Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Профориентация для подростка

← Профориентация школьников

Индивидуальная консультация для подростков с кандидатом психологических наук, знатоком профессий Эльмирой Давыдовой: обоснованный и точный выбор профессии, подбор вузов и колледжей.

12 лет работы, 10 000 человек прошли профориентацию здесь.

Консультация одноразовая, продолжительность 1,5—2 часа.
Оплата наличиными или картой.

  • +7 (495) 505-24-68
  • +7 (926) 381-39-87
  • Skype: elmyra582

Где пройти профориентацию подростку? Конечно, в центре профориентации. С подростками здесь работают не просто психологи, а специально обученные профориентации психологи. В центре профориентации Профгид с подротсками работают индивидуально, но в присутствии хотя бы одного из родителей. Таким образом, каждый член семьи может активно участвовать в процессе выбора профессии подростка. Профориентолог ведёт эту работу, задавая вопросы и давая задания. Родители своими глазами видят, насколько их ребёнок готов к той или иной профессии, насколько он хочет её получить и способен ли он к ней.

Встреча заканчивается выявлением маленького круга самых подходящих данному ребёнку профессий и выявлением одной самой подходящей. А так же семья получает список учебных заведений, куда поступить подростку, чтобы получить данную профессию. В центре ПрофГид проводится также профориентация подростка онлайн (видеоконсультация). Используют ли в ПрофГиде тесты на профориентацию для подростков? Да, но только в виде заданий. Компьютерного тестирования здесь нет.

Советы профессионалов

Сегодня существует множество людей, которые помогают определиться с тем, к чему человек стремится, кем ему было бы неплохо стать и куда направить всю свою энергию.

Профориентация подростков часто происходит по достаточно стандартной схеме и включает в себя несколько простых тестов, а также разговор с будущим специалистом.

Необязательно идти на мастер-классы или посещать психологов, которые помогут разобраться в себе.

Основные советы:

  • Подростки часто меняют свои интересы, и это может заметить каждый родитель. Поэтому рекомендуется проводить специальные тесты или просто разговаривать не один раз, а несколько, через определенный промежуток времени. Лучше всего делать это 1–2 раза в год на протяжении 2–3 лет.
  • Поиск общего. Несмотря на то что молодые люди каждый год меняют свои интересы, в выбранных и интересных профессиях часто есть что-то общее. Все это могут быть творческие профессии либо склонность к решению сложных технических задач. Когда будет найдено что-то общее между всеми интересами, круг профессий сузится.
  • Не стоит склонять ребенка к тому или иному направлению. Часто родственники или друзья пытаются помочь подростку, но в итоге это его только путает. Человек сам должен выбирать профессию, ему предстоит учится, ходить на работу и жить этим делом. Необходимо давать максимальную свободу выбора, но иногда процесс можно немного корректировать.
  • Подросток должен иметь возможность реализовать себя в своих интересах. И чем раньше это произойдет, тем лучше. Только полностью погрузившись в то, что интересно, можно выявить позитивные и негативные стороны.

Факторы и мотивы

Определитесь с видом деятельности

Если подростку сложно определиться, то можно рассмотреть мотивы, которые он преследует.

  • Материальный достаток (деньги). Каждый хочет иметь достойную зарплату, но все же некоторые профессии более перспективны в этом плане. Не стоит пугаться, если главная цель подростка — хорошо зарабатывать, это один из лучших мотиваторов, который заставляет людей учиться, уделять время определенному делу и достигать своих целей, преодолевая преграды.
  • Социальные мотивы. Некоторым необходимо занять определенное место в жизни, не так важно, какой будет заработок или сколько удовольствия принесет данный процесс. Многие просто получают удовольствие от осознания своей важности в обществе, пусть и работа неидеальна.
  • Творческие мотивы. Желание создавать что-то новое и не загонять себя в привычные рамки офисного работника. В основном это яркие и харизматичные личности, которые думают, одеваются и делают все не так, как все.
  • Познавательные мотивы. Мотивацией становится максимальное углубление, изучение узкой отрасли. Стать лучшим среди подобных — отличный повод. Ну а если данная цель достигнута, то к ней приложится хороший заработок, социальный статус и все остальное. Вот только путь может быть длинным и тернистым.
  • Моральные мотивы. Желание помогать людям или животным. Важно понимать, что это необязательно волонтерство, существует огромное количество процессий, которые позволяют сделать жизнь людей и мир лучше.

Все мотивы связаны, поэтому лучше всего выставить их в порядке важности для подростка. Подобная процедура не укажет на конкретную профессию, но даст понять, на что стоит обратить внимание, а на что тратить время вовсе не нужно.

Методики определения профессий

Существует огромное количество различных опросов и тестов. Их можно без труда найти не только в интернете, но даже на полках книжных магазинов. Некоторые из них охватывают все профессии, а некоторые только определенный круг. Они предназначены для тех, кто уже имеет общее представление.

Самые популярные и действенные методики на данный момент.

  • Диагностика структуры сигнальных систем (И.П. Павлов). Простая и популярная методика, которая помогает определить, к какому типу людей относится человек. Всего существует три варианта: художник, мыслитель и среднее между этими двумя. Сама методика представляет собой 56 простых вопросов, на которые следует отвечать максимально быстро. После прохождения теста составляется график, а также расшифровываются все данные ответы подробно.
  • Карта интересов (А.Е. Голомшток). Данный тест узконаправленный, он насчитывает 174 вопроса, за ответы на которые испытуемый набирает баллы в разных категориях. Всего существует 29 профессиональных категорий, каждая из которых соответствует ряду профессий (спорт, химия, строительство). По окончании теста становится понятно, к каким отраслям человек питает явный интерес, а какие ему не нравятся.
  • Методика Л.А. Йовайши. Один из немногих тестов по профессиональной ориентации, который включает в себя несколько вариантов ответа. Над ними следует думать и отдавать предпочтение тем, что ближе «по духу». Текст включает в себя 30 позитивных вопросов, которые позволяют определить одну из шести сфер деятельности (работа с людьми, технические интересы, материальные интересы и прочее). Он позволяет определить не только сферу деятельности, но и мотивацию для конкретного человека.

А также существуют десятки других популярных тестов, которые помогают определиться. Лучше всего пройти как можно больше опросов, чтобы получить максимально достоверные данные.

После определения сферы деятельности можно отрыть перечень профессий и выбирать наиболее интересные. Затем можно начинать изучать их углубленно, чтобы понять суть и определить, насколько это интересно и востребовано.

Профессиональная ориентация подростков

Отношение к профессиональному выбору можно рассматривать как фрагмент целостной организационной системы отношений индивида к окружающей среде, составляющих основу личности. В профессиональном труде человек реализует свои физические и психические возможности. Эффективность труда зависит от соответствия его индивидуальных особенностей определенным требованиям, предъявляемым профессией.

Имеется ряд факторов, определяющих успешность деятельности, которые можно объединить в три группы. Первая группа – особенности мотивационной направленности, вторая – знания и навыки работающего, приобретенные при обучении или деятельности. Третья группа – индивидуальные психофизиологические особенности человека. Сюда входят врожденные особенности, мало изменяющиеся под влиянием условий жизни, к которым относятся свойства нервной системы – сила, подвижность, динамичность, лабильность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Свойства нервной системы являются физиологической основой, на которой формируются и развиваются под влиянием условий среды индивидуальные особенности психики и поведения.

Профессиональная ориентация должна начинаться еще в школьном возрасте с правильного выбора профессии и в дальнейшем – вида производственной деятельности.

Профессиональная ориентация во все возрастные периоды представляет собой длительный процесс, связанный с получением, обработкой и интерпретацией большой по объему и разнообразной по содержанию информации. Быстрота и надежность обработки этой информации определяет эффективность системы профессионального ориентирования.

В работах отечественных и зарубежных авторов широко освещены различные аспекты профессиональной ориентации: социально-экономический, педагогический, психологический и медицинский.

Медико-психологический подход к этой проблеме определяется тем, что физическое и психическое здоровье является необходимым условием продуктивного труда. При нарушении психогигиенических условий ухудшается адаптация человека к социальной среде и его гармоническое развитие.

Первый профессиональный выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов жизни. Это период смены социальных ролей от детской зависимости к бытности взрослым, необходимость прогноза соответствия собственных психофизиологических особенностей, способностей и возможностей выбранной профессии, пубертатные физиологические сдвиги в организме и др. Указанные факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации, и подросткам бывает трудно справляться с возникшими психическими перегрузками. Это может быть связано с неправильной самооценкой, неадекватным уровнем притязаний, эмоциональной незрелостью, ригидностью в межличностных отношениях, низким порогом фрустрации и т. п.

Для успешного профессионального самоопределения в молодом возрасте большое значение имеют социальные факторы, которые влияют на формирование социальных установок и профессиональной направленности (средства массовой информации, окружение, предварительная профориентация и др.).

Одной из основных задач профессиональной ориентации является определение психофизиологических особенностей подростков и выявление их соответствия требованиям той или иной профессии. В настоящее время критерии профессиональной пригодности подростков разрабатываются в двух направлениях. Это определение противопоказаний к различным профессиям для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и разработка показаний к разным профессиям для здоровых. Ограничения профессиональной пригодности могут быть связаны с состоянием здоровья, с невозможностью или трудностью овладения профессией отдельными лицами из-за несоответствия их функциональных возможностей требованиям профессиональной деятельности, с нежеланием освоения той или иной профессии.

При выборе критериев пригодности к различным профессиям необходимо учитывать, что многие психофизиологические функции подростков находятся в стадии становления и поэтому могут развиваться и совершенствоваться под влиянием учебного и трудового процессов. Так, в период формирования организма происходят существенные изменения в структуре и деятельности нервной и эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата.

В последние годы в Институте гигиены детей и подростков МЗ РФ проводятся исследования по определению критериев профессиональной пригодности для здоровых подростков, осваивающих различные профессии, в том числе профессию программиста. Эта профессия предъявляет особые требования к высшей нервной деятельности, особенно к взаимоотношению первой и второй сигнальных систем и последней с подкорковыми образованиями головного мозга. При обследовании учащихся 9-11 классов специализированной школы с математическим уклоном, где проводятся занятия по программированию, выявлено, что хорошо успевающие учащиеся успешно решают как конкретные, так и абстрактные задачи. Они легко переключаются с одного вида мышления на другой. У них отмечаются высокий тонус коры больших полушарий головного мозга, выраженный вегетативный компонент условного рефлекса, концентрация возбудительного и тормозного процессов, подвижность основных нервных процессов. Подростки, испытывающие трудности в обучении, не могут решать многие задачи абстрактного характера, а конкретные решают с трудом, плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. У них наблюдаются более низкие: тонус коры головного мозга при плохо проявляющемся вегетативном компоненте условных рефлексов; способность к концентрации нервных процессов; подвижность нервных процессов, а также слабость тормозного процесса.

Подобные примеры свидетельствуют о том, что нужны поиски критериев высокой устойчивости и соответственно низкой чувствительности к действию конкретного комплекса профессионально-производственных условий. Такими критериями могут быть индивидуально-типологические различия как по основным свойствам нервной системы и их сочетаниям, так и по характеру функционирования «обеспечивающих» систем. Для лиц умственного труда в первую очередь это будут показатели функций высшей нервной деятельности и висцеральных систем, поскольку при умственном труде для устойчивого функционирования организма необходима координация психофизиологических и вегетативных функций, а также слаженная работа регуляторного механизма.

Для профессионального отбора и ориентации подростков большое значение имеет и учет особенностей адаптивного поведения. Это обусловлено тем, что каждая профессия отличается не только уровнем и характером нагрузки, но и распределением ее в течение рабочего дня, темпом выполнения работы и т. п.

В настоящее время в работе по профессиональной ориентации молодежи пригодность к различным видам профессиональной деятельности определяется с помощью карт, анкет, опросников, интервьюирования. Большой популярностью пользуются компьютерные версии опросников. Так, дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова позволяет выявить в баллах (от 0 до 8) выраженность склонности к 5 сферам профессиональной деятельности: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знакомая система, человек – художественный образ.

Таким образом, правильная производственная ориентация молодежи, основанная на научных рекомендациях, является залогом успешной профессиональной деятельности и высокой работоспособности в будущем.

Заключение

Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен», – сказал И. М. Сеченов еще в конце XIX столетия.

Сейчас начало XXI столетия, а в школах и, что особенно трудно объяснимо, вузах до сих пор преподают общие закономерности функционирования организма человека без учета его реакций на изменения окружающей среды. Именно этой проблемой занимается экология человека.

Экологическая безграмотность населения может поставить человечество на грань выживания. Это положение становится особенно актуальным сейчас, когда условия обитания человека стремительно меняются. Происходят глобальные изменения окружающей среды. Увеличивается темп жизни, сопровождаясь стрессом. Растет экологическое напряжение. Все это не может не сказываться на состоянии и здоровье человека, резервах его организма.

Если современный человек будет знать о том, как его организм реагирует на те или иные факторы окружающей среды и их изменения, вряд ли он доведет до катастрофы. В противном случае человечество в самое ближайшее время окажется в условиях крупного экологического кризиса. Не надо, наверное, напоминать о настоящем положении дел (антропогенном загрязнении, техногенном смоге, озоновых дырах, глобальном потеплении климата и т. п.). Именно об этом говорят документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992), в которых был вынесен вердикт: дальнейшее развитие человечества по существующей «модели развития» ведет к краху мировой цивилизации.

Несмотря на то что в науке накоплен большой фактический материал, посвященный экологии человека, образовательные ее аспекты до сих пор остаются практически вне поля зрения. Сейчас как никогда остро стоит вопрос о преподавании в вузах предмета «Экология человека». Он направлен на формирование представлений о тесной взаимосвязи организма человека со средой обитания. Только таким образом можно обеспечить экологическую грамотность подрастающего поколения. Иначе эта информация останется достоянием узкого круга специалистов.

Однако ограничиваться только информацией о реакциях организма на изменение условий окружающей среды в рамках экологии человека недостаточно. Необходимо выработать мировоззренческие позиции на основе современных концепций естествознания.

В последнее время наметилась тенденция комплексного изучения человека на основе представления о нем как о природно-социальном существе, биологическая и социальная составляющие которого неразделимы. Такая установка отражена, в частности, в приоритетной академической программе исследований «Человек, наука, общество». И действительно, дуализм человеческого существа проявляется в биологическом и социальном аспектах его бытия, в физическом и духовном аспектах его существования. При этом, несмотря на разнообразие подходов к изучению человека, соблюдается принцип его целостности.

На формирование как классических, так и современных мировоззренческих научных концепций значительное влияние оказали философские идеи о неразрывной связи микрокосма (человека) и макрокосма (мирового целого или универсума). Представления о соотношении Человека и Абсолюта, имеющие глубинные античные и индоевропейские истоки, традиционно присутствуют в отечественной науке, философии, культуре. Они разрабатывались в рамках философии всеединства В. С. Соловьевым, В. В. Розановым, Н. А. Бердяевым, П. А. Флоренским и др. По образному выражению представителя духовно-культурного ренессанса Н. К. Рериха: «Человек – прежде всего обитатель космоса и только потом житель планеты Земля».

Эта мысль перекликается с философскими идеями космизма замечательных русских ученых, представителей естественнонаучной мысли К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского и др., которые создали учение о месте и роли человечества в биосфере и космосе. С их точки зрения, во всем, что делается на Земле, надо видеть «планетное явление космического характера». Работы этих великих мыслителей в значительной степени послужили основой учения о ноосфере (сфере разума). По мысли В. И. Вернадского, «создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история».

В настоящее время последователи учения о ноосфере включают в это понятие духовно-интеллектуальные аспекты существования совокупности людей как живой системы, «целостности общечеловеческого организма». Изыскания в этой области подтверждают идею об информационном единстве человечества.

В конце XX столетия в отечественной науке стало формироваться мировоззрение, в соответствии с которым в основе мироздания лежит информация. Значительный вклад в это внесли современные исследования в области естественных наук, в частности представление о физическом вакууме как космическом фундаменте Вселенной. Особенности организации Вселенной, отражаемые в понятиях изотропности, самосогласованности и простоты, по мнению физиков-теоретиков, позволяют говорить о Вселенной как о едином целом. Информационные концепции нашли подтверждение не только в современном естествознании, но и в общественных и в гуманитарных науках.

XXI век знаменуется вступлением человечества в новую – информационную – эпоху своего развития. Под влиянием информатизации всех сфер жизни общества формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, общения и производства, которая получила название инфосфера.

Подобное мировосприятие способствует восстановлению фундаментальных основ самосознания нашего народа и лежит в основании стратегии его выживания и развития перед угрозой экологического краха.

Литература

1. Авиационная медицина / Под ред. З. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова. М.: Медицина, 1986.

2. Агаджанян З. Б., Торшин В. И. Экология человека. М.: Крук, 1994.

3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика, 1982.

4. Ажаев Б. З. Физиолого-гигиенические аспекты действия высоких и низких температур. М.: Наука, 1979. Т. 38.

5. Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: Изд-во МГУ, 1986.

6. Алексеева Т. И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

7. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.

8. Антропова М. В. Режим дня. Работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Просвещение, 1974.

9. Аркелов Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990.

10. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1967.

11. Багдасарова Т. А. О физиологии высотной адаптации детей в среднегорье Малого Кавказа. М.: Просвещение, 1981.

12. Баевский С. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979.

13. Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашофф. В 2 т. М.: Мир, 1984.

14. Волович В. Г. Академия выживания. М.: Толк, 1996.

15. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983.

16. Воронин З. М. Основы медицинской и биологической климатологии. М.: Медицина, 1981.

17. Гора Е. П. Влияние дыхания на функциональное состояние систем организма (сердечно-сосудистую систему и ЦНС). М.: Прометей, 1987.

18. Гора Е. П. Изменения функционального состояния систем организма (кардиореспираторной системы и ЦНС) при произвольном управлении дыханием. М.: Прометей, 1989.

19. Гора Е. П. Физиологические эффекты произвольного управления дыханием / Автореф. докт. дис. М., 1992.

20. Гора Е. П. Рекомендации по проведению комплекса дыхательных функциональных проб и дыхательной тренировки. М.: Прометей, 1993.

21. Гора Е. П. Экологическая физиология человека. В 2-х т. М.: ИНФРА-М, 1999.

22. Гора Е. П. Экология человека. Программа учебного курса для подготовки по специальности 032400 – биология. М.: Флинта; Наука, 2001.

23. Гора Е. П. О новой медико-биологической парадигме // Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики. 2002. № 11.

24. Гуминский А. А. Методы определения и пути повышения общей физической работоспособности детей школьного возраста. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.

25. Действие гипербарической среды на организм человека и животных / Под ред. А. М. Генина. М.: Наука, 1980. (Проблемы космической биологии. Т. 39).

26. Доскин В. А., Куинджи З. З. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, 1989.

27. Доскин В. А., Лаврентьева З. А. Ритмы жизни. М.: Медицина, 1991.

28. Дубинская И. Д. Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье детей // Вестник АМН СССР. 1981. № 1.

29. Жиронкин А. Г. Кислород. Физиологическое и токсическое действие. Л.: Наука, 1972.

30. Игнатьева Т. С. Механизм действия антропогенных загрязнений воздушной среды на детский организм // Вестник РАМН. 1994. № 9.

31. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.

32. Казначеев В. П. Экология человека. М.: Наука, 1988.

33. Каплан Е. Я. и др. Оптимизация адаптивных процессов организма. М.: Наука, 1990.

34. Кафарова Р. 3. Возрастные особенности терморегуляции и их сезонные изменения в условиях жаркого климата. М.: Просвещение, 1981.

35. Кисляков Ю. Я., Бреслав И. С. Дыхание, динамика газов и работоспособность при гипербарии. Л.: Наука, 1988.

36. Коган А. Б. Адаптация организма к изменяющимся условиям существования. Ростов н/Д., 1990.

37. Колчинская А. 3. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. Киев: Наукова думка, 1973.

38. Колчинская А. 3. О возрастных особенностях реакции организма на недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе. Киев: Наукова думка, 1973.

39. Космическая биология и медицина / Под ред. В. И. Яздовского. М.: Наука, 1966.

40. Кочеткова З. Т., Лесненко З. А. Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989.

41. Кузнецова Т. Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медицина, 1986.

42. Кучер Т. В., Колпащикова И. Ф. Медицинская география. М.: Просвещение, 1996.

43. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Изд-во политической литературы, 1989.

44. Лопу-ова В. В. Физиологические основы адаптации. Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1982.

45. Мазурин А. В., Григорьев К. И. Метеопатология у детей. М.: Наука, 1990.

46. Малкин В. Б. и др. Острая и хроническая гипоксия. М.: Наука, 1977 (Проблемы космической биологии. Т. 35).

47. Малкин В. Б., Гора Е. П. Гипервентиляция. М.: Наука, 1990. (Проблемы космической биологии. Т. 70).

48. Малкин В. Б., Гора Е. П. Проблема адаптации к космическому полету // Авиакосмическая и экологическая медицина. Т. 30. 1996. № 6.

49. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.

50. Меерсон Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.

51. Моисеева З. И. и др. Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека. Л.: Наука, 1986. (Проблемы космической биологии. Т. 53).

52. Муина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

53. Основные механизмы адаптации человека. М.: Наука, 1993.

54. Основы космической биологии и медицины / Под ред. О. Г. Газенко, М. Кальвина. М.: Наука, 1975.

55. Раппопорт Ж. Ж. Адаптация ребенка на севере. Л.: Медицина, 1979.

56. Руководство по физиологии труда / Под ред. 3. М. Золиной. М.: Медицина, 1983.

57. Савельева Е. В. О влиянии смены климатических условий на организм подростков. М.: Просвещение, 1981.

58. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

59. Сердюковская Г. З., Серенко А. Ф. Биологические и социальные факторы в развитии ребенка // Вестник АМН СССР. 1981. № 1.

60. Слоним А. Д. Экологическая физиология животных. М.: Высшая школа, 1971.

61. Справочник по космической биологии и медицине / Под ред. А. И. Бурназяна, О. Г. Газенко. М.: Медицина, 1983.

62. Тарасов В. В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. М.: Изд-во МГУ, 1992.

63. Тупицын И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985.

64. Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1986.

65. Холопов А. П. Экология детства: социальные и медицинские проблемы. Новосибирск: Сибирь, 1994.

66. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.

67. Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса // Избр. тр. М.: Наука, 1983.

68. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к различным климатогеографическим условиям. Л.: Наука, 1980.

69. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979.

71. Lean G. Radiation, doses, effects. Oxford Press, 1990.

72. Pelech Z., Dolgner R. Environmental pollution and school children. Zentrabl. Hyg. und Umweltmed. 1989. V. 189. № 1.

73. Ronchetti R. Passive smoking in childhood – tobacco smoke. Lung, 1990.

74. Taylor B. Prevention of pediatric pulmonary problems: the importance of maternal smoking. Lung, 1990.

· Введение

· Часть I. ОБЩИЙ КУРС ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

· Глава 1. Взаимодействие организма со средой обитания

· 1.1. Общие закономерности адаптации

· 1.1.1. Факторы воздействия окружающей среды

· 1.1.2. Физиологическая адаптация

· 1.1.3. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Пределы адаптивных возможностей (норма реакции)

· 1.1.4. Адаптивные формы поведения

· 1.1.5. Неспецифические и специфические компоненты адаптации. Перекрестная адаптация

· 1.2. Механизмы адаптации

· 1.2.1. Фазовый характер адаптации. Нервные и гуморальные механизмы. Цена адаптации

· 1.3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация

· 1.3.1. Экологические аспекты заболеваний

· 1.3.2. Оценка эффективности адаптационных процессов

· 1.3.3. Методы увеличения эффективности адаптации

· 1.3.4. Зависимость адаптационных процессов от длительности проживания в измененных условиях среды

· 1.3.5. Аборигены. Физиологические механизмы их приспособления к среде. Адаптивные типы и среда

· Глава 2. Адаптация к природным и климатогеографическим условиям

· 2.1. Природные факторы и их воздействие на организм

· 2.1.1. Природная радиация. Магнитные поля

· 2.1.2. Метеорологические факторы и их влияние на организм

· 2.1.3. Метеопатология

· 2.2. Экологические аспекты хронобиологии

· 2.2.1. Биологические ритмы

· 2.2.2. Характеристики биоритмов

· 2.2.3. Классификация биоритмов

· 2.2.4. Циркадианные ритмы

· 2.2.5. Сезонные (циркануальные) ритмы

· 2.2.6. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека

· 2.2.7. Адаптационная перестройка биологических ритмов

· 2.3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам

· 2.3.1. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики

· 2.3.2. Адаптация человека к пустынной (аридной) зоне

· 2.3.3. Адаптация человека к условиям тропической (юмидной) зоны

· 2.3.4. Адаптация человека к условиям высокогорья

· 2.3.5. Адаптация человека к условиям морского климата

· Глава 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды

· 3.1. Экстремальное состояние

· 3.2. Этапы адаптации

· 3.3. Психофизиологическая адаптация

· 3.4. Гравитация

· 3.4.1. Механизмы действия ускорений (перегрузок)

· 3.4.2. Реакции организма на невесомость

· 3.5. Влияние вибраций

· 3.6. Влияние длительных и интенсивных звуковых нагрузок

· 3.7. Острая гипоксия

· 3.7.1. Высотная болезнь

· 3.8. Высотные декомпрессионные расстройства

· 3.9. Физиологические реакции организма на избыток кислорода

· 3.10. Гиперкапния

· 3.11. Адаптация к условиям высоких и низких температур

· 3.12. Влияние электромагнитных излучений

· 3.13. Действие ионизирующих излучений

· 3.14. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф)

· 3.15. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полетов

· 3.15.1. Космическая биология и авиакосмическая медицина

· 3.15.2. Адаптация к космическим полетам

· 3.16. Влияние подводных погружений

· 3.16.1. Подводная биология и медицина

· 3.16.2. Биологические проблемы погружения

· 3.17. Искусственная газовая атмосфера

· Глава 4. Социальная адаптация

· 4.1. Адаптация к антропогенным факторам среды

· 4.2. Адаптация к городским и сельским условиям

· 4.3. Проблема стресса

· 4.3.1. Современные представления о механизмах стресса

· 4.3.2. Стрессовая устойчивость

· 4.3.3. Адаптация к стрессовым условиям

· 4.3.4. Способы предотвращения и снятия состояния стресса

· 4.4. Демографические процессы

· 4.5. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работы

· 4.5.1. Физическая работа

· 4.5.2. Умственная работа

· 4.5.3. Утомление

· 4.6. Рациональная организация учебного и трудового процессов

· 4.7. Профессиональный отбор

· 4.8. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе

· 4.9. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности

· 4.9.1. Адаптация к профессиональной деятельности учителя

· 4.9.2. Адаптация к профессиональной деятельности врача

· 4.9.3. Адаптация к профессиональной деятельности предпринимателя

· 4.9.4. Адаптация к операторской деятельности

· 4.10. Психологические аспекты адаптации

· 4.10.1. Этапы психической адаптации и дезадаптации (рис. 4.4)

· Часть II. ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

· Глава 5. Общие закономерности адаптации организма ребенка

· 5.1. О механизмах адаптации детского организма

· 5.2. Фазовый характер адаптации

· 5.3. Особенности адаптивных процессов у детей

· Глава 6. Адаптация ребенка к различным природным и климатогеографическим условиям

· 6.1. Влияние природных факторов на развивающийся организм

· 6.2. Биологические ритмы растущего организма

· 6.3. Адаптация детского организма к климатогеографическим регионам

· 6.3.1. Адаптация ребенка к условиям высоких широт

· 6.3.2. Адаптация детей к пустынной зоне

· 6.3.3. Адаптация детского организма к условиям тропиков

· 6.3.4. Адаптация детей к условиям высокогорья

· Глава 7. Социальные аспекты адаптации детей

· 7.1. Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребенка

· 7.1.1. Влияние шума

· 7.1.2. Электромагнитные излучения

· 7.1.3. Действие радиации на ребенка

· 7.1.4. Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм

· 7.1.5. Урбанизация и детский организм

· 7.2. Адаптация детей к социальным факторам

· 7.2.1. Детский организм и стресс

· 7.2.2. Социальные факторы, негативно влияющие на детский организм

· 7.2.3. Адаптация детей к физическим нагрузкам

· 7.2.4. Адаптация детей к умственным нагрузкам

· 7.2.5. Воздействие телевизора и компьютера

· 7.2.6. Психологические аспекты адаптации детей к школе

· 7.2.7. Рациональная организация учебного процесса

· 7.2.8. Профессиональная ориентация подростков

· Заключение

· Литература

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1125;

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх