Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Родители особенных детей

Ищите надёжного совета

Почему это необходимо? Родителей, впервые взявших на руки новорожденного, порой охватывают противоречивые чувства. Англичанин Бретт поделился своими воспоминаниями:

«Я испытывал восторг и изумление. Но у меня замирало сердце при мысли о том, готов ли я к роли отца и справлюсь ли с такой ответственностью». Моника из Аргентины признается: «Я тревожилась, смогу ли позаботиться о своей дочурке. Сумею ли воспитать порядочного человека?»

Знакомы ли вам эти смешанные чувства радости и тревоги? Воспитание ребенка — дело на редкость сложное, но радостное; изнурительное, но удовлетворяющее. Один мужчина сказал: «Тебе дана только одна попытка: упустишь время — и поезд ушел».

Если родители понимают, что в их руках здоровье и благополучие детей, то наверняка станут искать надежного совета в воспитании.

Проблемы и трудности. Советы по воспитанию сегодня сыплются как из рога изобилия. В былые времена молодые папы и мамы просто следовали примеру
родителей или руководствовались заповедями своей религии. Сегодня же во многих странах семья постепенно становится пережитком прошлого. Религия тоже.

Популярностью пользуются различные специалисты и консультанты. Одни советы зиждутся на здравых принципах, другие — противоречивы и скоро выходят из моды.

Что делать? Искать руководства у самого компетентного специалиста в сфере воспитания детей — у создателя жизни, Бога Иеговы (Деяния 17:26—28).

В его Слове, Библии, для родителей есть и поучительные примеры, и прямые советы. Бог обещает: «Вразумлю тебя… око Мое над тобою» (Псалом 31:8).

Какие же советы Бог дает родителям, чтобы их дети были счастливы?

Создайте атмосферу любви

Почему это необходимо? Детям нужны родители и они нуждаются в любви. В середине XX века антрополог Эшли Монтегю написал: «Для нормального развития человеческого организма необходим важнейший витамин — любовь.

Она источник всякого здоровья и особенно нужна ребенку в первые шесть лет жизни». Современные ученые соглашаются с выводами Монтегю: «Ребёнка калечит дефицит любви в его душевном рационе».

Проблемы и трудности. В этом бездушном, эгоистичном мире семейные узы утратили свою незыблемость (2 Тимофею 3:1—5).

Воспитание детей и финансовые проблемы требуют от родителей большой эмоциональной отдачи, поэтому им еще труднее сохранять и без того напряжённые отношения друг с другом. Например, разные взгляды на то, как исправлять и поощрять детей, накаляют отношения супругов до предела.

Что делать? Целенаправленно планировать семейное времяпрепровождение. В частности, мужьям и женам необходимо бывать вдвоем (Амос 3:3).

Воспользуйтесь временем, когда дети уснули. Не позволяйте телевизору украсть у вас эти драгоценные минуты. Сохраняйте романтические чувства, постоянно оказывая друг другу знаки внимания (Притчи 25:11; Песнь песней 4:7—10).

Вместо того чтобы в очередной раз придраться к спутнику жизни, подумайте, за что можно его похвалить (Псалом 102:9, 10; Притчи 31:28).

Говорите своим детям, что любите их. Бог Иегова подал прекрасный пример, открыто выразив нежные чувства к своему Сыну (Матфея 3:17; 17:5).

Мужчина по имени Флек из Австрии поделился опытом: «Я понял, что дети подобны цветам. Как цветы тянутся к солнцу — источнику света и тепла, так и дети ждут от родителей любви и заверения в том, что их любят и ценят».

Даже если вы воспитываете ребенка в одиночку, развивайте в своей семье любовь друг к другу и к Богу, и у вас будет больше радости и счастья.

А что в Слове Бога говорится о родительской власти?

Пользуйтесь родительской властью

Почему это необходимо? В одном журнале для родителей говорится, что детям нужны родители и согласно исследованиям, «дети, ведо́мые заботливой, но твёрдой родительской рукой, хорошо учатся, более коммуникабельны, менее закомплексованы и вообще чувствуют себя более счастливыми, чем те, кого воспитывают либо в духе вседозволенности, либо в духе чрезмерной строгости» (Parents).

Проблемы и трудности. Уже с пеленок дети будут всячески пытаться лишить маму и папу родительской власти. «Они быстро распознают, когда родители не решаются пользоваться своей властью и готовы дать слабину,— пишет в своей книге Джон Роузмонд.— Если встает вопрос, кто тут главный — а родители не спешат взять ситуацию в свои руки,— то дети не упустят этот шанс» (Parent Power!).

Что делать? Не беспокоиться о том, что ваша родительская власть отдалит вас от детей или морально подавит их. Бог Иегова, Создатель семьи, не давал родителям и детям равные права. Родителей он наделил властью, а детям заповедал: «Будьте послушны своим родителям» (Эфесянам 3:14, 15; 6:1—4).

Осуществлять родительскую власть не значит быть деспотом. И в этом для всех лучший пример сам Иегова. Как Отец человечества, он мог бы заставить людей исполнять его волю, однако взывает к тому, что есть в нас доброго: «О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река» (Исаия 48:18).

Иегова хочет, чтобы мы были послушны ему не из гнетущего страха, а из любви (1 Иоанна 5:3). Он не требует от нас невозможного, зная, что его нравственные нормы служат нам на благо (Псалом 18:8—12).

Что развеет все сомнения в необходимости уравновешенно пользоваться родительским авторитетом?

Во-первых, нужно удостовериться в том, что этого ожидает от вас Бог.

Во-вторых, нужно твёрдо убедиться, что следовать нормам Бога — лучший путь жизни для вас и ваших детей (Римлянам 12:2). Читать

Как же именно пользоваться родительской властью?

Установите семейные правила и сразу воплощайте их в жизнь

Почему это необходимо? Роналд Саймонс, социолог из Университета Джорджии (США), говорит: «Детям нужны родители, так-как для детей лучше, если они чётко знают границы дозволенного и то, чем грозит их нарушение. А иначе они становятся эгоцентричными, несчастными и портят жизнь другим».

Как ясно говорится в Слове Бога, «родители, искренне любящие своего ребёнка, поправляют его» (Притчи 13:24, СоП).

Проблемы и трудности. Чтобы установить правильные рамки поведения для детей, нужно время, усилия и настойчивость. Детям свойственно испытывать на прочность границы дозволенного.

Майк и Соня, у которых двое детей, пришли к такому выводу: «Каждый ребенок — это маленькая личность со своей собственной точкой зрения, желаниями и врожденной склонностью к греху». Эти родители любят своих дочерей, однако признаются, что «порой дети упрямы и эгоистичны».

Что делать? Обратить внимание на то, как Иегова относился к древним израильтянам. Свою любовь он проявил тем, что дал народу чёткие законы и
требовал их исполнения (Исход 20:2—17). Также он указал последствия непослушания (Исход 22:1—9). Читать

Поэтому стоило бы записать необходимые семейные «законы» для детей. Некоторые родители советуют ограничить этот список четырьмя-пятью правилами.

Так их будет легче запомнить и претворить в жизнь. Рядом напишите, что последует за их несоблюдением. Удостоверьтесь, что наказание не чрезмерно, но что его не избежать. Периодически вспоминайте эти правила, чтобы все, в том числе и вы, точно знали, как действовать.

Если правила нарушаются, не медлите с наказанием. При этом будьте спокойны, тверды и последовательны. Помните: применять наказание можно только после того, как улегся ваш гнев (Притчи 29:22). Не торгуйтесь с детьми и не тяните время. В противном случае дети не будут серьезно относиться к правилам.

Подобный принцип содержится в Библии: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Екклесиаст 8:11).
Как ещё можно осуществлять родительскую власть на благо детям?

Установите распорядок и придерживайтесь его

Почему это необходимо? Жизнь взрослого человека всегда как-то упорядоченна. Всему есть своё время — работе, христианской деятельности, отдыху.
Детям нужны родители, чтобы учить своих детей, организовывать свою жизнь и время.

К тому же, по словам профессора психологии Лоренса Стайнберга, «исследования показывают, что правила и распорядок жизни дают ребенку чувство защищенности, учат самообладанию и самостоятельности».

Проблемы и трудности. Жизнь полна суеты. Родителям нередко приходится много работать, и уделять детям внимание удается только от случая к случаю. Чтобы придерживаться семейного распорядка, нужна самодисциплина и твёрдость, поскольку ребенок поначалу будет сопротивляться всяким правилам.

Что делать? Пользоваться библейским принципом: «Пусть всё проходит пристойно и организованно» (1 Коринфянам 14:40). Читать

Мудрые родители с самого начала стараются укладывать детей спать в одно и то же время. Но это не должно быть из-под ремня.

Татьяна, мать двух девочек, живущая в Греции, говорит: «Когда малыши уже в постели, я обнимаю их и рассказываю о том, что делала их мамочка, пока они были в школе. Затем я спрашиваю, что им хотелось бы мне рассказать. Такое теплое общение часто побуждает их делиться своими чувствами».

Костя, муж Татьяны, обычно что-то читает дочкам на ночь. Он говорит: «Это побуждает их высказываться, и часто разговор переходит на то, чем живут они.

Если просто требовать, чтобы они рассказывали о своих переживаниях, ничего не получится». Конечно, дети растут, и время ложиться спать меняется. Но если они уже привыкли к распорядку, время перед сном всё так же будет располагать к задушевному разговору.

Еще желательно, чтобы вся семья хоть раз в день собиралась за столом. Это традиция станет возможной, если проявлять определенную гибкость. Андрей,
отец двух дочерей, говорит: «Иногда я прихожу с работы позже обычного.

В таком случае жена дает детям что-нибудь перекусить. А затем мы ужинаем все вместе. За столом мы рассказываем друг другу, как прошел день, обсуждаем библейский текст, говорим о своих проблемах и дружно смеемся.

Трудно переоценить важность такого распорядка. Он во многом содействует счастью нашей семьи».

Чтобы преуспеть на этом этапе, не позволяйте вещизму вытеснить из вашей жизни семейный распорядок. Прислушайтесь к библейскому совету из Филиппийцам 1:10 и не упускайте из виду «более важное».

Что еще поможет родителям развивать доверительные отношения со своими детьми?

Считайтесь с чувствами ребёнка

Почему это необходимо? Дети хотят и нуждаются в том, чтобы родители — самые важные люди в их жизни — считались с их чувствами. Если родители постоянно идут наперекор детям, когда те открывают им свое сердце, то дети уже менее склонны доверяться родителям и даже могут усомниться в своей способности думать и чувствовать самостоятельно.

Проблемы и трудности. Детям свойственно, высказывая свои чувства, шокировать окружающих. Обычно это сильно задевает родителей. Например, расстроенный ребёнок может сказать: «Мне противна моя жизнь!» Первая реакция родителей: «Перестань нести чушь!» Родители могут думать, что, признавая негативные чувства детей, они поощряют такое мышление.

Что делать? Прислушаться к библейскому совету «быть скорым на слышание, медленным на слова, медленным на гнев» (Иакова 1:19). Обратите внимание,
что Бог Иегова не остался безучастным к горьким чувствам многих своих верных служителей — он позаботился, чтобы об этом было записано в Библии (Бытие 27:46; Псалом 72:12, 13). Например, когда на Иова обрушились тяжелейшие испытания, этот человек сказал, что хочет смерти (Иов 14:13).

Конечно, не все мысли и чувства Иова были правильными. Но Бог не отверг их и не заставил Иова замолчать. Он с уважением отнесся к достоинству этого человека и терпеливо позволил ему излить свое сердце. И только потом деликатно исправил его.

Один христианин сказал: «Если Иегова позволяет мне в молитве высказывать все, что у меня на душе, то будет справедливо позволить моим детям изливать мне свои чувства — как хорошие, так и плохие». Читать

В следующий раз, когда вам так и хочется сказать ребенку: «Перестань нести чушь!» или «Не выдумывай!» — вспомните «золотое правило» Иисуса Христа: «Как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31).

Предположим, вам нагрубили на работе или вы в чем-то разочарованы, возможно, по своей вине.

И вы в отчаянии делитесь чувствами с близким другом, говоря, что ваша работа вам не по силам. Что бы вы ожидали от него? Представьте, что он скажет: «Ты сам во всём виноват!» Не лучше ли услышать в ответ: «Бедняга! Ну и досталось же тебе!»

Как дети, так и взрослые охотнее примут совет от человека, сочувствующего и понимающего их трудности. «Разум мудрого делает его речь рассудительной и придает словам его убедительности» (Притчи 16:23, Смысловой перевод).

А что ещё придаст убедительности вашим словам?

Учите своим примером

Почему это необходимо? Детям нужны родители, потому что их дела говорят громче слов. Предположим, родители учат детей уважать других и говорить правду. Однако если они сами кричат друг на друга и на своих детей или лгут, чтобы уклониться от неудобных обязательств, то дети учатся поступать так же. Педагог Сэл Севир сказал: «Поступки родителей — это самый убедительный пример для детей».

Проблемы и трудности. Родители несовершенны. Апостол Павел писал: «Все согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:23). Относительно нашей речи
в Библии говорится: «Язык укротить никто из людей не может» (Иакова 3:8). К тому же детям нередко свойственно испытывать родительское терпение до предела. Лэрри, отец двоих детей, обычно спокойный и уравновешенный человек, говорит: «Поражаюсь, как легко я терял самообладание из-за детей».

Что делать? Идеальных пап и мам нет, но стремиться быть хорошим родителем может каждый. Пусть ваши ошибки и промахи тоже будут для детей уроком.
«Если я горячился или принимал не лучшее решение, которое сказывалось на детях,— говорит Крис, отец двух детей,— я признавал свою ошибку и извинялся.

И дети понимали, что мы, родители, тоже ошибаемся и что нам всем нужно работать над собой». Костя, упомянутый ранее, говорит: «Всякий раз, когда я выхожу из себя, я извиняюсь. И это научило моих дочерей просить прощения за свои ошибки».

Бог Иегова велит: «Не раздражайте своих детей, но воспитывайте их, применяя вразумление и наставление Иеговы» (Эфесянам 6:4). Когда человек, имеющий над тобой власть, говорит одно, а делает другое, это раздражает. Причём детей это раздражает даже больше, чем взрослых.

Поэтому в конце каждого дня спрашивайте себя: «Если бы я за весь день ничего не сказал, чему бы научили детей мои дела? Этому ли я пытаюсь научить их словом?»

Понравилась статья: Детям нужны родители, поделись с друзьями в социальных сетях. Желаешь получить больше полезной информации?
Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос http://shedevriki.ru/op/go/alappo/p/d018

Случайность или замысел?

Вентиляция в термитнике

Термитники вполне обоснованно называют чудом инженерного искусства. Эти впечатляющие сооружения, сделанные из почвы и слюны, могут достигать в
высоту 6 метров. Их стены толщиной 45 сантиметров пропекаются на солнце и становятся твердыми, как бетон. Некоторые термитники вырастают буквально за одну ночь.

Ближе к центру термитника живет «королева» — матка, которая может откладывать по нескольку тысяч яиц в день. Бескрылые и слепые «рабочие»
термиты относят эти яйца в специально построенные камеры. Там они ухаживают за личинками, пока из них не появятся молодые термиты. Возможно,
самое восхитительное чудо в термитнике — это его вентиляционная система.

Обратите внимание

Какими бы ни были погодные условия снаружи, внутри термитника благодаря системе камер и галерей поддерживается постоянная температура.

Например, в Зимбабве (Африка) температура снаружи может колебаться от 2 градусов выше нуля ночью до 38 и выше днем. Однако температура внутри
термитника всегда равна 31 градусу. Почему?

Через вентиляционные отверстия у основания термитника, расположенные в определенных местах, внутрь поступает свежий воздух. А нагревшийся воздух
вытесняется им и выходит через верхние отверстия. Более прохладный воздух попадает в термитник через подземную камеру, а затем проходит по системе ходов и гнезд.

При необходимости термиты открывают и закрывают отверстия, тем самым регулируя температуру. Постоянная температура нужна термитам для того, чтобы выращивать грибы, которыми они питаются.

Конструкция термитников настолько удивительна, что архитекторы взяли ее за образец при строительстве одного офисного здания в Зимбабве. В этом здании на вентиляцию расходуется в 10 раз меньше энергии, чем в сооружениях такого же размера с обычной вентиляционной системой.

Что вы думаете?

Случайно ли появилась у термитов способность регулировать температуру внутри своего жилища? Или она свидетельствует в пользу сотворения?

>«Господь дает особых детей особым людям»

Дерево – не только дуб, поэт – не только Пушкин

Мы все привыкли жить по продуманному сценарию, но если в семье ребенок с особенностями, то приходится думать, как говорят англичане, «вылезая из коробки», то есть дерево – не только дуб, поэт – не только Пушкин, бывают другие деревья и другие поэты. Есть, допустим, геометрия Евклида, а есть – Лобачевского, которая сложнее и с заковырками.

Жизнь с особенным ребенком – это особая кривая развития семьи, заранее ее определить и запрограммировать невозможно. Естественно, везде есть свои сложности, но со временем становится понятно, как со всем этим взаимодействовать, и потихоньку даже самые тяжелые препятствия превращаются в обычную рутину.

Первые подозрения на особенность Майи начались в 2,5 года – было странно, что она почти не говорит. Хотя Майя смотрела в глаза, чего обычно у аутистов не бывает. Майя никогда не была ласковой, но мы это списывали на своеобразие характера. Она плохо воспринимала речевые команды, например: «Пойди в комнату и принеси красную шляпу», Майя не понимала, а шляпу приносила только при подсказке жестами. Хотя родственники убеждали, что всё в порядке, мало ли как бывает.

Я решила отдать ее в садик, ведь как обычно родители рассуждают – отдадим в детсад, и там ребенок быстренько научится говорить и общаться. Майе нравилось быть среди детей. Она особо с ними не играла, в основном сидела и рисовала, но дети к ней относились хорошо – это же такая загадка, когда ребенок необычный. Кстати, они хорошо понимали объяснения, почему Майя не разговаривает. Я им сказала, что бывают дети, которые плохо видят, плохо слышат, и бывают, которые плохо общаются.

Но там начались довольно большие проблемы, хотя сад был очень хороший, воспитательница тоже замечательная. Именно она первая сказала нам, что, похоже, у Майи аутизм.

«Пусть это будет твое!»

У меня, как у всех, переживающих трудную жизненную ситуацию, сначала было отрицание очевидных проблем – я уговаривала себя, что ребенок всё перерастет, всё будет хорошо: «Вон у тети Маши дочка до пяти лет не разговаривала, а в шесть лет уже решала уравнения!» Были и злость, и агрессия, и жестокое самокопание. Потом начались вопросы: «ОК, а почему бы не ты? Почему, собственно, кто-то другой? Ты не самая глупая женщина в этом мире, ты понимаешь, что такие вещи случаются. Ты сильная, ты справишься! Пусть это будет твое!»

И на этапе проживания злости и агрессии вдруг пришло полное принятие ситуации. Сейчас, когда меня просят дать совет, я в первую очередь рекомендую родителям детей с аутизмом расслабиться: «Видимо, Бог хочет вам открыть какие-то новые горизонты жизни. Вообще, у каждого особого ребенка свои проблемы, внутри нормы-то какой коридор, а аномалии вообще безграничны. Не стоит оглядываться на других, примериваться к чужим историям. У каждого своя история».

Есть английская пословица: «Господь дает особых детей особым людям». Мне это помогает в моменты эмоционального спада: ну как же, я же speсial, вот и ребенок у меня особый.

Когда в семье ребенок с аутизмом, нужно ломать сложившиеся в голове стереотипы, и эта ломка системы меняет и родителей, причем в лучшую сторону. Конечно, случаются происшествия, о которых и говорить не хочется, но часто вокруг особого ребенка эволюционирует вся семья – это не только родители, но и бабушки-дедушки, которые жили еще в Советском Союзе, где вся система была построена на выживании сильных, а «сломанному винту» место было только на помойке.

Я сама стала намного мягче, терпеливее, терпимее к другим. Те, кто меня не видел несколько лет, говорят, что я стала добрее, понятливее, неторопливее.

Человек в скорлупе

Когда я поняла, что с Майей точно что-то не так, мы начали ходить по специалистам. На тот момент, шесть лет назад, система диагностики и обрабатывания детского аутизма была в совершенно зачаточном состоянии. Врачи говорили разное, кто-то предполагал, что ребенок всё перерастет, кто-то прописывал жуткие препараты, которые я не рисковала давать ребенку.

Как-то я поделилась проблемой с бывшей коллегой, и она мне посоветовала: «Мы через всё это проходили, у каких специалистов только не были, иди в «Логомед», там помогут точно». Мы попали в медицинский центр «Логомед», когда Майе было шесть лет. Там ее качественно диагностировали, прописали системное лечение, провели реабилитационные мероприятия, и у Майи наступило заметное улучшение – она стала послушной, перестала сильно расстраиваться и закатывать истерики, стала наконец-то называть меня мамой. Конечно, жаль, что это не произошло раньше.

И так потихоньку мы продолжаем жить. Папа очень любит Майю, буквально пылинки с нее сдувает. Но главное – он оказывает очень мощную поддержку.

Идем в школу

Успехи и трудности в учебе

Когда к чему-то прикладываются большие усилия, то достижения кажутся не обычными, а очень значимыми. Когда Майя проходила тестирование в школе, я страшно за нее переживала, и когда она эти тесты прошла, у меня была эйфория!

Майя учится в инклюзивной школе святого Георгия Победоносца, это вальдорфская система образования, математику и русский язык там преподают увлекательно, через картинки. К тому же занятия начинаются в 9.30, то есть ребенок успевает проснуться.

Я Майю вожу ко второму уроку, потому что первый урок – музыка. Детям раздают флейты, они, понятно, в ноты не попадают, а у Майи от природы очень хороший слух, и от фальшивых звуков у нее истерика. Это воспринимается ею как нарушение порядка, и соответственно, возникает расстройство. И мы с учительницей договорились, что будем приводить Майю ко второму уроку, к 10.15.

До кризиса 2014 года школа, к сожалению, всё время переезжала. Есть еще много людей «с квадратной головой», которые считают, что особые дети несут какую-то угрозу. Однажды жители близлежащих к школе домов написали жалобу, что они боятся этих детей. Это особенно странно, потому что большинство учеников в этой школе – обычные дети.

Человек в себе

Я бы всех особых детей, независимо от состояния, определила в первую очередь как добрых. Наверное, у них какие-то особые барьеры не впитывать извне зло.

Майя – человек в себе. Она не очень-то делится своею любовью. Обнимаешь ее, она тебя отталкивает. Но если Майя сама захочет обниматься, то она придет, пообнимается. Всё равно ребенок чувствует, что его любят, поддерживают. Я как-то сказала ей: «Когда же ты со мной поговоришь? Я ведь совсем не знаю, что у тебя в голове!» Она посмотрела на меня и ответила: «Мам, скоро!»

Когда мои подруги жалуются, что их дети, ровесники Майи, вскрывают им мозг своими «почему», я каждый раз думаю: как бы я была счастлива, если бы Майя хоть чуть-чуть повскрывала мне мозг! Видимо, она пока не готова. Когда это произойдет, я буду очень рада.

Нельзя сказать, что Майя вообще замкнута – если ей что-то надо, она общается. Можно 150 раз спросить, как дела в школе, она только на 151 раз ответит: «Нормально!» Да, она такая. Нам же тоже не нравится, когда к нам пристают с глупыми вопросами. Но если ей что-то надо, а особенно если что-то очень не нравится или не хочется, она может сказать полную фразу: «Мама, я не хочу идти к доктору, я боюсь!»

Синдром Аспергера

У Майи диагностирован синдром Аспергера. Это высокофункциональный аутизм, он определен у многих известных людей, у многих великих ученых. Тот же Эйнштейн и Билл Гейтс – люди с синдромом Аспергера. Надо отметить, что тут признаки аутизма проявляются с полезной стороны – обычный человек не будет тщательно ковыряться в каждой цифре, каждой запятой. На армию Израиля работает целый батальон аутистов – смотрят на экран радара. Нормальный человек лишнюю точку не заметит, а аутист обязательно вычислит. Вообще-то они очень полезные люди, им не нужно общение, их ничто не отвлекает от занятий, сидят в своей скорлупе и творят. Как будто с другой планеты!

Скоро мы уезжаем жить в Великобританию, мужа пригласили туда работать. Там мощная государственная программа обучения и реабилитации особых детей. И диагноз «детский аутизм» действует до 25 лет, это дает им возможность социализироваться и многому обучиться. Вместо инвалидов там выращивают совершенно полноценных членов общества, которые будут налоги платить, а не пособия получать.

В Центральном детском магазине, Москва

Новая раса, которая спасет мир

Основные сложности для нас, родителей, в том, что Майя не рассказывает, что с ней происходит. Если она расстроена, она просто плачет. Мало того, что за нее тревожно и больно, она еще и не дает обнять себя. Я ей всё время повторяю: «Майечка, я рядом, я тебя люблю, я всегда готова тебе помочь!» И мы стали уже понимать, что если ей комфортно, то ей лучше побыть одной.

У Майи есть планшет с разными приложениями, и она сама научилась читать. Я узнала это случайно – как-то увидела ее с книжкой в руках, которую она по слогам, но читала сама. Все пазлы и игрушки она собирает без инструкций. Анекдот про ребенка, который до десяти лет молчал, а потом выдал «Сахару добавь» – наш семейный, это совершенно про нас.

По статистике сейчас на каждые 50 новорожденных один ребенок рождается с особенностями аутистического спектра. Что это? Новая раса, которая спасет мир? При нынешней инфомании и массовом зомбировании, с аутистами это не пройдет, вот невольно и думаешь – может, это Божья помощь человечеству? На них совершенно невозможно влиять, они никогда не будут маршировать строем. Заставить их невозможно, можно только убедить. У Майи на любое давление и директиву от кого бы то ни было реакция «почему?», и пока она не услышит объяснение, которое ее удовлетворит, к делу не приступит.

Самый приятный для дочки подарок – карандаши, фломастеры. Многое понятно про Майю через ее рисунки, наверное, это ее способ общения с нами. Главное – они радостные, цветные. Вообще, я могу сказать точно, что Майя – счастливый ребенок. И мы очень счастливы, что она у нас есть.

Радуга

Лось Аристотель и дятел Тюк-Тюк из м/ф «Бумажки»

Рабочий и колхозница

Сказка

Отношения

Беседовала Тамара Амелина

Особые дети: диагноз, судьба и приглашение к действию

Особые дети… Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями. Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы. Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое ханжески-стыдливое отношение к ним.

О том, как распознать одно из самых распространенных нарушений развития — аутизм, и как бороться с этой проблемой, «Мир 24» рассказал психолог инклюзивного детского сада Михаил Игнатов. Вот как говорят о нем коллеги: «Михаил удивительно умеет наполнить всех позитивом и уверенностью в успехе: родителей, которые не знают, что им делать, и даже педагогов. Он неутомим, очень заинтересован в результатах своей работы и, образно говоря, этой своей убежденностью сдвигает такие скалы, которые, кажется, никому не под силу сдвинуть».

— Михаил, как давно ли вы работаете с детьми с расстройством аутистического спектра?

— Я окончил факультет психологии Высшей Школы Экономики по специальности психолог, преподаватель психологии, специализация — консультирование и психотерапия личности.
Поскольку на практику я пришел в специализированный детский сад, то в дальнейшем работа с детьми и стала моей профессией.

На последнем месте работы, в инклюзивном детском саду я работаю 6 лет. Это такой детский сад, в котором в группу детей условно-возрастной нормы включены несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. В младших группах их немного, 1-2 ребенка на группу, в старших бывает по 5-6, но не больше 30% особенных детей в группе. Это не только дети с РАС, но и дети с церебральным параличом, с синдромом Дауна, слабослышащие и дети с другими особенностями в развитии.

— Что такое аутизм и откуда он берется?

— Аутизм — это нарушение в развитии нервной системы. Под этим термином собрано огромное множество смежных нарушений развития ребенка со схожими внешне чертами.

Это нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Это избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Причем это не тот богатый внутренний мир, который иногда мешает увлеченным детишками отвлечься от своей игры. Это нечто совсем другое. Плюс у таких детей обычно есть повторяющееся поведение, или жестко ограниченные узкими рамками интересы.

Это тот специфический набор признаков, который дает повод подозревать аутистический тип развития. Но то, что проявляется одинаково, может иметь совершенно разные причины, и работа с этими детьми тоже должна быть совсем разной.

На возникновение у ребенка изменений аутического спектра влияет комбинация средовых и генетических факторов. Факторы риска, повышающие шанс возникновения данного нарушения включают экологическую обстановку в регионе, где ребенок родился, генетические предпосылки, а также особенности предродового периода развития.

— Это всегда врожденное нарушение? Может ли быть так, что ребенок нормально развивался, а потом в более позднем возрасте ему ставят диагноз «аутизм»?

— Ранний детский аутизм — это патология развития, которая проявляется до 3х лет . Другое дело, что аутизм не всегда вовремя распознают. Есть небольшой процент аутичных детей, нарушение развития которых не распознают вплоть до трех лет. Довольно часто неврологи считают, что задержка речи, особенно у мальчиков, — это возрастное явление, которое не расценивается, как основание для более серьезной диагностики, что приводит к позднему распознаванию детей, которым нужна помощь.

Осенью 2015 года на экраны выйдет сериал «Развод», который эксклюзивно создается по заказу Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» – съемки уже вышли на финальную стадию. Фильм посвящен теме, которую недавно активно замалчивали, а теперь поднимают все чаще – как жить дальше, если ребенок родился… особенным? Одним из ключевых героев сериала является мальчик-аутист.

Родителям нужно это знать и вовремя бить тревогу. Если задержка развития речи сочетается с избеганием общения и повторяющимися действиями, это веская причина обратиться к специалисту. Ранняя диагностика позволяет раньше начать коррекцию и добиться значительных результатов.

— Что можно посоветовать родителям, если они хотят перепроверить точку зрения районного врача?

— Очень важно знать признаки аутизма, поскольку, если мы размываем это понятие, родители могут не распознать проблемы и не оказать своевременную помощь своему собственному ребенку. Многие признаки нарушения развития могут проявляться достаточно рано, если ориентироваться на «аутистическую триаду» симптомов: нарушения речи, социального взаимодействия и ограниченность интересов, — есть шанс заметить проблему вовремя и сразу начать оказывать помощь. Родитель может не послушать невролога, который говорит: «Ничего страшного, что ребенок кричит и затыкает уши, ничего, что он себе по голове стучит. Поите валерьянкой, а к трем годам он у вас заговорит».

Чем раньше родители поймут проблему, тем больше они помогут своему ребенку, поскольку есть сензитивные периоды созревания мозга, есть возможность поддержать формирование психики речью, игрой, постоянным взаимодействием, завязыванием контактов с ребенком, направленными действиями по поддержке позитивных способов взаимодействия и устранением негативных форм поведения.

Если есть сомнения, ищите специалистов для перепроверки диагноза. В Москве много разных мест: Институт коррекционной педагогики, например. Информацию по учреждениям и первичную ориентацию могут дать районные психолого-медико-педагогические комиссии, врачей предоставляет ряд государственных и коммерческих клиник вроде «Невромеда», в помощь есть большое количество организаций и учреждений занимающиеся работой с «особыми детьми» и инклюзией: детские сады №288 и «Наш дом», межрегиональная организация «Инвакон», Центр Лечебной Педагогики и «Наш солнечный мир». Такие организации окажут консультативную и коррекционную помощь. Мне сложнее говорить о других городах России, потому что ситуацией там я не владею.

Также есть и огромное количество интернет-сообществ для родителей с особенными детьми. Там можно почерпнуть информацию по состоянию вашей «особой» ниши на данной территории, имена и координаты специалистов, которые работают в этой сфере. Сейчас на государственном уровне понимается дефицит стандартизированных методик ранней диагностики аутизма, эта работа идет, но, однако, процесс кристаллизации нужной информации и ее распространение среди врачей районных поликлиник происходит очень медленно.

— Можем ли мы объяснить, как дети-аутисты ощущают себя и мир?

— Взрослые люди с аутизмом совершенно разные: это и люди живущие под опекой близких и профессора вузов. Нет единого способа описать, как видит мир человек с РАС.

То же самое можно сказать и про детей. К примеру один ребенок закатывает истерику потому, что лампочка не того цвета, или ветер дует не с той силой, с которой хочется, а кто-то терпеливо ждет, что папа купит ему недостающий вагончик из определенной коллекции.

Во многом общими чертами для всех людей с РАС будет чувствительность к деталям, эмоциональная отстраненность, своеобразие интересов.

— Почему такие дети испытывают трудности в речевом взаимодействии?

— Речь как высшая психическая функция требует участия огромно количества более мелких функций, которые могут быть нарушены при аутизме.

При аутизме часто встречается дефицит обработки зрительных образов, в том числе распознавания лиц. Первое, чему учится малыш в первые месяцы жизни, это читать лицо мамы, воспринимать ее выражение, удерживать взгляд глаза в глаза, реагировать на взгляд. Детки с РАС имеют трудности с тем, чтобы воспринять лицо как нечто целостное. Среагировать на речь для них означает вступить в очень сложную деятельность. В первую очередь, посмотреть в лицо взрослому и обработать полученную информацию.

Также часто присутствуют особенности слухового восприятия и распознавания речевых звуков. Одно и то же слово, сказанное другим тоном, может восприниматься человеком с РАС, как сказанное на другом, незнакомом ему языке.

Не последнюю роль играет отсутствие инициативы в общении или активный уход от коммуникации.

— Что же с такими детишками делать? И как работать с их семьями?

— Для семьи появление «особого» ребенка — это травмирующее событие. Те диагнозы, которые родители узнают еще в роддоме, или на ранних этапах развития ребенка, такие, как синдром Дауна, как церебральный паралич, хоть и очень тяжело воспринимаются родителями, но они определяют некоторые рамки происходящего: понятно, что именно делать и каковы прогнозы. Аутизм гораздо менее предсказуем, спектр диагнозов, которые выдвигают разные специалисты, варьируется от «задержки речевого развития» до «шизофрении», а родителям самим приходится принимать решение, что им делать: принимать препараты, искать специалистов, или подождать и понаблюдать.

Я считаю, что, вне зависимости от того, какой диагноз будет поставлен в итоге, надо оказывать ребенку незамедлительную помощь. Причем междисциплинарную, комплексную помощь. В развитии ребенка физическое запаздывание неизбежно связано с пространственным самоощущением, пространственное восприятие – с умственным развитием, а мышление — с речью и восприятием себя.

Поддерживать ребенка надо сразу с нескольких сторон. На уровне тела — это работа с движением, в плане развития навыков социального взаимодействия это вовлечение в игру и коммуникацию, попытки вытащить на совместную деятельность по отношению к предмету. На уровне поддержки речевого развития нужна провокация речи, а если нет подражания, то надо вести поиск систем вызывания речи или включать карточную систему коммуникации.

Нужно уделять внимание и бытовым навыкам: ребенка важно научить, как надеть футболку, как ее снять, как зашнуровать шнурки, как сходить в туалет и так далее. Это одна их областей, в которую надо осознанно вкладывать усилия.

Хорошо, если родители могут работать вместе с педагогом. Они должны иметь понимание логики занятий, поскольку без домашнего продления того, что ребенок достиг на занятии, эффективность работы сильно снижается.

— В чем сверхзадача вашей работы и что является критерием достижения цели?

— Есть социальные возрастные нормативы и наша цель в работе с особенными детьми — максимально приблизиться к этим нормативам. В дошкольном возрасте ребенок должен уметь общаться, интересоваться окружающим миром и коммуницировать с ним. В школе он должен быть в состоянии усваивать новые знания. В подростковом периоде стараться проявлять самостоятельность, интересоваться сверстниками и добиваться целостной картины себя. А во взрослом возрасте быть самостоятельным, принимать решения, заботиться об окружающих и брать на себя ответственность. Мы стремимся к тому, чтобы человек в результате коррекции приблизился к социально-возрастным нормативам. У кого-то это получается в большей, а у кого-то в меньшей степени.

Если смотреть еще шире, то, в конечном счете, людям суждено быть разными и это можно воспринимать как проблему, а можно как естественную часть жизни.

— Зачем нужно инклюзивное образование?

— Инклюзивное образование понимается по-разному: кто-то видит в нем ветвь коррекционного образования, кто-то представляет как закономерный этап развития общества и системы образования в целом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья это способ находить новых друзей, не бояться себя и общества, перенимать более эффективные формы поведения, развивать речь и стремиться к большему. В России пока нет единой сети инклюзивных организаций. Есть отдельные организации, которые принимают ценность этого подхода и готовы работать в этом направлении, они все разные и все занимаются чем-то уникальным. Поэтому нет показаний к инклюзии или противопоказаний к инклюзии, а есть в каждом случае индивидуальная ситуация, которую должна решить команда специалистов.

Для детей условно-возрастной нормы инклюзивное образование — это образование, которое дает больший опыт коммуникации, учит справляться с трудностями, развивает в детях умение помогать и поддерживать близкого в трудную минуту.

Что касается инклюзии как социальной ценности, то она нужна хотя бы для того, чтобы семьи с особыми детьми не оставались один на один со своей проблемой. Никто не может быть застрахован от того, что в его семье может появиться ребенок с аутизмом или с другими нарушениями развития. Инклюзия имеет этическую общественную ценность и это замечательно, что в нашей стране такая форма работы с особыми детьми расширяется.

Татьяна Рублева

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх