Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Половое воспитание в школе

Половое воспитание детей. За и против

В наших широтах традиционно не принято рассказывать детям о том, как они появились на свет. Даже сегодня, когда уровень разводов, абортов и подростковых беременностей бьет все рекорды, а 15-летние «дианышурыгины» ходят по впискам, большинство родителей продолжают рассказывать своим детям про аиста и кочан капусты.
Я считаю, что попытка отсрочить неизбежно — это глупость. Если у ребенка появился вопрос, а ответа на него он у папы с мамой не получил, вопрос будет переадресован кому-либо вне семьи, это неизбежно, детское любопытство не задавить:

У детей, вопреки расхожему заблуждению, отличная память, в возрасте от 2 до 5 их мозг работает в турборежиме, намного активнее мозга взрослого, он впитывает информацию как губка и запоминает ее на долгие-долгие годы вперед. Поэтому если ребенка в детстве обмануть, он рано или поздно узнает об обмане, авторитет родителей будет подорван:

Чтобы этого не произошло, достаточно говорить ребенку правду, но именно в том количестве, в котором он ее требует. Для человека всегда важна не сама информация, а ее подача, акценты, с которыми она преподнесена. Избыточная правда в раннем возрасте действительно может навредить:
Но ребенку в 5-7 лет она и не нужна, ему достаточно знать, что он появился у мамы в животе и вышел оттуда естественным путем или через кесарево. Случае с кесаревым конфуза вообще нет, шрам на животе хорошо заметен и в детскую логику отлично вписывается — рос в животике, разрезали — достали. Так же как достали бабушку Красной Шапочки из живота серого волка. Любопытство ребенка удовлетворено, в ближайшие несколько лет с подобными вопросами он больше обращаться не будет.
А как вы относитесь к половому воспитанию детей? Нужно отвечать на детские вопросы или расслабиться и ждать пока он сам все узнает?
Еще немного ликбеза:
01. Почему женщины не пользуются равноправием?
02. Мне 25 лет. Замужем. Помогите узнать кто отец ребенка!
03. Аборты. Право на убийство
04. Вся правда о любви
05. Мужские измены. Причины и последствия
06. Есть ли шансы у женщин за 30?
07. Как понять, что женщина тобой манипулирует?
08. Как победить женщину в ванной?
09. Почему мужчины предпочитают серых мышек?
10. Эра гламурных бабушек
11. Почему государство разрушает семью?
12. О равноправии
13. Скорость доступа
14. О женщинах и деторождении
15. Педоистерия и возраст согласия
16. Люди невидимки или куда делись нормальные мужчины?
17. Как сохранить семью?
Подписаться на обновления

Доклад:ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ (в помощь учителю)

Доклад

Педагога-психолога

КГУ «СШ Прапорщиково»

Зейнолдиной А.Д.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

(в помощь учителю)

Основная задача полового воспитания заключается в том, чтобы привить детям общественно полезные установки в области взаимоотношений полов. Главными вопросами целенаправленного полового воспитания в школе следует считать организацию полового просвещения с акцентом на существующие правовые нормы сексуального поведения человека в обществе; воспитание сдержанности в проявлении половых чувств, способности подчинять их разумному нравственному началу; разработку и организацию мероприятий по предупреждению ранней сексуальности и преждевременного пробуждения половой чувственности; подготовку выпускников школы к семейной жизни.

Основными принципами правильной организации полового воспитания является строгая дифференциация в возрастно-половом аспекте, с учетом социальной и нравственно-моральной зрелости обучаемых школьников.

Учащиеся младших классов должны осознавать свою половую принадлежность. У мальчиков нужно формировать мужские черты личности: мужественность, уважительное и чуткое отношение к маме, учительнице и сверстницам; у девочек – женственность, аккуратность, уважительное отношение к маме, папе, учительнице, учителю, сверстникам и сверстницам.

Детей надо учить правилам поведения в транспорте, в общественных местах. У них необходимо воспитывать стремление к дружбе, к оказанию посильной помощи дома по хозяйству и в школе друг другу. Учащиеся должны осознать необходимость дружбы и откровенности с родителями, понять значение дружной семьи, в которой родители заботятся друг о друге и о детях.

Девочкам, начиная с 9 лет, надо рассказать об изменениях, происходящих в организме под влиянием половых гормонов (рост тела, появление вторичных половых признаков: развитие молочных желез, оволосение лобка и подмышечных впадин, появление менструаций). Их надо убедить в необходимости обращаться за разъяснением к близким взрослым или медицинским работникам при возникновении каких-либо вопросов, связанных с половым созреванием.

Младшие школьники должны понимать различие полов в растительном и животном мире, понимать как происходит размножение растений и животных, иметь общие сведения о строении организма мальчиков и девочек, о беременности женщины, понимать необходимость бережного отношения к женщине, ожидающей ребенка.

Учащихся младших классов необходимо обучать навыкам специфической гигиены: правилам подмывания половых органов и заднего прохода, регулярной смене трусов. Им необходимо объяснить значение свободного покроя белья и одежды для правильного развития половых органов.

В IV-VII классах продолжается воспитание нравственности. Мальчики должны усвоить, что бережное отношение к женщине – закон для мужчины. Девочек необходимо обучать правилам поведения в присутствии мальчика. Учащимся надо постоянно напоминать о недопустимости насмешек над физическими недостатками людей.

Мальчикам надо рассказать о некоторых анатомо-физиологических особенностях мужского организма, о процессе полового созревания (оволосение подмышечных впадин и лобка, появление поллюций, возможные изменения кожи, мутация голоса). У них надо воспитать потребность тщательного ухода за кожей тела, лица, содержания в чистоте половых органов и заднего прохода, ухода за волосами, смены белья.

Девочкам надо рассказать об изменениях в организме в связи с началом полового созревания (оволосение, некоторые изменения в функции кожи, болезни кожи – угри, увеличение грудных желез, менструация и становление менструального цикла, развитие костей таза, формирование женского типа телосложения), о физической и духовной зрелости. Им необходимо объяснить значение специфической гигиены (ежедневного туалета половых органов, смены трусов, тщательного ухода за кожей) для здоровья, важность своевременного обращения к врачу или близким взрослым в случае зуда в области половых органов (промежности), опасность нерегулярного опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

У старшеклассников необходимо сформировать понятие о гармоническом развитии личности, о нравственности и этике. С ними надо беседовать о моральных и социальных аспектах пола, о дружбе и любви в искусстве и литературе, о дружбе и любви девушки и юноши, женщины и мужчины.

Старшеклассникам нужно дать понятие об инстинктах, о связи инстинкта и разума, о положительных и отрицательных эмоциях. Им следует разъяснять, что такое скромность и развязность, душевная чистота и целомудрие, мужское достоинство и благородство, девичья гордость.

У школьников необходимо воспитывать критическое отношение к своим и чужим поступкам, товарищеские взаимоотношения девушек и юношей, основанные на уважение личности, бережном отношении друг к другу: развивать самообладание, предупреждающее неправильные поступки. Им надо дать понятие о биологическом и социальном созревании, о симпатии, увлечении, влюбленности и любви, о дисциплине чувств, о счастье, о том, что основа семьи – единство интересов и жизненной цели, о роли семьи в обществе и государстве.

Юноши должны знать анатомо-физиологические особенности мужского организма и особенности своего организма в период полового созревания: усиление деятельности эндокринных желез увеличивает поступление в кровь мужских половых гормонов, в связи с чем возникают эротические сновидения, ночные и утренние эрекции (напряжение полового члена) и самопроизвольное выделение семенной жидкости (поллюция), повторяющиеся регулярно через 2-3 недели: функциональная недостаточность сердца и сосудов обусловливает юношескую гипертонию; увеличивается масса и сила мышц, завершается замена хрящевой ткани костной. Они должны иметь понятие о сперматогенезе и о влиянии алкоголя и курения на развитие сперматозоидов. Подросткам следует разъяснить, что появление поллюций нельзя рассматривать как признак, указывающий на необходимость начала половой жизни, что период времени между первой поллюцией и первой половой связью может исчисляться годами без всякого вреда для здоровья, и что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания.

Воспитанников надо научить отвлекать свое внимание от половых проблем посредством различных и многообразных видов деятельности (труд, спорт, кружки и т.д.), влияющей на развитие личности человека в целом.

Юношей необходимо познакомить с анатомо-физиологическими особенностями женщины, рассказать им о зачатии, развитии плода и о беременности, о вреде аборта для здоровья женщины и ее потомства. В них надо воспитать чувство ответственности перед женщиной, бережное отношение к ней.

Подростков в 14-15 лет нужно познакомить со специальной личной гигиеной – с начала появления поллюций во время душа надо подмывать головку члена с мылом, иначе скапливающиеся под крайней плотью члена выделения могут вызвать воспалительный процесс.

Юноши должны иметь представление о противозачаточных средствах.

Девушек необходимо познакомить с некоторыми анатомо-физиологическими особенностями женского организма, дать им краткие сведения о строении половых органов женщины, дать понятие об оплодотворении, зачатии, беременности, о сексуальности мужчин и женщин, о противозачаточных средствах. Рекомендуя гигиенический режим во время менструации необходимо подчеркнуть, что в этот период происходит снижение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (достаточно выкупаться в открытом водоеме или полежать на сырой земле, чтобы получить воспаление слизистой оболочки матки – эндометрит или воспаление придатков – аднексит).

Следует обратить внимание девушек на то, что нельзя делать во время менструации чтобы не вызвать кровотечение (загорать, отправляться в поход, участвовать в утомительных танцах и играх, ездить на велосипеде, быстро бегать, есть острую и пряную пищу) и на то, что не рекомендуется проводить первые дни менструации в постели; им также следует избегать охлаждения ног, поясницы, нижней части живота.

Девушки должны знать и применять гигиенические процедуры во время менструации: регулярно менять прокладки; регулярно подмываться (под стекающей спереди назад струей теплой воды 2 раза в день в период менструаций и не реже 1 раза в обычные дни); вытирать кожу и слизистые оболочки половых органов промокательными движениями: использовать для подмывания настой ромашки или крепкого чая; мыло использовать нейтральное (детское, ланолиновое и др.); принимать теплый душ, а не ванну и баню. Рассказывая о гигиене молочных желез, следует остановиться на требованиях к бюстгалтеру. Девушек надо научить самообследованию грудных желез с целью раннего выявления онкологических заболеваний. Девушки должны иметь понятие о женских болезнях — нарушении менструального цикла, воспалительных заболеваниях.

Подросткам, как девушкам, так и юношам, необходимо сообщить краткие данные о наследственности, дать понятие о врожденных болезнях, об их влиянии на потомство, рассказать о влиянии на потомство употребления алкоголя, наркотиков, курения, об отрицательном влиянии аборта на женский организм и последующую детородную функцию.

Подростки должны иметь некоторое представление о венерических болезнях, их профилактике и лечении.

Зачем нужно половое воспитание

В 2015 году на шведском телевидении показали короткий образовательный ролик, предназначенный для детей от трёх до шести лет. В нём мультипликационные версии мужских и женских половых органов по имени Вилли и Твинкл объясняли детям своё предназначение, попутно улыбаясь и прыгая по экрану.

Ролик стремительно набрал популярность благодаря сюжету в программе американского комика Конана О’Брайена, получил английскую озвучку и в очередной раз поднял вопрос — как далеко следует заходить государству в вопросе полового воспитания граждан.

Хотя на первый взгляд кажется, что Швеция перегнула палку, следует отметить, что в этой стране половое воспитание ввели ещё в 1930 году социологи Гуннар и Альва Мюрдаль. На создание такой программы обучения их натолкнул вопрос малообеспеченных и многодетных семей, в которых родители не могли перестать рожать новых детей из-за незнания о способах контрацепции.

Годы спустя власти Швеции поняли, что половое воспитание требуется всем слоям населения, и к 1956 году официально ввели обязательные уроки. К 70-м годам уроки полового воспитания появились во Франции и Германии, затем распространились далее и стали нормой для западных стран.

Безапелляционных правил в концепции полового обучения нет, и в каждой стране его вводят исходя из суждений властей. Однако основное звено обучения подходит не только детям и подросткам, но и взрослым людям. Его основные задачи — объяснить, как устроено мужское и женское тело, рассказать о важности контрацепции и опасности венерических заболеваний.

По мнению специалистов Фонда народонаселения США, половое обучение способствует как снижению уровня нежелательных зачатий, так и падению уровня страдающих от венерических заболеваний. Также оно помогает подросткам определиться с сексуальной ориентацией, а взрослым людям — понять, как следует создавать семью.

В 1998 году ООН признала правом человека доступ к достоверной медицинской информации, к которой относится и информация о контрацепции, и с тех пор занимается распространением полового воспитания в Азии и Африке, где остро стоят вопросы венерических заболеваний и ранних беременностей.

Фото Fusion

Как устроено половое воспитание в США

Программу сексуального воспитания в школах США ввели в 1960-х годах — во время бурной урбанизации и ослабления роли религии. Церковь не одобряла действия властей, но не смогла найти нужные рычаги, чтобы убедить людей протестовать против новой программы.

Однако к 1980 году, когда по стране начал распространяться СПИД, протесты начались. Общество стало задаваться вопросом: как по стране может проходить серьёзное венерическое заболевание, если в школе существуют уроки полового воспитания, которые должны противодействовать таким эпидемиям.

Возмущение нарастало, и в 1986 году, когда Центр по контролю за распространением инфекционных заболеваний выделил из федеральных средств 10 миллионов долларов на развитие в школах программы сексуального воспитания, общество раскололось.

Одна часть людей хотела, чтобы власти перестали насаждать половое обучение и тратить на него миллионы, когда в стране десятки умирают от СПИДа. Другие уходили в радикализм, начиная воспринимать властей и отдельных чиновников как тайных врагов, которые хотят подорвать стабильность страны, развращая детей и подростков.

Акция в поддержку людей со СПИДом, Сан-Франциско, 1986 год. Фото Алана Лайта

Подобный процесс в долгоиграющей перспективе мог привести к тому, что половое обучение в США исчезло бы из школьной программы. Однако благодаря стабилизации уровня заболевающих СПИДом к концу 20-го века, критика сексуальных программ временно завершилась. К 2004 году больше 90% родителей в США считали половое обучение важной частью школьного образования.

По данным 2016 года школы в 37 штатах финансируются из федерального бюджета. Из них в 22 штатах эти уроки обязательны, но только в 13 от преподавателей требуют подавать информацию с исключительно медицинской точки зрения.

Официальной статистики, которая могла бы с уверенностью продемонстрировать влияние полового обучения в США, не существует. Именно поэтому спустя почти 60 лет с момента введения уроков, в стране остаётся большое количество противников программы. Они утверждают, что уроки полового воспитания попирают традиционные ценности и развращают детское сознание.

Поднимается и более конкретная проблема: каждая школа применяет свою методику полового обучения. В итоге дети из разных штатов или просто с соседних улиц после выпуска имеют кардинально разные представления о сексе и собственном теле.

Однако существует статистика, косвенно подтверждающая влияние уроков. С 1986 года, когда начались основные инвестиции в половое обучение, количество абортов среди девушек от 15 до 19 лет снизилось к 2015 году с 52 на каждую тысячу до 22 на тысячу.

В каждом штате и школе программа полового обучения различается мелкими деталями. Например, на востоке США большинство штатов требуют от школ проводить не только уроки по сексуальным аспектам жизни, но и учить правильно обращаться с предметами контрацепции. В южной части страны этого зачастую не требуют, в том числе и в Техасе, где по данным на 2015 год был зарегистрирован самый высокий по стране уровень абортов среди школьников.

До развития массовых технологий на уроках показывали короткие документальные фильмы, где молодые актёры либо обсуждали с психологом желание мастурбировать, либо поднимали тему первой менструации. В младших классах учителя предлагали детям писать вопросы на половые темы, чтобы затем вместе на них ответить. Бывали вопросы как из разряда: «Почему пенис похож на стрелу?», так и «Нормально ли быть геем?»

В большинстве штатов образовательные ролики старались подавать нейтрально, не ставя перед учениками условия, а лишь пытаясь пояснить, что такое секс и как он работает. Но случались и исключения. В Техасе, к примеру, школы в основном подают половые уроки с упором на то, что секс до брака — ошибка.

Эту теорию активно поддерживают многие американцы, что хорошо видно на примере христианки Пэм Стензел (Pam Stenzel). В США она известна как радикальный борец с сексом до брака: Стензел не стесняется в выражениях и способна сравнить молодых девушек с проститутками, если они ведут активную половую жизнь без обручального кольца на пальце. Также она сторонник идеи, что половую жизнь детям и подросткам следует обсуждать с родителями дома или с частными специалистами.

Вопреки неоднозначности методики, к Стензел прислушиваются многие школы, и в среднем в год она даёт лекции о половой жизни для 500 тысяч учеников различных учебных заведений. Сторонники методики Стензел отмечают, что многие дети впервые узнают о венерических заболеваниях только благодаря её лекциям.

Пэм Стензел перед началом лекции о половом образовании, 2013 год. Фото Microplex News

Преувеличением будет сказать, что в США тема полового обучения стоит на пороге новой волны протестов и возмущений. Однако противоречия существуют, и в основном между сторонниками традиционных ценностей (подобно Стензел) и либеральными — подобно журналистке телеканала ABC Элизабет Смарт.

Смарт — противница теории о том, что секс до брака — грех. Её история борьбы началась в 2002 году, когда девушку похитили в возрасте 14 лет. Полиция нашла её спустя девять месяцев, к тому времени она уже была несколько раз изнасилована.

В 2006 году Смарт заняла активную позицию сначала по поддержке жертв изнасилований, а затем и по другим аспектам сексуальной темы. О желании победить «культурный миф» о греховности внебрачного секса она открыто заявила в 2013 году во время речи в Университете Джона Хопкинса в Мэриленде.

Тогда Смарт кратко пересказала историю своего похищения и упомянула ситуацию, которая произошла с ней на уроке полового воспитания в школе. По словам девушки, преподаватель курса сравнила способность женщин заниматься сексом с жвачкой: «Если делать это часто, то станешь старым куском жёваной резинки»

Но хотя Смарт и активный сторонник программы по развитию полового обучения в США, она никогда не заявляла о потенциале порносайтов в этой сфере. Тяжёлый эпизод жизни, когда её похититель просматривал порно, а потом насиловал Смарт, привёл к тому, что девушка снялась в ролике противников порнографии в 2016 году.

Элизабет Смарт. Фото Associated Press

В 2014 году роль интернета как источника знаний о половой жизни отметило издание Time, опубликовав статью о том, как из-за развития медиа школы в США стали терять власть над информацией о половой жизни. Автор материала заявляла, что ежегодно дети в США видят по телевизору около 15 тысяч отсылок к сексуальной жизни. В статье также приводились критические доводы о падении качества полового образования, по итогу которого якобы 80% школьников от 15 до 17 лет знали о сексе недостаточно.

Представители британской компании производителя контрацептивов Durex в ходе секс-опросов клиентов в 2014 году отмечали влияние интернета на половую осведомлённость.

По данным за декабрь 2016 года, больше двух миллиардов человек из развитых и развивающихся стран просматривают порносайты. Последние несколько лет активно развивается секстинг (переписка интимного характера), увеличивая тем самым роль интернета как источника знаний о половой жизни.

Британская газета The Guardian в конце 2016 года задавалась вопросом, как интернет может помочь в развитии полового образования, и отметила повсеместность онлайн-порнографии в развивающихся странах. Иронично, что статья вышла всего за месяц до официального запуска сайта «Центр сексуального здоровья от PornHub».

Обучающий проект крупнейшего порносайта, по словам авторов, будет освещать половую жизнь с точки зрения медицины и психологии. Для этого к работе над проектом авторы привлекли сексопатологов, врачей, терапевтов и психологов. На сайте доступны статьи о зачатии, венерических заболеваниях и отношениях между партнёрами. Руководитель проекта сексопатолог Лори Бетито (Laurie Betito) заявляла, что сайт будет предоставлять только проверенную и подтверждённую медиками информацию.

По данным на конец 2016 года, порносайт PornHub посещают больше миллиарда человек в месяц. Самый популярный американский сайт, посвящённый половому обучению, в месяц посещают всего два миллиона человек.

Российские школьники. Фото Кирила Брага, РИА «Новости»

Ситуация с половым воспитанием в России

Попытки ввести половое образование в России предпринимались в 1991 году, когда за введение уроков полового просвещения высказалось около 60% населения. В 1994 году на разработку программы власти выделили 2,5 миллиарда рублей. Однако, подобно истории с сексуальным образованием в США в 80-х годах, нашлось множество противников нововведения, что в итоге привело к резкому торможению программы и последующей заморозке.

В современной России вновь вернулись к идее программы полового воспитания в апреле 2014 года, когда Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах. Однако с тех пор в школах эту программу не ввели, и, как заявлял в декабре 2014 года тогдашний омбудсмен по правам ребёнка Павел Астахов, в России никогда не будет курсов по сексуальному просвещению, так как это противоречит нормам морали, нравственности и традициям России.

В создании программы по половому обучению Министерство образования не может опираться на опыт предыдущих лет, так как во времена СССР в школах тема сексуального развития не поднималась, а глава о репродуктивном процессе появилась в учебнике анатомии только в 1986 году. При этом среднегодовое число абортов в 1970-1980-х годах превышало 4,5 миллиона.

Екатерина Лахова — один из главных инициаторов программы полового просвещения в 1990-е годы. Фото из архивов Республики Чувашии

По данным ООН, в России в 2013 году на тысячу девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходилось по 30 беременностей. Более 60% россиянок занимались сексом до того, как достигли 19 лет, 70% девушек-подростков признались, что хотели бы знать о контрацепции больше. ООН также неоднократно советовала властям России ввести половое обучение, так как оно, по данным организации, помогает снижению числа ВИЧ-инфицированных.

В 2013 году Центр исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провёл опрос среди более 500 родителей с несовершеннолетними детьми. 62% участников считали, что в школах необходимо ввести курс полового воспитания, остальные 38% ответили отрицательно, выразив опасения, что это спровоцирует у школьников нездоровый интерес к сексу.

В 2014 году профессор и ученый Российского научного сексологического общества Евгений Кащенко в интервью «Комсомольской правде» утверждал, что нынешнее российское общество не готово к подобным урокам в школе, и упирать в первую очередь следует на просвещение родителей, которые расскажут детям нужную информацию дома.

Кащенко также упомянул закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который с 2012 года запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет. По мнению учёного, этот закон лишает преподавателей возможности пояснить российским детям принципы работы их тела и отношений между половыми партнёрами.

Есть два варианта: либо им это грамотно растолкует подготовленный специалист. Либо это сделает такой «замечательный» воспитатель и просветитель, как интернет. И представление о любовных отношениях, не сомневайтесь, подростки получат, наблюдая за физкультурными упражнениями немецких «сантехников» и порноактрис.

По нашим исследованиям, 40% подростков уверены, что из интернета они получают правдивую информацию о вопросах половой жизни.

Евгений Кащенко, профессор и ученый Российского научного сексологического общества

Кащенко отметил, что в российских школах не получится ввести уроки, на которых детей будут учить использовать презервативы, так как эта практика сформировалась в европейской культуре. В Международном техническом руководстве по сексуальному просвещению от ЮНЕСКО отмечается, что уроки должны вводиться с учётом культуры и менталитета страны.

В феврале 2016 года член Экспертного совета по сексуальному образованию Европейского бюро ВОЗ Борис Шапиро в беседе с журналистами «Эха Москвы» заявлял, что две трети родителей не могут говорить о сексе с детьми, притом что 80 % учителей считают, что половое воспитание должно вестись в семье.

Фото пресс-службы Московской Патриархии

Религиозное обучение вместо полового просвещения

Отход Министерства образования от идеи ввести уроки полового образования стал очевиден после пресс-конференции министра образования Ольги Васильевой в январе 2017 года. Тогда Васильева выступила против полового воспитания в школах, посчитав, что каждый родитель должен сам решать, когда и о чём вести разговор с собственным ребёнком.

Хорошим же источником нравственных знаний Васильева посчитала религию, о чём говорила ещё в октябре 2015 года, заявляя, что количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики в школах скоро может увеличиться.

Спустя два месяца после этого заявления родители учеников московской школы подали в Генпрокуратуру жалобу на «навязывание религиозной идеологии» детям. Возмущение вызвал учебник «Истоки», по которому в пятом классе преподаётся предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В учебнике якобы рассказывают про ангелов и святую воду, а посещение уроков обязательно. В конце декабря 2016 года администрация образовательного учреждения согласилась заменить его на учебник «Светская этика» из-за требований родителей, однако сам предмет никуда не делся.

В общеобразовательных школах России на уроках биологии и ОБЖ рассказывают о репродуктивной системе, беременности, профилактике ВИЧ и других инфекций, однако более личные вопросы вроде менструации или мастурбации не обсуждаются.

В марте 2016 года издание «Медуза» обратило внимание на фильм, который школьный учитель ОБЖ в Краснодарском крае показал своим ученикам. В нём рассказывалось, что дети наследуют гены всех половых партнёров женщины вне зависимости от того, кто стал отцом. Переспавшие несколько раз девушки назывались «помойкой с примесью генов». После звонка журналистов фильм посмотрел директор школы Георгий Кайшев, однако позже он заявил, что не увидел в фильме «ничего криминального».

Акция в Москве в День борьбы с ВИЧ-инфекцией, 2011 год. Фото Associated Press

Игнорирование советов ООН

В декабре 2015 года региональный директор ЮНЭЙСД (программы ООН по ВИЧ и СПИДу) по Восточной Европе и Центральной Азии Винеем Салданой объявил, что ситуация с ВИЧ-инфекцией в России с каждым годом становится хуже, а общее число случаев ВИЧ, выявленных в стране с 1987 года, приближается к миллиону. Отмечалось, что эпидемия охватывает все слои населения, а способ передачи в 40% случаев — гетеросексуальный контакт.

В правительстве РФ, должно быть, знали об этой статистике. За несколько месяцев до выступления Салданоя премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ускорить принятие в России стратегии борьбы с распространением ВИЧ.

Тогда же глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский утверждал, что для борьбы с половыми инфекциями нужны радикальные меры, рекомендованные ООН, в том числе — половое воспитание в школах.

Власти РФ проигнорировали предложение Покровского.

Если дети или подростки не получают каких-то знаний в школе, это ещё не значит, что они не получат менее достоверную и сомнительную информацию из других источников.

Винеем Салданой, региональный директор ЮНЭЙСД по Восточной Европе и Центральной Азии

Однако простое игнорирование — меньшее, что делали представители власти и чиновники, когда в России поднимали тему половых уроков.

Весной 2016 года начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем в Российском институте стратегических технологий Игорь Белобородов утверждал, что производители презервативов и секс-игрушек, а также навязанное западными странами сексуальное просвещение способствуют распространению СПИДа.

В январе 2017 года стало известно, что предложение Минздрава снять ограничения для ВИЧ-инфицированных на въезд в Россию заблокировали из-за протеста Минэкономразвития и МВД РФ. Тогда заместитель министра экономразвития Олег Фомичев заявил, что такое решение создаст угрозу национальной безопасности.

#золотойфонд

Как я вела уроки полового воспитания в школе

В 2000 году директор школы предложила мне вести факультатив – уроки полового воспитания у старшеклассников: «Вы молодая, любовного опыта у вас больше, чем у нас, старух, они будут вас слушать». «Так я же не специалист, я учитель младших классов!» «А по специальности – журналист! И где я возьму специалиста? На совещании в гороно прозвучала такая мысль, что школа должна готовить детей к семейной жизни. Мы решили, что организуем факультатив всего на месяц, раз в неделю после уроков. Цель – предупредить подростковые аборты и ранние браки. Иди готовь конспект, принесешь мне на утверждение».
Это было неожиданно, но заманчиво. И в самом деле, почему бы не поговорить с ребятами откровенно на тему секса? Цель благая. Когда-то еще в восьмидесятые в моей школе шестиклассница забеременела от семиклассника. Казалось, этого не могло быть, ведь он же еще мальчик, всего 13 лет! Коренастый очкарик. Тем не менее это случилось. Она сделала аборт и принесла в школу справку – освобождение от уроков физкультуры на месяц. До сих пор помню ее невысокую худощавую фигурку, когда она, осторожно ступая, слегка кособочась, подошла и протянула эту справку физруку. Я училась тогда в 5 классе, мы бегали кросс вместе с их шестым классом во дворе школы. О том, что с ней произошло, мне шепнула одноклассница – ее соседка. Мама этой несчастной Светы орала на дочь, отчитывала и обзывала ее по-всякому, не заботясь о том, что услышат соседи.
Вот и тема для первого занятия – «Откуда берутся дети?»
Только зачем рассказывать об этом старшеклассникам? Они и так все знают, еще и меня научат. Нужно говорить на эту тему с детьми 12–13 лет. Потому что говорить надо до, а не орать после.
Две недели я сочиняла конспект лекций по половому воспитанию подростков, составляла словарик, где простыми словами объясняла основные понятия, готовила «приличные» иллюстрации. Облазила Интернет, побеседовала с подростковым врачом в районной поликлинике, взяла интервью у психолога в городском Центре психологической помощи, опросила всех своих подруг и замучила вопросами мужа, заставляя его вспоминать юношеские проблемы. Муж смущался и темнил.
Потом я утверждала конспект у директрисы, уговаривала ее разрешить беседовать о сексе с «малышами», в качестве примера рассказывала про бедную Светку из моей школы. Директриса велела на родительском собрании в 8 классе узнать мнение родителей. Напуганные статистикой о подростковых беременностях и педофилах, родители дали добро. И вот я начала вести факультатив для двух восьмых классов. Просуществовал мой факультатив два года, потому что потом мы с мужем уехали из нашего города, я сменила работу. Сейчас многое изменилось, и не исключено, что кому-то покажется наивным мой «курс полового воспитания». Но все же я хочу поделиться этим материалом с родителями и учителями. Вдруг кому-то пригодится.

Словарик

Пол – врожденные особенности тела, которые делают человека мужчиной или женщиной.
Половые органы – наружные и внутренние органы человека, которые показывают его принадлежность к мужскому или женскому полу. Половые органы мужчины – пенис (половой член), мошонка, внутри мошонки два яичка. Половые органы женщины – лоно (вагина, влагалище), матка, два яичника.
Половой акт, секс, интим – физическое взаимодействие между мужчиной и женщиной, результатом которого может стать беременность.
Эрекция – наполнение пениса кровью, его затвердевание и выпрямление под прямым углом и выше. Переход пениса из висячего состояния (спокойного) в стоячее (возбужденное), благодаря чему становится возможным проникновение в вагину.
Сперма – семенная жидкость, в которой находятся мужские половые клетки – сперматозоиды.
Эякуляция, семяизвержение – выброс спермы из отверстия на головке пениса.
Поллюции – эякуляция во сне, обычно во время сновидений эротического характера. Начинаются у юношей в 13–14 лет.
Менструация (месячные) – ежемесячные маточные кровотечения, при которых кровь вытекает из лона. Начинаются у девочек в 11–14 лет и заканчиваются у женщин обычно к 50 годам.
Половая зрелость – способность к деторождению, то есть к зачатию, вынашиванию и рождению ребенка.
Социальная зрелость – этап развития личности, когда человек является самостоятельным членом общества, в частности может сам зарабатывать себе на жизнь.
Психологическая зрелость – способность человека понимать, адекватно воспринимать и анализировать происходящие события.

Анатомия

Начнем с анатомии. Сейчас я вам опишу голого человека, а вы скажете мне, кто это – мужчина или женщина. Голова, лицо, шея, туловище, пупок, две руки, две ноги.
Непонятно, кто? Конечно, потому что я не назвала половые признаки. Это особенности тела, которые позволяют нам понять, кто перед нами: мужчина или женщина.
Половые признаки бывают первичные и вторичные. Первичные – это половые органы, а вторичные – это тембр голоса, волосяной покров, мускулатура, рост.
Сначала назову половые органы.
У мужчины это пенис и мошонка, внутри мошонки прячутся яички. Яички вырабатывают семенную жидкость – сперму. Греческое слово sperma переводится как семя. Сперма состоит из мужских половых клеток – сперматозоидов. Рассмотреть их можно под микроскопом – они похожи на головастиков и очень подвижны. Их еще называют живчиками.
Пенис имеет утолщение на конце – это головка, на ней маленькая дырочка – мочеиспускательное отверстие. Через это отверстие также выливается (извергается под давлением, как лава вулкана) сперма.
Как видим, у мужчины все его мужское достоинство находится снаружи и одно общее отверстие для выхода мочи и спермы.
А вот у женщины половые органы находятся снаружи и внутри. Наружные половые органы похожи на губы (их так и называют – половые губы, большие, а под ними – малые), а еще – на морскую раковину. Если приоткрыть «раковину», будет видна телесно-розоватая слизистая поверхность, малые половые губы, вверху маленький «язычок» – это клитор, а ниже два отдельных отверстия – маленькое мочеиспускательное и побольше, эластичное – это вход в лоно.
Вы все слышали выражение «материнское лоно», правда? Лоно, вагина, влагалище – это три названия мышечной трубки, которая ведет к матке. Vagina – на латыни означает ножны, футляр. Почему такое название? В ножны вкладывают меч. В вагину входит пенис.
Матка – это мешочек из мышечной ткани, в форме груши, небольшого размера. Стенки матки эластичны, при беременности они растягиваются, чтобы в нее мог поместиться растущий ребенок. В матке женщина вынашивает ребенка целых 9 месяцев. Из матки он движется вниз и рождается на свет из лона матери. Справа и слева от матки – два яичника, в которых хранятся яйцеклетки. Яичники соединены с маткой полыми трубками.
У женщины, в отличие от мужчины, хорошо развиты грудные железы, которые называют молочными, ведь грудным молоком женщина кормит младенца.
У мужчин и у женщин растут волосы на лобке, то есть внизу живота.
У мужчин растут волосы также на лице – усы, борода, на груди, иногда даже на спине, у них волосатые руки и ноги. Тело у них более мускулистое, они более рослые, голос у них – низкий. У женщин гораздо меньше волос на теле, немного – на руках и ногах, на лице волосы не растут.
Все это можно увидеть и услышать. Но есть различия между мужчиной и женщиной, которые не видны глазу. Это различия в их психологии. Например, к сексу мужчины и женщины относятся по-разному. Об этом мы подробно поговорим позже, а пока вернемся, как я обещала, к описанию полового акта.
Что такое половой акт? Это физическая близость между мужчиной и женщиной, во время которой пенис проникает в лоно, совершая поступательные движения. Это похоже на движения поршня внутри шприца (демонстрирую с помощью одноразового шприца без иголки). Для того чтобы такое проникновение стало возможным, мужчина и женщина принимают специальные позы (показываю рисунки с 3–4 основными позами). Половой акт заканчивается семяизвержением – из отверстия полового члена вылетает сперма.
Как выглядит сперма? Сперма – это полужидкая масса беловатого цвета, с резким запахом, вязкая и липкая на ощупь. При попадании на одежду или постельное белье оставляет пятна.
Что такое сексуальные ласки? Половой акт обычно сопровождается объятиями и поцелуями. Но только объятия и только поцелуи не являются сексом, это ласки. Бывают ласки словесные – ласковые слова, когда мы говорим: милый, хороший, любимая, родная, солнышко и т.д. И бывают ласки телесные – поглаживания, поцелуи и объятия. Словесные и телесные ласки далеко не всегда связаны с сексом: мама ласкает своего ребенка, отец хвалит сына и обнимает его за плечи, подруги обнимаются, родственники целуются. Это простые проявления нежности и дружбы.
Сексуальные ласки более смелые – это поглаживания обнаженного тела, половых органов, поцелуи в губы. Такие ласки называются интимными.
Вы должны знать, что интимные отношения с детьми и подростками, не достигшими половой зрелости, являются уголовным преступлением. То есть за такие действия сажают в тюрьму. В случае если вас склоняют к интимной близости, вы должны обратиться за защитой к родителям. Я также готова прийти вам на помощь, если понадобится. Подробнее у нас будет отдельное занятие на эту тему.

Половой инстинкт

Почему люди вообще вступают в сексуальные отношения? Почему девушкам нравятся парни, а парни заглядываются на девчонок? Ответ простой – взаимное влечение полов предусмотрено природой. Конечно, сейчас я не имею в виду природу как пейзаж. Природа живого существа – это его инстинкты, то есть побуждения, которые заставляют действовать таким образом, чтобы жизнь на Земле продолжалась. Например, у нас развит инстинкт самосохранения. Мы запрограммированы природой на продолжение рода. А чтобы род человеческий продолжался, мужчины и женщины должны вступать в половые, то есть сексуальные, отношения. Проще говоря – они должны заниматься сексом.
Но вынашивать ребенка целых 9 месяцев – трудно: беременную женщину часто тошнит, у нее отекают ноги, секутся волосы, на последних месяцах ей тяжело дышать, неудобно спать. Рожать – больно. После родов изменяется фигура, мышцы живота уже не такие упругие, появляются лишние килограммы, на коже бедер – растяжки. После кормления ребенка грудь может изменить форму и обвиснуть.
Почему женщины идут на такие жертвы? Почему мужчины активно помогают им в этом?
Конечно, из одного чувства долга никто бы не вступал лишний раз в сексуальные отношения. Однако природа хитра: она сделала очень приятным процесс, в результате которого происходит зачатие ребенка. Заниматься сексом весьма приятно, это доставляет людям радость и наслаждение, снимает напряжение. А чтобы люди не избавлялись от последствий интимной близости, природа наградила людей родительским инстинктом. Материнский инстинкт заставляет женщин заботиться о своем потомстве. Родительский инстинкт у мужчин слабее материнского, но это и понятно: ведь жизнь новорождённого младенца целиком зависит от мамы, от ее молока и заботы. Конечно, сейчас появились молочные смеси, но мы говорим о естественном вскармливании, предусмотренном природой.
Вот так выглядит картина на уровне инстинктов. Точно так же вступают в половые отношения (спариваются) животные. Животные тоже заботятся о своем потомстве. Вы все наблюдали, как птица кормит своих птенчиков, приносит им червячков и мошек, пока они сидят в гнезде и не умеют летать.
В чем же отличие человека от животных? В двух вещах: у людей есть интеллект, то есть способность думать, и они способны испытывать такое чувство, как любовь.
Запомни! Природа наградила все живые существа мощным половым инстинктом. Животные спариваются с единственной целью – иметь потомство. Люди занимаются сексом не только для того, чтобы иметь детей. Они занимаются этим, чтобы выразить свою любовь или просто для удовольствия. И если сексуальные партнеры не хотят, чтобы результатом полового акта стало зачатие ребенка, они должны предохраняться от нежелательной беременности. Самый простой способ – надеть на пенис презерватив, чтобы сперма осталась в нем и не попала в женское лоно. Презерватив – это защита и от беременности, и от инфекций, которые передаются половым путем.

Беременность

Вы знаете, что вопрос «Откуда я взялся?» дети задают в очень раннем возрасте. И многие родители отвечают, что ребеночка им принес аист, или они нашли его в капусте, или купили в магазине. Даже если они говорят, что ребенок появился на свет из маминого животика, малыш удивляется: «А как же я туда попал?» Объяснение «мама проглотила семечку, и из нее вырос ты» кажется понятным и устраивает ребенка до поры до времени. Правду о своем появлении на свет подросшие дети узнают по-разному: от родителей, друзей, из книг. Но иногда практика опережает теорию. И бывает так, что подростки зачинают новую жизнь, вовсе не желая этого и не догадываясь, к каким последствиям приведет их интимный контакт. Нежеланная беременность – есть такой термин в медицине. Чтобы в вашей жизни не было нежеланной беременности, мы подробно поговорим о ситуациях, когда может наступить беременность.
Посмотрите на эту пару (фотография голых мужчины и девушки, они обнимаются, вид сбоку, половых органов не видно). Это мужчина и женщина в детородном возрасте. Когда начинается и когда заканчивается этот возраст? У разных людей по-разному. Природа подает знак о начале детородного периода: девочке – появлением месячных, мальчику – появлением поллюций. Девочка, у которой начались месячные, стала девушкой. Мальчик, у которого начались поллюции, стал юношей. С этого времени физически они могут зачать ребенка.
Для зачатия необходим биологический материал – женская яйцеклетка и мужское семя (сперматозоид). Яйцеклетка находится в глубине женского организма, сперматозоиды вырабатывает мужской организм. Как же они могут соединиться? Как мужское семя оказывается у женщины внутри? Конечно же, не воздушно-капельным путем, а в результате полового акта, мы с вами это уже выяснили.
Теперь представьте себе, что девочка 11 лет и мальчик 12 лет занимались сексом и девочка забеременела. Если это случилось, то, значит, они достигли детородного возраста, так? Не совсем. Они находятся в начале детородного периода, но еще не достигли половой зрелости.
Половая зрелость – это способность зачать, выносить и родить ребенка. Далеко не всегда девочка-подросток может по своим физическим данным выполнить эту программу из трех пунктов. Ее тело еще растет, внутренние органы тоже. Беременность – это огромная нагрузка на неокрепший детский организм. Ведь человек до 12 лет – еще ребенок. Половая система еще не готова к вынашиванию плода, поэтому у девочек нередко бывают выкидыши. Выкидыш – это самопроизвольное прерывание беременности. Проявляется болями внизу живота и кровотечением. То, что могло стать ребенком, выходит наружу. Почти всегда при этом врачу приходится вычищать матку изнутри хирургическим инструментами, чтобы в ней ничего не осталось. А это самый настоящий аборт, о его последствиях поговорим отдельно.
Если даже девочка доносила ребенка, то в большинстве случаев она не может родить сама, и врач делает ей операцию – кесарево сечение. Делают надрез на животе, потом на матке и через этот надрез извлекают ребенка. На матке остается рубец, на животе – шрам. Хорошо, если только шрам. Любая операция опасна кровотечением и другими осложнениями. Могут занести инфекцию в матку, и потом придется долго лечиться. Инфекция также может стать причиной бесплодия.
Кроме того, у незрелых родителей и дети незрелые. Такие малыши очень часто рождаются с врожденными аномалиями. Очень жалко этих деток.
Возьмем другую парочку: девочке и мальчику по 15 лет, они хорошо развиты физически, выглядят, как взрослые, практически достигли половой зрелости. Как вы думаете, готовы они к рождению ребенка? Нет. А почему? Потому что они не достигли социальной зрелости. Социальная зрелость – это самостоятельность, прежде всего финансовая. А их содержат родители. Также в силу юного возраста они психологически незрелые личности. Психологическая зрелость – готовность человека понимать, адекватно воспринимать и анализировать происходящие с ним события. Вряд ли школьница готова гулять с детской коляской и не стесняться косых взглядов и насмешек. Вряд ли школьник готов с гордостью заявить одноклассникам: «Поздравьте меня, я стал папой!» А разве это нормально, когда родители стесняются своего ребенка? Всему свое время.
Запомни! Люди, как и ягоды, созревают. Они должны созреть для занятий сексом, для создания семьи и для рождения ребенка. Чтобы взять на себя ответственность за малыша, будущие родители должны достичь половой, психологической и социальной зрелости.
Продолжение «»

Половое воспитание (сериал, 2019)

Половое воспитание

Sex Education

Жанр

комедия-драма

Создатель

Laurie Nunn

Сценарист

Лори Нан
Софи Гудхарт
Брайан Когман

В ролях

Эйса Баттерфилд
Джиллиан Андерсон
Эмма Макки
Шути Гатва
Коннор Суинделлс
Кедар Уильямс-Стирлинг
Алистэр Петри
Эйми Лоу Вуд
Микаэл Персбрандт
Мими Кин

Композитор

Оли Джулиан

Страна

Великобритания Великобритания

Оригинальный язык

английский

Количество сезонов

Количество серий

8 (список эпизодов)

Производство

Исполнительный продюсер

Джэйми Кэмпбелл

Продюсер

Джон Дженнингс
Симон Моррис

Место съёмок

Англия и Уэльс

Хронометраж

46-52 минут

Трансляция

Телеканал

На экранах

11 января 2019 — настоящее время

Формат видео

Ссылки

Официальный сайт

IMDb

ID 7767422

«Половое воспитание» (англ. Sex Education) — британский комедийно-драматический телесериал, рассказывающий о проблемах учащихся средней школы английского городка Мурдэйл. Первый сезон сериала, состоящий из 8 серий, был представлен компанией Netflix 11 января 2019 года. Первый сезон получил высокий рейтинг пользователей на сайте Rotten Tomatoes. В сериале освещаются такие темы как сексуальная идентичность, гиперсексуальность, невольное воздержание, мастурбация, любовная застенчивость, подростковая сексуальность, подростковая беременность, рискованное сексуальное поведение.

2 февраля 2019 года стриминговый-сервис Netflix официально продлил сериал на второй сезон.

Главные герои

  • Отис Милберн (Эйса Баттерфилд) — учащийся средней школы Мурдэйла, девственник и стесняющийся своего тела «ботаник». Воспитывается матерью, которая является известным практикующим сексологом. Сам себя считает низшим звеном в школьном социуме, много времени уделяет прослушиванию музыки и учебе. Хорошо разбирается в базовых вопросах психологии отношений.
  • Джин Милберн (Джиллиан Андерсон) — мать Отиса, развелась с отцом Отиса, который также является известным специалистом в области сексологии. Пытается быть с сыном на одной волне, что регулярно выливается в примеры гипертрофированной заботы и попытки отработать на Отисе «психологические штучки». После развода не является сторонницей постоянных отношений, пользуется популярностью у мужчин Мурдэйла.
  • Реми Милберн (Джеймс Пьюрфой) — отец Отиса, развелся с женой и ушел из семьи после того, как бы уличен в измене. Живет в США и изредка поддерживает связь с сыном через интернет, практически не участвуя в его жизни.
  • Эрик Эфьонг (Шути Гатва) — лучший друг Отиса, знающий его с самого детства. Эрик — открытый гей, растущий в глубоко религиозной афробританской семье, которая старается принять его выбор. Эрик — яркий и веселый парень, который пытается найти свою любовь, но безуспешно, по причине своей небольшой популярности в школе. Играет в школьном оркестре на валторне.
  • Мэйв Уайли (Эмма Макки) — школьная оторва и «плохая девчонка», прилагающая все усилия к тому, чтобы вырваться с социального дна при помощи усердной учебы. Мать Мэйв губит пристрастие к алкоголю и наркотикам, отец бросил семью, когда Мэйв была маленькой, брат связан с криминалом. Мэйв увлекается историей литературы и феминизма, любит слушать панк-рок. Сексуально раскрепощенная и дерзкая, она является полной противоположностью Отису. В школе имеет неоднозначную репутацию, отчасти это связано с тем, что она стала жертвой буллинга. Проживает в трейлер-парке с городской беднотой и крайне стесняется своего образа жизни, часто сталкивается с необходимостью найти деньги для выживания.
  • Адам Грофф (Коннор Суинделлс) — сын директора, школьный хулиган и разгильдяй. Живет и учится, находясь в конфронтации со своей консервативной семьей. Имеет массу психологических проблем и комплексов. Неожиданно получив психологическую помощь от Отиса, положил начало дружбе главного героя с Мэйв Вайли.
  • Джексон Марчетти (Кедар Уильямс-Стирлинг) — школьный староста, любимчик школы и подающий большие надежды спортсмен. Знакомится с Мэйв и старается перевести их встречи из плоскости «секса без обязательств» в статус постоянных отношений. Джексон воспитывается однополой парой, у него две матери.
  • Руби (Мими Кин) — школьная красавица из тусовки «Неприкасаемых», старается держаться только своего круга общения.
  • Эйми Гиббс (Эйми Лоу Вуд) — подруга Руби, также состоящая в клубе «Неприкасаемых». Тайно общается и дружит с Мэйв Вайли. Эйми из состоятельной семьи, поэтому её дом часто используется для тусовок.
  • Анвар (Чанейл Кулар) — гей и модник из богатой индийской семьи, один из лидеров «Неприкасаемых».
  • Оливия (Симон Эшли) — член клуба «Неприкасаемых», первая клиентка Отиса и Мэйв.
  • Лили Иглхарт (Таня Рейнольдс) — мечтательная одноклассница Отиса с небольшими странностями в поведении. Уделяет все свободное время созданию эротических комиксов про инопланетные путешествия и поиску первого сексуального партнера. Испытывает большой страх остаться девственницей до окончания школы, беззастенчиво предлагает заняться с ней сексом своим одноклассникам.
  • Джейкоб Ньюман (Микаэль Персбрандт) — сантехник, регулярно приезжающий для ремонтных работ в дом Милбернов. Испытывает к матери Отиса большие чувства.
  • Ола Ньюман (Патриция Элисон) — дочь Джейкоба, влюбившаяся в Отиса. Так же, как и Отис, не имеет опыта отношений.

Список эпизодов

1 сезон (2019)

Название Режиссёр Автор сценария Дата премьеры
1 «Эпизод первый» Бен Тейлор Лори Нунн 11 января 2019
Отис, шестнадцатилетний студент колледжа, живущий со своей матерью Джин, известным секс-терапевтом, испытывает проблемы с мастурбацией. Его лучший друг Эрик, открытый гей, говорит, что все их одноклассники занимались сексом в течение лета. Адам, школьный хулиган и сын директора, не может испытать оргазм после секса со своей подружкой Эйми. Эйми делится проблемой со своей подругой Мэйв, которая имеет репутацию распутницы. Адам и Отис получают совместное задание и, придя к Отису домой, Адам узнаёт, что его мать — сексолог, несмотря на попытки Отиса скрыть это. На следующее утро он рассказывает всем об этом, заставляя смущённого Отиса убежать, но Мэйв следует за ним. Позже они находят в заброшенном школьном туалете Адама, который страдает от последствий приёма трёх таблеток виагры. Тот делится своей ситуацией, и Отис советует ему принять самого себя. На следующий день Адам раздевается перед всей школой в рамках «принятия себя». У него получается достичь оргазма с Эйми, но она бросает его, потому что после своей выходки он её смущает. Мэйв предлагает Отису организовать в школе клинику секс-терапии, где она будет отвечать за организацию, а Отис — консультировать.
2 «Эпизод второй» Бен Тейлор Лори Нунн 11 января 2019
Эйми устраивает у себя дома вечеринку, где Отис и Мэйв пытаются найти клиентов, раздавая бесплатные советы (по аналогии с пробниками товара, как предложил Эрик). Эрик пытается научить девушек правильно выполнять фелляцию, но у одной из них срабатывает рвотный рефлекс, что приводит к катастрофе. Отис случайно запирается в ванной с парой, которые поранили друг друга при попытке заняться сексом, и устраивает им сеанс терапии. Адам врывается на вечеринку, где видит Эйми, разговаривающую с другим парнем, и разбивает об его голову урну с прахом бабушки Эйми. Джин пытается найти общий язык с сыном, который, по её мнению отдаляется от неё, а Отис обижается, считая поведение матери навязчивым. Мэйв обнаруживает, что беременна, и занимается сексом с Джексоном, чтобы отвлечься от этих мыслей, но он хочет отношений. Разочарованная своим положением, она говорит Отису, что секс-терапия — плохая идея, от которой стоит отказаться. На следующий день сразу несколько учеников обращаются к Отису за советом и готовы платить, вдохновлённый этим, он сообщает Мэйв, что намерен следовать плану.
3 «Эпизод третий» Бен Тейлор Софи Гудхарт 11 января 2019
Отису снится Мэйв и у него случается эякуляция, что он безуспешно пытается скрыть от Джин. Мэйв собирается сделать аборт, но политика клиники требует, чтобы кто-то забрал её после операции. Она просит Отиса, он соглашается, думая, что она зовёт его на свидание. Эрик проходит прослушивание в музыкальную группу колледжа, и кларнетистка Лили предлагает ему помощь с освоением материала. Оказавшись у него дома, она пытается переспать с ним, но позже они развлекаются с косметикой и смотрят гей-порно, когда Эрик говорит, что он — гей. Мисс Сендс, преподаватель английского языка, уличает Мэйв в плагиате и призывает больше использовать свой талант себе на пользу. Отис приходит раньше времени, его прогоняют, и он даёт советы по отношениям паре, которая протестует против абортов у стен клиники. Джексон побеждает в соревнованиях по плаванию, но расстраивается, узнав, что Мэйв не была на трибуне. После аборта Отис провожает Мэйв до дома, и на прощание они обнимаются.
4 «Эпизод четвёртый» Бен Тейлор Лора Нил и Лори Нунн 11 января 2019
Отис и Мэйв продолжают переписываться, а Джексон ищет способ попросить Мэйв быть его девушкой. Он обращается к Отису за советом и платит ему аванс; пытаясь вернуть деньги, тот невольно даёт советы об интересах Мэйв, и Джексон пользуется этой информацией. Джин испытывает симпатию к Джейкобу, мастеру, который приехал ремонтировать её ванную. Когда Отис смотрит лесбийское порно, исследуя проблемы своих клиентов-лесбиянок, в комнату внезапно заходит Ола, дочь Джейкоба. Эрик получает работу выгуливателя собак и случайно заставляет собаку Адама убежать из парка, что приводит к проблемам Адама с отцом. Лили предлагает Отису заняться сексом, так как они оба девственники, но он отказывается. Отис проводит сеанс со своими клиентами в бассейне, но безуспешно. После они устраивают шуточную драку в бассейне с Мэйв, и у Отиса случается эрекция, которую он скрывает. Джексон снова спрашивает совета насчёт Мэйв, Отис предлагает совершить какой-то грандиозный жест, в надежде, что её это отпугнёт. Но это работает и Мэйв соглашается быть девушкой Джексона.
5 «Эпизод пятый» Бен Тейлор Софи Гудхарт и Лора Хантер 11 января 2019
Джексон приглашает Мэйв на ужин с родителями, но всё идёт не так, когда они начинают расспрашивать её про семью, поэтому она сбегает через чёрный ход. Позже, она извиняется перед ним и рассказывает про свою неблагополучную семью, а он признаётся в своих психологических проблемах. Мэйв и Отис пытаются выяснить, кто распространяет непристойную фотографию одного из их клиентов. Эрик с Отисом планируют посмотреть фильм «Хедвиг и злосчастный дюйм», одевшись в героев фильма, следуя их традиции в день рождения Эрика. Увлёкшись разгадкой тайны фотографии, Отис бросает Эрика. У того крадут телефон и бумажник, а по дороге домой его избивают два гомофоба. Он звонит Джин, которая забирает его домой, когда Отис возвращается, у них с Эриком случается серьёзная словесная перепалка, и они расходятся.
6 «Эпизод шестой» Кейт Херрон Лори Нунн и Фредди Сиборн 11 января 2019
Во флэшбеке маленький Отис случайно видит, как его отец Реми занимается сексом со своей пациенткой, что приводит к разводу его родителей. Следуя совету отца, Отис соглашается принять предложение Лили. Когда они пытаются заняться сексом, Отис невероятно неуклюж, а потом испытывает паническую атаку, потому что действия Лили вызывают его детские воспоминания. Эрик чувствует себя всё более изолированным и пытается одеваться «нормально». В итоге на репетиции он набрасывается на руководителя школьной группы, а затем ударяет Анвара в коридоре, что приводит к отстранению до конца года. Его отец пытается поговорить с ним, но безуспешно. Адам выигрывает конкурс сочинений с эссе, за которое он заплатил Мэйв. Мисс Сендс (как и Отис) догадывается, что его написала Мэйв, и сообщает директору Гроффу, который тоже что-то подозревает. Отис даёт советы Эйми, чей новый парень хочет, чтобы она проявляла инициативу в постели. Джин всё ещё увлечена Джейкобом, поэтому нарочно создаёт ситуацию, чтобы он приехал, и они сближаются. Шон, брат Мэйв, возвращается после долгого отсутствия; между ними возникает напряжённость, но позже они примиряются. Ола и Отис пытаются разобраться в своих чувствах по-отдельности, но Ола делает первый шаг, усложняя ситуацию.
7 «Эпизод седьмой» Кейт Херрон Софи Гудхарт 11 января 2019
Мэйв и Отис не хотят идти на школьный вечер танцев, но Джексон и Ола заставляют их изменить решение. Мэйв пытается саботировать отношения Олы и Отиса, но Ола невосприимчива к её попыткам; позже она пытается поговорить с Отисом, но он невольно оскорбляет её, и она уходит. Вдохновлённый вновь обретённой уверенностью, Эрик приходит на танцы, где мирится с Отисом. Во время танцевального вечера Лиам, клиент Отиса, угрожает сброситься с декораций, но у Отиса получается отговорить его, произнеся страстную речь о неразделённой любви, что производит впечатление на Мэйв. Джексон признаётся, что заплатил Отису за советы в отношении Мэйв, создав конфликт между ними. Позже, пьяный Джексон конфликтует со своей властной матерью и уходит из дома, приходит к Мэйв и признаётся ей в любви. Адам вступает в физическую ссору с отцом, напрягая их и без того непростые отношения. Когда Джейкоб говорит Джин, что хочет серьёзных отношений, она отказывает, чтобы не усложнять зарождающиеся отношения Олы и Отиса. Отис находит черновик новой книги Джин, в которой описываются его сексуальные расстройства.
8 «Эпизод восьмой» Кейт Херрон Лори Нунн 11 января 2019
Мистер Грофф находит наркотики, которые Шон продавал во время танцев, и полагает, что Мэйв и Отис организовали наркотрафик в школе. Когда он угрожает вызвать полицию, Мэйв берёт ответственность на себя, делая себя кандидатом на отчисление. Она защищается перед комиссией, но решение откладывается. Джексон, расстроенный словами Мэйв о том, что она его не любит, начинает пропускать тренировки. Он говорит мистеру Гроффу, что снова будет представлять школу, если Мэйв оставят, но директор в конце анулирует сделку. Эрик и Адам оказываются на отработке, в итоге их физическая перепалка приводит к поцелую и сексу, но их отношения разрушаются, когда Адама отправляют в военную академию. Отис борется с навязчивостью Джин, и они решают изменить свою жизнь. Джин идёт домой к Джейкобу, чтобы поставить точку в их отношениях, но в итоге они снова занимаются сексом. Отис мирится с Олой, и она соглашается отвезти его домой. Когда Мэйв возвращается домой, она обнаруживает, что Шон снова сбежал. Также она находит приз за лучшее эссе, который Отис украл из школы и записку с его извинениями. Решив признать свои чувства к Отису, она отправляется к нему домой, но видит его целующимся с Олой, и уходит. Поцелуй возбуждает Отиса, и у него наконец получается помастурбировать.

Производство

Особенности сериала

Каждый новый сюжетный ход, как правило, начинается со сцены секса, обозначающей проблему, которую придется решать главному герою. Сексуальные проблемы подростков становятся фоном для освещения более глубоких вопросов взросления, принятия собственной индивидуальности, этического выбора, поиска смысла жизни. Команда сериала уделила большое внимание актуальным проблемам травли в школах, гомофобии, конфликта поколений, употребления наркотиков и возможных причин для суицида. Примечательно, что в отличии от других молодежных сериалов, «Половое воспитание» делает минимальный акцент на атрибутах современной эпохи, стараясь сосредоточить внимание зрителя на живых отношениях между людьми.

Музыка в сериале

В сериале большой акцент сделан на подбор музыкального сопровождения для подчеркивания характеров героев и их индивидульности. Отис Милберн по сериалу является поклонником пост-панка, хотя по собственному признанию засыпает только под запись криков китов. Мэйв Вайли любит слушать панк-рок новой волны, одной из любимых групп является норвежская четверка Sløtface. В сериале также звучат песни The Cure, Bikini Kill, Billy Idol, Talking Heads, UB40, The Smiths, A-Ha, Generation X, Roots Manuva.

Съёмки

Съёмки сериала проходили на территории южного Уэльса и Англии в долине реки Уай, в том числе в населённых пунктах Лландого и Тинтерн в Монмутшире. Сцены, происходящие в средней школе Мурдейла, были сняты в бывшем кампусе Университета Южного Уэльса в Карлеоне, Ньюпорт.

Критика

Первый сезон получил хорошую реакцию критиков. На веб-агрегаторе Rotten Tomatoes рейтинг одобрения составляет 91% со средней оценкой 8,36 из 10 на основании 57 рецензий. Общий вывод гласит: «Неприлично смешной, душевный и удивительно мудрый, „Половое воспитание“ — грубоватая шалость группы подростков, чьи сексуальные злоключения так тщательно продуманы, что даже для взрослых есть пара вещей, которым можно поучиться». Сайт Metacritic, который использует средневзвешенное значение, присвоил сезону оценку 81 из 100 на основании 16 отзывов, что означает «всеобщее признание».

В позитивном обзоре Лиз Шеннон Миллер из IndieWire поставила сериалу оценку А-, отметив: «Опять же, это история детей, колеблющихся как в дружеских отношениях, так и в отношениях, насквозь пронизанных юношеским воодушевлением. „Половое воспитание“ отлично справляется со многими вещами, главной из которых является создание мира средней школы, который кажется полностью развитым, в некоторой степени реалистичным, но с чувством эскапизма». Льюис Найт из Daily Mirror наградил сериал 5 звёздами, отметив: «Это весёлая, честная и освежающе разнообразная комедия с талантливым актёрским составом и откровенным разговором о сексуальности подростков (и их родителей)». Джеймс Понивозик, обозреватель The New York Times описал сериал как «Своевременный, но не очень актуальный, феминистский, с освежающим чувством страха в отношении своего предмета. Секс в этом шоу не является проблемой или захватывающей приманкой, а аспектом здоровья».

В смешанном отзыве Хэнка Стьюера из The Washington Post отмечается: «Существует типичная проблема сериалов Netflix, когда в середине сезона на один или два эпизода сюжет затихает и останавливается, в то время, как сценаристы и продюсеры выясняют концовку. Но всё же в материале чувствуется задумка и искренняя забота, и важная мысль о том, что дело не только в формах и размерах наших „причиндалов“». Эд Пауэр из The Independent раскритиковал сериал и поставил ему лишь 2 звезды из 5, написав: «„Половое воспитание“ сильно страдает от того, что он не основан на особом времени и месте. Он стремится угодить всем, но смущён, и самому сериалу требуется помощь терапевта».

Шути Гатва, исполнивший роль чернокожего гея-подростка Эрика, получил похвалу от критиков, которые отметили, что ему удалось избежать в своём образе клише гея и чернокожего «лучшего друга».

17 января 2019 года, спустя неделю после релиза, Netflix объявил, что сериал посмотрели более, чем 40 миллионов зрителей.

Примечания

  1. Джиллиан Андерсон идет в секс-терапевты — вышел первый сезон сериала «Половое воспитание» (рус.) (неопр.) ?. moskvichmag.ru. Дата обращения 27 февраля 2019.
  2. Почему все вокруг говорят про сериал «Половое воспитание». РБК.Стиль. Дата обращения 27 февраля 2019.
  3. Сериал Половое Воспитание от Netflix продлили на второй сезон. Роккульт. Дата обращения 27 февраля 2019.
  4. Williams, Kathryn There are loads of Welsh locations in this major new Netflix series. Wales Online (16 January 2019). Дата обращения 17 января 2019.
  5. Medd, James Where is ‘Sex Education’ on Netflix filmed?. Condé Nast Traveller (22 January 2019). Дата обращения 22 января 2019.
  6. Moon, Ra Sex Education Location: The British school where the Netflix series is filmed. Atlas of Wonders (13 January 2019). Дата обращения 22 января 2019.
  7. Sex Education: Season 1. Rotten Tomatoes. Fandango. Дата обращения 11 февраля 2019.
  8. Sex Education: Season 1. Metacritic. CBS Interactive. Дата обращения 11 февраля 2019.
  9. Miller, Liz Shannon ‘Sex Education’ Review: Sweet and Sexy Netflix Series Is the Anti-’13 Reasons Why’. IndieWire (11 January 2019). Дата обращения 16 января 2019.
  10. Knight, Lewis Sex Education on Netflix review – «Hilariously honest and refreshingly diverse». Daily Mirror (10 January 2019). Дата обращения 16 января 2019.
  11. Poniewozik, James Review: ‘Sex Education,’ a Sweet Teen Comedy of Modern Lust. The New York Times (9 January 2019). Дата обращения 16 января 2019.
  12. Stuever, Hank Review | ‘Sex Education’ is a bracingly frank look at high school’s busy birds and bees. The Washington Post (11 January 2019). Дата обращения 16 января 2019.
  13. Power, Ed Sex Education review: Gillian Anderson’s Netflix comedy is eager to please but tonally confused. The Independent (10 January 2019). Дата обращения 16 января 2019.
  14. From Ncuti Gatwa to floral tributes: this week’s fashion trends, The Guardian (1 February 2019). Дата обращения 20 февраля 2019.
  15. Sex Education’s Ncuti Gatwa Doesn’t Want to Play the Gay Best Friend, Vulture (22 January 2019). Дата обращения 20 февраля 2019.
  16. Sex Education’s vital, complex portrayal of black queer teenhood (англ.), Dazed (22 January 2019). Дата обращения 20 февраля 2019.
  17. Porter, Rick Netflix Reveals Viewership Numbers for ‘You,’ ‘Sex Education’ and More. The Hollywood Reporter (17 January 2019). Дата обращения 17 января 2019.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх