Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Профессиональное выгорание врача

Содержание

Медицинские интернет-конференции

Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Психологическая подготовка студентов играет немаловажную роль в развитии врача как специалиста. Важно, чтобы студент медицинского вуза уже с первого курса понимал трудности будущей профессии, с которыми ему придется сталкиваться ежедневно.

Проблема эмоционального выгорания врачей актуальна на современном этапе развития медицины. Популярность исследования данного вопроса стремительно увеличивается в связи с тем, что значительное количество высококвалифицированных врачей имеют низкую стрессоустойчивость и подвержены эмоциональному выгоранию. Проведение мер направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, позволит препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей.

Синдром «эмоционального (или психического) выгорания» (СЭВ) определяют как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, включающее развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия, сострадания и понимания по отношению к пациентам и их близким.

Клинические проявления профессионального стресса, по определению К. Маслач и С. Джексона, как правило, в структуре включают следующие компоненты :

  • собственно эмоциональную истощённость, заключающуюся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций. Такое состояние человек субъективно напрямую связывается с собственной работой.
  • цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта действий.
  • редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

В начале развития СЭВ наблюдается длительное нервное напряжение, повышенная тревожность человека. Далее на этом фоне присоединяются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, невыполнение профессиональных обязанностей. В последующем наблюдается падение общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

При выполнении работы в стрессовой обстановке наступает мобилизация внутренних ресурсов, что может вызвать острые нарушения или поздние последствия. Согласно данным исследования возникновения и развития стресса канадского физиолога Х. Силье на протяжении 3х первых лет воздействия факторов стресса число острых состояний и реакций возрастает, а затем приобретает хронический характер .

В работе Бабанова С.А. выделены 3 типа работников, которым угрожает синдром выгорания :

-педантичный, характеризуется добросовестностью, излишней аккуратностью, стремлением добиться образцового порядка;

— демонстративный – тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду;

-эмоциональный, включающий впечатлительных и чувствительных людей.

Впервые термин «синдром выгорания сотрудников» для описания психологического состояния был использован американским психиатром Х. Фрунденбергера в 1974 году. Им у волонтеров службы психического здоровья были выявлены разочарования в работе, эмоциональное и психическое истощения, которые определили как «поражение, истощение, износ, происходящий в человеке вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам» . Данный вопрос вызвал высокую заинтересованность и стал изучаться у работников социальных профессий, таких как медицинские работники, учителя и других представителей социальной структуры.

Одно из крупнейших исследований синдрома выгорания среди врачей выполнено в Финляндии . В исследовании приняли участие 2671 врач. В результате, все специалисты были подразделены на «специалистов с высоким уровнем выгорания» и «специалистов с низким уровнем выгорания». Психиатры были отнесены к группе с «высоким уровнем выгорания». Самые высокие показатели были выявлены у мужчин, которые специализировались в области детской психиатрии. Существенную роль сыграло место работы: работники частных клиник, сотрудники научно-исследовательских институтов и других общественных организаций были значительно менее подвержены выгоранию по сравнению с работниками государственных медицинских учреждений.

Факт, что специалисты сферы психического здоровья, работающие с пациентами стационара, более часто подвергаются синдрому выгорания, чем работники амбулаторного звена подтверждается и в других исследованиях .

В 1991 г. в Южной Австралии выполнено исследование 966 врачей общей практики на предмет профессионального стресса. Результаты показали, что 1/3 врачей отмечает у себя высокий уровень профессионального стресса, коррелирующий с возрастом, полом и отношением к работе .

Высокий уровень эмоционального истощения наблюдается среди врачей в области неотложной помощи, реаниматологии и анестезиологии, и встречается преимущественно у женщин, не состоящих в браке .

Нетрудоспособность медицинских работников почти в половине случаев связана со стрессом. Обследованы врачи общей практики, среди которых высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, а клинически выраженная депрессия — в 26 % случаев .

Доказано, что уровень рабочего стресса и депрессий связаны со страной и местом работы, семейным положением и полом. У врачей из Великобритании уровень рабочего стресса выше, чем у врачей США, в тоже время у врачей США отмечается более высокий уровень депрессии по сравнению с врачами Австралии и Великобритании.

В российской научной литературе существует немало публикаций, касающихся данной проблемы.

По данным исследований Д.А. Марченко-Тябут и А.А. Головач наиболее неблагоприятная картина при изучении эмоционального выгорания наблюдается у врачей терапевтов . Данная проблема связана со спецификой работы, дефицитом времени в условиях амбулаторного приема, длительным контактом с больными и их семьями, возможным различным исходом заболевания.

Определена различная устойчивость к данному синдрому в зависимости от возраста и стажа работы. Среди хирургов в возрасте 37-40 лет со стажем работы 13-16 лет были диагностированы умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, однако не выявлено изменений этих характеристик в зависимости от пола и количества дежурств. У врачей акушеров-гинекологов со средним стажем 10-12 лет и со средним возрастом 33-35, так же выявлены умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, но при этом уровень реактивной тревожности выше, а уровень личностной тревожности несколько ниже у женщин, чем у мужчин.

Результаты исследования по оценке взаимосвязей между субъективным отношением врачей к ситуациям профессионального взаимодействия и оценкой степени влияния рабочих проблем на эмоциональное выгорание приводятся в диссертации Рыбиной О.В. . В исследовании принимали участие врачи психиатры, хирурги и гинекологи различного возраста и пола. В результате выяснилось, что «профессиональный стресс» у врачей со стажем работы свыше 15 лет выше показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет, а также субъективная оценка эмоционального дискомфорта последних не соответствует объективной выраженности «профессионального стресса». Помимо этого, отмечается, что интенсивность профессионального стресса у врачей-психиатров значимо выше, чем у хирургов. Кроме того, определено, что принадлежность к женскому полу является фактором риска профессионального стресса у врачей.

Анализ течения различных фаз СЭВ у вра­чей в зависимости от специальности показан в работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт . Самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются в группе врачей-он­кологов. Кроме того, эта группа лидирует в общем количестве симптомов каждой фазы. На втором месте находят­ся врачи-психиатры.

Достаточно часто эмоциональное выгорание встречается у врачей-стоматологов .

В работах профессора Л.М. Юрьевой отмечается, что выгорание может потенцировать суицидальное поведение . Наибольшую склонность к суициду имеют врачи-психиатры. Психиатр И.А. Сикорский писал, что частота суицидов среди врачей в 21 раз выше, чем в популяции населения.

Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Их работа предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания. В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет.

В Республике Северная Осетия было проведено исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии, при котором выявлены различия в развитии и выраженности синдрома выгорания у врачей и медсестер. Более высокий процент лиц с максимально выраженной степенью выгорания определяется среди врачей, соответственно 33 % и 26 % среди медсестер от общего числа .

Авторами в ходе исследований применялись различные методы, нами выделены основные методики, которые используются для определения СЭВ:

1. Опросник на «выгорание» по К.Маслач и С.Джексон. Включает шкалы по определению эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Используется для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Применяется также в версии, адаптированной Н.Е. Водопьяновой .

2. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания», является одной из наиболее информативных. Предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.

3. Шкала организационного стресса по Маклин. Измеряет восприимчивость человека к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.

4. В США, Канаде, Японии для выявления «работоголизма» широко используется вопросник Б. Киллинджер.

5. Цветовой тест Люшера. Тест основан на бессознательном выборе цвета, что определяет каков человек на самом деле, а не каким он себя представляет или хочет казаться.

6. Личностный опросник Р. Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.

7. Методика Е.П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия»для определения направленности агрессии на себя или других людей.

8. Методика Е.П.Ильина и П.А.Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». Используется для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.

В результате детального анализа литературы по заявленной теме нами были сделаны следующие выводы:

1. Врачи и другие работники медицинской сферы находятся в особой группе риска в отношении развития синдрома эмоционального выгорания.

2. Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами:

  • полом (как правило, женщины-хирурги более подвержены СЭВ, чем мужчины-хирурги, а у мужчин-гинекологов данный синдром встречается чаще, чем у женщин данной профессии);
  • видом деятельности (более подвержены хирурги, терапевты, акушер-гинекологи, психиатры);
  • стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет);
  • занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям);
  • количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств);
  • уровнем личностной тревожности;
  • уровнем эмоциональной стрессоустойчивости;
  • межличностными отношениями в коллективе;
  • типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара);
  • наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги);
  • состоянием климата в семье.

3. Наиболее подвержены СЭВ специалисты таких специальностей, как: психиатры, врачи-онкологи, медицинские сестры, врачи хирургического профиля, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.

4. Прохождение специальных тренингов и тестов, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, позволят препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей, послужат предупреждением заболеваний нервной системы и психических расстройств.

Синдром выгорания: актуальность проблемы

Синдром выгорания – одна из наиболее актуальных проблем современности. По данным статистики ВОЗ, депрессивные расстройства находятся на первом месте среди психосоматических заболеваний. А основной причиной депрессий ВОЗ считает синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания на работе.

Работа составляет значительную часть жизни большинства людей, причем не только во временном, но и в эмоциональном (мысли о работе, возникновение эмоций, связанных с успехами (неудачами) и пр.) и в финансовом (работа как источник дохода) аспекте. Поэтому неудивительно, что всевозможные расстройства поведения и эмоционального состояния людей могут быть связаны с работой.

В МКБ-10 можно найти следующие позиции, в той или иной мере связанные с работой:

  • Z73 Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального обрaзa жизни.
  • Z73.0 Переутомление. Состояние истощения жизненных сил.
  • Z73.2 Недостaточность отдыхa и рaсслaбления.
  • Z73.4 Неaдеквaтные социaльные нaвыки, не клaссифицировaнные в других рубрикaх.
  • Z73.5 Конфликт, связaнный с социaльной ролью, не клaссифицировaнный в других рубрикaх.
  • Z56 Проблемы, связaнные с рaботой и безрaботицей.
  • Z56.3 Нaпряженное рaбочее рaсписaние.
  • Z56.4 Конфликт с нaчaльником и сослуживцaми.
  • Z56.5 Неподходящaя рaботa.
  • Z56.6 Другое физическое и психическое нaпряжение в рaботе.
  • Z56.7 Другие и неуточненные проблемы, связанные с работой.

Конечно же, такие расстройства влияют не только на способность трудиться, но на личную жизнь, и на соматическое здоровье.

Синдром выгорания – почему он часто встречается у врачей?

Синдрому выгорания (как и другим расстройствам, связанным с профессиональной деятельностью), в первую очередь подвержены представители профессий, связанных с непосредственной работой с людьми и/или высокой ответственностью за других (особенно если речь идет о жизни, здоровье и безопасности).

Между тем, работе врача присущи следующие особенности:

Работа врача по определению требует значительных эмоциональных вложений, так как связана с общением с людьми и со всеми трудностями, которые из этого проистекают (негативные эмоции, перенос, переживания, конфликты).

Работа врача требует интеллектуальных и временных вложений в учебу и постоянное последипломное образование как в рамках курсов повышения квалификации, так и самостоятельно.

Работа врача нередко связана со стрессами, ночными дежурствами, ненормированным рабочим днем.

Врачу необходим круг профессионального общения. И проблемы в отношениях с коллегами (изоляция, конфликты) врач, как правило, переживает тяжело, даже если и не осознает этого.

Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством.

Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.

Необходимость финансового обеспечения себя и семьи нередко входит в конфликт с профессиональными стремлениями врача.

Все эти факторы дамокловым мечом висят над головой каждого врача, угрожая ему развитием синдрома хронической усталости, влекущее за собой целый спектр психосоматических разладов. Именно поэтому синдром выгорания является нередкой проблемой данной категории работающих людей.

Синдром профессионального выгорания: определение, признаки, опасность

30 лет назад исследователь Э.Морроу образно описал синдром выгорания как «запах горящей психологической проводки». Объективно же под понятием «синдром профессионального выгорания» подразумевается развивающееся на фоне хронического стресса истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Впервые понятие эмоционального выгорания на работе ввел в 1974 году психолог Х.Фрейденберг, обнаружив его у работников кризисных центров и психиатрических клиник и объяснив «отрицательным воздействием профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек». Позже было выявлено, что выгорание присуще представителям множества профессий, и при этом его признаки во всех случаях практически одинаковы. Поэтому постепенно эмоциональное выгорание на работе стало называться синдромом профессионального выгорания. Или просто синдромом выгорания.

Признаки синдрома выгорания:

  • Нежелание идти на работу.
  • Чувство усталости.
  • Раздражительность, раздражительная слабость.
  • Конфликты на работе.
  • Обидчивость.
  • Снижение инициативности.
  • Чувство одиночества и разочарования.
  • Возможны расстройства сна, аппетита, головные боли.

Безусловно, только на основании перечисленных симптомов диагностировать синдром выгорания невозможно – для этого разработаны специальные тесты, многие из которых можно найти в интернете и книгах по психодиагностике. В частности, вопросами психологии труда (и, соответственно, проблемой выгорания) занимался российский ученый Е.Климов. Есть и авторский тест-опросник В.Бойко, который позволяет определить эмоциональное выгорание. Он довольно громоздкий, и требует определенных временных затрат для выполнения, но возможность своевременно выявить такую серьезную проблему как синдром выгорания стоит всех усилий!

Синдром выгорания особенно опасен тем, что на фоне нарастающих проблем человек (даже врач!), вместо того, чтобы начать анализировать проблему и решать ее, замыкается в себе, бездействует, отдаляется от людей, чем еще больше усугубляет болезненное состояние.

Синдром выгорания: что делать

Синдром выгорания, как показали исследования, имеет еще одну неприятную особенность: в отличие от насморка или «простуды», он не исчезает самостоятельно – чтобы от него избавиться, надо приложить усилия. Конечно, идеальным вариантом было бы посещение психолога и прицельная работа с ним по данному вопросу. Однако далеко не все мы можем себе позволить такую форму помощи. Поэтому попробуем последовать знаменитой заповеди «Врачу, исцелися сам!».

Синдром выгорания возникает на фоне информационной и эмоциональной перегрузки из-за отсутствия переработки и трансформации этого материала. Поэтому выход один – учиться управлять эмоциями и расслабляться, качественно анализировать массивы информации и правильно расставлять приоритеты как в ежедневной работе, так и в перспективе.

1. Синдрому выгорания интроверты подвержены больше, чем экстраверты – это связано с тем, что интровертам не свойственно «обнародовать» эмоции.

Выход: осознанно учиться говорить о своих эмоциях. Кому-то легче поделиться наболевшим с незнакомыми людьми (в транспорте, на отдыхе, в интернете), кому-то – с самими собой (дневники), а кто-то предпочитает открыться близким. Ищите форму, которая устроит именно вас – это необходимо для вашего здоровья. Иначе хронический стресс, не имея возможностей для выхода, будет накапливаться.

2. Синдром выгорания во многих случаях возникает от осознания того, что в ежедневной практике нарушена «золотая пропорция» соотношения затраты/вознаграждение (примите во внимание: вознаграждение может быть не только материальным).

Выход: проанализируйте, каковы ваши ожидания от работы и насколько она их оправдывает, а затем честно ответьте себе, что необходимо для того, чтобы профессиональная деятельность приносила истинное удовлетворение.

У каждого из нас есть потребность в достижениях, повышении комфорта, доходов, статуса. Если мы долго не получаем того, к чему стремимся, у нас возникает раздражение и неудовлетворенность, приводящие к синдрому профессионального выгорания. Поэтому, как бы «наш брат» не боялся (или не стеснялся) мечтать, он все равно хочет того… чего на самом деле хочет. Поэтому в рамках борьбы с синдромом выгорания не стоит идти на компромисс с собой или игнорировать собственные желания – нужно следовать за мечтой.

Считаете, что ваше призвание – не принимать больных, а читать лекции будущим врачам? Что для этого надо? Начать думать над темой диссертации? Искать руководителя и кафедру? Вперед!

Стало тесно в рамках вашей специальности? Нуждаетесь в освоении новых навыков? Идите на курсы, например, УЗИ или лапароскопической хирургии.

Не хотите или не можете больше работать с людьми? Подумайте о переходе в лабораторию, гистологическое отделение, отдел исследований.

Не хватает денег? Тут вариантов много: от смены места работы в государственной клинике на частную (для начала хотя бы в форме дополнительных консультаций) до ухода из медицины – например, в фармацевтический бизнес.

В глубине души вообще не любите свою работу? Тогда разрабатывайте план смены профессии. Даже у врача есть только одна жизнь, и он, как сказал классик, «должен прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Конечно, все сказанное требует определенных эмоциональных и материальных затрат. Но в данном случае риск оправдан: хорошее настроение, новые профессиональные перспективы и финансовые возможности в результате положительно отразятся на жизни любого индивидуума. И наоборот – если ничего не делать, синдром выгорания превратит свою «жертву» в несчастного, раздраженного человека, страдающего от чувства одиночества. А для врача это гибельно!

3. Синдром выгорания может вызвать и определенная монотонность ежедневного распорядка: схема работа-дом-работа, типичная для врача, отнюдь не всем кажется воплощением мечты о счастье! В этом случае вспомогательными способами компенсации синдрома профессионального выгорания является спорт, хобби, общение с близкими, поездки на курорты. А еще – дыхательные техники, аутогенные тренировки, медитативные техники, ограничение приема алкоголя и кофе, ароматерапия и пр.

Также очень полезно учиться разделять работу и все, что с нею не связано. Не позволяйте себе заниматься профессиональными проблемами вне рабочего дня. Делайте тайм-ауты во время работы – перерывы на 5-10 минут каждые 2 часа. В перерывах запретите себе мысли на «рабочую тему» – лучше глубоко подышите, прогуляйтесь… или просто представляйте перед собой лист белой бумаги. Эти меры помогут быстрее и легче «стабилизироваться», и, следовательно, справиться с синдромом профессионального выгорания.

Но не тяните долго с оказанием себе помощи, потому что процесс саморазрушения может зайти слишком далеко. И тогда вам уже без консультаций специалиста-психолога будет трудно обойтись. В запущенных случаях может понадобиться даже лекарственная терапия – седативные препараты, анксиолитики, транквилизаторы, антидепрессанты.

А, в целом, даже «знакомство» с синдромом выгорания можно обернуть себе на пользу. Справившись с синдром выгорания один раз, вы уже будете знать «врага в лицо», и наверняка сумеете вовремя выявить его у себя и близких и с честью преодолеть.

Ольга Карасева, врач-психолог

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, в основном возникающим в трудовой сфере, но и проблемы личностного характера не исключены.

Онлайн консультация по заболеванию «Синдром эмоционального выгорания». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Психолог, Психотерапевт.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика

Данный патологический процесс свойственен людям, чья работа заключается в постоянном взаимодействии с другими людьми (доктора, учителя, работники социальной сферы, менеджеры). На Европейской конференции ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) пришли к выводу, что стрессовые ситуации на фоне трудовой деятельности является гигантской проблемой для трети стран Евросоюза, а стоимость решения проблем психического здоровья составляет 3-4% от валового национального дохода страны.

Впервые феноменальное явление было описано в 1974 году психиатром из Америки Х. Фрейденбергером. Доктор описывал непонятные для него явления у себя, у коллег, так как они постоянно пребывали в тесном контакте с пациентами. Позже охарактеризовала синдром Кристина Маслач. Она описала понятие как синдром эмоционального и физического истощения параллельно с формированием негативной самооценки, негативного отношения к работе.

Этиология

Зачастую СЭВ связан с трудностями в сфере работы, однако, также синдром может наблюдаться у молодых мам, домохозяек, и проявляется он потерей интереса к своим обязанностям. Опираясь на статистику, синдром наблюдается у людей, которые ежедневно имеют дело с человеческим фактором.

Причины СЭВ делятся на две группы:

  • объективные причины;
  • субъективные причины.

К субъективным причинам относятся:

  • индивидуальные особенности человека;
  • возрастные особенности;
  • система жизненных ценностей;
  • индивидуальное отношение к выполнению какого-либо вида деятельности;
  • завышенный уровень ожиданий от трудовой деятельности;
  • высокий порог моральных принципов;
  • проблема отказа в случае необходимости.

К объективным причинам относятся:

  • увеличение нагрузок на работе;
  • неполное понимание своих обязанностей;
  • неадекватная социальная и/или психологическая поддержка.

Объективные причины напрямую связаны со служебными обязанностями человека.

В зону риска попадают люди, злоупотребляющие спиртными или энергетическими напитками, с никотиновой зависимостью. Таким способом они стараются максимизировать работоспособность в случае неприятностей на работе. Однако вредными привычками можно лишь усугубить положение.

Также эмоциональному выгоранию подвергаются творческие личности: стилисты, писатели, артисты, художники. Причины их стрессов кроются в том, что они не могут поверить в собственные силы. Особенно это выражается, когда их талант остается неоцененным публикой либо следуют негативного рода рецензии от критиков.

Однако любая личность может приобрести синдром такого типа. Это может спровоцировать нехватка понимания и отсутствие поддержки со стороны близких, вследствие чего человек перегружает себя работой.

В первых рядах отмечается синдром эмоционального выгорания у врачей и учителей. Ограниченность проведением уроков, как и ответственность перед высшим руководством, является провокацией психического расстройства. Мигрени, неспокойный сон, изменения веса, сонливое состояние на протяжении суток – всему этому способствует синдром эмоционального выгорания у педагогов и медиков. Также возможно проявление равнодушия к ученикам, сопутствующее агрессией, бесчувственностью и отсутствием желания проникнуться проблемами подростков. Раздражительность изначально проявляется в скрытой форме, затем доходит и до неприятных, конфликтных ситуаций. Некоторые закрываются в себе и прекращают контактировать с друзьями и родственниками.

При развитии синдрома данного типа у учителей, немаловажными являются внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относится:

  • ответственность за учебный процесс;
  • ответственность за эффективность проделанной работы;
  • нехватка необходимого оборудования.

К внутренним факторам можно отнести дезориентацию индивидуальности и эмоциональную отдачу.

Психология заболевания у педагогов также отмечается повышенным уровнем агрессии, враждебным настроем к окружающим, как следствие – изменением манеры поведения в негативную сторону, подозрительностью и недоверием к близким и коллегам по работе, обидой на весь мир.

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется стрессами, ночными дежурствами, ненормированным графиком, необходимостью постоянного повышения квалификации.

Синдром эмоционального выгорания у родителей, в частности, у мам, проявляется из-за того, что им приходится выполнять большое количество работы и становиться частью нескольких социальных ролей одновременно.

Симптоматика

Признаки синдрома эмоционального выгорания можно разделить на три группы:

  • физиологические признаки;
  • психоэмоциональные признаки;
  • поведенческие реакции.

Физиологические признаки включают в себя:

  • быстрое ощущение чувства усталости;
  • ощущение утомляемости после отдыха;
  • слабость в мышцах;
  • повторяющиеся приступы головной боли, головокружения;
  • ослабление иммунитета;
  • появление продолжительных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • болевые ощущения в области суставов;
  • обильное потоотделение;
  • бессонница.

К психоэмоциональным симптомам можно отнести:

  • чувство полного одиночества;
  • отрицание моральных правил;
  • постоянное обвинение близких;
  • отсутствие веры в себя и в свои способности;
  • разрушение идеала;
  • угнетенное настроение;
  • нервозность;
  • чрезмерная вспыльчивость;
  • пессимизм.

Поведенческие реакции:

  • появление профессиональной деструкции;
  • желание оставаться в полном одиночестве;
  • уклонение от ответственности за совершенные поступки;
  • появление вредных привычек из-за желания скрыться от происходящего.

Клинические симптомы приравнивают заболевание к депрессивному расстройству, однако, синдром эмоционального выгорания имеет более благоприятные прогнозы для возвращения человека к обыденной жизни.

Диагностика

Для того чтобы диагностировать синдром правильно, врачу необходимо:

  • изучить историю болезни пациента;
  • узнать о наличии хронических заболеваний;
  • уточнить симптомы, на которые может пожаловаться больной;
  • выяснить наличие вредных привычек.

Также назначаются следующие лабораторные исследования:

  • общий анализ крови;
  • экспресс-тест на функционирование печени и почек;
  • тест для определения уровня электролитов в крови.

Также медики придерживаются основного метода диагностики, разработанного В. Бойко – тестирование, которое включает в себя 84 утверждения, а пациент должен выразить свое отношение к фразам ответами «да» или «нет».

Таким способом можно выявить фазу развития синдрома:

  • фазу напряжения;
  • фазу резистенции;
  • фазу истощения.

Фазы эмоционального выгорания

Фаза напряжения включает в себя следующие клинические признаки:

  • неудовлетворенность собой как личностью;
  • тревожное и депрессивное состояние;
  • переживание ситуаций, которые травмируют психическое здоровье;
  • загнанность в угол.

Фаза резистенции состоит из следующих диагностических симптомов:

  • неадекватное эмоциональное, избирательное реагирование;
  • эмоционально-нравственная дезориентация;
  • расширение сферы экономии эмоций;
  • редукция должностных обязанностей.

Фаза истощения характеризуется:

  • дефицитом эмоций;
  • эмоциональной отстраненностью;
  • деперсонализацией;
  • психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Результаты тестирования подсчитывают по специально разработанной усложненной системе. Экспертами оценивался ответ на каждое утверждение определенным числом баллов, и с помощью трехступенчатой системы получения показателей выводятся результаты тестирования и те симптомы, которые характерны для пациента.

Дифференциальная диагностика проводится с психическими расстройствами, которые не являются зависимыми от влияния факторов извне. Часто затруднение у специалистов вызывает диагностика синдрома эмоционального выгорания и синдрома хронической усталости. Разница между ними заключается в том, что первый затрагивает в большинстве случаев рабочий аспект, а синдром хронической усталости – все аспекты жизни больного.

Лечение

Лечение сформированного синдрома проводится с помощью:

  • психотерапии;
  • фармакологического лечения;
  • реорганизации рабочего окружения;
  • комбинации изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

Во время работы с больными психологи придерживаются следующих мероприятий:

  • проведение тренинга навыков общения – обучают навыкам эффективной межличностной коммуникации, помогают осознать важность существования близких в жизни больного;
  • тренинг позитивного взгляда на вещи – обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной;
  • фрустрационная профилактика – обучение оценивать свои возможности и способности реалистично;
  • тренинг уверенности в себе – с помощью применения методики «волшебный магазин» (больной представляет, будто очутился в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера) психологи работают над увеличением уровня самооценки пациента;
  • дебрифинг после тяжелого события – больной выражает свои мысли, переживания по поводу какого-либо глобального происшествия (лечение таким методом активно используется за границей);
  • обучение методикам релаксации.

Техники релаксации включают в себя:

  • мышечную релаксацию (методика Джекобсона);
  • трансцендентальную медитацию;
  • аутогенную тренировку (методика Шульца);
  • методика произвольного самовнушения (методика Куэ).

Методика Эмиля Куэ

Медикаментозное лечение включает в себя применение определенных лекарственных препаратов:

  • антидепрессантов;
  • транквилизаторов;
  • β-адреноблокаторов;
  • снотворных средств;
  • препаратов нейрометаболического действия.

Специалисты также сталкиваются с ситуациями, когда синдром развивается стремительно, и у больного наблюдается крайне негативное отношение к коллегам, к работе, к окружающим. В таком случае задача клинициста состоит в том, чтобы переубедить человека сменить работу и окружение, к примеру, переехать в другой город, так как это пойдет на пользу пациенту и сразу же будет заметное улучшение самочувствия.

Эмоциональное выгорание врачей

Медицина всегда считалась профессией, предъявляющей высокие внутренние требования к ее представителям (личностные и профессиональные качества, высокий уровень образования, его разносторонность, непрерывность и т.д.). Многие медицинские работники (как представители помогающих профессий) подвержены высокому риску эмоционального выгорания, в зарубежной литературе обозначаемым термином «burnout», что переводится как «сгорание», «выгорание».

Выгорание является глобальной проблемой, связанной с дистрессом, возникающим в процессе выполнения трудовой деятельности, имеющей потенциал отрицательного влияния как на психическое и физическое здоровье человека, так и на эффективность деятельности организации. Синдром эмоционального выгорания может рассматриваться как неспособность человека совладать с эмоциональным стрессом на работе. Выгорание негативно связано с индивидуальным здоровьем сотрудников. Под влиянием хронического профессионального стресса постепенно возникает разочарование в профессии, нарастает желание прекратить работу, отмечаются деморализация, склонность к алкоголизации и наркотизации.

Уровень заработной платы и социальной защищенности снижается, ощущаются ограниченность ресурсов для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей, нарастают семейные конфликты, проблемы со здоровьем и их отрицание. Выгорание имеет высокую цену как для сотрудника, так и для организации. Оно снижает продуктивность труда, способствует текучести кадров, уменьшает мотивацию персонала к выполнению своих должностных обязанностей, что ведет к падению эффективности его работы и снижает ценность сотрудников для организации, а также негативно сказывается на здоровье всех членов коллектива, что требует больших затрат на его восстановление. Кроме того, выгорание ведет к потере продуктивности, мобильности и конкурентоспособности учреждения здравоохранения.

Разработка концепции

Термин «выгорание» впервые был предложен и введен в 1974 г. Фроуденбергером, который определил выгорание как клинико-психологический синдром, возникающий под воздействием хронического стресса, связанного с выполняемой работой, и включающий прогрессирующее эмоциональное истощение, потерю мотивации или деморализацию, а также отсутствие профессиональных достижений. В 1981г. К. Маслач и С. Джексон высказали идею о том, что выгорание состоит из 3 компонентов: эмоционального истощения, обезличивания (деперсонализации) и снижения (редукции) личных достижений, компетентности.

Эмоциональное истощение проявляется в потере психологических ресурсов в результате их опустошения, ощущение сниженного эмоционального фона. Отмечается низкая эффективность сна, его фрагментация, доминирование фазы бодрствования в сочетании с сонливостью и психической усталостью. Эти симптомы являются проявлением недостаточно эффективного совладания с профессиональным стрессом, снижением стрессоустойчивости. Предполагается, что эмоциональное истощение предшествует развитию цинизма, деперсонализации, снижению достижений личности и часто преобладает над ними.

Деперсонализация (лишение индивидуальности, обезличивание или циничность) характеризуется как негативное отношение к контактам на рабочем месте и их деформация. Циничность включает проблемы взаимоотношений с пациентами, коллегами, подчиненными, негативизм, пренебрежение их чувствами. Эти проблемы возникают в результате некачественного выполнения своих профессиональных обязанностей, отстраненного ответа на обязательства, связанные с работой. Она является следствием недостаточности развития психологических и профессиональных ресурсов медицинских работников, а также социальных и материальных ресурсов, обеспечивающих успех производственной деятельности и качество работы.

Снижение профессиональных достижений и отсутствие профессиональной компетентности часто порождает чувство недостаточности успехов на работе и понижение собственной самоэффективности, уверенности в выполнении своих профессиональных обязанностей. Появляется ощущение недостаточности объема выполняемой работы или неспособности выполнить поставленные задачи. Недостаточный уровень образования также часто связан с развитием этого компонента выгорания. Однако социальная поддержка в коллективе может способствовать повышению уровня персональных достижений.

3-компонентная модель выгорания К. Маслач и С. Джексона наиболее популярна. По мнению некоторых авторов, циничность не является проявлением деперсонализации и представляет собой дисфункциональный механизм совладания с профессиональным стрессом, механизм психологической защиты или эмоциональный буфер против стресса на рабочем месте, что приводит к дегуманизации профессиональной деятельности. Формирование симптомов выгорания происходит постепенно, после долговременного профессионального стресса. Российскими исследователями предложено несколько определений выгорания. Выгорание (в широком смысле) – долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В.В. Бойко предложил другое определение: «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Факторы риска и симптоматика выгорания

Факторами риска развития выгорания могут быть такие связанные с работой факторы, как место в служебной иерархии, недоукомплектованность персонала и высокие требования к нему, профессиональный стаж, возраст сотрудника, а также отрицательные характеристики его профессиональной деятельности: чрезмерная и сверхурочная работа, переутомление, конфликты на работе, слабый уровень социальной поддержки, скука, ограниченные ресурсы, отсутствие обратной связи, профессиональная незащищенность и ощущение социальной несправедливости, нарушение баланса прилагаемых усилий и получаемой награды, длительность стажировки, отсроченное вознаграждение и т.д.

Выгоранию способствуют такие черты личности и демографические характеристики, как низкая жизнестойкость, сниженные самооценка и эмпатия, нереалистично высокие ожидания, отношение к работе, требования к заработной плате, молодой возраст, статус одинокой женщины, воспитывающей детей, семейный статус (холостые/неженатые), а также непрекращающиеся, быстро происходящие организационные изменения в коллективе.

Симптомы эмоционального выгорания объединяются в 5 базовых групп, в зависимости от той сферы, в которой они проявляются:

1. Соматическая сфера: усталость, истощение, физическое утомление, изменение веса, нарушенный сон, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь, повышение артериального давления, воспалительные заболевания кожи, симптомы болезней сердечно-сосудистой системы.

2. Эмоциональная сфера: дефицит эмоций, эмоциональная отстраненность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражительность, тревога, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, одиночества, увеличение деперсонализации своей или других. К врачу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать своим пациентам – не может войти в их положение, соучаствовать, сопереживать, реагировать. Со временем эти проявления усиливаются и приобретают устойчивый характер. Положительные эмоции появляются все реже, а отрицательные – все чаще. Грубость, раздражительность, обиды, резкость и капризы становятся неотъемлемыми в эмоциональной сфере. Врача почти ничего не волнует, ничто не вызывает эмоционального отклика, ни положительные, ни отрицательные эмоции. Эти проявления эмоциональной защиты указывают на их приобретенный характер за длительные годы работы с людьми. Человек постепенно начинает вести себя как робот-автомат при сохранении эмоций в других сферах деятельности.

3. Когнитивная сфера: падение интереса к профессиональным знаниям, альтернативным подходам решения проблем, потеря творческого подхода, склонность к шаблонам, рутине, формальное выполнение работы, пассивность.

4. Поведенческая сфера: рабочее время >45 ч в неделю, во время работы появляется усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, низкая физическая нагрузка, употребления психоактивных веществ как способ фармакологического совладания с эмоциональным стрессом и выгоранием, несчастные случаи, травмы, аварии, импульсивное эмоциональное поведение.

5. Социальная сфера: низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям, социальные контакты формальны, бедны, ограничены работой; ощущение изоляции, непонимания других и другими, недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Эмоциональное выгорание связано не только с профессиональными стрессами, но и с экзистенциальными причинами; это плата за нереализованные жизненные ожидания. Выгорающий человек утрачивает смысл жизни, перестает чувствовать себя счастливым, теряет личную перспективу и способность к эффективной самореализации. Выгорание ведет к развитию экзистенциального вакуума, снижению ощущения осмысленности жизни в настоящем моменте и обесцениванию смысла будущей жизни. Неудовлетворенность качеством жизни также может быть причиной и следствием выгорания.

Снижение личных достижений и обязанностей коррелирует со снижением качества жизни, неудовлетворенностью работой, самоконтролем, настроением, отношениями с другими, физическим неблагополучием. Так, в группе врачей-стоматологов выявлена взаимосвязь выгорания и неудовлетворенности различными аспектами жизни. Неудовлетворенность работой и карьерным ростом коррелировала с переживанием «загнанности в клетку», «расширением сферы экономии эмоций», «личной отстраненностью», «эмоциональным истощением» и фазой выгорания.

На формирование выгорания влияет и переживание одиночества. Высокая степень выгорания снижает чувствительность не только по отношению к другим людям, но и к себе. Это ослабляет переживание одиночества как защиты от страдания. Эмоциональное истощение и деперсонализация отрицательно коррелируют со степенью переживания одиночества: притупленность свежести чувств сказывается на более бесчувственном отношении к себе, приводя к уменьшению переживания одиночества.

Результаты исследования выгорания врачей-стоматологов показали, «чем значительное эмоциональное истощение и чувство безысходности, эмоционального тупика, чем сильнее чувство неудовлетворенности работой и собой, которое порождает столь сильное ощущение личностной тревоги, проявляющееся и вне профессиональной деятельности, тем более выражены у профессионала снижение эмоционального фона, проявление равнодушия к пациенту.

Чем выше степень истощения, тем заметнее стремление профессионала избегать мыслей или контактов с пациентами. Фаза выгорания связана с показателем «загнанность в клетку»: чем сильнее чувство безысходности, эмоционального тупика, тем значительнее переживание дистресса. Чем сильнее у профессионала ощущение, что он уже не может помочь субъектам своей деятельности, тем больше он пытается облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат, тем ярче это проявляется в поступках специалиста в сфере общения: отмечается полная или частичная утрата интереса к субъекту профессиональной деятельности».

Порочный круг выгорания

Теоретическое объяснение развитию выгорания дает модель «требования к работе–ресурсы для работы». В этой модели все факторы, связанные с профессиональным стрессом подразделяют на 2 основные категории: требования к работе и ресурсы, связанные с выполнением работы.

Требования к работе определяются как физические, психологические, социальные и организационные аспекты работы, требующие устойчивых физических, психологических усилий или навыков, а следовательно, приводящие к определенным физиологическим/психологическим затратам. Примеры требований к работе: выраженное напряжение, оптимальная нагрузка, эмоционально требовательные взаимодействия с клиентами и т.д. Завышенные требования к работе приводят к ценностным конфликтам, потере самостоятельности, независимости, инициативы, ролевой неопределенности и ролевым конфликтам, несправедливости, нечестности и т.д.

Когда персонал сталкивается с завышенными требованиями к работе и имеет ограниченные ресурсы для ее выполнения, он подвергается риску развития выгорания. Требования к работе играют решающую роль в ухудшении здоровья и, в меньшей степени, в мотивационном процессе. Они являются важными коррелятами эмоционального истощения, в то время как ресурсы – это наиболее важные корреляты деперсонализации.

Ресурсы для выполнения работы способствуют достижению поставленных целей и сокраще- нию связанных с ней затрат. Профессиональные навыки, время, достаточное для выполнения работы, и ее контролируемость, возможность влиять на принимаемые решения, поддержка руководителей, высокое качество отношений с коллегами, наличие обратной связи, связанной с производительностью труда, возможности профессиональной переподготовки и стимулирование роста по службе – вот примеры таких ресурсов.

Ресурсы рабочего места особенно влияют на мотивацию достижения, когда требования к работе высоки. Все виды ресурсов обладают мотивирующим потенциалом и становятся полезны, когда это необходимо. Личностные ресурсы, такие как самоэффективность и оптимизм, могут выступать в качестве ресурсов на рабочем месте. Они повышают уверенность человека в своей способности контролировать среду, являются буфером для негативных воздействий высоких требований на работе и препятствуют развитию профессиональной деформации.

Выгорание не является одномоментно возникающим процессом, оно развивается постепенно, динамично. Психологи Фроуденбергер и Ноуф разделили процесс выгорания на 12 этапов, и каждый из них показывает детали процесса выгорания, причем эти этапы не обязательно следуют друг за другом по порядку. Определенные этапы могут пропускаться, и в то же время жертва выгорания может одновременно находится на нескольких этапах цикла. Продолжительность каждого этапа варьирует индивидуально у разных пациентов.

Данная модель начинает развиваться с появлением нереальных ожиданий, а затем описывает динамику процесса формирования выгорания.

1. Навязчивое желание проявить себя

Этот этап часто начинается с чрезмерного стремления достичь успехов на работе в соответствии с собственными целями признания, стать лидером, сделать карьеру, получить власть, знания. Данный сотрудник стремится показать прежде всего себе и своим коллегам, что он отлично, идеально выполняет свою работу во всех отношениях, чтобы коллеги признали это.

2. Работать все интенсивнее

Цель этого этапа – удовлетворить свои высокие личные ожидания и доказать свою незаменимость. Для реализации этой цели сотрудник берет на себя все больше и больше работы, однако процесс ее выполнения сопровождается принуждением себя.

3. Пренебрежение своими потребностями

В распорядке дня почти все время отводится работе, а сон, еда и другие предметы первой необходимости рассматриваются как несущественные и часто отвергаются. Сотрудники говорят себе: для того чтобы достичь высоких целей, требуется чем-то жертвовать. Они преданы работе часто в ущерб семье и друзьям, становятся трудоголиками.

4. Вытеснение внутренних конфликтов

Сотрудники осознают, что жизнь идет неправильно, но они не могут распознать истоки возникшей проблемы, в которой видят угрозу. На этом этапе возникают первые физические симптомы: нарушение сна, потеря аппетита, головные боли, тошнота, боли в пояснице, сексуальные проблемы.

5. Ревизия собственных ценностей

Избегание конфликта, возникающая изоляция и отрицание собственных базовых потребностей изменяют восприятие человека, вставшего на путь выгорания. Такой человек старается пересмотреть свои базовые ценности, продолжает упорно трудиться и обнаруживает, что из его жизни исчезли важные ранее ценности, касающиеся семьи, друзей, любимого дела. Успехи на работе становятся единственным стандартом для оценки себя. Эмоциональное притупление развивается все сильнее.

6. Отрицание возникающих проблем

Возникающие проблемы начинают отрицаться, социальные контакты с другими людьми становятся непереносимыми. Цинизм, агрессивность нарастают, пропадает сопереживание, усиливаются черствость, обвинение, порицание других. Причины нарастающих проблем видятся в нехватке времени, в возрастающем объеме работы. Выгорающие сотрудники не видят путей выхода из возникшей ситуации, чтобы изменить ее.

7. Избегание, прекращение участия

Социальные контакты ограничиваются до минимума, возникает отгороженность и замкнутость. Профессиональные обязанности выполняются формально, по инструкции, теряется надежда, направленность действий. Возникает тенденция снимать эмоциональное напряжение употреблением алкоголя или наркотиков.

8. Очевидные изменения поведения

Человек не способен увидеть произошедшие изменения в своем поведении. Коллегам заметно, что в результате переутомления из энергичного сотрудника он превращается в стеснительного, апатичного, боязливого, никчемного, внутренне все более ощущающего свою бесполезность.

9. Обезличивание, деперсонализация

Сотрудник теряет контакт с самим собой, не видит ценности в себе и коллегах, ощущает себя машиной. Собственные потребности все менее и менее востребованы, жизнь становится механистичной.

10. Внутренняя пустота

Ощущение внутренней пустоты нарастает. Эту проблему человек пытается решить путем импульсивной активности, гиперсексуальности, переедания, употребления алкоголя и наркотиков. Свободное время не используется.

11. Депрессия

Возникают депрессивное настроение, равнодушие, ощущение безнадежности, истощение, жизнь теряет смысл, пропадает забота о будущем.

12. Синдром выгорания

Возникает сильное желание выйти из возникшей ситуации, что может приводить к мыслям о суициде. Могут наступить физический коллапс, деморализация и потребоваться неотложная медицинская помощь.

Проблема выгорания студентов медицинского вуза

Первоначально считалось, что профессиональное выгорание возникает по мере увеличения стажа работы, однако идеальные представления достаточно быстро сменились прагматическими.

Восхищение, увлечение медицинской практикой уступило место рутинной работе. Тем не менее, хотя и увеличивается стремление определенной части врачей раньше уйти на пенсию, ссылаясь на высокое напряжение на работе, снижение удовлетворенностью ей, высказывается точка зрение, что выгорание среди опытных врачей встречается реже, чем среди врачей, начинающих свою карьеру.

Проблема выгорания среди студентов-медиков становится все более актуальной, поскольку по мере их перехода от обучения посредством лекций и семинаров к клинической работе с больными, ориентированной на помощь и уход за пациентами, происходит рост негативных переживаний студентов, вызванный нарастающими дистрессами, снижением уверенности в себе и гуманистического отношения к больным. Это может приводить к снижению качества оказываемой медицинской помощи и негативно влиять на здоровье и благополучие студентов-медиков. Дистресс во время обучения в медицинской школе может привести к выгоранию, со значительными последствиями, особенно если выгорание продолжается в ординатуре и за ее пределами.

Проведенное в 2006 г. исследование, включающее разные группы трех медицинских школ штата Миннесота выявило у 45% студентов синдром выгорания: у них переживание серьезной болезни было единственным негативным событием жизни, сильно связанным с увеличением темпов выгорания. Положительные события жизни не связаны с выгоранием, но они были сильно связаны с более низким уровнем риска употребления алкоголя и депрессии. Авторы исследования считают, что их оценка распространенности выгорания среди студентов-медиков по данным самоотчетов имеет ограничения и распространенность выгорания фактически более низкая. Кроме того, результаты исследования показали, что выгорание среди студентов I–II курсов было тесно связано с ощущаемым уровнем поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава, в то время как выгорание студентов III–IV курсов было наиболее тесно связано с медицинской практикой, стажировкой и обесцениванием пациентов.

Студенты, работающие непосредственно с больными и участвующие в ночных дежурствах, были более склонны испытывать выгорание, возможно, из-за длительных часов, проведенных в больнице, и остроты переживаний практической работы. Существенного влияния частоты вызовов, числа обслуженных пациентов, проведения приема, консультаций на развитие выгорания не выявлено. Фактические данные свидетельствуют о наличии связи между выгоранием студентов-медиков и суицидальными наклонностями. Студенты, испытывающие выгорание в 2–3 раза больше в прошлом думали о самоубийстве.

Тяжесть выгорания студентов-медиков была сильно связана с наклонностью к суициду, и эта связь сохранялась с депрессией, мыслями о прекращении обучения в вузе. Деперсонализация, эмоциональное истощение и снижение профессиональных достижений были достоверными предикторами мыслей о суициде. Эмоциональное истощение было значительно выше у студентов с психическими нарушениями.

Особенности личности также влияют на развитие выгорания студентов. Исследование шведских студентов-медиков показало, что импульсивность может быть связана с высоким риском нездорового поведения, отделением от коллектива во время практики с последующим развитием выгорания. Уменьшить выгорание среди студентов-медиков поможет внедрение программ наставничества, оказание поддержки студентами-сверстниками тем, кто оказался в сложных жизненных ситуациях.

Психообразование, консультрование, когнитивно-поведенческая психотерапия, а также тренинг по адаптации к учебе и коммуникации, релаксации, физической активности как возможная часть программы обучения могли бы снизить риск выгорания за счет снижения негативного стресса и повышения качества жизни. Необходимо учитывать, что студенты могут сопротивляться участию в оздоровительных программах из-за опасений стигматизации их как страдающих выгоранием.

В идеале мероприятия по профилактике выгорания студентов желательно включать в общий план обучения, а не в самостоятельные программы оздоровления. Важно, чтобы преподаватели, ответственные за проведение воспитательной работы, ответственно относились к воспитанию поколения будущих врачей, и благополучие студента при этом было приоритетным. Они могут не только передавать имеющиеся знания и опыт, но и быть примером здорового образа жизни.

Кроме того, будущие врачи-лечебники, клинические психологи должны иметь профессиональные знания для оценки, лечения и профилактики синдрома выгорания.

Профилактика эмоционального выгорания

Понимание феномена выгорания имеет важное значение для профилактики. Согласно К. Маслач и соавт., наиболее эффективно выгорание можно преодолеть, сочетая индивидуальные и организационные мероприятия. Для преодоления выгорания требуются активная позиция самого сотрудника для оказания самопомощи, а также профессиональная помощь специалистов.

В порядке самопомощи сотрудник учится определять симптомы профессионального стресса и способы их преодоления через овладение техниками саморегуляции. Организационные мероприятия в учреждении здравоохранения должны быть направлены на оказание поддержки профессиональной деятельности и здоровья сотрудников, повышение их профессионального уровня, обучение навыкам профессиональной коммуникации и совладания с профессиональным стрессом.

Персонал лечебного учреждения должен получать необходимую информацию о причинах, проявлениях выгорания и эмоциональную поддержку для его преодоления. В коллективе должны регулярно проводиться мероприятия, направленные на предупреждение негативных переживаний медицинского персонала, укрепление мотивации к профессиональной деятельности, повышающие интерес к медицинской профессии и ее значимости.

С персоналом необходимо проводить профилактические программы и тренинги по антивыгоранию, показавшие свою эффективность. Они способствуют восполнению психологических ресурсов персонала, предупреждению и преодолению выгорания. Различные исследования для определения эффективности профилактических программ выгорания среди медицинских работников свидетельствуют об их эффективности. Гортер и соавт. зафиксировали снижение симптомов выгорания у стоматологов после их участия в программе профилактики, направленной на восстановление баланса личности благодаря осознанию собственной ситуации и формулированию индивидуального плана действий. Salyers и соавт. сообщили о значительном снижении эмоционального истощения и деперсонализации у психиатров после проведения однодневного семинара для уменьшения выгорания.

Значительное снижение выгорания у врачей наблюдалось благодаря личностно-ориентированному вмешательству продолжительностью до 6 мес и организации направленного вмешательства продолжительностью до 1 года. Следующие персонально-ориентированные вмешательства могут быть эффективны для предотвращения выгорания: управление стрессом, когнитивно-поведенческая психотерапия, медитация, основанная на осознанности, техники быстрой релаксации.

Завершая данную статью, хочется вселить оптимизм и надежду читателям, приведя следующую фразу: «Выгорание дотла не следует считать чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Если степень выгорания высока, наряду с приемами самопомощи целесообразно обратиться за помощью к специалистам-психологам. Те, кто не хочет страдать от выгорания – душевного бесчувствия и циничности по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям, должны позаботиться о приумножении и активизации своих личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов».

Сирота Наталья Александровна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Ялтонский Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Ялтонская Александра Владимировна – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва Московченко Денис Владимирович – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх