Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Ребенок боится оставаться один

Сын боится оставаться в комнате один, спит со мной

Сегодня продолжаем отвечать на вопросы из прошедшего ранее опроса.

Моему сыну скоро 5 лет, он боится оставаться в комнате один, и в туалет он ходит только со мной. Спит вместе с нами с рождения, отдельно отказывается. Зато на улице может спокойно гулять без меня, любит заводить друзей, гордится, что они у него есть. Все это продолжается уже 2,5 года. Резеда

Здравствуйте, Резеда.

Спасибо за ваш вопрос! Для начала необходимо прояснить несколько моментов:

  • Какие сейчас имеются в семье установки на сон вашего ребенка? Считаете ли вы необходимым продолжать совместный сон (и до какого возраста) или уже пытаетесь решить вопрос отселения сына в свою кроватку?
  • Какую позицию занимает муж в этом вопросе?
  • Как относитесь к страхам ребенка и что уже пытались сделать?

От ответов на эти вопросы зависит ваша дальнейшая тактика.

Поскольку у нас в ограниченной статье нет возможности полностью провести консультационную диагностику и, соответственно, наметить пути коррекции (просто не тот формат), я пока напишу предположения.

Что касается страхов — возможны следующие причины:

— естественные (возрастные) страхи, например, в возрасте от 3 до 5 лет часто возникают страхи одиночества, замкнутого пространства и они обычно проходят, если родители сумели построить правильное общение с малышом.

— в прошлом была пугающая ситуация, в которой сын почувствовал себя беззащитным. Это могло быть неожиданное одиночество (например, выпустил маму из поля зрения и потерял ее, остался с незнакомым взрослым на несколько часов, его обидел кто-то из сверстников и т.п.). Этот страх укрепился и, возможно, получил свое подтверждение в каких-то похожих ситуациях (не дозвался мамы из другой комнаты, вспомнил, что ему было страшно в тот момент, как потерялся, услышал громкий пугающий лай и — готово, страх подрос на фоне нервозности).

— гиперопека родителей, предупреждающая его попытки что-то делать самому те вещи, которые пока еще плохо получаются (рождение у сына неуверенности в своих возможностях).

— в семье основной лидер — мама, а не папа. Мальчик в этом возрасте на бессознательном уровне ищет отождествления себя с мужским примером, но если папы в его жизни мало (редко общается, редко поощряет на достижения, мало играет и остается с ним вдвоем), тогда может ощущаться нехватка опоры на примеры мужской независимости, самостоятельности и смелости.

— сон: сильная зависимость от мамы с рождения не позволяет ребенку сформировать навык самостоятельного сна, плюс страхи отдельного пребывания в комнате (ребенок держится за привычные условия засыпания, не может психологически повзрослеть, использует детские модели поведения, присущие более младшему возрасту).

Более точные причины данного поведения можно выявить в ходе беседы.

Поскольку основную среду, в которой растет ребенок, создают сами родители, то здесь мы сталкиваемся с их жизненными установками, которые предопределяют их позиции по разным вопросам, начиная от взглядов на семью, взаимоотношений друг с другом, и заканчивая воспитанием деток.

Поэтому я в самом начале этой статьи задала эти три вопроса.

Справиться с возрастными страхами можно несколькими способами:

  1. Создать доброжелательную обстановку в семье (тревожность и страхи могут неосознанно внушаться самими родителями, когда они обеспокоены какими-то своими проблемами, а ребенок просто зеркалирует их).
  2. Иметь доверительное общение с малышом: исключите любые формы запугивания «дяденьками», «Кащеями» и прочей нечистью из сказок, подбирайте литературу соответственно возрасту и внимательно дозируйте телепередачи. Больше прислушивайтесь к словам сына, задавайте вопросы, подтверждайте, что он в безопасности не только словами, но и практическими действиями, например, побрызгать «волшебным спреем», который разгоняет страшилки в комнате, соорудить с сыном укромные уголочки-домики, где можно посидеть и ничего не бояться, обыграть страхи на игрушках, также полезно нарисовать красками свои страхи и порвать/сжечь.
  3. Игры в прятки и жмурки помогут малышу освоиться в пространстве и расширить свою зону пребывания в замкнутой системе (кладовые, шкафы, под кроватями, под столом, в углу, в любом укрытии и т.п.)

В каждой из названных выше предположений, откуда страхи, есть свой путь разрешения проблемы. Но если имеет место несколько — причин, проблему нужно решать комплексно на индивидуальной консультации. Если хотите проработать все эти проблемы, .

Для справки:

Навык самостоятельного засыпания у деток не возникает сам собой и не автоматизирован, как умение сосать. Это не врожденный рефлекс, о чем родители часто забывают. И когда уже имеют крошку на руках, обнаруживают, что проще всего уложить рядом с собой. Так совместный сон, как путь наименьшего сопротивления без обучения, может незаметно продлиться годы.

На самом деле спать самостоятельно — это такой же приобретенный навык, как и умение кушать из ложечки. Этому навыку спать дети учатся с рождения, если родители создают оптимальную обстановку, которая помогает малышу понимать: «да, это приятно, я могу это делать — засыпать и спать САМ».

Нужно помнить, что совместный/раздельный сон — это выбор родителей. Он также может обуславливаться самочувствием мамы, тем, как прошли роды, здоров ли малыш, готовы ли родители психологически зрело относиться к малышу.

В каждой семье могут быть свои установки на то, спать ли вместе или же лучше спать отдельно. В каждом случае родители делают свой выбор и в каждом случае они должны быть готовы к последствиям.

Можно спать вместе с новорожденным первые 1-3 месяца, помогая ему адаптироваться к внешнему миру и легко перевести его в отдельную кроватку, чтобы он спал уже самостоятельно. Очень многие проблемы отпадают сами собой.

Можно дожидаться до 1,5 лет, тогда отселение пойдет уже сложнее (помните силу привычки + кризисы возраста, когда ребенок порой не понимает, чего он хочет или не хочет, он полон противоречия).

Или спать вместе вплоть до 5 лет, как в примере (привычка еще сильнее + осложнение в виде страха). Сейчас ребенку еще труднее расстаться с привычным комфортом и страшит предстоящая самостоятельность.

Перевод подросшего ребенка в отдельную кровать нужно готовить плавно и постепенно. Сначала формируем моральную готовность, затем приучаем физически осваивать новое место сна.

Отдельная тема — это становление половой идентификации самого себя у мальчиков в 4-5 лет. Это критический возраст является еще одной важной причиной, чтобы отказаться от совместного сна с мамой в пользу раздельного сна.

В любом случае все вопросы решаемы, просто в зависимости от возраста малыша и условий его жизни, процесс решения может быть или достаточно быстрым или постепенным.
—————

Дорогие мамы, папы и бабушки, если вас волнуют вопросы налаживания сна малыша в возрасте от рождения и до 3-5 лет — изучите подробный курс «Сладкий сон вашего ребенка», семинары «Как молодой маме обойти подводные камни в попытках уложить ребенка спать».

Если же вам необходимо консультационное сопровождение психолога в течение недели или месяца — . Это поможет вам подобрать персональный подход к своему ребенку с учетом сложившейся ситуации и быстрее достичь результата.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две. Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов.

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Зрительный вектор: коктейль из страха и любви

В школьном лагере ребята любят рассказывать друг другу на ночь страшные истории, провоцируя друг друга на совместное переживание эмоций. Почему же некоторые даже относительно взрослые 9-10-летние дети после подобных развлечений начинают бояться засыпать без света или среди белого дня оставаться одни в городской квартире?

Как правило, это дети со зрительным вектором. Природа наградила их особой чувствительностью. Их страх «сидит» ближе, чем у всех остальных людей, поэтому именно они способны научиться тонко чувствовать другого человека, распознавать его эмоции и состояния.

Их эмоции сильны и глубоки, гораздо сильнее, чем у других детей. И только от воспитания зависит, станет ли зрительный ребенок развитым, умным, тонко чувствующим и понимающим человеком или будет тревожиться, бояться или истерить по любому поводу.

Если природа наградила вас таким восторженно-пугливым зрительным чудом, обязательно прочтите, как его правильно воспитывать.

Основные рекомендации:

  • Не ругать и не стыдить ребенка за его страхи, не сравнивать с другими, более «смелыми» детьми. Лучшее, что вы можете сделать, — это дать вашему малышу поддержку и вселить уверенность.

  • Не пугать Бабой Ягой, Бармалеем, чужим дядей, Волан-де-Мортом и прочей нечистью. Подобные дети и так боятся больше всех.

  • Не читать страшных сказок и сказок, где присутствует каннибализм. Это такие сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. Ребенок представляет себя на месте съеденного героя. Как вы думаете, каково это — быть съеденным?

  • Развивать в ребенке сострадание и сопереживание, умение разбираться в чувствах других людей. Для этого читать сказки на сострадание, классическую литературу. Учить жалеть животных, а главное — людей. Учась переживать за героев художественных произведений, зрительный ребенок учится думать о других, понимать их чувства, то есть сопереживать. На месте страха внутри постепенно поселяется любовь, в которой, как системно известно, страха нет.

Как помочь ребенку оставаться одному дома без страха

Вы, наверное, уже поняли, что заставлять насильно ребенка оставаться одному дома ни в коем случае нельзя. Это только усугубит его страхи и еще больше пошатнет его и так непрочное чувство защищенности и безопасности.

Поэтому самое главное — создайте благоприятный эмоциональный фон. Поймите, он не притворяется, ему на самом деле страшно оставаться одному. Не стоит на страхе акцентировать внимание, вашим грамотным поведением и действиями можно добиться того, что страх уйдет сам бесследно.

Самое главное — разберитесь со своим внутренним состоянием. У тревожной мамы тревожное дитя. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает взрослым полностью и навсегда избавиться от собственных страхов и других психологических проблем. А когда мама чувствует себя хорошо, нормализуется и состояние детей. Послушайте один из отзывов мамы, прошедшей тренинг.

Больше играйте с ребенком. Дети, которые не играют в обычные, некомпьютерные, детские игры, в общем и целом испытывают больше проблем в социализации, и страхов у них намного больше. Для деток, которые боятся оставаться дома одни, боятся заходить в темную комнату будет полезна игра в дочки-матери: незаметно вплетите в игру сюжет о том, как «маме нужно уйти, а ребеночек остается дома один и спокойно занимается своими делами». Постройте сюжет дальше, как мама возвращается и счастливая жизнь продолжается дальше.

Если он боится заходить в темную комнату, придумайте игру с фонариком. Например, зайти в комнату, взять на столе фонарик и прочитать тайное послание. Фантазируйте! Играя с ребенком, вы не только боретесь с его страхами, а еще и укрепляете доверие между вами, строите фундамент ваших счастливых семейных отношений.

Расскажите свою «историю успеха», героическую или юмористическую, — о том, как вы в детстве боялись чего-то и как вы победили этот страх. Вселите уверенность в малыша, что у него тоже получится победить свой страх.

И самое главное — читайте ребенку книги! Хорошие, правильные книги. Книги должны развивать душу ребенка, учить его сочувствовать, сопереживать. Не бойтесь книг, где в конце героев жалко так, что хочется плакать. Это очищающие душу слезы, как воздух необходимые для развития ребенка со зрительным вектором. У многих слушателей тренинга «Системно-векторная психология» после прочитывания детям грустной сказки Андерсена «Девочка со спичками» страх у детей проходил сам собой:

Чем больше вы разовьете ребенка со зрительным вектором чувственно и эмоционально, чем тоньше он научится чувствовать состояния других людей, чем отзывчивее и добрее он будет, тем меньше в его сердце останется места страхам.

Хотите, чтобы ребенок спокойно и с пользой оставался дома один и вы сами были уверены, что с ним ничего не случится? Чтобы и вы, и он адекватно могли реагировать на стрессовую ситуацию? Чтобы и вы, и ваш ребенок ориентировались в окружающем мире и с первого взгляда могли определить, кому из окружающих можно доверять, а кому нет?

Приходите на бесплатный вводный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», результат гарантирован более чем 21 тысячами отзывов.

Автор публикации: Татьяна Сосновская, педагог, психолог Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Причины возникновения страха

Детские страхи — распространённое явление, основанное на незрелости психики ребёнка. Если вы обнаружили у своего малыша повышенную тревожность при оставлении дома одного, не игнорируйте эту проблему, обязательно найдите причину и помогите ему преодолеть фобию.

Почему ребёнок боится оставаться дома один? Разбираемся в причинах:

  • Запугивание детей родителями. Даже невзначай оброненная вами фраза про бабайку, которая укусит за плохое поведение или отказ от пищи, может запомниться ребенку надолго и мучить его;

Внимание! Помните, у детей очень развито воображение, поэтому будьте осторожны в своих словах.

  • Страх потерять маму с папой может присутствовать у особо чувствительных детей, сильно привязанных к своим родителям;
  • Перенесённый стресс в школе или во дворе с друзьями;
  • Испуг может сформироваться вследствие участия или увиденного пожара, аварии, потопа и других чрезвычайных ситуаций как в реальности, так и по телевизору;

Важно! Для сохранения психического здоровья малыша ограничьте просмотр телевизионных передач, игр в телефоне и компьютере.

  • Заболевания нервной системы;
  • Пережитые психологические травмы от значительных (насилие) до бытовых (укус животного);
  • Страшные сны (актуальная статья: Ребенку снятся кошмары>>>);

Выяснить какая именно причина вызывает страх у малыша можно при помощи:

  1. Беседы;
  2. Рисования и лепки;
  3. Игры.

Иногда достаточно тёплой доверительной беседы, чтобы понять, почему ребёнок боится оставаться один в комнате. Возможно, ваше чадо слишком застенчиво или не может адекватно объяснить словами, чего он боится. Попробуйте надёжный метод рисования или лепки. Попросите ребёнка изобразить то, что его пугает.

Важным условием является — не вмешиваться в творческий процесс. Когда будет готово, вместе с малышом разорвите или сломайте предмет, разъясняя при этом ему, что таким образом мы уничтожили сам страх.

Если первые два способа не помогут, попробуйте смоделировать похожую ситуацию в игре, в которой дети легко выражают свои эмоции, страхи.

Выяснив причину фобии, для начала попробуйте самостоятельно избавиться от неё, не вовлекая посторонних людей, чтобы не смущать сына или дочь чужими лицами. Если источник страха серьёзный, например, насилие, или вы сделали всё, что могли со своей стороны, то смело обращайтесь к профессиональной помощи.

Возрастные особенности страха

Проблема, связанная с боязнью детей оставаться дома без родителей, не может возникнуть в период младшего возраста, в силу того, что разумная мама никогда не оставит малыша одного.

Важно! Пробовать оставлять ребёнка одного начинайте только после 6 – летнего возраста, а возможно и позже, учитывая индивидуальные особенности.

  • Готовность остаться одному малыш может выразить и в 5 лет, не игнорируйте его желание, воспользуйтесь шансом. Дети все разные, у одних навык к самостоятельности созревает раньше, у других — позже. Этот возраст характерен сформировавшимися представлениями о безопасности, ребёнок уже отличает своих от чужих;
  • Начните оставлять с минимального времени, наблюдая за его состоянием, но не злоупотребляйте, помните, умеренность и постепенность стоят на первом месте;
  • Если ребёнок в 8 лет боится оставаться один, несмотря на то, что он уже достаточно большой, не стоит кричать, позорить, называть трусом, для начала, разберитесь в проблеме. В таком возрасте дети уже самостоятельны и любой страх должен насторожить вас.

Предложите ему завести питомца, за которого малыш будет нести ответственность. Забота о животных поможет малышу переключиться со своих проблем на нужды более беззащитного существа и не заметить вашего временного отсутствия.

Ребёнок будет воспринимать себя более взрослым, раз ему доверили жизнь и здоровье маленького друга. Если это не поможет, попробуйте рекомендации, изложенные дальше.

Советы психолога как справиться

К детским страхам любого возраста относитесь со всем вниманием и серьёзностью. Не закрывайте глаза на проблему, не считайте её капризом, а обязательно побеседуйте с малышом, пытаясь выяснить причину тревожности. Возможно, проговорив своё затруднение, ваш ребенок уже преодолеет часть своего испуга. Убедите его, что непременно поможете справиться с возникшей сложностью.

Если ваш ребёнок боится оставаться один, что делать в такой ситуации?

  1. Для начала попробуйте оставлять на 15–20 минут, постепенно прибавляя время;
  2. Обязательно расскажите малышу, куда и зачем вы уходите, когда вернётесь, а также о возможных задержках. Обговорите время звонка и тактику его поведения при условии опоздания родителей;
  3. Дайте ребёнку интересное задание на время вашего отсутствия: почитать любимую книгу, поиграть во что-то увлекательное;
  4. Не обсуждайте страхи малыша в его присутствии с близкими и знакомыми;
  5. Обеспечьте ребёнка телефоном, научив его пользоваться им. Это поможет всегда поддерживать связь, и чадо не будет ощущать себя покинутым;
  6. Возвращаясь домой, прихватите для малыша маленький подарок или сладость, так у ребенка появится уверенность, что его помнят и любят;
  7. Перед тем, как уходить, непременно проведите инструктаж (и не один раз!) по правилам поведения: дверь никому не открывать, спичками не играть, научите пользоваться бытовой техникой, газом, электричеством, объясните, как действовать в случае пожара, потопа, стуков в дверь, снабдите телефонами экстренных служб;
  8. Расскажите, как справляться с замками, домофоном, чтобы он сам мог закрыться или открыться в случае необходимости;
  9. Оградите от просмотра криминала, боевиков, федеральных новостей. Неокрепшая чувствительная психика детей очень страдает от обилия ужасов, транслируемых по телевидению;
  10. Не оставляйте малыша в тёмное время суток, а ещё хуже: на ночь. Попросите кого-нибудь присмотреть за ним в то время, пока вас не будет дома;
  11. Не устраивайте ссор, драк, громкого выяснения отношений при своём ребенке. Это только усугубит его состояние;
  12. При страхе смерти, важно объяснить ребёнку, что и в этом случае, жизнь человеческая продолжается, только в другом виде.

Важно! На время своего отсутствия обеспечьте безопасность ребенка дома и внушите ему, что нет основания бояться находиться в квартире одному.

Больше всего малыша пугает неизвестность. Если вы снабдите его всей необходимой информацией и нужными предметами, разъясните как правильно действовать в различных ситуациях, страх может уйти сам.

Ситуация, когда ребёнок боится оставаться без мамы характерна больше для детей младшего возраста. Примерно с 3 лет нормально развитый малыш вполне способен находиться некоторое время без родителей. Если вы заметили патологическую привязанность чада к маме, причём доходящую до абсурда (не даёт выйти в другую комнату или туалет). Здесь возможны две причины сложившегося положения:

  • Мама слишком тревожна за малыша, не доверяет его близким людям, внутренне считает, что другие хуже заботятся о его нуждах. Ребёнок реагирует на подобное состояние матери и прилепляется к ней ещё больше;
  • Особенности склада психики маленького человечка. Чрезвычайно подвержены привязанности к матери дети меланхолики, с ранимой и возбудимой нервной организацией (читайте статью: Воспитание ребенка-меланхолика>>>). Дети с другим типом темперамента тоже могут бояться потерять маму из вида. В этом случае, скорее всего, в малыша не вложили базовое чувство доверия к миру и окружающим.

Привязка к маме у детей, как правило, с возрастом проходит, но при условии правильного поведения родителей и знания особенностей развития вашего чада.

Когда ребёнок в 7 лет боится оставаться один в квартире или комнате, попробуйте для начала ласково и спокойно поговорить с ним, пытаясь выяснить причину. Если малыш поделится с вами, то внушайте ему, что оснований для страха нет. Беседы должны стать регулярными, дети — доверчивый народ, для большинства из них родители имеют авторитет, поэтому со временем вы обязательно справитесь со сложностью.

Внимание! Никогда не оставляйте ребёнка одного, против его желания или в наказание — это страшный удар по психическому здоровью.

Уделяя достаточное время своему малышу, проводя с ним регулярные беседы, узнавая о его чувствах, переживаниях вы будете заранее осведомлены о страхах ребёнка, и, соответственно, у вас будет возможность вовремя принять меры по решению проблемы.

Почему ребенок 7-8 лет боится оставаться дома один?

Семилетний малыш испытывает боязнь, оставшись в одиночестве, по разным причинам.

И прежде чем решать данную проблему, необходимо разобраться в истоках детского страха:

  • Основным фактором риска является поведение родителей, которые часто, сами того не замечая, своими «шуточками» про бабу-ягу, бабайку и пр. рождают в душе ребенка страх перед неведомым.
  • Некоторые дети боятся оставаться без мамы и папы, так как очень беспокоятся о них. Ребенок может испытывать безотчетный страх не за себя, а за родителей, когда их нет рядом. Особенно часто такие ситуации бывают в семьях, где дети поздние.
  • Одним из факторов появления боязни могут стать просмотр страшного ролика по телевизору, услышанная история из мира криминала или фантастики, неприятная история в отношениях со сверстниками на улице или в школе. Так как детская психика подвержена влияниям извне гораздо сильнее взрослой, то детское воображение способно нарисовать ужасную картину и напугать малыша.
  • Некоторые дети боятся быть одни из-за опасности возникновения пожара, потопа, прихода неизвестных и других ЧС. Такая боязнь обычно возникает у впечатлительных малышей под воздействием новостных передач с сюжетом о пожаре или наводнении, бандитах и маньяках.
  • Заболевания нервной системы – частый признак возникновения страхов.
  • К причинам специалисты относят и перенесенные психологические травмы, от очень серьезных (насилие) до бытовых (укус собаки).
  • Как ни странно, сны и для взрослого, и для маленького человека иногда становятся кошмаром наяву. Поэтому, если ваше чадо часто беспокоят страшные сны, это повод обратиться за помощью к психологу. Только он сможет избавить вас от такого состояния.

Как выяснить причину детского страха?

  • Наводящие вопросы

Чтобы узнать истинную причину боязни малыша, нужно действовать следующим образом: сначала просто спросить, чего он боится. Если ребенка страшит возможное появление серого волка, привидений или барабашки, темноты он так и скажет.

Однако нередко малыш не может адекватно ответить на подобный вопрос, так как боится быть осмеянным или просто сам точно не знает истинных причин.

В таком случае от взрослых понадобится наблюдательность и знание некоторых особенностей детского внутреннего мира.

К примеру, вы решили сходить в ресторан вдвоем. Но сынок, которого оставили на два часа дома наедине с собой, названивает вам каждые 15 минут и с тревогой в голосе спрашивает: «Все у вас нормально?». Анализ подобных ситуаций позволяет сделать вывод: наиболее вероятная причина боязни – страх за жизнь родителей, страх остаться в этом мире одному. Чаще всего такой вид страха возникает у наиболее опекаемых деток, в которых «души не чают».

  • Лепка и рисование

Психологи советуют выяснять причины детских страхов и переживаний при помощи игр.

Особенно хорошо помогают рисование и лепка. Говорить о цели игры не нужно. Просто попросите нарисовать или вылепить свой страх. Главное условие: не помогать ни словом, ни делом. После того, как на бумаге появились более или менее обозначенные «страхи», разорвите или сломайте это творчество совместными усилиями, объяснив при этом цель такого поступка.

Как правило, справившись с боязнью в игре, дети постепенно забывают об этом и наяву.

  • Игра

Поможет разобраться в причинах страха простая игра в дочки-матери. Смоделируйте ситуацию: вы – мама- кукла, ваш ребенок –дочка-кукла. Мама кукла уходит на работу и оставляет дочку одну. Дочка в лице вашего малыша упрашивает маму не оставлять ее одну. На вопрос мамы: «Почему?» он назовет, что его беспокоит.

Если же взрослые не могут самостоятельно справиться с задачей выяснения причин страха, нужна консультация психолога. Не пускайте это дело на самотек с целью исключения в дальнейшем серьезных последствий в виде проблем с нервами, психозов.

С какого возраста можно оставлять детей одних дома, и чего не нужно бояться?

Оптимальным считается 6-летний возраст, когда ребенок может оставаться один. Но в каждом случае нужно учитывать индивидуальные признаки человека. Стоит ли забивать тревогу, если в 7 лет родители не могут оставить чадо одного?

Ошибка многих родителей: не воспринимать детский страх всерьез. Когда ученик 1-3 класса не желает оставаться один дома, некоторые взрослые воспринимают это как каприз, начинают кричать на малыша или вообще не реагируют на его возражения. И то и другое неверно и наносит вред. Считать ребенка, который в восьмилетнем возрасте испытывает страх оставаться одному, трусом и тем более унижать его, дразнить этим нельзя ни в коем случае.

Чтобы избавить своего сына или дочку от стресса, родители, вам нужно усвоить несколько правил:

  1. В первое время оставляйте малыша одного ненадолго. Достаточно 15 минут, чтобы он постепенно привыкал к такому положению.
  2. Перед уходом обязательно расскажите, куда вы уходите, какова цель вашего ухода, во сколько вы придете. Договоритесь о времени вашего звонка ему и сами об этом не забывайте. Также проговорите с малышом возможные форс-мажорные обстоятельства: как ему поступить, если в назначенное время родители не вернутся.
  3. На время своего отсутствия займите чадо интересной книгой или занимательной игрой. Тогда время для него пролетит быстрее. Увлекшись игрой, малыш забудет о своем страхе.
  4. Снабдите его телефоном и научите им пользоваться, вбейте все необходимые номера. Если малыш еще не читает, современные устройства позволяют набирать номер посредством голосового набора. К номерам близких можно привязать их фото.
  5. Вопрос о боязни ребенка не следует заострять, часто обсуждать с чужими людьми. Иначе и малыш начнет уделять этому много внимания.
  6. Познакомьте сына/дочку с устройством замков, домофона, окон, чтобы в случае чего они могли выйти или закрыться.
  7. Домашнее животное можно привлечь в качестве надежного спутника и друга. Малыш перестанет пугаться, если будет знать, что его защитит кот или попугай. Роль старшего тоже сыграет роль, так как «мы в ответе за тех, кого приручили».
  8. Просто проведите с ним инструктаж: как он должен действовать в случае чрезвычайной ситуации. Ведь детей пугает то, что им недосягаемо, неизвестно. Если ребенок знает, как поступить, он перестанет этого панически бояться.

Что нельзя делать, если у ребенка страх остаться дома одному?

  • Не запугивайте детей страшными рассказами о несуществующих чудищ, которые его съедят, если он не будет вас слушаться.
  • Постарайтесь максимально ограничить доступ к телевизору и интернету маленького члена семьи. Не стоит приобретать страшные книжки, а также делать ребенка свидетелем ссор, драк.
  • Никогда не оставляйте его одного насильно или в наказание. Такими поступками можно здорово навредить.
  • Также старайтесь не оставлять его в темное время суток и тем более на всю ночь. Выйти из ситуации помогут родственники или соседи, которые скрасят его одиночество и не позволят оказаться во власти у страха.
  • Если вы заметили беспокойство со стороны детей в отношении к смерти, не бойтесь поднять эту тему, но только заострив внимание на том, что это будет не скоро, что и после смерти мы продолжаем жить. Еще раз повторю, что все мы, а дети тем более, боимся неизвестно. Как только понимаем, с чем имеем дело, страх рассеивается.

Любите своих детей, уважайте их мнение, делайте их детство счастливым, ведь оно такое короткое.

Поделитесь с друзьями:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх