Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Состояться как личность

В последнее время темы успеха и личностного роста нередко стоят рядом. Это вполне закономерно. Ведь многие цели становятся достижимыми лишь при условии внутренних изменений. Однако не секрет, что за желанием добиться успеха нередко стоит стремление реализовать себя и состояться как личность. С этой-то целью и штудируются многочисленные психологические методики, посещаются семинары и тренинги.

Состояться как личность – это нечто большее, чем просто добиться успеха. Находится много людей, которые, даже сделав головокружительную карьеру, всё же не решаются уверенно сказать о себе, что они – состоявшиеся личности. Конечно, восприятие и оценка себя – вещь субъективная. Но, безусловно, стоит задуматься над тем, какими же качествами должна обладать состоявшаяся личность.

Смелость быть собой

У каждого есть определённые способности. Другое дело, что не все развивают их в себе и пользуются ими. Для состоявшейся личности характерно постоянное стремление к раскрытию своих задатков. Это непросто уже хотя бы потому, что для этого подчас нужна немалая смелость. Но это то качество, без которого невозможно состояться как личность. Тандем таланта и смелости позволяет раскрыть свои лучшие качества. Саморазвитие становится нормой жизни.

Крайне важно умение никогда не терять своего лица и в любой ситуации оставаться собой. Для этого необходим высокий уровень психологической зрелости, который немыслим без устойчивого мировоззрения. Человек имеет чёткую систему ценностей, от которых он никогда не откажется ради мимолётной выгоды. Он умеет противостоять соблазнам и ограничивать себя.

Безусловно, для этого требуется немало сил, прежде всего духовных. Их даёт осознание своей ответственности перед миром. Человек знает, что его личность – это огромная ценность. Поэтому он не замыкается лишь в своих интересах, а стремится оставить что-то после себя – то, что могло бы сделать мир лучше. Как ни пафосно всё это звучит, однако дело обстоит именно так.

Бесконечный путь

В любом случае понадобится умение жить в гармонии с собой и с мирозданием. В китайской философии используется такое понятие, как дао – путь. Важный шаг к тому, чтобы состояться в личностном плане – это отыскать своё русло, которое приведёт в ту точку равновесия, где станет возможным максимальное проявление себя. Это непростой процесс, зачастую даже мучительный. Но состоявшийся человек не боится трудностей, поэтому чётко знает, кто он и куда идёт.

Внутренний рост должен продолжаться всю жизнь. Вот почему стать состоявшейся личностью раз и навсегда невозможно. Даже отпущенного земного срока может не хватить для полной самореализации. Она недостижима – на любой ступени развития возможно что-то большее. Ошибки и разочарования тоже не исключены. А преодолевать трудности придётся постоянно.

Человек двигается в выбранном направлении, старается достичь как можно большего, зная, что любой результат не будет идеальным. Нужна мудрость, чтобы понимать это, но при этом всё равно идти вперёд. Состоявшаяся личность может смело посмотреть в лицо не слишком жизнерадостным истинам. Однако для неё сам процесс совершенствования приобретает большую ценность. Ведь суть земных исканий – непрерывное движение.

Несостоявшийся человек

Он шел. Он брёл по мостовой.
Шатался, падал столь несчастный.
Карман его давно пустой,
Деньгами баловал не часто.
Он был небрит, заляпан фрак.
И тот был древний да потёртый,
Он жизнь такую счёл за знак,
И был отчаянный, упёртый.
Ещё был горд он, как барон.
Повадки все – аристократа.
Поставил цель – металла звон,
Желал от жизни только злата.
Но как же так? Ведь он был пьян,
А все друзья – «враги и сволочь».
Ему кричали: «Прочь смутьян!
Твой неприятен даже голос!»
И он винил во всём толпу:
«Вам не понять души поэта!
Не знать, как трудно одному
Бродить по проклятому свету».
От части прав, конечно, был он –
Несостоявшийся поэт.
В его квартире было сыро,
А в окна падал тусклый свет.
Нет, не хотел стараться парень,
Не чтил, теорий знатоков.
Он книгу написал бы за день,
Но нет на свете дураков,
Чтобы прочли сию отписку,
Сей труд никчемный и пустой…
«Строка должна быть – словно выстрел!» —
Учил его отец хромой.
Но нет, не принял он уроков,
Не стал он слушать и отца,
Итог известен: здесь он, в строках,
Но доскажу я до конца…
Несостоявшийся писатель,
Никем не признанный поэт,
Стоял, всех, проклиная братьев,
Забыв, что тоже человек…
Он не хотел трудиться мыслью,
Отверг он всех учителей,
Мост. Ночь. Один грохочет выстрел…
Дорога в царствие теней…
Таков итог проклятий вечных,
Запомните его на век:
Ты мертв душой, ты бессердечный –
Труды отвергший человек!
29.03.08

Упало – пиши пропало (версия вторая)

Истоки этой версии лежат в ряде сводов средневековых законов. Предмет, упавший на территории землевладельца считался на законодательном уровне автоматически перешедшим в его собственность и пропавшим для прежнего хозяина.

Из того же направления вытекает другой источник формирования фразеологизма. Традиционным видом заработка некоторых маргинальных личностей был промысел на большой дороге, который сурово карался, вплоть до смертной казни.
Но существовал пункт закона, по которому упавшая на землю вещь считалась не награбленной, а найденной. Поэтому если во время грабежа какая-то вещь падала с воза страдальца, она могла считаться законно найденной, в состав вещдоков не входила и возврату не подлежала. То есть, могла быть записана как пропавшая.
В современном законодательстве тоже есть подобного рода лазейка, которой пользуются мелкие вокзальные воришки. Один выхватывает у жертвы кошелек и бросает на землю, а сообщник поднимает и был таков. С юридической точки зрения – один пошутил, другой нашел, а третий написал – пропало.

Состоявшаяся личность

Наибольшие трудности возникают, когда нужно перейти от культурно-типологических черт личности Бетанкура к его индивидуально­сти. В чем видится, говоря словами Пушкина, “лица необщее выраженье”? Конкретно-биографические сведения о Бетанкуре скудны, но все-таки можно указать на главный вектор развития его личности. Эвристи­ческие возможности для этого предоставляет эпигенетическая теория Эрика Эриксона.

Главная идея Эриксона состоит в том, что личность на каждом возрастном этапе переживает кризис, который может разрешиться как ус­пешно, так и неудачно. В первом случае умножаются возможности лично­стного роста, во втором – возникают серьезные затруднения. В детстве че­ловек определяется в своих глобальных установках на мир и на себя. В благоприятных условиях личность обретает доверие к миру и к себе, ста­новится активной, инициативной, расположенной к творчеству. В случае неудачного развития личность опасается враждебных действий извне, со­мневается в своих возможностях, теряет активность и инициативность, об­ретает чувство неполноценности. В “смешанном варианте” создается соче­тание удачных и неудачных результатов выхода из кризисов возраста.

По воспоминаниям современников, Бетанкур был оптимистичен, отличался добротой и легко шел на контакт с людьми. Известно, что в детстве Бетан­кура учил его отец – подполковник, знающий инженерное дело. Судя по письму 31-летнего Бетанкура родителям, он с удовольствием делился с ними как техническими замыслами, так и своими успехами. Он пи­шет о созданной им драге, что это “машина, приводимая в движение вет­ром и служащая для обезвоживания болотистых почв. Она очень понрави­лась всем гидравликам, которые ее видели, и была ими апробирована» (Б, 25). Здесь явно чувствуется и привязанность к родителям, и духовное род­ство с ними. Важным аспектом роста личностной активности является стремление человека овладевать культурными “языками”: иностранной ре­чью, математикой, танцами, живописью и т.п. Это закладывается в дет­стве (до восьми лет). Известно, что уже в ранние годы Бетанкур освоил англий­ский и французский языки, проявил интерес к рисованию. В моло­дые годы он посещал рисовальный класс Академии изящных искусств в Мад­риде. Да и к науке Бетанкур подходил с универсальным интересом: как ма­тематик, механик, химик. Спектр научных и технических открытий Бетан­кура чрезвычайно широк: от создания шкалы для термометра до раз­ра­ботки технологии производства бумаги для ассигнаций.

В юношеские годы важным моментом является ясное определение себя как личности (формирование чувства идентичности, тождественности себе). При успешном контакте со сверстниками у человека созревает чет­кий Я-образ, обеспечивающий устойчивость поведенческих программ. При обнаружении той или иной слабости физического или психологиче­ского свойства в нормальных условиях действует указанный А.Адлером меха­низм компенсации. Бетанкур был невысокого роста, что, возможно, и тревожило его. Но скомпенсировал он это легкое упущение природы общительностью и приветливостью. Бетанкур – отчетливый экстраверт, он активно ищет контакты с окружающими. Бетанкур похож на Моцарта – своего великого современника. Он переполнен научными идеями и щедр на их воплощение. По характеру – веселый, добродушный, терпимый к слабостям людей, но не приемлющий подлости. Открыт, контактен, стремится соединять людей в общем деле. Любопытно, что большинство своих дел он свершает в паре с кем-либо из подходящих для ситуации лю­дей: свое первое изобретение (прядильный станок) Бетанкур делает вместе с сестрой; знаменитый учебник пишет с Ланцем; усовершенствует меха­низм часов вместе с Бреге; при постройке Московского манежа сотрудни­чает с Бове; Нижегородскую ярмарку обустраивает с Монферраном. Бе­танкур готов знакомиться с интересными людьми, знакомить их между со­бой, соединять их в интересных начинаниях. Колоритную картину в своих воспоминаниях создает английский инженер Смайльс, знавший Бе­танкура в годы его пребывания в Лондоне в конце 1880-х гг.:

“Случалось, что Бетанкур, совершая свою ежедневную прогулку, обыкновенно ходил мимо небольшой мастерской Модсли в Уэльс-стрите и, будучи сам токарем, с любопытством рассматривал разные вещи, вы­став­ляемые время от времени в окне мастерской молодого механика. Од­нажды в окне был выставлен такой превосходный метчик, что Бетанкур вошел в мастерскую, чтобы расспросить Модсли, который ему очень по­нравился, и после того часто заходил в мастерскую и спрашивал, нет ли чего нового. Бе­танкур был также хорошо знаком с Бриннелем, и, когда тот по­жаловался ему, что не может найти искусного механика, который бы взялся построить спроектированную им блочную машину, Бетанкуру тот час пришло в го­лову, что Модсли, по всем вероятиям, выполнит как нельзя лучше предпо­лагаемую трудную работу, и он тут же рассказал Бриннелю о новых пре­восходных орудиях, придуманных Модсли для достижения большей точ­ности и законченности в работах. Бриннель сразу решил обра­титься к Модсли и просил Бетанкура познакомить его с ним; они отправи­лись вме­сте, и после предварительных переговоров Бриннель опять обе­щал зайти в мастерскую Модсли и принести с собой чертежи предпола­гаемой модели» (Б, 32).

Женился Бетанкур в тридцать два года. По понятиям того времени, это был как раз подходящий возраст: когда определилось социальное по­ложение мужчины. Скажем, Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной, имея от роду примерно столько же лет. Выбор Бетанкура был вызван исключительно личной привязанностью к невесте – без стремления к каким бы то ни было побочным целям. Анна Жордан была не родовита и являлась иностранкой. Поэтому даже полное оформ­ление семейных отношений Бетанкуров протекало со сложностями: раз­решение испанских властей на брак Бетанкур получил только через семь лет (!) после венчания. Но самостоятельность и независимость выбора Бе­танкура проявляются и вот в чем. С большой долей вероятности можно ут­верждать, что Анна обладала трудным характером. Желчный Вигель обо всех членах семьи Бетанкура говорит как о приятных людях – кроме ма­тери семейства, и здесь ему можно верить:

“Надобно полагать, что смолоду была она красива собою; без того, кто бы велел Бетанкуру жениться на ней, когда она была низкого состоя­ния? А спесива была она так, что не приведи Бог” (В, V, 13). Но Бетанкур смог создать теплую семейную атмосферу. Его активность и жизнерадо­стность передались дочерям. Вигель так продолжает свой рассказ:

“К счастью, дочери ни с какой стороны не походили на Анну Ива­новну, а скорее на родителя Августина Августиновича…. Когда я начал их знать, одна только пятнадцатилетняя Матильда пленяла наружностью, а две старшие давно уже перешли за краткий срок, который жестокая к ним природа дала их прелестям. Но было им чем заменить эту великую по­терю: каждое слово их выражало грацию ума и сердца; с восхищением можно было слушать их, когда играли на арфе или фортепиано, с восхи­щением любоваться их рисунками и их народною пляской фанданго и бо­леро … Можно ли было удивляться беспредельной нежности к ним отца, и кто бы не был ими счастлив?” (В, V, 13–14).

Где грань между «еще не личность», «личность» и «уже не личность» по закону и морально-этическим нормам человечества?

Анастасия Дутова 1 2 года назад актриса, делающая вид, что в чем-то разбирается АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Прежде всего, стоит разобраться с понятием личности как таковой. Как говорит нам старая добрая Вики:

«Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности».

Проще говоря, личность — это достойный член общества, характеризующийся сформировавшимся мировоззрением, способностью нести ответственность за свои поступки, пониманием своего места в этом мире, имеющий определенные отличительные черты, называемые индивидуальностью.

Если говорить о законе, то мы касаемся таких понятий, как дееспособность и деликтоспособность (способность нести ответственность). В РФ эти понятия связывают с возрастом: 14, 16, 18 и 21. По логике законодательства, к 18 годам — к совершеннолетию — индивид должен сформироваться и стать полноценной личностью, что в реальной жизни случается не так часто. Таким образом, до 14 лет ты «ещё не личность», ибо слишком мал; с 14 до 18 (в случае эмансипации — до 16) ты вроде как и не личность, но какие-то признаки у тебя уже есть; а вот уже потом ты полностью готов быть частью этого общества и зваться личностью.

С моралью и этикой сложнее, ибо их нормы очень спорны. В целом, мы касаемся социализации личности — процесса усвоения социальных норм, правил и ценностей. Первичная социализация начинается с детства и не заканчивается до самой смерти. Вкратце, общество само «делает» себе членов, воспитывая их через социальные институты — семью, медиа, различные группы по интересам и т.д. Обычно общество готово признать человека личностью, когда он, исходя из совокупности влияния социальных институтов и личных качеств, способен «держаться на плаву» без помощи родителей, брать на себя ответственность и иметь своё мнение. Несомненно, огромную роль играют многие внешние факторы: продолжительность жизни, политическая и социальная обстановки, географическое положение, демографическая ситуация и даже историческое наследие. Многое зависит и от самого человека, т.к. кто-то спокойно может быть личностью в 16 лет, а кто-то остаётся ребёнком до 40. Именно поэтому средний возраст, когда индивид становится личностью, определить трудно, хотя обычно его соотносят с совершеннолетием. На деле же, во многих развитых странах своего рода инфантилизм сохраняется вплоть до 25 лет.

Верхнего возрастного ограничения у понятия нет. Это значит, что человек может оставаться личностью вплоть до своей смерти. Однако, статус «уже не личности» может приписываться людям с определёнными психическими расстройствами и иными болезнями. Прежде всего, это связано с утратой человеком какого-то из признаков личности.

Надеюсь, я правильно вас поняла и хоть чуть-чуть помогла.

С чего начну, я уже поняла. Чем закончу — еще не знаю, но все равно скажу.
Небольшая зарисовка изо дня вчерашнего, как раньше говорилось «быль».
Назначили мы вчера встречу с неким господином на площади у одного из самых крупных в Москве офисных зданий. Время по нынешним дорогам рассчитать сложно. Вот так и получилось, что приехала я раньше и не нашла занятия лучше, чем рассматривать проходящих мимо людей из окна машины и делать «умные» умозаключения.
Время было самое деятельное — час дня. Большинство хаотично сновало туда и сюда в каком-то безразличном отупении… кто-то кого-то явно ждал (интересно, почему многие так любят делать это, ковыряя в носу?)… кто-то, наконец, дождавшись, с ходу начинал предъявлять другому претензии… кто-то просто стоял в стороне, держа в руках примитивное «развальное» чтиво и выглядывая из-за него, занимался тем же, чем я….
Вдруг глаз мой заметил что-то… выпадающее из общей картины. Наискосок, через площадь шел человек. Не смотря на то, что делал он это не как все, он именно ШЕЛ, а не передвигался.
Я знаю, ЧТО за недуг, заставил его ТАК ходить. Но дело в том, что тот же недуг не смог заставить его не делать этого. Еще сравнительно недавно я не задумывалась о том, какими порой нечеловеческими усилиями (а может быть, только … и именно человеческими) достигается возможность ходить, работать и просто…жить.
Парень шел с поднятой головой. Да, он тяжело и прерывисто дышал, но он даже улыбался чему-то внутри себя… Молодая женщина, оглянувшись ему в след с плохо прикрытым жадным любопытством на лице, долго стояла, провожая его взглядом. Он этого не видел и не хотел видеть. Он шел. И, пройдя всего метров 15-20, остановился. Мне показалось, что он не хотел даже случайно заметить пустого жалостливого участия на лицах, поэтому отдыхал, опустив голову…
Через несколько минут он вошел в один из самых престижных московских бизнес центров.
И вдруг я поняла.
Поняла, что там, куда он шел, ОН — лучший…
К чему это все?
Как часто мы ВСЕ, иногда жалея себя, иногда ленясь душевно и физически, думаем, что мы не состоялись. Не состоялись, как специалисты, как творческие личности, как счастливые люди… Только давайте не будем даже про себя произносить слов, типа «не состоялись, как человеки». Если вы успели подумать об этом, то скорее всего, уже одно ЭТО говорит о том, что вы ошиблись…
Каждому понятно, что ничего в жизни не бывает случайным (хотя нам иногда легче думать именно так, опять же по причине душевной и умственной лености). Вы же замечали, наверное, что даже те события, которые на первый взгляд казались нам незаслуженными, лишними, мешающими нам двигаться дальше… в конце концов, оборачивались для нас чем-то полезным, позитивным. Даже если результатом были только размышления и нужные, правильные решения.
Так может, не загонять себя в навязанные случаем рамки, а спросить осознанно: «Если я не состоялся, то как КТО?» Как программист, как психолог, как художник, ets… в конце концов, как человек, который может кого-то чему-то научить? А, может быть, у вас талант любить людей… слышать их и согревать их своим словом?
А дальше — думать, говорить с людьми и работать… (многократное повторение фразы). И многое изменится.
И еще, наверное, нужно учиться благодарить жизнь за все, даже за плохое, доставшееся каждому свое… Может быть, не было бы этого «плохого» — мы никогда не узнали бы чего-то действительно необходимого, согревающего душу, дающего силы и радость встречать каждый новый день. Не смогли бы разглядеть и оценить тепло и заботу тех людей, которые находятся с нами рядом. Не смогли бы заметить, какие мы бываем бессовестные, создавая им (и себе тоже) проблемы свей нервозностью, капризами, а подчас и откровенной трусостью.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх