» имеют высокий уровень учебной мотивации, их воображение наполнено волнующими надеждами и приятными ожиданиями. Они готовы к получению новых знаний. Но в некоторых случаях такой задор пропадает уже через полгода.

Причиной этих проблем являются следующие неправильные действия взрослых:

  • силовое принуждение к урокам, запугивание;
  • внушение детям чувства вины;
  • завышенные требования;
  • высмеивание неудач, сравнивание с другими школьниками.

Дети подсознательно ожидают похвалу за каждое удачное действие. Если вместо поощрения и похвалы взрослые прибегают к обидам, необоснованным наказаниям, ругают за плохие оценки, то это их самая большая ошибка. Любое усилие, усердие в учебной работе должно оцениваться положительно. Это – залог высокой учебной мотивации.

Нельзя принуждать малыша после школы сразу делать уроки. Сначала нужно дать ему отдохнуть, отвлечься, заняться любимым делом, поиграть. В противном случае усталость, рассеянность приведет к полной утрате учебной мотивации.

Обратите внимание!Самоконтроль у детей еще не развит, поэтому взрослым категорически не рекомендуется пускать процесс обучения на самотек. Лучше контролировать его в корректной форме, избегая принуждения детей соответствовать ожиданиям родителей.

Большой проблемой может стать «навешивание ярлыков». Если с раннего возраста считать ученика неспособным, то мотивация у него не будет развиваться. Правильно будет придерживаться правила, которое сформулировал еще Гете. Оно гласит: «Нужно воспринимать человека не таким, каким он есть на данный момент, а таким, каким он может стать в лучших своих проявлениях».

Распространенные вопросы

Стоит ли применять наказания в виде лишения гаджетов? Такой вариант воздействия на поведение школьника не оправдывает себя, поскольку в сознании ребенка закрепляется ценность запрещенной вещи. Результат может быть противоположным. Правда ли, что все проблемы от недостатка родительского внимания? Все проблемы человека происходят из детства. Сниженная самооценка, комплексы, способности, неосознанные установки, которые воздействуют на формирование личности в дальнейшем, возникают от недостатка внимания родителей. Если в классе конфликты, лучше ребенка перевести в другую школу? Если над школьником начинают издеваться одноклассники, игнорируя его потребности, то решить эту проблему довольно сложно. Коррекцию отношений нужно проводить с помощью родителей, педагогов и школьного психолога. Такое взаимодействие поможет решить проблему наиболее эффективно в каждом конкретном случае. Перевод – это крайняя мера, которая может и не дать результатов.

Снижение учебной мотивации имеет различные причины на каждом этапе школьного обучения. Изначально проблема заключается в низком уровне развития познавательных процессов, коммуникативных навыков. В дальнейшем появляется еще ряд проблем, которые нужно решать комплексно с привлечением школьного психолога и классного руководителя.

Автор статьи: Глухарь Раиса

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх