Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Свобода свободного человека

Степень свободы

Давайте поговорим о степени свободы. Каждый из нас мечтает быть свободным, чувствовать себя свободным. Но может ли человек быть абсолютно свободным? Наверно нет.

Я вспоминаю слова вождя мирового пролетариата В.И.Ленина “Жить в обществе, и быть свободным от общества нельзя”. У каждого из нас есть своя степень свободы. Эта степень свободы очевидно зависит от характера, от финансового состояния, от физического состояния, от воспитания, от уровня образования, от социального положения.

Но мне кажется, что мы иногда путаем понятие “свобода“. Свобода от чего или от кого? Наверное, человек может считать свободным тогда, когда он способен идти намеченным путем, используя, как попутные возможности, так и умело противостоять встречному потоку.

Быть по истине свободным намного приятнее, чем казаться таковым. Давайте стремиться к настоящей свободе, к свободе, которая дает человеку быть счастливым и настоящим! Любви и добра вам!

Притча “Лист и воробей”

Жил-был один листик. Однажды сильный ветер сорвал его с дерева, и он полетел – то вверх, то вниз. Маленький воробышек, который в этом году только вылупился, спросил его:

— Почему ты упал с дерева?

— Я упал, мне просто надоело висеть на нем, – ответил листик.

— А куда ты летишь? – опять спросил любопытный воробей.

— Куда хочу, туда и лечу. Захочу, полечу вверх, захочу – вниз. Я свободный лист, – сказал листик.

Надо сказать, что он был слишком гордый и высокомерный, чтобы признать, что он не умеет летать и что он полностью подчинен внешним влияниям, например, ветру, а может, он и в действительности так думал.

Когда ветер немного стих и листик упал в ручеек, воробышек вновь спросил его:

— А почему ты перестал летать и упал в воду и куда теперь направляешься?

— Я не упал, – обиженно ответил листик, – мне просто надоело летать и захотелось поплавать, а плыву я, куда захочу, ведь я свободный лист и сам решаю, что мне делать.

— А почему ты не поплывешь в другую сторону? – поинтересовался воробышек.

— Сколько раз тебе нужно объяснять, раз я не плыву туда, значит, не хочу, ведь я делаю лишь то, что хочу сам, – раздраженно ответил листик и поплыл дальше по течению.

Через несколько дней воробышек уже научился летать и, совершая свой третий полет, увидел своего старого знакомого листика, но тот так изменился, что птенец не сразу и узнал его.

— Привет, листик, – пропищал он. – как дела? Почему ты пожелтел, кто с тобой это сделал?

— Никто ничего со мной не делал, мне просто захотелось сменить свой цвет, вот я и стал желтым, – ответил листик.

Воробышек поверил листику и после этого случая стал считать листья высшими существами, ибо не мог понять, как можно летать без крыльев и плавать без рук и ног, а уж тем более по своему желанию менять цвет.

Но вот наступила осень, и все чаще и чаще стали слетать с деревьев листья, но воробышек никогда не видел, чтобы они летели против ветра, а когда они попадали в ручей, никто из них не плыл против течения, разве что очень сильный ветер толкал их. И никогда он не видел, чтобы какой – нибудь лист остался зеленым и “захотел” не менять свой цвет. Он повзрослел и приобрел жизненный опыт, а вместе с этим изменил свое отношение к листьям, живущим в иллюзии самоуспокоения, что они управляют своей жизнью.

А еще он узнал, что есть другие существа, которые считают себя ни от чего не зависящими – это люди. Их поведение и жизнь в целом зависят от внезапных порывов эмоций, чувств и желаний, которые исходят неизвестно откуда и несут неизвестно куда, и никто, за исключением немногих, не пытается бороться с ними, и есть только единицы, покорившие их. А еще они считают тех людей, чей ветер желаний и чувств дует в другом направлении, странными лишь потому, что их несет не в том направлении, что и их.

Воробышек так и не смог понять, почему они так себя ведут. Почему им, таким слабым, но потенциально таким сильным, так нравится утешать себя сказкой о своем всемогуществе, вместо того чтобы пытаться противостоять порывам “ветров” или даже научиться управлять ими. Ведь люди – это существа, которым такое подвластно, которые сами могут решать, в каком направлении им странствовать по безбрежным океанам жизни.

И он решил, лучше признать, что ветер может снести его и изменить намеченный путь, но иметь возможность противостоять ему, чем говорить, что ветер не властен над тобой и ты летишь именно туда, куда хочешь, когда он несет тебя в обратном направлении.

Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным. (Вольтер)


Рекомендую еще к прочтению:

  • Враг или друг
  • Яма
  • Две разницы
  • Благо
  • Принять и полюбить

Рубрика: Философия жизни

  1. Анатолий
    20 Март 2012 в 23:51

    Очень мудрым стал воробышек!

  2. nadezhdapol
    21 Март 2012 в 10:31

    Единственная свобода, которая есть у каждого из нас – это свобода выбора. Вот она – то делает нас, действительно, по – настоящему свободными. А все остальное уже вторично…!
    Спасибо!

  3. Алла
    21 Март 2012 в 11:53

    А так хотелось бы… Но живем в обществе,как правильно заметил вождь. И с этим ничего не поделаешь.

  4. Irina
    21 Март 2012 в 14:32

    Свобода – это осознанное ограничение. Нельзя быть совершенно свободным. абсолютной свободы не существует, кроме как ( соглашусь с предыдущим комментатором) – свободы выбора.

  5. Оксана
    21 Март 2012 в 16:38

    А что такое свобода?…
    Наверное, как и в большинстве философских понятий это слово многолико?
    С одной стороны и листик был свободным (не привязанным к дереву) и воробей, и человек… Но все это очень относительно…
    Или нет?

  6. Юрий
    21 Март 2012 в 16:57

    В каком то смысле люди асоциальные, преступники и маргиналы свободнее законопослушных граждан.

  7. Vitaliy
    21 Март 2012 в 20:00

    Возможно Вы правы Юрий.

  8. Vitaliy
    21 Март 2012 в 20:05

    Для каждого “свобода” понятие особое! Это понятие может меняться в зависимости от ситуаций.

  9. Vitaliy
    21 Март 2012 в 20:10

    Ириночка, я тоже согласен с предыдущим комментатором – Надюшей. Но позвольте я выскажу свое соображение философское. Даже свобода выбора может быть мнимой. Ведь листочек считал что он имеет свободу выбора! Помните песню А.Макаревича? Про пассажиров и поезд? Все относительно в этом мире! Мы можем выбрать маршрут по своему усмотрению, но одновременно мы ограничены в возможностях, поэтому и выбираем маршрут тот, который нам по карману. Примерно вот так. Спасибо Вам Иришка!

  10. Vitaliy
    21 Март 2012 в 20:11

    А так хочется даже сейчас! Согласен Алла!

  11. Vitaliy
    21 Март 2012 в 20:12

    Надюша! С Вами трудно не согласится, но если взглянуть на это философски, то мне кажется даже эта свобода несколько сомнительна. Как Вы считаете?

  12. Vitaliy
    21 Март 2012 в 20:16

    Спасибо Анатолий!

  13. Владимир
    22 Март 2012 в 10:46

    Свобода – для многих это утопия. В моем понятии, т.е. для меня – взять фотоаппарат, рюкзак пару друзей и пуститься по миру, искать открывать. Но много всяких “но”, к сожалению.
    Благодарю за притчу и статью.

  14. Vitaliy
    22 Март 2012 в 14:59

    Заманчивая свобода у Вас Владимир!

  15. Андрей
    22 Март 2012 в 18:50

    Настоящая свобода – внутри человека.

  16. Vitaliy
    22 Март 2012 в 18:51

    Андрей! Полностью с вами согласен! Спасибо!

  17. Ульяна
    22 Март 2012 в 20:14

    Согласна с Вольтером – для меня свобода – это не делать того, что не нравится.

  18. Vitaliy
    22 Март 2012 в 20:51

    Ульянушка! Я тоже согласен с Вольтером! Он большой умница!

  19. Мария
    23 Март 2012 в 4:05

    Жить с удовольствием – в этом истинное счастье.

  20. Vitaliy
    23 Март 2012 в 18:07

    Конфуций сказал: “счастье – это когда тебя понимают! Большое счастье – это когда тебя любят! Огромное счастье – это когда любишь ты!”

  21. Анна
    25 Март 2012 в 18:57

    Замечательная притча! Желаю вам всем быть внутренне свободными,отказаться от стереотипов и не бояться быть собой! точно знать свою цель, свои желания и идти к ним вопреки осуждениям и комплексам общества – это и есть свобода.

  22. Vitaliy
    25 Март 2012 в 20:24

    Спасибо Анечка за комментарий!

Свободен ли человек?

Бейбит Саханов 87 3 года назад www.mirovozzrenie.org, автор книги по философии интегрированных мировоззрений

Хм. А зачем становиться свободным, если можно быть Свободой? Примат мной отдается сути более, чем прилагательному. Люди излишне сконцентрированы на, так сказать, прилагательном мышлении, это и порабощает. Будьте существительным, а не прилагательным — прилагательное и всё остальное приложится…

Наши понятия о мире, себе самих — переданные нам социумом — не более чем мыслительный сырец-полуфабрикат, который каждому индивидуально необходимо довести до «готового продукта». И работать нужно практически с каждым словом, претендующим на абстрактную ценность (бог, свобода, истина, правда, справедливость, разум, тело, бытие, материя, энергия, пространство, время…). В этом и состоит работа человеческого мышления, что каждому из нас приходится пересоздавать ценности заново (для себя, для семьи и близких, для народа и родины, для нации и человечества…), осуществляя этакий перманентный и нескончаемый сизифов труд, который с точки зрения французских экзистенциалистов (Камю, например), так сказать, абсурден.

Но ведь можно на любую абсурдность взглянуть и со стороны, так сказать, эстетически, и увидеть красоту ограниченности и пограничности как абсурда, так и логики… Научитесь быть абсурдным существом и станете вполне …логически разумным.

Абсолютное подчинение есть тень Свободы. Производите деконструкцию понятий, выявляйте их углы, округлости, точки и многоточия соприкосновений с нашим миром, влюбляйтесь в них и живите ими, питайтесь ими, пережевывая мягко и нежно аппетитные философские тексты Мамардашвили и Пятигорского, Лосева и Флоренского, Бибихина и Розанова, Шестова и Мерелла-Вольфа…

Николай Бердяев, философ Свободы, любил обстукивать смыслы неволи, чтобы выявлять свободную жизнь Истины.

Удачи Вам в свободолюбии!

Что такое свобода? Отсутствие рамок и возможность делать всё? Возможно для каждого это своё понятие, которое кроется намного глубже, в нашей душе.

Попробуем разобраться и определиться с этим пониманием.

Компоненты и составляющие .

У каждого они могут выглядеть по своему, попробуем их подытожить.
Что же такое свобода? Мы должны осознать её, познать необходимость стать свободным, отпечатать это в своём разуме и душе. Только после этих размышлений мы поймём, свободны ли мы по-настоящему или нам срочно требуется действовать, для того чтобы почувствовать этот сладкий запах. Как быть свободным человеком и жить легкой жизнью?

Возможность и право каждого из нас следовать по тому пути, по которому мы хотим. Многие из нас не обращают на этот пункт внимания и не получают самостоятельности. Все мы можем быть независимыми, мыслить так как хотим, иметь право выбора в своей жизни, без чьего-то влияния и предрассудков. Наличие выбора есть у каждого, в любой жизненной ситуации. Не может быть только одного пути развития событий. Мы всегда вольны выбирать, действовать или бездействовать. Это правило и никак не может быть иначе, пока Вы не поймёте этого, Вы не увидите пути.

Смелость – один из главных спутников свободы. Смелость толкает нас, заставляет сделать марш-бросок, решительный шаг, на который мы долго не могли решиться, перед которым долго собирались духом. Свобода – удел смелых людей.

Борьба и саморазвитие – компоненты, которые помогают нам двигаться вперёд, побеждать свои страхи и сомнения, которые лезут из тьмы нашего сознания и пытаются тормозить нас, оказывают давление.

Желание жить и сила духа — то, что даёт нам энергию на каждый день. Просыпаюсь с утра, мы говорим, доброе утро, мой любимый мир. Он отвечает Вам свободой.

Как выглядит независимый человек?

Тот, кто знает как быть свободным человеком и жить легкой жизнью, имеет ответственность. Он отвечает за свои поступки, за свой выбор, делая всё это осознанно. Самостоятельно принимать все решения в жизни, опираясь на собственные внутренние ощущения и опыт – одна из граней бриллианта свободы.

Самодостаточность. Человек, обладающий независимостью, награждён таким свойством. Его я сформировано на основе его мыслей и взглядов на жизнь. Ничто и никто не способны повлиять на его мнение, кроме собственного анализа ситуации и картины. Такой человек чётко управляет своим временем и потребностями, жизнь его полна оптимизма и смысла, он становится независим от других людей и их мнения, приходит материальная самодостаточность.


Такой человек открыт для всего нового. Он не сопротивляется изменениям в его жизни, впуская всё новое в себя. Выходя из зоны комфорта, мы развиваем себя и делаем себя сильнее. Организм всегда будет противиться всему новому, пытаясь поддерживать прежний уклад вещей. Независимый человек с легкостью обходит эти препятствия. Не бойтесь и идите смело вперёд.
Каждый из нас по-своему уникален. Как это, спросите Вы. Ответ прост – умение делать свой уникальный выбор, несмотря ни на что. Уметь принять решение без оглядки на чужое мнение. Когда, например, всем рекомендуется бежать за прохладительным напитком, человек может отказаться от такого времяпрепровождения и пойти, к примеру, в театр.

Истиный путь.

Задайте себе вопрос, почему это действительно так Важно для Вас? Осознайте, что даст Вам она? Какая свобода Вам нужна в действительности? Многие путают материальное благополучие со свободой. Очень часто имея первое, Вы остаётесь в узниках кого либо или чего либо. Научитесь разделять эти вещи, подумайте над своей жизнью, её ценностями и идите дальше.


Знайте, Ваш собственный путь свободы заканчивается там, где начинается путь другого человека, помните об этом, но не переходите на личности и обиды. Предупреждён – значит вооружён. Имея волю выбора в отношениях, отсутствие давления с противоположной стороны – мы обретаем широту психологическую. Это может быть в любой ситуации: с начальником, мамой, друзьями. Будьте равноправны во всём, все Мы личности и заслуживаем подобающего к себе отношения.


Будьте вольны социально. Человек выбирает свой путь исходя из своих интересов в жизни. Вы независимы, выбирайте работу и образование исходя из своих внутренних побуждений.

Вы должны жить в удовольствие. У человека, идущего по истинному пути, всегда есть такая возможность.

Легко ли быть свободным?

Представьте себе, что вы стали мультимиллиардером, что предоставило вам огромный уровень свободы: можно жить в каком угодно дворце в какой угодно стране мира с каким угодно количеством прислуги, включая наложниц.

Поигравши с некоторым количеством океанских яхт и личных реактивных лайнеров, вам, в конце концов, придётся задуматься: а чем бы полезным заняться? К вам начнёт подбираться вопрос о смысле вашей жизни и о том впечатлении, которое вы будете производить на людей, мнение которых для вас ценно.

Как показывает практика, решение этих вопросов удалось найти далеко не всем, точнее, не удалось почти никому. Я даже не имею в виду российских олигархов, которые сумели лишь продемонстрировать городу (Лондону) и миру лишь бесконечное убожество своих душ и крайнюю степень оскотинения, но и такие благообразные люди, как, скажем, Биль Гейц, который изо всех сил старается казаться духовно содержательным интеллектуалом, чего добились они? Биль Гейц построил дом, напичканный компьютерами? Гора родила мышь. Это напоминает мне известную фразу из британского фильма Третий человек:

… в Италии, в течение 30 лет под властью Борджиа, у людей были войны, страх, убийства и кровопролития, но они дали миру Микеланджело, Леонардо да Винчи и Ренессанс. В Швейцарии у людей была братская любовь, у них было пятьсот лет демократии и мира — и что они дали миру? Часы с кукушкой.
(… in Italy, for thirty years under the Borgias, they had warfare, terror, murder and bloodshed, but they produced Michelangelo, Leonardo da Vinci and the Renaissance. In Switzerland, they had brotherly love, they had five hundred years of democracy and peace – and what did that produce? The cuckoo clock.)

Богач, у которого есть что-то в голове и душе, оказывается один на один с экзистенциальным кризисом, когда никаких оправданий для того, чтобы не быть великим, у него нет. Да, такому не позавидуешь…

Впрочем, на эту тему я уже писал — см. например, Легко ли быть богачом? Однако сегодня я еще раз об этом задумался, прочитав тезисы Татьяны Черниговской — интересной, достойной, мыслящей женщины — в дневнике моего френда. Там эта женщина неожиданно для меня начинает ломать руки и стенать по поводу того, как интернет дебилизирует население. Читая её, так и видишь плачущего человека, размазывающего слезы и сопли по щекам: «Мама, мама, Гуголь опять меня дурному научил!» Ну а как иначе воспринимать её фразу «Поэтому никто в здравом уме, особенно из тех, кто занимается наукой, не будет пользоваться информацией, взятой из того же гугла»?

Странно, что эта умная женщина не осознаёт, что Интернет — это еще одна степень свободы, данная человеку, степень свободы, а не ограничения или принуждения, и эта свобода способна его в значительной степени раскрепостить и освободить колоссальное количество времени! Ведь, кроме эстетов и прожектёров, есть множество профессионалов, для которых Интернет — дар Божий! Представьте себе, сколько времени потратил тов. Ленин в библиотеках Лондона и Цюриха, выискивая книги и перелистывая ветхие страницы; а был бы Интернет, он бы написал не 55 томов своих трудов, а 555!

Черниговская любит книги? Да ради бога — никто же не запрещает наслаждаться запахом свежей типографской краски или прелой бумаги! Но если вам нужна конкретная информация, именно Интернет — а это не только техническая инфраструктура, но, прежде всего, люди, доставляющие информацию всему человечеству, часто совершенно бескорыстно, — именно Интернет предоставит вам фантастические возможности для её поиска!

На примере уважаемого учёного Черниговской мы видим обескураженность человека, получившего свободу, опасающегося её и не знающего, что с ней делать. Не удивлюсь, если в её голове однажды промелкнула мысль: «Собрать бы сети все да сжечь!»

Да, для большинства детей портативные электронные устройства (ненавижу обожаемое современными идиотами слово «гаджет») приносят скорее вред, чем пользу, но ведь и ножиком можно порезаться, если применять его неправильно.

Урок обществознания по теме «Свобода в жизни человека» (10-й класс)

Трунова Татьяна Анатольевна, старший преподаватель Зобнина Елена Валерьевна, студентка

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания

Vita sine libertate, nihil! (Жизнь без свободы – ничто!) Латинское изречение

Цели урока:

Образовательная (познавательная): создать у учащихся представление о том, что такое свобода; показать эволюцию понятия «свобода»; раскрыть особенности проявления свободы в различных сферах общественной жизни; охарактеризовать наиболее распространенные ограничения и нарушения прав и свобод человека и гражданина.

·Развивающая: создать условия для формирования у учащихся: логического и образного мышления; умения работать с письменными и устными источниками; умения сравнивать однородные явления; умения группировать и классифицировать информацию.

Воспитательная: подвести учащихся к пониманию, что свобода является непреходящей ценностью в любом обществе, раскрыть ее значимость в жизни каждого человека; продолжить формирование ценностных ориентаций учащихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора; продемонстрировать модель кросс-культурного диалога (на примере высказываний представителей разных культур и эпох о свободе); формировать мотивацию к изучению предмета.

ХОД УРОКА

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свободе. Какие выражения с этим словом вам известны? (Свобода слова, свобода совести, свобода выбора, свобода творчества и т.д.). В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам латинское изречение Vita sine libertate, nihil!, которое переводится как «Жизнь без свободы ничего не значит».

Нам предстоит рассмотреть в ходе урока ряд вопросов: во-первых, что такое свобода, каковы ее основные аспекты, чем она ограничена и как она нарушается; во-вторых, мы посмотрим, как свобода проявляется в различных сферах общественной жизни (в каких? — экономической, политической, социальной и духовной), в-третьих, для чего нам нужна свобода. Мы не случайно обращаемся к этой теме. Свобода – это одна из вечных ценностей, и сегодня как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким образом мы можем защищать свою свободу.

Что же такое свобода? Давайте обратимся к фрагменту № 1 дидактического материала и познакомимся с одним из определений понятия «свобода». Словарь С.И.Ожегова дает нам следующее определение понятия «свобода»: это «независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов». Но это определение было таким не всегда. В разные исторические эпохи свобода воспринималась людьми по-разному. Для первобытного человека быть свободным означало принадлежать роду, племени, «быть своим». В античности свобода — это возможность распоряжаться судьбой, которая была в руках богов, а также свобода от политической деспотии. В средние века под свободой подразумевалось ведение духовной, праведной и безгрешной жизни. В эпоху Возрождения свобода понималась как беспрепятственное развитие человеческой личности, раскрепощение творческого сознания людей. В новое время это слово было написано на знаменах всех западноевропейских революций и символизировало равноправие всех граждан. Для человека индустриального, современного нам общества свобода обрела экономический и юридический смысл. Что такое свобода лично для вас? (это возможность иметь политические и гражданские права; распоряжаться своими ресурсами, своим капиталом, своим временем).

Итак, мы с вами попытались ответить на первый вопрос урока — что же такое свобода, как ее понимают наши современники. Назовите документы, в которых закреплены права и свободы человека(Всеобщая декларация прав человека, конституции стран). Давайте обратимся к заданию № 2 — это фрагмент текста Конституции Российской Федерации — и посмотрим, какие права и свободы там отражены. Мы будем распределять их по сферам общественной жизни. Однако есть права и свободы, которые сложно отнести к какой-то определенной сфере. Это так называемые личные права и свободы. А теперь прочтите документ и распределите номера статей Конституции РФ по сферам общественной жизни (экономическая сфера: 8, 34, 37; политическая – 2, 13; социальная – 19; духовная – 28, 29, 44).

Итак, мы с вами частично познакомились со своими правами, закрепленными в Конституции РФ, и подтвердили вашу мысль, что быть свободным – это значит иметь определенные права. Французский философ Шарль Монтескье говорил, что свобода есть право делать все, что дозволено законом. Но иногда свобода понимается как вседозволенность, полная независимость от каких-либо норм или ограничений. Даже римский оратор Цицерон в свое время заметил, что свобода – это независимость от законов. Итак, вам представлены на выбор две точки зрения на свободу. С каким высказыванием вы согласны?Вот сейчас и вы реализуете свое право на свободу. Вы выбираете – это ваш свободный выбор из двух вариантов – как называются эти варианты? (Альтернативы).

Наш выбор может быть осознанным и неосознанным. Давайте рассмотрим ситуацию осознанного выбора. Скажите, что вы могли бы сейчас делать, если бы вам не нужно было идти на этот урок? А что заставило вас прийти сюда? Насколько осознан и насколько свободен ваш выбор? Осознанный выбор не всегда является верным. Человек может пить, курить, употреблять наркотики. Это выбор осознанный? Свободный? (Выбор свободный, но влечет за собой несвободу, зависимость). Но выбор всегда остается за человеком!

Иногда выбор происходит неосознанно. Из-за чего? (Под действием инстинкта («не знаю, что на меня нашло»), из-за недостатка информации или ложной информации). Приведите примеры из вашей жизни, когда вы делали неосознанный выбор.

А порой человек оказывается в ситуации ложного выбора. Подобная ситуация описана в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «предлагаю вам четвертование или сожжение на костре по вашему выбору». Почему это ложный выбор?

Как вы думаете, почему человеку сложно делать выбор? Во-первых, человек ощущает ответственность за свой выбор и при этом неуверенность в нем. Какой выход? (Переложить тяжесть решения на чужие плечи). На чьи плечи мы обычно перекладываем груз ответственности? Кого обвиняем в своих неудачах? (родителей, государство, Бога). Но когда мы все же решаем сделать выбор, перед нами встают три вопроса. Давайте поработаем с заданием № 3 дидактического материала.

«Что я хочу?» — что отражает этот вопрос? (желание, потребности). «Что я могу?» — что отражает этот вопрос? (Способности: физические, интеллектуальные, психические, а также обстоятельства, то есть влияние ситуации). «Что я должен?» — что отражает этот вопрос? Кто или что заставляет людей совершать выбор? (Долг, ответственность, совесть, этикет, нормы морали, традиции, общественное мнение, закон, социальные стандарты, культурные традиции и т.д.). Но всегда ли совпадают ответы на все три вопроса? Часто человек разрывается между противоположными стремлениями, альтернативами, между тем, что он ХОЧЕТ, МОЖЕТ и ДОЛЖЕН делать. Приведите пример несовпадения ответов на эти три вопроса из собственного жизненного опыта.

Как видим, существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор человека. Что относится к внутренним факторам? (Желание, способности и ответственность, совесть). Сейчас у нас в общественном транспорте работают контролеры, но так было не всегда. Если мы обратимся к представителям старшего поколения, то они расскажут, что раньше в общественном транспорте стояли кассовые аппараты и пассажиры, заходя в автобус или троллейбус, должны были самостоятельно бросить в кассу монетку и оторвать билет. Во всех автобусах была надпись «Личная совесть — лучший контролер». Как вы думаете, почему этого сейчас нет? Разве сейчас нет совести? Или ее стало меньше? Совесть необходима человеку, ведь зачастую мы несем ответственность не только за себя, но и за жизнь других людей. Например, в чем должна проявляться ответственность водителя? В каком состоянии он должен приступать к работе? (трезвый, выспавшийся, не нарушающий правила дорожного движения).

Что относится к внешним факторам, ограничивающим свободу человека? (Нормы морали, традиции, общественное мнение, закон, социальные стандарты и культурные традиции). А давайте подумаем, возможна ли абсолютная, ничем не ограниченная, свобода? Например, можно ли считать абсолютно свободным героя романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который долгое время жил в одиночестве на необитаемом острове? Вывод: свобода всегда относительна.

Таким образом, существуют внутренние и внешние ограничения свободы человека. Зачем они нужны? (Они призваны обеспечивать свободу людей). Общество следит за соблюдением норм, принятых в нем. Государство поддерживает права и свободы личности в обществе законодательным путем. Если свобода человека и гражданина нарушается, то государство ограничивает свободу нарушителя – каким образом? (Тюрьмы, психиатрические больницы). Однако не стоит забывать, что иногда наши права и свободы ограничиваются незаконно. Давайте рассмотрим возможные нарушения наших прав в разных сферах общественной жизни.

Экономическая сфера. Как нарушаются права потребителей? (обвес, обсчет, ложная информация). Чтобы не допустить подобного мошенничества, существует «Закон о защите прав потребителей», который дает человеку возможность отстаивать свои права. Как нарушаются права наемных работников на рынке труда? Давайте обратимся к рекламным объявлениям о найме на работу (задание № 4),потому что скоро вы и сами столкнетесь с проблемой трудоустройства. Прочитайте рекламные объявления и назовите требования, предъявляемые к наемным работникам (пол, возраст, стаж, квалификация, прописка, опыт работы и т.д.). А вам не кажется, что это нарушение прав граждан? Это дискриминация на рынке труда.

Политическая сфера. Как нарушаются политические права на свободу? Все вы прекрасно знаете, что в нашем городе по сей день функционирует «Владимирский Централ» — тюрьма, в которой раньше содержались политзаключенные, боровшиеся за гражданские права. Давайте прочтем стихотворение Александра Галича (задание № 5) и подумаем: можно ли с уверенностью утверждать, что лирический герой несвободен? Вывод: даже если человек физически несвободен, он может оставаться свободным духом.

Духовная сфера. Давайте обратимся к тем статьям Конституции, которые вы отнесли к духовной сфере. Как нарушается эти права? (Цензура, религиозные притеснения и т.д.).

Как видим, наши права и свободы могут нарушаться во всех сферах общественной жизни. И задача человека – знать свои права и бороться за них! Мало просто иметь право на свободу, нужно еще и уметь его отстаивать. Давайте посмотрим, как вы теперь понимаете смысл слова «свобода»: предложите ваши ассоциации, начинающиеся на каждую из букв этого слова.

С – слова, сила …

В – власть, выбор, веротерпимость …

О – ответственность, обязанность …

Б – борьба, будущее …

О – ограничение, относительная свобода …

Д – деятельность …

А – альтернатива, абсолютная свобода …

А нужна ли нам свобода? Давайте прочитаем высказывание, приведенное в задании №6. Так как проще жить: свободным или несвободным? А что предпочитаете вы: свободу, которая влечет за собой непростой выбор и ответственность за принятое решение или следование по пути, предложенному кем-то другим, возможно более умным и опытным?

Домашнее задание:

Нарисуйте (или опишите) портрет свободного человека. Какими качествами он будет обладать?

Для желающих: Вспомните ситуации из своей собственной жизни, когда вы ушли от выбора (не сделали выбор). По каким причинам? На кого вы переложили эту ответственность и почему? Ощутили ли вы последствия этого решения?

Дидактический материал к уроку

1. Свобода — это независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978, с. 648).

2. Прочтите выдержки из статей Конституции Российской Федерации и определите, какие сферы жизни общества они регулируют.

Статьи Конституции Российской Федерации

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 8.

1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 13.

1. В РФ признается идеологическое многообразие….

3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

Статья 17.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь

Статья 22.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 27.

1. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Статья 28.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 34.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества…

Статья 37

1.Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественно, научного, технического и др. видов творчества, преподавания…

Личные права и

свободы

Сферы общественной жизни

_____________

Экономическая

______________

Политическая

_____________

Социальная

_____________

Духовная

____________

3. Заполните таблицу «Факторы, влияющие на наш выбор»:

«Я хочу…»

Внутренние факторы, ограничивающие свободу

Внешние факторы, ограничивающие свободу

«Я могу …»

«Я должен …»

4. Прочитайте рекламные объявления о найме на работу и определите, по каким признакам идет отбор кандидатов на рынке труда.

Требуется торговый представитель, м/ж, от 20 до 40 лет, наличие автомобиля, права категории «В», опыт работы торговым представителем или менеджером по продаже от 6 месяцев. Исполнительный, ответственный. З/п 25000-35000 рублей, дополнительно оплачивается ГСМ, связь.

Предприятию требуется на постоянную работу: грузчик (мужчина), з/п до 15000 рублей; кладовщик-оформитель (мужчина), з/п до 16000 рублей; возраст до 45 лет. Полный соцпакет.

Требуются фармацевты. Опыт работы от 1 года. Работа в Гороховце, транспорт и жилье оплачиваются, з/п 15000-20000рублей.

Требуется бренд-менеджер (мужчина или женщина, возраст до 35 лет, образование высшее (маркетолог), желательно с опытом работы), з/п от 18000 тысяч рублей.

Требуется слесарь-сантехник (мужчина, с опытом работы от 1 года, возраст до 45 лет, з/п 12000 рублей).

5. Прочтите стихотворение Александра Галича. Можно ли с уверенностью утверждать, что заключенные полностью несвободны?

Я выбираю свободу,

Но не из боя, а в бой,

Я выбираю свободу

Быть просто самим собой.

И это моя свобода,

Нужны ли слова ясней?!

И это моя забота –

Как мне поладить с ней.

Но слаще, чем ваши байки,

Мне гордость моей беды,

Свобода казенной пайки,

Свобода глотка воды.

(Александр Галич)

6. Как вы понимаете следующее высказывание польского сатирика Станислава Ежи Леца: «Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут»?

Источники и литература

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов вузов / Г.Г.Кириленко, М.В.Кудина, Л.Б.Логунова и др.; под ред. Ю.Ю. Петрунина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Аспект Пресс, 2003. С. 330-335.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978. С. 648.

4. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. С. 74-86.

5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. С. 145-149, 396-401.

§ 16. Свобода в деятельности человека

  • •Обществознание
  • •Профильный уровень
  • •Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
  • •Под редакцией л. Н. Боголюбова, а. Ю. Лазебниковой, н. М. Смирновой
  • •Естественно-научные и социально-гуманитарные знания
  • •Классификация социально-гуманитарных наук
  • •Социология, политология, социальная психология как общественные науки
  • •Специфика философского знания
  • •Как философия помогает постигать общество
  • •§ 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
  • •Мифологическое сознание древнего человека
  • •Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
  • •Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
  • •Философия древней греции: рациональные начала постижения природы и общества
  • •§ 3. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
  • •Кризис средневековых представлений о человеке и обществе
  • •Политика и государство: новый взгляд
  • •Просвещение: вера в разум и прогресс
  • •Становление общественных наук
  • •Справедливое общество и пути к нему
  • •Марксистское учение об обществе
  • •Социально-философская мысль XX в.
  • •§ 4. Из истории русской философской мысли
  • •Русская философская мысль XI—XVIII вв.
  • •Философские искания XIX в.
  • •Цивилизационный путь россии: продолжение споров
  • •§ 5—6. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
  • •Общественные потребности и мир профессий
  • •Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда
  • •Мотивы выбора профессии
  • •Особенности профессий социально-гуманитарной направленности
  • •Профессия политолог
  • •Профессия социолог
  • •Профессия психолог
  • •Профессия преподаватель
  • •Профессия социальный педагог
  • •Выводы к главе I
  • •Вопросы и задания к главе I
  • •Готовимся к экзамену
  • •Глава II. Общество и человек
  • •§ 7. Происхождение человека и становление общества
  • •Наука о происхождении человека
  • •Становление общества
  • •Человечество как результат биологической и социокультурной революции
  • •Становление культуры — неотъемлемая часть становления человека и человечества
  • •§ 8. Сущность человека как проблема философии
  • •Великая тайна — человек
  • •Человек — биосоциальная система
  • •Социальная сущность деятельности
  • •Мышление и деятельность
  • •Мышление и язык
  • •§ 9. Общество и общественные отношения
  • •Что отличает общество от социума
  • •Уровни социально-философского анализа общества
  • •Общество и природа
  • •»Вторая природа»
  • •Общественные отношения
  • •§ 10. Общество как развивающаяся система
  • •Системный подход к обществу
  • •Системное строение общества
  • •Сферы общественной жизни как подсистемы общества
  • •Изменчивость и стабильность
  • •§ 11—12. Типология обществ
  • •Традиционное общество
  • •Становление индустриального общества
  • •Индустриальное общество как техногенная цивилизация
  • •Контуры современного общества
  • •Современный мир в зеркале цивилизационного опыта
  • •Восток и запад в диалоге культур
  • •§ 13. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
  • •Теория локальных цивилизаций
  • •Теория общественно-экономических формаций
  • •Теория постиндустриального общества
  • •Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия
  • •§ 14. Исторический процесс
  • •Типы социальной динамики
  • •Факторы изменения социума
  • •§ 15. Проблема общественного прогресса
  • •Прогресс и регресс
  • •Противоречивость прогресса
  • •Критерии прогресса
  • •Многообразие путей и форм общественного развития
  • •§ 16. Свобода в деятельности человека
  • •Почему невозможна абсолютная свобода
  • •Свобода как познанная необходимость
  • •Свобода и ответственность
  • •»Свобода от» или «свобода для»
  • •Что такое свободное общество
  • •Выводы к главе II
  • •Вопросы и задания к главе II
  • •Готовимся к экзамену
  • •Глава III деятельность как способ существования людей
  • •§ 17. Деятельность людей и ее многообразие
  • •Сущность и структура деятельности
  • •Потребности и интересы
  • •Виды деятельности
  • •Творческая деятельность
  • •§ 18. Содержание и формы духовной деятельности
  • •Создание и освоение духовных ценностей
  • •Духовная жизнь общества
  • •Духовный мир человека
  • •§ 19. Трудовая деятельность
  • •Труд как вид человеческой деятельности
  • •Человеческий фактор производства
  • •Социальное партнерство
  • •§ 20. Политическая деятельность
  • •Политика как деятельность
  • •Цели и средства политической деятельности
  • •Политические действия
  • •Власть и властная деятельность
  • •Легитимность власти
  • •Выводы к главе III
  • •Вопросы и задания к главе III
  • •Готовимся к экзамену
  • •Глава IV сознание и познание
  • •§ 21. Проблема познаваемости мира
  • •Бытие и познание
  • •Познаваемость мира как философская проблема
  • •Познание как деятельность
  • •Чувственное познание: его возможности и границы
  • •Сущность и формы рационального познания
  • •§ 22. Истина и ее критерии
  • •Объективность истины
  • •Критерии истины
  • •Абсолютная и относительная истина
  • •Истина и заблуждение
  • •§ 23. Многообразие путей познания мира
  • •Миф и познание мира
  • •»И опыт, сын ошибок трудных…»
  • •Народная мудрость и здравый смысл
  • •Познание средствами искусства
  • •Там, где кончается наука
  • •§ 24. Научное познание
  • •Особенности научного познания
  • •Два уровня научного знания
  • •Методы научного познания
  • •Дифференциация и интеграция научного знания
  • •Как происходят научные революции
  • •Научное мышление и современный человек
  • •§ 25. Социальное познание
  • •Научное познание природы и общества
  • •Основные принципы научного социального познания
  • •Идеальный тип — инструмент научного социального познания
  • •Обыденное и научное социальное знание
  • •Социальные науки и гуманитарное знание
  • •§ 26. Знание и сознание
  • •Что такое сознание
  • •Сознание индивидуальное и общественное
  • •Сущность и особенности общественного сознания
  • •Теоретическое и обыденное сознание
  • •§ 27. Самопознание и развитие личности
  • •Что такое самосознание
  • •Знакомый незнакомец
  • •Как не ошибиться в оценке
  • •Развитие самосознания и формирование личности
  • •Выводы к главе IV
  • •Вопросы и задания к главе IV
  • •Готовимся к экзамену
  • •Глава V. Личность. Межличностные отношения
  • •§ 28. Индивид, индивидуальность, личность
  • •Кого можно считать личностью
  • •Индивид и индивидуальность
  • •Структура личности
  • •§ 29. Возраст и становление личности
  • •Возраст и становление внутреннего мира
  • •§ 30. Направленность личности
  • •Социальное поведение
  • •Структура направленности личности
  • •Жизненные цели
  • •Социальная установка
  • •§ 31. Общение как обмен информацией
  • •Коммуникация или общение
  • •Средства общения
  • •Невербальное общение
  • •Особенности общения в современном мире
  • •§ 32. Общение как взаимодействие
  • •Две стороны взаимодействия
  • •Стратегия взаимодействия в процессе общения
  • •Общение в юношеском возрасте
  • •Формы юношеского общения
  • •§ 33. Общение как понимание
  • •Как происходит восприятие
  • •Стереотипы и «эффекты восприятия»
  • •§ 34. Малые группы
  • •Что такое малая группа
  • •Какими бывают группы
  • •Референтные группы
  • •Межличностные отношения в группах
  • •Интеграция в группах разного уровня развития
  • •§ 35. Групповая сплоченность и конформное поведение
  • •Межличностная совместимость
  • •В чем выражается групповая сплоченность
  • •Что такое конформность, или новый наряд короля
  • •§ 36. Групповая дифференциация и лидерство
  • •Положение личности в группе
  • •Что такое лидерство
  • •Лидерские роли
  • •Стили лидерства
  • •Взаимоотношения в ученических группах
  • •§ 37. Семья как малая группа
  • •Особенности семьи как малой группы
  • •Психология семейных взаимоотношений
  • •Гендерное поведение
  • •Воспитание в семье
  • •§ 38. Антисоциальные и криминальные молодежные группы
  • •Неформальные молодежные группы
  • •Криминализация в асоциальных группах
  • •Антисоциальная субкультура
  • •Криминальные группы
  • •§ 39. Конфликт в межличностных отношениях
  • •Структура и динамика межличностного конфликта
  • •Поведение личности в конфликте
  • •Как успешно разрешать конфликты
  • •Выводы к главе V
  • •Вопросы и задания к главе V
  • •Готовимся к экзамену

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх