Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Признаки взрослого человека

Взрослость как психологический период

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— средняя взрослость,

— поздняя взрослость (старение и старость).

Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 -25 лет. Еще большей неопределенностью отличаются характеристики и временные границы среднею возраста, или средней взрослости. 36 — 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет- 75 лет.

Признаки взрослости:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность, неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли.

Представители поколения средней взрослости занимают срединное положение между родителями, вступающими в старость, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь, покидающими родительскую семью. Как правило, в социальном плане достигается относительная материальная независимость, высокий уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются функции кормильца и главы семьи, управления в обществе.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.

Развитие личности в период взрослости.

Нормативные кризисы взрослости

Развитие личности в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии

Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга.

По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека предполагает следующие новообразования:

1) изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей

2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями

3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера

4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — неравномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием запуска развития других или достижения ими более высокого уровня.

Значимым направлением исследований является проблема: смысл жизни и возраст. Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в «единую линию жизни».

Возрастные кризисы взрослости.

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28 — 34), 40—45, 55 — 60 лет и, наконец, в позднем возрасте.

Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.

Причем форма протекания критического периода может быть разная. Модель кризиса включает заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями.

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни.

В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;

2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

3) выстроить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения, установив их с «особенной женщиной» (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.

Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная поисками Левинсона, применила автобиографический метод в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона.

Так, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней взрослости, кризис отрывания от родительских корней. Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Около 30 лет — переход к средней взрослости, «золотому возрасту» периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет — это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 3 0 — л е т и я связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь ォиллюзорнымиサ путями выхода из кризиса.

Период после 30 лет — корни и расширение — связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.

Кризис середины жизни, кризис 40-летия получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным.

По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и Я-концепции.

Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты». Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юности, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий.

Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.

Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: «неустойчивые», «замкнутые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интеграторы» и др.

Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обособление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили родительскую семью).

Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осознает, что не стоит искать кого-то другого на роль «испортившего жизнь», винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка (новая работа).

По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:

— развитие у человека уважения к мудрости (в противоположность физической храбрости)

— смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей)

— противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах

— стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения.

Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет — пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, коррекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду новой стабильности.

Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам.

Непрерывное образование — это один из способов успешного разрешения кризиса.

Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

— в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятельностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;

— глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;

— кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;

— развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;

— кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих;

— выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку.

Таким образом, нормальная зрелая личность — это не личность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития.

В отличие от нормативных кризисов, аномальное развитие характеризуют дефектные формы разрешения внутренних противоречий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным способам разрешения, отходу от реальной действительности, перестройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невротическою развития типичны затяжные кризисы, переходящие во внутренние конфликты; нередко появление ложно — компенсаторных, ォпаразитарныхサ деятельностей, ведущих к ещё большей консервации противоречий и застою, что прерывает поступательное развитие личности.

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с людьми, которые напрочь отказываются взрослеть и принимать на себя обязанности зрелого человека. Что же такое инфантильность и как происходит процесс взросления?

Инфантильный человек это (признаки инфантильности)

Если говорит об инфантильности, детскости конкретного человека, то есть ряд характеристик, которые позволяют увидеть проблемы. Подобного рода «тормоз» основательно портит жизнь, не позволяя личности раскрыться в полной мере.

  • Сюда относят сильную связь с родителями, особенно с матерью. По сути, такое понятие, как «маменькин сынок» очень близко к определению инфантильной личности. Родители, желая оградить своих чад от всех проблем, иногда настолько долго затягивают процесс взросления и взятия ответственности выросшим ребенком, что отпрыск уже и не желает вырастать. Привыкает и не дергается.
  • Человек отличается безответственностью, не желает брать на себя ответственность и перекладывает ее на плечи других, будь то супруг или близкий друг, или родственник. Есть даже отдельные индивиды, которые способны перекладывать ответственность на своих едва подросших детей.
  • Когда же проблем накаливается слишком много, он так же не пытается решить проблемы, а лишь использует различные варианты побега, такие как алкоголь или разного рода зависимости (наркотическая, игровая, компьютерная).
  • Такой человек не хочет и не умеет обращаться с деньгами, он не способен составить четкий план на месяц, а вот просадить всю зарплату за один день не составляет труда.

Первые трудности

Взрослеющий подросток уже требует прав, но не готов выполнять обязанности. Родителям придётся привести веские аргументы для объяснения того, почему он должен выполнять что-либо. И обычное родительское: “потому что я так сказал(а)” уже не прокатит.

В этом возрасте дети часто совершают поступки под влиянием неконтролируемых эмоций. Не стоит проводить объяснительные беседы, если юноша или маленькая леди возбуждёны, расстроены. Лучше подождать, пока он успокоится и будет готов воспринимать критику и нравоучения.

Появляются сложности адаптации в коллективе. В подростковых компаниях ведётся борьба за лидерство, где каждый старается выделиться и показать себя. Это может привести к плохой компании, сигаретам, алкоголю.

Неопытный ребёнок готов пойти на многое, лишь бы его считали “крутым”. Для него очень важна хорошая оценка таких же взрослеющих товарищей.

Если выделиться не получается, подросток может стать изгоем среди сверстников. Чувство ненужности и унижения приводит к постоянным стрессам. Родителям нужно стоит забеспокоиться, если ребёнок стал замкнутым и безразличным к происходящему. Попробуйте вместе разобраться в причинах происходящего и помочь найти общий язык с ровесниками.

Большое внимание подростки начинают уделять внешнему виду. Особенно это касается девочек. Лидерство в девичьем коллективе получают красивые, яркие и уверенные.

Задача родителей в этом случае: научить маленькую леди правильно сочетать одежду, привить понимание стиля. Объяснить как нужно ухаживать за собой, за кожей лица и волосами. Всячески развивать чувство внутренней уверенности.

В период взросления нередко у подростков случается чувство влюблённости. Не стоит вмешиваться в подростковые отношения и навязывать своё мнение. Достаточно объяснить, что в любом случае впереди их ждёт всё самое лучшее.

Первая любовь сильная и глубокая, но часто бывает безответна. А это может пагубно сказаться на самооценке и на здоровье. Нужно постараться объяснить ребёнку, что неудачи случаются со всеми. Нужно их просто пережить, а с возрастом они будут воспринимать эти чувства иначе.

Поведение родителей

Юный организм переживает гормональную перестройку. Из-за этого у детей наблюдается частая смена настроения. Они впадают в депрессию, проявляют агрессию без видимых причин.

Некоторые, наоборот, становятся замкнутыми. У них вырастает чувство тревоги по любому поводу. В этом заключаются трудности переходного возраста у детей. Они доставляют много хлопот родителям.

Но не стоит “ломать” личность взрослеющего чада, доказывая своё лидерство. И уж тем более глупо “начинать войну”. Он только учиться показывать своё “я”, но не знает, как это делать правильно. И задача родителей ненавязчиво направлять его в нужное русло.

Подростки пытаются уйти от контроля и быть самостоятельными. Поэтому лучше оставить его в покое, наблюдая за ним на расстоянии (для своего спокойствия). Иначе конфликтов не избежать. Обычно дети сами решают, чем стоит поделиться с родителями. И это зависит от раннего воспитания, насколько доверительными отношения складывались у него с мамой и папой.

Чтобы кризисный период пережить спокойнее, родителям стоит запастись терпением, следовать советам, как вести себя с ребёнком:

  • Внимательно наблюдайте за детьми, старайтесь не пропустить самые первые признаки взросления.
  • Все развиваются по-разному. Не нужно торопить чадо становиться взрослым. И не стоит “сюсюкать” с уже заметно повзрослевшим человечком.
  • Воспринимайте всерьёз его высказывания, даже если они кажутся глупыми или смешными.
  • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Советуйтесь по любому поводу. Дайте возможность самому принимать решения. Пусть он чувствует себя на равных со взрослыми.
  • Подавайте достойный пример. Если вы желаете, чтобы ребёнок звонил вам, если задерживается – поступайте так сами.
  • В период взросления могут проявиться ошибки в воспитании, допущенные ранее. Есть возможность их исправить.
  • Во время становления личности происходит переоценка ценностей. Принимайте в этом активное участие. Интересуйтесь всем, чем увлекается подросток. Активно объясняйте, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
  • Устанавливайте необходимые правила и требуйте их выполнения. Например: правила безопасности на улице или дома с бытовыми приборами.
  • Не забывайте хвалить детей даже за маленькие достижения. Это будет развивать его самооценку.

Чтобы переходный возраст прошёл спокойно для окружающих, вполне допустимо обращение к психологу. Зачастую подростки не соглашаются на этот шаг. Они не видят проблемы и думают, что всё само – собой наладиться. В таком случае можно вместе посмотреть видео, почитать книгу по психологии подросткового периода.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх