Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Проблема выбора профессии

Какую профессию выбрать

Вопросы – как выбрать профессию и какую профессию выбрать лучше, встает перед каждым человеком. Со временем у взрослых людей, может происходить переоценка ценностей и смена приоритетов.

Будь то кризис личности и профессионализма, разочарование в собственной профессии, либо желание достичь чего-то большего в другой специальности – в любом случае, вопрос выбора будущей профессии серьезный и подчас решить его самостоятельно не представляется возможности.

Выбирая свою будущую профессию, важно понимать, что многие очень интересные профессии не входят в список модных и престижных. Однако при желании можно найти для себя именно «свою работу», которая будет дарить радость от самого выполнения рабочих обязанностей.

Только в том деле, которое действительно выбрано по душе, можно по-настоящему преуспеть, и добиться ошеломляющих результатов при наличии определенного упорства, настойчивости и целеустремленности.

Для того чтобы ваша специальность была полезна, надо уметь смотреть немного вперед, в будущее.

Специалисты, исходя из статистических данных, прогнозируют, какие нужны профессии в будущем, все зависит от таких параметров и воздействия на них, это:

  1. Какая внутри страны политическая обстановка, есть ли напряженность в отношениях в обществе;
  2. Как страна продвигается в экономическом развитии;
  3. Насколько успешно развиваются отдельные регионы, как применяются там новые технологии.

Исходя из опыта мониторинга, эксперты рекомендуют выбирать профессию таким образом, чтобы можно было всегда быстро получить смежную специальность, или, не отрываясь от работы получить еще одно образование, по другой специальности.

Какие профессии востребованы

Итак, прежде, чем мы приступим к решению вопроса, как выбрать профессию. Давайте. рассмотрим какие профессии востребованы в мире на сегодняшний день. В отдельных регионах страны список популярных профессий может изменяться и для более точной информации следует обратиться в Службу занятости населения.

1. СПЕЦИАЛИСТ IT-СФЕРЫ

Интернет занимает все больше пространства в жизни людей. Если раньше специалистом информационных технологий считался строго программист или web-мастер, то сегодня в это широкое понятие входят все, кто так или иначе связан со сферой глобального пространства. Продавцы, логисты, маркетологи и дизайнеры — все эти профессии плавно перекочевали в виртуальную сеть и будут занимать лидирующие позиции еще долгое время. Способность быстрого обучения и гибкость мышления — вот основные качества успешного специалиста IT-сферы.

2. ПЕРЕВОДЧИКИ И ЛИНГВИСТЫ

Успешное сотрудничество российского правительства и стран Азии развернуло лагерь переводчиков в сторону восточных языков. Конечно, истинные гуру английского языка не останутся без дела, но знатоки китайского с каждым днем становятся все более востребованы и популярны. Отличная память, тонкий слух и способность точного воспроизведения — залог успеха для специалистов этой сферы.

3. АВТО ТЕХНИКИ

Эта профессия для практиков и тех, кто привык работать руками. В этой сфере действительно талантливых мастеров единицы. Помимо «золотых рук» современный автотехник должен владеть иностранными языками, быть в курсе последних технических разработок и обладать широким кругозором.

4. ВРАЧ

Медицинская сфера как никогда страдает от дефицита профессионалов. Большие нагрузки и мизерная зарплата вынудила многих специалистов поменять любимую профессию на более прибыльную. Хотя в последние годы наметились значительные изменения в данной ситуации. Государство работает над обеспечением талантливых молодых специалистов всем необходимым для достойной жизни. Теперь эта профессия уже не является престижной, зато по праву стала самой уважаемой. Любовь к людям, терпение и хорошее образование — главные качества современного врача.

5. ИНЖЕНЕР-ПРОЕКТИРОВЩИК

Промышленное производство всегда нуждалось в грамотных специалистах. Вклад западного капитала в российскую промышленность привел к востребованности и престижности инженерных профессий. Теперь это не просто «технари», а высокоэрудированные люди, сочетающие экономические, технические и юридические знания с отличным английским и другими европейскими языками.

6. СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ КРАСОТЫ

Заработки профессиональных парикмахеров и визажистов прельщают выпускников школ, они обходят стороной высшее образование и, закончив курсы, идут работать. Только вряд ли из них получатся хорошие мастера, ведь они получаются только из хорошо эрудированных людей, со знанием психологии, маркетинга и отличной технической базой.

7. ЛОГИСТЫ

Люди — координаторы, способные решать сразу несколько задач одновременно. Они выполняют полную цепочку доставки: координируют склад, закупки и транспорт. Устроиться на такую работу непросто, работодатели выдвигают к кандидатам высокие требования: помимо знания языков, профильного образования и хорошего опыта работы, они должны знать специфику производственного процесса и таможенного законодательства.

8. МАРКЕТОЛОГИ

Перенасыщение рынка товарами и услугами привело к появлению этой интересной профессии. Появилась необходимость отслеживать потребительские предпочтения и, тем самым, повышать уровень товарооборота компании. Отличными маркетологами станут люди, обладающие стратегическим складом ума и способные руководить системой.

9. ТОРГОВЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Это перспективная и востребованная профессия относится к разряду тяжелых. Не каждый сможет добиться успеха на этом поприще. Постоянные стрессы, психологическая работа с покупателями, постоянная езда по городским пробкам — это лишь небольшая часть всего с чем придется столкнуться торговому представителю. Эта работа создана для позитивных, умеющих располагать к себе людей, готовых к ежедневным нагрузкам.

10. ПОВАР

По-прежнему не сдают лидирующих позиций шеф-повара. Их средняя зарплата держится на уровне 50-70 тысяч рублей. Но по-настоящему популярны стали обычные повара, их зарплата всего за год увеличилась больше, чем на 12 тысяч рублей, это дает возможность начать зарабатывать сейчас с хорошей перспективой в будущем. Талант, энтузиазм и хороший эстетический вкус — неплохой старт для начала карьеры.

Как выбрать профессию по душе

Не всегда у человека получается самостоятельно, путем самоанализа и изучения мира профессией, определиться с выбором. На помощь придут профориентационные тесты, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности.

На сегодняшний день разработано немало методик, как выбрать профессию. Вот некоторые из них:

  • Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова,
  • Опросник Дж. Голланда,
  • Методика «Карта интересов»,
  • Методика «Матрица выбора профессии»,
  • Опросник профессиональной готовности и другие.

В последнее время приобрел популярность метод американского бизнес-консультанта Дж. Коллинза под названием «Концепция ежа» или «Три пересекающихся круга».

Автор предлагает ответить на три вопроса:

  1. Что вас действительно волнует, нравится, привлекает?
  2. В каком виде деятельности вы можете быть лучшим в мире, что получается лучше всего?
  3. На чем основывается ваша экономическая модель, с помощью чего вы сможете зарабатывать деньги?

Дж. Коллинз «Концепция ежа»

Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься», «То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься».

Если получится оказаться на пересечении этих трех сфер и выразить словом, то, что находится в центре, будет найдена идеальная профессия, в которой получится добиться успеха, та, которая будет одновременно и интересна, и соответствовать способностям, и приносить доход!

Как сделать правильный выбор

Выбор карьерного пути может стать сложным испытанием, но движение в определенном профессиональном направлении поможет вам найти работу. От вас потребуется трудолюбие, планирование и самоанализ, и в таком случае вы сможете проложить путь к плодотворной, любимой профессии, которая поможет обеспечить вас и вашу семью.

Шаг 1. УЧИТЫВАЙТЕ СВОИ ИНТЕРЕСЫ

1. Представьте работу своей мечты. Существует старая поговорка: «Если вы пытаетесь выбрать профессию, нужно подумать о том, что бы вы делали, если бы вам не нужно было работать». Если бы у вас был миллион долларов, и вы могли бы позволить себе все, чем бы вы занимались? Ваш ответ на поставленный вопрос не обязательно укажет вам на самый подходящий выбор профессии, но он натолкнет вас на то, что вам нужно сделать.

2. Учитывайте собственные увлечения. Можно без проблем превратить свое хобби в будущую профессию. Многие увлечения соотносятся с потребностями и должностями в реальном мире. Подумайте, что вам нравится, и как можно превратить это увлечение в профессию.

3. Проанализируйте те предметы, которые вам нравились в школе. Академические занятия легко прекращаются в работу всей жизни, но вам придется учиться еще больше. Любимый предмет в старшей школе может стать вашей профессией в будущем, но у вас должно быть желание работать на результат.

Шаг 2. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ УМЕНИЯ

1. Подумайте, в каких сферах деятельности вы преуспевали в школе. Какие предметы давались вам легко? Конечно, такая идея может вам не понравиться, но выбор карьеры на основе умений поможет вам преуспеть и обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне.

2. Подумайте, что вам легко дается. Если вы особенно хороши в определенном занятии, например, починке или мастерстве, вы можете обеспечить себе прекрасную карьеру. Образование может и не пригодиться, но искусная работа всегда пользуется спросом, и вам будет относительно несложно найти работу.

3. Проанализируйте свои навыки межличностного общения. Если ваши умения в основном состоят в помощи людям и общению с ними, для вас также есть профессии. Люди, которые взаимодействуют и активно общаются, могут освоить профессию социального работника, маркетолога и подобные должности.

4. Если вы не уверены в своих достижениях, спросите об этом у окружающих. Иногда нам трудно увидеть те сферы жизни, в которых мы преуспеваем. Если вы не уверены, что в чем-то преуспеваете, спросите об этом у своих родителей, других членов семьи, друзей и учителей. Их ответы могут удивить вас!

Шаг 3. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СВОЕ СЕГОДНЯШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Проанализируйте свои способности. Для того, чтобы понять, как выбрать профессию и определиться с выбором всей жизни, нужно для начала понять себя. Если вы хотите быть счастливым, занимаясь любимым делом, вам нужно очень хорошо осознавать свои желания и увлечения. Некоторые люди даже берут паузу, чтобы решить, что для них действительно важно.

2. Проанализируйте свое финансовое положение. Скорее всего, овладение или перемена профессии может зависеть от финансовой ситуации. Некоторые профессии требуют специального образования, и иногда это стоит дорого. Но при этом, не стоит думать, что недостаток денег может стать преградой для получения желаемого образования. Существует огромное количество государственных программ помощи по оплате обучения. Также есть возможность получения стипендий, грантов и профессионального обучения.

3. Подумайте, какое образование требуется для желаемой профессии. Необходимо понять, какое образование у вас уже есть, и какое поможет вам овладеть профессией. Если вопрос денег является преградой на пути к получению образования, нужно подумать, чем вы обладаете на данном этапе. Также необходимо убедиться в наличии полного среднего или технического образования, если время на самоанализ ограничено. Если вы обнаружите, что вашего образование недостаточно для желаемой профессии, поговорите с консультантом по вопросам карьеры, чтобы выяснить, какие профессиональные возможности вам доступны.

4. Обдумайте возможность возвращения на школьную скамью. Если у вас нет ограничения на получение школьного образования, можно взять эту информацию на заметку. Не каждому нужны отличные отметки или традиционное образование в колледже, но большинство профессий требуют дополнительной подготовки, которая поможет вам подняться по карьерной лестнице.

5. Исследуйте другие источники информации. Если вы все еще не определились как выбрать профессию, изучите больше информации по данному вопросу в Интернете или поговорить с консультантом по вопросам карьеры или администрацией колледжа.

Шаг 4. ПЛАНИРУЙТЕ СМЕЛО СВОЕ БУДУЩЕЕ

1. Подумайте, какими профессиями вы можете овладеть с легкостью. Какие перемены в карьере доступны вам? Указанные профессии требуют соответствующих навыков и понимания. К примеру, вы можете работать на ту же компанию, что и ваши родители, заниматься семейным бизнесом или работать на друга. Если ваши возможности ограничены, выберите профессию, которую легко освоить. Так будет лучше для вас.

2. Проанализируйте вашу будущую финансовую стабильность. Один из самых главных аспектов, при возникшем вопросе, как выбрать профессию – обеспечение достойного уровня финансовой стабильности. Другими словами, вам нужно будет зарабатывать достаточно денег, чтобы обеспечить себя и свою семью.

3. Проанализируйте, насколько стабильной является ваша будущая профессия. Рынок труда достаточно неустойчив, поскольку у нашего общества потребности меняются в разные периоды времени. Определенные профессии всегда пользуются спросом или, наоборот, являются достаточно нестабильными. Вам придется выяснить, насколько выбранная вами профессия обеспечивает ваше стабильное будущее и ваши потребности.

4. Просмотрите классификатор профессий. Один из способов разобраться в будущей профессии – это просмотр классификатора профессий. Это руководство было составлено Международной организацией труда. В нем указывается вид образования для конкретной профессии, уровень зарплат представителей этих профессий, и шансы увеличения или уменьшение спроса на конкретную квалификацию.

Как определить, что мне подходит

Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении. С удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции. Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности, ориентируясь не только на перспективность.

Весьма актуально этот вопрос стоит для представительниц прекрасного пола. Поскольку женщины, согласно статистике, намного хуже переносят нелюбимую и неприятную работу. Чаще задаются вопросом, какая профессия мне подходит?

Многие не знают, как выбрать профессию. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.

«Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина)

Методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

Инструкция. Выберите наиболее предпочитаемый вид труда и сферу труда. Если для вас привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х:

С КЕМ ИЛИ С ЧЕМ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ РАБОТАТЬ? КАКОЙ ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАС ПРИВЛЕКАЕТ?

  1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
  2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
  3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
  4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
  5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
  6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
  7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
  8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)
  9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
  10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

ЧЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЗАНИМАТЬСЯ? КАКОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАС ПРИВЛЕКАЕТ?

  1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
  2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
  3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
  4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
  5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
  6. Производство (изготовление продукции)
  7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
  8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
  9. Защита (охрана от враждебных действий)
  10. Контроль (проверка и наблюдение)

АНАЛИЗ

Найдите в Матрице выбора профессии, соответствующие выбранным предметам труда и видам деятельности.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то — учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Что же касается мнения окружающих, в том числе родителей, то это, безусловно, важный момент при выборе профессии, но не самый важный. Необходимо четко осознавать разницу между рынком труда, когда работали мама и папа, и нынешним, о котором они, возможно, не полностью осведомлены. Можно воспользоваться Интернетом и изучить ситуацию, почитать отзывы людей разных профессий или попросить знакомых людей поделиться своим опытом. Проанализировав все вместе взятое, стоит самому определиться, как действовать дальше.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» — сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» — сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители – люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение — прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка – отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют — это будет очень разумное вложение.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Научно – исследовательская работа «Проблема выбора профессии современными подростками»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

«НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ — 2015»

Номинация «Социология»

Научно – исследовательская работа

«Проблема выбора профессии современными подростками»

Выполнила: Николаева Фаина Семеновна

ученица 7Б класса

средней школы №111

г. Казани РТ

Руководитель:

учитель технологии Тарутина Н.Н.

Казань, 2015

1.Краткая формулировка задачи…………………………………………………3

2.Исторические сведения…………………………………………………………..5

3.Исследование и анализ……………………………………………………………7

4.Первоначальные идеи…………………………………………………………….8

5.Проблема выбора будущей профессии современными школьниками……….11

6.Самоанализ……………………………………………………………………….16

7.Литература………………………………………………………………………………17

Краткая формулировка задачи

В настоящее время к подросткам принято относить детей 12-17 лет. Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим.

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием , у подростков наблюдаются и глубоко психологические , личностные изменения . К таким изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства ,собственных возможностей и способностей .Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви .

В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему миру и к самому себе , формируется та жизненная позиция , с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь .

Окончание переходного возраста и вступление во взрослую жизнь – очень важный период в жизни любого человека – выпускные экзамены большая ответственность! И на фоне этого необходимо принять одно из важнейших решений в жизни – выбор будущей профессии. А в 16-17 лет еще не произошло становление человека, скорее всего у подростка нет психологической готовности, сделать выбор на всю оставшуюся жизнь. Обо всех профессиях он знает лишь со слов других, а ведь это не вся исчерпывающая информация.

Мир профессий огромен, но для того чтобы сделать правильный выбор необходимо тщательно разобраться в себе, во внутренних свойствах, данных от природы. Ошибки, которые часто возникают при выборе старшеклассниками профессии:

— отношение к выбору профессии как к неизменному;

-бытующее мнение о престижности профессии;

-выбор профессии под влиянием товарищей, за компанию чтобы не отстать;

-перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;

-увлечение только внешней или какой ни будь частной стороной профессии.

Исторические сведения

Нашим предкам были не знакомы наши проблемы с выбором профессии, человек умел сам делать себе все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасности. Постепенно происходило разделение труда: сначала на охотоводство и земледелие, затем появились ремесла и торговля. Позднее профессию определяло государство, которому нужны были люди четырех чинов: освященный, служивый, торговый, земледельный. Кто в каком сословии родился, такое занятие и получал. Крепостной устав гласил: «Чтобы божьи люди и государевы в своем уставе и в царском повелении твердо и непоколебимо стояли». Этому уставу следовали до XVII века.

Основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме начали складываться с середины XVIII века. Одной из первых книг, посвященной этой теме, стало «Руководство по выбору профессии», которое вышло в 1849 году во Франции. Первые диагностические методики, диагностические центры, первые частные службы профориентации появились в Англии, Франции, в США в начале XX века. Опыт американских тестологов показал высокую эффективность психологического отбора в профессию. Отсев из учебных заведений снизился более чем на 25-30%, аварийность на предприятиях снижалась на 40-70%.

В настоящее время проблемами профориентации в Европе и США занимаются крупные университеты, различные научно- исследовательские центры.

Одной из первых теорий профессионального выбора стала трехфакторная модель профориентации Ф. Парсона, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в трех фазах профориентационной работы: первая включает изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию. Вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах. Третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе установления соответствия особенностей человека требованиям профессии. При этом полностью игнорировался факт того, что мир профессии чрезвычайно динамичен и требования, предъявляемые ими к человеку, неуклонно меняется. Сама индивидуальность человека также рассматривалась как нечто застывшее и неизменное. Но способности не существуют в статике, они динамичны, находятся в процессе развития, зависят от того, как обучается и воспитывается человек.

Исследование и анализ.

Друзья

Родители

Учителя

Личность. Выбор профессии.

Факторы,

влияющие
на выбор

Книги

Газеты, журналы.

Кино, телевидение

Первоначальные идеи

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом — процесс длительный, требующий от человека;

— адекватной оценки собственных возможностей;

— знать как о своих сильных сторонах, так и о личных затруднениях;

— овладение культурой самопознания;

— готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.

Многие годы, ранее, у нас в стране повторяли, что каждый труд в почете, но для собственных детей родители ограничивали круг профессий с учетом веяний времени, моды, будущих перспектив — это актуально и в данное время. Родители, друзья, учителя, интернет — начинается активный поиск идеального варианта, который бы подошел по всем параметрам. Но в будущем многие недовольны своим выбором специальности.

Одна из бирж труда в интернете провела опрос родителей. Им предложили отметить один или несколько критериев, на которые они ориентируются при выборе высшего учебного заведения и будущей профессии ребенка.

Критерии родителей при выборе профессии своему ребенку:

— 70% — считаются с желанием своего ребенка в выборе профессии;

— 55% — настаивают на специальности, которая в будущем принесет надлежащий доход;

— 25%- отдают предпочтенье престижной специальности;

— 4% — полагаются на удачу — куда удастся, туда и поступит;

— 2% — предпочитают чтобы дети продолжили их профессиональный путь.

Проводили опрос учащихся :

1. Какая профессия Вас привлекает, что в ней привлекает?

— социальная престижность;

— зарплата;

— возможность сделать карьеру;

— возможность командовать другими;

— творческий характер профессии;

— возможность приносить пользу людям.

2.Из каких источников Вы получаете информацию о будущей профессии?

— родители;

-родственники;

— друзья;

— СМИ;

— педагоги;

— знакомые.

По данным опроса учащихся:

— 4% — выбирают коммерческую сферу деятельности;

— 3% — армия, сфера облуживания, строительные специальности;

— 37% — работу в финансовых и банковских структурах;

— 29% — юристы, работники правоохранительных органов;

— 13% — сферу здравоохранения ;

— 9% — сферу образования.

Мотивы, которыми руководствуются школьники в профессиональном выборе:

— 72% — уровень заработной платы;

— 52% — возможность сделать карьеру;

-32% — приносить пользу людям;

— 25% — социальный престиж;

-21% — творческий характер профессии;

-17%- возможность общения с людьми.

Да, выбор профессии равносилен выбору судьбы. Поэтому, прежде чем определиться с профессией, нужно дать себе правильную оценку и понять, что больше всего интересует.

Проблема выбора будущей профессии современными школьниками

Проблемы профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов, психологов, юристов, врачей. Привычными стали судебные иски предъявляемые клиентами своим стоматологам, косметологам, пластическим хирургам. Потребители — производителям недоброкачественных продуктов и лекарств. Падают самолеты и вертолеты, рушатся дома, теплоходы не могут разъехаться в бескрайнем море. Причина — халатность и недостаток профессионализма.

Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но, даже смутно не представляя кем, будут работать. Число выпускников школы приближается к числу абитуриентов. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности, одни из-за того, что не могут найти работу, другие из за того что разочаровались в профессии, выбранной из соображения престижа или за “компанию”.

Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров – вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь:

Типичные трудности.

Решаемые задачи.

— отсутствие, неполнота или недостоверность информации о выборе;

— формирование способности к анализу рынка труда и профессий;

— неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию;

-недостаточное знание требований рынка труда и конкретных профессий;

— освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности – рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция;

— анализ рынка образовательных услуг, систематизация источников и способов получения информации о рынке труда, изучение требований к работнику;

— недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний;

— нарушение эмоционально – волевой и коммуникативной сферы,

— отсутствие мотивации к труду;

— формирование способности к самопознанию;

— повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний;

— поиск мотиваций к труду;

— социальная незрелость;

— отсутствие жизненных ценностей высшего порядка;

— активизация социальной позиции;

— формирование жизненных ценностей высшего порядка;

— нет навыков принятия решения планирования карьеры;

— выработка навыков планирования карьеры – выбор профессии, путь ее получения, трудоустройство;

— отсутствие навыков самостоятельной работы;

— проявлять самостоятельность;

  • неуверенность в своих силах, тревога по поводу возможных неудач.

-психологическая поддержка, создание ситуации успеха, активизация ресурсов для достижения цели, выработка запасных вариантов.

Существует множество факторов, влияющих на выбор профессии: мнение родителей, сверстников, индивидуальные особенности, уровень развития интеллекта, интерес к тому или иному виду деятельности.

Чем менее учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы – влияние родителей, престижность профессии. Способности, склонности и личные профессиональные планы стоят на последнем месте. На первом месте стоит мнение окружающих. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

Вступление во взрослую жизнь не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темп развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.

“ Кто Я?”, “ Кем стану?”, “ Каким Я хочу и должен быть?”. Именно с вопросов к себе и о себе связана перестройка самосознания. В 17 -18 лет оценивают себя, прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и благополучии.

Мы все в детстве мечтали о том, чтобы стать кем-то великим, важным или известным. Выбор профессии – важный шаг из юности во взрослую жизнь. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, для этого нужно “ регулярно сверять часы” с детскими мечтами, детская мечта должна сохраняться в душе.

Кто бы, что не говорил, а он с упорством фанатика штудирует учебники по физике и биологии, или посещает кружек “ Юный физик” и хорошо представляет себе, кем быть и куда поступить – перед Вами счастливчик! Хорошо когда проблема выбора профессии тревожит – это означает социальную и психологическую зрелость подростка. Хуже, если ему пока все равно, и он пойдет туда, куда мама за ручку отведет.

Профессия должна приносить удовольствие, вызывать положительные эмоции и обеспечивать максимальную реализацию возможностей.

Меняется эпоха, она диктует условия, при которых деятельность должна быть профессиональна. Профессиональный труд – это всегда красиво, будь то станочник или художник, учитель или банковский оператор. Профессионала отличает уверенность, отсутствие суеты, нервозности, внутренняя удовлетворенность. Немаловажным условием профессионализма являются способности личности к определенному виду деятельности, ее профессиональная направленность. Человеческая потребность в определенной профессиональной деятельности рассматривается как профессиональная склонность. Подросток должен знать, что в основе профессионального труда заложен принцип трех “ И”.

Интеллект

Интерес к работе Информированность

Говоря о высокопроизводительном труде, можно вывести следующую формулу:

С О К ПТ ВК ПТ

С – способности ПК – профессиональная культура

О – образование ВК – высокая культура

К – культура ПТ – производительность труда

Профессиональная пригодность – свойство личности, о которой можно судить по двум критериям:

— успешности овладения профессией,

— по степени удовлетворенности своей деятельностью.

Для того чтобы стать профессионалом в своей профессии, сделать правильный выбор, подростку необходимо проанализировать всю собранную информацию об интересующих профессиях. Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей профессии. Необходимо отдавать себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены. Иногда полезно начинать свою карьеру не с теории, а с практики. Например: многие талантливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше тело, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той, или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наи- более ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является –выбор профессии. Оттого насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих — большая жизненная удача. Будет это или нет — во многом зависит от желания сделать основательный и разумный выбор профессии.

личность профессия

Самоанализ

+ Узнала много нового о выборе профессии – это пригодиться мне в будущем.

+В результате моих исследований ознакомилась с некоторыми статьями по психологии – это расширило мой кругозор и позволило на многие вещи смотреть по-другому.

+ Приобрела опыт исследований.

Литература

  1. Психология зависимой личности. В.Д.Менделевич, Р.Г.Садыков 2002г.

  2. “ Выбирая профессию, выбираем образ жизни” Е.И.Фадеева, М.В.Ясюкевич. ЦГЛ Москва 2004г.

  3. 100K.net.naproblema-vybora- buduschej-professii

  4. rik/ru.рефератов

  5. htt://shkolazhizni ru./archiv

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх