Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Реактивное поведение

Реактивное сопротивление (психология)

Реактивное сопротивление — мотивационное состояние, возникающее в ситуации, когда какое-либо внешнее условие (другой человек, предложение, или правило) ограничивает свободу или создает угрозу ограничения проявлений индивида. Главная задача такого поведения — восстановление утраченной или ограниченной свободы.

Реактивное сопротивление возникает, когда на человека оказывается сильное давление с целью изменить его поведение, точку зрения, отношение к чему-либо. Обязательным условием для возникновения данного состояния является осознание факта оказываемого воздействия. Результатом обычно становится выбор индивидом запретного или ограниченного варианта, а также повышение его устойчивости к убеждениям.

Данный феномен иногда используется некоторыми специалистами (в сфере рекламы, политики, психологии) для разного рода манипуляций.

В качестве примера можно привести человека, регулярно и сознательно нарушающего общественный порядок с целью оказывать сопротивление власти, которая запрещает этот тип действий на законодательном уровне. Причём этому человеку не важны выгоды, которые такое поведение может ему принести, а также он не задумывается о личных ресурсах, которые он должен будет затратить на это дело.

Сам термин «реактивное сопротивление» был заимствован из физики.

Теория

Теория психологического реактивного сопротивления была разработана Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля над ситуацией. Согласно этой теории, главное стремление человека — восстановление этого контроля. Всякий раз, когда что-то ограничивает выбор или лишает человека возможности выбрать, возникает потребность сохранения свободы. Это заставляет человека желать запрещенный объект или недоступную возможность действия значительно сильнее чем прежде.

В теории Дж. Брема выделяется четыре основных понятия:

  • ощущение свободы;
  • угроза свободе;
  • реактивное сопротивление;
  • восстановление свободы.

Свобода рассматривается не как абстрактное понятие, а как внутреннее ощущение множества возможностей, которые связаны с реальным поведением, действиями, эмоциями и отношениями. Поведение считается свободным, если человек реализует его в настоящем или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу по отношению к ней.

Личная свобода выбирать, когда и каким образом управлять своим поведением, а также осведомлённость о степени собственной свободы влияют на возникновение психологической реактивности. Ситуация угрозы или действительное уменьшение поведенческих свобод воспринимаются человеком как некоторый сигнал к действию, вызов. Страх потерять свободу может привести человека к тому, что он попытается эту свободу вернуть через преодоление ограничений и активное противодействие влиянию, которое на него оказывается.

Выявлены несколько закономерностей, которые связаны со свободным поведением и реактивностью:

  1. Если определённая поведенческая свобода находится под угрозой нарушения или нарушена, то чем значимее эта свобода для человека, тем сильнее будет реактивное сопротивление.
  2. Уровень реактивного сопротивления связан не только с важностью свободного поведения, которое подвергается угрозе нарушения или уже нарушена, а еще и со степенью важности других свобод, которые имеются у индивида в то же самое время.
  3. Когда имеется несколько свобод, которые не были нарушены, то чем больше равномерность распределения нарушения или угрозы нарушения, тем больше будет общий уровень реактивного сопротивления.
  4. Когда важная свобода человека находится под угрозой нарушения, то чем сильнее эта угроза, тем выше будет уровень реактивного сопротивления.
  5. Когда человек теряет одну из своих свобод, то он считает, что и остальные его свободы находятся под угрозой прямо сейчас или позже.
  6. Одни поведенческие свободы могут быть нарушены или оказаться под угрозой нарушения тем, что будут угнетены или запрещены другие поведенческие свободы. Именно поэтому угнетение или запрещение свобод одного человека приводят к угрозе уничтожения поведенческих свобод другого человека.

При этом важно упомянуть, что феноменология реактивности не предполагает, что человек может знать о существовании данного явления. Когда люди осведомлены о том, что у них возникло реактивное сопротивление, то они могут проявлять большую самостоятельность в формировании дальнейшего поведения. Другими словами, если человек чувствует, что он имеет возможность делать то, что хочет, то у него не возникает необходимости делать что-то нежелательное для себя, опровергающее чужое мнение, правило или действие.

Экспериментальные исследования

Ключевые исследования, направленные на изучение данного феномена, приведены ниже.

Первый эксперимент был проведен Хаммоком и Бремом (1966). Ими исследовался вклад гендерных различий в данный феномен. В результате их исследования было показано, что мужчины больше всего хотели получить именно ту вещь, которая была для них недоступна. В то же время у женщин не было обнаружено данного феномена в поведении, несмотря на то, что их лишили свободы выбора, этот эффект совсем на них не действовал.

В 1981 году Бремом было проведено исследование реактивности и привлекательности недоступных объектов у детей. Исследовались половозрастные особенности проявлений этого феномена. Исследование показало, как дети реагируют на эту ситуацию недоступности объекта, и что у детей также имеются мысли типа «у соседа трава зеленее». Также была показана способность детей смиряться с недоступностью объекта в случае, если ребёнок обесценивает недоступные для него вещи. Эта работа доказывает, что в случае, когда дети не имеют желаемого, они испытывают сильные эмоциональные переживания, так как знают о существовании объекта, который они не могут получить в свое распоряжение.

Хейлман (1976) провела эксперимент, в котором прохожему на улице предлагалось подписать некую петицию, при этом во время процедуры подписания испытуемые сталкивались с разными по степени препятствиями в этом процессе. Результат оказался следующим: чем более интенсивными были попытки препятствовать индивидам в подписании петиции, тем с большей вероятностью они склонялись к тому, чтобы её подписать.

Миллер с коллегами в 2007 провели исследование, в котором изучалось влияние формулировки сообщения на восприятие информации. Сообщение, которое предъявлялось испытуемым, было посвящено заботе о своём здоровье. Было показано, что если это сообщение оканчивалось фразой, направленной на восстановление свободы, смысл которой заключался в праве каждого выбирать, следовать ли в дальнейшем этим советам и как проживать собственную жизнь, то реактивное сопротивление у читателей уменьшалось. Также было обнаружено, что конкретные сообщения, которые были сформулированы с использованием наименьшего количества контролирующих слов, запоминались и воспринимались гораздо лучше абстрактных.

Реактивность организма

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Реактивность организма — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды, представляющее собой такое же важное свойство всего живого, как обмен веществ, рост, размножение и др.

Реактивность присуща всякому живому организму. В процессе эволюции вместе с усложнением организации живых существ усложнялись формы и механизмы реактивности. Чем проще организовано животное и чем менее развита у него нервная система, тем соответственно и проще форма его реактивности. Реактивность простейших и многих беспозвоночных животных по существу ограничивается изменениями обмена веществ, позволяющими животному существовать в неблагоприятных для него условиях внешней среды.

Особенность реактивности низших животных, связанная со способностью изменять интенсивность процессов обмена веществ, позволяет им переносить значительное высыхание, понижение температуры окружающей среды, уменьшение содержания в ней кислорода и пр.

Чем выше организовано животное, тем более широким арсеналом средств активного реагирования на различные вредные влияния внешней среды оно располагает.

Наиболее сложной и многообразной является реактивность у человека. Как в здоровом, так и в больном состоянии деятельность всех его органов и систем, конечно, выражает физиологические закономерности, но эти закономерности в такой мере зависят у человека от социальных факторов, что можно с полным правом говорить об их полном опосредовании и «снятии» в человеческом организме.

Для примера достаточно напомнить такие функции как пищеварение, теплорегуляцию, размножение, не говоря уже о высшей нервной деятельности человека. Ярким примером социального опосредования реактивности у человека в наше время научно-технического прогресса являются различные системы «человек—машина». Реактивность человека, едущего на велосипеде, например, ориентируется на новые скорости движения на данном виде транспорта, его организм соответственно приспосабливается к быстрым сменам зрительных и слуховых раздражителей, «человек—велосипед» становится новой комплексной системой реагирования в окружающей его среде. Подобным же образом формируются различные системы «человек—машина» на производствах, где человек становится нередко частью машины и как бы сливается с ней в ходе той или иной производственной операции. Нарушения работы этой системы (отставание от темпа или ритма работы машины и др.) могут стать причинами травм, нарушений функций анализаторов, психических расстройств.

Особое значение для реактивности человека имеет вторая сигнальная система — воздействие слов, письменных знаков. Слово для человека может оказывать как лечебное, так и болезнетворное действие, изменяя различным образом реактивность его организма.

В практической медицине термин «реактивность организма» широко применялся с целью общей, чаще всего количественной, оценки состояния организма больного. Так, состояние повышенной реактивности называли гиперергией, а пониженной — гипергией. Подобное разделение было положено в основу многих клинических классификаций реактивности при различных заболеваниях. Так, например, в клинике внутренних и инфекционных болезней различали гиперергические, гипергические и анергические формы пневмонии, туберкулеза, дизентерии и других инфекций. Гиперергическими формами называли болезни с более быстрым, бурным течением, сопровождающиеся выраженными изменениями деятельности органов и систем. Гипергическими называли заболевания с вялым течением, с неясными, стертыми признаками, со слабо выраженными механизмами защиты организма от микробов (выработка антител, фагоцитоз и Др.)-

В хирургии с изменениями реактивности связывали различное течение раневого процесса, сепсиса, перитонита, и других заболеваний. Быстрое заживление, пышные красные грануляции, совершенная эпителизация раны свидетельствуют о высокой реактивности организма. Медленное заживление, вялые бледные грануляции, слабая эпителизация раны свидетельствуют о низкой реактивности больного. Различают молниеносную, гиперергическую форму сепсиса и вялую, затяжную его форму.

Так же выделяют такое понятие,как константа реактивности,const R-является изменчивость.Реактивность изменяется как в онтогенезе(индивидуальное развитие организма),так и в филогенезе(лягушка,мышь,собака и тд.)В филогенезе она растет,исходя из определения,которое дал Павленко. Если взять человеческий онтогенез,то несложно проследить,что с различным возрастом, степень реагирования на одни и те же факторы внешней среды различны,точно так же,как и возникновение иммунотолерантности к определенным антигенам.О реактивности судят по реакции. Для человека,как существа разумного,обладающего высоко организованной высшей нервной деятельность так же характерна предупредительная реактивность.У человека по сути резистентность не велика,и находится в определенном диапазоне,но высока реактивность,с помощью которой мы можем повышать нашу резистентность,при чем делая это заблаговременно(обыденный пример-мы заранее готовимся к зиме, а именно — покупаем теплую одежду, приносим обогреватели на работу — это и есть предупредительная реактивность). Следует различать понятие — патологическая реактивность,т.е. извращенна реакция на факторы внешней среды, ведущая к аутодегенерации клеток и тканей.

> Литература

  • Общие вопросы учения о реактивность организма. Патологическая физиология Под. ред. В.В Решетько,В.С Молотков: Медицина,СГМА,Смоленск 2000

  • Раздражительность
  • Раздражимость

Это заготовка статьи по медицине. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Четвертый тип – аффективное, или реактивное поведение

Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения.

Вебер исключил традиционное и аффективное действие из предмета социологии, так как не считал их социальным действием, но включил целе- и ценностно-рациональное поведение.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведение людей осмысленно. Но такое понимание не является психологическим.

Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он – часть социального действия, то есть такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.

Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» или «аттитюдом» и без которого действие не является социальным.

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей — потребность индивидуальной любви.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные,групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека — операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материально-производственная (преобразование природы) и социально-производственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие — достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя:

1) действующее лицо;

2) потребность в активизации поведения;

3) цель действия;

4) метод действия;

5) другое действующее лицо, на которое направлено действие;

6) результат действия.

Перечень элементов, составляющих отдельное социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица, или ситуации. Известно, что любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная среда (выражающаяся групповом взаимодействии), культурная среда (выражающаяся в окружающих индивида нормах и ценностях). Совокупность вещественных, социальных и культурных условий создает ситуацию, которая находит выражение в условиях действия и средствах действия. Под условиями действия понимаются те элементы окружения, которые действующее лицо не может изменить, а средства — это те элементы, которые действующее лицо контролирует. Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации. Ситуация входит в а тему социального действия через ориентацию индивида. При этом следует различать оценочную и мотивационную ориентацию индивида на ситуацию. Это означает, что каждый действующий индивид должен оценить свое окружение (других действующих индивидов, условия средства окружающей среды) и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы совершения социального действия. Если представить себе, например, двух отделенных от других людей индивидов, один из которых пытается сознательно воздействовать на другого, то даже отсутствие социального окружения не избавит их от необходимости учитывать культурные нормы их прежнего опыта.

Механизм совершения социального действия. Социальные действия, о которых идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. Мотивация — это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей (175, с. 369). Другими словами, мотивация — это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие.

Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление: это могут быть, например, потребности физические (в еде, питье, сне, сексе и т.п.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного положения, самоутверждении и т.д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Мотивы, различные у каждого индивида, придают социальному действию неповторимую индивидуальную окраску. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. До возникновения интереса механизм социального действия осуществляется в рамках пространственных контактов и контактов интересов, а затем постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приведет к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.

Анализ человеческой деятельности показывает, что каждое социальное действие совершается в результате некоторой субъективной активности, формирующей мотивацию. В повседневной практике часто наблюдается почти мгновенное совершение социальных действий, которые кажутся немотивированными и спонтанными. Но если действующий индивид будет анализировать такие быстротечные действия, то он всегда сможет выделить первоначальную потребность, интерес и, наконец, формирование мотивационной установки. Просто в данном случае социальное действие совершается в очень короткий промежуток времени. С другой стороны существуют социальные действия, процессы формирования мотивации которых могут быть столь длительными, что первоначальная потребность забывается, отчего создаете впечатление, что мотивационная установка возникла сама по себе. Иными словами, создается видимость, что индивид действует только ради того, чтобы действовать, проявлять свою активность. Это без условно не так. Тщательный анализ, основанный на большом числе исследований, всегда указывает на существование «первого толчка», потребности, приводящей к совершению социальных действий.

Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, о степени разобщенности или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образец социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

Социальные взаимодействия. Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе тем даже простое наблюдение показывает, что социальное действии) рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы) изменить поведение другого индивида или группы, редко на практике встречается в единичном, обособленном виде. Когда кто-нибудь пытается убедить в своей правоте другого, то очевидно, что это не общение с неодушевленным, бессловесным существом. Этот другой может активно возражать, соглашаться или проявлять пассивность, так или иначе он тоже совершает социальные действия. В результате этих ответных действий изменяется способ нашего убеждения, его содержание. Наконец, беседа может привести к тому, что человек вынужден будет прекратить оказывать воздействие на поведение свое собеседника. Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов (170, с. 287). Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия — это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.

Встречаясь с незнакомым человеком, мы всегда представляем себе, что он будет делать и как будет вести себя в соответствии с нормами, принятыми в группе или обществе. Общепринятые ожидания дают нам возможность для оценивания данного индивида и для продолжения взаимодействия. При продолжении взаимодействия к общепринятым ожиданиям присоединяются ожидания, носящие индивидуальный характер, соответствующие интересам участников взаимодействия. Предположим, что определенная личность назначает деловое свидание незнакомому человеку. Очевидно, что в ходе опосредованных контактов у этих людей возникает необходимость во взаимодействии. Перед встречей у каждого из них существует некоторая система ожиданий поведения, общепринятого в обществе и в данной группе: партнер по взаимодействию должен прийти вовремя, соблюсти ритуал знакомства, быть вежливым и т.д. Если эти неопределенные, общепринятые ожидания не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться и остаться ситуационным, одноразовым. В случае же оправдания общепринятых ожиданий с обоих сторон возникают новые ожидания, связанные с личностными особенностями данного человека, с его статусом, способом исполнения роли, а также с институциональными нормами, которые он представляет.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

2. Элементы социального поведения.

Девиантное поведение

Девиантное поведение (девиация) — это отклонение от об­щепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным (т.е. соответственно юриди­ческим и моральным). В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответ­ствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это — убийство, воровство, различные пра­вонарушения. Таким образом, делинквентное поведение — со­ставная часть девиации.

В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения, в которых ученые по-разному определяют при­чины девиации. Классические теории принадлежат Э. Дюркгейму и Р. Мертону. Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия. Аномия — это нравственно-психологическое состояние инди­видуального или общественного сознания, характеризуемое раз­ложением системы ценностей, обусловленным кризисом об­щества, противоречием между провозглашенными целями и не­возможностью их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации, девиантном поведении. По существу, это такое состояние общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все это нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустой­чивости социальных связей, к нарушениям коллективного со­знания, дезорганизует людей, способствует появлению различ­ных видов девиаций.

Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система со­стоит из двух основополагающих элементов. Первый — цели, на­мерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй — социально одобряемые способы достижения этих це­лей. Характер и тип социального поведения, индивидуального при­способления определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он на­зывает пять типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм — это со­гласованность целей и средств. Инновация — стремление к соци­ально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Подобное положение складывается в случаях, когда достижение желаемых целей невозможно реализовать законным путем. В связи с этим признанные методы социальной деятельно­сти отклоняются, а вместо них используются общественно не­приемлемые. Так, порок и преступление Р. Мертон трактует как «нормальную» реакцию на ситуацию, когда «усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепринятым и законным средствам, обеспечивающим этот успех, недостаточен». Ритуализм — отказ от культурных целей при безусловном следо­вании институциональным нормам. К ритуализму склонны инди­виды, которые отказались от целей жизненного успеха или суще­ственно снизили свои притязания, но не вышли за рамки дозво­ленных норм поведения. Они вынуждены или отказаться от цели, не нарушая дозволенный порядок, или решиться на инновации для достижения целей. Ритуализм — образец покорности, вынуж­денного смирения3. Ретризм — бегство от действительности. Это отказ как от общественно одобряемых целей, так и от одобряе­мых норм поведения. Представители данной девиации во всех от­ношениях ведут себя вне всяких приличий, принятых в данном обществе. К ретристам можно отнести представителей «социаль­ного дна»: бродяг, бомжей, нищих, алкоголиков, наркоманов ит.п. Индивид избирает данный тип поведения в результате не­удач при использовании законных путей при достижении целей и невозможности, в силу внутренних запретов, прибегнуть к неле­гальным, но эффективным средствам их достижения. Мятеж — это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом, в отличие от ретризма, предлагаются новые цели и нор­мы и идет борьба за их утверждение. По существу, это

Отношение к целям Отношение к средствам
Типы их достижения
девиаций Одобряемые Неодобряемые Одобряемые Неодобряемые
Конформизм + +
Инновация + +
Ритуализм +
Ретризм
Мятеж + +

Таблица 3 Типология девиантного поведения (по Р. Мертону)

призыв к разрушению старой социальной системы и установлению но­вой. В этом проявляется некоторое конструктивное начало де­виаций1.

В строгом смысле девиацией можно считать лишь инновацию, ретризм и мятеж. Согласно Р. Мертону, аномия возникает в ре­зультате рассогласования целей и средств их достижения. Ее при­чины он видит в обстоятельствах, при которых нарушения соци­альных норм есть реакция на эту ситуацию.2

В схематичном виде типология девиантного поведения пред­ставлена в табл. 3. Знак «+» в ней означает принятие, одобрение, а знак «—» неодобрение, неприятие целей и средств их достиже­ния. Например, конформизм, означает одобрение и целей и средств их достижения, а инновация — одобрение целей, но неодобре­ние средств3.

Отклонения от норм поведения могут носить как положитель­ный, так и отрицательный характер. Положительная девиация — сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной груп­пой отклонений.

Примерами положительных девиаций могут быть самопожер­твование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант. Отрицательная девиация — сфера негатив­ных, осуждаемых обществом или социальной группой отклоне­ний: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, нар­комания. Носителями положительных девиаций являются нацио­нальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, передовики труда и др. Образцами отрицатель­ной девиации можно считать революционеров, террористов, по­литических эмигрантов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д. Специальные исследования показывают, что в нор­мально развивающемся обществе на лиц, склонных к положи­тельной или отрицательной девиации, приходится по 10—12% на­селения. Остальные 75—80% — «твердые середняки», т.е. люди, у которых нет отклонений в поведении1.

В оценке отклоняющегося поведения существуют два под­хода: относительный и абсолютный. При относительном — по­ведение считается отклоняющимся с точки зрения одного че­ловека или группы индивидов. С точки зрения других такое по­ведение является нормальным. Например, такие поступки как попрошайничество и ложь «во спасение» по-разному оценива­ются индивидами и их группами. Нарушение правовых норм может быть только абсолютным и оценивается на основе дей­ствующих законов. Таким образом, девиация представляет со­бой не только отрицательное, но и положительное начало. Она способствует социальному изменению, открывает альтернати­ву существующему, ведет к совершенствованию социальных норм2.

Заключение

Таким образом, любое социальное действие должно включать в себя: 1) действующего субъекта, 2) потребность, 3) мотивацию действия, 4) цель действия, 5) метод действия, 6) другое действующее лицо, на которое направлено действие, 7) результат действия.

Прочитано: 11 949

Проактивный и реактивный? Вроде бы какая разница, если в обоих словах спрятался «активный» термин. А ведь большая! Реактивный и проактивный подход к жизни – настолько различаются, что нужно не только понимать разницу между ними, но и стремится к преобладанию одной поведенческой схемы. Но вот какой?

Проактивный или реактивный: тест

Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.

Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.

Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.

Проактивный Реактивный
Я буду стремиться это изменить Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать
Я изменю их мнение Их вряд ли возможно переубедит
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу Меня раздражают мои коллеги
Я иду на работу Я вынужден идти на работу
Я решил (а), что поступлю именно так Мне придется поступить так из-за того, что…
Я найду время, которое посвящу этим делам Я бы помог, но у меня нет времени
Я придумаю, где найти средства для старта проекта У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу Мне не доверят эту работу

Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?

Работать с этим.

Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.

7 шагов к проактивной личности

Каждый из нас имеет черты и проактивности, и реактивности. Это просто манера поведения, которая легко меняется.

Хорошо, не легко. Но меняется.

Первое, что нужно – оценивать себя в каждой возможной ситуации:

  • Реактивно я себя веду или проактивно?
  • Какой правильный алгоритм поведения?
  • Что я могу сделать для повышения проактивности?

Это первый шаг.

Дальше:

  1. Самоанализ. Оцените не только ситуацию, но и жизнь в целом. Окружение, которое, как известно, нас формирует. Привычки близких. Типичные проблемы. Постоянные дела. Задачи, требующие решения.
  2. Работа с задачами. После самоанализа выберите самую важную задачу и сделайте по ней ряд действий. Среди них должен быть план достижения цели. Рассказ о своем плане близким.

Взятые вслух обязательства заставляют нас действовать проактивно.

Изучение опыта других. Движение к цели.

  1. План Б. Обязательно проработайте подводные камни и возможные препятствия по выбранной задаче. Наметьте линии поведения при возникновении самых сложных.
  2. Решение проблем. Очень важный пункт, гласящий, что проблемы нужно решать, а не избегать их. Любые. Есть проблема – не стоит копаться в ней – ее надо просто решить. Самым эффективным способом.
  3. Расставляйте приоритеты. Задачи лучше решать последовательно, а не одновременно. Начинать стоит неизменно с лягушки, а потом и задачи меньшей важности.
  4. Опережайте. Думайте наперед. Если по прогнозу обещают дождь, с вечера приготовьте зонтик. И так в любых ситуациях. Чуть-чуть действий наперед, и результативность каждого дня начнет расти.

Итак, получилось 1+6 шагов к проактивной жизни. Всего 7.

Несложных и доступных любому.

Осталось их только сделать.

style=»text-align: center;»>Вместо вывода

Суть проактивного и реактивного подхода к жизни понятна.

Одни действуют.

Вторые стонут.

Деление на темпераменты в современной психологии

Большой вклад в становление психологии внес академик Павлов. В результате исследований он выяснил, что человек с рождения имеет свой тип нервной системы, который и определяет его поведение. Причем эта теория одинаково эффективна для животных и людей. В дальнейшем изыскания Павлова стали основой для работ советских и европейских психологов. В итоге появилась научно обоснованная типология человеческих темпераментов:

  1. Сангвиник. Люди подобного темперамента легко приспосабливаются к новым условиям, активны и работоспособны. В своем большинстве они дружелюбны и имеют высокие коммуникативные навыки. Они чутко реагируют на настроение окружающих и являются экстравертами.
  2. Холерик. Данный темперамент характеризует раздражительных и вспыльчивых людей. Они очень быстро отвлекаются от дела, трудно сосредотачиваются. Выражение эмоций у холериков происходит бурно и непродолжительно, их тоже можно считать экстравертами.
  3. Флегматик. Подобные люди весьма работоспособны, но трудно переключаются с одного дела на другое. Они мало эмоциональны и способны сохранять спокойствие в любой ситуации. Все их движения немного замедлены, то же касается и мимики на лице. Флегматиков относят к интравертам.
  4. Меланхолик. Меланхолики весьма чувствительны, но не слишком активны. Они обидчивы, но робки и заторможены. Такие люди имеют низкую продуктивность труда и сложно сходятся с новыми людьми. Малейшие неприятности вызывают у них бурные эмоции, парализующие любую деятельность.

Чтобы определить темперамент человека, необходимо рассмотреть его относительно целого ряда свойств. Психология имеют продуктивную систему, позволяющую проанализировать тип нервной системы и классифицировать его.

Реактивность в психологии: примеры проявления в обычной жизни

Для того чтобы иметь полное представление о реактивности, давайте приведем простой пример из жизни. Предположим, что вы мечтает об отпуске после тяжелого трудового года. Ваши друзья тоже собираются отдохнуть, но один отправляется в горы, а другой мечтает о ленивом пляжном отдыхе в теплой стране. Оба они зовут вас с собой, но после долгих раздумий вы решаетесь на поездку к морю и солнцу. В тот момент, когда вы уже готовы озвучить свое решение другу, он начинает утверждать, что вы должны поехать с ним и не имеете права поступить иначе. Вот здесь большое значение имеет ваша реактивность. Что вы сделаете? Начнете сопротивляться давлению и откажетесь от уже запланированного и такого желанного отдыха на пляже, поехав в горы в качестве протеста? Или придержитесь первоначального плана, независимо от оказываемого на вас давления?

Люди, которые способны поступать во вред себе, отличаются повышенной реактивностью и часто делают неправильные выводы из ситуации. Причем в принятии решения не играет роли личность оппонента, это может быть близкий друг или малознакомый человек. Склонность к принятию поспешных и неправильных решений выявляется у тех людей, у которых констатируется повышенная реактивность. В психологии это принято считать за константу, от которой отталкиваются в определении темперамента личности.

Реактивность и активность: особенности взаимосвязи

Уже давно доказано, что продуктивность любой деятельности человека определяет соотношение реактивности и активности. Это в психологии получило выражение в нескольких формулах, появившихся в результате специальных и долгих исследований. Высокореактивные личности обладают малой активностью, так как они не могут работать сосредоточенно и постоянно отвлекаются на малейшие внешние раздражители. К тому же на данный тип действуют и внутренние раздражители — мысли, эмоции, воспоминания. Все это существенно снижает производительность труда.

Индивидуумы с низкой реактивностью обычно обладают самой высокой активностью. Они способны решать одну задачу до достижения результата, не отвлекаясь ни на что в окружающем мире. Такие люди способны работать неделями и месяцами, пока не получат желаемого. К подобному типу часто относят ученых, подаривших миру великие открытия.

Психологические реакции многих людей нельзя контролировать, но, владея определенными знаниями, можно предсказать поведение человека и сделать выводы о его возможностях на пути к вершине карьерного роста.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх