Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Почему ребенок хочет умереть

Детское понимание смертности

В зависимости от возраста, дети понимают значение смерти по-разному:

  • До 3 лет дети не понимают значение слова «смерть». Они не расстраиваются, если кто-то из близких покидает навсегда этот мир. Но им передаётся эмоциональное состояние матери или отца, их отчаяние, гнев и уныние.
  • К 5 годам у большинства детей формируется понимание этого явления. Но они ещё не воспринимают смерть, как что-то необратимое. Они помнят, что в сказках герои могли оживать, не умирать, а засыпать на долгое время.
  • В младшем школьном возрасте (6-11 лет) ребёнок уже понимает, что смерть – это необратимое явление. Он начинает переживать, что самые близкие люди могут покинуть его и он никогда их больше не увидит. Также у детей в этом возрасте складывается устойчивое мнение, что все умершие попадают на небо.
  • Дети старше 11 лет воспринимают смерть, как неизбежное явление и чётко понимают, что все люди, которых они знают, когда-нибудь умрут. Единственное, с чем не могут смириться подростки – это собственная уязвимость. Жизнь в этом возрасте кажется бесконечной.

Каким образом уведомить малыша, что больше нет близкого человека?

Стоит ли сказать о смерти родственника ребенку и как это правильно делать?

Если в семье случилось горе, то ребенок должен об этом знать. Исчезновение из жизни близкого человека не останется для него незамеченным. В голове малыша появится много вопросов, на которые придётся отвечать.

Если этого не сделать, то у ребёнка не сформируется правильное понимание смерти. Психологи советуют придерживаться следующих правил:

  1. Говорите правду. Нельзя обманывать малыша, что дядя, сестра или мама уехали в долгое путешествие. Ложь быстро раскроется и ребёнок будет чувствовать себя обманутым и не сможет никому доверить свои переживания.
  2. Подготовьтесь. Вы должны быть морально устойчивы и не показывать своих чувств. Ребёнок может начать истерить, узнав о смерти любимой бабушки, а может не показать никаких эмоций. В младшем возрасте дети больше привязаны к домашним питомцами и переживают их смерть сильнее, чем смерть родственников.
  3. Выберите место и время. Разговор о смерти с ребёнком должен проходить в максимально комфортной для него обстановке. Беседа может затянуться на долгое время, поэтому не стоит упоминать о событии мимолетом. Все вопросы, появляющиеся в сознании малыша, должны быть закрыты.
  4. Установите доверительный контакт. Смерть, поминки, плачущие дяди и тети, закрытые зеркала – все это выводит ребёнка из зоны комфорта. Он не понимает, что происходит и начинает бояться. Поэтому перед тяжёлым разговором обнимите ребёнка, поговорите о детском саду или школе, дайте любимую игрушку в руки.
  5. Говорите по делу. Не начинайте рассказ издалека. Первой фразой должна стать: «Твой дедушка умер». Посмотрите на реакцию ребёнка и повторите ещё раз: «В больнице не смогли его спасти». Ваши фразы должны быть лаконичным и прямыми, чтобы малыш не выдумывал ничего сам. Не подходят двусмысленные фразы типа:»твоя мама ушла» или «твоя бабушка уснула навеки».
  6. Если у ребёнка умерла любимая собака, на этом тоже стоит акцентировать внимание. Питомцы для детей являются такими же членами семьи, как и родственники, а иногда ближе некоторых из них. В разговоре покажите малышу, что вам тоже тяжело расставаться с животным, но ничего поделать нельзя.

Будьте максимально честны и открыты при разговоре с ребёнком о смерти. Не злитесь, если он не понимает, что вы хотите ему донести. Ни в коем случае не пугайте малыша тем, что смерть приходит к тем, кто плохо себя вел.

Необходимо ли рассказать о кончине матери или отца?

Родители – самые близкие люди в жизни ребенка. Утрата одного из них навсегда откладывает отпечаток на характер и поведение.

Рассказать ребенку о смерти мамы или отца необходимо в ближайшее время. Иначе у него сложится впечатление, что от него что-то скрывают.Лучше всего, если о смерти расскажет второй родитель.

Как бы ни было тяжело маме или папе в этот момент, но никто не поймёт ребёнка лучше. Если трагичную новость сообщит знакомый семьи или психолог, будет только хуже. Ребёнок испугается страшных известий, которые преподнес ему не близкий человек и замкнется в себе.

Не стоит бояться, что малыш возненавидит вас, если вы расскажете, что папа или мама умерла. Наоборот, от родного человека ему будет намного проще воспринять информацию и поделиться переживаниями.

Каким образом правильно сообщить о кончине бабушки или дедушки?

Бабушка с дедушкой самые близкие для ребёнка люди после родителей. Но их смерть не всегда шокирует внуков. Пожилые люди часто болеют, к ним вызывают врачей, дети наблюдают за этим и понимают, что скоро бабушка с дедушкой могут умереть.

Если такое горе случилось в семье, поговорить об этом с ребёнком. Выберите момент, когда у него хорошее настроение, он не устал и не голоден.

Если малыш не хочет говорить на эту тему, отложите разговор на несколько дней или пока сам не начнёт задавать вопросы.

Как правило, дети до 7-10 лет не воспринимают смерть бабушки или дедушки как трагедию. Они могут скучать по ним и вспоминать, как было хорошо, когда они были рядом. Это будет поводом поговорить о смерти в более широком смысле, объяснить, что все люди умирают и этого не стоит бояться.

Реакция и возможные вопросы

Психологи советуют подготовиться к разговору с ребенком о смерти и заренее знать, как реагировать и отвечать на возникшие вопросы. Самое часто чувство, которое возникает у дошкольников и младших школьников при сообщении о том, что кто-то из близких умер, это страх.

Малыш не знает почему так происходит и как вернуть все обратно. Именно из-за чувства страха нельзя говорить детям, что человек не умер, а уснул, так как ребенок будет бояться засыпать по ночам. Ответьте малышу на все вопросы, которые у него возникли.

Чаще всего дети спрашивают:

  • Что такое рай, можно пойти туда к бабушке?
  • Почему люди не живут вечно?
  • Видно ли меня с небес?
  • Почему Бог все знает и видит?

В подростковом возрасте известие о смерти чаще всего вызывает гнев. Это выражается в раздражительности, упрямстве, нежелании делать домашние дела, уроки. Ребенок может стать неуправляемым. Вам стоит переждать этот переломный момент и всегда быть рядом, если понадобиться поддержка.

У детей может возникать чувство вины за произошедшее. Они думают, что причина смерти в них, их непослушании или плохих отношениях. Иногда чувство вины приобретает физическую форму. У ребенка начинает болеть голова, он не может есть, пить, спать. Объяните, что его вины в этом нет и каждому человеку отведен срок на земле.

Помочь пережить горе: советы психолога

Если вы столкнулись с необходимостью рассказать ребёнку о смерти его близких, будьте рядом с ним после того, как он узнает о потере. Малыш не должен переживать горе в одиночестве. Справиться с этой нелёгкой ситуацией помогут советы психологов:

  1. Не покидайте ребёнка сразу после разговора с ним. Ответьте искренне на все вопросы, обнимите, вытрите слёзы. Если у малыша случилась истерика, оставьте его в комнате, но поглядывайте за ним. Через 15-20 минут попробуйте поговорить с ним.
  2. Присматривайте за малышом во время игр. Обратите внимание на то, какие сюжеты он выбирает, что рисует. Вы можете увидеть мотивы недавних событий. Не запрещайте ребёнку так играть. Попросила, чтобы он принял вас в эту игру и действуйте по его правилам.
  3. Ребёнок может по-разному реагировать на известие о смерти близкого человека. Он может выражать злость и гнев в своём поведении или, наоборот, замкнуться в себе. Необходимо показывать ребёнку, что вы и все родственники, оставшиеся рядом, открыты для общения и готовы помочь. Ни в коем случае не ругайте малыша за плохое поведение, появившиеся плохие отметки в дневнике. Это ещё больше оттолкнет и замкнет ребёнка в себе.
  4. Помогите ребёнку снять накопившийся стресс. Если вы видите, что он легко возбудим, постоянно нервничает, у него не получается выполнять элементарные задания, занимайтесь с ним активными видами спорта, можете разбить пару чашек, лопнуть шарики. Это поможет отвлечь малыша от тяжёлых мыслей.
  5. Если в течение долгого времени ребёнок не может пережить горе, мысли стали навязчивыми, появились страхи и кошмарные сны, необходимо отвести его на встречу с детским психологом.
  6. Покажите ребёнку, что жизнь продолжается. Никто не отменял праздники, пускай и день рождение без дедушки теперь будет не таким веселым, а наряжать ёлку без старшего брата очень тяжело.

Смерть близкого человека – это тяжёлое событие для всей семьи. Поэтому важно в этот период поддерживать друг друга и чаще проводить время вместе.

Почему родители боятся разговоров о смерти

Мамы и папы хотят дать ребенку самое лучшее: беззаботное детство, в котором нет страхов, потерь и смерти. Хотят подарить ему волшебный мир, где Дед Мороз приносит подарки, зубная фея меняет зубы на конфеты, где игрушки оживают ночью, а хомячок и любимая собачка уходят жить на радугу. Или просто уходят. В лес, в поле, в другой дом, к другому ребенку…

Фантазия родителей безгранична, но она не решает главную проблему. Нет больше любимого Шарика, ребенок его больше не увидит, ни через год, ни через десять лет. Он не вернется. Он больше ничего не чувствует, не просит косточку, не лает и не скулит.

Двоюродная бабушка не уехала в гости, не переехала жить на Камчатку. Ее больше нет. Нигде нет… Наверное, и у взрослых при чтении этих строк наворачиваются слезы. Что тут говорить о ребенке.

Как можно такими словами разрушить детский мир сказок и грез! Придет время, повзрослеет и сам все поймет. А сейчас путь верит в лучшее.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком.

За стремлением позаботиться о комфорте и душевном спокойствии ребенка скрывается родительская тревога — собственный страх смерти. Скорее всего родителей оберегали их родители, которые в свою очередь получили такой опыт от своих мам и пап.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком. Причем бережно и деликатно.

Взрослых больше всего в этом непростом вопросе пугает неизвестность. Никто не знает наверняка, что будет после того, как мы умрем. Мы можем только фантазировать и предполагать. Научно обоснованных теорий, доказанных фактов не существует. Оттуда еще никто не возвращался.

Очень хорошо иллюстрирует этот страх притча об осужденном к смертной казни, которому дали возможность выбора. Или смерть или выход в дверь. Но за дверью неизвестность. Осужденный выбрал смерть. А за дверью свобода. Только никто ее не выбирал, поскольку неизвестность страшнее смерти.

Ребенок же боится страшных конкретных картин, которые сам же и нарисовал в своем воображении. А уж о детском воображении все имеют представление. Уж чего только не напридумывают!

Поэтому с детьми особенно важно конкретно проговорить все страхи, ответить на все вопросы, которые задает ребенок, смягчить, заменить страшную картину на более приемлемую для ребенка.

«Молчание — золото». Насколько применимо это выражение к теме смерти

Шестилетнего ребенка отвезли к болеющей, но еще живой бабушке. После ее смерти придумали красивую историю о переселении бабушки далеко-далеко, в красивый дом. Еженедельно передают от нее приветы и искренне верят, что сделали все для блага ребенка.

И все бы хорошо, только у ребенка появились судороги, навязчивые повторяющиеся действия, да и вообще какой-то нервный стал. Мама шестилетнего мальчика удивилась, узнав, что с ребенком нужно говорить о смерти. Как оказалось, она сама очень боится этой темы, и всегда старается заговорить о чем-то другом, спрятаться, сбежать. И это не единственный известный мне подобный случай.

Ребенок видит, что мама плачет, понимает, что случилось что-то плохое, но не знает что именно. Ему говорят, что все хорошо, что ничего не произошло. Только почему-то все грустят. Значит близкие люди его обманывают. Ему как будто запрещают говорить о своих чувствах, проживать их. И приходится ребенку справляться самому.

Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары.

Способов справиться в запасе у ребенка мало. В основном это психосоматика — реакции тела. Судороги, моргания глазами, ковыряние в волосах, стремление грызть ногти — самые распространенные способы ребенка справиться с непростыми чувствами.

Подсознательно ребенок знает правду. Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары. Естественные для детей страхи — темноты, остаться одному, отпустить маму — тоже говорят о наличии у ребенка страха смерти.

Неназванная эмоция — это самое страшное. Малыш чего-то боится, что-то чувствует, но не знает что это. Он не знает, что это нормально, что это есть у всех, что с этим можно справиться. Когда родители озвучивают, называют его страхи — становится спокойнее.

Вспоминаю свои чувства, когда в 15 лет из разговора родителей узнала о тяжелой болезни бабушки. Конечно, никто не торопился поговорить об этом со мной, не до того было… Это были самые ужасные две недели. Я ни с кем не могла разделить ужас, который творился у меня в душе. Нельзя ни поговорить, ни поплакать, ни задать вопросы… Кажется, что можно только молчать. Облегчение наступило, когда страшный разговор все-таки состоялся. Теперь я была не одна, теперь можно было говорить и чувствовать, а не держать все внутри себя.

«Мама тоже так боялась. Но она справилась, справлюсь и я». Чувства названы, открыты. О них можно говорить, их можно проживать и чувствовать. Это как тяжелый мешок, который, наконец, можно нести с кем-то вдвоем. Уже не так тяжело, не так страшно.

Как говорить с ребенком о смерти

В первую очередь нужно справиться со своим страхом. Чувства родителей моментально считываются бессознательным ребенка. Поэтому спокойный, ровный эмоциональный фон — залог успешного разговора.

Да, разговор не из легких. Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью.

На каждый свой вопрос ребенок должен получить ответ.

— Больно ли птичке, когда я толкаю ее палкой?
— Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.

— Когда Шарик вернется домой?
— Он не вернется. Он умер. Когда умирают, не возвращаются.

— Почему дедушка больше не приходит в гости?
— Он умер, он больше не придет.

Честность и открытость как никогда нужны в этом разговоре. Любая ложь и фальшь вызовут у ребенка еще больше тревоги. Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Ребенок обязательно спросит, умрет ли он, умрет ли мама, папа, бабушка, братик или сестричка. Четко и уверенно говорим: «Да. Все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».

Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Так мы показываем ребенку, что жизнь имеет конец. Но этот конец будет очень нескоро. Впереди целая жизнь, наполненная интересными событиями.

Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти, принятия конечности жизни, тревога у ребенка спадает. Он принимает информацию, учится ценить жизнь.

Почему люди умирают. Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Также честно отвечаем: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Иногда люди умирают в машине в аварии. Но чаще всего они благополучно возвращаются домой».

Мы одновременно показываем ребенку возможные варианты, при которых может наступить смерть, и снимаем тревогу, делим на «часто» и «редко». Честно, но безопасно для ребенка.

Что происходит с человеком после смерти, что он чувствует. Часто дети интересуются, что чувствует человек после того, как умрет. Не холодно ли ему под землей? Отвечаем, что нет. Его тело уже неживое, оно не может ничего чувствовать.

А вот насчет того, что происходит с человеком, с его душой, существуют разные мнения — и лучше познакомить ребенка со всеми.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить. Только не нужно слишком пугающих картин про ад.

Оптимальный вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии.

Если семья религиозная, наверняка есть готовый ответ, которым можно поделиться с ребенком. Но не перестарайтесь. Чересчур привлекательная картина «загробного мира» может разочаровать ребенка в жизни земной. Поэтому соблюдаем баланс.

«Люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость, боль и удовольствие. Мы можем становиться старше, познавать все самое лучшее, что есть в каждом возрасте».

Как рассказать о смерти близкого родственника

Тоже говорим честно. «Бабушка умерла. Она была очень старенькая и долго болела. Я не знаю, где она сейчас. Она не в нашем мире, мы ее больше не увидим. Возможно, она в небесной стране, где ей хорошо и спокойно».

Не нужно скрывать своих чувств. Если хочется плакать — значит нужно это сделать. Объясните ребенку, что вы очень скучаете по бабушке и грустите, что ее больше нет. Когда грустно — мы плачем. Смерть — это большая потеря. Очень тяжело жить без дорогого человека.

С нами навсегда останется память о бабушке — фотографии, видео, памятные вещи, их важно беречь и хранить. Ее потомки — мама, сам ребенок, его будущие дети — это тоже продолжение бабушки. «Да, она больше не придет, мы не увидим ее глазами, но всегда будем помнить о ней».

Определите, что ребенок может сделать для умершего. Посадить цветок, зажечь свечку, поставить в рамку фотографию, сделать семейный альбом или видео на память, покормить птиц.

Важно объяснить ребенку, что это нормально — грустить, плакать переживать потерю. Что это на самом деле очень больно — терять близких. Показывая ребенку на своем примере, что вы не стесняетесь слез, вы учите его справляться со своей болью.

Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна

Дочка подросток постоянно говорит, что хочет умереть.

Здравствуйте, Анна!

Сразу хочу Вам сказать, что «стресс и все такое» у Вашего ребенка начались не только в период экзаменов и поступления! Вы и сама свидетельствуете, что подобное наблюдаете уже несколько лет.

Для подростков, а этот период по разным мнениям наступает с 11-13 лет, стресс во многом связан не только с гормональными перестройками организма, но и со сменой социальных стереотипов и статусов самовосприятия и самопрезентации. Они очень по многим вопросам меняются и ищут новые формы восприятия мира, себя, ближайшего окружения. В этот период для них очень важным становится, хотя иногда всячески отрицается ими самими, поддержка и понимание их в этих процессах от родных и близких им людей.

Согласитесь, что и взрослым не всегда уютно в этом быстро меняющемся мире! Каково же подростку, Вы можете даже не догадываться, поскольку мир серьезно изменился и сравнивать сегодняшнее отрочество и юность с теми, в которых удалось формироваться нам с Вами значительно отличаются не только по структуре, но и по эмоциональной нагрузке.

Ваша дочь, похоже, сложно самостоятельно справляется с той нагрузкой, которая выпала на ее душу. Ситуация осложняется еще и тем, что Вас, похоже, саму пугают те изменения, которые с нею происходят. Дети это очень чутко чувствуют! И их реакция самая простая – если такая никчемная, что даже родным не нужна, то зачем тогда я сама себе?!

Так что не удивляйтесь перепадам настроения и неадкватному поведению! Они лишь следствия тех страхов, что испытывает Ваша дочь, той неуверенности в себе, которую не может преодолеть самостоятельно, но просить помощи уже не может из-за отсутствия доверия к миру, в том числе и к Вам, как его представителя.

Что делать? Перестать вести себя с нею, как будто она и впрямь душевно больная! Найти слова поддержки и ободрения, найти слова любви и проявить эту любовь не только интересуясь, что дать, чтобы она не чувствовала себя так, а как минимум понять, что именно она чувствует, что с нею в действительности происходит.

И конечно, обратиться к психологу. Причем, и для себя в том числе. Как раз для того, чтобы разобраться в своих страхах, связанных с происходящим. А еще для того, чтобы найти те слова поддержки, которые помогут и Вашей дочери согласиться на помощь специалистов в этой ситуации. Ведь простого предложения сходить к психологу сейчас явно будет недостаточно, поскольку необходимо вернуть прежнее доверие к Вам и Вашим словам.

А то, что ее поведение напоминает Вам 13 летнюю девочку как раз и говорит, что что-то в этом периоде пошло не так, как планировалось, какая-то неразрешенность в этом периоде мешает двигаться в развитии дальше, давит и угнетает настолько, что все другое кажется бесполезным и постылым.

Вспомните, что Вы мать и можете любить своего ребенка без условий, без необходимости ей соответствовать каким-то Вашим ожиданиям, а просто за то, что она Ваша дочь. Сейчас Вам просто необходимо любить ее именно так! А не чураться, как чумную! Чтобы научиться уважать себя, нашим детям нужен пример уважения их родителями, понимание их сложностей, не осуждение, когда они совершают ошибки, а поддержки, чтобы их не делать. Любовь и доверие, причем безусловные, помогут и Вам обрести уверенность в своей дочери и ее готовности к взрослому миру, и ей, научиться уважать себя и доверять окружающему миру, чувствовать себя в нем не так тревожно.

С уважением, Елена Гладкова.

Оцените ответ психолога:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх