Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Кандидат психологических наук

Аспирантура — общая психология, психология личности, история психологии

Отрасль наук: психологические науки

Шифр специальности: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, и функционирования психики человека и животных, сознания, самосознания и личности; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики аномалий личности; исторический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.

Области исследований:

  1. Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека.
  2. Разработка и анализ основ общепсихологического и историко-психологического исследования.
  3. Эволюция психики в филогенезе.
  4. Особенности психики и поведения разных видов животных.
  5. Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропогенезе, социогенезе и персоногенезе.
  6. Историческое развитие психических процессов, сознания и личности.
  7. Психофизическая проблема.
  8. Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология.
  9. Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления. Практическое мышление в сложных системах.
  10. Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности.
  11. Построение моделей психической реальности. Требования к психологическим моделям. Возможности моделирования психической реальности. Малопараметрические модели.
  12. Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы исследования внимания и памяти.
  13. Психологические проблемы общения и коммуникации. Психолингвистика.
  14. Психосемантика. Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Психология смысла. Смысловая регуляция поведения личности. Психология экзистенциальных проблем. Психология жизни и смерти.
  15. Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта. Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс. Реакция на фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания
  16. Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен борьбы мотивов.
  17. Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование. Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации, интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и познавательные процессы. Смыслообразование. Мотивация достижения. Мотивация служения. Направленность и ее системообразующая роль.
  18. Сознание. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение. Рефлексивные процессы. Состояния сознания. Измененные состояния сознания.
  19. Бессознательное. Психологическая защита. Психология половых различий. Психология сексуальности.
  20. Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и образы будущего. Вероятностное прогнозирование.
  21. Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная связьв исполнительных процессах.
  22. Операции, их освоение. Формирование и перенос навыка. Моторные структуры.
  23. Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды деятельности. Психология активности. Надситуативная активность.
  24. Действия. Цели и целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений. Уровень притязаний. Психология ошибки.
  25. Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа. Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное, техническое и другие виды творчества). Развитие способностей.
  26. Система ментальных качеств и их диагностика: способности, одаренность, интеллект, талант, гениальность.
  27. Психогенетика и психология индивидуальных различий. Генетические предпосылки способностей.
  28. Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и типология характера. Акцентуация характера, их диагностика.
  29. Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность поведения. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт.
  30. Индивидуальный стиль деятельности. Стили общения, активности, саморетуляции. Когнитивные стили и когнитивный контроль. Эмоциональные стили.
  31. Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Самосознание и самооценка. Образ Я. Идентичность личности. Поступок как личностная категория Движущие силы развития личности. Самоактуализация личности. Личностная зрелость. Норма и патология личности, Психологическое здоровье личности.
  32. Индивид, личность, индивидуальность.
  33. Проблема субъекта в психологии.
  34. Жизненный путь, его структура и периодизация. Субъективная картина жизненного пути. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный выбор. Образ жизни и стиль жизни.
  35. Психология отношений. Психология установки.
  36. Социальное конструирование психологических понятий. Психология научных открытий. Влияние социокультурного и исторического контекста на развитие психологических воззрений. Психологические воззрения в донаучный период развития психологии. История отечественной и зарубежной психологии. История отечественной и зарубежной психологии. Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его психологических воззрений.
  37. Историческая психология. Этнопсихология.
  38. Психология культурных явлений. Восприятие искусства и формирования художественных образов. Индивидуальные особенности восприятия искусства и художественной литературы.
  39. Психологические процессы переработки информации. Информационные технологии и их влияние на сознание, и личность человека. Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером. Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях.
  40. Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в психологической науке.
  41. Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии, методологии и теории. Разработка методов диагностики психических реальностей. Критерии оценки психологических теорий.

Психология

В рамках программы
  • Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия и успешности в обучении (РФФИ)
  • Ассимиляция и контраст, обусловленные установкой на основе иллюзий восприятия (РФФИ)
  • Влияние ранней депривации на био- поведенческие показатели развития ребенка (грант Правительства РФ)
  • Выявление связи генома, головного мозга и особенностей поведения при нарушениях развития языка и речи (РНФ)
  • Влияние субъективной сложности дистракторов на эффективность выполнения интерференционных задач (на примере теста «Рисунок-слово») (РФФИ)
  • Временная перспектива и эмоционально-когнитивная регуляция поведения у больных с алкогольной зависимостью (РФФИ)
  • Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития (РФФИ)
  • Жизненные модели молодежи: межпоколенное и внутрипоколенное исследование (РФФИ)
  • Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления (РФФИ)
  • История Петербургской психологической школы (1941-1991): архивные разыскания и изучение источников (РФФИ)
  • Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка (грант Правительства РФ)
  • Когнитивный резерв как фактор уровня качества жизни в пожилом возрасте (РФФИ)
  • Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсы их преодоления в разные периоды взрослости (РФФИ)
  • Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста (РФФИ)
  • Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации (РФФИ)
  • Нетворкинг-стратегии личности в формировании социального капитала социальной сети (РФФИ)
  • Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (РФФИ)
  • Отношение к профессиональному здоровью специалистов технического профиля нефтеперерабатывающей отрасли (РФФИ)
  • Оценочное высказывание в языковой картине человека (РФФИ)
  • Потенциал самоизменений как фактор существования человека в изменяющемся мире (РФФИ)
  • Психологические ресурсы совладания с трудной жизненной ситуацией подростков с тяжелыми деформациями позвоночника (РФФИ)
  • Психологические факторы здорового образа жизни на разных этапах взрослости (РФФИ)
  • Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития (РФФИ)
  • Разработка интегрированной модели вербальной и невербальной передачи знаний в задачах категоризации (РФФИ)
  • Распознавание и прогнозирование индивидом когнитивных ошибок другого человека в условиях мониторинга его деятельности (РФФИ)
  • Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека (РФФИ)
  • Семейные факторы эмоциональной компетентности дошкольников (РФФИ)
  • Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации (РФФИ)
  • Социально-психологические механизмы успешного совмещения спортивной карьеры и обучения (на примере юношеского спорта и спорта высших достижений) (РФФИ)
  • Формирование социальных умений личности в семье (РФФИ)
  • Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в условиях неопределенности и трудных жизненных ситуаций (РФФИ)
С вузами-партнерами
  • The development of attachment during infancy and toddlerhood. The principles of the treatment of child-parent relationships (Вильнюсский университет, Литва)
  • Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и ее психологических факторов в России и Японии (совместно с Университетом Тохоку, Япония)
  • Методологические подходы к диагностике пожилых людей в России и Испании (Университет Сантьяго-де-Компостела, Испания)

>Совет 1: Как получить ученую степень

Порядок сдачи

Кандидатские экзамены по философии и иностранному языку сдаются по примерным образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым Минобрнауки России. Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: типовая программа — минимум по специальности, разрабатываемый ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными учреждениями; дополнительная программа программы – разрабатывается соответствующей кафедрой конкретного вуза.
По сложившейся практике кандидатские экзамены принимаются два раза в год в виде сессий, сроки и продолжительность которых устанавливаются непосредственно высшим учебным заведением, проводящим прием кандидатских экзаменов. По усмотрению комиссии кандидатские экзамены сдаются по билетам или без них, а знания будущих ученых и педагогов оцениваются по школьной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При этом на сдачу экзамена дается одна попытка: повторно сдавать кандидатский экзамен в течение одной сессии нельзя.

Требования к соискателям степени доктора наук

Путь к докторской степени начинается еще в высшем учебном заведении, когда студент выбирает интересную для него область науки, свою будущую специальность и начинает учиться. Чем более последовательно он будет разрабатывать определенные темы на протяжении всего своего образования, тем проще ему будет подготовить качественный диплом. После успешной защиты перед человеком, уже ставшим специалистом в своей области, в первый раз серьезно встает вопрос о том, готов ли он к серьезной научной деятельности. Если ответ положительный, то значит пора идти в аспирантуру и работать над получением степени кандидата наук. Только затем можно браться за докторскую.

Получить консультацию по подготовке научной работы

Чтобы ответить на вопрос «Как получить в России докторскую степень», нужно заглянуть в специальное правительственное постановление от 2013 года, которое регулирует вопросы присуждения ученых степеней кандидатов и докторов наук. В объемном документе на 37 страницах можно найти ответы на следующие вопросы:

  • Кому присуждаются степени.
  • Какие необходимые характеристики должна иметь диссертация, чтобы ее допустили к защите.
  • Каков порядок и процедура защиты научной работы соискателя.
  • Сколько времени есть на обжалование решения диссовета.

С полным текстом можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

В постановлении правительства России можно получить подробную информацию о требованиях к соискателям докторской степени:

  1. Они должны быть обладателями ученой степени кандидата наук, то есть успешно пройти аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию.
  2. Также они должны подготовить диссертационную работу, фундаментом которой служат их собственные научные исследования.

Требования к докторской диссертации

Защищать диссертацию предстоит перед диссертационным советом, который создается при вузах и некоторых организациях. Затем решение совета еще должно получить одобрение у Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая ведает в России всеми делами, связанными с присуждением ученых степеней.

Для того, чтобы ваша докторская не вызывала нареканий у членов диссовета и ВАК, она должна соответствовать следующим требованиям:

  • Работа пишется соискателем исключительно самостоятельно.
  • Любые заимствования у других авторов обязательно должны оформляться в диссертации в виде ссылок.
  • Докторская должна иметь значение научного достижения, то есть решать некую практическую задачу.
  • Результаты и выводы обязательно должны соответствовать заявленным целям диссертации.
  • В работе необходимо дать рекомендации по применению ее итогов на практике.
  • Перед защитой соискатель обязан опубликовать материалы из своей докторской в специализированных научных изданиях. На радость будущего доктора, к публикациям могут быть приравнены различные патенты, полученные им в ходе работы над диссертацией.

Из-за большой проблемы плагиата в диссертационных работах в последние годы ВАК значительно увеличила количество необходимых публикаций для допуска к защите. Теперь для докторских по гуманитарным наукам требуется не менее 15 публикаций, по прочим – не менее 10.

Заказать помощь в написании научной статьи

Где можно подготовить докторскую диссертацию

Писать диссертационную работу будет значительно проще, если заниматься этим в стенах научного или образовательного учреждения, профиль деятельности которого соответствует тематике вашей диссертации. Такая форма подготовки называется соискательством. Для поиска подходящей организации и прикрепления к ней можно воспользоваться списком диссертационных советов – они как раз и действуют при ВУЗах и учреждениях, связанных с наукой. Если вы видите, что диссовет, соответствующий профилю вашего исследования, работает при определенной организации, попробуйте прикрепиться к ней для написания диссертации. Впоследствии, уже на этапе защиты, вам понадобится отзыв на диссертацию от этой организации. Но важно, что защищаться вы сможете в любом диссовете по вашему профилю.

Давайте посмотрим, какой путь предстоит пройти, чтобы стать доктором в разных областях науки и при каких заведениях можно отыскать диссовет.

Защитить свою научную работу и получить докторскую степень можно только в том диссертационном совете, специализация которого соответствует выбранной вами отрасли науки

Стать доктором медицинских наук

Существует множество медицинских профессий и большинство из них имеет строго практическую направленность. Только начиная учиться, студенты врачебных ВУЗов знакомятся с прикладными аспектами своих специальностей. Вся последующая научная деятельность сотрудников медицинских учреждений базируется на решении проблем, возникающих в ходе лечения больных или исследования различных недугов.

Работа в медицинских заведениях, занимающихся этими вопросами на практике, поможет собрать необходимый материал для исследовательской части докторской диссертации

Если вы исследуете медицину труда, то написать докторскую можно в ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», при котором существует диссертационный совет.

Стать доктором исторических наук

Изучение истории – удел людей, готовых проводить много времени в архивах и библиотеках. Именно там ученый, претендующий на степень доктора исторических наук, сможет отыскать сведения для своей диссертации. Историю пишут не победители, а историки, поэтому чтобы быть уверенным в своих выводах, предстоит перепроверить и сравнить множество источников. В диссертации необходимо доказать актуальность для настоящего и будущего темы, уходящей корнями в прошлое.

Если боитесь заблудиться в коридорах времени, не стесняйтесь прибегать к помощи своего научного руководителя

Написать диссертационную работу для получения степени доктора исторических наук можно в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ).

Стать доктором экономических наук

Не важно занимаетесь ли вы вопросами макро- или микроэкономики, главным вашим инструментом станет статистика. Лучше всего работать над докторской в стенах исследовательского института, у которого есть доступ к экономическим показателям и аналитическим данным, напрямую затрагивающим вашу область изучения. Также преимуществом работы в таком экономическом НИИ станет возможность защиты диссертации в существующем при нем диссовете. Последнее, однако, не относится к кандидатам в доктора, которые являются руководителями таких институтов. Упомянутое выше постановление правительства запрещает им защищаться в диссоветах при собственных организациях. Пример: докторскую диссертацию по экономическим специальностям можно подготовить в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Стать доктором юридических наук

Претенденты на ученую докторскую степень по юриспруденции, наряду с медиками, обладают наиболее широким выбором тем для своих научных трудов. Ведь юридические профессии, сколько бы их представители не сидели в кабинетах, все равно неотрывно связаны с практической работой. Набравшись опыта судебных баталий или приватных обсуждений казусов в законодательстве, юрист, решивший углубиться в науку, с легкостью может отыскать насущный вопрос, тревожащий всё юридическое сообщество.

Написать докторскую на тему гражданского судопроизводства можно в Институте государства и права Российской академии наук.

Теперь вы знаете, какие шаги нужно предпринять и сколько сил потратить, чтобы удостоиться степени доктора. Но вопросы прохождения всей процедуры для того, чтобы стать одним из избранных в ученом сообществе, вторичны по отношению к главному: готовы ли вы учиться всю свою жизнь и отдавать ее без остатка служению науке?

Получить консультацию по подготовке докторской диссертации

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх