Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Нет желания учиться в вузе

Пропало желание учиться

Евгения, ваше положение действительно кажется отчаянным. Вы столько сил вложили в то, чтобы радовать значимых взрослых, но, насколько я понимаю, по-настоящему порадоваться вам самой так и не удалось. Когда от нас ждут только результатов и достижений, мы начинаем ощущать себя лишь «приложением» к своему успеху, функцией «ученик» или «хорошая дочь». Быть не живым человеком, а функцией очень неприятно.

С другой стороны, ваша мама права: в амбициях, знаниях, достижениях нет ничего плохого. Наоборот, заложенные в вас способности к усердию, трудолюбию и упорству и дальше помогут вам в жизни. В вашей прежней школе, где была понятная система и требовались, прежде всего, послушание и исполнительность, вы отлично справлялись. А в этой школе, вероятно, требуются другие навыки: не отвечать заученное, а анализировать материал, формировать и выражать мнение, а вам, возможно, это сложно.

К тому же вы остались без поддержки взрослых. Они не могут понять ваших затруднений и помочь вам, вместо этого просто выдвигают требования, объявляют вас ленивой, проявляют недовольство. И вам трудно честно сказать: я не справляюсь с этим типом образования, с этой планкой. Кроме того, у вас сейчас подростковый кризис, в разгар которого часто падает успеваемость, ведь организм работает на пределе: слишком много физиологических и психологических задач приходится решать в этот период.

Евгения, похоже, вам нужна помощь. Попробуйте найти в своем окружении понимающих взрослых, которые могли бы помочь вам справиться с теми задачами, которые вы сами перед собой ставите. Или, может быть, они смогут помочь вам выбрать планку по силам. Ведь учеба «на последнем издыхании» никому не нужна. Окружающие взрослые хотят вам добра, просто иногда нужно помочь им осознать, что именно для вас добро.

Что не стоит делать?

Очень часто родители, замечая первые плохие оценки в дневнике, начинают жёстко контролировать ребёнка. Каждая последующая плохая оценка становится сущим кошмаром, который приводит к ограничениям в проведении досуга и прочим лишениям. В данном случае стоит остановиться и задуматься. Такой подход лишь запугает ребёнка и окончательно отобьёт ему всё желание учиться дальше. Ребятишки и без того болезненно воспринимают получение плохих оценок, а если их ещё и запугать, можно поставить крест на здоровой психике ребёнка. Возможно, такими методами вы и вырастите отличника, но радости это самому ребёнку, увы, не принесёт.

Примечание:
В более старшем возрасте такой подход может принести и обратные плоды. Ребёнок назло не будет проявлять даже видимости заинтересованности, что явно нежелательно допускать.

Однако пускать дело на полный самотёк тоже не следует. Причина потери энтузиазма всегда есть. Если её вовремя не найти, ребёнок упустит много материала из школьной программы, что не принесёт ему никакой пользы в дальнейшем. А, быть может, верный настрой уже не вернётся никогда, и это вряд ли какому родителю придётся по вкусу.
Впадать в крайности строго запрещается, если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок совершенно потерял всякое стремление к знаниям.

Как найти причину?

Если с тем, что делать ни при каких условиях нельзя, всё понятно, найти правильный подход к ребёнку будет немного посложнее. В первую очередь необходимо найти причину потери энтузиазма, коих великое множество.

Первая причина может быть в преподавателе, который неинтересно проводит уроки. Даже самую увлекательную информацию можно подать настолько скучно, что любознательный ребёнок потеряет всякий интерес к получению этой информации.

Вторая причина несколько похожа на первую. Заключается она в организации учебного места. Возможно, интерьер класса вовсе не настраивает ребёнка на получение знаний. Также причина может быть в количестве учеников в классе (от слишком большого до слишком маленького).

Третья причина заключается в отношениях с одноклассниками. Если у ребёнка с первых недель закладываются не очень хорошие отношения со сверстниками, это вряд ли послужит стимулом к получению знаний. Дети очень болезненно воспринимают негативные отношения с одноклассниками, а это вполне может стать причиной потери интереса к школе и знаниям в принципе.

Также причина может быть в отношении преподавателя к ребёнку. Многие педагоги любят активных детей, которые сразу проявляют участие в учебном процессе с огромным энтузиазмом. Такие ребята сразу становятся любимцами учителей. Если ваш ребёнок застенчивый по своей природе, он вряд ли станет первым поднимать руку во время ответа, да и вообще стремиться проявлять большую активность на уроке. Учитель попросту может не оценить знания ребёнка и неправильно отнестись к нему, что отрицательно скажется на психике маленького человека. Вскоре ребёнок может и вовсе потерять интерес.

Иногда причиной становятся сторонние увлечения ребёнка, которые могут создать помеху в усвоении школьной программы. Не следует с первого же класса нагружать чадо кружками и секциями. Много хорошего – тоже плохо. Позвольте ребёнку самостоятельно выбрать один — два кружка, которым он хочет уделять время вне учёбы.
Однако могут быть и индивидуальные причины, которые, не откладывая, стоит рассмотреть с профессиональным психологом и педагогом.

Мотивация к учёбе

Разобравшись с причиной, следует перейти к её устранению. Лучше всего посоветоваться с психологом, так как каждая личность индивидуальна, и подход также должен быть индивидуальным.

Однако устранение причины не означает устранение последствий. Наступает довольно сложный период восстановления интереса к учёбе. Здесь родители могут помочь своему чаду в становлении на верный путь, однако способ «кнут и пряник» может серьёзно усугубить ситуацию и послужить причиной к очередной потере энтузиазма.

Подавайте личный пример своему ребёнку. Если он будет видеть ленивого родителя без цели в жизни, ему вряд ли самому захочется к чему-то стремиться. «Учитесь» вместе со своим ребёнком, ставьте перед собой цели и идите к ним. Тогда и ребёнок захочет следовать за вами, стремиться к достижению собственных целей.
Вы можете проявить фантазию и выполнять задания в форме игры. Как математические действия, так и занимательные факты об окружающем мире можно подать в виде увлекательной игры. Тогда учёба для ребёнка станет гораздо интереснее, а стремление к знаниям повысится.

Поощряйте чадо в его начинаниях, хвалите за достижения. Однако не следует сосредотачивать много внимания на школьных отметках, оценивайте в первую очередь знания и стремление к ним. Тогда ребёнок поймёт, что школьные отметки – лишь следствие приобретаемых им познаний, поэтому главной его целью не будет получить хорошую оценку любой ценой. В первую очередь он будет ценить знания и навыки, получаемые в школе. Не перехваливайте ребёнка. Он должен понимать, что каждую похвалу необходимо заслужить собственным трудом.

Однако лучше не допустить потери интереса к учёбе, чем заниматься долгим его возвращением. При первых же проявлениях отсутствия энтузиазма поговорите со своим ребёнком. Будьте для него самым лучшим и верным другом, а не просто родителем, тогда и исправлять упущенное не придётся.

Как вернуть интерес к учебе?

Причиной неуспеваемости большинства российских школьников и студентов является отсутствие интереса к учебе. И никакие уговоры родителей, наказания, беседы с учителями и директором не могут вернуть желание сесть за учебники и конспекты. Психологи говорят о том, что «метод кнута» никак не мотивирует к учебе, а лишь наоборот, формирует четкую причинно-следственную связь «не хочешь делать, как все, будешь наказан». Поэтому педагоги и воспитатели всего мира сходятся во мнении, что лучший способ вернуть интерес к учебе – не заставлять, а мотивировать.

Помните о цели

Многие родители и педагоги делают ошибку, говоря подростку, что учеба – главная цель в жизни. На самом деле все выглядит несколько иначе. Учеба как процесс не является целью. Это лишь действие, которое ведет к достижению главного результата: успешной карьеры, высокой заработной платы и социального статуса.

Поэтому школьнику необходимо определиться сразу, что он хочет получить в итоге. Если цель заключается в получении желаемой и высокооплачиваемой работы, то без учебы никак не обойтись. А если такого желания нет, то можно уже сейчас занимать место в очереди на получение пособия по безработице.

Подросток, который научился ставить цели и достигать их, и сам поймет, что имея солидный багаж знаний, он обладает конкурентным преимуществом на рынке труда. И вероятность того, что компания выберет именно его из тысяч других, довольна высока. Поэтому главным мотивирующим фактором должно стать достижение конечной цели.

Быть первым

Школьный класс или студенческая аудитория – это в первую очередь коллектив, где каждый ученик/студент является его частью. Взаимодействие коллектива можно представить в виде часового механизма, где каждая отдельная шестеренка приводит в движение систему деталей и частей единой системы. И если где-то случается поломка, то нарушается цикличная и слаженная работа всего механизма.

Так и в учебе. Если ученик не справляется с учебой, то, скорее всего, и общий показатель успеваемости в классе будет падать. Чтобы вернуть желание учиться и сформировать ответственность за результаты не только перед собой, но и перед всей группой, полезно проводить коллективные интеллектуальные игры. Это позволит снова почувствовать себя частью единой команды и стремиться достичь как личностных, так и коллективных результатов.

Материальный интерес

Сильным мотивирующим фактором для школьника являются деньги. Причем поощрять хорошие отметки в школе могут не только родители. Сегодня в России действуют несколько как государственных, так и частных благотворительных фондов, которые выплачивают стипендии школьникам, показывающим отличные результаты в учебе, являющимся неформальными лидерами в классах и помогающим одноклассникам «подтянуть» успеваемость по тому или иному предмету. Хотите иметь собственные деньги – начинайте учиться.

Дисциплина

Демотивируют школьников и личные увлечения. К примеру, компьютерные игры или социальные сети. Если время, проведенное перед монитором компьютера, превышает три часа, то пора изменить вид деятельности: сделать небольшую физическую разминку, прогуляться по улице, выпить чашку чая или заняться другим полезным делом.

Если же зависимость от клавиатуры и мышки уже довольно сильная, то можно обратиться к школьному психологу. Помните, что подростки, одержимые компьютерными играми и серфингом в социальных сетях, чаще склонны к возникновению депрессии, затруднению в общении со сверстниками и в два раза чаще совершают попытки суицида.

Усталость

Сегодня такое психологическое расстройство, как «синдром профессионального выгорания», чаще диагностируется у работающих людей. Однако выгорание также присуще школьникам и студентам. В такие моменты подросток чувствует апатию, замыкается в себе, теряет интерес к учебе. Чтобы этого не произошло, необходимо разнообразить свое времяпрепровождение. К примеру, занятия спортом, увлечения и хобби могут стать отличной профилактикой выгорания.

В заключение хотелось бы добавить, что потеря интереса к учебе – дело временное, и скорее всего через некоторое время процесс обучения вновь сможет втянуть школьника. Однако поддерживать его интерес к образованию должны также родители и учителя. Если подросток ощущает незаинтересованность взрослых в этом вопросе, то и сам вскоре проникается безразличием к происходящему.

Автор материала: старший специалист проекта Rosolymp

Как вернуть желание учиться?

Наталия Павлова 328 4 года назад Генератор бесполезных идей

Зависит от того, про что вопрос 🙂

Если про человека взрослого, который учится в университете/колледже/курсах и тому прочее, то важно будет следующее:

1) переосмыслить цели

например, в автошколе процесс обучения скучный, инструкторы — бяки, неинтересно и хочется бросить. вспоминаем, что главная цель — не пообщаться с классными инструкторами, а получить права -> мотивация вернулась.

2) позволять себе немного шалить

писать цветной ручкой, а не обычной, рисовать во время занятия смешные картиночки по теме, писать сочинения на нестандартные темы — всё, что немного бы ломало ваши стереотипы про обучение. например, когда мне было скучно на теории международных отношений, я вела конспекты с использованием придуманных мною сокращений: негосударственные игроки — негры, международный — МЖ и т.д., а потом умилялась предложениям. моя мама — записывала смешные цитаты преподов.

3) найти поддержку среди окружающих

в университете это могут быть однокурсники, которые помогут как разобраться в материале, так и выпустить пар до/перед экзаменом. ощущение, что ты не одинок в своих проблемах, успокаивает и вдохновляет.

4) избавиться от завышенных ожиданий

смириться, что всё сразу не получится и порой успехи зависят от миллиона факторов: от вашего настроения до настроения преподавателя, на которое влияют ещё мильон всего; от вашей внимательности при выполнении заданий; от того, какие цели вы ставите себе при обучении.

И, может, для вас интереснее не делать всё от А до Я, а обращать внимание только на основные моменты?

5) отвести в сторонку чужие ожидания: преподавателей, родителей.

Простой тест: представьте, что то, в чём вас убеждают, оказывается с точностью да наоборот. Первая же мысль подскажет вам, в каком направлении вам стоит двигаться. (Например, родители утверждают, что юристы много зарабатывают, и мысль о потенциальных горах денег немного греет вашу душу. А теперь представьте, что в стране никому не нужны юристы (прям как генетики в СССР). Если сразу возникает мысль: «Надо было идти на филфак/в театральный/whatever else и не мучиться» — то вот же оно, то, чего хочется)

Подумайте, что важно именно для вас. И если на самом деле учиться тому, что нравится, и до той степени, пока ещё интересно, вопрос нехватки мотивации не будет столь острым 🙂

В чем смысл жизни?

Гораздо сложнее, если ребенок решил, что пришла пора философствовать и начал искать смысл жизни, а точней, разбираться, в чем же заключается смысл школьного обучения, и не нашел ответа. Однако и в этом случае вернуть интерес к учебе можно. Правда, для этого потребуется приложить некоторые усилия.

В первую очередь нужно с ребенком пообщаться и выявить, кем же в будущем хочет стать ваш ребенок, чем обладать, чего достичь и прочее. Не думайте, что достаточно будет провести одну профилактическую работу, и ребенок воспылает «жаждой» к знаниям. Труд предстоит нелегкий.

После выявления планов своего малыша, остается самое сложное – заинтересовать. В первую очередь нужно показать ребенку, что без знаний достичь цели не получится. А потом уже учить ребенка учиться, но для этого придется показывать все на своем примере:

  • читать книги и обсуждать прочитанное,
  • посещать выставки и обсуждать увиденное,
  • устраивать дикуссии и познавать в споре истину.

Только таким образом можно вернуть ребенку утраченный вкус к жизни и, соответственно, к учебе. Помните, что на этом нелегком пути – поиск утраченного интереса к учебе – вам может даже понадобиться повторение школьной программы. Не уступайте своей лени (или повышенной занятости) и учитесь вместе со своим ребенком. Пусть ваше чадо увидит, что учиться — это интересно и что родители каждый познают что-то новенькое.

Сделал все правильно — опять двойка

Многие школьники, да и взрослые тоже, просто не умеют читать. Это не просто технический навык, позволяющий превратить напечатанные на бумаге знаки и символы в текст. За каждым словом должен возникать образ. И главный результат чтения — хоть книги, хоть условий задачи по математике — не устное воспроизведение письменной речи, а возникновение в голове цепочки образов. Именно с этим у многих возникают проблемы. Из-за чего они появляются? Кто-то грешит на книжки с картинками, не оставляющими простора для фантазии малыша, кто-то — на засилие мультиков. Ребенок при этом может вполне грамотно писать, до определенного момента вполне успешно учиться по всем предметам, но однажды задания становятся чуть сложнее и для их успешного выполнения «поверхностного чтения» уже оказывается недостаточно. Из-за этого школьник просто не понимает, что от него требуется. И, как следствие, не может дать правильный ответ.

Очень часто на вопрос «Любишь ли ты читать книги?» ребенок с такой проблемой отвечает, что ему «скучно». А скучно ему именно из-за того, буквы механически складываются в слова, не формируя образов и упуская сюжеты. Такие дети часто могут очень подробно пересказать содержание мультфильма или передачи, но не могут ответить на вопрос о причинах поведения героя, если только они не были разжеваны авторами.

Что делать? Учить читать по-настоящему. Это можно делать в любом возрасте. Психолог Александр Лобок советует такую технику. Надо взять подходящую ребенку по возраст книжку. Для малышей — сказки, для подростков — хоть учебник по физике. И читать им ее вслух, обрывая предложения на середине. А дальше дети должны сами домыслить возможную фразу. Причем угадывать каноническое продолжение совершенно не обязательно, хотя правильный ответ, конечно, в конце концов надо сообщить. Важнее другое — поиграть со словом, на котором оборвалось повествование. Понять, что оно может значить, какие смыслы несет. В результате у ребенка сформируется навык полноценного восприятия слова, и проблема постепенно будет решена.

Не хочу учиться

С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать «двойки» и замечания от учителей, а потом еще и мучиться до глубокой ночи с «домашкой»? И, главное, никакой радости, сплошная обязаловка. «Школа — такое место, где детям отвечают на вопросы, которые они не задавали», — утверждает известная поговорка. В какой-то момент это начинается надоедать.

Что делать? Разобраться в ситуации и, в первую очередь, в своем родительском поведении. Ребенок, да и подросток, об всем этом, в принципе, думать не должен. Просто потому, что детство — время подвигов. Подвиг познания — один из них. Каждый день ступать на новую территорию, решать новые проблемы и задачи — это все должно приносить радость.

Но происходит так только при одном очень важном условии — если рядом есть взрослые, которые эти подвиги видят и понимают. Если мама и папа считают, что «пятерка» — единственная нормальная оценка» и воспринимают каждые «пять баллов» как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, то у школьника просто не будет сил для новых подвигов. Ведь чтобы совершить каждый из них, нужны серьезные усилия. И вот тогда любое желание учиться отпадает. Поэтому хвалите своих детей за все успехи. Поймите, что каждый день ребенка в школе — опыт первопроходца. И любое преодоление трудностей — уже большое достижение ученика.

Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет

Это еще один способ ухода от учебных трудностей. С компьютером все легко — нажал на кнопку и получил искомое. Думать не надо, напрягаться — тоже. Техника, кажется, сама все знает. И для родителей, а особенно — для учителей, компьютер превращается в конкурента. Человек зачастую проигрывает машине и тогда ребенок уходит от всех жизненных проблем в виртуальную реальность.

Что делать? Самое неудачное решение — это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь и в том числе учеба ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. И на этом могут и должны сыграть родители. А вот учителю придется каждый день доказывать, что он интереснее интернета. Такая уж у него работа.

При этом исключать компьютеры из обихода совершенно необязательно и даже вредно. Во-первых, как показывают многие исследования, даже игры, на них тратится разумное время, приносят пользу и помогают развитию. Во-вторых, гаджет — это всего лишь интструмент. И его можно использовать как инструмент познания. Самое главное — правильно поставить задачу. Если учителя не справляются, делать это придется самим родителям.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх