Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Социализированный ребенок

Содержание

Социализация: что это?

Определение 1

Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.

Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.

Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.

Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:

  1. Ранняя социализация – это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздняя социализация – молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период – 18-20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях.

Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.

В зрелом возрасте человек начинает смотреть на мир иначе: у него появляется собственный жизненный опыт, происходят колоссальные изменения в семье. Это может быть переезд от родителей, вступление в брак. В любом случае, в зрелом возрасте доминирующим окружением человека становится его собственная семья (жена или муж, дети), также коллеги по работе и различные социальные сообщества. Здесь человек уже более осознанно может не только выбирать необходимую информацию из общего потока, но также и выдавать свои данные, которые он получил практическим путем, основываясь на свой житейский опыт. С этим «багажом» человек проходит через всю оставшуюся жизнь, вступая в стадию старости. Здесь его жизнь также не останавливается: сегодня многие пожилые люди получают возможности освоить совершенно новые типы деятельности, они взаимодействуют с другими людьми, не чувствуют себя одиноко.

Специфика социализации ребенка

Социализация является важнейшим процессом усвоения человеком образцов общественного поведения, а также ряда психологических установок, норм и ценностей. В дальнейшем перечисленные элементы позволят ему успешно функционировать в обществе и реализоваться как личности, но с учетом того, что в детском возрасте он будет проходить грамотный и последовательный процесс социализации.

Известный факт заключается в том, что социализация личности – это процесс, который человек переживает не только на ранних этапах своего развития: это тот процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Но основы успешной социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям закладываются конкретно в детском возрасте. Например, в дошкольном возрасте ребенок, в силу своего уровня развития, осваивает первоначальные нормы поведения. В этом же возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации.

Замечание 1

В дошкольном возрасте на процесс социализации ребенка оказывают большое влияние так называемые «агенты социализации». Агентами являются те лица, с которыми у дошкольника происходит ежедневное и непосредственное взаимодействие.

Такими агентами социализации для ребенка могут быть следующие:

  1. Члены семьи – прежде всего, это родители, затем бабушки и дедушки, сестры и братья;
  2. Детский сад и его работники – в первую очередь, это воспитатели и нянечки, которые оказывают ребенку необходимый уход и обеспечивают его времяпровождения в детском саду;
  3. Общество – ребенок, становясь старше, но все еще находясь под опекой родителей, вступает в социальные связи и взаимодействует со сверстниками, а также с друзьями и соседями, которые также оказывают значительное влияние на его социализацию и мировоззрение.

Благодаря пластичной нервной системе, ребенок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создает наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности. Но, одно из условий, которое не всегда учитывается родителями, другими членами семьи и обществом в целом – это то, что гиперопека над ребенком может снизить уровень его социальной ответственности. Человек будет ощущать, что за него несут ответственность его родители, поэтому это может привести ко вседозволенности со стороны подрастающего организма.

Замечание 2

Таким образом, социализация детей выступает в качестве достаточно сложного процесса, который оказывает особое влияние на всю их последующую жизнь. Если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым.

Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности. Высока роль агентов социализации, а также социальных институтов, которые содержат в себе первоначальные установки и ценности. Если воздействие благоприятно, то и человек будет развиваться стабильно, адаптируясь к возможным социальным изменениям, происходящим в социуме. Важна адекватность оценки событий, адекватность ценностей и норм, которые закладываются в семье, ценностям и нормам, которые присутствуют в обществе.

Социальные дети это

Главная » » Социальные дети это


Вернуться назад на Социальные дети
Ребенок приходит в данный мир, как говорится, tabula rasa (то есть «чистый лист»). И именно от того, как малыша воспитать, и будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни. Именно поэтому в данной статье подробно будет рассмотрена такая проблема, как социализация ребенка.

Изначально, естественно, нужно определиться с теми терминами, которые будут активно использоваться на протяжении всей статьи. Итак, социализация ребенка – это развитие малыша, начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.
Если говорить в общем, то социализация – это процесс усвоения ребенком социальных норм, ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.
Также важно отметить, что социализация ребенка состоит из следующих структурных компонентов:
1. Стихийная социализация. В таком случае речь идет о процессе саморазвития малыша под влиянием объективных обстоятельств. Проконтролировать данный компонент очень тяжело.
2. Относительно направляемая социализация. В таком случае речь идет о тех нюансах, которые предпринимает государство для решения задач, напрямую влияющих на человека. Это различного рода экономические, организационные и законодательные меры.
3. Относительно контролируемая социализация. Это все те духовные и культурные нормы, созданные государством в целом и обществом в отдельности.
4. Сознательное самоизменение человека. Однако надо отметить, что данный пункт социализации не свойственен детям. Он, скорее всего, относится в большей степени к взрослым людям. Минимум – к подросткам, которые пришли к выводу, что нужно что-то менять в своей жизни.
Также надо отметить, что социализация ребенка состоит из ряда важнейших этапов, которые отличаются в зависимости от возраста крохи:
1. Младенчество (возраст малыша до первого года жизни).
2. Раннее детство, когда крохе от 1 до 3–х лет.
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).
4. Младший школьный (6-10 лет) возраст.
5. Младший подростковый возраст (это примерно 10-12 лет).
6. Старший подростковый (12-14 лет) возраст.
7. Ранний юношеский возраст (15-18 лет).
Далее следуют иные этапы социализации, однако уже не ребенка, а взрослого человека. Ведь согласно Конвенции ООН, ребенком считается человек, который не достиг совершеннолетия. У нас – 18-летнего возраста.
Процесс социализации весьма непрост. Ведь он включает в себя и такое понятие, как факторы социализации. В таком случае речь идет о тех условиях и том поведении общества, которое четко формулирует у ребенка определенные нормы и устои.
Подразделяются факторы на четыре огромных группы:
1. Мегафакторы. Такие, что влияют на всех жителей планеты. К примеру, это космос, мир, планета. В таком случае у ребенка надо воспитывать понимание ценности Земли, то есть планеты, на которой все живут.
2. Макрофакторы. Охватывают меньшее количество людей. А именно жителей одного государства, народа, этноса. Так, всем известно, что различные регионы отличаются климатическими условиями, процессами урбанизации, нюансами экономики и, конечно же, культурными особенностями. Ни для кого не окажется секретом, что именно в зависимости от исторических особенностей и формируется особый тип личности.
3. Мезофакторы. Это также социальные факторы, которые сильнейшим образом влияют на человека. Так, это группы людей, разделяемые по типу поселения. То есть речь идет о том, где именно ребенок проживает: в селе, поселке или городе. В таком случае имеют огромнейшее значение пути коммуникаций, наличие субкультур (важнейший этап в процессе автономизации личности), особенности того или иного места поселения. Стоит также отметить, что региональные отличия могут совершенно по-разному повлиять на человека.
4. Микрофакторы. Ну и последняя группа факторов, которые в наибольшей степени влияют на человека – это семья, микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.
Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых агентов. Кто же это такие?
Так, агенты социализации – это те институты или группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения:
1. Отдельные личности. Это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения. Родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.
2. Определенные учреждения. Это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те заведения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.
Тут также надо сказать еще и о том, что есть подразделение на первичную и вторичную социализацию.
Роль же агентов в таких случаях будет существенно разниться:
1. Так, в раннем детском возрасте, до трех лет, важнейшая роль как агентов социализации отводится отдельным личностям: родителям, бабушкам-дедушкам и ближайшему окружению малыша. То есть тем людям, которые контактируют с ним с самого рождения и в первые годы жизни.
2. С 3 до 8 лет в работу вступают и иные агенты, к примеру, детский сад или иное образовательное заведение. Тут уже на воспитание ребенка, кроме ближайшего окружения, влияние оказывают воспитатели, нянечки, врачи и т. д.
3. В период с 8 до 18 лет на личность человека огромнейшее влияние оказывают СМИ: телевидение, интернет.
Как уже было выше сказано, процесс социализации детей состоит из двух основных этапов: первичной и вторичной социализации. Сейчас хочется поговорить о первом важнейшем пункте.
Так, в процессе (первичной) ранней социализации именно семья имеет важнейшее значение. Только родившись, младенец оказывается беспомощным и еще совершенно не готовым к жизни в новом для него мире. И только лишь родители и иные ближайшие родственники помогают ему адаптироваться в самое первое время. Стоит отметить, что ребенок после рождения не только растет и развивается, но также и социализируется. Ведь он впитывает в себя то, что видит вокруг: как родители общаются друг с другом, что и как говорят. Это же через время кроха и будет воспроизводить. И если о ребенке говорят, что он вредный, нужно в первую очередь корить не малыша, а родителей. Ведь только они провоцируют свое чадо на такое поведение. Если родители спокойные, не общаются на повышенных тонах и не кричат, малыш будет таким же. В противном случае детки становятся капризными, нервными, вспыльчивыми. Это уже и есть нюансы социализации. То есть ребенок считает, что подобным образом и нужно себя вести в дальнейшем в обществе. Что он со временем и будет делать в детском саду, на улице, в парке или же в гостях.

Какая же она, социализация ребенка в семье? Если сделать небольшой вывод, то всем родителям надо напомнить: нельзя забывать о том, что ребенок впитывает все, что видит в семье. И это же он перенесет в свою жизнь в дальнейшем.
Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если агенты будут соответствовать общественно приемлемым нормам. Именно тут и возникает проблема неблагополучных семей. Так, это особый, структурно-функциональный тип семьи, который характеризуется низким социальным статусом в самых различных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что такая семья очень редко выполняет возложенные на нее функции относительно ряда причин: в первую очередь экономических, но также и педагогических, социальных, правовых, медицинских, психологических и т. д. Именно тут чаще всего возникают всевозможные проблемы социализации детей.
Процесс социализации настолько сложен, что включает в себя множественные нюансы и элементы. Так, отдельно также надо рассмотреть еще и различные средства социализации детей. О чем же в таком случае идет речь? Это набор необходимых элементов, которые являются специфичными для каждого отдельно взятого общества, социального слоя, а также возраста. Так, это, к примеру, способы ухода и вскармливания новорожденного, формирование гигиенических и бытовых условий, продукты материальной и духовной культуры, которые окружают ребенка, набор как позитивных, так и негативных санкций в случае того или иного поступка. Это все и является важнейшими средствами социализации, благодаря чему ребенок и усваивает всевозможные нормы поведения, а также ценности, которые ему пытаются привить окружающие.
Разбираясь, как проходит социализация личности ребенка, стоит также уделить внимание механизмам ее работы. Так, в науке различают их два основных. Первый из них – социально-педагогический.
К данному механизму относят:
1. Традиционный механизм. Это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения: семьи и родственников.
2. Институциональный. В таком случае задействуется влияние на ребенка самых различных общественных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своего развития.
3. Стилизованный. Тут уже идет речь о влиянии субкультуры или иных особенностей (к примеру, религиозных) на развитие ребенка.
4. Межличностный. Ребенок усваивает нормы поведения, принципы благодаря общению с определенными людьми.
5. Рефлексивный. Это уже более сложный механизм самоидентификации себя как единицы большого целого, соотношение себя и окружающего мира.
Еще один важнейший механизм социализации ребенка – социально-психологический.
В науке он подразделяется на следующие элементы:
1. Подавление. Это процесс исключения чувств, мыслей, желаний.
2. Изоляция. Когда ребенок старается избавиться от нежелательных мыслей или ощущений.
3. Проекция. Перенесение определенных норм поведения и ценностей на другого человека.
4. Идентификация. В процессе ее ребенок соотносит себя с другими людьми, коллективом, группой.
5. Интроекция. Перенесение ребенком на себя установок другого человека: авторитета, идола.
6. Эмпатия. Важнейший механизм сопереживания.
7. Самообман. Ребенок заведомо знает о неправильности своих размышлений, суждений.
8. Сублимация. Полезнейший механизм перенесения потребности или желания в социально приемлемую реальность.
Отдельно нужно пару слов сказать и о том, как проходит социализация детей с ОВЗ (то есть с ограниченными возможностями здоровья). Изначально надо отметить, что важнейшее значение тут имеет первичная социализация крохи, то есть все то, что будет происходить дома. Если родители к ребенку с особенными потребностями относятся как к полноценному члену общества, вторичная социализация будет не такой сложной, как это может быть. Конечно же, будут трудности, ведь особенных детей нередко негативно или просто настороженно воспринимают сверстники. К ним относятся не как к равным, что крайне негативно влияет на формирование личности ребенка. Стоит отметить, что социализация детей с ОВЗ должна проходить практически так же, как и в случае с самым обыкновенным здоровым малышом. Однако могут потребоваться дополнительные средства.
Главные проблемы, которые могут на таком пути возникать:
• Недостаточное количество необходимых вспомогательных средств для полноценной социализации (элементарно, отсутствие пандусов в школах).
• Недостаточность внимания и общения, если речь идет о детках в ОВЗ.
• Упущения на этапе ранней социализации таких детей, когда они себя начинают воспринимать совершенно не так, как это должно быть.
Важно также отметить, что в таком случае с детками должны работать специально для этого обученные педагоги, которые способны учитывать потребности и, главное, возможности таких особенных детей.
Отдельного внимания заслуживают дети-сироты при рассмотрении этапов социализации такого ребенка. Почему? Все просто, ведь у таких малышей первичным институтом социализации является не семья, как это должно быть, а специальное учреждение – дом малютки, детский дом, интернат. Стоит отметить, что это порождает возникновение множественных проблем. Так, изначально такие крохи совершенно в неправильном ключе начинают воспринимать жизнь как она есть. То есть с самого раннего возраста ребенок начинает составлять себе определенную модель поведения и последующей жизни по типу той, что он видит на данный момент. Также процесс воспитания и обучения дети-сироты проходят совершенно по-иному. Таким крохам намного меньше уделяется личного внимания, они получают меньше телесного тепла, ласки и заботы с самого раннего возраста. А все это неукоснительно влияет на мироощущение и формирование личности. Специалисты уже давно говорят о том, что выпускники подобных заведений – школ-интернатов, в итоге оказываются малосамостоятельными, неприспособленными к жизни в обществе вне стен образовательных учреждений. У них нет тех основных навыков и умений, которые позволят правильно вести хозяйство, распоряжаться материальными средствами и даже собственным временем.
Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели.

Их цели:
• Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы).
• Продумывание видов и форм педагогической деятельности. То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д.
• Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.
Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ – это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.
Рассмотрев особенности социализации детей, хочется также все сравнить с подобными процессами у взрослых людей.
В чем же есть отличия:
1. Если говорить о взрослых, то в процессе социализации у человека меняется поведение. У деток же происходит корректировка базовых ценностей.
2. Взрослые люди способны оценивать то, что происходит. Детки же просто усваивают информацию, безоценочно.
3. Взрослый человек способен различать не только «белое» и «черное», но еще и различные оттенки «серого». Такие люди понимают, как нужно вести себя дома, на работе, в коллективе, исполняя определенные роли. Ребенок же просто подчиняется взрослым, выполняя их требования и пожелания.
4. Взрослые люди в процессе социализации овладевают определенными навыками. Стоит также отметить, что только сознательному взрослому человеку подвластны процессы ресоциализации. У детей же социализация формирует только лишь мотивацию к определенному поведению.
Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели.
Почему же иногда социализация бывает неудачной:
1. Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
2. Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
3. Одна из причин неудачной социализации – госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
4. Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.
Рассмотрев различные социальные факторы – движущие силы процесса социализации ребенка, стоит также пару слов сказать еще и о такой проблеме, как ресоциализация. Как уже выше было сказано, детям данные процессы неподвластны. Это верно, однако если говорить о самостоятельности. То есть ребенок сам не может прийти к пониманию того, что его нормы поведения неправильные и нужно что-то менять. Это свойственно только лишь взрослым. Если же речь идет о детях, то тут встает вопрос о так называемой насильной ресоциализации. Когда ребенка просто переучивают тому, что необходимо для полноценной жизни в обществе.
Так, ресоциализация – это процесс усвоения ребенком новых норм и ценностей, ролей и навыков вместо ранее полученных и некоторое время использовавшихся. Способов ресоциализации довольно-таки много. Но все же специалисты утверждают, что именно психотерапия – наиболее эффективный и действенный способ, если говорить о детках. С такими малышами должны работать особые специалисты, и к тому же на это придется потратить немало времени. Однако результаты всегда положительные. Даже в том случае, если нормы и принципы неудачной социализации использовались ребенком на протяжении довольно-таки длительного времени.

Социальный интерес
Социальный контроль
Социальный субъект
Социальный тип
Социальный факт
Социальный человек
Социальный элемент


| | Вверх

Как помочь ребенку социализироваться? Естественные механизмы обучения

У старшей дочери сложности с пониманием, что приемлемо, а что нет при общении, отсюда — сложности со сверстниками и даже взрослыми, постоянные ссоры. Как помочь ребенку социализироваться? Этот вопрос для меня стал особенно острым.

Что такое социализация?

Есть несколько подходов к пониманию сути социализации и к методам её достижения. Для меня это:

  • Как понять причины своего и чужого поведения
  • Как выстроить свои границы и не нарушать чужие
  • Научиться эмпатии
  • Знать на опыте различные пути развития событий и выбирать лучший
  • Знать правила и нормы сообщества, соблюдать их и/или уметь договориться об их изменении

Методы обучения нормам должны учитывать свободу выбора, уважение, интересы, ответственность каждой из сторон. Естественно, без силовых методов и манипуляций чувством долга, любви, правильности.

С чего начать?

Просто объяснить: так можно, а так нельзя. Не знаю, есть ли дети, кому этого хватило, моим — нет. Потом была надежда, что общаясь и попадая в конфликты с другими детьми, поймут как лучше действовать. Тоже не сработало. Стало ясно: без наглядной достойной модели поведения и взрослого, помогающего осознать что сейчас происходит, — дети не усваивают нормы и правила общения. Кроме того, исследования показали, что люди, имеющие сложные ненадёжные отношения с матерью, склонны к асоциальному поведению. Так учатся ли дети общению, просто находясь друг с другом (например, в школах, детских садах)?

В учреждениях дети оттачивают и применяют то, что в них уже вложено значимым для них взрослым и обучаются формам защиты от стресса и агрессоров.

То есть когда взрослый в общении с ребенком использует какие-то модели общения, то ребенок проживает их на уровне чувств и ощущений тела. Естественно, если у вас не отработаны экологичные модели общения, либо с ребенком вы их не используете — вы не можете их ему передать!

Приведу несколько примеров. Если вы видите такую ситуацию: ваш ребенок в ответ на просьбы сверстников не вмешиваться в их дела, игнорирует их просьбу. Это повод понаблюдать как вы соблюдаете границы ребенка в повседневной жизни. Он занят, к примеру, чтением, а вы с лёгкостью «выдергиваете» его своими просьбами. В этом случае, он усваивает правило: «Если ты хочешь, чтобы кто-то сделал как тебе надо, не важно что он хочет, ты можешь настоять». Если ребенок решает все конфликты кулаками, то видимо он усвоил модель «Кто сильнее- тот и прав». Если при ссоре сдается, то мнение о себе «Я слаб, а потому нет смысла бороться». Так может случиться либо, если ребенок видит, что раз за разом пасует значимый взрослый, либо когда агрессивный значимый взрослый сломал волю ребенка.

Наблюдайте и заменяйте в своём поведении деструктивные модели на экологичные. А экологичные — это какие? И тут возникает самая большая проблема.

Откуда взять примеры экологичных моделей поведения?

Как это вообще понять, как правильно? Я сама не чувствовала на себе, не видела среди знакомых,… а значит, не могу даже вообразить каково это.

Первый способ самый верный: интуиция. Развитая интуиция — верный подсказчик во всех новых ситуациях. Жизни такова, что нам надо принимать решения в условиях острого дефицита информации по вопросу. Часто нет людей, у кого был опыт решения вопроса в точно такой ситуации. Что-то похожее — да, но не точно.

Как мы действуем? Начинаем собирать все-все-все похожие ситуации. Минусы очевидны: переработка огромной массы информации, расход времени, сил и все равно не понятно, а как будет конкретно у меня? Интуитивный способ поиска ответов: даёт возможность получать ответ от вашего Высшего Я, внутреннего голоса, конкретно по вашей ситуации, с минимальными затратами сил и времени. Всё же культурные традиции общества — это искажения, условности, а подсказки по интуитивному каналу от Высшего Я — прямой ответ от Бога, создателя этого мира, кому как не ему знать, как лучше? Сколько понадобилось искалеченных судеб, исследований мозга, психики, чтобы понять, что бить ребёнка нельзя? А ведь чуткие люди даже в средневековые времена применяли гуманные способы воспитания, идя наперекор обществу: «Чтобы добраться до источника, нужно плыть против течения». Не бойтесь менять правила игры. Это и значит быть сильным духом, взрослым человеком.

Если с интуицией совсем туго, тогда из книг, вебинаров, статей. Мне эти источники помогли понять принципы, но применить их на практике не получалось. Причина в отсутствии навыков, знаний по самодиагностике, самоорганизации и самодисциплине. У психолога, который рассказывает «как надо» — они были, а у меня на тот момент — не было. Я знала как надо, но на деле действовала по-старому, в итоге возникал разрыв слов и действий. По сути, это модель двуличия.

Большинству людей необходимо специально нарабатывать навыки по самодиагностике, самоорганизации и самодисциплине, иначе они не смогут внедрить в свою жизнь советы специалистов.

Для этого начинать надо с наблюдений за собой, с наработки умения понимать свои мотивы, чувства, потребности, взяв за них ответственность. Злость производите вы, а не вас разозлили. Чтобы ни происходило — именно вы решаете, как реагировать, осознанно или нет. Потом надо учиться проговаривать свои потребности без обид и претензий с помощью «Я-сообщений» (я чувствую-> наблюдаю -> хочу -> а ты хочешь -> тогда как будем делать/сделай это и т.д…). Учтите, что если вы ласковым голосом будите проговаривать «Я-сообщение», а внутри бушует гнев и обида, ребенок почувствует это и будет всячески сопротивляться, пусть даже не прямо: забыл, не понял, рука-нога болит,… Поэтому ваше умение управлять внутренним состоянием — имеет первостепенное значение! Сделав это, вы уже решите половину задачи.

Ребенок создает свое внутреннее состояние, считывая отношение к нему взрослого. Если это доверие, поддержка, вера в способности — то мотивация к усвоению правил важных для вас будет высокой. Если же это постоянная критика, претензии, обвинения — мотивация резко упадет и вы скорее получите сопротивление, намеренное нарушение правил.

Некоторые советы, каких ошибок нужно избегать при воспитании, читайте в статье. Работайте над своими навыками, разбирайтесь в психологии ребенка, в его потребностях и мотивах, направляйте внимание на лучшие проявления и обязательно отдыхайте! Ребенку нужны родители полные сил, а не измученные вечным долгом))

Далее на правильное внутреннее состояние уже можно накладывать техники и стратегии поведения, внедрять навыки — сначала у себя, потом ребенок увидите перемены и если вы ему покажете плюсы нового подхода, то через доверие и он его применит.

А что если не получается применять самому экологичные модели поведения?

Я выше писала, что и у меня так было. Да и сейчас есть, если я забыла вовремя о себе позаботиться. Когда есть понимание как надо, а на деле реализовать не получается, возникает тяжелое чувство вины, неполноценности. В этот момент нужно быть особенно честными и бережными с собой и окружающими, потому что для ребёнка — это тоже модели поведения. Как ты сможешь себе помочь, если устал, хочешь спать, что-то не получается? А как ты вообще поймешь, что устал и всё, ещё чуть-чуть и срыв?

Вот здесь и понадобится умение наблюдать за своим телом, состоянием, мыслями. Это тренируемый навык, ничего кроме регулярности и упорства не нужно. Например, вы отследили, что если начинаете сжимать челюсти- всё, предел достигнут. Скажите себе и другим об этом и дайте себе возможность передохнуть: «Я сейчас сильно зла, я выйду в комнату на полчаса (15 минут), успокоюсь, а потом вернуть и мы решим этот вопрос». Принятие своих чувств учит и ребёнка принимать свои негативные чувства, ведь это просто сигнал о том, что что-то не так: не отдохнули вовремя, запланировали слишком много, ждёте от ребенка нереального (или от себя), согласились где не нужно было…

Если уже сорвались, успокойтесь и потом обязательно восстановите отношения — это тоже модель поведения. Если ты был не прав, накричал, сделал больно, — как можно жить дальше? Подойти обнять (если позволит), рассказать о своих чувствах, причинах срыва, попросить прощения, договориться о чем-то. Например: «Я сейчас очень сильно на тебя накричала и даже ударила, извини, мне самой очень плохо от этого, я не понимала что делаю. Просто сегодня тяжелый день, я ничего не успеваю, потому что решила сделать слишком много. Это не твоя вина. Можно я тебя обниму? Прости, моя хорошая. Давай с тобой поиграем?»

Какие средства помогут обучить ребенка строить отношения с людьми?

Сразу хочу попросить: не пытайтесь внедрить все способы сразу. Да и в дальнейшем не всё получится использовать — берите то, что подойдёт сейчас. Потом можно будет перечитать статью и взять ещё что-то.

Первое. Составьте списки правил общения, которые хотите внедрить в свою жизнь)) Например, внедрить на уровне привычки:

  • Когда разговаривают, надо подойти и ждать. Для ребенка: подойти и положить руку на руку взрослого, чтобы он понял, что требуется его внимание.
  • Вместо выяснения кто виноват, ввести правило успокаивать обиженного и поддержать того, кто ошибся. Ведь он сейчас ужасно расстроен! Когда успокоились — проговорить чувства, важно, чтобы обе стороны услышали как себя чувствует другой. Если детки побольше, можно составить карту событий и выяснить где и как можно было изменить поведение, чтобы не допустить конфликта.
  • Если занят, нельзя «выдергивать» из процесса, надо дать закончить.
  • Мы не «тыкаем» в ошибки, а замечаем то, что получилось

Не надо писать 10-20, вы всё равно не сможете фокусировать внимание на всех этих моментах. Достаточно 2-3 пункта. Их отработаете, приступите к следующим.

И уж точно снижайте до минимума отвлечение гаджетами.

Второе. В визуализации — сила! Для лучшего усвоение к каждому пункту придумайте красивую схему с рисунками, понятными ребенку. Будет отлично, если нарисуете её вместе! Кроме того, совместная деятельность объединяет и ребенок будет больше мотивирован следовать вашим указаниям. Проговорите схему, варианты развития событий: «А что если… как поступишь?»

Например, процесс сбора игрушек, где тоже есть месту общению:

Третье. Вовлекайте ребенка в свои домашние рутинные дела, обсуждение семейных планов. Сами вовлекайтесь в дела ребёнка, слушайте его рассказы. Это очень важно, потому что только через совместные дела, игры, время формируется привязанность, без которой вы не сможете влиять на ребенка экологичными способам. Дети прислушиваются к тому, с кем имеют ежедневный надежный безопасный контакт, они не могут доверять некоему абстрактному папе или маме, которые никак не соприкасаются с ними в жизни, которых никогда нет рядом в трудные моменты.

До 2.5-3 лет ребёнок нуждается только в таком живом ежедневном общении, где его любят и поддерживают, где он в безопасности, а значит может нормально развиваться и двигаться дальше в социум. Надеюсь, вы знаете, что в детский сад до 3 лет отдавать ребенка не стоит. Это связано с неспособностью удержать образ мамы в голове. Когда её нет рядом, ребенок ощущает как будто она никогда больше не вернется. Представляете ужас, который переживает малыш каждый раз, когда мама уходит?

Четвёртое. Ролевые игры. Покажите на примере игрушек как можно себя вести иначе в конфликте, в споре, при неудаче. С ребятишками от 7 лет хорошо идут чтение и обсуждение сказок, в том числе специальных терапевтических, притч, рассказов на самые разные темы. По ним можно потом нарисовать рисунок, проиграть сценку, прожить состояния героев. И говорите-говорите-говорите о том, что с ними происходит, что он чувствует, а главное очень внимательно и безоценочно слушайте! Если говорит — значит, это так и есть в его восприятии и это нельзя просто так стереть, запретить, изменить! Возможно, вы услышите в их словах то, о чем не догадывались раньше.

Какие могут быть темы: знакомство, прощание, извинение, просьба, отказ, благодарность, способы успокоиться, чему радоваться, как себя вести в гостях, при пожаре, с незнакомыми и так далее. Всё, что вы считаете нужным обсудить.

Пятое. Используйте внутрисемейные конфликты как повод узнать друг о друге больше и научиться чему-то. Не вмешивайтесь в отношения между детьми, позвольте им попробовать свои силы, совершить свои ошибки. И тем более не стремитесь найти виноватого. Ругая одного из-за другого- вы разъединяете детей, а не учите мудрости, и провоцируете развитие ревности. Всё что от вас требует в ссоре: выслушать, задать вопросы, обнять всех.

Шестое. Найдите семьи, где с коммуникацией всё хорошо, договоритесь о совместном времяпровождении. Так вы наглядно увидите как работают другие модели. Сюда же я отнесу живые тренинги, индивидуальную работу. Они тоже дают возможность выйти за границы своего опыта и проиграть другие варианты.

Седьмое. Свободное время! Уважайте свободу выбора: если ребенок не хочет общаться — его право. Он не обязан хотеть. Это у вас пунктик важности общения, а ему пособирать лего важнее или в потолок поглядеть. В такие моменты вроде как ничегонеделанья происходит серьезная внутренняя работа, тем более, если это будущий великий мыслитель)))

Как помочь ребенку социализироваться? Выводы

Без навыков усвоенных в семье ребенок не может приспособиться к детскому саду или школе, потому что в семье осуществляется первичная социализация детей. Для нас это означает постоянную работу над своими моделями поведения с ребенком и другими людьми, собственное взросление. А ребенок через доверие нам, через привязанность перенимает эти модели. Так работает естественный механизм, которые не требует каких-то специальных условий в виде кружков и курсов, детских садов и школ. Дайте ему себя — мудрого и умеющего общаться. Это всё, что нужно.

И последнее. Если вы наблюдаете у ребенка большие сложности в управлению собой, склонность к постоянному уединению, зависанию на чём-то одном, либо ребенок 7-10 лет излишне агрессивен, ведёт себя, как 3-4 летний, не понимает простых инструкций? Это повод проверить на задержку психического развития и другие нарушения. К таким детям нужен особый подход!

Солнечных вам дней, веселых совместных игр!

С уважением, Татьяна

Рисунки в статье — моей дочери Дженет

Находить друзей и вливаться в компанию – неотъемлемая часть жизни ребенка. Временами это может быть трудно, но если Ваш ребенок постоянно испытывает трудности в общении, это может являться признаком проблем с обучаемостью и вниманием.

Существуют разные нарушения, которые мешают ребенку социализироваться, однако, есть одно, которое известно своим влиянием на навыки общения – невербальное расстройство обучения (англ. Nonverbal Learning Disabilities — NVLD/NLD). Чтобы решить проблему, необходимо найти ее причину. Выясните, что мешает Вашему ребенку социализироваться и как Вы можете ему помочь.

Возможные симптомы

Проблемы с социализацией могут быть не так очевидны в раннем детстве, это зависит от причины возникновения проблем. У некоторых детей с невербальным расстройством обучения, например, симптомы не проявляются до начальной или средней школы. Это тот период, когда социализация становится сложнее.

Возможно, Вы замечали, что Ваш ребенок отвечает невпопад, когда оказывается втянутым в разговор или не видит, когда кто-то очевидно раздражен.

Что может быть причиной проблем с общением?

1. Невербальное Расстройство Обучения (НРО) – это нарушение обучаемости, которое оказывает серьезное влияние на навыки общения.

Другие отклонения также могут усложнить общение для детей, но по другим причинам. Ниже будут представлены некоторые отклонения, которые могут быть причиной проблем с общением.

Невербальное расстройство обучения – это отклонение, из-за которого детям сложно понимать невербальные коммуникации. Как правило, дети с НРО упускают язык жестов, выражение лица и интонацию голоса, поэтому могут не понять намерений собеседника. К примеру, такой ребенок не поймет, что скрестивший на груди руки и отвернувшийся одноклассник не хочет с ним разговаривать.

Многие дети с НРО не понимают абстрактные понятия, они не могут читать между строк и буквально понимают фигуральные выражения. НРО часто влияет на навыки самоконтроля, из-за чего ребенок перебивает собеседника и не держит под контролем свои эмоции. Отклонение также влияет на координацию и математические способности.

Давайте рассмотрим некоторые из симптомов НРО, связанные с навыками общения:

  • Очень много говорит

  • Использует неуместные выражения

  • Полагается на взрослых, чтобы получить информацию

  • Не понимает выражение лица, язык жестов

  • Предельно буквален и не понимает фигуры речи и сарказм

  • Избегает общения со сверстниками

  • Предпочитает общение со взрослыми общению с другими детьми

У детей разного возраста симптомы НРО могут проявляться по-разному. Ребенок, который сейчас учится в первом классе, в девятом будет вести себя совсем по-другому.

2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): симптомы СДВГ могут быть причиной того, что ребенку трудно социализироваться. Детям с СДВГ тяжело концентрироваться и контролировать импульсы.

Ниже представлены симптомы детей с СДВГ, связанные с навыками общения:

  • Не дожидается своей очереди

  • Встревает в разговор, перебивает собеседника

  • Требует, чтобы его прихоти выполняли немедленно

  • Не дает собеседнику вставить слово

  • Плохо слушает других и теряется в собственной речи

  • Быстро сдается, сваливает работу в группе на других

  • Не сидит на месте, все время ёрзает

Симптомы СДВГ проявляются по-разному у детей разного возраста. Как и в случае с НРО, ребенок, который учится в младших классах, в старших будет вести себя совсем по-другому.

3. Социальное коммуникативное расстройство (СКР): дети с СКР испытывают проблемы с вербальной коммуникацией. В отличии от детей с НРО и СДВГ, они часто просто не хотят разговаривать с другими людьми.

Вот некоторые симптомы детей с СКР, которые мешают им взаимодействовать с другими:

  • Почти не интересуется общением с другими

  • Меняет тему или завладевает разговором

  • Недоразвитие речи из-за нарушения фонематического восприятия

  • Не подстраивает свою речь под разных людей или ситуации

  • Разговаривая с незнакомыми людьми, упускает важные детали

  • Не знает, как правильно приветствовать людей, получать информацию и привлекать внимание

  • Предельно буквален и не понимает фигуры речи и сарказм

  • Не понимает невербальные коммуникации

  • Ничего не поймет, если ему прямо не сказать об этом

Симптомы СКР могут проявляться по-разному у детей разного возраста.

Эти три нарушения не связаны, но они могут сочетаться у ребенка.

Зная, что стоит за проблемами с общением у Вашего ребенка, Вы найдете лучшее их решение.

Как найти ответы

Если у Вашего ребенка проблемы с навыками общения, ключ к получению лучшей поддержки – найти причину проблемы. Хорошим началом будет наблюдение за поведением ребенка. Обращайте внимание на мелочи. Любая информация будет полезна специалисту, который будет его анализировать. Определение источника проблем Вашего ребенка может быть длинным и сложным процессом. Вот как стоит начать:

  • Поговорите с учителем Вашего ребенка. Вы знаете о трудностях, с которыми сталкивается ребенок дома. Но учитель может обратить Ваше внимание на что-то новое, рассказав о его поведении в классе. Разговор о Ваших наблюдениях и беспокойствах может привести к неформальной поддержке в школе. Например, учитель может пересадить Вашего ребенка к детям со схожими интересами или стараться давать более четкие инструкции, чтобы ребенок его понял.

  • Подумайте о тестировании в школе. Если Вы думаете, что на навыки общения Вашего ребенка повлияли проблемы с обучаемостью или вниманием, Вы можете попросить у учителя ребенка провести с ним тесты. В зависимости от результата, у ребенка будет возможность получить необходимую помощь и поддержку.

  • Обратитесь к врачу. Вы можете начать с того, чтобы обсудить свои опасения с доктором Вашего ребенка. Вместе Вы можете придумать, как найти причину проблем с общением у Вашего ребенка. Доктор может выявить проблемы медицинского характера, а также помочь Вам найти логопеда или специалиста для тестирования.

  • Поговорите со специалистом. Некоторые педиатры могут проверить Вашего ребенка на наличие у него СДВГ. Но психологи, которые специализируются в проблемах с обучаемостью и вниманием могут проверить ребенка и на СДВГ и на НРО. Логопед может определить у ребенка СКР. Для НРО, СДВГ и СКР существуют разные типы тестов.

Что Вы можете сделать сейчас

Вне зависимости от причины проблем с общением у Вашего ребенка, всегда есть способы оказать ему поддержку, повысить самооценку и научить базовым навыкам общения. Одно только осознание того, что Вы всегда рядом и готовы поддержать его, внесет большие изменения.

Ниже представлены некоторые варианты того, как Вы можете помочь:

  • Узнайте как можно больше. Чем больше Вы знаете о препятствиях на пути Вашего ребенка, тем лучше Вы сможете помочь ему их преодолеть.

  • Наблюдайте и подмечайте. Очень поможет, если Вы будете знать, в каких именно ситуациях ребенок испытывает трудности. Посмотрите, как он обычно себя ведет и что делает не так, предложите ему другой подход. Ваши заметки также будут полезны, если Вы решите обратиться к доктору, учителю или специалисту.

  • Отрепетируйте ситуацию. Отрепетируйте вместе с ребенком ситуацию, в которой он обычно теряется. На примере научите его начинать и поддерживать разговор, не перебивать собеседника и вести себя вежливо.

  • Познакомьте ребенка с другими детьми. Ребенку будет проще общаться с детьми с одинаковыми интересами. Поищите классы или клубы, где изучают вещи, которые ему нравятся.

  • Поищите классы, обучающие навыкам общения. Возможно, в Вашей школе их предоставляют бесплатно. Некоторые специалисты могут предлагать специальные программы для детей, которым не дается общение.

  • Попробуйте разные подходы. Поищите в группах в соцсетях идеи о том, как помочь ребенку завести друзей и улучшить навыки общения.

  • Свяжитесь с другими родителями. Возможно, Вам кажется, что вы единственная семья, где ребенок испытывает проблемы с социальными навыками, но на самом деле это не так. Поговорите с родителями, которые оказались в похожей ситуации, обменяйтесь наблюдениями и идеями.

—————————

Попробуйте занятия в коррекционной онлайн программе Fast ForWord.

Данная программа успешно развивает навыки концентрации внимания, фонематическое восприятие и основные когнитивные навыки ребенка — память, обработка и анализ информации, логическое мышление и т.д.

Занятия в Fast ForWord, помогают детям с СКР, СДВГ и детям с проблемами с обучаемостью.

—————————

Как правило, дети с проблемами с социальными навыками не перерастают это. Но с Вашей помощью ребенок сможет научиться общаться лучше. Каждый новый успех поможет ему поднять самооценку и будет мотивировать на дальнейшие успехи.

Кто такой «социальный ребёнок»

Они ходят в рваной, грязной одежде. Слушают шансон. Показывают друг другу средний палец. Сидя за столом, чокаются гранеными стаканами. Воруют. Они называют друг друга такими словами, какие мне даже в голову не приходят. Выпрашивают друг у друга еду. Они с жестокостью в глазах дают раздают пендели с тумаками направо и налево. Пугают друг друга детским домом. Едят столько, сколько не ест даже взрослый мужик. Они. Дети. Состоящие в особой категории «Социальные».

Поехав на 6 смену в лагерь, в 2016 году, никто из нас, вожатых, не знал, каких детей ему дадут. И совершенной неожиданностью, огромным сюрпризом на вокзале стала для каждого фраза: «Вся смена — социальные дети. 700 человек». И вот у меня под крылом 29 малышей от 7 до 10 лет. 29 сердечек. 29 невинных, красивых пар глаз. 29 смышленых мордашек. 29 детей, достойных самого лучшего!

Несколько лет назад я сама ютилась под знаменем «Социального» ребенка. Несмотря на то, что в моей жизни сейчас все хорошо, я как никто понимаю этих ребят. Понимаю, как им тяжело, как будет потом больно, когда они начнут осознавать всю горечь их положения…

Называться «Социальным» — это горько. Это больно. Это где-то, скажу за себя — противно. Это СТРАШНО.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Толику 8 лет, он из Пушкино. Сидим в беседке, ждем ужина: «А у меня завтра день Рождения. А вот знаете, мой День Рождения никогда не отмечали, кроме одного раза. Но мне тогда года 3 или 4 было…»

Или ещё — разговор с Даней. Даня мальчик смышленый, хороший лидер, и в то же время — очень ранимый:

— А знаете, у меня один глаз плохо видит. Нет, он видит, но хуже, чем другой.

— Ну, попроси, чтобы тебя к окулисту сводили, как домой приедешь — тут тебе точно ничем не помогут — пытаюсь решить проблему мальчика — сперва к врачу сходишь, а потом очки купят.

— Да не, не купят… Денег нет — голос затихает.

Социальным ребенком меня можно было назвать еще с 1-го класса. Самое удивительное, что взрослые в школе никак не реагировали на меня. А я выделялась на фоне остальных ребят. Но никто из педагогов не обратился в органы опеки. Сейчас я это с огромной горечью понимаю и призываю обращать вас внимание на любые мелочи. Я против ювенальной юстиции, но есть то, что выходит за рамки дозволенного и принятого обществом.

Дети в России — цветы, продирающие себе путь сквозь сорняки.

Цветы, которые не поливают и не дают им света. Мне самой было очень тяжело в свое время. И если бы не люди рядом — не писала бы я сейчас эти строки. А кто поможет этим малышам? Кто поможет моим 29-ти деткам и всем ребятам, что получают льготные путевки в лагеря и бесплатные обеды в школах? Кто, если ребенок в России не получит гарантии, что его трудное положение заметят.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх