Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Почему зачем как

Разница между словами «почему» и «зачем»

Одна из любимых тем у меня и самых любознательных учеников — это смысловая разница между схожими, а то и одинаковыми, с первого взгляда, словами и выражениями.
Очень часто иностранцы, уже довольно хорошо владея русским языком, «прокалываются» на использовании слов, которые кажутся типичными синонимами, но на самом деле имеют разный смысл, особенно в контексте. Один из самых распространенных случаев — использование слова «почему» вместо «зачем». Если вы совершаете такие ошибки, не переживайте, это более чем естественно, ведь вне контекста смысл у этих слов примерно одинаковый и несет ту же смысловую нагрузку, что и английское слово «why», которое используется и в смысле «почему» и в смысле «зачем», и даже в смысле «а что».
Почему ты сегодня такой грустный? — Why are you so sad today?
Зачем мы пришли в это кошмарное место? — Why we have come to this terrible place?
Ты замужем? — Are you married?
Нет. А что? — No. Why?
Поскольку студенты, которые только начинают знакомиться с русским языком, часто калькируют слово в контекст в случайном из его словарных значений, то выходит смысловая путаница. Представьте ситуацию. Я хочу отправить вам видеоурок, но не знаю, сможете ли вы его посмотреть, есть ли у вас для этого техническая возможность. Тогда я решаю задать вопрос, и происходит следующий диалог:
— У вас есть видеоплеер на компьютере?
— Да. Почему?
или
— У вас есть видеоплеер на компьютере?
— Да. А почему?
В первом случае вы явно хотели сказать «Да. А что?», а во втором «Да. А зачем?»
Я спрашиваю у вас, установлен ли на вашем компьютере видеоплеер, и вам становится интересно, зачем он может понадобиться, но в связи с использованием слова «почему», смысл встречного вопроса искажается. Точнее, звучит вопрос совершенно неестественно. Слово «почему» в данном случае использовалось вместо слова «зачем», но по смыслу оно его не заменило.
Как же понять, в каком случае мы используем слово «зачем», а в каких «почему»? Давайте разбираться.
Перед тем, как задать вопрос, необходимо понять, что мы имеем в виду: цель или причину действия.
Вопрос «зачем» можно заменить на следующие вопросы: «с какой целью?», «для какой цели?», «для чего?»
Вопрос «почему» можно заменить на следующие вопросы: «что к этому привело?», «что вас заставило это сделать/так подумать?»
Стало быть, когда во время нашего короткого диалога вы хотите выяснить, зачем вам видеоплеер, ясно, что вы по сути спрашиваете: «для какой цели он мне нужен?», «для чего он мне нужен?»
Давайте попробуем использовать эти вопросы. Диалог может быть, например, таким:
— На вашем компьютере есть видеоплеер?
— Да. Почему вы спрашиваете?
В данном случае вопрос «почему» используется абсолютно правильно, потому что вопрос «почему вы спрашиваете?» по смыслу равняется вопросу «что вас заставило задать этот вопрос?» (последнее выражение звучит слишком официально и строго, но сейчас это не имеет значения, наша задача сейчас — почувствовать разницу)
Русский язык не возможен без исключений, поэтому бывают и такие случаи, когда слово «зачем» используется в значении «почему». Это редкость, и данная форма считается устаревшей, но ее можно встретить, например, в художественных текстах, в поэзии. Звучат такие фразы более возвышенно, нежели повседневная речь, более эмоционально. Например: «Зачем я не птица?..»
Говорящий не спрашивает, с какой целью он родился человеком, а с некоторой ноткой сожаления спрашивает, почему, по какой причине он не способен парить в воздухе и чувствовать себя более свободным.
Итак, подытожим сказанное короткой формулой.
Зачем = Цель
Почему = Причина

«Почему?» или «зачем?»

Тот и другой вопрос хороши по-своему. И заслуживают пристального внимания! Итак.

«Почему?»

Вопрос «почему» (так произошло, я так поступил и т.п.) помогает проанализировать ситуацию, сделать необходимые выводы на будущее. Чтобы перейти уже ко второму вопросу.

Однако многие люди не переходят, они так и застревают в «почему». И либо непрерывно задают этот вопрос, либо отвечают на него. Ответы генерируются автоматически, поскольку модель уже откатанная.

Попробуйте ответить на вопрос: «Почему ты опоздал?» Легко? Ещё бы. Будильник не сработал… пробка… мама позвонила не вовремя… телефон разрядился…

Это не значит, что все ответы — ложь. Они могут быть и правдивы. Не в этом дело.

Вопрос «почему?» ведёт к деградации.

Он водит нас по одному и тому же кругу одних и тех же шаблонов.

«Зачем?»

Вопрос «зачем?» ведёт к развитию и самопознанию.

Тот же самый вопрос, заданный по-другому, даёт нам массу открытий чудных.

«Зачем ты опоздал?» Странный вопрос. Но только на первый взгляд.

«Зачем ты поехал отдыхать именно на этот курорт?»

«Потому что подвернулась дешёвая путёвка», — ответ тоже правильный.

«Затем, чтобы не думать, не напрягаться, не мучиться выбором», — ответ гораздо более интересный.

Тогда я узнаю о себе, что я — ленив и пассивен в выборе.

А если «Потому что я там ни разу не был»? Тоже хорошо.

Но лучше: «Затем, что я хочу увидеть новые места».

Тогда я узнаю о себе, что я — любознательный и стремлюсь к новым впечатлениям.

«Зачем ты уволился с этой работы?»

«Потому что начальник дурак», — тоже верно.

«Затем, чтобы не решать проблем взаимопонимания», — лучше.

«Затем, чтобы найти для себя более комфортные отношения», — ещё лучше.

Тогда я узнаю о себе, что комфортные отношения с руководителем для меня приоритетны. Более приоритетны, чем зарплата, местоположение работы и т.д. И это не хорошо и не плохо. Это просто правда. Правда про вас.

Реактивное и проактивное поведение

Вопрос «почему?» и ответы на него знаменуют реактивное поведение. Поведение «от».

Что-то случилось — и я реагирую.

Это нормально.

Но застрять в этом — значит, прекратить развиваться.

Вопрос «зачем?» и ответы на него знаменуют проактивное поведение. Поведение «к» или «для».

Маленький ребёнок берет в руки предмет. Если этот предмет не издаёт звуков, что делает ребёнок? Он стучит. Этим предметом по какой-либо поверхности. Ребёнок хочет извлечь звук. Ребёнок проактивен. Он хочет быть причиной чего-либо, создателем явления. Для него существует лишь вопрос «зачем?»

«Зачем ты стучишь?» — «Чтобы было громко!»

Проактивное поведение, поведение «зачем» — более осознанное.

В этом случае между стимулом и реакцией есть промежуток. И это — пространство свободного выбора.

В случае «почему» промежутка нет. Свободный выбор отсутствует. Я — раб привычек, шаблонов, обстоятельств, других людей…

У таких людей в речи доминируют пассивные конструкции и их аналоги: «мне приходится», «я вынужден», «у меня нет выбора», «меня позвали», «мне сказали»… бесконечное количество вариаций.

Вопрос «зачем?» требует осознанности в любой ситуации и с проекцией на будущее. Иногда даже очень отдалённое.

Вопрос «зачем?» требует ориентации на цель. Каждый поступок должен соответствовать цели, иначе вопрос «зачем?» не будет иметь ответа и превратится в «почему».

«Зачем ты занимаешься фитнесом?» — «Чтобы к 50-ти годам быть в отличной физической форме!»

Вопрос «Почему ты занимаешься фитнесом?» как-то и неуместен даже…

«Зачем ты все свободное время проводишь на диване?»

«Потому что мне лень шевелиться», — хоть и честно, но неправильно.

«Затем, чтобы к 50-ти годам превратиться в развалину с лишним весом и остеохондрозом, чтобы иметь все поводы жаловаться на здоровье, ныть и отравлять жизнь окружающим», — вот это то самое оно.

Чаще задавайте вопрос «зачем?»

Будьте проактивны.

Начинайте, представляя конечный результат.

Для чего-то все это нужно

«Для чего-то все это нужно» -так может сказать тот, кто пережил потерю, внутри освободилось пространство, которое нечем заполнить равноценным потере. Все вопросы: «Что такое — эта жизнь?» и «Для чего все это нужно? «Какой во всем этом смысл? бессмысленны.

Жизнь не имеет смысла, она сама по себе есть смысл. Жизнь состоит из мелочей, и каждое мгновение проживает саму себя.

С другой стороны, понимаешь, что существует какой-то вселенский смысл во всем. Жизнь просто есть и для чего-то все это нужно. И понять его невозможно, можно только принять то, что есть. Такое принятие — бесконечное доверие жизни. Все, что происходит, что бы ни происходило, необходимо для тебя, чтобы прожить это и вырасти, стать более разумным, более осознанным.

Состояние принятия — это ключ. В этом состоянии ты перестаешь быть препятствием, ты на одной волне с Существованием. Энергия осознанности, энергия жизни начинает проникать в тебя, и ты становишься созвучен природе.

Ступивший на путь осознанности задает один единственный вопрос и то себе: «Кто я?». Самый важный вопрос, который имеет смысл и ответ, на который можно получить у самого себя. Ответ на него не получишь, если будешь смотреть на внешний мир, даже если улетишь на другие планеты. Ответ можно получить, если узнаешь себя.

Узнаешь себя, узнаешь весь мир. Потому, что мир есть зеркало, которое отражает тебя и весь мир отражается в тебе. Это можно узнать лишь, став осознанным настолько, что поднимешься над телом и умом и достигнешь уровня осознанности. На этом уровне человек становится тем, кем он на самом деле является — сознательной энергией Вселенной, энергией Жизни, энергией радости, из которой состоит Вселенная, та энергия, которая создает и разрушает миры, цивилизации, все живые формы.

Посредством роста сознания всего живого и особенно человечества растет сознание Вселенной, растет Жизнь вечная и бесконечная. От каждого из нас зависит этот рост.

Пора человечеству повзрослеть, взять ответственность на себя, понять, что именно от нас, от каждого человека зависит качество нашей жизни. С ростом осознанности человек становится добрее, разумнее, радостнее. Эти энергии доброты, радости, ясности, понимания влияют на тех, кто рядом, и они становятся лучше.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх