Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Посещают мысли о смерти

«… страх охватывает меня так, что из глаз текут слезы, а тело бросает в дрожь… я очень боюсь своих мыслей, очень хочу больше их не ощущать и даже не думать про это… Но я не знаю, как мне с этим справиться… я пытаюсь отгонять эти мысли, мысли о своей смерти… я пытаюсь как-то заполнить голову другим, но получается очень плохо… апатия какая-то внутри, депрессия какая-то будто, не радует ничего, руки опустились вообще… Я боюсь, что сойду с ума, потому что эти мысли мне не дают нормально жить и радоваться жизни…»

Навязчивые мысли… Они лезут в голову сами. От них невозможно отвязаться. Так всё-таки можно ли противостоять такому состоянию самостоятельно или необходима немедленная по
мощь психотерапевта?

Можно справиться самостоятельно. И даже необходимо понять, как с этим справляться самому, потому что это одно из важнейших для становления личности человека экзистенциальных переживаний, и оно рано или поздно возникает у любого психически здорового человека. Поэтому каждому нужно быть готовым к этому явлению.

Итак, что же делать?

Первое, что нужно сделать –изменить своё отношение к самой ситуации, когда появились мысли о смерти, и то, что страх умереть появился на фоне внешнего благополучия.

Обращаю внимание на то, что я имею в виду навязчивые мысли о смерти именно на фоне вполне нормальной и внешне благополучной жизни.

Когда мысли о смерти появляются и затем возникают вновь и вновь, поначалу Ваше отношение к этому паническое. Как будто и мысли и страх смерти что-то ненормальное. Как будто это признаки какой-то психической аномалии. И при этом часто, помимо страха смерти, у Вас появляется ещё и страх сойти с ума.

Однако сами по себе мысли о смерти и страх смерти не являются признаками психической неадекватности, они свидетельствуют всего лишь о росте сознания. Они свидетельствуют о процессе становления Вашей личности, о необходимости осознания смысла своей жизни. О необходимости избавиться от внутренней (часто тщательно маскируемой) неудовлетворённости своей жизнью.

Эти мысли свидетельствуют о столкновении нашего обыденного и потому поверхностного восприятия жизни с её метафизической глубиной, ужасающей своей непостижимостью. Она переворачивает привычные представления о жизни, она разрушает привычную картину мира.

Это как если бы люди, не зная того, находились в здании, которое висит над километровой пропастью, и они заняты своими повседневными делами и ходят между прочим по стеклянному полу, который закрыт сверху зелёным, как весенняя травка, веселым ковром… И вот у одного из людей коврик под ногами сбился, и он вдруг увидел, что под прозрачной поверхностью пола — страшная пустота. И ужаснулся. Да этот фантастический образ – метафора реальности, в которой мы живём, даже не подозревая о том, какой на самом деле является реальность.

Этот конфликт экзистенциальный, то есть неизбежный в процессе формирования высших структур сознания человека. Кстати, это именно тот уровень мышления, который приводит человека к понятию «Бога» и к этой запредельной и умонепостигаемой реальности – Бог.

Переживания такого рода могут дать вашему восприятию жизни религиозную глубину. И тогда страх смерти будет трансформироваться в глубокое состояние веры, в глубокое состояние любви. Потому что так проявляется в человеке его глубина.

Так что нужно, прежде всего, принять эту ситуацию не только спокойно и без какой-либо паники, а с благодарностью. Потому что та глубина Вашей души, которая пустовала, а Вы пытались её заполнить чем-нибудь, не для того человеку даётся.

Ваше сознание, Ваша человеческая природа взывает о Боге, о вере, о любви и свободе, потому что в этом есть у человека потребность. Только она обычно отодвигается, как ненужность для успешной жизни в современном мире. Однако потребность в смыле такая же настоятельная, как потребность в любви. Неудовлетворенность этих двух базовых потребностей и ведёт к навязчивому страху смерти.

Внутренняя, экзистенциальная встреча с реальностью смерти — это возможность встречи с Богом и заполнения им Вашей глубины. И когда такое переживание ведёт к глубинному открытию Бога, происходит преобразование страха в любовь, смиренной и благодарное принятия жизни как непостижимого дара. Тогда страх исчезает, как ночная темнота исчезает, когда наступает рассвет.

Обретение веры в Бога на самом деле, если это происходит в глубине переживания страха смерти, является открытием чуда самого существования, переживанием чуда самой жизни и переживанием глубокой благодарности. И тогда возникает заполнение нашей глубины Богом, то есть любовью. А любовь и только любовь уничтожает страх, любой страх, как устраняет свет темноту.

Очень полезна для внимательного чтения книга Антония Сурожского «О молитве» — это книга о встрече с Богом на своей глубине.

Второе, что нужно изменить, это Ваше отношения к себе и своей жизни. Причиной глубокого неудовлетворения собой и своей жизнью является неблагополучие личной жизни родителе в годы Вашего детства.

Основное: нужно осознать себя способным быть автором своей жизни и автором себя самого.

Сопротивляться бессознательному отождествлению себя со своими родителями. Потому что это неизбежно ведёт к конфликту с самим собой. Нужно начать выстраивать своё гармоничное (желаемое Я) , вопреки неблагополучным обстоятельствам Вашего детства, вопреки тому, что делали и продолжают делать Ваши родители с собой, со своей жизнью и друг с другом. Вы – не Ваши родители. Разотождествление с родителями – вот что должно происходить в процессе освобождения от страха смерти. Нужно НАУЧИТЬСЯ выстраивать себя и свою жизнь, независимо от родителей и их судьбы.

Третье, что нужно изменить: выстраивать новые, взрослые, независимые взаимоотношения с родителями. Освобождаться от эмоциональной зависимости от них. Целиком и полностью взять всю ответственность за свою жизнь на себя. Научиться позволять отцу и матери быть такими, какие они есть, и безоценочно принимать всё, что они говорят и делают как их собственный выбор. Перестаньте что-либо им доказывать и в чём-либо их убеждать, пусть они думают, говорят и действуют так, как могут. Вам не нужно перед ними оправдываться. Просто давайте им то, в чём они действительно нуждаются больше всего – Вашу любовь. И мысленно, и вслух, при всяком удобном случае, выражайте им свою благодарность за жизнь, которую они дали Вам. Но не принимайте всерьёз то, что они говорят Вам. Живите своим умом, не споря с ними, поступайте так, как считаете нужным.

Четвёртое, что нужно сделать, научиться управлять своими эмоциями, мыслями и интерпретациями происходящего. И воспринимать то, что не зависит от Вас со спокойным (со смирением) принятием, как мы воспринимаем смену времён года, например. Так есть. И всё. Это не хорошо и не плохо.

Не зависит от нас наше рождение. Не зависит от нас и то, что человек умирает в своё время. Вопросы рождение и смерти в руках Творца. Это не наша забота. И нечего тут добавить. Смиренно и с благодарностью принимайте то, что дано Вам в настоящий момент – жизнь, жизнь во всей полноте жизнетворных сил и возможностей. Жизнь внутри Вас и жизнь вокруг Вас. Куда ни посмотри – повсюду жизнь. И она прекрасна!
Пятое, что нужно вам воспитать в себе – это навыки жить в настоящем моменте. Сейчас с Вами ничего плохого не происходит. Сейчас Вы полны жизнью. А у Вас появилась привычка проскакивать этот живой и тёплый настоящий момент и убегать своим вниманием (мыслями и воображением) куда-то, что не существует нигде, а только в Вашем сознании. Управлять своим вниманием и сосредоточиваться на настоящем моменте – вот что нужно освоить.

Да, это – работа. Но её нужно сделать, её нельзя оставить на потом. Легче, быстрее и эффективнее эту работу можно сделать со мной. По переписке, по скайпу, в личных встречах я помогаю пройти эту тревожную и зыбкую почву без вреда для психического и физического здоровья, чтобы обрести те личностные качества, ради которых Бог и даёт человеку это состояние.

Почему приходят мысли о смерти?

Часто к психологу обращаются люди с подобным вопросом. Есть ли в этом что-то ужасное? Являются ли эти мысли предвестниками чего-нибудь? Нормально ли это: думать о смерти? – в этих вопросах спрятался наш страх, а за страхом, всегда стоит неизвестность.

Каждый человек проживает моменты неопределенности, моменты перехода из одного жизненного этапа в другой. В этот период мы нуждаемся в психологической поддержке. Например, когда выходим замуж (или женимся), когда меняем место жительства, работы или учебы, когда готовимся принять новую социальную роль (например, родителя при рождении ребенка).

Остро переживаются моменты, если мы случайно стали свидетелями катастрофы или гибели других людей.

В это время могут появляться мысли о смерти. Потому что именно в такие переходные периоды мы осознаем, что мы живем не вечно, что все мы смертны, что и наша жизнь, в какой-то момент, может завершиться.

В ежедневной суете, мы забываем об этом, а когда, вдруг, неожиданно сталкиваемся с подобным, то оказываемся не готовы и выдаем «странные» реакции. Даже у здорового человека могут измениться поведение или эмоции.

В мыслях о смерти нет ничего опасного. Более того, наше подсознание, подобным образом подает сигнал, о том, что этот этап очень важен и не нужно от него бежать или пытаться заменить домашними делами и работой.

Если правильно подойти к этому вопросу, то, спрятан огромный смысл в том, в каких именно ситуациях мысли о смерти у нас возникли.

В детском возрасте (примерно в 5-6 лет) ребенок может рассуждать о смерти, особенно, если кто-то из близких умирает – это не является нарушением – он познает окружающий мир и через рассуждение формирует свое отношение к этому вопросу. Взрослые могут помочь ребенку в это время, если сами поговорят с ним спокойно и обстоятельно, приведут доступные примеры из народных сказок и пословиц.

Если тема смерти ребенка миновала, то повторно, он к ней может вернуться в подростковом периоде, когда происходит переосмысление ценностей в своей жизни, сравнение себя с другими людьми и формируются новые представления о мире.

В пубертатном возрасте ребенок – очень чувствительный, но в то же время осторожный, из-за того что учится принимать правила «взрослого» мира. У подростка могут быть переживания по поводу отношений со сверстниками, конфликтов с родителями, неудачных любовных отношений и т.д. Своим примером родители могут научить ребенка, но для этого нужно, чтобы он доверял им.

У взрослого человека, мысли о смерти могут появляться в критический период, когда, он вдруг понимает, что жил все это время не так как хотел. Например, выбрал специальность по настоянию родителей, женился под давлением общественных норм и стереотипов, и так далее.

Когда у мужа или жены, которые прожили в браке без любви, возникает желание искать свою настоящую любовь, но из-за каких-то причин они не могут это сделать открыто и появляется разочарование.

В такие моменты, люди могут попасть под влияние своих эмоций и страхов. А решив, что ничего уже нельзя изменить, их вполне естественные рассуждения о смерти, могут перейти в суицидальные мысли, с печальным концом.

По сути, период столкновения со своей смертностью, это возможность переосмыслить свою нынешнюю жизнь, понять, что в ней главное, а что второстепенное. К каким целям мы стремимся? Какой ценой хотим этого достичь? Готовы ли мы пожертвовать чем-то? Множество возникающих вопросов дают пищу для размышлений, но не всегда можно разобраться в одиночку.

В таком случае, не стоит делать поспешные выводы, а можно проконсультироваться с психологом, по анонимному телефону доверия. Ведь, чем больше мы говорим, о своих переживаниях, чем больше их обсуждаем, тем менее значимыми они становятся. Очень важно уметь абстрагироваться от, ставшей назойливой, какой-либо проблемы, для того, чтобы посмотрев на нее со стороны, найти оптимальный выход.

Нужно научиться справляться с негативным эмоциональным фоном, который сопровождает появление мыслей о смерти. А когда, человек не зависит от негатива, и снижает его до минимума, тогда он побеждает свой страх. Этому способствует отношение закрепленное в культуре (традициях, обычаях, ритуалах).

В разных культурах отношение к смерти не одинаковое. Так, например, в христианских и исламских странах, смерть – это вознесение в рай (как награда), или падение в ад (как наказание). А в древних восточных школах, смерть – это переход души из одного состояния в другое, что, в свою очередь, не связано с оценочными понятиями.

Не важно какую позицию мы принимаем, важно, что это дает нам новые силы, свежие ресурсы для движения вперед.

Подводя итоги, нужно отметить, что мысли о смерти – это нормально, более того, это показатель личностного роста человека, обретения нового опыта с которым нужно научиться жить, чтобы использовать его на благо.

Как мысли о смерти меняют наше мировоззрение

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Чтение этой статьи может повлиять на ваши политические убеждения, предрассудки и пристрастия, а также на процесс принятия решений. Более того, возможно, у вас возникнет желание стать знаменитым. Почему? Очень просто: мысли о смерти до основания меняют наш взгляд на себя и на мир, убежден автор BBC Future.

Если смерть — где-то все еще запретная тема, то возможно, что это уже ненадолго.

В наше время предпринимается все больше попыток активизировать обсуждение темы смерти — как в домашней обстановке, так и на публике.

Например, в кафе смерти, первое из которых было открыто в Швейцарии в 2004 году, и которые затем распространились по всему миру.

В подобных заведениях люди могут обсудить свои страхи за чашкой чая или кофе, заедая свои тревоги вкусным пирожным.

  • Другие статьи сайта BBC Future на русском языке

Наше нежелание говорить о смерти часто воспринимается как признак боязни, заставляющей нас подавлять мысли о неизбежном конце.

Однако прямых указаний на то, что это действительно так, очень мало.

Страх за близких

Итак, какой уровень тревоги, вызываемой мыслями о смерти, можно считать нормальным? И как это проявляется?

Если судить по результатам исследований, проведенных методом анкетного опроса, можно сделать вывод, что мы, очевидно, куда больше боимся потери наших близких, чем собственной смерти. (Данные австралийских ученых опубликованы в 2001 году в журнале о смерти и умирании Omega – Ред.).

Аналогичные изыскания показали, что нас скорее сильнее страшит процесс умирания, включая, например, присущие ему боль и одиночество, чем собственно окончание жизни. (Данные опроса канадских студентов опубликованы в научном альманахе «Смерть», Death, в 2008 году – Ред.).

В общем и целом, когда нам задают вопрос, боимся ли мы умереть, большинство из нас это отрицает, демонстрируя невысокий уровень беспокойства.

Меньшинство, т.е. люди, демонстрирующие высокий уровень тревоги в связи с неизбежностью смерти, даже считаются психически ненормальными – пациентами, страдающими танатофобией (болезненным страхом смерти), которым следовало бы обратиться за медицинской помощью.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Стоит раз-другой задуматься о могиле, которая всех нас ждет впереди, и ваши предрассудки и предубеждения изменятся

С другой стороны, тенденция проявлять невысокий уровень тревоги по поводу смерти, который характерен для многих из нас, может оказаться результатом нашего нежелания признаться в собственном страхе — как другим, так и самому себе.

Танато-консерватизм

Основываясь на этой гипотезе, психологи уже на протяжении почти 30 лет изучают социальные и психологические последствия столкновения лицом к лицу с тем фактом, что все мы смертны.

В ходе более чем 200 экспериментов людям предлагали вообразить себе, что они умирают.

Первое такое исследование было проведено в США в 1989 году на примере судей муниципальных судов. Их попросили назначить сумму залога для воображаемой проститутки в рамках гипотетического судебного разбирательства.

Как правило, те судьи, которым до вынесения решения напоминали о том, что они смертны, назначали гораздо более весомый залог, чем их коллеги, избежавшие таких напоминаний.

Первые в среднем устанавливали залог в 455 долларов, вторые – 50. С тех пор были обнаружены и многие другие последствия , отразившиеся на представителях различных категорий людей и населения в целом во многих странах мира.

Помимо того, что мысли о смерти повышают нашу склонность карать других, они еще и усиливают наши националистические предрассудки, заставляя нас с предубеждением относиться к представителям иных расовых, религиозных и возрастных групп.

В совокупности, результаты десятков такого рода исследований показывают, что напоминания о смерти делают более прочной нашу привязанность к тем слоям и группам людей, к которым мы принадлежим, в ущерб тем, кто отличается от нас. (Материалы опубликованы в специализированных научных изданиях по социальной психологии с 1997 по 2009 годы – Ред.).

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Исследования показывают, что нас больше тревожит перспектива потерять своих родных и близких, чем собственная смерть

Напоминание о смерти оказывает любопытное воздействие на наши политические и религиозные взгляды.

С одной стороны, это приводит к усилению поляризации: либералы становятся либеральнее, а консерваторы – более консервативными.

Аналогичным образом, религиозные люди более рьяно начинают отстаивать свои верования, тогда как нерелигиозные – активнее проповедуют собственное неверие.

В то же время в ходе этих изысканий выяснилось: когда напоминание о смерти становится особенно настойчивым и участники опросов не упорствуют в своих политических пристрастиях, тогда либералы и консерваторы в равной мере склонны поддерживать консервативные идеи и консервативных кандидатов.

По мнению некоторых авторов, этим можно объяснить сдвиг вправо в США после терактов 11 сентября 2001 года.

Но почему же смерть делает нас столь склонными карать, а также такими консервативными и религиозными?

Согласно различным теориям, мысли о смерти подталкивают нас к поискам бессмертия.

Жизнь вечная

Многие религии обещают бессмертие в буквальном смысле, однако наши светские привязанности, такие как принадлежность к тому или иному национальному государству или этнической группе, могут обеспечить символическое бессмертие.

Отождествление себя с определенной государственной или социальной общностью и следование традициям, которые переживут нас – часть нашей идентичности.

Защита наших культурных норм повышает остроту чувства принадлежности к соответствующей общности, а повышенная склонность к наказанию лиц, нарушающих культурные нормы, — проявление этой тенденции.

В соответствии с этой концепцией ученые также установили, что напоминания о смерти стимулируют наше стремление к славе и желание иметь детей.

И то и другое ассоциируется с символическим бессмертием. Выходит, что мы хотим добиться бессмертия благодаря своему труду и передаче нашей ДНК потомкам.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Мысли о смерти влияют на степень консерватизма принимаемых нами решений

Когда нам задают прямой вопрос , мы, похоже, даже не отдавая себе в этом отчета, не испытываем страха смерти.

Нам также не приходит в голову, что мысли о смерти могут оказывать столь разнообразное воздействие на наши отношения в обществе. Но существуют, однако, пределы наших способностей к самоанализу.

Мы плохо можем предсказывать, какие чувства испытаем и как поведем себя в тех или иных ситуациях в будущем.

Мы также плохо анализируем причины, почему чувствуем себя именно так, а не иначе, или почему мы повели себя определенным образом.

Итак, осознаем мы это или нет, похоже, что когда мы извлекаем на поверхность мысли о собственной смерти из глубин собственного сознания, мы открываем ящик Пандоры.

Какой же вывод следует из всех этих усилий, направленных на то, чтобы путем откровенного разговора сдернуть завесу мистики со смерти и умирания? Трудно сказать.

Присутствие отчетливого образа смерти в нашем воображении, будь то в личной или общественной жизни, может сделать нас более склонными к наказанию других людей и подверженными предрассудкам, — что, собственно, и вытекает из данных разнообразных исследований.

Но в то же время, возможно, эти негативные последствия и возникают именно по той самой причине, что мы не привыкли думать и говорить о смерти.

Метод экспозиционной терапии, прибегая к которому, врачи деликатно демонстрируют больным причину их тревог – предмет, животное или даже воспоминание – уменьшает страхи пациентов.

Вероятно, эта недавно наметившаяся тенденция к нарушению одного из самых традиционных табу станет своего рода психологической прививкой и сделает нас сильнее перед лицом смерти.

  • Эта статья первоначально опубликована на портале The Conversations и перепечатывается на условиях лицензии Creative Commons.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх