Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Сиблинговые отношения

Взаимоотношения между детьми в семье (сиблинговые отношения)

Целостная система семейных взаимоотношений включает взаимоотношения братьев и сестер (сиблипгов) — одни из самых продолжительных и значимых связей в жизни человека. Это сложные, двойственные отношения. С одной стороны, сиблинги — близкие родственники: они составляют отдельную подсистему семьи, имеют общих родителей, сходные материальные условия жизни и воспитания, общие семейные ценности и традиции, повседневное длительное общение, многочисленные эмоциональные и практические связи между собой. С другой стороны, сиблинговые отношения — это отношения ребенка с другими детьми. Их своеобразие состоит в том, что у самого ребенка нет возможности выбирать, будет ли у него сиблинг, какого пола, сколько внимания он будет получать от родителей.

Заметим, что тема сиблингов, несмотря на живой интерес к ней в повседневной жизни, в научной психологии изучена явно недостаточно.

Анализируя отношения сиблингов в детстве, 3. Фрейд заострил внимание в первую очередь на явлении соперничества детей за родительскую любовь, переживании ребенком ценности своего и противоположного пола.

Изначально психологи выясняли характер влияния сиблинговой позиции на развитие ребенка в разных сферах: особенности «Я»-концепции, социальные достижения, уровень интеллектуального развития, коммуникативной компетентности, вероятность возникновения поведенческих отклонений и др. (А. Адлер, Ф. Гальтон, А. Анастази).

Сиблинговая позиция — это место ребенка в семье по порядку рождения среди братьев и сестер: единственный ребенок, старший (первенец), средний, младший.

А. Адлер обратил внимание на порядок (очередность) детей в семье как на значимый фактор личностного развития. Он выделил появление младшего ребенка в семье как важное и болезненное событие в жизни старшего. В этот момент, когда старший ребенок перестает быть единственным, происходит «детронизация» («свержение с трона»). Старший сиблинг должен быть подготовлен родителями к появлению в семье малыша, иначе возникает ревность — фактор личностного развития.

Наличие в семье детей разных иолов, величина разницы в возрасте между сиблингами изменяет и усложняет ситуацию. Например, если разница в возрасте составляет больше пяти лет, считается, что каждый из детей будет функционально единственным и приближающимся по своим характеристикам к единственному ребенку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего.

Психоаналитически ориентированные работы 3. Фрейда, А. Адлера обозначили те трудности, которые возникают у ребенка в сиблинговых отношениях, их психотравматизирующий потенциал.

В контексте системного подхода к работе с семьей в исследованиях М. Боуэна, С. Минухина, В. Тоумена подчеркивается развивающий, ресурсный аспект отношений братьев и сестер. Позитивный вклад этих отношений выражается в том, что сиблинги образуют первую группу «равных», в которую вступает ребенок. В этих горизонтальных отношениях дети учатся вести переговоры, сотрудничать, оказывать поддержку, соперничать и наказывать друг друга1. Чтобы сиблинговая подсистема выполнила эту развивающую функцию, должны быть соблюдены определенные условия:

  • 1) сформированность взаимоотношений детей в семье (нечто общее в отношении к ним со стороны других членов семьи, например, выраженное в обращении «дети»; наличие коммуникации между братьями и сестрами, совместных интересов, претензий на общие ресурсы;
  • 2) признание родителями права детей на самостоятельное общение, их способности разрешать возникающие конфликты.

Наиболее подробно связь между сиблинговой позицией и особенностями личности исследовал австралийский психолог У. Тоумен . Изучив множество обычных семей, он пришел к выводу, что люди, которые занимают одинаковые позиции в структуре семьи, имеют сходные характеристики.

Принадлежность к той или иной сиблинговой позиции приводит к определенному набору личностных черт. Рассмотрим их.

Старший ребенок становится старшим, когда теряет положение «единственного». Это событие переживается им особенно остро, если сиблинг оказывается того же пола. Также важен возраст старшего сиблинга; самый неблагоприятный в этом смысле — возраст около трех лет, когда еще не нашли своего разрешения амбивалентные отношения с родителями, описанные 3. Фрейдом как эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Пытаясь отстоять внимание и любовь родителей, старший ребенок имеет тенденцию к принятию ответственности. Характерными становятся стремление к доминированию, руководству, выраженная мотивация достижения, повышенная тревожность и чувствительность. Указанные характеристики усиливаются, если младших детей того же пола двое или больше.

Младший ребенок в семье — это чаще всего человек опекаемый, ожидающий поддержки от окружения, искушенный в манипулятивных воздействиях, более оптимистично настроенный. Младший чаще и легче берется за все новое, решается на авантюрные поступки.

Если со стороны старшего сиблинга своего пола младший испытывает давление и жесткое руководство, то он может стать бунтарем, восстать против авторитетов. Если же старший сиблинг противоположного пола доброжелателен, го велика вероятность того, что младший освоит роль «принца» или «принцессы» и в будущем будет очаровывать лиц противоположного пола.

Позиция среднего ребенка обозначена не так четко, ее последствия менее определенны. Среднему достается меньше индивидуального внимания, чем старшему или младшему. Находясь в позиции «между», «средние» дети вынуждены налаживать и поддерживать отношения разного типа. Это их сильная сторона; они умеют хорошо общаться и дружелюбны. Но с этим же связана специфическая трудность «средних» в определении идентичности, самоопределении. Нередки попытки соревнования или самоутверждения любой ценой, даже ценой саморазрушения (алкоголизация, девиантные, асоциальные формы поведения).

Единственный ребенок одновременно оказывается самым старшим и самым младшим в семье, поэтому «собирает» характеристики и тех и других, но в более мягком варианте. Он имеет более высокую самооценку, чем старший ребенок, и менее склонен контролировать других; при этом ожидает помощи и не отказывается от поддержки. В некотором смысле он ощущает себя «королем» (или «королевой»). Единственный ребенок живет в ситуации больших надежд со стороны родителей, обычно имеет высокую мотивацию достижения. В случае завышенных требований может воспринимать их болезненно, как несправедливость. В наибольшей степени идентифицируется с родителем своего пола и воспроизводит его характеристики.

Единственный ребенок нередко предпочитает общество взрослых, а не сверстников, и в будущем у него могут возникнуть трудности в личных отношениях, понимании эмоционального состояния другого человека. Но свобода самоопределения, полученная в детстве, в целом создает хороший уровень социальной адаптации.

Близнецы оказываются в уникальной ситуации взаимной близости, чуть ли не слитности, что затрудняет их отделение друг от друга и установление более широкого круга общения. Иногда родители сами создают условия, которые помогают преодолеть эту излишнюю симбиотичносгь, например, акцентируя порядок их рождения и выделяя таким способом роли старшего и младшего, что приводит к принятию соответствующей сиблинговой позиции.

Краткое описание сиблинговых позиций и связанных с ними личностных черт показывает тем не менее закономерное направление трансформаций растущей личности. Детский опыт, полученный в рамках сиблинговой позиции, имеет долговременные последствия и определяет характеристики дружбы у взрослых, реализацию супружеской и родительской ролей. Старшие дети, как правило, доминируют, а младшие подчиняются им; имевшие детский опыт взаимодействия с сиблингом противоположного пола во взрослости лучше понимают лиц противоположного пола и способны к более близкому общению с ними во всех ролях (сексуальной, дружеской, родительской). Безусловно, речь не идет о жесткой предопределенности личностного развития, связанного с положением, занимаемым индивидом среди братьев и сестер. Тем не менее характерный спектр вариантов развития подчеркивает значимость самого феномена «сиблингового расклада» позиций в семье.

Часто изучение сиблинговых отношений призвано ответить на практические вопросы. Один из них — какова оптимальная разница в возрасте между сиблингами?

Многие специалисты считают, что разница в возрасте меньше трех лет неблагоприятна, поскольку на протяжении младенчества и раннего возраста продолжаются интенсивные процессы выделения ребенка из эмоционального единства с матерью, и лишь к трем- четырем годам появляются тенденции к самостоятельности («Я сам»), автономии, а также выраженный интерес к сверстникам, к взаимодействию с ними в игровой форме. Поэтому позиция старшего с новыми обязанностями и правами, возникающая с рождением младшего брата или сестры, будет освоена более гармонично.

М. Руфо1, исходя из психоаналитической интерпретации развития, указывает более длительный промежуток между рождениями: 6—7 лет как оптимальный. Это связано с необходимостью изжить эдипов комплекс, достичь более высокого уровня организации личности, более надежной идентификации с родителями, что позволит освоить новую роль без излишних эмоциональных потерь. Такой интервал позволит ребенку в полной мере испытать положительные стороны позиции единственного, накопить свои собственные, только ему принадлежащие семейные воспоминания, повернуться к приобретению друзей вне семьи.

Другой практически значимый вопрос: как способствовать более гармоничным отношениям сиблингов, как снизить конфликтность? От чего зависит степень эмоциональной близости детей в семье?

Конкурентность сиблингов возрастает в определенных условиях :

  • — если экономическое положение семьи различается для детей (один родился и провел значительную часть детства в благоприятный, «богатый» период, а другой — в период экономических трудностей);
  • — в семье имеются предпочтения детей определенного пола;
  • — нарушена иерархия отношений родителей к детской подструктуре.

Поясним последнее положение. Считается, что в так называемой здоровой семье супружеские и сиблинговые отношения относительно независимы; при этом супружеская подсистема иерархически выше, т.е. доминирует по своему влиянию в семье над детской. Но в реальности это не всегда так. Выделяют три основных варианта отношения родителя к детям в структуре семьи:

  • 1) игнорирование иерархии и сближение с кем-либо из детей за счет перераспределения привязанности;
  • 2) стремление быть максимально нейтральным, уравнивание всех детей и невмешательство в их взаимоотношения;
  • 3) удержание иерархии «взрослые — дети» при личностно-дифференцированном отношении к каждому ребенку.

Первые два варианта — крайности родительского отношения, подрывающие эмоциональную атмосферу в семье.

В первом варианте один из родителей, не удовлетворенный своей ролью в семье, компенсаторно создает интенсивную эмоциональную связь с ребенком — «коалицию». Коалиционная близость родителя с ребенком считается дефектом структуры семьи, разрушающим семейную иерархию, вытесняющим другого супруга на периферию. Дети испытывают искушения, их психологически «подкупают», провоцируя тем самым негативные последствия для личности детей. Если коалиция включает одного из детей, это противопоставляет «любимчика» остальным и деформирует сиблинго- вую подсистему.

Во втором варианте родители целенаправленно стремятся максимально уравнять свое отношение к детям (одинаковая еда, одинаковые подарки). Ложно понятый принцип справедливости приводит к игнорированию возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей детей. Вместо справедливости возникает уравниловка, воспринимаемая детьми и особенно подростками как равнодушие к ним лично.

Третий вариант представляет золотую середину родительского отношения к сиблингам. Здесь нет мелочного стремления уравнять любовь; родители спокойно, уверенно и гибко транслируют свое принятие и внимание в нужной для каждого ребенка форме, приспособленной под его пол, возраст и индивидуальные черты.

Убедительной иллюстрацией того, каким образом интерпретация сиблинговой ситуации родителями порождает разные варианты ее эмоционального и поведенческого переживания детьми, может служить исследование Т. В. Якимовой.

Были опрошены две группы родителей: родители, столкнувшиеся с негативным поведением первенцев (4—9 лет) в ситуации появления младшего ребенка в семье, и родители, не имевшие трудностей с отношениями между их детьми.

Родители, испытывавшие трудности с детьми, объясняли ситуацию старшего сиблинга в терминах дефицита или утраты (родительского внимания, времени), т.е. ситуацию «детронизации».

При такой интерпретации происходящего старший ребенок вызывал у родителей растерянность, жалость или раздражение. Они прибегали к различным способам компенсации своего внимания либо принуждали старшего ребенка вести себя «по-взрослому» (самому находить средства, чтобы справиться со своими переживаниями). Родители, эмоционально присоединяясь к негативным переживаниям ребенка, не могли обеспечить ему вхождение в новую семейную ситуацию.

Родители, не имевшие трудностей в отношениях детей и не обращавшиеся за психологической помощью, продемонстрировали, что они воспринимают ситуацию старшего прежде всего как приобретение им чего-то нового (роли, статуса, способов общения и др.). Эмоциональные переживания в адрес старшего ребенка у них другие: интерес, уверенность в возможности помочь ему, желание дать ему нужную поддержку или необходимые знания, готовность к новому поведению. Эти родители при появлении еще одного ребенка думают не о том, как компенсировать старшему «утрату» их внимания, а как включить его в изменившуюся ситуацию, дать ему почувствовать свою значимость в системе семейных отношений на новом уровне и с новым содержанием.

Современный исследователь О. В. Алмазова, проанализировав значительный массив работ, посвященных динамике сиблинговых отношений в онтогенезе, выделила следующие закономерности.

  • • Начало формирования отношений между сиблингами относится, как правило, к младенчеству младшего брата или сестры. При этом младенец часто больше привязан к старшему сиблингу, чем тот к нему.
  • • Для ребенка раннего возраста старший сиблинг часто удовлетворяет потребность младшего во внимании и поддержке, служит побудителем и образцом для подражания в поведении (одобряемого и запрещенного).
  • • В дошкольном возрасте сиблинг как ближайший доступный сверстник участвует в сюжетно-ролевых играх. Он помогает дошкольнику удовлетворять потребности в оценке действий и потребность в одобрении, формировать образ самого себя.
  • • В младшем школьном возрасте сиблинговые отношения в определенном смысле отходят на второй план, поскольку появляются устойчивые друзья-сверстники, выбираемые ребенком самостоятельно.
  • • Для подростков, особенно в ситуации, когда подростками являются оба сиблинга, взаимоотношения с братьями и сестрами также становятся крайне важными и углубляются, в них могут удовлетворяться потребности в принятии и уважении. У сиблингов появляется новый шанс стать близкими.
  • • В юношестве сиблинги впервые могут выбирать сколько времени и как его проводить (или не проводить) с братьями и сестрами; конфликты и ссоры становятся более редкими. Значимость сиблинговых отношений достаточно велика, хотя дружеские и особенно романтические отношения занимают первое место.
  • • В пожилом возрасте, в связи с сужением круга общения, ценность и важность сиблинговых отношений возрастает.

Итак, полноценное представление о социальной ситуации развития, роли семейной атмосферы, вкладе родительского отношения в становление личности ребенка или подростка невозможно без глубокого понимания содержания и структуры взаимоотношений детей в семье, без учета таких важнейших параметров, как сиблинговая позиция и сиблинговый опыт. В настоящее время внимание исследователей все чаще привлекают и отношения взрослых сиблингов между собой, определяющие их факторы и механизмы.

  • Якимова Т. В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье // Консультативная психология и психотерапия.2013. №4. С. 96-111.
  • Минухин С., Фишман Г. Техники семейной терапии. М.: Класс, 1998.
  • Лукьянченко И. В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношенийкак значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности // Психологическаянаука и образование. 2010. № 1. С. 31—40.
  • Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб.: Акцидент, 1994.
  • Лукьянченко II. В., Аликин И. А. Теория семейных систем М. Боуеиа. Красноярск : РИОКГПУ, 2002.
  • Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви. Екатеринбург : У-Фактория, 2006.
  • Лукъянчепко Н. В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношенийкак значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности // Психологическаянаука и образование.
  • Черников А. В. Введение в семейную психотерапию : интегративная модель диагностики : . М.,1998.
  • Лукъяпченко II. В. Указ. соч.
  • Якимова Т. В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье // Консультативная психология и психотерапия.
  • Алмазова О. В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослыхсиблингов : дис…. канд. психол. наук. М., 2015.

Сиблинговые отношения.

Сиблинговыми отношениями, в современной психологии, называются отношения, затрагивающие детей, рожденных в одной семье и являющимися друг другу родными братьями и сестрами.

Сиблинговые отношения являются важным компонентом детского социального и эмоционального развития. Через отношения детей с их родными братьями и сестрами дети учатся таким навыкам, как разрешение конфликтов и ведение переговоров.

Как и всё в жизни, сиблинговые отношения имеют положительные и отрицательные аспекты.К положительным аспектам можно отнести то,что братья и сестры часто являются источником эмоциональной поддержки друг друга. Показателем здоровых отношений братьев и сестер является помощь друг другу, совместное преодоление трудностей, выслушивание жалоб . Связь помогает братьям и сестрам понимать, что они не одиноки и позволяет им обмениваться частной и сложной информацией с надежным соратником. Но существуют общие черты для отношений всех сиблингов — это конкуренция и борьба друг с другом по разным причинам. Например за внимание или из-за разного индивидуального темперамента. Данный аспект может рассматриваться в качестве отрицательного аспекта сиблинговых отношений, особенно если соперничество оборачивается насилием. В своей работе я хотела бы подробнее рассмотреть основные аспекты сиблинговых отношений,а также понять какое влияние они оказывают на развитие личности ребенка.
Сиблинговые отношения зарождаются в момент появления в семье второго ребенка, и могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер. Для наиболее полной характеристики данного вопроса следует рассмотреть из каких аспектов складываются сиблинговые отношения. В числе таких аспектов можно назвать: культурный, возрастной, половой, психологический и др.

Культурный аспект. В промышленно развитых культурах, сиблинговые отношения имеют, как правило, произвольный характер. Общество поощряет поддержание связи и сотрудничества со своими братьями и сестрами, но это не является обязанностью. Старшие братья и сестры в этих культурах иногда обязаны присматривать за младшими братьями и сестрами, но лишь изредка,совместно с родителями. В отличие от этого, сиблинговые отношения в неиндустриальных культурах часто являются обязательными,с культурными нормами постоянного взаимодействия, а также близости между братьями и сестрами. Эти культуры создают условия для тесного общения старших братьев и сестер с младшими.

Возрастной и половой аспекты.Немалую роль в отношениях сиблингов играет тот факт какого пола дети. Исследователи отмечают, что конфликты более вероятны в парах сиблингов-мальчиков. Отношения в таких парах будут напряженными и в зрелом возрасте, чаще всего, такие сиблинги не поддерживают отношения став взрослыми. Напротив, в парах сиблингов-девочек наблюдаются близкие отношения. Такие сиблинги оказывают поддержку друг другу на протяжении всей жизни.

Крейг Фаулер, в своем исследовании о мотивах родственных связей задается вопросом о том, «являются ли межличностные отношения сиблингов различными в связи с разницей в возрасте или поле братьев и сестер», а также изучает, «каким образом эти различные коммуникационные мотивы влияют на сиблингов в формате их отношений». Если ребенок видит в старшем брате или сестре источник комфорта связь становится более крепкой. Напротив формированию отношений в негативном ключе могут способствовать агрессивное поведение старшего ребенка. Сиблинговая привязанность в основном формируется при условии, если младший ребенок вынужден полагаться на старшего в вопросах безопасности и поддержки.

Психологический аспект. Братья и сестры оказывают друг на друга неменьшее влияние, чем на сверстников. Эти отношения могут даже компенсировать негативное психологическое воздействие, отсутствия друзей, и помогают сохранить подросткам чувство собственного достоинства. Старшие братья и сестры могут эффективно прививать модель хорошего поведения младшим. Наоборот, старших братьев и сестер может стимулировать к необдуманным поступкам рискованное поведение младших. В момент,когда сиблинги достигают зрелого возраста они уже не живут вместе и, зачастую, их интересы различны. На этом этапе родители уже не контролируют взаимотношения сиблингов. Несмотря на эти факторы, братья и сестры часто поддерживают отношения в зрелом и даже пожилом возрасте. Близость проживания-решающий фактор в поддержании контактов между братьями и сестрами, те, кто живет ближе друг к другу, чаще видятся. Кроме того, гендерный фактор также играет значительную роль. Сестры часто поддерживают контакт друг с другом, напротив, братья реже других сиблинговых пар поддерживают отношения будучи взрослыми.

Сиблинговые отношения могут складываться различным образом под влиянием целого ряда факторов. Часто в рамках этих отношений может возникать сиблинговое соперничество.

Сиблинговое соперничество — это тип конкуренции или враждебности среди братьев и сестер.Братья и сестры обычно проводят больше времени вместе друг с другом чем с родителями. Такая связь часто является сложной и зависит от таких факторов, как здоровье родителей, порядок рождения и опыт вне семьи. Соперничество особенно интенсивно, когда дети очень близки, одного возраста и пола, или когда один ребенок интеллектуально одареннее другого.

С раннего возраста дети чувствительны к изменениям в отношении родителей.

Подростковая борьба осложнена физическим и психологическим насилием в отношении друг друга.Физические и эмоциональные изменения способствуют напряженности в подростковом возрасте, как и изменения в отношениях с родителями и друзьями. Борьба с братьями и сестрами, как способ получения родительского внимания, также усиливается в подростковом возрасте. Сиблинговое соперничество может продолжаться в зрелом возрасте и родственные отношения могут резко меняться на протяжении всей жизни. Такое событие как болезнь родителей может сблизить сиблингов, тогда как брак может оттолкнуть их друг от друга, особенно если складываются напряженные отношения с избранником сиблинга. Примерно одна треть взрослых описывают свои отношения с братьями и сестрами, как напряженные или отдаленные. Однако соперничество часто уменьшается со временем. Каждый ребенок в семье старается показать свое отличие от других детей . Дети могут чувствовать что они получают неравное количество внимания и заботы родителей. Физическое насилие между детьми наиболее популярно в семьях, где нет понимания того, что борьба не является приемлемым способом разрешения конфликтов, а альтернативные способы обработки таких конфликтов не используются. Стресс в жизни родителей и детей может способствовать большему количеству конфликтов и увеличению сиблингового соперничества.

Родители могут снизить возможность соперничества, посредством отказа от сравнения детей, планированием семейных развлечений , и предоставлением каждому ребенку достаточного количества собственного пространства и времени. Они также должны уделять равное количесво внимания детям, поощрять командную работу, отказываться от приведения одного ребёнка примером для подражания другим и избегать фаворитизма. Обучение детей позитивным способам привлечения внимания родителей, когда они в нем нуждаются , может также снизить вероятность, что они будут прибегать к агрессивной стратегии, для привлечения внимания.

С раннего возраста дети чувствительны к изменениям в отношении родителей.

Подростковая борьба осложнена физическим и психологическим насилием в отношении друг друга.Физические и эмоциональные изменения способствуют напряженности в подростковом возрасте, как и изменения в отношениях с родителями и друзьями. Борьба с братьями и сестрами, как способ получения родительского внимания, также усиливается в подростковом возрасте. Сиблинговое соперничество может продолжаться в зрелом возрасте и родственные отношения могут резко меняться на протяжении всей жизни. Такое событие как болезнь родителей может сблизить сиблингов, тогда как брак может оттолкнуть их друг от друга, особенно если складываются напряженные отношения с избранником сиблинга. Примерно одна треть взрослых описывают свои отношения с братьями и сестрами, как напряженные или отдаленные. Однако соперничество часто уменьшается со временем. Каждый ребенок в семье старается показать свое отличие от других детей . Дети могут чувствовать что они получают неравное количество внимания и заботы родителей. Физическое насилие между детьми наиболее популярно в семьях, где нет понимания того, что борьба не является приемлемым способом разрешения конфликтов, а альтернативные способы обработки таких конфликтов не используются. Стресс в жизни родителей и детей может способствовать большему количеству конфликтов и увеличению сиблингового соперничества.

Родители могут снизить возможность соперничества, посредством отказа от сравнения детей, планированием семейных развлечений , и предоставлением каждому ребенку достаточного количества собственного пространства и времени. Они также должны уделять равное количесво внимания детям, поощрять командную работу, отказываться от приведения одного ребёнка примером для подражания другим и избегать фаворитизма. Обучение детей позитивным способам привлечения внимания родителей, когда они в нем нуждаются , может также снизить вероятность, что они будут прибегать к агрессивной стратегии, для привлечения внимания.

Сиблинговые отношения (отношения между братьями и сестрами)

«Старший умный был детина.

Средний был и так, и сяк.

Младший вовсе был дурак».

Петр Ершов. «Конек-Горбунок»

Сиблинг — это термин, который применяется для обозначения братьев и сестер, рожденных одними родителями в одной семье.

Статус сиблинга издревле был очень важен в связи с порядком распределения наследства. Старшему брату доставалась, как правило, львиная доля наследства. Помните сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». Старшему досталась мельница, среднему – осёл, а младшему – кот. Согласно правилу майората, земли нельзя был делить и дробить. С государственной точки зрения, это было необходимо для поддержания стабильности управления, сохранения размеров получаемых налогов, рекрутов и т.д. с одного землевладения.

Старший из братьев и сестер был в ответе за имущество, хозяйство, материальное обеспечение. И поэтому они должны были быть более консервативными, прагматичными, рациональными. Средние отправлялись служить в армию, учиться в университет или «шли в люди» искать себе счастья. В сказках младшие дети, например, Иванушка в сказке «Конек-горбунок», имеют характер добродушный и неамбициозный, но именно они становятся теми счастливчиками, которым все блага мира даются просто так, за без видимых усилий, за доброту.

Итак, оговорюсь сразу. Ниже представлены суждения самого общего характера. Средняя температура по больнице. Каждый из читателей может найти в этом описании как много сходства, так и множество различий с его конкретной семейной и жизненной ситуацией.

Единственные дети. Для них характерно следующее.

Они несут сравнительно большую психологическую нагрузку. При наличии нескольких братьев и сестер она могла быть распределена на нескольких. А тут – один отдувается за всех.

Они ограничены в моделях общения. Например, у них нет модели заботы о ком-то, так как младших братьев и сестер не было. Нет модели подчинения более сильному партнеру, так как не было старшего брата.

Они в большей степени эгоисты, так как привыкли, что лучший кусок и вся забота родителей принадлежит им безраздельно. Возможно, в партнерских отношениях они будут требовать от партнера «продолжения банкета», односторонней заботы.

Конкурентная способность у них меньше, так как им всё досталось без всяких усилий. Поэтому, скорее всего им сложнее переживать кризисы и критику в свой адрес.

Нет привычки общаться со сверстниками, так как нет братьев и сестер, они часто имеют привычку общаться с более старшими по возрасту людьми.

Такой ребенок находится в семье под давлением двух взрослых, а он один маленький. Т.е. у него нет шансов к сопротивлению, они его числом и авторитетом всегда задавят.

Он постоянно находится как «муха под микроскопом» в поле внимания родителей. И соответственно должен соответствовать их ожиданиям. В зрелом возрасте это может проявляться как перфекционизм, стремление к абсолютному совершенству во всем.

Он умеет отстаивать свои границы в отношениях с другими людьми. «Это моя зубная щетка. Это моя вещь». У него будет очень хорошее понимание, что такое моё, и что такое чужое.

В фильме «Девчата», в первый же день появления в бригаде и в комнате общежития героиня Надежды Румянцевой – Тося Кислицына — спокойно пользуется вещами мало знакомых

людей и не видит в этом ничего предосудительного. У неё личные границы размыты. А для единственного ребенка в семье такое недопустимо.

Первенцы (старшие)

Для первенцев, которые являются старшими в череде своих братьев и сестер характерно следующее.

* Некоторое время (до рождения младших) им достается все родительское внимание. Они часто вырастают более развитыми интеллектуально и физически.

* Они быстрее взрослеют. Часто с самых ранних лет у них вырабатывается навык заботиться и помогать другим (младшим братьям и сестрам). Правда это очень сильно зависит от разницы в возрасте между ними и следующим младшим.

* В связи с привычкой помогать младшим и родителям сильно подгружены ответственностью. А ответственности непомерный груз в свою очередь развивает такие качества как осторожность и консерватизм.

* С другой стороны старшие часто склонны применять авторитарные методы по отношению к младшим, имеют привычку командовать. У него же с самого раннего возраста есть пространство для того, чтобы чувствовать себя более умным и сильным.

Младшие дети («последыши»)

Младшие дети в семье, как правило:

* Свободные, бесшабашные, беззаботные. Часто сохраняют игривость, инфантилизм, детское отношение к жизни до седых волос.

* Избалованные родителями, всегда получали от родителей лучшую конфетку как самые маленькие. Во взрослой жизни часто продолжают требовать от партнера заботы и опеки: «Сколько ни давай, всё мало!»

* У них мотив личного достижения выражен слабее. Магическое отношение к миру: «Мне и так все на блюдечке принесут (как родители, так и силы вселенной)».

* Часто склонны к эмоциональному манипулированию и изощренной дипломатии из-за того, что в прямом столкновении со старшими братьями и сестрами шансов на выигрыш у них нет. «Гена, нам прислали 10 апельсинов, каждому по восемь. Я свои восемь уже съел!»

Средние дети

Первое, что сразу бросается в глаза – у средних детей нет уникального статуса. Например, семья большая, из 5 детей средних — трое.

Позиция среднего наиболее невыгодна. Он лишен и приоритетного статуса старшего, и выгод младшего.

Средние, как правило, быстрее и легче покидают родительскую семью. Старшего не отпустишь – он помощник по хозяйству, ему надо передать дело. Младшего не отпустишь – он любимый.

Старший ребенок часто нагружает среднего. Потому что младшего он нагрузить не может, тот еще маленький. В то же самое время средний смотрит на старшего как на авторитет и эталон, учится у него через подражание, и берет себе самые сильные качества старшего. И такое «обучение жизни» может быть более эффективным, чем подражание родителям, так как дистанция общения со старшим братом намного меньше. Под гнетом такие дети оттачивают свое мастерство защиты, в первую очередь мастерство отстаивания своего мнения.

Как следствие более суровых условий, в которых им приходится расти и развиваться, средние дети более выносливы, терпеливы, лучше приспосабливаются к различным условиям жизни, меньше тревожатся, умеют лучше концентрироваться на цели, и, соответственно, большего достигают в жизни. А действительно, зачем им тревожиться? И так хуже некуда, хуже уже не будет, будет только лучше!

«Вася, тебе нравится учиться в нашем университете?

— Нравится!

А почему?

— А мне после армии все нравится!». – Это анекдот про средних детей.

Средние дети охотнее берутся за новые необычные дела. Они ищут счастья не в семье, а на стороне, в обществе. Если старшему, как правило, по наследству переходило дело родителей — «Мы ботинки тачали, и ты будешь ботинки тачать», — а открывать Америку будет, скорее всего, средний сын. А младший будет беззаботно пользоваться результатами достижений старших.

Вот такой интересный факт. Средние дети склонны поддерживать необычные идеи: более 90% ученых, поддержавших учение Ч. Дарвина в XIX в., были средними детьми.

Профилактика конфликтов между братьями и сестрами

Для старшего ребенка самой болезненной ранней травмой в жизни является утрата статуса единственного, травма брошенности. «Только что был самым-самым, был единственным, был центром вселенной для своих родителей, и тут вдруг бабах! Родился младший. И всё! Ты всего лишь один из двух детей! И теперь большая часть внимания перенаправлена на младшего!». Опыт кризиса, опыт потери своей уникальности и единственности в отношениях с родителями, провоцирует обиды (родители могут восприниматься как предатели) и тревожность (весь мир может восприниматься как непоправимо несправедливое и опасное место, где все может рухнуть в один момент). Поэтому в ситуации появления младшего старший ребенок остро нуждаются в похвале и поддержке. Чтобы они не почувствовали себя брошенными, грудью мать кормит младшего, а старшему уделяет больше предметного внимания.

Для младшего ребенка крайне болезненной может оказаться ситуация, где нужно принимать первые самостоятельные решения. Он ведь всю жизнь провел в условиях полной защищенности и максимального комфорта. Чтобы он не чувствовал себя беспомощным, необходимо с самого раннего возраста приучать его и к правам, и к обязанностям, развивать его способность делать выбор, иметь свое мнение, принимать решения, иметь свою зону ответственности.

Помощь родителей среднему ребенку состоит в том, чтобы иногда давать ему возможность почувствовать те преимущества, которые имеют его братья и сестры — баловать как младшего, и доверять как старшему ребенку.

Заключение

Итак, если не все, то очень многое начинается с детства. Причины очень многих «непонятных» на первый взгляд психологических проблем в личной и профессиональной жизни, корни привычек, убеждений, основы мировоззрения и жизненной позиции человека лежат в его сиблинговом статусе.

Зная об этом, вы предупреждены, а значит вооружены. В следующих статьях мы подробнее расскажем, как влияет сиблинговый статус супругов на характер их семейной жизни. Так что ждите новостей!

Старшие, младшие, средние

Главная / Статьи / Дети в семье / Сиблинговая позиция / Сиблинговые отношения

Материалы, присланные пользователями

Проблема «братьев и сестер», наверняка, также стара, как проблема «отцов и детей», она также волновала, и будет волновать человечество на протяжении всей его истории, потому что она неотделима от семейных отношений в целом и, вероятно, потому, что она просто не разрешима до конца.
Еще в Библии нам рассказывается история о Каине и Авеле, которая служит ярким примером трагичных отношений родных братьев. Мы можем увидеть еще ряд других примеров, демонстрирующих нам сложность и неоднозначность подобных отношений: мы находим их в древних мифах и легендах, народных преданиях и художественной литературе, в детских сказках и историях, дошедших до нас от родных и друзей. Историй такого рода бесчисленное множество, и они еще раз доказывают существование проблемы братско-сестринских отношений и ее значимости, актуальности для людей во все времена.
Взаимоотношения братьев и сестер в семье так же называют «сиблинговыми» отношениями, от английского «sibling» — родной брат или сестра (потомки одних родителей). Безусловно, проводя анализ взаимоотношений братьев и сестер, процесса их воспитания в семье и личностного становления, нельзя говорить о полной предсказуемости и единообразии данных отношений, но все же определенная логика прослеживается. Большинство авторов, занимающихся изучением сиблинговых отношений, пишут о том, что число детей в семье, их пол, порядок и промежутки рождения влияют на развитие и формирование личности каждого ребенка, а так же непосредственно на их взаимоотношения. Зигмунд Фрейд одним из первых обнаружил, что позиция ребенка среди братьев и сестер влияет на его личность и будущую жизнь. Данная позиция влияет на появление существенных различий у братьев и сестер, несмотря на воспитание, данное одними родителями.
Чаще всего выявляют закономерности для детей из многодетных семей, для старших (первенцев), средних и младших сиблингов, для близнецов и единственных детей. Существует ограниченное число возможных ролевых позиций в семье в зависимости от количества детей, их пола и промежутка между их рождением. И хотя в настоящее время модели поведения, связанные с порядком рождения, претерпевают изменения вследствие социальных перемен, контроля над рождаемостью, женских движений, большого числа семей и повторно вступающих в брак, можно говорить о некоторых устойчивых различиях между ролевыми позициями детей. Стереотипы сиблинговых позиций не означают, что каждый должен быть именно таким. Однако они указывают, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего бывают именно такими. Анализ исключений из правил дает дополнительную и очень ценную информацию о семье.
В многодетных семьях обычно четко определяется позиция старшего ребенка, который должен стать «родителем» и наставником для братьев и сестер, служить для них примером. Старшему сиблингу в большой семье приходится во многом разделять заботы родителей о младших детях, не редки случаи, когда родители и вовсе перекладывают всю ответственность за воспитание братьев и сестер на первенца. Подобные обязанности формируют у старшего ребенка самостоятельность и сознательность, не свойственную его сверстникам. В это же самое время младший оказывается в позиции ребенка для каждого члена семьи, что сильно влияет на его развитие и взросление. В многодетных семьях можно говорить о наличии между детьми взаимоотношений, характерных для малой группы. Если семья многодетная, то характеристики средних детей во многом зависят от того, в группе каких детей они родились, среди младших или среди старших, и какова разница в возрасте между ними. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.
Единственный ребенок в семье не имеет конкурирующих сиблингов, это сказывается на его недостаточной зрелости и неготовности к вступлению во взрослую жизнь. Он слишком чувствителен к материнской заботе, зависим от опеки других родственников, эгоцентричен. Единственному ребенку не просто строить отношения со сверстниками, поскольку он привыкает быть центром во взрослом окружении, где ему не приходится бороться за лидерство. Ребенок, не имевший совместного опыта с родителями воспитания младших братьев и сестер, оказывается менее самостоятельным и ответственным в дальнейшей жизни.
Старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойствены ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере. Акцент на высокие достижения делает старшего ребенка более серьезным, стремящимся к совершенству и менее склонным к играм, чем другие. Поэтому довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур. Им трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.
Таким образом, старший ребенок, как правило, наделяется большей ответственностью, большими правами и обязанностями. Он более консервативный, целеустремленный, серьезный и добросовестный, склонен к лидерству. При рождении младшего ребенка, первенец чаще всего переживает психологическую травму, связанную с потерей центрального места в семье, он стремится восстановить его либо путем «примерного поведения» и достижений, либо «подставляя» малыша и наговаривая на него. Ребенок начинает страдать от нехватки заботы и внимания, неудовлетворенности его потребностей и желаний, часто подобные мысли только кажущиеся, но переживания и страдания оказываются настоящими.
Средний ребенок может демонстрировать характеристики, как младшего, так и старшего, или их комбинации. Однако, часто средний ребенок, если только он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, сам, будучи вторым сыном, писал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон, борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший…»
Таким образом, средний ребенок все время находится в неустойчивой позиции: он выступает то в роли старшего, то в роли младшего сиблинга, ему часто приходится менять свое поведение, подстраиваясь под ситуацию, что может вызывать чувство неуверенности и нестабильности. Находясь «посередине», средний ребенок может стать слабым, зависимым, робким, замкнутым, либо, наоборот, агрессивным, соперничающим и честолюбивым. Во многом характер и личность среднего сиблинга зависят от характера первенца и особенностей личности и воспитания родителей.
Младшему ребенку больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так навсегда и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. И если старшие дети в семье не умирают или серьезно не заболевают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи. «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком… Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи».
У младшего ребенка могут возникать проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Поскольку такой ребенок привык быть в семье самым маленьким, он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то он может оказаться бунтарем и, выбирая партнером по браку «старшего ребенка», бороться впоследствии против его контроля. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в обращении и популярен среди друзей.
Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в крестовые походы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим в семье. Из известных людей можно упомянуть, например, Уинстона Черчилля, Бориса Ельцина, Раису Горбачеву, у которых ярко выражены характеристики старших детей. В свою очередь, младшими детьми были Грегори Бейтсон, Элизабет Тейлор и Бернард Шоу, чье бунтующее поведение и остроумное высмеивание благовоспитанности и общественного порядка прекрасно соотносятся со стереотипом поведения младшего ребенка в семье.
Таким образом, младший ребенок всегда остается в семье «малышом», он всегда остается ребенком для своих родителей, братьев и сестер, других родственников, всегда остается желание оберегать, воспитывать и заботиться о нем. Младший сиблинг оказывается меньше всех наделен свободой и правом выбора, что может повлечь за собой появление чувства неполноценности и зависимости. Ребенок часто остается центром семьи, и основное внимание направляется на него, но он долгое время считается маленьким, и обращаются с ним как с младенцем, даже когда в этом нет необходимости. Авторитеты старших детей и родителей могут сильно тормозить развитие младшего ребенка, вызывать в нем чувство вражды, зависти и отчаяния. Нередко от младшего ребенка ожидают меньше, чем от старших детей, и это может приводить к меньшим успехам и достижениям маленького сиблинга в будущем. Близнецы обладают физическим, психологическим и интеллектуальным сходством, со временем они приобретают похожий опыт, они примерно «одинаково» любимы. По жизни они часто оказываются в ситуации партнерства, поэтому им приходится считаться друг с другом, прислушиваться друг к другу, находить общий язык. Отношения между близнецами складываются неоднозначно: от полной гармонии до жесткого соперничества, и все же многие авторы отмечают, что близнецы хорошо знают и понимают друг друга, что далеко не всегда характерно для обычных сиблингов.
Специалисты выделяют некоторые тенденции, свойственные братско-сестринским отношениям. Основным свойством этих отношений является конкуренция за родительскую любовь и внимание. Конкуренция больше выражена у однополых детей, у детей с небольшой разницей в возрасте (от 1 года до 3-4 лет), у близнецов. Более спокойные отношения наблюдаются, когда разница в возрасте позволяет старшему сиблингу выступать в роли помощника, маленького «родителя». Если семья многодетная, то конфликты сглаживаются за счет различия связей и отношений между детьми. Но нельзя говорить о безусловности данных тенденций, поскольку на сиблинговые взаимоотношения влияет и ряд других внутренних и внешних факторов.
Отношениям братьев и сестер в любом случае свойственны конфликты и соперничество: старшие дети борются за то, что у них «отняли» с появлением малыша, а младшие — за то, чего у них никогда не было, поскольку они никогда не были единственными.
Таким образом, можно прийти к выводу, что конкуренция и конфликты — неизбежный спутник сиблинговых отношений, даже когда братья и сестры в целом доброжелательно настроены, все равно их отношения сохраняют элементы соперничества и соревновательности.
В этой связи следует отметить, что в бессознательном каждого ребенка существует правило «хронологического первенства». Это подразумевает, что дети, рожденные по времени раньше, т.е. старшие, имеют больше прав и привилегий, чем все последующие. Нужно заметить, что многие исследователи отмечали, что если это правило соблюдается, то наличие больших прав у старшего ребенка признается вполне естественным младшими братьями и сестрами. А вот искажение этого правила, что очень часто происходит в российских семьях, где младшие становятся «любимчиками», приводит к обострению как сиблинговых конфликтов, так и внутриличностного напряжения каждого из детей. Таким образом, в семьях с несколькими детьми неизбежно возникают процессы соперничества, и во многом степень конфликтности отношений сиблингов зависит от поведения родителей, а также от их собственных сиблинговых позиций, которые они переносят на детей.
Кияшкина Елена Владимировна

Подписаться на новости проекта «Онлайн школа Екатерины Бурмистровой»

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Top Я хочу знать, что люди говорят об этом
Теги: ребенок малыш развитие

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх