Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Спортивные психологи

Основные задачи

  • Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта
  • Спортивная профориентация
  • Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов
  • Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений
  • Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения
  • Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям
  • Постсоревновательная реабилитация
  • Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды)
  • Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса
  • Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью и др.
  • Разрешение и выход из кризисной ситуации
  • Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры)

Виды оценивания состояния спортсмена

Субъективные методы

  • Интервью непосредственно с самим спортсменом, его тренером и близкими ему людьми
  • Наблюдение

Данные методы требуют большого количества времени, однако, благодаря им можно получить уникальные данные о спортсмене.

Объективные методы

  • Опросники
  • Айтрекинг. Использование систем айтрекинга (технология отслеживания движений глаз позволяет с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз, определять направление взора человека) для выявления точек, продолжительности и последовательности фиксаций в процессах выполнения различных действий позволяет исследователям работать с выявлением специфики поведения глаз при определенной спортивной деятельности и использовать систему айтрекинга для анализа эффективности применения различных методов обучения спортсменов, связанных со зрительным вниманием и процессами контроля.
  • Виртуальная реальность. Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие».
  • БОС-технологии. Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Суть заключается на принципе перевода получаемой информации при помощи специальных датчиков, идущих от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.

Структура психологического сопровождения деятельности спортсмена, тренера и др. субъектов спортивной деятельности

Психологическое сопровождение в спорте означает содействие в достижении максимальных для данного спортсмена результатов и создании благоприятных условий для его профессионального и личностного развития, и осуществляться оно должно на всех этапах спортивной карьеры.

Формы организации психологического сопровождения:

  • постоянное сопровождение
  • этапное сопровождение
  • ситуационное сопровождение

В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают:

  • процессуальность
  • пролонгированность
  • недирективность
  • погруженность в реальную повседневную жизнь человека

Задачи психологического сопровождения спорта:

  1. Психодиагностика личности спортсмена, включая выявление следующих компонентов: темперамента; характера; свойств нервных процессов; доминирующих и актуальных психических состояний, проявляемых в условиях тренировочной и соревновательной деятельности; спортивной мотивации, ценностных ориентаций, специальных знаний(техники и тактики) и умений(двигательных, психорегуляции). На основании полученных результатов строится систематическая индивидуальная работа со спортсменами.
  2. Формирование спортивно-психологической компетентности спортсмена, включающее усвоение специальных знаний и умений с целью самостоятельного использования их в тренировочной и соревновательной деятельности.
  3. Обеспечение реализации ресурсов спортсмена (физического, технико-тактического, функционального и психологического)
  4. Формирование позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной противостоять сбивающим предсоревновательным и соревновательным факторам, и успешно решать поставленные задачи.
  5. Пробуждение самостоятельности и интеллектуальной активности спортсмена в планировании и выполнении тренировочных заданий и решении соревновательных ситуаций

> См. также

  • Психология спорта
  • Психологический словарь «Мир Вашего Я» — психология спорта

Примечания

  1. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. — Академия, 2009.
  2. Горовая А.Е., Коробейникова Е.Ю. Использование технологии айтрекинга в психологии спорта // «Психологическая наука и образование» : Электронный журнал. — 2013. — № 1. — С. 1—9. — ISSN 2074-5885.
  3. Зинченко Ю.П., Тоневицкий А.Г. Психология спорта: Монография. — МГУ, 2011. — С. 377—392. — 424 с. — ISBN 978-5-9217-0048-2.
  4. Исайчев С.А. Использование бос-технологии в практической психологии // XX Съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова, Москва, 4-8 июня 2007, Тезисы докладов. — Издательский дом «Русский врач» Москва, 2007. — С. 211.
  5. Веракса А.Н. Профессия «Спортивный психолог» // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 1. — С. 134—138.
  6. Смирнова В.В. Соотношение компонентов психологического споровождения спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2009. — № 10. — С. 89—90.
  7. Осухова. Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации. — Психологический журнал, 2001. — № 31. — С. 2—17.
  8. Бабушкин Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы. — Омский научный вестник, 2013. — Вып. № 3(119. — С. 170—172.
  9. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я». www.psychologist.ru. Дата обращения 23 марта 2016.

Спортивная психология — это одно из направлений как социальной, так и общей психологии. Оно появилось недавно, до этого роль психолога исполнял тренер, он же играл и почти все остальные роли в команде или индивидуальном тренинге.

Помощь психолога в большом спорте относится к области классической, «чистой» психологии. Специалисты-профессионалы давно доказали, что проблемы в спорте корнями часто уходят в детство, детские травмы и обиды, в подавление родителями воли ребенка или другие детско-родительские отношения. Качественное регулярное консультирование хорошего спортивного психолога налаживает все сферы: тренировочный процесс, общение с людьми в повседневной жизни.

Задачи спортивного психолога

Безусловно, хороший тренер знаком с азами психологии, никто с этим не спорит. Однако у тренера все же главная задача — это спортивные достижения подопечных: голы, секунды, метры. Спортивный же психолог должен следить за тем, чтобы в процессе тренировок и состязаний на спортсменов не так сильно воздействовал стресс.

Во многих командах отношение к психологам настороженное, поэтому нет смысла сходу объявлять, что с ними будет работать именно этот специалист, можно представить его как помощника тренера.

Общепризнанные задачи спортивных психологов

  1. Спортивная профориентация (определение максимально подходящего для ребенка вида спорта).
  2. Подготовка к соревнованиям (устранение тревожности, мотивация).
  3. Разработка стратегии в соревновательный период.
  4. Реабилитация после состязаний.
  5. Определение и разрешение кризисных состояний.

Психолог беседует индивидуально или с командой, дает советы (многие потом сами спрашивают их). У таких специалистов нет разделения по видам спорта.

Этапы работы спортивного психолога

  1. Сначала необходимо понять, что требуется от спортсмена, чего он хочет сам (берутся во внимание достижения не обязательно в спорте, но и в повседневной жизни).
  2. Тестирование помогает определить недостаточно сильные и хорошо «развитые» стороны человека.
  3. Составляется программа для спортсмена (а иногда и для его семьи!).
  4. Находятся оригинальные решения при индивидуальных проблемах, компромиссы, когда спорт начинает «мешать» учебе или личным отношениям.
  5. Помощь в достижении результатов с минимальными душевными травмами и переживаниями.

Детские спортивные психологи

Приведя ребенка в спортивный клуб или секцию, почти у каждого родителя есть надежда, что их сын или дочь станут чемпионами. Или, по крайней мере, титулованными спортсменами. Тут как раз необходима первая консультация психолога, который поможет выбрать спорт, исходя из темперамента малыша (см. статью «Темперамент ребенка и спорт»).

Допустим, спорт уже выбран, ребенок радостно им занимается и вдруг заявляет, что не пойдет больше туда ни за что. Это скучно, сложно. А денег вложено немало, сил и времени тоже, поэтому такое решение родители сразу воспринимают в штыки. Однако бывает достаточно нескольких бесед с психологом, чтобы преодолеть кризис или полностью поменять вид физической деятельности.

Другой случай — когда внешне спокойный и мотивированный ребенок перед соревнованиями закатывает истерики, плохо спит и быстро перевозбуждается (см. статью «Ребенок и его первые соревнования»). Психолог легко справится с этой задачей, если он специалист в области спорта.

Родителям необходимо знать, что конфликты, возникающие из-за спорта и не разрешенные еще в детстве при помощи квалифицированного спортивного психолога, могут «выстрелить» неприятным образом во взрослой жизни. А все потому что ребенок не научился правильно выходить из конфликта. Психологи изучают специальный предмет — конфликтологию, благодаря которому могут научить своих юных подопечных справляться с жизненными трудностями еще на этапе становления личности.

Но даже если все идет гладко, спортивного ребенка лучше все же показать психологу, который поможет:

  • правильно мотивировать маленького человека;
  • научить его контролировать собственное психологическое состояние;
  • научить малыша управлять своим вниманием;
  • справляться со страхами перед соревнованиями;
  • ставить четкие цели (близкие и долгосрочные).

Не все становятся чемпионами, а из тех детей, кто к этому стремился с самого раннего возраста, поражение становится трагедией (см. статью «Что делать, если ребенок проиграл на соревнованиях»). Если это расстраивает и родителей, то в семье явно нездоровая атмосфера, и тут без спортивного психолога не обойтись.

Нельзя миновать и такую грустную тему как травмы в спорте. Порою карьера спортсмена обрывается внезапно именно из-за травмы, и для того, чтобы понять, что жизнь состоит не только из тренировок и соревнований, нужен опыт спортивного психолога, который обрисует перспективы других, возможно, околоспортивных профессий и вернет человеку веру в себя.

Особенности спортивной психологии

Спорт — особый вид деятельности, сопряженный с повышенными нагрузками. Профессиональные занятия спортом требуют регулярного снятия ментального напряжения, правильной мотивации, постоянного личностного совершенствования.

Психология спорта — отрасль психологии, разрабатывающая диагностические, методологические, терапевтические и профилактические методы работы со спортсменами. Она направлена на формирование мотивации достижения и создание правильной эмоциональной среды, наиболее подходящей конкретному спортсмену.

Зарождение спортивной психологии как науки началось в первой половине 20 века. Впервые термин «психология спорта» использовал Пьер де Кубертен — учредитель современного олимпийского движения. Вплоть до начала Первой мировой войны изучению психологии спортсменов практически не уделялось внимания.

Спортивные дисциплины развивались слабо, их не рассматривали, как специфический вид деятельности. Изучением отдельных видов физкультуры занимались только на базе спортивных институтов, но исследования возможностей спортсменов не были приоритетной задачей ведущих государств.

Ситуация изменилась после Второй мировой войны. Переживая экономический, демографический, социальный спад, страны соревновались, стремясь доказать преимущество своего политического курса. Спорт становится приоритетным направлением экономики во многих странах. Победа национальной команды на международных соревнованиях рассматривается, как возможность для страны изменить свое положение на политической арене. Начиная со второй половины 20 века, Международные конгрессы по психологии спорта регулярно проводятся в Европе и Америке. Ведущие психоаналитики стремятся изучать психологию спортсменов с целью разработки лучших методик тренировки.

Особенности

Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.

Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.

Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:

  • усиленные физические, психические нагрузки;
  • жесткие условия отбора;
  • высокая конкуренция;
  • соревновательный элемент внутри команды;
  • особая социальная ситуация;
  • напряженная предсоревновательная подготовка;
  • психологические, социальные последствия поражений.

Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.

Роль психологии в спорте

Психологическое сопровождение состоит из диагностики, прогностики и воздействия. Задача спортивного психолога, работающего с профессиональной командой, включает:

  1. Исследование психологических особенностей спортсменов.
  2. Создание банка данных, состоящего из диагностического и терапевтического материала.
  3. Составление прогноза деятельности, потенциальных путей развития.
  4. Формирование психологической установки спортсмена, способствующей преодолению трудностей тренировочного процесса.
  5. Помощь новым игрокам в период адаптации.
  6. Разработка и проведение корректирующих мероприятий.
  7. Повышение уровня психологической культуры спортсменов.
  8. Оказание консультативной, диагностической, терапевтической и других видов психологической помощи.
  9. Разработка средств снятия психологического напряжения.

Психолог, работая с командой, принимает участие в разработке программы тренировок, отборе игроков на отдельные позиции, создании тренировочной стратегии. Использование психодиагностических методик и индивидуальных приемов психотерапии максимально раскрыть потенциал спортсмена с учетом особенностей личности.

Цель и задачи спортивного психолога

Под основной целью спортивной психологии понимают изучение деятельности, особенностей личности игроков, разработку методик тренировки, профилактику психологических травм и выгорания, создание установки на победу.

Достижение цели становится возможным при выполнении определенных задач:

  1. Изучения методов влияния на психику спортсмена. Психолог определяет набор личностных качеств для достижения успеха в выбранной дисциплине. Проводит индивидуальную диагностику особенностей характера, определяет наличие необходимых навыков. Оценивает программу тренировок, наличие адекватных бытовых условий. После ряда тестов и исследований эксперт делает заключение, по которому можно судить о пригодности спортсмена.
  2. Создания комфортных условий, повышающих общую эффективность. Совместно с тренером психолог моделирует тренировочную ситуацию, приближенную к условиям настоящего соревнования. Наблюдение за поведением игроков дает возможность оценить реакцию каждого члена команды, выбрать выигрышную позицию для игроков, усилить слабые моменты, предугадать возможные сценарии поражения.
  3. Разработки индивидуальных методик подготовки. Результаты наблюдений и других диагностических методов используются психологом для создания методов предсоревновательной подготовки, помогающей справиться со стрессами и стабилизировать психическое состояние.
  4. Разработки профилактических методов. Профилактическое направление в психологии спорта необходимо для предотвращения риска переутомления, снижения уровня травматизма, предупреждения профессиональной деформации личности.
  5. Изучения особенностей психологического климата коллектива. Для сохранения психологического здоровья игроков, участвующих в командных состязаниях, психологи изучают методы межличностного общения игроков и тренера, выявляют мотивы деятельности, определяют роли и типы поведения человека в команде.

От работы психолога с командой зависит адекватное распределение ролей, разработка успешной стратегии тренировок, раскрытие максимального спортивного потенциала команды.

Особенности психологии победителя

Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.

Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.

Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:

  1. Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
  3. Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.

Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.

Психология командной игры

В психологии спортсменов важное значение имеет подготовка сплоченной команды. Игрок должен уметь ставить интересы команды выше собственных стремлений, уметь работать в связке с другими игроками, четко выполнять установки тренера.

Воспитание командного духа требует:

  • положительного воздействия на волевую направленность команды;
  • оптимизации внутренних взаимоотношений между игроками;
  • планомерной психологической подготовки перед началом соревнований.

Подготовка команды состоит из следующих методов:

  • оценки психологического состояния спортсменов, отобранных в одну команду;
  • психодиагностики отдельных особенностей личности новых игроков;
  • составления прогноза вариантов поведения игроков в команде;
  • ментальной тренировки, направленной на развитие чувства принадлежности к группе;
  • мотивации на достижение общего результата;
  • снятие возникающего напряжения в процессе совместной деятельности;
  • психологической адаптации, до, во время и после проведения соревнований.

Психологическая подготовка команды реализуется посредством участия в воспитательной работе всех участников тренировочного процесса.

Психологическое сопровождение подростков-спортсменов.

Наука побеждать в спорте, это прежде всего наука о спортивной подготовке и управлении ею. Многообразная и сложная система спортивной подготовки реализуется по своим законам, которые нуждаются в управлении, соответствующим индивидуальным особенностям спортсмена. Подготовка спортсменов и повышение их мастерства определяется многими факторами и условиями. Со спортсменами работают большое количество специалистов: тренера, врачи, массажисты. Относительно недавно одним из специалистов, работающих со спортсменами, стал психолог. К числу важнейших психологических аспектов следует отнести три группы проблем, решаемых психологами:

— проблема психодиагностических приемов отбора лиц для определения видов спорта;

— проблема методов эффективной специальной психологической подготовки спортсменов в соответствии со спецификой избранного вида спорта;

— проблема методов психологического обеспечения деятельности спортсмена на различных этапах соревнования.

— проблема разработки пси­хологических основ спортивного мастерства как в целом, так и при­менительно к отдельным видам спорта.

Исходя из собственной практической деятельности я могу отметить, что решение вышеперечисленных проблем сильно затрудняется из-за неготовности тренеров работать в команде с психологом, а также в негативном отношении тренеров к психологии в целом. Зачастую в спортивных школах (ДЮСШ) нет ставок психологов, что также препятствует внедрению и развитию психологии в спорте в целом.

В большинстве случаев отбор в секции происходит без учета морфологических, физиологических и психологических характеристик ребенка. Очень редко акцент делается на типологические, врожденные особенности конкретного человека.

Чаще всего к психологу спортсмены обращаются самостоятельно, а в случаи со спортсменами-подростками запрос идет от родителей.

Прежде чем перейти к описанию конкретной работы по сопровождению подростков занимающихся спортом, считаю нужным рассмотреть несколько теоретических аспектов: черты личности спортсменов; личные изменения, связанные с занятием спортом; основные проблемы, с которыми обращаются спортсмены к психологу.

В целом, можно выделить некоторые черты, наиболее выраженные у спортсменов. К ним относятся:

— агрессивность: в видах спорта, где требуется физический контакт, контролируемая физическая агрессивность необходимое качество для победы. В литературе тема агрессивности спортсменов освещена не так хорошо. Исследования свидетельствуют о том, что спортсмены не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем люди, не занимающиеся спортом.

-тревожность: как чрезмерный уровень тревожности, так и полное ее отсутствие мешают спортсмену показывать высокие спортивные результаты. Бут (1958) установил, что у спортсменов – школьников уровень тревоги ниже, чем у неспортсменов.

-авторитарность: люди с высокой потребностью подчинять себе окружающих часто стремятся к авторитарному контролю над собой. Поэтому спортсмен с авторитарными тенденциями довольно легко принимает все ограничения и указания своего тренера, касающиеся тренировок и его поведения. Будет настойчив в своих притязаниях, хвастлив, агрессивен. Спортсмен с низким авторитарными потребностями менее охотно принимает притязания от других, в том числе тренера. Покладист, иногда неуверен в себе, скромен, склонен к самообвинениям.

-стремление к достижению: у спортсменов разный уровень потребностей в достижении. С помощью существующих методик трудно определить степень выраженности этой черты у различных групп спортсменов. Стремление к достижению лучше выявлять при помощи беседы и наблюдением за спортсменом.

-эмоциональная устойчивость и самоконтроль: спортсмен сможет добиться успеха в стрессовой ситуации при правильном управлении своим эмоциональным состоянием. У спортсменов более благоприятная личностная адаптация (Сперлинг, 1942).

-волевые качества личности: под волевой деятельностью понимается сознательная, целеустремленная деятельность человека, связанная с преодолением препятствий и трудностей на пути на пути к цели. В волевой деятельности, важной для спортивной подготовки важны: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость, мужество/ дисциплинированность, самостоятельность.

В работе следует учитывать вид спорта, так как личностные особенности у спортсменов в индивидуальных и командных видах будут отличаться. Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта более самостоятельны, менее тревожны и обладают качествами, позволяющими успешно действовать независимо от влияния окружающей среды.

Кроме этого выделяют игровые, циклические и боевые виды спорта, что также следует принимать во внимание, так как это будет влиять на личностные особенности спортсмена.

В процессе профессионального развития в спорте происходят личностные изменения у человека. Под влиянием напряженных и интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузках, личностные особенности в возрасте 12-14 лет (при занятии спортом не менее 5 лет) практически не отличаются от показателей личностных особенностей в 19 лет. Но по мере взросления у подростков отмечается улучшение самоконтроля, повышение уровня личностной тревожности, настойчивыми, эгоцентричными.. Профессор Икэгами (1968) в своем исследовании показал, что с увеличением спортивного стажа от года до 10 лет спортсмены становились активнее, агрессивнее, беззаботнее, реже испытывали чувство собственной неполноценности. Кислер (1957) и Ричардсон (1962), исследуя ценностные ориентации студентов университета установили, что у спортсменов отношение к таким понятиям, как спортивная честь и благородство, было менее благоприятным, чем у неспортсменов.

Также под влиянием профессиональной деятельности у спортсменов наблюдаются: всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе со­вершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций оргаизма; высокая степень общей работоспособности организма; выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) спо­собность владения собственным телом, выражающаяся в совершен­стве двигательных навыков, умений и сопутствующих им спо­собностей—силы, выносливости, быстроты и координированности движений; высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повы­шенная способность подмечать и выделять существенные для вы­полняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собствен­ных движениях и действиях; способность выполнять требу­емые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности; разностороннее развитие процессов внимания—его объема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде; наглядно действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором ее результативности; хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память; разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные ре­шения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;

Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, зани­мающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется не­одинаковостью психологической структуры разных видов спортив­ной деятельности.

Основные проблемы, с которыми обращаются спортсмены к психологу это:

— переживание победы в спорте (ощущение потери того процесса, который завершился, качественное изменение следующего этапа не признается, спортсмен оказывается неготовым к дальнейшему развитию);

— чрезмерное волнение в спорте (наиболее частая причина обращения. Причина, как правило, слабость навыков саморегуляции , за которой могут стоять страхи, неудовлетворение собой, негативными переживаниями);

— переживание страха в спорте ( опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнения, страх «не использовать момент»);

-слабое состояние готовности к соревнованию. (данное состояние позволяет максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности);

— психологическая работа с расстройствами настроения (раздражение и лень);

— переживание поражения в спорте.

В моей практике обращения были от подростков занимающихся спортом не менее 4 лет, принимающими участие в российских и международных соревнованиях.

Мама С. И папа Д. обратились за психологической помощью в связи с тем, что их сын Роман 14 лет испытывает за несколько дней до соревнований высокую тревожность, а также страх подвести команду во время самих соревнований. Роман занимается хоккеем с 9 лет. Единственный ребенок в семье. Считается сильным игроком в команде (со слов отца). В процессе работы выяснилось, что отец постоянно морально давит на сына, требуя от него высоких результатов в спорте и демонстрацию маскулинных качеств личности, что выражалась в том, что Роме приходилась самостоятельно справляться с переживаниями, игнорировать свои страхи и эмоции.

Первое, над чем стала вестись психологическая работа – это коррекция детско-родительских отношений: обучение родителей конструктивному взаимодействию с сыном; обучение эмпатийному слушанию; проведена коррекция уровня притязания родителей к ребенку.

Для снижения уровня тревожности были применены ряд методов. Это тщательная многократная отработка сложных двигательных элементов до уровня автоматизма для повышения внутренней уверенности в своих действиях в условиях соревнований. Для закрепления правильно выполненных двигательных элементов был использован метод якорения из НЛП. Использование АТ (аутогенной тренировке) перед соревнованиями. Здесь стоит отметить, что подбор АТ должен производится индивидуально. Зачастую у спортсменов плохо развита фантазия и образное мышление, поэтому лучше использовать четкие словесные инструкции без использования образов (лучик солнца скользящий по руке, образ морской волны, представление цветовых пятен). В работе с Ромой мы использовали аутотренинг- релаксацию по Джекобсону. Положительный результат (существенно снизилась тревожность) при каждодневных занятиях появился через 1,5 месяца, после освоения аутотренинга.

Также для снятия тревожности и страха был использован метод подкрепления. Для этой цели был выбрал ритуал входа на ледовую арену, наступать на лед правой ногой. На первоначальном этапе так можно было делать только на тренировке, если у Ромы было хорошее настроение. Если все было сделано правильно, Рома на 30 минут дольше мог играть на компьютере. На втором этапе работы, Рома стал на тех же условиях выполнять ритуал и во время соревнований. На третьем этапе ритуал выполнялся всегда, независимо от настроения и условий спортивной работы.

Параллельно с вышеуказанными направлениями велась работа по коррекции страха подвести команду. Для этих целей велась психологическая работа в рамках когнитивной терапии.: эмпирическая проверка (найти аргументы «за» и «против», обращение к опыту других спортсменов, декатастрофикация (что было бы, если… )

Работа на сегодняшний день продолжается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Психология спорта: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас.- М.: АСТ; Мн.:Харвест, 2005.-352с.

2. Тихвинская Е. Психология переживания в спорте.- СПб, изд. СПбГУ, 2007

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх