Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Профориентация для детей

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за компанию» — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

«На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием».

У меня растут года…

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?… На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест . Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант «не знаю».

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом «Кто есть я?» — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы «физико-математический», «гуманитарный» и «класс для отстающих».

Рассказывает психолог Анна Назарова:

«Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на «тройку». Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог «подтянуться» по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности «звукорежиссёр» и не жалеет о выбранной специальности».

Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность «проиграть», примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки («Образование от А до Я» и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это «переносом» отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно «моё», помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний «гуманитарий» спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности…И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

«На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться».

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему «Довольны ли россияне полученным образованием?». Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: «Работаете или работали ли вы по специальности?», всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

«Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере «с нуля» не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество «неподходящих факторов»».

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся «продажники» с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих «продажников» и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются… Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от «балласта» (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока «кровью экономики» являются деньги.

Екатерина Крушинская
Консультант: Анна Назарова,
психолог, сотрудник кадрового агентства

Детская профориентация: кому она нужна?

Чему нужно научить своих детей прямо сейчас, чтобы им было проще жить в будущем, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Мне 36, а я до сих пор не знаю, кем я буду, когда вырасту», — сказала одна барышня, придя ко мне за консультацией.

«Нам осталось два месяца до ЕГЭ, а мы не знаем, что будем сдавать и куда потом пойдём учиться,» — сообщила мама 17-летней девушки.

«Моему ребёнку ничего не интересно, куда же он пойдёт учиться и работать?» — поделилась мама второклассника.

Мы думаем про будущее своих детей и хотим для них самого лучшего, но часто сами совсем не понимаем, как помочь им определиться с будущим образованием и профессией. Взрослые тоже нередко оказываются в позиции потерянного ребёнка, пытаясь задуматься: что я люблю? Чем я хочу заниматься? Куда мне пойти учится или работать?

Наше профессиональное самоопределение начинается практически с рождения. Родители, глядя на нас, заботясь о нас, наблюдая за нами включают «материнские мечтания» — так известный английский детский врач и психоаналитик Д. В. Винникотт называл родительские фантазии о будущем ребенка. Мама видит, как малыш тихо сидит, строя башню из пяти кубиков, и говорит: «Посмотрите, наш-то архитектором будет! Надо узнать, где тут учат архитекторов!» «Материнские мечтания» могут быть и негативными: «Да что же ты дерёшься! Вот бандит растёт! По тебе тюрьма плачет!»

Судьбы людей часто складываются благодаря или вопреки материнским мечтаниям. Конечно, плыть по течению всегда легче, чем против. Тем детям, которым родители обеспечивали попутный ветер, и тем, кто, в том числе, благодаря родителям, открыл в себе заложенные природой способности, делать профессиональные выборы в своей жизни легче.

Этапы профессионального определения представлены на протяжении всей нашей жизни.

0−3 года. Стадия предыгры

В это время происходит развитие восприятия, моторики, речи, мышления, принятие «плохо-хорошо» — первых моральных оценок и правил поведения. Все это становится фундаментом для дальнейшего развития и приобщения человека к труду. В возрасте 1,5−2,5 года ребенок проживает первый чувствительный возраст приучения к порядку, учится складывать одежду в одно и то же место, относить посуду в раковину, убирать игрушки. Если вы пропустили этот возраст и не успели научить ребёнка навыкам упорядочивания вещей, на следующих этапах жизни ему придется не просто: самостоятельно собирать портфель, делать уроки, выполнять задание начальника — все эти важные дела требуют самоконтроля. Это же возраст, где включаются «материнские мечтания», и родители могут увидеть то, что заложено в ребёнке природой, и способствовать развитию способностей. Дети много что готовы сделать ради маминой улыбки. В этом возрасте одобрение мамы — лучший стимул для развития.

3−6 лет. Стадия игры

Возраст, когда происходит осмысление всех видов человеческой деятельности, а также знакомство с различными профессиями через книги и игры. Психологи считают, что развитие игровой деятельности ребёнка произошло в результате усложнения профессиональной деятельности взрослых. То есть, раньше дети в этом возрасте непосредственно осваивали ту или иную профессию, а теперь профессии стали настолько сложными и им так долго нужно учиться, что детям остается в них только играть. В этом возрасте важно рассказывать ребёнку о разных видах деятельности, давать пробовать что-то делать, по возможности показывать своё рабочее место и рабочее место друзей, ходить вместе с ним на разные мастер-классы и наблюдать.

Во многих странах существует традиция приводить ребёнка к себе на работу один раз в месяц. Детям организуют миниэкскурсии и дают «серьёзные взрослые» задания, выполняя которые они помогают организации. Узнайте, может быть, вы можете сделать что-то подобное и у себя на работе. Попробуйте посетить детский игровой город профессий, где ребёнок за один день может попробовать стать и пожарным, и почтальоном, и кондитером, на простых примерах понять, что значит — получать зарплату, и узнать, что не всегда можно суметь найти работу, не получив необходимое образование.

Первые детские книги по профориентации — это сказки, на которых воспитываются все дети мира. В сказках герой, который был «ни то, ни сё» постепенно, проходя через разные жизненные этапы, выполняя задания с помощью своих человеческих качеств: доброты, трудолюбия, усидчивости, щедрости, внимательности, в конце становится кем-то лучшим, например, принцем или королём, или получает достойный приз в виде принцессы или сокровища.

6−12 лет. Стадия овладения учебной деятельностью

В это время ребёнок осваивает функции самоконтроля, планирования своего времени, учится сам распределять ресурсы между учебой и отдыхом. Важно, чтобы у него действительно была такая возможность. Мамы часто говорят: «Как же мне не делать, ведь он сам пока не умеет! Нахватает „двоек“ и потом совсем не догонит.» Но ребёнок никогда и не научится, если у него такой возможности не было. Если он не делал ошибки, не учился их принимать, не исправлял их многократно, то он не учился трудолюбию и старанию, а это — одни из самых важных качеств для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. В 6−8 лет, то есть в начале этого периода у родителей есть ещё один шанс привить ребёнку «любовь к порядку», шаг за шагом обучая его собирать портфель самому, вешать вещи в шкаф, проверять в дневнике домашнее задание и делать его по списку от начала и до конца. Третий такой период возникнет лишь с началом самостоятельной жизни, то есть жизни без вас.

Обратите внимание на то, что любит делать ваш ребёнок, если у него есть несколько свободных часов. Задумайтесь, что он выбирает сам для себя. Часто в таком вроде бы свободном проведении времени и скрывается будущее профессиональное самоопределение.

12−18 лет. Стадия выбора

Стадия подготовки к жизненному пути, труду, стадия сознательного планирования профессионального выбора. Интересно, что те взрослые, которые оказались без работы, тоже возвращаются на эту стадию.

Если дошкольник заявляет, что хочет быть пожарником, то расценивать эти слова как сознательный выбор не стоит. Но они — повод задуматься, почему ему так нравится примерять на себя эту профессию. А вот если подросток говорит о своих профессиональных желаниях, то стоит отнестись к таким высказываниям очень внимательно, обсудить с ним, как он видит эту область деятельности, почему ему кажется, что это могло бы быть ему интересно, попробовать найти дополнительное внешкольное образование в этой сфере. Пока просто попробовать, поэкспериментировать, почувствовать себя, а не сделать выбор.

На то, кем станет человек, влияют не только родители и учителя, но и друзья, школа, город, страна. Задача мам, пап и педагогов помочь ребенку в поисках, а не сделать выбор за него. Потому что, не став «субъектом выбора», то есть человеком, который принял решение самостоятельно, подросток впоследствии начинает бунтовать и рассматривать обучение профессии и саму профессию, как навязанную, даже если она реально ему подходит. По крайней мере, так видят эту ситуацию консультанты по профориентированию.

Почему так трудно выбирать многим людям? Потому что любой выбор — это отказ от каких-то других возможностей. Если я выйду замуж за Колю, то уже не смогу выйти замуж за Васю и всех остальных, а это настолько невыносимо осознавать, что лучше я вообще замуж не пойду. Также и с профессией. Если я пойду в математический класс и буду математиком, то это значит, что я буду всю жизнь занят решением одних математических задач и больше ничем, даже вообразить себе этот ужас многим сложно, не то что осуществить такой выбор. В сегодняшнем мире приходится выбирать не конкретную профессию, а область деятельности, внутри которой есть множество профессий. Поэтому, когда идёт речь о будущей карьере, то с конкретной областью лучше начать определяться в старшем дошкольном — младшем школьном возрасте, а вот с конкретной профессией, наоборот, как можно позже. Часто реальное определение профессии происходит ближе к 25 годам.

Для многих школьников, да и некоторых взрослых, мотивом стать кем-то служит не удовольствие от самой работы, а то, что эта работа может принести: деньги, престиж, власть, льготы, уважение окружающих, удовлетворение родителей. Как ни удивительно, но эти «внерабочие» мотивы вполне могут быть «долгоиграющими». Люди, получающие от работы то, что они хотели, часто втягиваются в рабочий процесс и находят в нем смыслы и удовольствие. Так что при обнаружении таких идей у подростка, не спешите их отбрасывать, но обязательно проясните, соответствуют ли его внерабочие мотивы реальности, то есть, будет ли шанс получить то, что он хочет.

У нас в стране хорошо развита профориентационная деятельность, существует множество в основном частных психологических центров, с подростками работает немало опытных профориентационных консультантов и школьных психологов, которые могут с помощью различных тестовых методик помочь определиться с подходящей ребёнку областью знаний. Можно, также, попробовать пройти бесплатные онлайн-тесты. Без внимательного взрослого ребенку будет трудно сориентироваться в огромном профессиональном супермаркете. Но и родители и профессиональные психологи не могут и не должны делать за него выбор.

Беременность после 35 лет

В исследовании сравнили женщин постклимактерического возраста, которые родили детей в возрасте от 15 до 24 лет, и женщин, которые завели детей в возрасте 35 лет. Женщины старшего возраста обладали лучшими вербальными способности и способностями решать проблемы, ясностью ума и памятью. Другими словами их психика была здоровее.

Причина этого явления кроется в гормонах. В то время, как эстроген и прогестерон все время повышается во время беременности, они оказывали лучшее влияние на химические процессы в мозге у матерей старше 35 лет.

Существует множество плюсов и минусов рождения ребенка в любом возрасте, однако главное, чтобы это приносило радость.

Итак, является ли возраст препятствием к рождению ребенка?

Как определить пол будущего ребенка?

Да

· Биологически оптимальным временем для рождения ребенка, когда вероятность беременности высока, а уровень риска наименьший, в возрасте от 20 до 35 лет.

· Каждая седьмая пара является бесплодной, и эта цифра будет расти, если тенденция к позднему материнству будет продолжаться.

· Процедура искусственного оплодотворения дорогостоящая, и процент успешного зачатия невысок.

Нет

· Физиологические факторы, связанные с беременностью, нужно уравновесить с эмоциональными и психологическими факторами.

· Матери старшего возраста могут столкнуться с большим риском, но они обладают большей зрелостью и финансовой стабильностью.

· Только женщина и ее партнер могут решить, когда лучше заводить ребенка, взвесив все плюсы и минусы.

Организатор выставок в музее

Шон Лани отвечает за экспозицию музея «Эксплораториум» в Сан-Франциско. Поначалу Шон с опаской думал о работе в науке (хотя он ее и любил). У него в голове был стереотип: все ученые сидят целыми днями в лабораториях. Ему это не нравилось, его тянуло в науку совсем по другим причинам.

Дорожная карта

«Было в науке что-то, что меня привлекало, — рассказывает Шон. — Что-то загадочное, таинственное. Мне нравилось смотреть на предмет и находить в нем куда больше, чем видно на первый взгляд. Но все это было настолько расплывчато, что я понятия не имел, как это можно применить».

Шон никак не мог решить, куда ему податься. Он играл на пианино в баре и продавал обувь. В конце концов он нашел работу, где его любовь к науке и тяга к творчеству оказались как раз кстати: он стал создавать выставки в интерактивном научном музее, где можно трогать экспонаты руками и даже играть с ними. Основная задача музея — воспитывать в людях любознательность и помогать им познавать мир, и отношение Шона к науке как нельзя лучше подходит для этой работы.

Конструктор воздушных змеев

Когда Питер Линн решил, что использует свои инженерные навыки для изготовления воздушных змеев, его семья и друзья отнеслись к этому крайне скептически. На первый взгляд воздушные змеи кажутся какой-то ерундой, но, чтобы их мастерить, нужны вполне реальные навыки. Воздушные змеи существуют потому, что у людей есть потребность в развлечениях, красоте, сюрпризах и играх — и за все это они готовы платить. Сейчас Питер — владелец известной всему миру новозеландской компании по производству воздушных змеев. Также он крупнейший создатель и поставщик оригинальных воздушных змеев и досок для кайтинга. Успех Питера — отличный пример того, как безумные идеи становятся возможными, если неуклонно следовать своим интересам.

«Ты можешь зарабатывать на жизнь и при этом заниматься тем, что тебе интересно, даже если твои увлечения кажутся пустячными, — говорит Питер. — Если ты не будешь заниматься ничем другим и полностью сконцентрируешься на своем деле, то в мире ему найдется место. И неважно, насколько несущественное это занятие. Мир большой, и в нем достаточно уголков для таких вот небольших дел».

Режиссер-ученый

Пример человека, в чьей жизни удивительным образом смешались разные интересы, — кинематографист Валери Вейс. Она и доктор биофизики, и режиссер.

«Я подхожу к искусству с позиции ученого, — объясняет она. — Я хочу снять о чем-то кино — это гипотеза. Я начинаю собирать данные, читать материалы, разговаривать с людьми. Я собираю информацию. Затем я экспериментирую — пишу сцены, слушаю, как они звучат в исполнении актеров. Я сейчас весьма вольно обхожусь с терминами, но свою творческую работу я организую с помощью научных методов».

Оба увлечения Валери пересеклись друг с другом еще давно, когда она училась в Гарварде. Там она изучала естественные науки, но при этом основала киноклуб в одном из студенческих центров. Работая над тем, что ей было интересно, Валери обнаружила, что труд — это не обязанность, а награда, и в 2003 году состоялся ее режиссерский дебют. Валери узнала на собственном опыте, что, когда мы смотрим за пределы общепринятых рамок, мы можем нащупать нити, которые соединяют наши разные увлечения. Именно в этих нитях и кроется вдохновение.

По материалам книги «Дорожная карта»
Обложка поста: .com

Профориентация детей

Профориентация детей имеет свои особенности, по сравнению с профориентацией для взрослых. Родители нередко задают вопрос:

– В каком возрасте необходимо проводить первую профориентацию детей?

Однозначного ответа нет. О профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 15-16 лет, когда пришло время поступать в вуз, но в какой – совершенно непонятно. Тогда родители в панике, по принципу «скорой помощи» начинают подыскивать для чада профориентацию. И это уже не профориентация детей, а вообще не понятно что. Что делать, если после профориентации специалист заявит, что нужно идти в тот вуз, к которому подросток не подготовлен, а за оставшийся год шансов подготовиться практически нет? Не осталось времени… А время быстро летит.

Будет большой ошибкой думать, что профориентация нужна только одна. Это всё равно что сказать: стоматолог больше никогда будет Вам не нужен! Я всё вылечил! «Вылечить всё» абсолютно невозможно. К профориентации, в том числе к профориентации детей, надо прибегать в разном возрасте и несколько раз, у разных специалистов и по разным методикам. Почему? Да потому, что область сложнейшая – дифференциальная диагностика способностей и талантов.


Это намного труднее, чем определить источник заболевания или, скажем, источник проблемы в компьютере. Ведь речь идёт не о компьютере, а о человеческом мозге и душе. Именно поэтому не поскупитесь на тестирование. Когда «искателей» много, больше вероятность, что хоть одному повезёт и он найдёт клад!

Профориентация детей может быть полезна в возрасте, скажем, 5, 7, 9, 11, 13, 15 лет. Я работаю по авторской методике выявления способностей в ребёнке. Иногда, чтобы выявить эти способности, с ребёнком нужно долго и кропотливо заниматься несколько раз в неделю, чтобы сделать его таланты видимыми, заметными. Чем раньше – тем лучше.

Тест на профориентацию — первый шаг к успешной карьере!

Тест на профориентацию представляет собой комплекс вопросов, отвечая на которые максимально честно, человек проходит объективное тестирование эмоциональных и профессиональных предпочтений, которое позволяет определиться с выбором будущей профессии. Профориентация помогает выявить интересы и склонность человека к определенной сфере деятельности.

Профориентационные тесты расширяют кругозор человека в мире профессий и определяют его возможное место в нём.

Профориентация позволяет:

  • определить свои профессиональные склонности и способности;
  • выявить свойства характера и личностные качества;
  • прояснить уровень развития своих способностей;
  • выбрать отрасль профессиональной деятельности.

Выбор профессии — важнейший этап в жизни любого человека. От правильного выбора будущей профессии зависит вся последующая жизнь. И первым шагом в этом деле является тестирование. Многие организации берут за это немалые деньги. Но мы предлагаем Вам тест на профориентацию бесплатно. Школьникам рекомендуется заниматься определением будущей профессии в старших классах школы, начиная с 8 класса и каждый год, чтобы наблюдать изменение предпочтений или, наоборот, подтверждение уверенного выбора. Тестирование должно проходить в спокойной обстановке. Не стоит приступать к тестированию после экскурсий на предприятия, встреч с представителями профессий или походов в кино, которые могут впечатлить школьника и подтолкнуть к неосознанному выбору профессии. В этом случае подросток может получить только позитивные эмоции без полного представления о профессии.

Профориентация тест

Профориентация учитывает возрастные особенности людей. Он для школьников очень важен в момент выбора профессии. Однако, и взрослым в период смены профессии или должности он тоже многое даст понять. Очень важно подобрать актуальные тесты, подходящие к конкретной ситуации. Например, перед поступлением на работу вы можете выбрать и самостоятельно пройти тест на определение личностных качеств, которых требует должность: это не только профпригодность, внимательность, память, но и способность принимать ответственные решения, руководить людьми, умение работать в команде или в одиночку. Не бойтесь действовать и менять профессию, несмотря на возраст, место проживания, социальный статус, семью. Ведь жизнь предоставляет множество возможностей!

Мы предлагаем профориентационные тесты, которые помогут вам в выборе будущей профессии. Вы можете пройти их в режиме онлайн абсолютно бесплатно.

Вы думаете кем стать и проходите профориентацию, она проливает свет на разные аспекты человеческой натуры: исследует желания человека, проверяет частные способности, изучает личность человека. Профориентация тесты использует в качестве подспорья. Не более того. Вы можете пройти тест, но полностью на него положиться нельзя. Важен разговор со специалистом по профессиям. Психолог воедино сводит всё, что ему удается добыть с помощью интервью и тестов на выбор профессии. В голове психолога работает комбинаторный механизм, гораздо лучший, чем у теста. Психолог вам ответит на вопросы о вашей уникальной жизненной ситуации. Опросник этого не может и не сможет найти вам вуз. Чтобы пройти тесты, вам не надо никуда ехать. В этом разделе есть тесты на профориентацию онлайн бесплатно. Если хотите, вы можете скачать тест. Главное, помните, что все компьютерные методики здесь исключительно бесплатные тесты на профориентацию.

Для каждого из вас найдется своя профессия, в которой вы сможете стать успешными. Предлагаем Вам пройти бесплатный тест на профориентацию и выбрать правильное направление сферы вашей деятельности.

Мечтайте, думайте, дерзайте, действуйте!!!

Эльмира Давыдова проводит живую профориентацию для взрослых людей и для школьников.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх