Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Отношение к геям

Опрос проведен 27 – 30 марта 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 800 человек в возрасте 18+ в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 4,1%

«Невидимое меньшинство»

На фоне развивавшегося украинского кризиса в 2013-2014 гг. (не учитывая кратковременные информационные «вспышки», не нашедшие широкого отклика в первую очередь в федеральных средствах массовой информации) проблема гомофобии в России стала менее заметна в публичном пространстве, чем два года назад. Комплекс чувств, направленный на защиту русскоязычного населения в Украине, усиливался антифашистской риторикой и обращением к исторической памяти противостояния агрессорам, что в итоге привело к росту внешней ксенофобии, переключившей внимание с внутренних врагов (ЛГБТ – сообщества, мигрантов, этнических «чужаков») на внешних (США, ЕС, Украину).

Внешнеполитические «игры» временно отвлекли население от нетрадиционных сексуальных меньшинств, но в целом оно не стало толерантнее к ним. По-прежнему чуть более трети россиян (37%) считают, что гомосексуализм – это болезнь, которую надо лечить (это мнение разделяют в первую очередь респонденты с высшим образованием). Лишь каждый четвертый россиянин (по сравнению с каждым третим два года назад) считает, что представителей ЛГБТ надо «оставить в покое». Радикальные взгляды стали встречаться чаще – 18% опрошенных считают, что надо преследовать «чужих» по закону (среди лиц с образованием ниже среднего – 22%). Минимальное число сторонников метода «кнута» среди россиян, обладающих высшим образованием – 12%.

Число респондентов, рассматривающих гомосексуализм как результат совращения, за два года существенно не изменилось: с 17% против 13%. Такие случаи если и имели место, то в принципе не освещались, оставаясь «табу» в публичной сфере. Кроме того, активная «информационная» фаза гомофобной кампании, увязывавшей гомосексуализм с педофилией и другими актами насилия, прошла.

Вторым (по численности сторонников) объяснением природы гомосексуализма стал культурный контекст, рассматривающий отличную от привычной в обществе сексуальную ориентацию, как проблему социализации индивидов, получивших плохое воспитание, а потому «распущенных». Сейчас так думает четверть населения (26%), два года назад этого мнения придерживались только 23%.

КАК ВЫ ЛИЧНО ДУМАЕТЕ, ГОМОСЕКСУАЛИЗМ, В ОСНОВНОМ – ЭТО … (один ответ)

фев.13

мар.15

Болезнь, которую нужно лечить
Результат плохого воспитания, распущенность, вредная привычка
Результат совращения (в семье, на улице, в закрытом учреждении)
Данная от рождения сексуальная ориентация, имеющая такое же право на существование, как и гетеросексуальная ориентация
Затрудняюсь ответить

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ СЛЕДУЕТ… (один ответ)

апр.13

мар.15

Преследовать по закону
Лечить
Помогать им достойно жить
Оставить в покое
Затрудняюсь ответить

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ СЛЕДУЕТ… (распределение ответов в зависимости от образовательного уровня респондентов)

Все

Высшее

Среднее

Ниже

среднего

Преследовать по закону
Лечить
Помогать им достойно жить
Оставить в покое
Затрудняюсь ответить

Восприятие представителей ЛГБТ населением за год существенно не изменилось. Более чем у двух третей опрошенных (65%) преобладают негативные чувства – отвращение и страх (24%), раздражение (22%), настороженность (19%). Каждый четвертый реагирует на гомосексуалистов и лесбиянок «спокойно, без особых эмоций». Лишь 3% россиян подходят под понятие «гей-френдли», т.е. относятся к представителям ЛБГТ-сообщества дружественно, что не выходит за рамки статистической ошибки и не может рассматриваться всерьез.

Преобладание тех или иных установок понимания природы гомосексуализма, обозначенные выше (болезнь, девиация как результат плохого воспитания или совращения, ориентация, имеющая право на существование), оказывает существенное влияние на восприятие носителей сексуальной ориентации, отличной от принятой в российском обществе, в качестве единство приемлемой. Среди тех россиян, кто считает, что гомосексуализм – это данная от рождения сексуальная ориентация, имеющая такое же право на существование, как и гетеросексуальная ориентация, доля нейтрально настроенных в два раза выше, чем в целом по стране (59% против 26%). И, наоборот, доля настроенных негативно в два раза меньше, чем среди тех, кто считает гомосексуализм болезнью или «вынужденной девиацией». Большей частью населения (66%) негативно воспринимаются и люди с отличной от пола гендерной идентичностью – транссексуалы.

КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ГОМОСЕКСУАЛИСТАМ И ЛЕСБИЯНКАМ? (один ответ)*

июн.03

фев.13

мар.15

Доброжелательно
С интересом
Спокойно, без особых эмоций
Настороженно
С раздражением
С отвращением или страхом
Затрудняюсь ответить

КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ГОМОСЕКСУАЛИСТАМ И ЛЕСБИЯНКАМ? (один ответ)

Респонденты, считающие гомосексуализм…

…болезнью

…”вынужденной

девиацией”

…сексуальной ориентацией,

имеющей право

на существование

КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ГОМОСЕКСУАЛИСТАМ И ЛЕСБИЯНКАМ? (один ответ)

Доброжелательно
С интересом
Спокойно, без особых эмоций
Настороженно
С раздражением
С отвращением или страхом
Затрудняюсь ответить

КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ТРАНССЕКСУАЛАМ?

май.14

Благожелательно
Вполне терпимо
Без особых чувств
С раздражением
С негодованием
Затрудняюсь ответить

Соотношение одобряющих и не одобряющих отношения между людьми одного пола в целом по стране сейчас составляет 1:3. Среди россиян, считающих гомосексуализм одним из возможных вариантов сексуальной ориентации, каждый второй положительно относится к «однополым отношениям», существующим по взаимному согласию. Придание однополым отношениям правового статуса поддерживает только 7% населения. Для большей части опрошенных (84%) однополые браки в России неприемлемы. Десять лет назад противников однополых отношений было на 10 п.п. меньше.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ ВСТУПАТЬ В ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ТОГО ЖЕ ПОЛА?

фев.13

мар.15

Определенно да
Скорее да
Скорее нет
Определенно нет
Затрудняюсь ответить

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ ВСТУПАТЬ В ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ТОГО ЖЕ ПОЛА?

Респонденты, считающие гомосексуализм…

…болезнью

…”вынужденной

девиацией”

…сексуальной ориентацией,

имеющей право

на существование

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ

ВСТУПАТЬ В ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ТОГО ЖЕ ПОЛА?

Определенно да
Скорее да
Скорее нет
Определенно нет
Затрудняюсь ответить

КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К ТОМУ, ЧТОБЫ РАЗРЕШИТЬ ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ В РОССИИ?

апр.05

июл.10

июл.12

фев.13

мар.15

Целиком положительно
Скорее положительно
Скорее отрицательно
Резко отрицательно
Затрудняюсь ответить

Только 21-30% респондентов не испытывают никакого дискомфорта от физического присутствия рядом представителей ЛГБТ-сообщества: 29% говорят, что у них не вызвало бы негативных эмоций проживание рядом пары гомосексуалистов/лесбиянок; 27% работали бы «без эмоций» с коллегой с нетрадиционной сексуальной ориентацией; 22% не чувствовали бы дискомфорт, общаясь с «таким» другом. У большей части опрошенных в целом по выборке социальная дистанция тем выше, чем ближе круг взаимодействия. Барьеры в общении гораздо ниже у тех респондентов, кто обладает какими-либо знаниями об ЛГБТ-сообществе. Доля респондентов, настроенных резко негативно по отношению к возможному соседу, коллеге или другу с нетрадиционной сексуальной ориентацией, среди знающих в среднем в 1,5 раза ниже, чем среди тех, кто ничего не знает о данном сообществе. Справедливости ради стоит отметить, что у знающих не выражены позитивные установки контактировать с ЛГБТ, они просто значительно менее гомофобны и агрессивны по отношению к ним.

Всего

Респонденты, которые

ничего не знают

о движении ЛГБТ

“Знающие”

КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К ТОМУ, ЕСЛИ БЫ РЯДОМ С ВАМИ ПОСЕЛИЛАСЬ ПАРА

ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ / ЛЕСБИЯНОК?

Положительно
Без эмоций
Настороженно
Резко негативно
Затрудняюсь ответить

КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К ТОМУ, ЕСЛИ БЫ ВАМ БЫ ПРИХОДИЛОСЬ РАБОТАТЬ

ВМЕСТЕ С ГОМОСЕКСУАЛИСТАМИ / ЛЕСБИЯНКАМИ?

Положительно
Без эмоций
Настороженно
Резко негативно
Затрудняюсь ответить

КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К ТОМУ, ЕСЛИ БЫ КТО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ

ОКАЗАЛСЯ ГОМОСЕКСУАЛИСТОМ / ЛЕСБИЯНКОЙ?

Положительно
Без эмоций
Настороженно
Резко негативно
Затрудняюсь ответить

Россияне, имеющие представления о движении ЛГБТ, склонны более понимающе относиться к его проблемам (или хотя бы признавать факт их наличия) – доля респондентов, считающих, что представители ЛГБТ подвергаются дискриминации и физическому насилию, среди знающих о движении выше, чем среди незнающих и в целом по стране. Стоит отметить, что иногда гомофобное насилие происходит «практически при полном попустительстве полиции» и является существенной проблемой.

Всего

Респонденты, которые ничего не знают о движении ЛГБТ

“Знающие”

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОДВЕРГАЮТСЯ ИЛИ НЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕТРАДИЦИОННОЙ

СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В РОССИИ ФИЗИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ (НАПАДЕНИЯ,

УБИЙСТВА И ПР.)?

Да
Нет
Затрудняюсь ответить

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОДВЕРГАЮТСЯ ИЛИ НЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕТРАДИЦИОННОЙ

СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В РОССИИ ДИСКРИМИНАЦИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ДАВЛЕНИЕ, УЩЕМЛЕНИЕ ПРАВ И ПР.)?

Да
Нет
Затрудняюсь ответить

Несмотря на то, что сам закон вызвал немало споров о том, что же следует понимать под «пропагандой гомосексуализма», в общественном мнении сложились достаточно устойчивые представления о допустимых границах публичного проявления «иной» сексуальной ориентации. Гей-парады и поцелуи, объятия на публике по-прежнему воспринимаются, как наиболее неприемлемые и пропагандирующие гомосексуализм действия (по мнению 87% и 85% соответственно). Стоит отметить, что и среди большей части представителей ЛГБТ-сообщества чрезмерная демонстрация своей сексуальности в кругу незнакомых людей, как правило, не является приемлемой. Половиной респондентов воспитание в семье, где оба родителя одного пола, также рассматривается как пропаганда. Как указывалось ранее, для четверти россиян гомосексуализм есть результат плохого воспитания и распущенности, поэтому доверить воспитание нового члена общества людям, самим «недополучившим нужного воспитания», кажется большей части опрошенных непростительной ошибкой. Кроме того, начиная с советских времен, конструкт сексуальности увязывался с конструктом репродукции, а все остальные проявления сексуальности общественно порицались. Сегодня на волне патриотического подъема и «возвращения» к духовным истокам предпринимаются попытки ограничить сексуальность только репродукцией (в частности, запрещая и ограничивая аборты), поэтому любые отходы от этого сценария декларативно вызывают общественное осуждение среди большей части населения. Из представленного списка менее всего в качестве пропаганды рассматривается личное общение с представителями сексуальных меньшинств.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ПРОПАГАНДОЙ ГОМОСЕКСУАЛИЗМА…

Определенно да

Скорее да

Скорее нет

Определенно нет

Затрудняюсь ответить

….ток-шоу, телепередачи, статьи о жизни сексуальных меньшинств?

фев.13

мар.15

…личное общение с представителями сексуальных меньшинств?

фев.13

мар.15

…образовательные передачи, рассказывающие о природе гомосексуализма?

фев.13

мар.15

…митинги, акции в защиту прав сексуальных меньшинств?

фев.13

мар.15

…художественную литературу и кино,

в которых раскрываются однополые отношения?

фев.13

мар.15

…гей-парады?

фев.13

мар.15

…воспитание в семье, где оба родителя одного пола?

фев.13

мар.15

…свободное проявление “гомосексуальных чувств” на публике (поцелуи, объятия)?

фев.13

мар.15

Только у 5% россиян среди знакомых есть гомосексуалисты и лесбиянки, у большей части опрошенных (91%) в кругу близкого общения таких контактов нет. 36% в целом осведомлены о ЛГБТ-сообществе, каждый второй россиянин ничего не знает об этом движении. Интерес к проблеме гомофобии низкий – только 4% ничего не знают о движении, но хотели бы узнать о нем.

ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ ИЛИ ЛЕСБИЯНКИ?*

июн.03

фев.13

мар.15

Есть
Нет
Отказ от ответа

*Т.к. в 2003 году исследование проводилось в городах с населением в 20 тыс. и больше – данные за 2013 и 2015 гг. пересчитаны по тем же показателям.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О СУЩЕСТВОВАНИИ В РОССИИ ДВИЖЕНИЯ “ЛЕСБИЯНОК, ГЕЕВ, БИСЕКСУАЛОВ И ТРАНССЕКСУАЛОВ”, БОРЮЩЕГОСЯ ЗА ПРАВА СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ?

фев.13

мар.15

Не знаю о движении ЛГБТ и меня это не интересует
Не знаю о движении ЛГБТ, но хотел бы узнать
Что-то слышал о движении ЛГБТ, но меня это не интересует
Наслышан о движении ЛГБТ, хотел бы принять участие в его акциях

Знаю о движении ЛГБТ, сам участвую/участвовал в его деятельности,

акциях

Затрудняюсь ответить

Можно предположить, что именно эти установки в общественном сознании позволяют большей части населения (67%) рассматривать принятие закона о запрете «пропаганды гомосексуализма», как заботу о нравственности и укрепление морали. Существенной поддержки населением альтернативных точек зрения на принятый закон не наблюдается. Если в 2013 г. на волне постпротестной активности, вылившейся в формирование критически настроенного ядра (сформировавшегося в первую очередь за счет столичных жителей, респондентов среднего возраста, обеспеченных и высокообразованных россиян), закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» рассматривался каждым пятым россиянином, как попытка отвлечь общественное внимание от коррупционных скандалов и роста активности оппозиции, то в настоящее время доля опрошенных, думающих данным образом, снизилась.

Хотя отмеченное снижение находится в рамках статистической ошибки и для того, чтобы уверенно заявлять об уменьшении «критической массы» в обществе требуются дальнейшие замеры, другие данные социологических опросов позволяют говорить о том, что поляризация мнений населения по многим вопросам, наблюдавшаяся до украинского кризиса и до подъема национального самосознания в 2014 г., сейчас ослабла, что позволяет нам самым осторожным образом предварительно экстраполировать данную интерпретацию и на проблему гомофобии. Доля россиян, определенно положительно оценивающих принятый закон, выросла с 52% в 2013 г. до 63% в 2015 г., а в целом одобрение «запрета пропаганды гомосексуализма» в настоящее время выражают 77% респондентов.

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЗАКОНУ О ЗАПРЕТЕ ПРОПАГАНДЫ ГОМОСЕКСУАЛИЗМА?

фев.13

мар.15

Положительно
Скорее положительно
Скорее отрицательно
Отрицательно
Меня это не интересует
Затрудняюсь ответить

КАК ВЫСЧИТАЕТЕ, ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТОИТ ЗА ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА О ЗАПРЕТЕ “ПРОПАГАНДЫ ГОМОСЕКСУАЛИЗМА”?

фев.13

мар.15

Забота о нравственности населения, укреплении морали
Попытка отвлечь общественное внимание от коррупционных скандалов, снижения доверия власти и росте активности оппозиции
Стремление расколоть общество, разжечь враждебные настроения людей, против тех, кто от них отличается
Затрудняюсь ответить

Таким образом, россияне придерживаются тактики «невидимого меньшинства» в отношении представителей ЛГБТ-сообщества. Если «нарушители общественных устоев» публично не демонстрируют свою отличность, тогда в целом значительная часть населения готова смириться и с соседом, и с коллегой и даже с другом с нетрадиционной сексуальной ориентацией. При этом отказывая им в создании семьи, правовой поддержке, законодательной защите от дискриминации и воспринимая данное ущемление прав, как необходимую меру укрепления морали и заботы о нравственности большинства.

В целом российское общество пока не готово принять представителей ЛГБТ-сообщества, как полноправных членов социальной жизни. На фоне периодически возрождающихся дискурсов об особом пути России, базирующимся на противопоставлении Западу и его ценностям (вспомнить хотя бы широко вошедший в употребление термин «гейропа»), принятие ЛГБТ в категорию «социально одобряемого», легального или даже публичное обсуждение таких перспектив будет блокироваться и далее. А отсутствие знаний о «другом» является благодатной почвой для ксенофобии и насилия в отношении тех, кто является чужим и непонятным.

Карина Пипия, социолог Левада-Центра

По аналогии с достаточно распространённым термином «видимое меньшинство», подразумевающим, как правило, визуально отличную – цвет кожи, строение тела и пр.– от «коренного» населения часть общества. Представители ЛГБТ-сообщества, составляя меньшинство в структуре населения, остаются «невидимыми» для большей части населения с правовой, культурной или бытовой (дискриминация) точки зрения. Вернее, большинство ожидает от ЛГБТ принятия стратегии невидимости, любая попытка которых публично заявить о своем существовании вызывает недовольство и противодействие.

Проект «Дети-404» о ЛГБТ подростках, подвергавшийся прессингу, как «пропагандирующий гомосексуализм». Или инициатива депутатов Госдумы запретить браки с трансгендерами.

См. отчет «СОВЫ». URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2015/03/d31575/#_Toc379209515

И. Соболева, Я. Бахметьев. «Меня как будто вытолкали за ворота»: реакция ЛГБТ на запрет «пропаганды гомосексуализма». URL: http://jsps.hse.ru/2014-12-2/127454343.html

Например, см.: Е.Мизулина намерена ввести регламент на аборты. URL: http://top.rbc.ru/society/02/09/2013/874300.shtml

Источник

У каждого из нас, помимо пола, гендера (субъективного восприятия того, мужчина вы или женщина), есть еще и сексуальная ориентация, обозначающая, что нас привлекают женщины или мужчины (а может, и никто, как асексуалов). В общем, это жутко интересная тема! 17 мая 1990 года гомосексуальность была исключена из международной классификации болезней и признана вариантом нормы. Но почему-то в некоторых странах другая ориентация считается чем-то неприемлемым и ужасным.

Как я упоминала вот , у меня есть друзья разных рас, вероисповеданий и ориентаций. Как сказал Джесси Беринг в своей книге «Я, ты, он, она и другие извращенцы​»: «Лучший друг — этот тот, кто знает о тебе все, но тем не менее остается другом». Сегодня я решила опубликовать интервью со своим другом Ярославом, с которым дружим около 10 лет. Мы поговорили о том, каково быть геем в России, что значит испытывать уязвимость и научиться себя принимать.

— Когда ты начал понимать, что ты гей?

— Думаю, что самые первые предпосылки были ещё в начальной школе, но в тот момент ни о каком понимании и речи быть не могло. Более осознанное влечение к своему полу ко мне пришло вместе с переходным возрастом и половым созреванием, то есть приблизительно лет в 12. Однако, я и тогда не придавал этому большого значения.

Окончательно понял уже в университете, мне тогда было лет 17, примерно. До этого времени я всё ещё думал, что всё, что со мной происходит – просто влияние гормонов и чуть погодя будет как у всех, пробовал встречаться с девушками, даже был какой-то нескладный секс, но со временем я осознал, что с противоположным полом я могу только дружить.

Как ты понимаешь, осознание того, что я – гей, не свалилось на меня в одночасье, это не был гром среди ясного неба, просто в какой-то момент всё в моей голове прояснилось и встало на свои места. С одной стороны, было чувство вины, какое-то ощущение, что подвожу родителей, а с другой – ощущение ясности и того, что это именно и есть моё настоящее я.

— Как ты рассказал об этом семье и как они это восприняли?

— Я стараюсь быть открытым и честным с собой и со своими близкими, поэтому лет в 19 решил рассказать родителям. Я попытался подготовить почву и начал разговор, предположив, что родители заметили мою дружбу в основном с девочками, и что друзей-парней у меня совсем немного, и, наверное, они ломают голову, почему так происходит – и всё в таком духе. Разговор ещё был далёк от точки, где я собирался рассказать всё как есть, когда моя мама начала плакать и говорить «нет-нет, я не хочу об этом разговаривать , не надо, нет», а папа не проронил ни слова — в этот момент я понял, что родители уже давно в курсе, но, так как это очень болезненная тема, предпочитают делать вид, что ничего не происходит. Поэтому разговор был прерван и с тех пор у нас, как я это называю, «заговор молчания»: все в курсе, но предпочитают не произносить этого вслух. Мне было обидно, что я так и не смог поговорить и открыться перед своими родителями, но, с другой стороны, и родителей своих я могу понять. Семья и особенно родители – это самые близкие люди в нашей жизни, поэтому, конечно, поддержка семьи очень важна. Факт того, что твой ребенок, в которого ты вложил столько любви и сил, отличается от остальных, может быть очень мучительным, поэтому я не настаиваю на поддержке, достаточно просто того, что они в курсе.

— Тебя беспокоит, как люди относятся к ЛГБТ?

— Я часто сталкиваюсь с агрессией к представителям ЛГБТ и, конечно, это очень угнетает и мешает мне жить. Долгое время я воспринимал это как социальную норму, но со временем начал путешествовать, у меня появились друзья-иностранцы и понял, что не везде так, и что во многих странах отношение к ЛГБТ более толерантное, и быть представителем ЛГБТ не означает нести на себе бремя вины и клеймо человека второго сорта. К сожалению, в России наблюдается обратная тенденция, особенно в последнее десятилетие.

— Как ты относишься к гомофобам?

— Стараюсь держаться подальше, конечно (смеется)

— Были ли у тебя неприятные ситуации, связанные с дискриминацией?

— Я не буду говорить об оскорблениях, которые ты можешь услышать в свой адрес в любой момент – это настолько привычно, что я даже не обращаю внимание. Могу с ходу припомнить как минимум три случая, когда меня били на улице. Один раз, лет 5 назад, я был очень сильно избит: какой-то парень зашёл за мной в подъезд, подошёл со спины, пока я ждал лифта, ударил чем-то по голове и начал избивать, постоянно приговаривая «вот тебе, п*%к, вот тебе» — после этого я пролежал в больнице с сотрясением мозга и сломанной челюстью.

— Комфортно ли ты ощущаешь себя на улице, в кафе, в метро?

— Думаю, мне очень повезло, потому что я живу в одном из наименее гомофобных городов России: Санкт-Петербурге, здесь можно чувствовать себя в общественных местах «в своей тарелке». Однако, оказавшись в другом городе сразу начинаешь ловить на себе неодобрительные взгляды (хотя я стараюсь одеваться как можно более обыкновенно и незаметно). Помню как в Новороссийске я подошёл к перекрестку и собирался перейти дорогу, и пара молодых людей, которые также стояли и ждали зеленого сигнала светофора, осмотрев меня с ног до головы, отошла на метров пять. Было такое чувство, как будто я заразный или от меня воняет.

— Посещаешь ли ты какие-нибудь гей-френдли пространства?

— Раньше я ходил в гей-клубы, но перестал с тех пор как познакомился со своим будущим мужем.

— Как у тебя складываются отношения внутри коллектива на работе?

— Удивительно, но, несмотря на то, что на данный момент я работаю в преимущественно мужском коллективе, отношения с коллегами у меня очень хорошие. Разумеется, я не афиширую свою принадлежность к ЛГБТ и стараюсь отшучиваться, если возникают какие-то вопросы. Однако, была несколько случаев, когда коллега говорил, что после знакомства со мной у него изменилось отношение к геям, стало более положительным.

— Обсуждаешь ли ты эту тему со своими друзьями?

Да, у меня есть несколько близких друзей, с которыми я могу обсудить всё на свете и я очень рад, что они появились в моей жизни.

— Ты чувствуешь себя уязвимым из-за своей ориентации?

— В целом я научился носить эмоциональную броню, но иногда и она не спасает, так что ответ будет «да, случается».

— Насколько гей-отношения отличаются от гетеро? Есть какие-то особенности, которые ты можешь выделить?

— Думаю, всё очень похоже, разве что у парней в принципе проще отношение к сексу, быстрее завязывается контакт и начинаются отношения. Также я часто вижу, что партнёры в гей-паре балансируют на грани друзей — любовников, чаще подшучивают друг над другом, более открыты, больше обсуждают свои чувства, но, конечно, это не у всех так.

— Расскажи про поиски своего партнера.

— Сейчас, с развитием интернета, пойти на свидание и встретить свою половинку – раз плюнуть, а раньше я знакомился в кафе, театрах, клубах и просто на улице. С кучей людей я познакомился через общих знакомых, которые устраивали слепые свидания: «А это друг/брат/одногруппник, он очень классный и сейчас как раз ни с кем не встречается, знакомьтесь!» — с некоторыми ребятами много лет дружу и поддерживаю связь.

С мужем мы как раз познакомились через интернет и я до сих пор невероятно счастлив, что решился ему написать. Спустя более пяти лет совместной жизни я до сих пор влюблён в его сильный характер, ум, самодостаточность и настойчивость к достижению цели. Мне радостно, что со мной человек, который меня мотивирует на дальнейшее развитие. Конечно, как любая пара мы можем иногда поссориться из-за какого-то пустяка, но без этого же не обойтись, правда?

— Вы поженились в Копенгагене несколько лет назад. Как вы решились на этот шаг?

— Мы любим друг друга и, прожив несколько лет вместе, мы решили стать не просто парой, а семьёй, пусть даже это не будет официально признано в России, а будет только для нас. Здорово, что теперь во многих странах однополые браки и партнёрства регистрируются и признаются.

— О чем ты мечтаешь?

— Если честно, я очень хочу завести детей, воспитывать их, давать им тепло и любовь и мечтаю о том, что им не придётся терпеть насмешки и издевательства в школе, потому что у них двое отцов.

Если вы хотите поглубже изучить тему, почему жизнь некоторых людей кардинально отличается от нашей и почему быть разными — это круто, то я рекомендую книгу «Я, ты, он, она и другие извращенцы» Джесси Беринг.

Например, раньше «быть извращенцем» означало просто быть атеистом. Сейчас общество изрядно занято вопросом о том, какое сексуальное поведение «нормально», а какое нет. Сам автор книги формулирует на этот счет такой принцип: «Насколько бы ни были странны ваши желания, если вы не причиняете вреда никому и ничему и ваша сексуальность не является причиной личного дистресса, значит, вы не сосответствуете критериям психического заболевания, связанного с парафилией» (синоним сексуальной девиации). Тут важно различать ориентацию и поведение, причиняется ли вред живому существу или нет. Нормы и границы меняются, а вот человеком оставаться — важно.

Отношение общества к гомосексуальности

Pew Global Attitudes Project 2013: «Что из представленного ближе к вашему мнению, номер 1 или номер 2?: №1 – Гомосексуальность должна приниматься обществом, №2 – Гомосексуальность не должна приниматься обществом». Процент респондентов, которые предпочли вариант №1: 81–90% 71–80% 61–70% 51–60% 41–50% 31–40% 21–30% 11–20% 1–10% Нет данных

Отношение общества к гомосексуальности чрезвычайно разнообразно в различных культурах и различные исторические эпохи, как и отношение к сексуальным желаниям, активности и отношениям в целом. Все культуры имеют свои сексуальные нормы: некоторые санкционируют однополую любовь и сексуальность, в то время как другие не одобряют такую сексуальную активность. Как и в случае с гетеросексуальным поведением, в отношении гомосексуального поведения разные установленные предписания и запреты могут быть даны людям соответственно их полу, возрасту, социальному статусу и/или классу. Например, среди самураев Японии в досовременный период рекомендовалось, чтобы юноши подросткового возраста вступали в эротические отношения со зрелыми воинами (сюдо), но эти сексуальные отношения считались неуместными, когда юноши достигали мужского возраста.

Многие мировые культуры рассматривали репродуктивный секс в качестве признанных сексуальных отношений: иногда — единственно допустимых, иногда — совместно с однополой любовью, будь то страстные, интимные или сексуальные отношения. Некоторые религии, особенно находящиеся под влиянием авраамизма, традиционно осуждают гомосексуальные акты и отношения, в ряде случаев осуществляя жёсткое наказание нарушителей. Начиная с 1970-х годов многие страны становятся более толерантными и принимающими однополые отношения между партнёрами, достигшими возраста согласия. Вместе с этим, по данным на 2017 год в 72 странах мира сохраняется уголовное преследование за гомосексуальные акты и ещё в 5 странах они караются вплоть до смертной казни.

Статистика по странам

Pew Global Attitudes Project:
«Должна ли гомосексуальность приниматься обществом?»
Страна 2007

да | нет

2013

да | нет

Англо-Америка
Канада 70 % 21 % 80 % 14 %
США 49 % 41 % 60 % 33 %
Латинская Америка
Аргентина 71 % 21 % 74 % 21 %
Бразилия 65 % 30 % 60 % 36 %
Чили 64 % 31 % 68 % 24 %
Мексика 60 % 31 % 61 % 30 %
Перу 51 % 43 %
Венесуэла 47 % 50 % 42 % 51 %
Боливия 44 % 49 % 43 % 49 %
Сальвадор 34 % 62 %
Западная Европа
Швеция 86 % 9 %
Франция 83 % 17 % 77 % 22 %
Испания 82 % 9 % 88 % 11 %
Великобритания 71 % 21 % 76 % 18 %
Италия 65 % 23 % 74 % 18 %
Центральная Европа
Чехия 83 % 16 % 80 % 16 %
Германия 81 % 17 % 87 % 11 %
Словакия 66 % 29 %
Польша 45 % 41 % 42 % 46 %
Восточная Европа
Россия 20 % 64 % 16 % 74 %
Украина 19 % 69 %
Южная Европа
Греция 53 % 40 %
Болгария 39 % 38 %
Турция 14 % 57 % 9 % 78 %
Ближний Восток
Израиль 38 % 50 % 40 % 47 %
Ливан 18 % 79 % 18 % 80 %
Кувейт 6 % 85 %
Иордания 6 % 89 % 3 % 97 %
Египет 1 % 95 % 3 % 95 %
Тунис 2 % 94 %
Азия и Океания
Австралия 79 % 18 %
Филиппины 64 % 33 % 73 % 26 %
Япония 49 % 28 % 54 % 26 %
Южная Корея 18 % 77 % 39 % 59 %
Китай 17 % 69 % 21 % 57 %
Индия 10 % 81 %
Малайзия 8 % 83 % 9 % 86 %
Индонезия 3 % 93 %
Пакистан 2 % 87 %
Бангладеш 4 % 84 %
Африка
Южная Африка 28 % 64 % 32 % 61 %
Кот-д’Ивуар 11 % 89 %
Гана 11 % 89 %
Танзания 3 % 95 %
Кения 3 % 96 % 8 % 90 %
Уганда 3 % 96 % 4 % 96 %
Гана 3 % 96 %
Сенегал 3 % 97 % 3 % 96 %
Эфиопия 2 % 97 %
Нигерия 2 % 97 % 1 % 98 %
Мали 1 % 98 %

Отношение общества к гомосексуальности исторически сильно различалось в разных культурах и в разные эпохи. В настоящее время также наблюдаются разные тенденции в различных культурах и регионах земли. В 2007 году Pew Research Center (англ.)русск. провёл глобальное исследование отношения к гомосексуальности в различных частях света и странах (исследовательский проект Pew Global Attitudes Project) и обнаружил:

«Люди в Африке и на Ближнем Востоке решительно возражают против социального принятия гомосексуальности. Принятие гомосексуальности и бисексуальности, однако, очень высоко в Западной Европе, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии. Многие страны Латинской Америки, включая Аргентину, Бразилию, Чили и Мексику также имеют гей-признание большинства».

Следующее аналогичное глобальное исследование было проведено в 2013 году. Оно показало такие же тенденции, а также позволило сделать заключение, что отношение к гомосексуальности существенно не изменялось в странах в течение последних лет, за исключением Южной Кореи, США и Канады, где число мнений о том, что гомосексуальность должна приниматься обществом, возросло на 21 %, 11 % и 10 % соответственно в сравнении с ответами в 2007 году.

Исследование также выявило, что принятие гомосексуальности особенно распространено в странах, в которых религия занимает менее важное место в жизни людей. Эти страны являются наиболее преуспевающими и развитыми экономически. В более бедных странах с высоким уровнем религиозности населения мало кто считает, что гомосексуальность должна приниматься обществом.

Хотя есть исключения. Например, в Китае религиозность населения невелика, однако, гомосексуальность большинством не принимается. Напротив, население Бразилии и Филиппин значительно терпимо к гомосексуальности, несмотря на относительно высокий уровень религиозности.

Во многих странах отношение к гомосексуальности различается в разных возрастных группах: молодые респонденты гораздо чаще принимают гомосексуальность, чем более старшие. В большинстве исследованных стран отношение к гомосексуальности мужчин и женщин существенным образом не различается. Но в странах, в которых гендерные различия присутствуют, женщины гораздо более толерантны к гомосексуальности, чем мужчины.

Таблица результатов двух глобальных исследований 2007 и 2013 годов представлена справа.

Социологические исследования

Исследования в мире

Начиная с 1970-х годов исследователи изучают отношение к геям и лесбиянкам, а также социальные и культурные факторы, которые лежат в основе этого отношения. Проводятся многие исследования распространённости принятия или неодобрения гомосексуальности и обнаружены устойчивые коррелянты с различными демографическими, психологическими и социальными переменными. К примеру, исследования (главным образом проведённые в США и представленные в научных публикациях периода 1970-х — 1990-х годов) показали, что гетеросексуалы с позитивным отношением к гомосексуальности в большей массе — женщины, белые (не чернокожие), молодые, нерелигиозные, хорошо образованные, политически либеральные или умеренные, и имеющие личные контакты с открытыми гомосексуалами. Они также чаще имеют позитивное отношение к группам других меньшинств и в меньшей мере поддерживают традиционные представления о гендерных ролях. Ряд исследований того же периода также показал, что женщины устойчиво симпатизируют геям, и некоторые (но не все) обнаружили, что мужчины устойчиво симпатизируют лесбиянкам.

Изучение негативного отношения к гомосексуальности выявило, что высокие показатели негативизма устойчиво коррелируют с сильной религиозностью, отсутствием контактов с геями и лесбиянками, приверженностью к традиционным полоролевым отношениям, верой в традиционную идеологию семьи и высокой выраженностью догматизма.

Некоторые группы населения в большей мере демонстрируют принятие гомосексуальности или наоборот, чем другие. Так, в США афро-американцы в большинстве случаев менее толерантны к гомосексуальности, чем европейцы или латиноамериканцы. Израильтяне демонстрируют большее принятие гомосексуальности среди народов Ближнего Востока, как показывает исследование Pew Global Attitudes Project, и ситуация с ЛГБТ-правами в Израиле отражает этот факт. Исследование Pew Global Attitudes Project охватывает арабов, проживающих в Израиле, которые обнаруживают гораздо меньшую толерантность к гомосексуальности, чем евреи.

Согласно другому исследованию 2007 года, 73 % опрошенных евреев Израиля заявили, что, если их дети сообщат о своей гомосексуальности, они примут их, и это не отразится на их взаимоотношениях. В 2009 году опрос крупного новостного издания Гаарец показал, что 67 % ортодоксальных иудеев, 64 % арабов, 57 % русскоговорящих эмигрантов рассматривают гомосексуальность как извращение. Тем не менее, 66 % традиционных иудеев и 86 % секулярных евреев заявили, что не имеют проблем с принятием гомосексуальности.

Исследования в России

Интересны результаты последних исследований отношения к гомосексуальности в России. Специалисты Левада-Центра, проводившие опрос населения в июле 2010 года, заключили по его итогам, что «гомофобия достаточно широко распространена в российском общественном мнении». В обоснование они приводят, в частности, следующие результаты. 74 % респондентов убеждены, что геи и лесбиянки — это морально распущенные или психически неполноценные личности. Лишь 15 % ответили, что гомосексуальность является равноправной наряду с традиционной сексуальной ориентацией. 39 % считают, что их надо принудительно лечить или иначе изолировать от общества. 4 % высказывают мнение о том, что лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией необходимо ликвидировать.

Вместе с этим, большинство россиян — 45 % высказалось за равноправие гомосексуалов наравне с другими гражданами (41 % против, 15 % не определились). Также большинство — 41 % высказалось за введение в законодательство России запрета на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и на разжигание вражды против геев и лесбиянок (31 % против, 28 % не определились).

По вопросу о том, как распространены указанные мнения среди разных социальных групп Левада-Центр констатировал:

«Гомофобия в российском обществе чаще всего встречается среди мужчин, респондентов старшего возраста (старше 55 лет), со средним образованием, низким уровнем дохода. … Толерантность к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации и понимание их проблем проявляют больше женщины, молодые россияне (18—39 лет), более образованные и состоятельные респонденты. … Чаще других считают гомосексуальность болезнью, требующей врачебного вмешательства, и что гомосексуалов следует изолировать от общества, респонденты старше 40 лет, лица с образованием средним и ниже среднего, низким уровнем доходов и жители сёл — то есть категории граждан, сохраняющие инерцию советского мышления».

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в январе 2018 г., 79% опрошенных совершеннолетних россиян считают предосудительным, если взрослые люди одного пола вступают в половую связь между собой.

Проблема восприятия гомосексуальности в современной России

Иван Куренной

Статья приводится с сокращениями, некоторые утверждения могут не совпадать с моим мнением. В материал добавлены дополнительные ссылки и медиафайлы.
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал)
DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-11 УДК 613.885
Оригинал можно скачать по ссылке
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВАНИЯ АКТУАЛЬНОГО ДИСКУРСА
Кортунов В.В., Лапшин И.Е., Зорина Н.М., Краснова О.Н., Киреенкова З. А.
Казалось бы, еще совсем недавно, всего двадцать лет назад гомосексуализм в нашей стране считался уголовным преступлением (Статья УК 121 – «Мужеложство»). Отношение к гомосексуализму в СССР среди населения было откровенно предосудительным.
Но времена изменились… проявления гомофобии в современной России теперь преследуются по закону, а представители меньшинств позиционируются общественными и правозащитными организациями в качестве «сливок общества», наиболее либеральной и «прогрессивной» социальной группы. Как и в европейских странах, представителя нетрадиционной ориентации становится сложнее уволить с работы или исключить из вуза; работодатель тысячу раз подумает перед тем, как наложить административное взыскание на работника-гомосексуалиста. В некоторой степени, в современной России даже стало модным и выгодным быть гомосексуалистом: такой статус приковывает массовое внимание и гарантирует определенную «неприкосновенность личности».
К врожденной гомосексуальности отношение россиян вполне терпимое – как к своеобразной «ошибке природы», досадному генетическому сбою. К ним может выражаться сочувствие, или даже жалость, как к больным или инвалидам.
Подобно тому, как нельзя винить человека за то, что он родился с пороком сердца или с синдромом Дауна, гомосексуалиста по рождению несправедливо упрекать за его психическуюи гормональную аномалию. Иное дело – гомосексуалист по убеждению. Здесь (и это очень важно для российского обывателя) речь идет об осознанном выборе, о добровольно принятой сексуальной ориентации образе жизни. В глазах среднестатистического россиянина это уже «содомия», результат нравственной распущенности, болезненное извращение. И уж совсем недопустимо, если это «болезненное извращение» позиционируется обществом как норма поведения, транслируется молодому поколению, рекламируется и пропагандируется.
По данным Американской Психологической Ассоциации, в современной России лишь 16% населения готово принять гомосексуализм как норму (против 60% в США и 80% в Европе)

Теперь давайте попробуем разобраться в аргументах противников нетрадиционной сексуальной ориентации и попытаемся проследить мировоззренческие истоки «русской гомофобии».
Первый аргумент: гомосексуализм не присущ природе
Дополнительные материалы: 1, 2
Во-первых, следует сразу отсечь наблюдения за животными, находящимися вне природной среды обитания. Случаи гомосексуализма среди животных в домашних условиях, в зоопарках, различного рода питомниках и заповедниках нельзя считать показательными, поскольку здесь нарушена естественная для них среда обитания.
Во-вторых, случаи гомосексуализма в природе крайне редки. Процент животных, вступающих в половую связь с особями своего пола, по отношению к общему числу животных столь мизерен, что говорить о какой-то «системе», «тенденции», «норме» и т.д. здесь не приходится.
Если природа дает генетические «сбои» среди людей, почему таких аномалий не может быть в животном мире? Но аномалия остается аномалией, «ненормальностью», «болезнью», «патологией».
Некоторые ученые, в ходе экспериментов выяснили, что гомосексуальное поведение в мире животных может вызываться генетическими дефектами. «Подавление у насекомых активности гена CheB42a, который отвечает за экспрессию одного из белков-рецепторов половых феромонов самок, привело к попыткам спаривания самцов, дефектных по этому гену, не только с самками, но и с самцами».
В-третьих, гомосексуальные отношения среди животных не носят характер «влечения» к особи своего пола. Животные никогда не образуют гомосексуальные пары наподобие человеческих союзов. Активисты ЛГБТ и лоббирующие их интересы ученые лишь фиксируют единичные факты однополых соитий среди животных, но не исследуют причины этого. Между тем, как отмечают специалисты, такое поведение среди животных (например, среди приматов) обуславливается не сексуальным влечением и, тем более, не намерениями образовать пару, а примитивной социальной мотивацией. По мнению этолога Фрэнка Бича, «наличие гомосексуального поведения у животных не может использоваться как доказательство того, что гомосексуальность среди людей является биологически нормальной». По его мнению, «это сравнение не является подходящим (релевантным), так как гомосексуальные проявления между животными, обычно, являются выражением доминирующей или подчиняющейся роли, занимаемой одной конкретной особью по отношению к другой». От себя добавим, что в человеческом мире аналогичное поведение мы встречаем только в местах заключения.
Известно, что на «зоне» к гомосексуальному половому акту уголовники прибегают для создания внутритюремной социальной иерархии: заключенного «опускают», чтобы закрепить социальные роли «паханов» и «петухов». Однако мы далеки от мысли, что обычные, вменяемые люди (включая представителей ЛГБТ) мечтают о переносе такой формы «социализации» в нашу повседневную жизнь.
В-четвертых, аномальные отношения среди животных чаще всего встречаются в периоды природных аномалий, в ситуациях, когда наблюдается дефицит особей противоположного пола (известны случаи совместного добывания корма или совместного выполнения родительских обязательств). Такие факты также не являются показательными, поскольку при нормализации природной среды, отношения животных приходят в свою гетеросексуальную норму.
В-пятых, активисты ЛГБТ, апеллируя к случаям однополого соития в природе, тем самым дискредитируют свою позицию, уже тем, что уподобляют свои отношения отношениям между животными. Таким образом, они сами подчеркивают «нечеловеческую», «скотскую» природу гомосексуализма.
В-шестых, вопрос о гомосексуализме у животных, несмотря на обилие исследований на эту тему, мало изучен. Среди ученых нет единого мнения по этой проблеме. Простая фиксация фактов однополых совокуплений у животных не является сколько-нибудь убедительным аргументом, поскольку до сих пор не прояснены причины такого поведения, не ясна психофизиологическая мотивация животных, не учитываются влияние внешних факторов.
И, наконец, в-седьмых (и это, на наш взгляд, самое главное) сомнительна сама параллель между животными и людьми, между природой и социумом, между инстинктами и осознанным, моральным поведением. Попытка спроецировать человеческие отношения на животных и животные отношения на людей просто некорректна. Люди создают культуру и этим они отличаются от животных. А культура – это всегда изменение природы, создание систем, знаков, образов, символов, которых в природе попросту не существует. Поэтому представители обоих лагерей достаточно легко отказываются от «природного аргумента» и переходят к «аргументу культурному».
Второй аргумент: культурных основ гомосексуализма не существует

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ В АНТИЧНОМ МИРЕ
ПЕРЕСТРОЙКА ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОЙ АМЕРИКИ или СЕКРЕТЫ ГЕЙ-ПРОПАГАНДЫ
…не случайно, что к мнению Платона любят обращаться активисты ЛГБТ. И не только к Платону, но и ко всему историческому и культурному опыту Древней Греции и Древнего Рима. Правда, не всегда понятно, почему российские геи обращаются к хронологически и территориально отдаленной традиции, находясь в российском культурном пространстве.
Но на самом деле, примеры Древней Греции и Древнего Рима не вполне удачны для культурного обоснования феномена гомосексуализма. Дело в том, что в те времена бисексуальные связи хотя и были распространены, но они имели коммуникативный или «развлекательный» характер и никогда не заканчивались созданием гомосексуальной семьи. Обращение к этой странице культуры Древней Греции и Рима неудачно еще и потому, что древнегреческие пиры и римские оргии едва ли служат образцом высокой культуры, а скорее наоборот, иллюстрируют падение нравов, моральную деградацию и верховенство плоти над духом. На пирах и оргиях, помимо гомосексуальных совокуплений, были столь же популярны эксгибиционизм, групповой секс, зоофилия, педофилия и практически все известные формы сексуальных извращений.
Что касается художественной культуры, гомосексуальные образы в ней никогда не занимали сколь-нибудь заметного места. Начиная с христианизации Европы, эта тематика и вовсе была сведена практически к нулю, а если и присутствовала, то лишь для иллюстрации «греха и порока».
Лишь в последние десятилетия, уже после того как Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуализм из списка психических расстройств, тема однополых отношений стала явно присутствовать в художественной литературе, живописи и кинематографе.
Но интерес к ней все равно трудно назвать массовым. Время от времени Голливуд выбрасывает в прокат ленты о трагической судьбе любящих друг друга мужчин, но публика все равно предпочитает традиционные мелодрамы о любви между мужчиной и женщиной. Даже в такой стране, как Франция (77% толерантного к гомосексуализму населения), гей-персонажи, как правило, встречаются лишь в комедиях и изображаются комически и карикатурно.
Надо прямо признать: тематика гомосексуальности в мировой художественной культуре не стала популярной. Что же касается населения России, то ему она попросту неинтересна. Еще более однозначная ситуация сложилась в религиозной культуре России. Россия – страна, в которой подавляющее большинство религиозного населения составляют православные и мусульмане. Огромная часть населения, которая не причисляет себя к какой бы то ни было религии, все равно ощущает себя в культурном пространстве православной либо мусульманской культуры. А в православии и исламе отношение к гомосексуализму однозначное: это грех и мерзость. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богоданной природы человека.
Что же касается мировоззренческой культуры гомосексуализма, то её просто не существует.
По крайней мере, сколько-нибудь серьёзной, последовательной, аргументированной и целостной философской системы до сих пор обнародовано не было. Вся логика ЛГБТ-сообщества в различных вариациях сводится к тезису: «Мы не такие как все – мы другие. Поэтому имеем такие же права, как и все обычные люди». Помимо очевидной логической ущербности данного тезиса, остается непонятным, что значит «другие» и где проходит водораздел между «нормальными другими» и «больными другими», где заканчивается органическая инаковость и начинается инаковость патологическая.
Аргумент, который часто используют сторонники гомосексуальности, звучит приблизительно так: «Все люди разные. Есть одни, а есть другие – их меньшинство. К примеру, существуют альбиносы, левши, рыжие. Они не такие, как все. Но они имеют такие же права, как и все остальные и не подвергаются дискриминации. Так, почему же гомосексуалы отторгаются обществом лишь на том основании, что их меньшинство и они другие? Это чистой воды ксенофобия». Но на это гомофобы выдвигают свой контраргумент: «Другой другому – рознь. Есть левши и альбиносы, а есть алкоголики и наркоманы. И те, и эти – другие. Есть левши, а еще бывают гении, святые и герои, которых тоже сложно причислить к обычным, нормальным людям. Существуют самоубийцы и членовредители, носители различных фобий и маний, наконец, просто негодяи, интриганы, мерзавцы и подлецы. И всё это – другие. И все они находятся в едином правовом поле. Но кого-то из них общество принимает, а кого-то осуждает; к одним относится терпимо, а от других пытается избавиться. И критерий приятия или неприятия здесь один: насколько тот или иной «другой» вписывается в культурные традиции, общественную мораль, сложившиеся нравы и нормы поведения. С этой точки зрения, гомосексуализм для российской культуры органичной нормой не является.
Впрочем, один программный документ, отражающий идеологию и философию гомосексуализма, нам всё же удалось обнаружить.
Некий Майкл Свифт (Michael Swift) в феврале 1987 года опубликовал «Гей-Манифест» (оригинальное название – «Gay Revolutionary»), который впервые был опубликован журналом «Gay Community News», а затем распространен в Интернете. Трудно сказать, как точно он отражает мировоззрение геев, но опасения российских гомофобно настроенных обывателей он иллюстрирует очень точно. Позволим себе привести некоторые выдержки:
«Мы будем сексуально использовать ваших сынов, оплот вашей немощной мужественности, ваших банальных мечтаний и безвкусной лжи. Мы будем совращать их в ваших же школах, общежитиях, гимназиях, раздевалках, спортзалах, семинариях, молодежных группах, туалетах кинотеатров, армейских казармах, мотелях, мужских клубах и зданиях парламента…»
«…Ваши законы, запрещающие гомосексуализм, будут отменены. Новое законодательство будет поощрять любовь между мужчинами. Все гомосексуалисты должны встать плечом к плечу как братья, мы должны быть едины в искусстве и философии, едины социально, политически и финансово. Мы переживем триумф только тогда, когда сможем представить нашему злобному гетеросексуальному врагу свое единое лицо…»

«…Мы будем писать стихи о любви между мужчинами. Мы будем ставить спектакли, в которых мужчины открыто ласкают мужчин. Мы будем снимать фильмы о любви между мужественными героями, которые заменят ваши дешевые, искусственные, сентиментальные, скучные, инфантильные, гетеросексуальные страсти, доминирующие сегодня в кинозалах… Наши писатели и музыканты сделают любовь между мужчинами модной и престижной…»

Спектакль «Нуреев»
«…Семья – этот рассадник лжи, предательства, тщедушия, лицемерия и жестокости – будет упразднена. Институт семьи, который отравляет воображение и обуздывает свободную волю, будет устранен…»

«…Все церкви, которые нас осуждают, будут закрыты. Нашими единственными богами будут юноши…»

«…Мы перепишем историю, которую вы наполнили и обесславили вашей гетеросексуальной ложью и искажениями. Мы широко осветим гомосексуальность великих лидеров и мыслителей, которые создали цивилизацию. Мы продемонстрируем неразрывную связь гомосексуальности, интеллектуальности и творчества, гомосексуальность как залог истинного благородства и подлинной красоты в мужчине…»

«…Трепещите, гетеро-свиньи, потому что мы предстанем перед вами без масок»

Третий аргумент: гомосексуализм социально нецелесообразен

Гомосексуализм: обзор последствий для здоровья
СПИД И ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
ЛГБТ-ПРОПАГАНДА И СУИЦИД
Если оценивать гомосексуалистов с точки зрения выполнения ими своих социальных функций, то следует признать их равноправие с «натуралами». Интимная жизнь человека несущественно влияет на реализацию им своих общественных обязанностей и творческих проектов.
(…)
Окончание

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх