Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Социальные навыки

Что такое социальные навыки

Социальные навыки – это вершина айсберга эмоционального интеллекта. Когда человек в состоянии понимать и держать под контролем свои эмоции и проявлять эмпатию, его мастерство в управлении отношениями многократно возрастает. Социальные навыки обобщают все остальные стороны эмоционального интеллекта и могут проявлять себя в разных формах.

Вот пример: человек, обладающий социальными навыками, способен отлично управлять коллективом, будучи прекрасным эмпатом. Также он имеет силу убеждения, ведь владеет собой, понимает свои потребности интересы. Он точно знает, когда нужно обратиться к логике, чтобы донести до людей свою позицию, а когда следует проявить красноречие и энтузиазм, чтобы мотивировать других к действиям.

Социальные навыки относятся к ключевым умениям любого лидера. Он, понимая, что перед ним стоит задача объединять единомышленников и управлять своими и их взаимоотношениями, всегда старается быть в гуще событий. Сюда же относится и высокая мотивация такого человека, проявляющаяся как в его поведении, так и в способности зарядить энергией окружающих.

Социальные навыки, помимо прочего, являются триггером, приводящим в действие уже упомянутый нами эмоциональный интеллект. А умение его применять важно для любого, кто стремится развиваться, достигать высоких результатов, улучшать свои отношения с родными, близкими, друзьями, партнерами, коллегами по работе.

В то же время не следует полагать, что социальные навыки – это нечто необычное, что овладеть ими трудно или что нужно обладать для этого какими-то сверхъестественными качествами и способностями. На самом деле все намного проще, и дальше мы расскажем, как происходит их формирование. Но прежде все-таки давайте составим небольшой их список. Вот основные социально-коммуникативные навыки:

  • умение правильно приветствовать другого человека;
  • умение презентовать себя;
  • умение оставаться осознанным в любых ситуациях;
  • умение управлять своим голосом;
  • умение правильно извиняться;
  • умение быть тактичным и вежливым;
  • умение грамотно реагировать на критику;
  • умение правильно принимать комплименты;
  • умение достойно держаться в обществе;
  • умение представлять друг другу других людей;
  • умение вести комфортную для всех беседу;
  • умение быть искренним;
  • умение сохранять спокойствие;
  • умение слушать;
  • умение проявлять интерес к окружающим.

Более подробно почитать об этих умениях вы можете в нашей статье «Полезные социальные навыки», поэтому мы не будем подробно на них останавливаться. Вместо этого предлагаем вам посмотреть небольшое видео о том, как повысить свой социальный интеллект, а затем перейти к вопросу развития социальных умений и навыков.

Развитие социальных навыков: основные методы

Человек, не имеющий социальных навыков, всегда будет уступать человеку, у которого они есть или который их развивает. Необходимость социальной адаптации в настоящее время намного больше, нежели в прошлом. Это касается любой сферы жизни, но в большей степени, конечно, профессиональной.

Социальные навыки, как мы выяснили, представляют собой способности, которые помогают человеку в решении разного рода коммуникационных задач. Плюс ко всему, того, кто умеет эффективно взаимодействовать с другими людьми и группами людей, та же психология называет зрелой личностью.

Все это указывает, что развитие социальных навыков необходимо. Они помогут стать более раскрепощенным и уверенным в себе, харизматичным и обаятельным человеком, способным легко знакомиться и вести беседу, проводить переговоры и улаживать разногласия. Социальные навыки – это ключ к гармоничной социальной жизни.

На данный момент есть несколько наиболее результативных методов формирования социальных навыков.

Получение обратной связи и ее применение

В процессе развития и улучшения своих навыков общения вам могут встретиться разные трудности. К примеру, не всегда можно увидеть особенности своего собственного поведения, т.к. для этого нужно уметь видеть себя со стороны. Эта «слепая зона» есть в поведении каждого человека, а лучшим способом избавиться от нее станет получение обратной связи, т.е. чужого мнения, которое впоследствии можно дополнить своим видением.

Сделать это можно несколькими способами. Можно прямо спросить своего товарища, как он оценивает ваши коммуникативные навыки, указать, что ему нравится и в чем вы хороши, а на что вам стоит обратить внимание. Лучше всего обратиться к разным людям, чтобы получить наиболее объективную оценку.

Другой вариант – воспользоваться помощью специалиста, к примеру, тренера по развитию навыков коммуникации. Он понаблюдает за тем, как вы ведете себя в тех или иных обстоятельствах, ролевых играх и тренингах, сделает выводы и даст рекомендации, как улучшить свое умение общаться.

Есть и еще один вариант – творческий. Возьмите диктофон или видеокамеру и запишите свою речь/свое поведение в нескольких ситуациях, а после прослушайте или просмотрите запись. Давая себе оценку, постарайтесь воспринимать себя отстраненно – будто это не вы. Запишите то, что показалось вам нуждающимся в улучшении, и найдите способы работы над этим.

Уверенность в процессе общения

Социальные навыки и уверенность в себе во время общения тесно переплетены друг с другом (кстати, на это нужно обращать внимание, развивая социальные навыки ребенка). В ряде случаев то, что кажется отсутствием социальных навыков, на самом деле является лишь отсутствием уверенности в себе. Нервозность при общении вынуждает человека вести себя скованно и делать все невпопад.

Если же постараться расслабиться и почувствовать уверенность, при небольшой практике можно научиться вести себя совершенно иначе – быть обаятельным и остроумным, умело поддерживать разговор и находить правильные слова, замечательно шутить и нравиться собеседникам.

Если вы замечаете за собой, что в социальной среде вам свойственна неуверенность, стоит заняться устранением этой проблемы, причем уделить ей большее внимание, чем развитию социальных навыков вообще. Ведь именно из-за неуверенности чаще всего страдают коммуникационные умения.

Общаться с успешными людьми

Социально-коммуникативные навыки прекрасно формируются посредством общения с людьми, достигшими успеха. Но суть в том чтобы еще и изучать этих людей – особенности их мышления, привычки, поведение, а затем на основе полученной информации моделировать свои собственные действия.

Собственно говоря, даже простое нахождение рядом с успешными людьми будет влиять на вас, т.к. сам процесс моделирования отчасти происходит автоматически. Обращая внимание на умения и навыки тех, кто в чем-то лучше вас, вы подсознательно будете перенимать их манеры и качества, что впоследствии выразится в том, как вы общаетесь с другими.

Если же говорить о сознательном моделировании, то оно должно состоять из скрупулезного анализа поведения успешных личностей, определения их стратегий и тактик и последующего применения новых знаний. Однако важно избегать подражательства, т.к. оно искусственно. Естественным поведение станет только через понимание действий окружающих и их адаптацию к своей личности и адаптацию своей личности к ним.

Полезные и эффективные навыки и способности станут частью вас, только если вы окружите себя более сильными людьми. Заводите новые знакомства, непринужденно общайтесь, спрашивайте советов, наблюдайте и будьте доброжелательны. Эти действия, между прочим, сами по себе станут инструментом развития вашего мастерства общения.

Постоянно практиковаться

Сколько бы книг и умных статей вы ни прочли, сколько бы ни узнали методов и техник развития социальных навыков, все они окажутся бесполезными, если вы не будете применять знания на практике. Основной же практикой будет являться непосредственное общение с как можно большим количеством разных людей.

Если вы чувствуете потребность в изменениях, значит, ваше сознание уже готово к ним. Но для осуществления перемен нужно получать реальный опыт взаимодействия с окружающими. Лишь с помощью него вы сможете овладеть теми навыками, которых вам недостает, и лишь этот опыт позволит вам измениться и начать действовать по-новому.

Вы прекрасно знаете, что есть масса людей с превосходными социальными навыками, и это должно быть для вас еще одним стимулом. Ровняйтесь на них – выходите в свет, посещайте массовые мероприятия, общайтесь и ведите активную общественную жизнь. Это самый лучший способ научиться общаться и отточить свое мастерство.

Постоянно практикуясь, имея в своем окружении успешных людей и ролевые модели, развивая уверенность в себе и систематически получая обратную связь, через считанные месяцы или даже недели вы заметите свои успехи – перемены в поведении, образе мыслей, ощущении себя в процессе общения. Ваши социальные навыки достигнут нового уровня, а сами вы станете человеком, с которым будет интересно, с которым будут хотеть общаться, с которого начнут брать пример.

Формирование социальных навыков происходит постепенно, и для их развития вполне хватит перечисленных выше четырех методов. Но, конечно же, есть несколько вещей, которые значительно ускорят процесс и быстрее приведут к желанной цели. Ниже вы найдете еще ряд полезных рекомендаций, которые научат вас общаться лучше.

Развитие социальных навыков: дополнительные рекомендации

Некоторые из предложенных рекомендаций не потребуют от вас особых усилий, и следовать им вполне просто. Но в ряде случаев придется выйти из зоны комфорта и проявить силу воли. Социально-коммуникативные навыки вам помогут развить следующие советы:

  • учитесь быть чутким и развивайте эмпатию, чтобы лучше понимать других людей;
  • учитесь понимать собственные эмоции, чтобы лучше понимать себя и окружающих;
  • развивайте навыки активного слушания, чтобы правильно реагировать на слова людей и демонстрировать свою искреннюю заинтересованность;
  • давайте обратную связь, чтобы люди, с которыми вы общаетесь, понимали, что их слушают, а также, чтобы лучше понимать эмоции других людей;
  • изучайте истории других людей, чтобы развить в себе способность к сопереживанию и научиться разбираться в людях;
  • делитесь своими историями, чтобы люди лучше узнавали вас, убеждались в вашей искренности и проникались к вам доверием;
  • ищите точки соприкосновения с другими, чтобы налаживать дружеские взаимоотношения и приходить к взаимопониманию;
  • учитесь замечать и толковать невербальные сигналы во время общения; помните о том, что язык тела, тон и тембр голоса, мимика, выражение лица и жесты способны рассказать о человеке намного больше, чем слова;
  • изучайте проксемику, чтобы понимать и уметь использовать особенности пространственных взаимоотношений между людьми;
  • тренируйте внимательность, чтобы распознавать реакции других людей и их отношение к вам, а также лучше понимать собственное поведение;
  • интересуйтесь людьми и их проблемами, чтобы лучше понимать жизненные ситуации окружающих, их положительные и отрицательные черты;
  • гуляйте по городу, чтобы наблюдать за другими людьми и изучать особенности их поведения, а также заводить новые знакомства;
  • путешествуйте, чтобы расширять кругозор, заводить знакомства с людьми других национальностей, узнавать их менталитет и расширять свой коммуникационный опыт;
  • развивайте актерский талант, чтобы уметь подстраиваться под любое окружение, производить нужное впечатление и общаться с разными людьми;
  • учитесь выступать на публике, чтобы уметь привлекать внимание и воздействовать не только на отдельных людей, но и на социальные группы;
  • играйте в «социальные» игры, такие как «Монополия», «Мафия» и т.д., чтобы осваивать навыки «чтения» эмоций, определения лжи и прогнозирования ситуаций;
  • учитесь разрешать конфликты, чтобы уметь находить общий язык с любым человеком, гасить негативные эмоции, предупреждать ситуации конфронтации.

Несмотря на кажущуюся банальность всех этих вещей, они способны сделать из человека, совершенно не умеющего общаться, мастера коммуникации. Такой человек готов к чему угодно, способен достигать ошеломляющих результатов и превращать любую ситуацию общения в настоящее произведение искусства.

На этом мы могли бы подвести итог нашей статье, но есть еще один немаловажный нюанс, которого мы не коснулись. Развивать социальные навыки и достигать в этом деле успеха под силу каждому, но не каждый на это решается. На это есть несколько причин, и именно о них мы хотели бы сказать несколько слов в заключение.

Что мешает человеку развивать социальные навыки

Помех на пути формирования социальных навыков немного, но о них важно знать, чтобы просто-напросто понимать возможные трудности, заранее их предусматривать и продумывать варианты действий.

Эмоциональная нестабильность и вспыльчивость

Из-за этих негативных качеств развить социальные навыки человеку может быть сложно хотя бы потому, что он не в состоянии выслушать собеседника, может без причины вспылить, склонен к скоропостижным выводам и т.п. Именно поэтому огромное внимание нужно уделять эмоциональному равновесию и умению контролировать любые свои психические проявления. И не нужно забывать, что это касается не только каких-то негативно окрашенных ситуаций, но и любых других.

Страх

Страхи – мощная преграда на пути к любым начинаниям и свершениям. В случае с социальными навыками страх блокирует даже элементарные мысли и действия, отчего человек не в состоянии осуществить свою задумку. Тот, кто боится общения, всегда будет позади остальных, никогда не сможет постоять за себя или доказать свою позицию, ему не стать лидером. Поэтому если есть желание оттачивать мастерство общения, нужно перестать бояться, принять на себя ответственность за слова и поступки и начать смело шагать вперед. А из ошибок нужно учиться извлекать выгоду.

Высокомерие

Высокомерие проявляется в том, что человек без всяких на то оснований чувствует свое превосходство над остальными и пренебрегает ими и их интересами. Такие вещи никогда не доводили до хорошего – ни в дружбе, ни в личной жизни, ни в профессиональной деятельности. Высокомерных людей избегают и в обществе не жалуют. Тот, кто хочет развить свои социально-коммуникативные навыки, должен отбросить всякое чувство мнимого превосходства и научиться держаться с людьми на равных.

Чувство обделенности

Если человек чувствует себя второсортным, если он концентрируется на том, чего у него нет, но есть у других, и страдает от этого, научиться эффективно взаимодействовать с людьми ему будет очень сложно. Любой, у кого есть эта черта, должен перестать «негативить» по поводу обстоятельств и обвинять в том, что у него чего-то нет, или в том, что он недостаточно хорошо, других людей. Вместо обиды на мир нужно прийти к пониманию своей власти над собственной жизнью и недостатками, ведь тот, кто действительно хочет, способен свернуть горы.

Позиция жертвы

Человек, постоянно чувствующий себя жертвой обстоятельств и жалующийся на жизнь и несправедливость, не только не способен рационально мыслить и действовать, но и высасывает жизненную энергию из тех, с кем общается. Такая позиция ущербна и не приведет к успеху. Не стоит делать из мухи слона, иначе пыль на дороге превратится в зыбучий песок, из которого не выбраться. Овладеть социальными навыками, развить эмоциональный интеллект и добиться целей под силу победителю, но не слабаку. Желание расти должно превратиться в стремление быть хозяином своей жизни.

Конформность

Термин «конформность» применяется по отношению к людям, не способным к самостоятельному принятию решений и не имеющим собственной позиции. Такими людьми легко управлять, т.к. они руководствуются чужим мнением и видением, и действуют, исходя из господствующей на данный момент идеологии. Тот, кто решил развивать социальные навыки, должен перестать искать легкие решения и проторенные дорожки и начать вырабатывать свое собственное видение и идти по индивидуальному пути. Не обязательно, конечно, придерживаться нонконформизма и противопоставлять себя «системе», но быть индивидуальностью нужно в любом случае.

Чрезмерная доверчивость

Еще одна преграда, способная помешать развитию социальных навыков. Неумение или нежелание анализировать информацию, прорабатывать ситуации, изучать проблемы и решения приводит к тому, что человек проявляет легкомысленность и верит всему, что ему говорят. Но задача того, кто желает повысить эффективность своего общения, – научиться ставить под здоровое сомнение все, с чем ему приходится иметь дело. Для этого полезно руководствоваться принципами верификации, фальсифицируемости и демаркации научного знания.

Каждая из перечисленных особенностей поведения и все они вместе препятствуют успешной адаптации человека в обществе. Вследствие этого ему сложно выстраивать как личные, так и профессиональные взаимоотношения. Так что мы можем заключить, что если вы поставили цель найти свое место в социуме, научиться строить продуктивные и гармоничные отношения с людьми и привнести в свою жизнь психологический комфорт, нужно избавляться от всего, что может помешать вам на этом пути.

Воспринимайте жизнь проще, смотрите на вещи объективнее, избавляйтесь от страхов и исправляйте недостатки. Все это поможет в совершенстве овладеть социальными навыками и функционировать в этом мире уверенно и результативно. И на этой позитивной ноте мы хотим познакомить вас еще с одним интересным видеоматериалом о том, как улучшить свои навыки общения.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1009, _D1026, 4Коммуникации, 4Профайлинг

Социальные навыки мы используем ежедневно, чтобы взаимодействовать и общаться с другими людьми. Обычно к таким качествам относят вербальные и невербальные коммуникации, в том числе речь, мимику, язык тела и жесты. Хорошо развитые социальные навыки помогают человеку легче адаптироваться в любой ситуации, знакомиться с новыми людьми, продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Эти качества важны для создания и формирования дружеских отношений. И необходимо уметь использовать свои социальные навыки в разных ситуациях, будь это поиск новых друзей или решение конфликтных вопросов. Развитые социальные качества подразумевают эмпатию и умение понять чувства другого человека, сопереживать и сочувствовать.
Именно поэтому так важно развивать социальные навыки уже с детства:

  • Первый шаг – важно научить ребенка концентрации внимания. Развивайте способность малыша уделять определенное время выполнению только одной задачи без отвлечения на другие дела.
  • Развивайте коммуникативные навыки. Учите ребенка использовать все преимущества родного языка, чтобы выражать свои идеи, мысли, желания. Формируйте основы грамотности ребенка еще с детства. Больше читайте, общайтесь с малышом, чтобы развивать его речевой лексикон: так ребенку будет легче выражать свои мысли, используя разные слова.
  • Стимулируйте ребенка развивать другие коммуникативные навыки, не связанные непосредственно с речью: мимику, жесты, язык движений и тела, зрительный контакт.
  • Умение контролировать себя и выбирать поведение соответственно ситуации – важный навык для любого человека. И это качество необходимо развивать уже с детства. Сюда относится способность воспринимать, принимать, менять свои эмоции, управлять своим поведением, вниманием и уровнем активности относительно конкретного жизненного момента.
  • Развивайте логические навыки ребенка: умение находить причину, строить логические цепочки, планировать, структурировать информацию.

При этом можно определить, насколько успешно у ребенка развиваются социальные навыки. Так, могут быть сложности с поддержанием беседы, когда ребенок общается, например, в кругу семьи или с друзьями. Или он не понимает, что такое личное пространство: например, становится слишком близко к собеседнику. И наоборот – стоит очень далеко от того, с кем общается. Это означает, что ребенок не умеет пользоваться языком тела.
Другая сложность – незнание элементарных форм вежливого обращения и общения с другими людьми. А словам «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» малыш должен учиться еще с раннего детства. За формированием культуры устной речи необходимо следить с момента первых слов ребенка. Есть и другие аспекты, на которые маме необходимо обращать внимание и корректировать. Например, если обнаружит, что ребенок:

  • Не умеет начинать или заканчивать разговор, комментировать или поддерживать беседу.
  • Часто перебивает других.
  • Не способен формулировать правильные вопросы (соотносительно ситуации и теме разговора).
  • Демонстрирует отсутствие интереса к тому, что говорят другие люди, и пытается переводить разговор на тему интересную именно ему.
  • Не чувствует юмора, не понимает сарказма, шуток, метафор.
  • Сложно воспринимает разницу между интонацией и не понимает мимику и жесты других людей.
  • Изо всех сил пытается ответить «правильно», если его о чем-то спросили.
  • Не способен ответить на поддразнивание, гнев, злость, разочарование.
  • Показывает чрезмерную самоуверенность.
  • Не выказывает эмпатии по отношению к других людям и др.

В этих случаях необходимо уделить особенное внимание формированию навыков социального поведения малыша. Потому что такие негативные моменты могут отразиться на разных сферах жизни ребенка. Например, ему может быть сложно концентрировать внимание и воспринимать информацию, которую он получает из окружающего мира. Также ребенку может быть трудно воспринимать устные и письменные инструкции для выполнения домашних заданий, сложно использовать разговорный язык (нечеткость произношения, неумение пользоваться разными формами общения, включая мимику, жесты и др.), нелегко придерживаться каких-то норм поведения (например, ребенок отказывается посещать праздники, общаться с друзьями). Все это и многое другое является следствием неразвитых социальных навыков.

Но что могут сделать родители, чтобы предупредить эти моменты? Ведь развитые социальные навыки помогут ребенку: заводить новых друзей, легко общаться с незнакомыми людьми, понимать социальные проблемы, происходящие вокруг, справляться эмоционально с неудачами, чувствовать юмор, отличать сарказм и иронию от обычной речи и многое другое. Поэтому для родителей важно как можно раньше начинать делать следующие шаги:

  • Создайте условия (для развития социальных навыков ребенка).
  • Развивайте эмпатию малыша. Расскажите ребенку о том, как другие люди чувствуют себя в разных ситуациях. Приведите примеры.
  • Стимулируйте ребенка проявлять свои эмоции. Объясняйте ему, что они означают. Помогите ребенку находить похожие эмоции у окружающих людей.
  • Чаще играйте с ребенком: так вы развиваете его внимание, чувство сотрудничества.
  • Вовлекайте ребенка в общение со сверстниками.
  • Подготовьте инструкцию-памятку о правилах поведения в обществе. Нарисуйте красивый плакат или напишите правила цветными маркерами на доске. Такая инструкция может включать вопросы: как начать и заканчивать разговор, список вежливых слов («спасибо», «здравствуйте» и т.п.), как вести себя в конкретной ситуации и многое другое.
  • Ходите с ребенком на детские площадки, где он никого не знает. Стимулируйте его знакомиться с другими детьми, играть вместе.
  • Играйте в настольные игры. Так ребенок учится ждать своей очереди (своего хода) и передавать ход другому человеку, учится взаимодействовать с другими участниками игры. Кстати, настольные и другие виды игр развивают важное качество – умение проигрывать. Не надо постоянно подыгрывать ребенку: важно, чтобы он научился справляться с негативными эмоциями, которые могут возникать после проигрыша.

Это часть рекомендаций, которые помогут каждой маме в развитии социальных навыков ребенка. Но главный совет – будьте внимательнее, больше наблюдайте за поведением малыша, чаще общайтесь с ним и стимулируйте его самого к общению с окружающим миром.

Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников

Библиографическое описание:

Дидора О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 31.07.2019).



Социальные и экономические изменения, нестабильность в обществе предъявляют требования к организации дошкольного образования. В сложившейся ситуации остро ощущается дефицит культуры общения, понимания, доброты, внимания, терпимости друг к другу. Целью социально-коммуникативного развития является поддержка в ребенке уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей.

Важнейшими становятся такие направления социально-коммуникативного развития, как:

– развитие у дошкольников эмоционально-положительного отношения к самому себе и окружающим людям;

– развитие у ребенка умений ориентироваться в эмоциональных проявлениях, окружающих и своих собственных;

– формирование у детей социальных навыков поведения и правил безопасного взаимодействия с незнакомыми взрослыми;

– формирование социально-одобряемых моделей поведения в обществе сверстников и взрослых.

В виду этого выступает необходимость формирования у дошкольников социальных навыков, выражающихся в приобретении ребенком структурированных представлений о социальной действительности, овладении адекватными моделями поведения в обществе взрослых и сверстников, воспитании у него нравственных проявлений, уважительного отношения к окружающим людям.

Основы социально-коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания — знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д. Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

Сформированность социальных навыков предполагает готовность детей в соответствии со своими возрастными особенностями вступать во взаимоотношения с окружающими сверстниками и взрослыми: договариваться, согласовывать, координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями других людей. В научной литературе (исследования Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой), отмечается, что социальное развитие детей осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту дошкольников виды детской деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка), содержание, эффективные методы и формы работы.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема формирования социальных навыков, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Однако, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений и навыков.

Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих специалистов в области развития социальных умений детей 5–7 лет составили список социальных компетенций

Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп:

– Навыки адаптации к образовательному учреждению

– Навыки общения со сверстниками

– Навыки обхождения с чувствами

– Навыки альтернативы агрессии

– Навыки преодоления стресса

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

– навык соблюдать правила этикета;

– навык соблюдать правила безопасности;

– навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

– навык соблюдения общих правил, договоренности;

– навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Дошкольная организация в основу своей жизнедеятельности кладет те социальные ориентиры, социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.).

Элементы системы работы детского сада:

  1. Цели работы детского сада.
  2. Принципы организации образовательного процесса.
  3. Методы работы воспитателя с детьми.
  4. Организация предметной развивающей образовательной среды и ее насыщение оборудованием.
  5. Режим организации образовательного процесса в течение дня, недели, месяца и др.
  6. Взаимодействие с родителями дошкольников.
  7. Механизм контроля и оценки деятельности педагогических кадров.
  8. Использование потенциала окружающей внешней среды.
  9. Осуществление преемственности со школой.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

– создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

– обучение умению слушать и слышать другого;

– развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

– развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

– обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

– воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

– формирование чувства симпатии между участниками общения;

– объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

– обучение умению детей владеть собой;

– развитие умения анализировать ситуацию;

– целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Формы реализации программы по развитию социальных навыков: познавательные эвристические беседы; чтение художественной литературы; игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, на снятие затруднений в общении, развитие эмоциональной сферы, повышение уверенности в себе и своих силах); наблюдения; праздники и развлечения; индивидуальные беседы; ситуации общения; создание проблемных ситуаций; инсценирование; проектная деятельность.

Успешность формирования у дошкольников социальных навыков обуславливается взаимодействием педагогов с родителями воспитанников. Формами организации взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей дошкольного возраста социальных навыков являются совместные экскурсии, встречи, ярмарки, конкурсы, концерты, проекты социальной направленности, позволяющие исследовать региональные профессиональные традиции, профессиональную деятельность родителей, способы проведения семейного досуга и т. д.

Воспитателям необходимо проводить работу с родителями воспитанников: беседы, консультации, оформлять уголки для родителей. Темы могут быть различными, например, «Если ваш ребёнок застенчив», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», «Как научить ребёнка справляться с гневом», «Растите детей заботливыми», «Воспитание добрых чувств (ответственности) у детей», «Учим ребёнка общаться (сотрудничать)», «Как научить ребенка быть вежливым?», «Рекомендации по устранению агрессивного поведения ребенка», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка», «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» и т. д.

Для развития социальных навыков у детей воспитатели ДОО могут пользоваться следующими программами и педагогическими технологиями: «Я — человек» С. А. Козловой, «Дружные ребята» Р. Е. Буре, «Я — ты — мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной, «Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребёнка» под ред. О. Л. Зверевой, «Этические беседы с детьми 4–5 лет» В. И. Петровой, Т. Д. Стульник, «Цветик-семицветик» (3–4 г., 4–5 л., 5–6 л.) Н. Ю. Куражевой и др., «Уроки добра» С. И. Семенака, «Мы с друзьями — целый мир» М. Д. Махнёвой и т. д.

Педагоги ДОО должны уделять внимание организации развивающей среды и проведению сюжетно-ролевых и режиссерских игр, таких, как «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Школа», «Больница», «Спасательная служба», «Мастерская», «Кафе», «Уголок добрых дел», «Уголок дружбы» и тому подобное.

В ДОО необходимо организовывать совместные с родителями воспитанников праздники и развлечения, например, «День матери», «Рождественский вечер», «День Защитника Отечества», «Осенняя ярмарка», «Масленичные гулянья», «С весной поздравим маму», «День Победы», «День защиты детей», «Дружная семья», «День знаний» и другие.

Литература:

  1. Апарина, И. И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор/ И. И. Апарина. — М.: НТЦ Развитие, 2011. — 133 c.
  2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
  3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С. А. Козлова. — М.: Академия, 2004. — 150 с.
  4. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды/ Л. И. Новикова. — М.: ПЕР СЭ, 2010. — 336 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, навык, ребенок, детский сад, социально-коммуникативное развитие, развитие, родитель воспитанников, развитие умения, образовательный процесс, эмоционально-положительное отношение.

Развитие социальных навыков у дошкольников

Развитие социальных навыков у дошкольников

Необходимо уточнить, что такое «навык», «социальные навыки», какие основные методы помогают их развивать.

К определению навыка подходят по-разному: как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством. Наиболее полная и адекватная трактовка навыка как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: «это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения… Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок… Сам двигательный навык — очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т. д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования».

Формирование навыка, по Н. А. Бернштейну, — это сложный процесс его построения, он включает все сенсомоторные уровневые системы. Н. А. Бернштейн выделяет два периода в построении любого навыка.

Первый период — установление навыка — включает четыре фазы:

1) установление ведущего уровня;

2) определение двигательного состава движений, что может быть на уровне наблюдения и анализа движений другого человека;

3) выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений — изнутри». Эта фаза наступает как бы сразу, скачком и часто сохраняется пожизненно (если научиться плавать, то навсегда), хотя и относится не ко всем навыкам;

4) переключение фоновых коррекций в низовые уровни, т. е. процесс автоматизации.

Важно, что выработка навыка требует времени, она должна обеспечить точность и стандартность всех движений.

Второй период — стабилизация навыка также распадается на фазы:

1) синергетическая (срабатывание разных уровней вместе);

2) стандартизация;

3) стабилизация, обеспечивающая устойчивость к разного рода помехам, т. е. «несбиваемость».

Существенным для формирования любого навыка является концепция переключения уровней, перехода с ведущего уровня на автоматизм, на фоновый автоматизм, а также фиксация понятий: деавтоматизация навыка в результате либо внешних воздействий (отсутствие упражнений в другой деятельности и т. д.), либо внутренних (усталость, болезнь и т. д.) и реавтоматизация как восстановление деавтоматизированного навыка. Все эти понятия крайне важны для учебной деятельности и ее организации, так как относятся к любым навыкам — письма, счета, работы с компьютером, решения задач, перевода и т. д.

По словам Н. А. Бернштейна, «диалектика развития навыка как раз и состоит в том, что там, где есть развитие, там, значит, каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его. Поэтому упражнение есть в сущности повторение без повторения. Разгадка этого кажущегося парадокса в том, что упражнение представляет собой не повторение и не проторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства». При рассмотрении закономерностей навыков важно также отметить связь успешности его формирования и уровня мотивации обучающегося.

На формирование навыков влияют 3 фактора:

    1. Скорость обучаемости: насколько быстро человек усваивает информацию, делает какие-либо упражнения самостоятельно, а также как мотивирует себя.

    2. Изначальный уровень развития: какими человек обладает знаниями, умениями, а также как может объяснить то, что делает.

    3. Владение ситуацией (операцией): насколько точно человек уясняет содержание операции и как быстро может переходить от одной ситуации к другой.

По тому, как сочетаются в человеке все эти факторы, можно судить о прогрессе формирования навыков.

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Термин «социальные навыки» более широкий и менее официальный. Первым из исследователей, кто выделил понятие «социальный навык», был В. Слот. Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Социальные навыки дополняют более конкретные технические навыки. Это межличностные и внутриличностные навыки, включая дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и все промежуточные понятия.

Проблема социальных навыков тесно взаимосвязана с проблемой социальной компетентности личности. Социальная компетентность личности изучалась такими исследователями, как Ю.М. Жуковым, Ю.Н. Емельяновым, Е.В. Коблянской, А.Ю. Коджаспировым, А.А. Кидран, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевским и др.

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» — «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. По сути, социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить, как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль.

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. В современной педагогической науке нет конкретизации понятия «социальная компетентность». Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций, как познавательная, коммуникативная, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая, развитие которых обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе» и «Я и общество».

Таблица 1. Ключевые социальные компетентности дошкольника

1

Личностная

Умения осознавать свое Я относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию

Субъективная активность, творческая инициатива, самопознание, самоизменение, саморазвитие, социальный опыт

Познавательная

Умения анализировать, сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самооценку на предметном уровне, решать творческие задачи

Любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, усидчивость, произвольность, самостоятельность, креативность

Ценностно-смысловая

Умения выполнять обязанности, ухаживать за животными, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к людям, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции

Социальный опыт, социальная активность, доброта, честность, милосердие, трудолюбие, ответственность

Коммуникативная

Умения сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения

Коммуникативность, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружелюбие, вежливость, эмпатия, сотрудничество, толерантность

Общекультурная

Умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых.

Аккуратность, вежливость, бережливость, чистоплотность, самопознание, самостоятельность

Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии. Хорошо известно, что социальные навыки поддаются тренировке.

Социальные навыки можно развить посредством общения и взаимодействия с другими детьми.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема формирования социальных навыков, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Однако, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений и навыков.

К важным социальным навыком, которым овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены и др., быть опрятными.

В дошкольный период ребенок пытается считать себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер.

Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих специалистов в области развития социальных умений детей 5 – 7 лет составили список социальных компетенций

Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп (Приложение 2):

  • Навыки адаптации к образовательному учреждению

  • Навыки общения со сверстниками

  • Навыки обхождения с чувствами

  • Навыки альтернативы агрессии

  • Навыки преодоления стресса

Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника 5 — 7 лет (Приложение 2).

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

— навык соблюдать правила этикета;

— навык соблюдать правила безопасности;

— навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

— навык соблюдения общих правил, договоренности;

— навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.

Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОО целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

— умение ребенка войти в детское общество;

— умение ребенка действовать совместно с другими;

— умение следовать и уступать общественным нормам;

— умение ребенка контролировать свои желания и др.

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

— обучение умению слушать и слышать другого;

— развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

— развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

— обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

— воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

— формирование чувства симпатии между участниками общения;

— объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

— обучение умению детей владеть собой;

— развитие умения анализировать ситуацию;

— целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Формы реализации программы по развитию социальных навыков:

  • познавательные эвристические беседы,

  • чтение художественной литературы,

  • игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, на снятие затруднений в общении, развитие эмоциональной сферы, повышение уверенности в себе и своих силах) (Приложение 1),

  • наблюдения,

  • праздники и развлечения,

  • индивидуальные беседы,

  • ситуации общения,

  • создание проблемных ситуаций,

  • инсценирование,

  • проектная деятельность.

Основываясь на положения Концепции социального развития С.А. Козловой о социальной действительности, как важном средстве воспитания ребенка дошкольника, значимым средством формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков следует рассматривать объекты и события социальной и культурной среды.

Социальные объекты вбирают в себя все многообразие социальной среды: архитектурные сооружения, их особенности, учреждения культуры, жилые здания, предметы, созданные руками жителей и др. В процессе ознакомления с социальными объектами дети наблюдают разнообразие проявлений человека и сфер его деятельности. Они осваивают важную социальную информацию о городе или поселке, в котором живут, его основных улицах, сооружениях, профессиональной деятельности жителей. Яркие социальные события – День города, Международный день защиты детей, Первое сентября и др., выставки рисунков, фотографий о родном городе, встречи с известными людьми развивают у детей эмоциональную сферу, формируют у них ценностные ориентации и суждения об одобряемых обществом формах взаимоотношений между окружающими и социальных моделях поведения.

Искусство, как средство формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков, занимает в образовательном процессе важное место. Произведения детской художественной литературы, фольклорные произведения, прежде всего, народные сказки, произведения изобразительного искусства, музыка, театр обладают особым импульсом, который не только способствует глубокому погружению в историю, традиции народа, но и формируют культуру поведения, стиль взаимоотношений между окружающими, предлагают социальные модели поведения в обществе. Соприкосновение с произведениями художественного искусства помогают детям понять мотивы поступков героев, объяснить причины поведения персонажей, осмыслить жизненные ситуации и побуждает использовать накопленный опыт в собственном поведении.

В формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков особо значимым средством является игровая деятельность и ее различные виды. Освоение детьми первоначальных социальных навыков и «включение» их в систему социальных отношений обеспечивается в первую очередь ресурсами игровой деятельности.

Внедрение в образовательную деятельность в утренние и вечерние отрезки времени комплексов разнообразных дидактических упражнений, занимательных игр, сюжетно-дидактических игр и сюжетно-ролевых игр, прогулок социальной направленности создаёт условия для успешного закрепления и совершенствования у детей первоначальных социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

Успешность формирования у дошкольников социальных навыков обуславливается взаимодействием педагогов с родителями воспитанников. Формами организации взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей дошкольного возраста социальных навыков являются совместные экскурсии, встречи, ярмарки, конкурсы, концерты, проекты социальной направленности, позволяющие исследовать региональные профессиональные традиции, профессиональную деятельность родителей, способы проведения семейного досуга и т.д.

Условия для развития социальных навыков:

1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).

2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.

4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх