Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Ребенок проиграл на соревнованиях

Я люблю смотреть Олимпиаду. Даже не потому, что болею за наших (хотя болею, ещё как :)), а потому, что наблюдать за спортсменами, победителями и проигравшими, безумно интересно. Вот наш Шипулин, к примеру, почти догнавший золото, но оставшийся в результате совсем без медали. Что он чувствовал? И, не менее интересный вопрос, что чувствовал его тренер и что он ему после гонки сказал?

Кстати, а как вы реагируете на проигрыш ваших детей? Я долгое время считала своим долгом подбодрить сына после неудачи – мол, сейчас не получилось, получится в следующий раз. А не так давно поняла, что это ошибка. Очень серьезная. Которая, возможно, крайне плохо сказывалась на желании Макса расти и развиваться.

Давайте разберем пример.

У вас замечательная дочка, стройная, гибкая и энергичная. Вот уже год она ходит на занятия по гимнастике. Занятия ей очень нравятся, у нее отлично получается. Дочка собирается выступить на соревнованиях и конечно жаждет победить. Ей (да и вам тоже) кажется, что медаль у нее уже в кармане.

И вот начинаются соревнования. Дочка выступает отлично. Но другие девочки выполняют упражнения не просто отлично, а великолепно. В результате, ваш любимый ребенок остается без награды.

Что вы скажете дочке? Предлагаю несколько вариантов:

  • Мне твое выступление очень понравилось – куда больше, чем выступления других девочек.
  • Не понимаю, почему ты не получила медаль! Это несправедливо!
  • Ничего страшного! Гимнастика – не самое важное в жизни.
  • Ты очень способная девочка. У тебя обязательно получится в следующий раз!
  • Ты не заслужила победы.

Последний вариант кажется убийственным, правда? Как можно такое собственному ребёнку сказать? Тем не менее, именно он является самым правильным.

Давайте попробуем понять, какое послание несет каждый из вариантов.

В первом случае, говоря дочке, что лично вы считаете ее лучше всех, вы, по сути, проявляете неискренность. Она не была лучшей. Вы это знаете. И дочка это знает. Так что ваш ответ ей ничем не поможет – ни оправиться от удара, ни совершенствоваться дальше.

Второй вариант – ужасная несправедливость, дочку лишили медали!!! – это просто перекладывание вины на плечи других людей (в данном случае, судей). Хотите, чтобы ваш ребенок приобрел привычку обвинять других в своих собственных недоработках? – Если нет, то так реагировать не стоит.

Третий вариант (гимнастика не имеет значения) учит дочку обесценивать те занятия, в которых у нее что-то не получается. Сможет ли она при такой установке добиться в чем-либо серьезного успеха? – Вряд ли.

Четвертый путь – тот, который я обычно выбирала, пожалуй, самый опасный. По сути, мы говорим ребенку, что раз у него есть способности, то все будет замечательно. Все будет получаться. Просто так. Без серьезной работы. Но если дочка не выиграла это соревнование, с какой стати, вдруг, она выиграет следующее?

Последний вариант про незаслуженность победы самый жестокий. Только мать-ехидна способна это сказать, правда? А я теперь именно так стараюсь делать. Почему? – потому что именно правда (возможно, высказанная несколько в других выражениях) способна помочь ребенку стать лучше.

Что можно было бы сказать в случае с гимнастикой: «Дочка, я знаю, что ты сейчас испытываешь. И понимаю, как тяжело переживать такое разочарование – надеяться на что-то, прикладывать кучу усилий и потерпеть поражение. Но пока ты победу не заслужила. Есть девочки, которые занимаются дольше, чем ты и, наверное, больше тренируются. Если ты хочешь выиграть соревнование, тебе придется хорошенько постараться.

Знаешь, гимнастикой можно заниматься и просто для удовольствия. В этом нет ничего плохого. Но если тебе хочется участвовать в соревнованиях и побеждать, то придется трудиться больше».

Возможно, ребенку будет обидно. Конечно, куда приятнее, если мама утверждает, что все будет хорошо. Но это ложная надежда. По-настоящему поможет уверенность в том, что все получится. Но не просто так. А если очень-очень постараться.

По большому счету, своей реакцией мы транслируем ребенку установку на рост: интеллект и другие качества можно развить, если планомерно над ними работать, а изначальный уровень способностей и талантов – всего лишь стартовая точка. «Побочные эффекты» — любовь к обучению и устойчивость к неудачам.

Мне кажется, ради всего этого стоит перебороть свои нежные чувства и сказать правду. Некоторые родители думают, что возложив на ребенка ответственность за его достижения, они подрывают его уверенность в себе. А, на мой взгляд, все с точностью до наоборот. Конструктивная критика способна помочь, а ее отсутствие ставит будущие успехи ребенка под сомнение.

Что скажете?

Как себя повести, когда ребенок проиграл на соревнованиях? Какие сказать слова после поражения? Что сделать, чтобы помочь ребенку быстрее пережить негатив? Обо всем этом мы расскажем в новой статье.

По-настоящему страдать, уходить в себя, чувствовать себя подавленными и пребывать в депрессии после поражений на соревнованиях могут только профессиональные спортсмены, готовившиеся к этому всю жизнь, с самых ранних лет, испытывавших невероятные нагрузки на тренировках и жизненные лишения… и дети.

Что чувствует ребенок

Ребенок еще не знает того, что соревнования, в которых он участвует — не дело «жизни и смерти». Для него соревнования — это полноценный этап, отдельная страница существования, которая не может быть исправлена и перекрыта чем-то еще.

Как первая двойка в школе вызывает у ребенка слезы, так первое поражение на соревнованиях вызывает самые сильные отрицательные эмоции, а также рождает в сознании ребенка мысли, которые прежде к нему никогда не приходили — он не был с ними знаком.

Существует очень много психологических приемов и подходов к детям, занимающихся спортом. Но всегда нужно помнить о том, что универсального, единого способа, некоей «единой Библии психологии» не существует. Сколько бы вы ни искали, сколько бы статей и учебников не перечитали, вы не найдете ни одной инструкции от А до Я, где было бы написано «Если ваш ребенок проиграл, сделайте вот, что… Первое — …; Второе — ….; Третье — …; Ваш ребенок снова чувствует себя хорошо!».

И дело здесь вовсе не в том, что составить такую универсальную инструкцию очень сложно. Нет, это не сложно. Это невозможно!

Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, со своим характером, психотипом, уникальной методикой внутрисемейного воспитания, словарным запасом, жизненным опытом, отношением к жизни и т.д. К каждому ребенку необходим уникальный подход, и каждая ситуация заслуживает не менее уникального анализа.

Но все же в психологии есть общие моменты, те базисы, на которых строится все остальное. Именно о них мы и поговорим в этой статье.

Что нельзя делать родителям

Итак, чего не должны делать родители, если их ребенок проиграл на соревнованиях:

  1. Не занимать позицию «аутсайдеров».
    Позиция «аутсайдеров» выражается в классических фразах «Да брось ты, это все ерунда!», «Не переживай так сильно, это всего лишь соревнования». Такая позиция может негативно сказываться на личном опыте ребенка-спортсмена (не забывайте, что ребенок, выступающий на соревнованиях, временно изменяет собственное Я-состояние с ребенка-школьника (в школе) или ребенка-ребенка (дома) на ребенка-спортсмена).
  1. Не обманывать ребенка и не создавать вину, перекладывая ее на других.
    «Это не ты проиграл, это тебя судьи засудили», «Да наверняка этот Вася, который тебя опередил, допинг употребляет! Пойдем и тебе допинг купим — мороженое», «Ты был лучше всех, просто судьи слишком глупые и не поняли этого». Позиция родителя-лжеца или родителя-судьи негативно сказывается на жизненные взгляды ребенка и может стать причиной необратимых изменений в его характере в краткосрочной и особенно в долгосрочной перспективе.
  1. Не говорить «не повезло».
    У спортсменов есть поговорка «Везет тому, кто везет», и в ней заключается вся «спортивная» правда — выигрывает тот, кто работает, а уповать на везение — дело последнее.
    Ребенок, который согласится с тем, что ему просто «не повезло» не будет в себе ничего менять. Он будет терпеливо дожидаться следующих соревнований, уповая и будучи уверенным в том, что в этот раз ему «повезет». Но такой настрой не имеет ничего общего с настоящим спортом и характером спортсмена. Ребенку следует объяснить, что любое его неудачное действие — следствие вполне конкретной ошибки.

Итак, мы договорились о том, что родители должны вести себя так, как и должны себя вести добропорядочные и честные люди: не обманывать ребенка, не обвинять других без причины, не принижать собственные достоинства.

Как поддержать ребенка

Теперь мы поговорим о том, какие конкретно действия должны предпринимать родители в случае проигрыша ребенка на соревнованиях:

  1. Поговорить с ребенком о том, что он сделал хорошо, несмотря на то, что в итоге он проиграл.
    И ребенку, и самим родителям поиск положительных моментов, поиск того, что ребенок сделал действительно хорошо, даст огромный мотивационный заряд на будущее. Даже один хорошо выполненный элемент ясно дает понять, что ребенок, как минимум, не только хочет, но и может (то есть обладает талантом).
    Что-либо сделанное хорошо мы запоминаем во много раз лучше, чем сотня сделанного плохо. Именно поэтому мы помним, как уступили место в транспорте и нас за это поблагодарили — помним все в достаточно мелких деталях, и в то же время не помним десятки случаев, когда не уступали. Это классика психологии. Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!
  1. Разобрать вместе с ребенком то, как проходили соревнования, и найти основные проблемы.
    Это должны быть действительно фундаментальные проблемы. Те проблемы, которые мешают ребенку выступить лучше. Перед этим разговором лучше всего провести беседу с тренером, чтобы понять, что действительно ребенок делал не так (тренер разбирается в случившемся намного лучше вас, помните об этом). После того, как проблемы выявлены, следует разработать конкретный план по их преодолению. 1–2 основные проблемы — достаточно.
  1. Попробовать подготовить ребенка к поражению.
    Перед соревнованиями необходимо поговорить с ребенком о том, что он будет делать, если все-таки проиграет. Предположить, что на соревнованиях могут быть дети, которые готовы лучше, и выступают лучше. Если же вы, как родитель, не обладаете нужными знаниями и умениями в области подобных бесед, просто пропустите этот пункт.
    Самое главное во всем этом — научить ребенка перестать бояться поражения. Внушить ему, что поражение — не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и повод двигаться дальше, готовиться и стараться для того, чтобы на следующих соревнованиях выступить намного лучше, чем сейчас.

Что дает поражение

Поражение на соревнованиях — великолепная площадка для развития внутреннего мира ребенка. Ни одна победа не может дать ребенку столько пользы, сколько может дать поражение. И чем обиднее поражение, чем больше оно шокирует ребенка, тем лучше (это парадоксально, но это факт). Негативная почва, рождающаяся после поражения на соревнованиях, словно мы «размягчает» внутренний мир ребенка. Поражение может временно, кратковременно превратить достаточно сформировавшегося 10-летнего ребенка вновь в 2—3-летнего малыша, чрезвычайно податливого к учению и внушению.

Проигравшего ребенка можно сравнить с камнем, вдруг превратившемся в пластилин — это тот период (очень кратковременный), в который правильный подход со стороны родителей может дать ребенку гигантский пласт полезных качеств и знаний. Период после поражения на соревнованиях наилучшим образом подходит для воспитания новых качеств и оттачивания старых. И родители должны воспользоваться этим шансом для того, чтобы сделать ребенка умнее, сильнее, крепче и закаленнее.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Как поддержать сына, проигравшего на соревнованиях?

Сын начал заниматься в спортивной секции по каратэ. Недавно участвовал на соревнованиях, выступил неудачно. Расстроился, очень долго не мог успокоиться… Я тоже растерялась, не знала, как правильно себя вести, какие слова подобрать… Как в таких случаях можно поддержать ребёнка?

Это был первый опыт вашего ребенка… Как, впрочем, и ваш первый опыт в незнакомой ситуации… Как вести себя в подобных случаях?.. Здесь невозможно дать какую-то чёткую единую для всех инструкцию. Ведь все дети разные: кого-то в этой ситуации нужно подбодрить, кого-то пожалеть, кого-то молча обнять… Кто-то будет горевать ровно минуту, а кому-то понадобится несколько дней или даже недель…

Главное – дать ребенку понять: я с тобой… Дать понять, что он имеет право испытывать эти чувства (грусть, разочарование, обиду, гнев, печаль) … Дать понять, что вы понимаете его чувства.

Итак, что же желательно сделать родителям, если их ребенок проиграл на соревнованиях?

Во-первых, не обесценивать ни результат ребенка, ни сампроцесс. Например, такими словами, как: «Ну, не корову же играем!» или «Да, хватит расстраиваться, это всё ерунда!». Это – не ерунда, для ребенка этот момент очень важный, это – пик его переживаний… Максимальное сосредоточение эмоций и чувств…

Необходимо разобрать вместе с ребенком (насколько это в вашей компетенции) его выступление и отметить все плюсы, все его положительные проявления, все его старания… Это замотивирует его на будущие соревнования.

Также нужно вместе разобрать, где были просчёты, упущенные моменты и возможности. Объяснить, что неудачи – это очень хороший опыт, который пригодится ему в следующий раз. И ещё не раз… Возможно, это даже более ценный опыт, чем успех.

Желательно ещё до соревнования подготовить ребенка к поражению. Например, попросить его представить самый худший исход состязаний. Пусть он включит своё воображение… Он как бы мысленно проиграет этот момент, что поможет ему, во-первых, снять тревогу перед, а, во-вторых, позволит психологически подготовиться к поражению. Когда мы допустили в своём воображении худший вариант и прожили его, у нас возникает облегчение — нам словно бы уже нечего терять… Мы раскрепощаемся, и это помогает нам лучше сосредоточиться на процессе, а, значит, добиться лучшего результата.

Это очень важное умение в жизни – выдерживать поражения, неудачи, провалы… Спорт этому учит. И это здорово! Ведь наша жизнь состоит не только из одних побед и успехов. Очень важно использовать ситуацию поражения для того, чтобы закалить спортивный характер (и вообще характер!) сына.

Итак, как же нужно себя вести, если ваш ребенок проиграл на соревнованиях? Главное – чтобы он видел, понимал, чувствовал, что вы его любите, как победившим, так и проигравшим. Ребенок должен знать, что его любят в любых жизненных ситуациях.

«Советы родителям: Как поддержать ребёнка в период соревнований?!»

Перед соревнованиями любой человек испытывает волнение, и юный спортсмен так же может испытывать сильное волнение или стресс, а вот как эти последствия сделать минимальными, обсудим в статье.

Личность спортсмена сформируется на протяжении всей его спортивной деятельности и конечно умение противостоять стрессу накануне соревнований также вырабатывается с опытом. Ещё важная особенность для родителей, многие думают, что юный спортсмен волнуется больше, чем старший, но это не всегда так! Важно помнить, что реакции спортсменов всегда индивидуальны и уровень испытываемого ими стресса и страха не всегда зависит от возрастной границы.

Этап 1: поддержка до начала соревнований

Когда тренер озвучил контрольную дату, вся семья начинает жить в режиме ожидания, все возлагают надежды и всячески подбадривают спортсмена! Но! Уже на этом этапе необходимо учесть важные замечания и рекомендации:

  • Вспомните, как обычно Ваш ребёнок реагирует на стрессовые ситуации?! Может быть, это спокойствие до ответственного задания, но сильная паника во время его выполнения или же наоборот паника и отчаяние накануне и полное спокойствие, и равновесие во время выполнения задания? Вспомнив стандартную реакцию волнения, соотнесите её с основными характеристиками поведения ребёнка до момента соревнований, как он себя ведёт, если вы не замечаете сильных изменений, то, стоит быть уверенным, что всё под контролем.
  • Вторым шагом, мы даём поддержку и рабочий настрой: прежде всего, говорим о том, что мы гордимся нашим спортсменом, что он большой трудяга и многое уже умеет и на предстоящих соревнованиях главная цель это достойное, качественное выступление, без привязки к конкретному месту, но скажите о том, что Вы будите очень рады, если Ваше чадо завоюет призовое место! Также поговорите с самим ребёнком, что он думает и чувствует накануне важного для его спортивной карьеры дня?! Разговор постройте без спешки, в доверительной беседе и обязательно его завершите до конца, можно это сделать стандартными фразами: «Хочешь ли ты мне ещё что-нибудь рассказать?», «Будем ещё что-то обсуждать про наш важный день?», «Нужно ли тебе ещё услышать от меня слова поддержки и рекомендации?» и т.д. Когда разговор про спорт будет завершён, желательно поговорить немного на нейтральную тему, не фиксируя и без того острое внимание спортсмена на предстоящих соревнованиях.
  • Также обратите внимание на режим дня спортсмена, лучше сохранять его таким, какой он был до соревнований, потому что смена режима также может создать стрессовую ситуацию для организма. Но при этом обратите внимание на питание спортсмена, учтите рекомендации тренера о том, какие продукты наиболее полезны на этапе подготовки к соревнованиям. Исключите дополнительные физические нагрузки.

Этап 2: поддержка во время соревнований

  • В день соревнований оставайтесь спокойными и уверенными, не стоит повторять ребёнку много раз, что: «он точно справится!», ведите себя естественно!

Уточните у спортсмена, кого бы он хотел видеть на соревнованиях и если у семьи есть возможность, то конечно стоит поехать и поддержать его! Если возможности нет, и вы уходите раньше на работу, оставьте записку с пожеланиями хороших соревнований!

  • Если Вы присутствуете на соревнованиях не нужно давать советов ребенку во время соревнований, выкрикивая их с места: будьте максимально спокойны — тогда и ваша уверенность передастся вашему чаду. Во время перерывов между этапами соревнований бесполезно пытаться предостеречь от чего-то или научить, кроме неуверенности вы ничего не поселите в душе спортсмена. Посмотрите на внешние реакции ребенка, и Вы сможете понять, нужна ли ему Ваша поддержка в данный момент!

Этап 3: поддержка после соревнований

  • Если ваш ребенок не занял призового места или проиграл, то он ни в коем случае не должен заметить разочарованности в ваших глазах или словах, нужно всегда уважительно разговаривать с ребенком и не заваливать его нравоучениями.

Гнев или негативные отзывы могут вызвать у ребенка заниженную самооценку на долгие годы. После соревнований нужно наоборот отвлечь спортсмена от мрачных мыслей — купить любимую вкуснятину или желанную игрушку. А самое важно для ребенка — это понять, что главная победа — это победа над собой. Родителям нужные слова могут помочь найти тренеры, которые являются авторитетом для каждого спортсмена.

  • При праздновании победы, отметьте, что этот результат получен не легко, и Вы видели, сколько ребёнок работал над завоеванием этой медали! Скажите, что Вы им очень гордитесь и не сомневались в достижении максимального успеха! Найдите, возможность поощрить спортсмена его любимыми вкусностями или прогулкой с друзьями!

Обращайте внимание на то, что заранее не стоит ставить материальную цель победы: «Если ты выиграешь, мы купим тебе новый телефон», тогда возможно желанный объект переключит внимание не на победу, а на азарт, который не всегда является лучшим спутником в соревнованиях!

Гордитесь не только достижениями как показателем работы спортсмена, но и текущим тренировочным процессом! Ведь каждый день ребёнок ставит перед собой цель и старается всеми силами её выполнить, не смотря на боль, усталость и многие другие факторы!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх