Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Преподаватель и студентка отношения

Наша крепкая дружба

Еще в школе было принято поздравлять учителей с праздниками и по традиции ходить в гости к классным руководителям. Но в университете совсем другая история. Все лица новые, за семестр особо ни к кому не привыкнешь и сдружиться с преподавателем не успеваешь. Возникает дистанция, которую не все могут, да возможно и не хотят преодолеть… Хотя многих такое положение вполне устраивает. Например, выпускник ПИ 1999 года, ныне ведущий утренней программы на “Авто-радио” Александр Блинников считает, что отношения преподавателя и студента обязывают к взаимному уважению. «И если стирается эта грань, начинается панибратство, и это не есть хорошо, так что дистанция должна быть – однозначно».

Часто дистанцию держат сами преподаватели, не допуская студентов на свою «личную территорию». Чтобы не потерять в их глазах свой статус или чтобы студенты не стали относиться к ним, как к равным, полагая, что тогда авторитет преподавателя упадёт, соблюдая профессиональный этикет. Существует ещё множество причин, почему мы «держим дистанцию». В большинстве случаев они кроются в нашей ментальности. Студенты, вроде бы, и не прочь встретиться с преподавателем в неформальной обстановке: ведь он, имея за плечами большой опыт, мог бы рассказать им много интересного. На кафедре биофизики ИЕиГН, например, есть такая традиция – «Чай с зав. кафедрой» (по аналогии с американским «обедом с деканом» – читай далее). Студенты здесь открыто делятся с преподавателями и аспирантами своими проблемами, обсуждают смелые новые теории, не боясь критики, а рассчитывая на дружеское понимание. Такие встречи не только раскрепощают студентов, но и дают им мощный толчок к творческим поискам. Ни о каком панибратстве речи не идёт – наоборот, студенты воспринимают преподавателей как старших коллег. К формальным отношениям добавляются чисто человеческие, создаётся благоприятная для студента атмосфера, в которой он чувствует себя более уверенно.

Можно привести много примеров, которые бы противоречили общему мнению о сохранении дистанции между преподавателем и студентами. Взять хотя бы наш факультет филологии и журналистики. Марина Викторовна Сашенко, доцент кафедры журналистики, никогда не позволяет студентам относиться к ней без должного уважения, но тем не менее она не просто учит студентов, а дружит с ними. Так, наша группа несколько раз ходила с Мариной Викторовной в кино. Очень необычно было ехать в кинотеатр на утренний сеанс, да еще и смотреть его с преподавателем! А потом, придя на лекцию, украсть 10 минут рабочего времени, чтобы обсудить фильм… Но тем более запоминающимся оказалось это событие. Сама же Марина Викторовна не видит ничего необычного в такой дружбе: «Мы очень тесно общаемся, каждую неделю, порой каждый день, видим в друг друге людей, и часто обнаруживаем одинаковые человеческие ценности, что-то близкое из сферы личных интересов. У преподавателей со студентами может быть много общего – и научные интересы, и человеческие ценности. У меня есть несколько друзей из числа бывших студентов, с которыми мы продолжаем общаться и встречаться, отмечаем праздники, крестим детей, обсуждаем интересные темы. Единственное, что специфично в этом общении – друзья из моих бывших студентов считают очень важным рассказывать о своей работе, успехах и продвижении. Со мной эта тема очень живо обсуждается, потому что, по всей видимости, я тоже приложила руку к формированию их профессиональной судьбы». А для нас, ныне обучающихся студентов, никогда не возникает трудности обратиться к Марине Викторовне с вопросом или просьбой. Ведь мы знаем, что она поможет, не откажет, и от этого уважение только растет.

Осознавать нехватку дорогих сердцу преподавателей многие студенты начинают только после окончания университета. Начинают звонить, приходить, приезжать. Так оказалось и в случае с Ниной Григорьевной Василовской, доцентом кафедры строительных материалов и изделий ИАС. Она поддерживает крепкие связи со студентами еще 1982-1983 годов выпуска. Те приходят к ней со своими бедами и радостями, с просьбами помочь разобраться в неполадках на производстве, с новостями о продвижении по карьерной лестнице; поздравляют с праздниками, приглашают в кафе на встречи выпускников, даже отвозили в больницу, когда оказалось нужно. Говорят: «Вы с нами всегда обращались как человек, а не как преподаватель, поэтому и не забываем».

К сожалению, эти примеры – скорее единичные случаи, чем правило. Но приятно все-таки сознавать, что есть преподаватели, для которых мы не просто сменяющийся поток студентов, а нечто большее, может быть, даже родное…

По ту сторону Атлантического океана…

…нам помогла заглянуть заведующая кафедрой общей биофизики (ИЕиГН) Валентина Александровна Кратасюк. Она долгое время проработала в университетах Америки и является почётным профессором Университета Флориды. «Западный» опыт работы со студентами В.А. сравнила со своим студенческим прошлым, когда она училась в Новосибирском госуниверситете. И преподаватели, и студенты там жили в Академгородке, поэтому очень много времени проводили вместе. Атмосфера складывалась определённая, дружеская. Юнец-студент мог на равных поспорить с умудренным опытом профессором, обсудить с ним важную научную проблему, и их взаимоотношения нисколько от этого не страдали – наоборот, молодой человек проникался ещё большим уважением к старшему наставнику.

Неформальное общение с преподавателями на Западе принято как нечто естественное. Поехать с любимым учителем на пикник – самое обычное времяпрепровождение для американских студентов. Например, в Университете Флориды есть свое университетское озеро, куда попасть можно, только имея пропуск университета. Там собираются преподаватели и студенты, чтобы свободно пообщаться вне стен родного университета.

Или другой пример – декан обедает вместе со студентами и разговаривает с ними на всевозможные темы. Таким образом он решает сразу несколько задач – ближе узнаёт студентов и знакомится с их проблемами, заинтересовывает в дальнейшем обучении и просто по-человечески располагает к себе. Тем самым строится новый уровень отношений, основанных на взаимопонимании, доверии и, возможно, общих интересах. Как говорит Валентина Александровна, уважение к преподавателю никуда не уходит – определённая дистанция всё же сохраняется, но исчезает глупый страх, который сковывает некоторых студентов, мешая им до конца раскрыть свой потенциал.
Такую систему взаимоотношений, непривычную, на первый взгляд, дополняет и то, что в Америке сами студенты оценивают качество работы лектора. Насколько доступно была изложена тема, как часто преподаватель использовал слайды, наглядный материал; критериев много – главное, что педагог должен быть интересным и понятным аудитории. Так как ему небезразлично, что о нём думают студенты, педагог стремится привлечь их внимание к своему курсу. И дружеские отношения этому не помеха.

Для студента-американца получение качественного образования не пустой звук. Молодые люди понимают: чтобы добиться успеха в жизни, нужно получить как можно больше знаний на университетской скамье. Оттого к собственному обучению они относятся более ответственно, осознавая, что чем больше они получат информации от преподавателя, тем прочнее будет их «лестница» карьерного роста. Чтобы учиться, у них есть еще одна хорошая мотивация: погасить образовательный кредит – ведь получить высшее образование там можно практически всегда только платно. А от того, как ты учишься, зависит место будущей работы и зарплата.

Получается, что отношения «студент-преподаватель» можно охарактеризовать как взаимовыгодные. Первым «выгодно» получать качественные знания и учиться у хорошего преподавателя; вторым важно иметь заинтересованных студентов. А когда между ними «налажены» дружеские отношения и нет ненужных комплексов, то и общение становится более эффективным, а молодой человек может максимально реализоваться себя.

Восток – дело тонкое

А какие взаимоотношения складываются у преподавателей и студентов в странах Востока? Ведь у них своя культура и менталитет, совершенно отличные от наших. На первый взгляд, кажется, что для них учитель – это тот сенсей, с которым близко общаться не принято, а принято лишь только внимать и покоряться во всем, без личного дружеского общения.

Однако Валентина Владимировна Никитенко, зав. кафедрой восточных языков Института филологии и языковой коммуникации, проработав по обмену 5 лет в Китае, утверждает, что это не совсем так. Вернее, совсем не так. «Китайские студенты очень благодарные слушатели, они с жадностью впитывают каждое учительское слово. Действительно, учитель для них – это святое: трогательно было наблюдать, как утром, перед занятием, студенты встречают у учебного корпуса автобус с преподавателями, помогают пожилым наставникам нести сумки, поддерживают за руку, провожая в учительскую, а после занятий помогают им вернуться».

Общение с преподавателями в Китае не ограничивается только учебным планом, особенно это касается преподавателей иностранного языка, ведь это для студентов и практика, и своеобразный престиж – дружить с иностранцем. По словам Валентины Владимировны, за годы работы у нее появилось много друзей-китайцев из числа студентов. С ними она до сих пор поддерживает связь и всегда может рассчитывать на их помощь, также как и они – на ее. Преподаватель сама удивилась такому положению вещей, ведь раньше она считала, что восточные народы более замкнутые, не привыкшие выражать свои чувства открыто. «Но в Китае я поняла, – рассказывает Валентина Владимировна,– что это очередной миф: с человеком, к которому китайцы расположены, они очень откровенны, раскованны, иногда даже по-детски непосредственны. Они приглашают преподавателей на праздники, вместе ходят в рестораны – для них это нормально».

Как и на Западе, в Китае студенты тоже оценивают работу преподавателя. Кроме них, этим ещё занимаются коллеги-педагоги и специально назначенные ревизоры – поэтому преподаватель всегда стремится работать по максимуму, чтобы его «оценили» как можно выше. К тому же, студенты могут легко «отказаться» от преподавателя, если он их чем-то не устроил.

В общем, в Китае если уж между ними завяжется тёплая дружеская связь, то отношения будут долгими и крепкими.

7 типов преподавателей, которые встречались каждому студенту

1. Старожил

Он здесь так давно, что пустил корни. Неизвестно еще, что было раньше: он или эти стены. Может быть, он и родителей твоих учил. Он пишет только на той части доски, до которой может дотянуться сидя. Студенты старенького профессора обожают, потому что на его лекциях можно спокойно подремать. Он давно уже не напрягает связки и подогнал под это теорию из серии «Если хочешь, чтобы к тебе прислушивались, — говори тихо».

Подход к нему: он наверняка успел понаписать учебников и пособий. Занимайся по ним — не прогадаешь.

2. Профессор, на которого западают студентки

Он — симпатичный и креативный, остроумный и говорливый. Никогда не бубнит по конспекту и «держит» публику, как настоящая рок-звезда. День, когда ты особенно красиво одета и тщательно накрашена, волшебным образом совпадает с днем, на который выпадают его лекции.

Подход: на влюбленных в него девчонок в коротких юбках, с алыми губами и декольте он уже насмотрелся. Срази его знанием предмета.

3. Гитлер

Перед ним (или перед ней — немало преподов-фашистов носит юбки) трепещут даже отличники. Он умело валит всех, и о нем ходят легенды. «Слыхали? Прошлый поток в полном составе 16 раз историю Древнего Востока пересдавал!» Главная загадка для всех его жертв — с какой тайной садомазохистской целью человек, так люто ненавидящий студентов, занялся преподавательской работой?

Подход: Против лома нет приема. Правда, преподы-садисты особо помешаны на дисциплине. Опаздывать и прогуливать, а также привлекать к себе внимание во время лекции — значит первым попасть под удар.

4. Друг студентов

Этот препод наверняка читает курс психологии, социологии, педагогики и чего-то еще в том же духе. Он всю перемену болтает и курит с вами тайком под лестницей. Делится историями о своей семье и личной жизни, травит анекдоты, на паре может отвлечься, чтобы рассказать, что прочитал сегодня в Интернете, но ловко привяжет это к теме лекции.

Популярное

  • Друзья навеки: 10 типов подруг, которые наверняка есть у каждой

Многие студенты дружат с ним на «Фейсбуке» и много лет после выпуска забегают на кафедру, чтобы поболтать. Это человек, который сильно скрашивает годы учебы. Возможно, именно благодаря ему ты и любишь свой вуз.

Особенно везет тому курсу, который он курирует: «своих» он и на экскурсии возит, и в театр водит, и устраивает междусобойчики и КВНы. В результате его подопечные — самые дружные.

Подход: он сам его к тебе найдет.

5. Болтун

«Мы вообще учиться сегодня будем? Мы как экзамены-то собираемся сдавать?» — бунтуют особенно сознательные студенты. Потому что этот парень готов трепаться о чем угодно, только не о предмете. Периодически он честно сворачивает на тему лекции, но мысли стремительно уносят его в сторону, быстрой мысью по древу. Вы знаете все о том, что он думает о текущей политике партии и правительства и в каких городах побывал, хотя читает он не политологию и не географию.

В конспектах по его предмету у самых прилежных ботанов — только даты и темы, ибо нечего было записывать, а у остальных — поля для морского боя и чертики.

Порой его треп простирается на перемену, но его мало волнует, что вы опаздываете на следующую пару, а в коридоре недоуменно топчется свежая партия ушей.

Подход: расслабься и получай удовольствие, а по предмету — сама почитаешь.

6. Профессор — русская рулетка

Никогда не знаешь, чего от него ждать. Когда думаешь, что вызубрила его предмет на отлично — он срезает тебя каверзными дополнительными вопросами. А когда вытаскиваешь незнакомый билет — вытягивает, как может, и ты прекрасно все сдаешь. Тебе может казаться, что он относится к тебе хорошо или плохо — это не влияет на результат.

Может быть, все от погоды зависит или он под столом монетку кидает?

Подход: пятачок под пятку, вопли «Халява, приди!» в форточку, инструкции всем родным и знакомым, чтобы ругали тебя весь день, три плевка через левое плечо — и никаких черных кошек на твоем пути!

7. Лентяй-заговорщик

Халява Халявович Халявов собственной персоной. Любимый препод тех, кто пришел не за знаниями, а за оценкой. Может опоздать на час, может отпустить пораньше. Может во время лекции сказать: «Давайте займемся каждый своими делами — но тс-с-с, только тихо». Строит отношения со студентами по принципу: «Давайте не выдадим друг друга и тихо разойдемся».

Подход: иди на цыпочках, когда крадешься мимо деканата.

На днях наблюдала такую картину: ко входу в один известный киевский вуз шла пара – высокий седовласый мужчина лет 55 и юная длинноногая студентка. Ветер донес до меня бархатный баритон мужчины: “Мужчины в моем возрасте, детка, способны очень на многое, поверьте”. Замолаживающие интонации не могли не подействовать на юную нимфу, она серебристо смеялась и восторженно внимала мужчине. Сдерживая страстные взгляды, мужчина галантно распахнул перед девушкой двери. А заходя вслед за ней, надел на лицо серьезную маску… Стены вуза поглотили историю очередного мезальянса “Преподаватель и студентка”. А был ли у тебя когда-нибудь в поклонниках учитель или преподаватель университета? У меня был. И эта история закончилась не очень хорошо…

ru.fotolia.com

Поначалу я даже не думала, что возможно влюбиться в мужчину на 30 лет старше, да еще и преподавателя. Для меня он был как папины друзья – взрослый, авторитетный, с отличным чувством юмора, умный, недосягаемый. Но было достаточно одного комплимента с его стороны, одного его мужского оценивающего взгляда, чтобы я влюбилась, моментально и бесповоротно. Мне не нужно было хвастать подружкам – вот, мол, подцепила крутого дядечку, ведь я его действительно сильно любила. Мы никогда никому ничего не рассказывали, соблюдали большую осторожность, не появляясь в местах, где нас обоих могли увидеть и узнать, но со временем слухи все равно побежали, что у доцента кафедры филологии роман с первокурсницей. И как только это случилось, моя большая любовь дала задний ход. В этом не было ничего хорошего, скажу я тебе. Даже больше – это было очень, очень больно, тяжко, невыносимо. И потому что рядом не стало любимого, в одночасье ставшего холодным, и потому, что на меня обрушилась ненависть других преподавателей, и из-за насмешек и явного пренебрежения однокурсников…

Спустя годы я твердо знаю – любовь любовью, но мозг включать нужно, нужно, чтобы кто-то вовремя дал правильный совет, открыл глаза, убедил, что ничего хорошего из подобных отношений не получится. Исключения если и бывают, то очень редко – как, например, роман известных актеров Марины Зудиной и Олега Табакова, ее преподавателя. Но все равно – ей пришлось ждать целых десять лет, пока ее любимый решал вопросы с семьей и детьми. Положа руку на сердце, других положительных примеров я не знаю. Поэтому сейчас я расскажу, почему вообще не стоит заводить отношения со своим преподавателем.

2. Ты молодая, он – старый

Несмотря на внешнюю привлекательность, спортивность и загар, он старый. В сравнении с тобой. Несомненно, его возраст – это его шарм, но вы принадлежите к разным поколениям, у которых, как ни крути, разное воспитание, разные ценности, разные цели и разное мировоззрение. Это сейчас тебе кажется, что вы из одного теста, потому что у вас идеальное взаимопонимание и звучите вы в унисон. Дорогая, ваш “унисон” – это всего-навсего его последний гормональный всплеск и твоя романтичность, вот и все. Нет и не может быть взаимопонимания и гармонии между мужчиной и женщиной, когда у них разница в возрасте насчитывает несколько десятилетий.

Ваш секс – на что он похож? Я даже знаю, что ты скажешь: что он нежный, чуткий, опытный, терпеливый. Я отвечу: эта нежность и чуткость состоит наполовину из его интеллекта, который покорил тебя, и его угасающего тестостерона, сдобренного твоим опытом с нетерпеливыми, невнимательными и эгоистичными ровесниками. Поэтому тебе кажется, что лучше любовника у тебя не было и не будет. Но поверь, пройдет всего лишь пара месяцев, как вся ваша “гармония” рухнет, разбившись о стену несовпадения ваших потребностей и темпераментов.

ЭтикаЧто делать, если знаешь о романе преподавателя и ученика?

Невозможно всё измерять в соответствии со стереотипом о том, что ученик всегда испытывает давление со стороны преподавателя. Но, конечно, учитель не должен нарушать всем понятные этические нормы. При этом рассказывать об отношениях своей одноклассницы с учителем руководству школы точно не стоит, это может оставить неизгладимый след на репутации человека. А вот обсуждать с конкретным человеком его связь с учителем или нет — уже ваш личный выбор.

Юная девушка может влюбиться в своего 40-летнего преподавателя из-за того, что он соответствует придуманному образу её идеального мужчины. Это может быть пример отца, антипример отца. Допустим, все качества, которые противоположны отцу, собираются в учителе, и он сразу привлекает внимание.

Вообще, люди до 25 лет часто приписывают объекту влечения очень много каких-то дополнительных положительных качеств. Человек начинает объективно оценивать партнёров чуть позже, принимая в расчёт возраст, социальное положение и другие факторы. Но наших детей пока не учат думать головой, а учат подчиняться, поэтому и случаются такие ситуации. В стенах школы вообще сложно говорить о любви, обстановка не располагает.

А вот взрослого человека на сексуальные отношения толкают определённые причины, это не просто иллюзии подростка. Сорокалетний мужчина может пойти на отношения с 16-летней девочкой из-за нереализованности в личной жизни. Если у мужчины есть женщина, соответствующая его возрасту и потребностям, есть семейная и интимная жизнь, зачем ему заниматься сексом с девочкой-подростком? Это свидетельствует о проблемах: человек начинает приглядываться, думать, что сможет воспитать себе жену или почувствовать себя молодым через сексуальный контакт с девочкой или мальчиком.

В любом случае такие отношения не имеют будущего, и они вызывают очень много вопросов у окружающих. К тому же тот, кто старше, будет стремиться подавлять младшего. Бывает, что 16-летний подросток находится на психологическом уровне 25-летнего взрослого и отношения складываются удачно, но это случается очень редко.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх