Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Конфликт с подчиненным

Содержание

В чем суть субординации

Что такое субординация на рабочем месте? Это деловой этикет, описывающий поведение каждого члена рабочего коллектива. Определяет кодекс вид подчинения вышестоящим работникам и соотношение должности и обязанностей, возложенных на каждого члена команды.

Кодекс представляет собой сборник правил, в котором расписаны ролевые функции каждого сотрудника. Диалог устанавливает правильное взаимодействие не только между начальством и работником, но и в отношениях деловых партнеров.

Регламент субординации

Поведение сотрудника и его начальства строго регламентируется определенными юридическими документами. Это может быть устав предприятия или точные должностные инструкции: регламент должен быть официально принят вышестоящими сотрудниками, как правила взаимодействия всех работников.

Существование любого предприятия основано на правильном взаимодействии вертикали и горизонтали подчинения:

  • каждый работник выполняет свои обязанности;
  • не нарушает работу своих коллег;
  • не создает конфликтных ситуаций в коллективе.

Когда новый сотрудник поступает на работу, он подписывает контракт и тщательно изучает должностную инструкцию, соглашаясь со всеми положениями делового общения.

Этикет нормы – общий документ, который должен соблюдаться на предприятии. Дополнительно подписываются документы, описывающие права и обязанности каждого члена коллектива. Во время работы отказ от выполнения норм делового этикета рассматривается, как серьезное нарушение.

Система правильных взаимоотношений

Правила делового этикета обеспечивают эффективное взаимодействие всех сотрудников: поведение, описанное кодексом, исключает конфликты и ссоры между сотрудниками. Деловой этикет – это лишь условные правила, которые могут меняться вышестоящими звеньями.

Выделяют 3 плоскости деловых отношений: начальник – подчиненный, подчиненный и его начальник, партнер с партнером.

Установленный кодекс является моделью взаимоотношений, нарушение которых влечет за собой наказание. Начальник является авторитетом, безоговорочным лидером. Он требует уважения и почитания со стороны каждого младшего руководителя, подчиненного или помощника: вокруг него строится весь деловой этикет.

От поведения руководства зависит общая дисциплина. Неорганизованность главы предприятия приводит к хаосу и беспорядку. Взаимосвязь всех членов коллектива позволяет наладить правильную работу, приносящую доход. Деловой этикет основан на системе назначений и рекомендаций, их выполнении каждым членом коллектива.

Ситуативные правила делового этикета: знакомство

Начальник – подчиненный

Отношения к начальнику строятся на 2 факторах: нормы общего рабочего процесса и авторитета среди подчиненных. Как субординация будет поставлена изначально, так и сложатся отношения коллектива.

Взаимоотношения между начальником и подчиненным основаны на рабочей дисциплине, на системе наказаний и поощрений. Дискомфорт в коллективе указывает на нарушения норм: сотруднику неудобно общаться с начальством, он избегает ответственности. В таких условиях дежурные сотрудники редко проявляют инициативу.

Деловые отношения начальник – подчиненный предполагают:

  • в случае невыполнения задания, с сотрудником проводится разъяснительная беседа;
  • нельзя делать замечания сотруднику в присутствии сослуживцев;
  • начальнику следует избегать грубых, необоснованных претензий;
  • критика со стороны начальства должна касаться профессиональных поступков сотрудника.

Авторитет вышестоящих звеньев не строится на одних правилах: начальству следует проявлять справедливость и сдержанность. Личные оскорбления сотрудника говорят о некомпетентности руководящих членов коллектива – такие действия нарушают всю дисциплину.

Нельзя давать личные советы подчиненным: фамильярное отношение недопустимо. Со стороны начальства не должно быть сомнений или паники. Даже в сложных ситуациях сотрудники должны полагаться на его авторитет и компетентность.

Этика делового общения: взаимоотношения в коллективе

Подчиненный – руководитель

Отношения в коллективе всегда двусторонние: если начальство выстроит правильную модель поведения, в ответ сотрудники должны проявлять гибкость, понимание и скрупулезность. Если в коллективе каждый сотрудник знает свои обязанности и ответственность, работа идет быстрее и эффективнее.

От поведения подчиненного зависит отплата его труда и отношение начальства. Первым делом подчиненный должен создавать здоровую спокойную атмосферу на своем рабочем месте: конфликтные и склочные работники никому не нужны. Для начальства важна скорость и качество выполненной работы – на этих двух факторах строится имидж сотрудника.

Сплоченная команда добивается лучших результатов, и каждый ее член лично повышает квалификацию – работник заинтересован в хорошем отношении к сослуживцам.

Важна вежливая и спокойная речь работника. Начальство задает тон совещания, но и дежурный сотрудник должен на своем примере показать, в рабочем процессе нет места хамству и неподобающему поведению. Не подходит для делового взаимодействия категорический резкий тон: односложные ответы создают неправильное впечатление о человеке.

Соблюдается субординация во время работы: если сотрудник не считается с вышестоящим работником, он подрывает его авторитет перед коллективом. Сомнение в профессионализме вышестоящего звена говорит о нарушении норм деловых отношений в коллективе. Нельзя входить без стука в кабинет начальства или не предупреждать о своем визите: исключение только экстренные случаи.

Партнер – партнер

Горизонтальная модель отношений выстраивается между людьми, которые занимают равные по значению должности. Особенно важно поведение двух партнеров на деловых встречах или на совещании с подчиненными. Во избежание проблем два партнера обязаны:

  • придерживаться спокойного тона, говорить без шуток и фамильярности;
  • оперировать фактами и цифрами, не использовать условные, необоснованные сведенья;
  • не реагировать на нападки и критику (даже если партнер ведет себя агрессивно, второй начальник сохраняет спокойствие);
  • информативный диалог – благоприятная основа для правильного сотрудничества.

Равноценные партнеры должны направлять нижестоящих сотрудников, их действия согласованы и четкие. Важно показать компетентность руководящих работников. Партнеру выказывается уважение: во время встречи нежелательно отвечать на телефонные звонки или отвлекаться на другие дела. В конце встречи следует обменяться визитками, если речь идет о партнерстве, или согласовать график будущих встреч – для руководителей в одной организации.

Телефонный разговор также должен быть спокойным и информативным, если партнер занят, настаивать на разговоре не стоит. Нельзя использовать нецензурные слова, такое поведение испортит отношения и поставит партнеров в неудобное положение.

Правила делового общения с партнером

Система наказаний

Нарушение субординации влечет за собой наказание: в зависимости от установленных законодательных норм и личного устава компании провинившемуся сотруднику делается замечание, выносится выговор или проводится увольнение. Проступок определяет наказание.

Несоблюдение субординации на работе всегда влечет дисциплинарную ответственность: такие правила не должны нарушаться. Ответственность может быть общей или личной (наказан один или несколько сотрудников). При однократном нарушении правил выписывается замечание, после которого сотруднику уделяется больше внимания. Выговоры выносятся устно и с занесением в личное дело (в зависимости от проступка). Увольнение – это крайняя мера, которую используют после неоднократного и грубого нарушения дисциплины со стороны сотрудника.

При нарушении субординации и неудовлетворительной работе рекомендовано провести разъяснительную беседу

Субординация – это устный устав и нормы поведения каждого сотрудника в коллективе. Такие правила устанавливают допустимую модель поведения: учтивая речь, информативный диалог, слаженная работа.

Если каждый работник выполняет поставленные перед ним задачи, выигрывает каждый член коллектива. За несоблюдение этих правил работнику выписывается выговор или делается замечание. Сотрудника, неоднократно нарушившего субординацию, увольняют.

Что делать если сотрудник не соблюдает субординацию

Сотрудник, позволяющий себе слишком сильно сократить дистанцию между вами, раздражает. Уволить его и забыть – выход, который имеет полное право на существование. Ну а если он – хороший специалист, профессионал, аккуратный, обязательный, и вы не хотите терять такого сотрудника?

Определиться с терминами

Что такое субординация в общем, знают все. Но представление ваших подчиненных о том, как она должна соблюдаться и что будет являться ее нарушением, может отличаться от вашего.

Если перед тем, как принять сотрудника на работу, вы не обсудили с ним все аспекты делового взаимодействия, принятого в вашей компании, не удивительно, что в каких-то моментах он выходит за рамки. Возможно, это происходит из-за того, что он считает эти «рамки» более широкими и не видит ничего предосудительного в своем поведении.

Он – обычный человек, он не умеет читать чужие мысли и потому не может догадаться о том, чем именно вы не довольны. Лучше всего найти время и поговорить с ним наедине. Спокойно скажите ему о том, что он нарушает субординацию: ведь в вашей компании субординация – это… Попросите подчиненного в будущем придерживаться существующих норм. Для адекватного сотрудника, который вас уважает, это не составит труда.

Разобраться в ситуации

Другое дело, если при поступлении на работу сотрудник был ознакомлен с нормами корпоративного поведения в вашей компании, где черным по белому, четко, ясно и понятно был изложен принятый у вас порядок взаимодействия – нормы, стандарты, правила. Однако он позволяет себе нарушать эти правила. Над причинами такого поведения стоит подумать.

Может быть, вы сами не строго придерживались рамок «руководитель – подчиненный». Поведение вашего сотрудника в таком случае – всего лишь закономерный ответный шаг. Вернитесь к роли руководителя, исключив варианты «руководитель – свой парень», «руководитель – душа-человек» и т.д. Будьте руководителем в чистом виде, чтобы сотрудник мог быть в чистом виде сотрудником, а не «сотрудником – шутником», «сотрудником – тоже человеком» и т.д. Если руководитель сам придерживается установленных норм, это скорее всего поможет избежать неприятных разбирательств по поводу несоблюдения суб- ординации.

Сложнее пресечь нарушения субординации, если видимых причин для ее несоблюдения, казалось бы, нет. Вы не позволяете себе панибратства по отношению к сотруднику, а он переходит границы.

С одной стороны (если речь идет, например, о шутках в ваш адрес), дело может быть в желании подчиненного завоевать таким образом вашу благосклонность, симпатию. И здесь, как и в случае с ненамеренным нарушением, – прямой разговор поможет решить вопрос.

С другой стороны (если речь идет, например, об агрессии или грубости сотрудника по отношению к вам), поведение вашего подчиненного может быть результатом противоречий, накопившихся между вами. Разберитесь в ситуации. Выясните причины резких выпадов в ваш адрес. Не так просто выслушать чужую точку зрения, еще труднее – понять и принять ее. Но без этого ситуацию вряд ли можно разрешить конструктивно. Выслушав вашего специалиста, скажите ему о том, что цените и уважаете его как профессионала, но в будущем попросите держать себя в руках.

Быть мудрым

В любом случае, если ваш сотрудник не соблюдает субординацию, вам потребуется терпение, выдержка и мудрость. Ведь из мудрости, как сказал Демокрит, вытекают следующие особенности: способность выносить прекрасные решения, а также умение безошибочно говорить и делать то, что следует. Разобраться, принять правильное решение и сказать то, что нужно – выход из ситуации, когда ваш сотрудник не соблюдает субординацию.

Конфликты в системе «руководитель-подчиненный»

Причины конфликтов в системе «руководитель-подчиненный»: объективные (субординационный характер отношений, высокая интенсивность взаимодействия, разбалансированность рабочего места, рассогласованность связей между рабочими местами в организации, сложность социальной и профессиональной адаптации, недостаточная обеспеченность всем необходимым для выполнения управленческих решений) и субъективные. Среди субъективных выделяют: управленческие (необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения, излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства, недостаточная профессиональная подготовка руководителей, низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звена, неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных, нарушения в системе стимулирования труда) и личностные (низкая культура общения, грубость, недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой, выбор начальником неэффективного стиля руководства, отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному, и наоборот, напряженные отношения между руководителями и подчиненными, конфликтогенные особенности участников взаимодействия).

Последствия конфликтов для организации:  функциональные (конструктивные): развитие личности и движение вперед; активизация социальной жизни и предотвращение застоя; выявление и устранение существующих проблем и противоречий в функционировании коллектива, высвечивание нерешенных проблем, разрядка социально-психологической напряженности; усиление внутригрупповой сплоченности в условиях противостояния с другими группами или с руководителем; познание участниками конфликта друг друга и осознание своих интересов; улучшение качества деятельности в условиях конкурентного взаимодействия; создание необходимого уровня напряженности, нужного для научной деятельности и творческой активности и др.;  дисфункциональные (деструктивные): ограничение взаимодействия между людьми и снижение сплоченности группы; ухудшение социально-психологического климата; ухудшение качества индивидуальной и совместной деятельности; закрепление социальной пассивности личности, её психологическая дезорганизация, которая может себя проявить в агрессии или регрессии; усиление напряженности и враждебности; падение мотивации к труду; бессмысленная трата сил на конфронтацию, переживания и стрессы; чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, болезни, текучесть кадров.

Ошибочные действия руководителя, приводящие к деструктивным конфликтам: 1) нарушения трудового законодательства; 2) нарушения служебной этики: грубость, высокомерие, неуважение к подчиненным; обман подчиненных, невыполнение обещаний; нетерпимость к мнениям других; ущемление прав подчиненных; злоупотребление положением начальника; поручение исполнителю «через голову» непосредственного руководителя; утаивание информации (в том числе неосознанное); критика, принижающая достоинства человека; 3) несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда: ошибки в применении поощрений и наказаний; неверное распределение работ между исполнителями; установление оклада с нарушением баланса «вклад-оклад»; приглашение работника со стороны, когда кандидаты на должность есть в самом коллективе; болезненное отношение к авторитету подчиненного; огульная критика группы подчиненных; нечеткая формулировка заданий; недооценка разъяснительной работы.

Конструктивному разрешению конфликта в отношениях руководителя и подчиненного способствуют учет интересов друг друга, разницы в должностных статусах, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния, подход к решению противоречия с различных сторон. Предупреждению конфликтов в системе «руководитель – подчиненный» способствуют грамотная организация управленческой деятельности, бесконфликтное взаимодействие и общение с подчиненными.

Методы управления конфликтами и их профилактики в коллективе: четкая формулировка требований к результатам работы каждого конкретного сотрудника и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы; использование координирующих механизмов и строгое соблюдение принципа единоначалия (подчиненный должен знать чьи распоряжения он должен выполнять); установление общих целей, формирование общих ценностей (позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные); система поощрений работников за устранение выявленных нарушений (ведет к снижению конфликтности и повышению безопасности); межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций на основе учета психологии участников конфликта.

Центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта является поддержание атмосферы сотрудничества как универсального метода предупреждения конфликта. Данная профилактика носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно-управленческого и морально-этического характера. Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие:

 метод согласия (вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы);

 метод доброжелательности, эмпатии, развития способности к сопереживанию, сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний (развитие умения выражать сочувствие товарищу по работе и оказывать ему практическое содействие; этот метод требует исключения немотивированной враждебности, агрессии; проявления терпимости и толерантности к тем или иным особенностям других людей);

 метод уважения достоинства, репутации партнера (этот метод требует наличия умения разделять дело и личность и в целях предупреждения негативного развития событий при возникновении конфликтной ситуации постоянно выражалось признание достоинства партнера, уважение к его личности);

 метод недопущения дискриминации людей (недопустимость подчеркивания превосходства одного работника над другим, каких бы то ни было различий между ними; с этой целью в практике управления, особенно японских фирм, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работников фирмы);

 метод «поглаживания» (похвала, одобрение и поддержка, особенно в уместных ситуациях: презентации, юбилеи, совместный отдых трудовых коллективов и т.п.);

 метод, использующий чувство юмора (наличие этого чувства – одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир. Юмор сплачивает людей даже в тех ситуациях, когда, казалось бы, не осталось уже никаких надежд на примирение. Это происходит потому, что с помощью юмора обнаруживается какая-то общность между людьми, общее для всех понимание смешного. Этим средством следует пользоваться, соблюдая чувство меры).

Чтобы преобразовать конфликтное взаимодействие в отношения сотрудничества необходимо выполнение следующих действий:

  1. выделить специальное время для общения – разговора, дискуссии, при этом важно также убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему;

  2. обеспечить благоприятную обстановку проведения встречи (учесть температуру в помещении, освещение, а также исключить телефонные звонки и присутствие посторонних лиц);

  3. строго соблюдать правила обсуждения проблемы (важно с самого начала беседы выразить надежду на достижение взаимовыгодного соглашения; обсуждение сути проблемы следует начать, выразив понимание проблем собеседника и свою готовность пойти на уступки; изложить собственную точку зрения на суть проблемы; после такого обмена жестами примирения наступает решающий момент диалога, в итоге которого ослабевает напряженность, усиливается доверие, обнаруживается общность интересов что и позволяет заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях);

  4. для того чтобы договор был прочным, выполнимым, он должен быть взаимовыгодным, сбалансированным (решение должно быть конкретным, точно определять сроки и ответственных лиц, его лучше всего оформить в письменном виде, а его копию вручить каждой стороне конфликта).

Совокупность всех этих методов обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие, создает в организации атмосферу сотрудничества и тем самым способствует предотвращению деструктивных конфликтов. Но профилактика конфликтов требует от руководителя не только знания методов воздействия на групповую психологию, но и умения распознавать индивидуальные особенности людей и влиять на их поведение. Это особенно важно в отношении тех психологических типов, которые играют особую роль в генерировании конфликтов, то есть в отношении конфликтных личностей.

Во время кризиса люди нервничают и дергаются. В такой ситуации конфликт на работе может возникнуть даже из-за мелкого недоразумения. Предлагаем семь правил, с помощью которых вы сможете остановить склоку в коллективе.

1. Следите за информацией

Начальник должен обладать максимальной информацией о своем отделе. Постоянно инспектируйте работу подразделения и распределение зон ответственности сотрудников. Проверяйте, насколько справедливо распределение нагрузок, обязанностей и вознаграждений. Старайтесь максимально четко и конкретно отвечать на вопросы подчиненных о рабочем процессе, целях и задачах. Конфликты на работе чаще всего разгораются там, где есть недопонимание и неопределенность. Например, руководитель не смог толково объяснить сотрудникам, кто за что отвечает. Или на часть подчиненных легла основная нагрузка, а остальные пользуются сложившейся ситуацией и недорабатывают. В этом случае у многих возникает чувство несправедливости, ощущение, что все идет не так, как надо. В одной из московских страховых компаний в октябре сократили 14 опытных сотрудников, а на их место взяли молодых специалистов. При этом оставшихся «ветеранов» попросили заняться обучением новичков. «Старики» невзлюбили своих учеников. Конфликты быстро переросли в противостояние двух группировок. Напряжение удалось сбить лишь благодаря тому, что молодежь равномерно распределили между отделами опытных работников. Руководство выстроило схему работы таким образом, что противники вынуждены были работать в связке на достижение общей цели. Кроме того, начальники отделов следили за тем, чтобы все сотрудники четко знали объем своей работы и понимали, почему он именно таков.

2. Поторопитесь с разговором

Если вы не смогли уследить за своими людьми и конфликт все-таки разгорелся, не прячьте голову в песок, постарайтесь как можно быстрее поговорить с обоими его участниками. В случае когда подчиненные равны по рангу и статусу, разговор лучше провести втроем, а не с каждым по отдельности. Так вы выслушаете позиции обеих сторон и дадите понять, что не сочувствуете ни тому, ни другому.

3. Выслушайте обе стороны

Начать разговор нужно с заявления: «Вы оба для меня ценны и оба нужны компании. Возможно, причина ваших разногласий — моя ошибка. Вас я ни в чем не виню. Давайте спокойно разберем факты и аргументы каждого». Этой короткой речью вы должны успокоить людей и настроить на конструктивный разговор. Не давайте «недругам» уходить в эмоции и брызгать слюной. Возьмите на себя роль ведущего и контролируйте ход беседы.

Помните, что единственная цель разговора «на троих» — выявление той самой неопределенности или несправедливости, из-за которой и разгорелись страсти. Не поддавайтесь эмоциональному давлению со стороны сотрудников.

В конце беседы поблагодарите стороны за полученную информацию и конструктивный тон дискуссии и объявите, что для принятия решения вам потребуется небольшая пауза — желательно назвать конкретное время оглашения решения. Дайте понять, что в любом случае оно не будет носить карательный характер.

4. Не затягивайте с решением

Не тяните с принятием решения. Подумайте, как лучше всего перераспределить работу или изменить в ней что-то, чтобы исчезла сама причина конфликта. Не обсуждайте его с другими подчиненными, особенно с рассорившимися сотрудниками, и воздержитесь от промежуточных комментариев.

5. Учитывайте интересы всех

Не забудьте, что из-за изменений в работе не должны пострадать интересы других работников. В противном случае получите новые неприятности. Если для решения проблемы вам приходится затронуть интересы третьей стороны, привлеките ее к обсуждению ситуации. Так вы избежите дополнительных вопросов.

Постарайтесь поставить себя на место каждого из противников. Ваше решение не должно явно быть на руку одному из них. В этом случае второй обязательно почувствует себя проигравшим, и начнутся новые дрязги. Если вы не можете погасить конфликт, не ущемив при этом интересы кого-то из участников, подумайте, чем компенсировать невыгодное решение. Считаете, что подчиненный не слишком важен для вас, и готовы игнорировать его ворчание и возмущение — действуйте, как задумали. Ведь сотрудники могут преувеличивать свои страдания, чтобы выбить из вас дополнительные поблажки.

6. Прислушайтесь к предложениям сторон

Придумав выход, снова соберите участников конфликта и расскажите им о своем решении. Оно не должно прозвучать как окончательный приговор. Выслушайте возражения сторон. Возможно, они сами предложат какие-либо уточнения или скорректируют ваш взгляд на проблему. Учитывая мнения сторон, объявите окончательное решение.

7. Управляйте конфликтами

Руководитель должен не избегать конфликтов, а управлять ими. Худшее, что вы можете сделать, — запретить подчиненным ссориться. Поступив так, вы рискуете потерять контроль над коллективом, потому что сотрудники начнут скрывать свои раздоры. Вы потеряете ориентацию и выпустите нити управления из своих рук.

Во время кризиса и сокращений начальник вынужден часто перераспределять обязанности и зоны ответственности, так что будьте внимательны! А для лучшей профилактики конфликтов перечитайте первое правило.

Никита Петухов «Труд»

Конфликт руководителя с подчиненным

Центральное место в конфликте между руководителем и подчиненным занимает вопрос доверия – вернее сказать, вопрос кризиса доверия. Например, если на каком-то этапе начальник или подчиненный характеризуется как конфликтный человек, то скорее всего это означает, что имел место управленческий сбой. Ответственность за возникший конфликт несет прежде всего руководитель, и его прямая задача – разглядеть в личном конфликте плохую организацию бизнес – процесса.

Если у начальника резкий и вспыльчивый характер, неизбежен конфликт с ранимым и обидчивым работником. Начальнику, не привыкшему разъяснять свои распоряжения, вряд ли подойдет подчиненный-аналитик, стремящийся докопаться до сути. Если руководитель – великолепный специалист, но очень тяжелый и неуживчивый человек, то в компании складываются нестабильные отношения, которые приводят к текучке кадров. Речь, понятно, идет не только о топ – менеджера высшего звена, но и о руководителях любых структурных подразделений.

Одна из самых распространенных причин конфликта между руководителем и подчиненным – это задержки зарплаты или недостаточное материальное вознаграждение. Работник считает, что его квалификация выросла, его вклад в общее дело значителен, он достоин большей зарплаты, однако руководитель так не думает. Консенсус в этом вопросе надо найти при помощи оценки или аттестации персонала. Нужно заключить письменное соглашение между руководителем и подчиненным, в котором бы честно и четко оговаривалась материальная компенсация работника. Последнему, кстати, так намного проще отстаивать свои интересы перед руководителем. При возникновении подобных проблем лучше апеллировать к правилам, а не к личностям.

Важно иметь в виду, что деньги в виде зарплаты – не главный мотивирующий фактор для работников. Незарплатные способы мотивации (направление на учебу, социальный пакет) гораздо эффективнее, чем простое повышение зарплаты. Однако многие руководители бизнес – структур продолжают их игнорировать.

Конфликт часто возникает из-за недопонимания подчиненным своих непосредственных функций. Зачастую в компаниях существуют должностные инструкции, которые не отражают реальных обязанностей работников. Не редкость, что на многих исполнительских позициях люди работают годами без какого-либо интереса. Если подчиненный не собирается мириться с существующей ситуацией и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он вскоре начнет искать новое место работы.

Психологи считают, что в условиях стресса люди стремятся идти по определенному шаблону. В сложной ситуации руководитель видит только два возможных решения: либо успех, либо неудачу. Ему трудно пересмотреть свою позицию. Это происходит потому, что в условиях стресса некоторые неосознанно пытаются взять контроль над ситуацией и одержать победу. Кроме того, людям свойственно считать, что окружающие смотрят на вещи так же, как они. Следовательно, заранее заготовленные сценарии неизбежно проигрышны уже в силу зависти работника от работодателя.

Напомним простое управленческое правило: хвалить сотрудников нужно публично, а ругать – наедине. Кроме того, руководитель должен знать, что критика может быть направлена против каких-либо конкретных ошибочных действий работника, но ни в коем случае не должна быть направлена против самого человека. Поэтому по мнению специалистов разговор руководителю необходимо вести примерно в таком стиле: «Вы всегда прекрасно справляетесь с работой (можно указать, с чем именно). Я чувствую себя совершенно спокойным за этот участок работы. Но вчера ко мне пришел (пришла)… и показал (показала), что вы неправильно сделали (рассчитали, определили и т. п.)… (указывается конкретно, что именно). Давайте вместе разберемся, что же произошло».

Часто руководители уделяют недостаточное внимание качеству своих указаний, их формулировкам и способу передачи информации. Нельзя отдавать указания на бегу, в коридоре – уже этим проявляется неуважение к подчиненному, создается у него представление о пренебрежительном к нему отношении. Эффективнее отдавать указания в письменном виде, а затем отслеживать их выполнение.

Руководителю необходимо принимать во внимание условия, в которых работает подчиненный, а не приписывать его ошибки и неудачи к склонностям характера. В любом случае и при любых обстоятельствах руководитель должен вести себя так, чтобы его подчиненные видели, что он готов к честному и открытому диалогу с ними.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Виды конфликтов на работе

  1. Между человеком и человеком – самый распространенный вид конфликта на работе. Монолитный коллектив подобрать трудно. Межличностные столкновения выступают фильтром для отбора кадров. Два человека могут невзлюбить друг друга из-за противоречащих друг другу мировоззрений, политических пристрастий, но чаще, люди расходятся в своих представлениях о том, как надо трудиться. Если спор возникает между начальником и подчиненным, то позиции ясны. Первый считает: второй — лентяй и недостаточно усердно работает, а второй полагает: первый – деспот. Если речь идет о горизонтальном конфликте (между коллегами), то причина в конкуренции или личной неприязни. Правда, иногда люди спорят и потому, что у них разные представления о степени чистоты рабочего места, если они его делят.
  2. Между личностью и группой. В роли «личности» выступает вновь прибывший начальник, а в роли группы – коллектив предприятия. Причины в каждом конкретном случае свои, но чаще противостояние возникает из-за того, что «новая метла по-новому метет». Другая история, когда вновь прибывший сотрудник умудряется не расположить к себе коллег. В этом случае, если не удается наладить контакт, то новичок быстро выбывает из игры. Никто не может долго работать в аду. Если же человек сильный духом и ему нужна работа, то он способен переломить ситуацию и изменить отношение коллектива к себе, правда, это кропотливый и напряженный процесс.
  3. Между группами в коллективе. Когда микроклимат в компании здоровый, то коллектив относительно монолитен. В нем нет трещин. Ясно, что борьба личных симпатий и антипатий постоянна, но на работе это не сказывается, и конфликтов не возникает. Показателем болезненного состояния коллектива является дробление на отдельные враждующие (по профессиональным или идеологическим признакам) группы.

Таковы виды конфликтов на работе, а теперь уделим внимание тем из них, которые встречаются чаще других.

Если на работе конфликт с коллегой, что делать?

Сначала краткая классификация «коллег-вредителей» и методы борьбы с ними. Итак:

  • «Любитель поговорить или скандалист» – занудный и отвлекающий других людей от профессиональных обязанностей тип. В каждой конторе «трудятся» люди — «пассажиры». Они отбывают номер. Работа их не интересует. Такие субъекты в своей деятельности прежде всего любят зарплату. Подобные коллеги чувствуют себя на работе сносно только два дня в месяц – во время выдачи аванса и зарплаты. Остальное время они страдают от тленности бытия и много говорят, чтобы облегчить свою боль от бессмысленности существования. Только один изъян тревожит окружающих в этом типе работника: ему нужен собеседник.
  • «Интриган и предатель» – вредный тип. На работе, как и в мире, живут люди, которых сильно раздражают чужие успехи. И они стараются выбить наездника из седла и строят козни. Человек приходит в коллектив, еще не знает расклад сил и просит такого человека подсобить, а тот берет и подставляет его.
  • «Оппозиционер или подхалим руководства» – опасный тип («шпион» или «доносчик»). Две грани одного явления. Такой сотрудник или любит, или не любит начальство и сообщает об этом каждому коллеге.

Способы борьбы с отвлекающими факторами людского происхождения:

  • От любителей поговорить и выплеснуть на человека свою неизбывную тоску по мировой культуре следует отгораживаться и заслоняться непроницаемым экраном неистового труда. В бытовом смысле это выражается фразой: «Извини, темы интересные, но у меня срочные задания, поговорим в другой раз». Коллега пойдет на поиски другого собеседника.
  • Со вторым типом надо держать ухо востро и избегать зависимости от него в работе. Быть вежливым и не ссориться, чтобы в будущем не получить палок в колеса.
  • Не обсуждать на работе начальство – основной принцип в борьбе со шпионами и доносчиками в коллективе.

Итак, ответ на вопрос, если на работе конфликт с коллегой, что делать, стоит на простом, но действенном основании: «меньше слов – больше дела».

Неуставные, личные отношения снижают производительность труда. На работе нужно работать, а не дружить. Если человек свято верит в эти нехитрые правила, то никакой конфликт с коллегой ему не страшен.

Если душа все-таки требует понимания даже в том месте, где нужно работать, то переходить с коллегой на «ты» можно только после продолжительных размышлений и взвешиваний всех «за» и «против».

Конфликт на работе с начальником как быть?

С руководителем спорить не следует, помня один завет:

  1. Начальник всегда прав.
  2. Если начальник не прав, см. пункт первый.

Но руководители не так уж безнадежны. Здравомыслящие люди, хоть и вышестоящие, в сложных и значимых спорах идут на контакт. Прежде всего следует выяснить, в чем причина непонимания? Вина лежит на профессиональной непригодности, или конфликт на работе с начальником случился из-за персональных качеств сотрудника?

Личная неприязнь – это феномен, который не поддается искоренению. Масса голливудских сюжетов сводятся к тому, что неэффективный кадр становится преуспевающим и любимым руководством. В жизни же начальник последователен в своих решениях и увольняет неугодного.

Стратегия поведения работника сводится к борьбе за право трудиться там, где нравится. Это значит:

  • Достойно и вежливо отвечать начальнику на его упреки.
  • Соблюдать дистанцию (не выходить из себя, не выказывать раздражения).
  • Если над начальником возвышается еще один чиновник, и работа не вытравила из него все человеческое, обратиться к нему, он поможет. Правда, у сотрудника в руках должны быть железные доказательства вины своего непосредственного руководителя.

Если же к сотруднику конкретные профессиональные претензии, алгоритм такой:

  • Человек разговаривает с шефом предметно о проблемах.
  • Человек определяет свои слабые стороны.
  • Человек бросается в пучину труда.

Разрешение конфликтов на работе. Способы поведение в конфликтной ситуации

  1. Соперничество. Когда один участник спора или оба воспринимают спор как битву. Очень жесткая манера поведения. Люди доказывают свою правоту, даже ценой отношений с другим человеком – «победителей не судят». Если человек легко и быстро идет на конфронтацию, то в коллективе он не задержится. Состояние войны не длится долго, на него уходит слишком много сил.
  2. Приспособление. Манера поведение альтруиста, который забывает о своих интересах и отстаиваемых позициях, ради мира и гармонии в коллективе. Стратегия подходит для разрешения незначительных спорных вопросов. Если же человек пасует при важных переговорах, то люди теряют к нему уважение. К тому же не всегда поведение того, кто уступает, идет от сердца. В таком случае стратегия разрушительна для человека, сознательно сглаживающего углы.
  3. Избегание. Человек уходит в тень, позволяя противоречиям существовать, в надежде, что спор утихнет сам собой. И снова: малозначительные разногласия могут таким образом разрешатся, а серьезные проблемы надо обсуждать.
  4. Компромисс. Человек, исповедующий такую манеру поведения, жертвует пешкой, чтобы заполучить короля. Он создает иллюзию для противника, что тот выиграл, и выторговывает себе бонусы и преимущества.
  5. Сотрудничество. Стратегия поведения предполагает выигрыш обеих сторон. Мудрый и сложный ход, но подходящий отнюдь не для каждого человека и ситуации.

Как показывают стратегии поведения, разрешение конфликтов на работе существует, но для каждой конкретной ситуации оно свое.

Самый конструктивный способ разрешения конфликта на работе – это разговор с соперником (недовольной стороной)

Антропологи-отщепенцы полагают: в древние, доисторические времена, до появления у человека членораздельной речи люди общались между собой телепатически. Затем наши предки перешли на вербальное общение. Так как телепаты в наши дни – редкость, то претензии продуктивнее произносить вслух.

Способы погашения эмоций в конфликте основаны на предметном разговоре, обсуждении проблем, когда спорящие стороны анализируют то, что их не устраивает во взаимодействии и устраняют изъяны вместе. Если все разногласия решены, жить веселее и свободнее, и возрастает производительность труда, улучшается атмосфера в коллективе.

Основная проблема людей том, они не умеют договариваться и откровенно обсуждать разногласия. Коллеги, подчиненные и начальники, мужья и жены – в социальной и приватной жизни – люди замалчивают болевые точки, волнующие их и напрасно, это ведет к возрастанию давления и эмоциональным взрывам в виде скандалов. Чтобы стравить возникающее напряжение, нужно вступать в диалог с другим человеком. Разговор — это самый конструктивный способ разрешения конфликта на работе и дома. Вовремя сказанное слово спасает жизни и карьеры людям. Справедливо и обратное: если человек молчит тогда, когда нужно сказать, катастрофа неминуема.

Конфликты в трудовой и личной жизни изматывают и старят.

Если ситуация накалена, но до открытого конфликта дело не дошло, то помогает игнорирование и молчание (если возможно). Когда же противостояние из немого превращается в кричащее, то нужно говорить и обсуждать все до мельчайших подробностей. Анализировать объективные, субъективные преграды для мирного соглашения сторон. Понимать другого человека, его потребности, стремления и чувства.

Как избегать конфликтов на работе? Тщательно подбирать сферу деятельности и анализировать коллектив

Конфликты – это часть жизни, и они сопровождают человека все время. А размышления о работе и профессиональных интересах не помешают даже в нежном возрасте. Когда же человек оказывается перед выбором, идти или не идти в коллектив, то нужно спросить себя, о трех вещах:

  • Нравится ли работа?
  • Коллеги оставляют приятное впечатление?
  • Начальник суров, но справедлив?

Главное, чтобы ответ на первый вопрос был положительным. В реалиях современного общества редко случается, что работу по-настоящему можно выбирать.

Кардинальный ответ на вопрос, как избегать конфликтов на работе, такой: не трудится, не сливаться с коллективом! Но это утопия. Человеку, чтобы жить, надо работать. В противном случае он умрет с голоду на улице.

Анатолий Чернов
Екатерина Кудашкина

Исследователи из журнала Leadership Quarterly подсчитали, что в среднем менеджер тратит до 42% своего времени на улаживание конфликтов. Среди всех типов корпоративных конфликтов наибольшего внимания заслуживает так называемый конфликт вертикального типа, т. е. между начальником и подчиненным.
Как правило, в серьезных компаниях конфликтами активно занимаются менеджеры по управлению персоналом, в обязанности которых входит предотвращение и урегулирование конфликтов. Согласно данным исследования Университета Майями, большинство HR-менеджеров основным способом борьбы с конфликтами считают составление документа, регламентирующего отношения между начальством и коллективом. Такой практики придерживается 86% руководителей кадровых служб, 63% устраивают тренинги для менеджеров и персонала, 57% разрабатывают программы по работе с жалобами сотрудников. Однако все это не может полностью искоренить конфликты. Умение управлять конфликтами — важнейшая компетенция руководителя любого уровня.

Управляющий партнер компании p.m.Office, занимающейся консалтингом в области управления проектами, Алексей Баженов рассказал случай, который произошел, когда он работал в другой компании. Однажды, давая сотруднику задание доработать программу для финансового отдела, он услышал в ответ: «За такую зарплату я этого делать не буду». «Зарплату я в тот момент поднять не мог и поэтому просто пригласил его в кабинет побеседовать с глазу на глаз», — вспоминает Баженов. В ходе беседы выяснилось, что зарплата в данной ситуации не самое главное. «Сотрудник хотел быть более значимым в коллективе и воспринимал деньги как некий эквивалент значимости. То есть подменял одно понятие другим», — говорит Баженов.

Чтобы решить проблему, Баженов в присутствии коллег заявил о важности задания и попросил всех оказывать этому сотруднику всяческую поддержку. После этого конфликт был исчерпан.

До 90-х гг. конфликт считался крайне нежелательным явлением в организации. Большинство современных теоретиков управления сходятся во мнении, что он может быть полезен. Управляемый конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения и дает дополнительную информацию для решения скрытых проблем.

Иногда, чтобы разрешить конфликтную ситуацию с подчиненным, достаточно просто выслушать его. «Если амбиции сотрудника соответствуют его возможностям, то надо постараться пойти ему навстречу. Если нет, то с таким подчиненным, возможно, стоит расстаться», — говорит Баженов. Это мнение разделяет эксперт в области корпоративной психологии профессор Манчестерской бизнес-школы Кери Купер. В интервью «Ведомостям» он сказал, что наиболее склонны к конфликтам руководители авторитарного типа. «В трудные времена жесткость руководителя может сослужить хорошую службу, однако начальник, относящийся к подчиненным более гибко и чутко, имеет больше шансов стать авторитетом и улучшить экономические показатели фирмы», — говорит Кери Купер.

«Много ругаемая политкорректность и неформальная сердечность — это то, что помогает вообще избегать конфликтов», — добавляет вице-президент российского представительства Shell Максим Шуб. По его мнению, действующий во многих компаниях принцип открытых дверей является лучшим признаком такой сердечности. «Подчиненный знает, что в любой момент может зайти в кабинет к начальнику и изложить свою проблему», — говорит он.

Любовь Колчанова из фонда «ИМАГО» проводит семинары на тему разрешения конфликтных ситуаций в бизнесе. Она считает, что при разрешении конфликтных ситуаций вертикального типа руководитель должен помнить о том, что он не просто начальник, а его оппонент — подчиненный, а что они работают в одной организации и оба заинтересованы в ее процветании.

Любовь Колчанова предлагает следующий путь разрешения конфликтов:

Организуйте беседу с подчиненным, заранее подготовьтесь к ней: выберите время, когда ничто не будет отвлекать вас обоих. Четко сформулируйте, что именно в поведении подчиненного вас не устраивает как руководителя. Помните, что задача предстоящей беседы — не вызвать чувство вины у «нарушителя», а разрешить конфликт.

Начните беседу с объявления цели разговора — что именно вы собираетесь обсудить. Свои претензии к подчиненному формулируйте предельно конкретно (не «постоянно нарушаете дисциплину» — а «уже три дня подряд опаздываете на 15 — 20 минут», не «плохо поработали в прошлом месяце» — а «план недовыполнен на 20% «). Эмоции — в сторону. Вместо бурной демонстрации своего недовольства скажите: «Я был разочарован». Вместо «вы позволили себе ужасную наглость» — «мне было неприятно».

Выслушайте подчиненного — вы узнаете, как выглядит ситуация с другой стороны. Иногда таким образом можно узнать много нового о положении дел в организации.

Пригласите подчиненного к сотрудничеству: какие он видит способы разрешения ситуации? Иногда руководителей (особенно авторитарного типа) удивляет то, что подчиненный может сам предложить приемлемое решение проблемы.

Назначьте вместе конкретные сроки исполнения вашего решения. Оговорите санкции в случае невыполнения запланированных действий. Санкции не работают, когда это просто угрозы и наказания ( «если так будет продолжаться — лишу премии»). Назначение санкций — это осознанная ответственность (т. е. человек выбирает, как себя вести, и знает, какие последствия у его поведения).

На работе, мы проводим от 40 и более часов в неделю, где общаемся с совершенно разными людьми и по различным вопросам. Конфликты неизбежны, в силу разных характеров, интересов, точек зрения, и индивидуальной стрессоустойчивости человека. И если со своими коллегами мы находимся в сравнительно равных условиях, то конфликт с начальством Вы уже выступаете в разных весовых категориях.

Причин для самого конфликта может быть множество, и всех их не учтешь в одной статье. Поэтому, я сразу перейду непосредственно к самому вопросу.

Конфликт с начальством. Возможные последствия и что делать.

Главные негативные результаты если возникает конфликт с начальством, это возможное увольнение, или создание им условий работы, при котором Вы сами не сможете продолжать работать и сами уйдете. Благо все возможности в руках именно у него, и не всегда они обладают благородством, а также объективно честны со своими подчиненными.

Однако, при этом важно помнить некоторые важные моменты. Спор – это тоже диалог, и его тоже надо вести грамотно.

Как показывает мой опыт, большинство конфликтов не стоят и выеденного яйца, и их можно быстро погасить или вообще избежать. Вы даже не представляете, с какими только имбецилами мне приходилось работать. Ставленниками, зятьями или сынками генеральных директоров и так далее, совершенно незаслуженно занимающих свой пост, и стремящихся завоевать авторитет на пустом месте. Поверьте, всех их Вы не воспитаете и не образумите.

Совет 1. Ноль эмоций. Если начался конфликт с начальством, не срывайтесь – а лучше поначалу промолчите. Эмоции – плохой советчик. Горячие головы сразу мне возразят, — а что теперь, быть терпилой и молча сносить все? Ответ – да! Именно промолчать в момент самого спора или конфликта. Причина такого совета: возможно, Вы сами не правы, и нужно все проанализировать в спокойной обстановке. А когда на Вас орут, трезво оценить вряд ли сможете. Очень уж хочется ответить, да по острее.

Совет 2. Взгляните на ситуацию его глазами. Этот момент упускают абсолютно все. У всех своя правда и своя точка зрения. А на начальство давят другие люди, заказчики, клиенты и есть высокая вероятность, что его недовольство Вами объективно.

Совет 3. Отделяйте мух от котлет. Если вступили в спор, то оперируйте только фактами. Никаких субъективных мнений. Оперируя своими эмоциями, Вы не докажете свою правоту, даже если будете орать громче его самого.

Совет 4. Не переходите на личности. У любого конфликта есть свои корни. По ним и идите. Не стоит оскорблять человека, независимо от того, нравится он Вам или нет. Работа есть работа, а личность человека к Вам не относится.

Совет 5. Если конфликты не исчерпываются и затягиваются, подумайте в спокойной обстановке (возможно лучше взять административный отпуск на несколько дней) – а нужна ли Вам эта работа вообще? Все ли в ней Вас устраивает и хотели бы продолжать там работать, если бы не данный конфликт и этот начальник? На данной вакансии свет клином не сошелся и работу найти не такая уж и большая проблема. Тот, кто утверждает обратное, тот просто плохо ищет. Другой вопрос, устраивают ли Вас условия на новых местах. А тратить нервы на самодуров — не думаю, что Ваша зарплата того стоит.

Признаки, что начальник все-таки прав.

Как не странно, но начальство тоже бывает адекватным и по своему, право. Часто мы этого не замечаем, лишь потому, что у нас другие задачи и другая точка зрения. Итак, признаки:

  • Начальство критикует только Вашу работу, но никогда не позволяет себе перейти на личности.
  • Регулярность замечаний по одному и тому же вопросу. Вероятно, Вы реально не своевременно сдаете отчеты или опаздываете на работу. Тогда критика объективна и конструктивна.
  • Взгляд на конфликт со стороны. При обсуждении с коллегами, они принимают его сторону.
  • От Ваших действий или бездействия страдает вся фирма (например, возможные штрафные санкции от клиентов или контролирующих органов).
  • Вас отсчитывают с глазу на глаз, без посторонних. Это тоже важный нюанс, так как некоторые неопытные и молодые начальники, стараются завоевать авторитет в коллективе, через демонстрацию свой власти или правоты прилюдно.
  • Руководитель не препятствует Вам устранить Ваши недочеты, и не мешает другим текущим делам, вставляя палки в колеса. У меня по молодости, например, был руководитель отдела, который меня ругал за мои косяки, не стесняясь в выражениях. Но, при этом, он сразу же учил, как можно их устранить и лично помогал в этом. И за три года, я очень многому у него научился, и до сих пор благодарен за это.

>
Как вести себя руководителю с подчиненными

1. Коммуникации между руководителем и подчиненным

Назначение нового руководителя в коллектив, не приводит людей к автоматическому подчинению. Главная ошибка не опытного руководителя, при взаимодействии с подчинёнными, это не правильное его невербальное поведение. То есть:

  • Позы
  • Жесты
  • Мимика
  • Тембр голоса
  • Контакт глаз

В комуникации между руководителем и подчинённым, подсознание постоянно оценивает сходство вербалики и невербалики. И если есть расхождение, то побеждает невербалика. Оформление речи, как более древний язык. А мы знаем, содержанием речи врать можно, оформлением нет. Сигналы тела нас выдадут. На самом деле можно, но люди этого делать не умеют. Поэтому лучше, не производить управленческих воздействий, или переговоров из закрытых позиций.

При этом желательно избегать любых инвариантов закрытости. Нога на ногу для мужчин не допускается. Когда это критично конечно, смотреть телевизор с ногой на ногу можно. Но если предстоят важные переговоры, или предстоит «форматирование» подчинённого, то есть нужно скорректировать некоторые модели его поведения, то нужно весьма тщательно подготовить себя. А не вступать в бой с ходу.

То есть если вы хотите воздействовать на людей, помните про невербалику, настройте себя. Чтобы это настроить, этому надо учиться. Учиться естественно не в периоды воздействия на подчинённого.

Дело в том, что любая закрытость, несмотря на то, что она достаточно комфортна для человека, это защита. А любая закрытость, подсознательно воспринимается как настороженность, страх, ложь, сокрытие информации, неуверенность в себе. И если вы хотите произвести на подчинённого правильное впечатление о себе, ни когда не нужно общаться из закрытой позы. Не важно какие у вас привычки, не важно удобно вам так, или не удобно, это не принципиально. Хотите произвести правильное впечатление, забудьте о закрытых позах.

Это относится к продажам, к переговорам, и межличностной коммуникации. Потому что когда руководитель оказывает воздействие на подчинённого из закрытой позы, то как подсознательно подчинённый это оценит? Фактически как у Станиславского: «Не верю!». Не верю в грозность, в авторитет, в ресурсы в порошок стереть, в мотивацию не верю. Вот главная проблема не опытного руководителя, в расхождение вербалики и невербалики.

Что бы каждый раз не испытывать дискомфорта, общаясь в открытой позе, эту позу нужно отрабатывать. И отрабатывать её в ситуациях не пиковых, просто приучайте себя находиться в открытой позе. Тренируйтесь, периодически ловите себя, где у вас там руки. Избегайте всех инвариантов: держать ручку перед собой, руки в замок итп.

2. Правильное поведение руководителя с подчинёнными — как выработать? Пример

Что-бы руководителю выработать в себе правильное поведение с подчинёнными, можно заучить правильную команду, паттерн, шаблон, которым мы легко настраиваем себя. Поскольку тело пытается нас закрыть, привычка есть привычка, то периодически надо отключать эту боевую систему.

Дело в том, что эта боевая система, по большому счёту нам сегодня не нужна. Она нужна для физического выживания, у нас же сегодня не стоит вопрос о физическом выживании, в большинстве случаев. Речь идёт о социальной борьбе, а когда ведёшь социальную борьбу, приёмами физической, то это не правильно.

Потому что с точки зрения защиты своего тела, чтоб не сгрызли внутренности, конечно нужно его защищать. Но с точки зрения межличностного контакта, социального, это лишнее. Потому что вы оказываете не правильное воздействие. И поэтому, эту боевую систему нужно отключать. И отключать её нужно, чем то вроде команды: «Тебя не съедят!»

Сформулируйте для себя такую команду, и периодически посылайте её, из правого полушария в левое. То есть эту систему боевую, нужно периодически как кнопку заглушать. Она нам не нужна. В реальной сегодняшней, городской жизни, она нам не нужна. Она только мешает, потому что она работает по совершенно другим принципам. Эта система родилась в физическом противостоянии.

А мы сегодня ведём борьбу социальную, управленческую. Поэтому эту систему нужно периодически отключать. Иначе она всё время будет вас закрывать, а это вам не нужно.

3. Психология общения с подчиненными. Перед важным разговором приведите себя в ресурсное состояние

Очень часто неопытный руководитель, не учитывает психологию в общении с подчинённым. Он производит правильное воздействие, из неправильной позиции. Получается пустой разговор, который не даёт результата.

Бывает руководитель кого то распекает, а на самом деле сотрясает воздух, и при этом скучающая рожа подчинённого. И такое общение на ролевом уровне, типа я вас ругаю, а на уровне личностном происходит совершенно другое: «Да фиг с тобой золотая рыбка, хочешь говорить, трепись. Если тебе это надо, ладно я послушаю». И это всё видно, толку от такой коммуникации ноль.

Уверенность человека, неуверенность человека, его психологическая устойчивость, желание скрыть информацию, она оценивается мгновенно. Но естественно не по одному движению. Если вы что-то взяли и положили, то ничего страшного. Но если в разговоре, преобладают те, или иные варианты шевеления ручек и прочего, то подсознание подчинённого оценит руководителя, как человек так себе, уверен не уверен. Допустим 50, по 100 бальной шкале. И вы уже не производите впечатления которое хотели. И эта автокоррекция, в процессе тех или иных движений, производится мгновенно.

Два человека, общаясь между собой на личностном уровне, как бы сканируют друг друга. И подают в мозг те, или иные команды. Причём эти команды человек логическим полушарием не осознаёт. Если конечно поведение не вопиющее, не эпатирующее. Во всех остальных случаях, происходит такая тонкая автоподстройка. И на эту автоподстройку нужно уметь влиять. И особенно это важно в управлении подчинёнными. Так как 93% невербалики всегда перекроют 7%. Тем более к 7% исторически сложилось не доверие, так как врать можно. Вопрос не что говоришь, вопрос как говоришь. А иногда можно и молчать гораздо более убедительно.

Уверенность — это не агрессивность. Уверенность это вещь в себе, в своём продукте. Руководитель не пытается никого задавить этим. Он не пытается никому ничего навязать. Но он держит свою территорию. И на этой территории он достаточно устойчив. А самоуверенность, это попытка залезть на чужую территорию, это уже человек агрессивный.

Надо понимать что невербалика, очень связана с внутренним состоянием. И наоборот, внутреннее состояние, связано с невербаликой. И вот оказывается внутреннее состояние, прекрасно регулируется невербальным поведением. Это два сообщающихся сосуда. Есть техники, которыми можно регулировать внутреннее состояние, и это повлияет на невербалику.

А можно оказывается и наоборот. То есть если мы регулируем позы, то это влияет на состояние. И это один из неплохих способов. В отличие от мимики, мимика теснейшим образом завязана на состояние души. Поэтому способ регуляции состояния души, через тело, и потом к мимике.

И когда у руководителя возникает вопрос: «Как он должен вести себя с подчиненными?» Он должен понимать, что в первую очередь, нужно вести себя уверенно. А что бы выработать уверенность, нужно проводить разговор в устойчивой, открытой позе. И тогда уверенность появится. И настраиваясь на разговор, нужно подготовиться. Нужно привести себя в нормальное, ресурсное состояние, и в нём держатся.

4. Как правильно общаться с подчиненными — контакт глаз

Что-бы правильно общаться с подчинёнными, есть один очень важный аспект. Это контакт глаз. Все говорят, что нужно смотреть в глаза. И если человек не смотрит в глаза, то он боится чего то, и прочее. Но как же мы на самом деле обращаемся с глазами? Дело в том, что большинство людей не привыкли к контакту глаз, тому есть чёткая причина.

Дело в том, что когда мы встречаемся с кем то глазами, то мы действительно можем понять о человеке всё. Глаза зеркало души, они открывают личность. Но при этом мы узнавая что то о человеке, мы открываем себя. Это двусторонний мост.

С точки зрения безопасности это не очень интересно, открывать себя встречным людям. Поэтому подсознательно, как правило, нормальные люди избегают контакта глаз. Социально приемлемо допускается, когда мы смотрим куда-то в квадрат лица. Или глаза встречаются на короткое время. Контакт же предполагает примерно две секунды.

Большинство людей контакт глаз не держат, у них он доли секунды. И это достаточно для социальной нормы. Но для лидерства этого не достаточно. Чтобы оказывать воздействие на подчинённых, то есть влиять с какой то целью, контакт глаз должен быть более устойчив, около 2 секунд. Как говорят, есть такой термин — положить взгляд в душу. И этому тоже надо тренироваться.

Большинство руководителей этой темой не интересуются. Более того мало «положить взгляд в душу», надо положить его с нужной интонацией. И поскольку социальный контакт гораздо меньше чем лидерский, то лидерский надо отрабатывать, и практиковаться встречаться взглядом с другими людьми. Чтоб в момент воздействия на подчинённых, взгляд уже был отработан. Чтобы мы уже не боялись этого контакта глаз, и мы делали это осознано. Осознано встречаться глазами, значит давать команды: «Встретится глазами.» Иначе лидерства не получится, невозможно лидерство без контакта глаз.

Как этот контакт нужно осуществлять? Как вложить во взгляд нужное содержание? На самом деле взглядом можно управлять, передавать специально ту коммуникацию, которую вы хотите, как положительную, так и отрицательную.

5. Как найти подход к подчиненным, психология. Техника внимание

Иногда нужно найти подход к подчинённому, например чтоб получить информацию. Лучшая позиция для такого социального контакта, на самом деле располагающего к себе, это внимание. Очень ошибочны идеи насчёт любви и дружбы, не все её достойны. А оказывается эмоцию внимания можно вызвать к чему угодно, и даже к рыжему таракану. Внимательно на него посмотреть вас ни к чему не обязывает. Внимание совершенно уникальная эмоция, она абсолютно нейтральна, так называемая переходная. Можно внимательно посмотреть на человека, и его поцеловать, а можно посмотреть, и ударить. То есть она вас ни к чему не обязывает.

Но ваш подчинённый воспринимает внимание, как позитивный фактор. Потому что человек привык себя считать себя венцом творения, и пупом земли. И ваше внимание, это укрепление его эго. Что в общем то нам на пользу, пусть он думает что это так. Для чего мы это делаем, это наш вопрос. Но если подчинённому угодно считать что мы поднимаем эго, пусть он так считает.

С другой стороны, чтобы получить информацию, руководителю иногда нужно задавать такие нейтральные вопросы, информационные. И это делается через внимание. На самом деле любая коммуникация лидерства происходит здесь и сейчас, сию секунду, каждое мгновение. И поэтому мы вполне можем управлять своим поведением, вызывая у партнёра по контакту соответствующее эмоциональное состояние.

И вот если нам нужно чтобы подчинённый дал нам информацию, не боялся, то мы включаем ролик внимание. То есть мы даём себе команду внимательно посмотреть на человека, внимательно отнестись к его информации. Это такая ситуационная команда. Она не предполагает такое поведение на год, или на два. Она предполагает здесь и сейчас, мы хотим чтоб человек нам что-то рассказал. Поэтому мы например говорим ему: «Вы знаете, расскажите пожалуйста, что произошло, мне это очень важно, и хотелось бы вас понимать». Внимание и мягкие вопросы, вызывают у подчинённого желание открыться на встречу.

При этом нас это ни к чему не обязывает. Это не значит что мы человеку сейчас верим, это не означает что мы его простим, это не означает что мы его наградим, это вообще ничего не означает. Сейчас режим получения информации. А что мы будем потом делать с этой информацией, и с этим подчинённым, это следующий вопрос. Ситуационное лидерство, это умение вести себя в каждый момент времени так, как нужно мне. Я управляю ситуацией, сейчас я хочу получить информацию. Внимание, нейтрально-позитивное, внимание ни к чему не обязывает. И фраза «понять, значит простить», здесь не совсем подходит.

Сначала нужно получить информацию, без предвзятого мнения. Так как оно пугает, оно не способствует получению информации. И оно нас закрывает в рамки, от принятия правильного управленческого решения. Предвзятый подход к делу сужает диапазон правильного управленческого решения.

Получая информацию, мы ничего не теряем. Мы получаем возможность более объективно ситуацию разрешить, что для руководителя весьма важно. Чтобы правильно реагировать на ситуацию, для начала нужно её понять, а потом реагировать. Любое предвзятое мнение, во первых настораживает собеседника, то есть мы сразу идём на конфронтацию, там где это не нужно. А во вторых, лишает нас возможности принять оптимальное решение. Поэтому первая эмоция, это внимание, которой надо учиться.

И сначала, руководителю в своём поведении с подчинёнными, нужно просто тренировать взгляд. Привыкать не боятся контакта глаз. Ощутить контакт глаз. В этом нет ничего пугающего, просто идёт некое состояние информационного обмена.

Тренировка вторая, научитесь вниманию, как бы предложите человеку внимание. Я внимательно смотрю на этого человека, он здесь и сейчас, он в эту секунду для меня самый важный. Не по жизни, ни на всегда, а здесь и сейчас. И поэтому я рекомендую человеку, который хочется научится работать глазами, держать у себя 3-4 таких эмоциональных ролика.

Первый ролик это внимание. Это внутренняя команда: «Я внимательно смотрю на этого человека, здесь и сейчас он для меня самый важный. Внимание, внимание…» Нам нужен ролик один положительный как минимум, и нам нужен ролик один отрицательный как минимум. Можно разнообразить, но больше пяти роликов записывать не советую, запутаетесь. И эмоциональные ролики нужно держать у себя на быстрой кнопке.

Как записать положительный ролик? Это как будто внутри вас есть некий диск, и на нём вы прожигаете какую то запись, и при необходимости вы эту запись запускаете через глаза. Глаз это передатчик. Вы ставите нужный диск и пошла трансляция. Теперь нам нужен ролик положительных эмоций. Ролик записывается так: вы для себя отрабатываете какую то короткую мотивирующую фразу, которую вам легко произносить. Очень важно не учиться чужой манере, фраза должна быть своя.

Слова должны органично стекать, это ваши слова. Этот ролик, это некая приветственная фраза, которую вы бы сказали человеку, который к вам пришёл. Ну например: «Здравствуй, я рад тебя видеть». Или если вспомнить мультфильм: » 38 попугаев» — лежащий на солнце удав, и фраза: «Привет тебе мартышка». Мы можем записать любую фразу, лишь бы она легко сходила с языка, и она нас настраивала на нужный лад. Вот я произнёс эту фразы и вы улыбнулись.

6. Как нагнать страха на подчинённых

А иногда бывает наоборот, нужно нагнать на подчинённых страха. И поэтому надо записать и отрицательный ролик. Отрицательный ролик записывается точно так же, и при необходимости дополняется визуальным образом.

Это приёмы очень сильные, с ними надо обращаться очень аккуратно. Это один из приёмов психологической самозащиты, они работают мощно и страшно. Человека можно одним взглядом, забить в угол мгновенно. Так что аккуратно с этими роликами, с записями, потому что потом начнётся рефлекс.

Ролик можно записать любой степени жёсткости. Это может быть фраза какая то, подобающая вам, которую вы хотите переносить в пространство. Если хотите очень жёсткую фразу сделать, то можно дополнить её визуальным образом. То есть, если хотите очень серьёзно врезать, то визуальный образ может быть например такой: «Персонаж валяется на полу, зажав рукой разорванное горло». И если этот образ мы начнём транслировать, то персонажа «проберёт до печёнок». Потому что взгляд достаточно материальный.

Недаром говорят говорящий взгляд, видно что он говорит, что он хочет сказать. Поэтому можно нарисовать себе ролики различной степени тяжести, различной степени жёсткости. Можно их усилить визуальным образом, главное не увлекайтесь этим. Но иногда очень важно уметь взглядом ударить, и ударить мощно.

Представьте что вы хотите сказать что-то, человеку чтоб он это понял, найдите эту фразу для себя, запишите её. У каждого из нас свой словарь языковых воздействий, своя лексика. Подумайте что вы хотите объяснить человеку. Может мы хотим объяснить человеку: «Бедолага, ты крепко попал». Естественно можно записать ролик применительно к управленческой ситуации. Может быть: «Я очень тобой недоволен».

Эта фраза должна быть короткой, она не должна быть рассказом из пяти абзацев. Достаточно короткой фразы 4-5 слов максимум. Которые так, очень литые. Бьют в цель. Для этого нужно потренироваться, попроизносить. И потом запишите, прожгите этот ролик себе. Просто это фраза должна быть готовая, то есть в тот момент, когда мы хотим что-то сказать глазами, именно глазами, там нет времени что-то писать. Там надо сразу, установили контакт глаз, включили трансляцию, пошло… Всё это за доли секунды нужно уметь делать, поэтому ролики должны быть записаны.

Отрицательные ролики потренируйте на тех, кого не жалко, желательно не на домашних. Потому что приходит в голову это прийти домой и там размяться. Своих берегите, своих меньше, чужих больше, и с ними вас ничего не связывает. Пока ещё научитесь, пройдёт какое то время. Кроме того свои люди достаточно остро чувствуют любые аспекты нашего поведения, и любые изменения будут сразу заметны. И в лучшем случае у вас спросят, что с вами случилось? А в худшем ещё и прокомментируют. Поэтому зачем нам оно надо, вокруг полно людей на которых можно спокойно разминаться.

7. Как правильно разговаривать с подчиненными — техника паузы

Что-бы правильно разговаривать с подчинёнными, в арсенале профессиональных руководителей, есть одно очень мощное оружие — это техника паузы. Иногда человек отводит глаза, и трудно встретится с ним взглядом. И в этом случае, неплохо работает пауза.

Пауза это сильнейшее оружие руководителя, которое очень недооценено, как и техника вопросов. На востоке это целая наука, и например кто первый заговорил на переговорах, тот и слабее. В западной культуре такие изыски устраивать ни к чему, там не много другие вещи. Пауза оружие очень мощное, если правильно пользоваться. И один из способов привлечь внимание сотрудника, это повесить паузу.

Пауза оружие сознательное. Почему мы иногда избегаем пауз? Пауза пугает, пауза это неизвестность. Это знаете, как человек в темноте начинает говорить, страшно, значит надо наполнить пространство звуками. Иногда мы некой избыточной словесностью выражаем некий страх, неуверенность. Звуками собственного голоса пытаемся ситуацию успокоить. Поэтому пауза иногда пугает обе стороны, и ей нужно уметь пользоваться сознательно. И мы вообще ошибочно считаем, что чем больше мы говорим, тем больше мы лидеры.

Один из методов: например, если подчинённый не смотрит в глаза, ошибкой будет разговаривать, говорить что-то, нотации читать. А если мы хотим поймать его взгляд, мы замолкаем, и при этом держим на нём взгляд. Человек поворачивается, видит мои глаза, мы так «оп», он так даже отводит глаза туда сюда, но я смотрю. И взгляд как будь то требует, можно конечно отвернуться, но вроде как и не хочется отворачиваться, и зачем отворачиваться?. И вот установили глаза, держим. И ставим соответствующий ролик.

Дело в том, что такое поведение ставится сознательно, на рефлексах такие штуки у девяти из десяти не стоят. Они стоят у природных лидеров. У которых это стоит на подсознательном уровне, матрица правильно вшита И они всё это умеют без тренингов, но это гении. Они делают правильно, не зная почему. А остальным людям этому надо учиться. Сначала нужно сознательно что-то делать, потом появляется привычка. Мы уже перестаём отслеживать взгляд, у нас взгляд сам начинает работать, на автомате. Но сначала, путь к этому через осознанное поведение.

В обычном разговоре достаточно 30% процентного контакта. Когда я слушаю, первый признак что я слушаю, а не занимаюсь своими мыслями, глаза на человеке. Как только вы уходите в собственные мысли, взгляд уходит всегда. Ещё очень важно, в момент начала разговора, когда вы что-то говорите человеку, действие такое: сначала контакт глаз, потом слова. Если слова важные, вот особенно в момент какого то акцента, это установление контакта глаз, и слова. Этому надо учиться, потому что у обычного человека это рассинхронизировано.

Простейший пример, когда человек ведёт переговоры и делаешь видеозапись, то человек одновременно что-то делает, закрывает дверь, и глаза при этом куда то в сторону тела. Правильный вариант, вот если вы здороваетесь к примеру, вы зафиксировались, установили контакт глаз, и говорите: «Добрый день!» И говорите это этому человеку, а не стенке, или туда куда-то. То есть сначала контакт глаз установили, а потом пошли слова, после этого. А обычно это как правило рассинхронизировано, идут слова куда-то, потом глаза. Ну в принципе всё не так плохо, но это огромная разница, когда человек ведёт себя профессионально, именно в деталях.

В обычных межличностных отношениях это возможно не имеет особого значения, но в момент лидерского воздействия всё имеет значение, каждая граммуличка может работать на нас, или против нас. В обычной же коммуникации, если вы не хотите подавлять человека, просто тогда не подходите слишком близко. Например вы сидите, а я стою, и если бы я хотел с вами нормально разговаривать, то я бы наверное разговаривал с дистанции, и в этом случае я не доминирую. Но если я подойду ближе, а вы сидите, то я как бы начинаю нависать над вами, то есть это какое то уже подавление.

И ещё пример. Если мы хотим оказать должное управляющее воздействие на подчинённого, если он сидит, то мы можем выйти из-за своего стола, и начать к нему подходить, держа контакт глаз. И вот человек уже начинает думать, что дальше то будет? А что нам и требуется на самом деле, наша задача оказать влияние. Если сотрудник работает и занят, например что-то пишет на компьютере. А вам нужно оказать некое лидерское воздействие, вызовите человека в свой кабинет, пригласите его в переговорную комнату, попросите его отвлечься.

Иногда можно подойти к сотруднику, и сказать например следующее: «Александр, пожалуйста перестаньте работать временно, у меня есть к вам один вопрос». «А что такое?». «Сейчас узнаете, а пока пожалуйста, отложите ручки от клавиатурочки. Вот замечательно, взглядик на меня, начинаем общается. И так, во сколько вы вчера ушли с работы». Человеку уже «хорошо» стало. Правда?

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх