Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Как закончить начатое

Размышления о том, почему человек не доделывает дело до конца, а приступает к новому делу

Вопрос о том, почему человек не доделывает дело до конца, а приступает к новому. Что за этим может быть?

Вариант 1.
С точки зрения объектных отношений Работа — это какой-то «одушевлённый» объект. Это может быть отдельный объект, с которым строятся отношения, или работа — часть моего «Я». Объект новый, с ним интересно строить отношения. И вдруг, внутренний голос «говорит», что эти хорошие отношения закончатся. Ведь работа подходит к концу. Возникает бессознательная фантазия «Работа (объект) меня оставит». Возникает страх остаться одному, брошенному, отвергнутому, одинокому. Чтобы страх и горечь утраты не испытывать, срабатывает защита «идентификация с агрессором», которая говорит: «Уж лучше я первый брошу, чем меня бросят».
Формирование этого страха уходит корнями в младенчество. Это страх потери мамы, которая кормила грудью и вдруг перестала.

Вариант 2.
Процесс работы вдохновляет тем, что когда я что-то делаю, все вокруг восхищаются, как у меня хорошо получается. Страх потерять аудиторию приводит к тому, что человек всё время в делах. Зачем ему доделывать до конца? Фантазия такова, что в конце работы восхищающиеся могут исчезнуть. А это приведёт к ощущению одиночества. Что делать? Надо поддерживать интерес окружающих тем, что я всё время в процессе деятельности. Самому меняться долго, проще сменить деятельность.
Формируется это поведение на 1-ом году жизни, закрепляется примерно в возрасте 3-5 лет. Ребёнок держит внимание родителей чем угодно, лишь бы родители не были заняты друг другом. Для того, чтобы постоянно держать внимание родителей ребёнок попадает в разные истории дома и на улице. Это дети, про которых говорят: «Затих, значит опять что-то натворил». И творят эти дети всегда много и всегда новое.

Вариант 3.
«Что бы ты не делал, всё равно говно получится!»
Процесс представляет собой деятельность под девизом «Чем бы дитя не тешилось». Родители не вмешиваются. А когда работа готова — родитель обязательно обесценит результат. И не важно, хороший он или нет. Результат часто подвергается критике. Возможно даже и с издёвками, которые кажутся родителю смешными. Либо сопровождение криками: «Что ты наделал!!!!»
Либо результат труда ребёнка могли сломать, повредить.
Ребёнок же в это время чувствует себя очень плохо. Кроме ощущения бессилия, никчёмности, ничтожности, добавляется смесь обиды и гнева.
Это и формирование страха неудачи.
Возраст, когда формируется боязнь результата — от 5,5 до 11-12 лет.

Вариант 4.
Под девизом «А в конце будет бе-е-е!»
Например. Играет ребёнок. Родители его не трогают. И пока ребёнок занят, его ни о чём не просят, ничего не заставляют делать. А как только деятельность заканчивается, следует приказ родителя: «Иди спать!», «Помой посуду!», «Вынеси мусор!», «Сходи в магазин!», «Уберись в комнате!» и т.д. В общем, родительские приказы, которые исполнять до отвращения не хочется. Что делать? Выход: быть всё время занятым. Школьники часами сидят за уроками, а выполненной работы нет.
Такие люди во взрослой жизни любят говорить: «Не видишь? Я занят!!». То есть пока я занят, вы не лезете ко мне со своими проблемами, просьбами и обязанностями. А занят я буду вечно.
Формируется это поведение в возрасте до 6 месяцев, повторяется в 2,5 года, закрепляется с 6 до 14 лет. Если говорить о младенчестве, то фантазия младенца такова: «пока я сосу грудь, мама меня не оставит. Поэтому сосать буду часами» — страх остаться без мамы. В возрасте после 2 лет, это можно заметить по поведению: как спать, так начинается, то кушать, то писить, то какать. С 7 лет, как уроки делать — так в туалете пропадает.

Вариант 5.
Ребёнок занят какой-то деятельностью. Мама или папа включаются в эту деятельность. Они начинают сначала давать советы, как надо правильно. А в итоге, ребёнок уже в стороне, а родители доделывают. Ребёнок же, в силу своей переключаемости, находит новое, интересное занятие.
То есть, я бросаю работу потому что «мама доделает».
При чём дети интуитивно чувствуют момент, в который мама ввяжется. «Мама доделает, а я пойду гулять, играть или что-то ещё себе придумаю».
Это формируется в возрасте 1,5-2 лет, когда ребёнок возится своими неумелыми ручками с чем-либо, а маме надо быстро и сразу правильно. Ей проще не ждать, а сделать самой.
Затем это поведение закрепится в садике (поделки родители делают) и школе (за первоклассника родители сами всё посчитают, нарисуют и т.д.). И вот готов субъект, который никогда дело до конца не доведёт.
Вариант 6.
Самый сложный, требующий специальной психоаналитической проработки.
Сначала это рождается в возрасте 1-1,5 лет, затем фиксируется уже в Эдипальной стадии развития, а именно «кастрационная тревога», сопровождающаяся фантазией ребёнка, что если он сделает лучше папы (мамы), то его за это накажут.
Доживает ребёнок до подросткового возраста и пошло-поехало. Неизвестно откуда появляется желание отомстить родителю: «Ты хочешь чтоб я был директором? Фиг тебе! Я буду учиться на двойки и пойду в дворники. А ты будешь страдать, папа (мама)». Эта фантазия говорит о нарушении отношений в семьях, где есть подросток.
Что происходит дальше?
Во взрослой жизни начатое дело интересно. Но в голове возникает бессознательный образ счастливого родителя «Наконец-то ты занят стоящим делом!», тут же образом возлагаются планы и надежды. Образ счастливого родителя начинает злить. Возникает тот же самый протест: «Фиг тебе! Я не сделаю тебя счастливым! Мучайся!» и человек бросает дело и приступает к новому, внутренне радуясь, как образ родителя страдает.
Вариант 7.
Наркотическое удовольствие.
Пока я что-то делаю, я испытываю от процесса кайф. И чтобы продлить этот кайф, одно дело я буду делать долго-долго. Но кайф может закончится, когда дело закончено. Чтобы не подходить к концу — надо искать новое дело, приносящее не меньший кайф.
Такие люди обычно любят стоять над душой у того, кто чем-то занят, советовать, как надо сделать лучше. Но результат уже не интересен. Поэтому такие люди результатом часто уже не интересуются.
Формируется это в детском возрасте, практически с рождения. Когда ребёнок живёт в состоянии вечного удовольствия. Ребёнка переключают извне. Он находится в состоянии постоянного стимулирования новизны чувств, новыми и новыми удовольствиями.
Такие дети ведут себя так: катается на карусели, и не успела она остановится, ребёнок почти на ходу выпрыгивает и бежит к новой.
Вечное удовольствие поощряется родителями. Обычно такие родители говорят: «У меня этого в детстве не было, а у моего ребёнка будет всё!» В детстве, возможно будет. А дальше?
У таких детей латентный период практически не начинается. Учится они не могут из-за постоянного возбуждения. Всегда ищут удовольствий.
Можно ещё задать себе вопросы:
1. Когда я в процессе работы, какие эмоции я испытываю? Какие ощущения в теле?
2. Какие эмоции возникают, когда я задумываюсь о смене деятельности?
3. Какие эмоции и телесные ощущения появляются, когда я бросил дело?
4. Как долго я ищу новое дело?
5. Какие эмоции и телесные ощущения появляются, когда начинаю новое дело?
6. Какую выгоду я получаю от того, что я брошу начатое дело?
Ваши эмоции и тело подскажут вам, что же на самом деле скрывается за отказом от дела.

Вы с азартом хватаетесь за новое дело, но бросаете его на половине пути? Или вы не можете выполнить даже важное, интересное или обязательное дело? В любом случае прочтите нашу статью, которая расскажет, что это: простая лень, особенность характера или глубокая психологическая проблема.

Причины остановки, их решение

Стоящее дело легко и быстро не дается. Трудности – главная причина всех незавершенных дел. Кто-то бросает все при первом же препятствии, а кто-то постепенно теряет мотивацию и силы для борьбы. «Но не может же это касаться всех дел?» – спросите вы. Может, если дело в вашем мышлении.

Некоторые люди совершенно не готовы к трудностям, а кроме того, сами их ищут. Существует понятие внутреннего саботажа – препятствование человека самому себе в достижении цели. Причина установки – критика родителей, наказания, повторение фразы «у тебя ничего не получится». Если это ваша проблема, то нужно менять жизненный сценарий. Читайте об этом в статье «Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий».

Но это не единственная из возможных причин. К другим факторам относится:

  • Особенности темперамента: экстраверты и холерики по своей природе склонны к поверхностным увлечениям, работе на количество, а не на качество. Их реакция возбуждения быстра, но так же молниеносно они угасают.
  • Осознание несоответствия дела вашей натуре. Вы пробуете себе, ищите – это отлично. Возможно, вам придется перепробовать десятки хобби и увлечений, прежде чем вы найдете свое. Но нельзя любое брошенное дело списывать на поиски себя.
  • Вы берете на себя слишком много обязанностей, не понимаете, где заканчиваются ваши обязанности и начинается ответственность других людей. Хватаясь сразу за несколько дел, вы рискуете провалиться в каждом, бросить их все. Пересмотрите свою активность. Может быть, лучше сначала разобраться в одном деле, а после него начать новое?
  • Нет четкой цели и видимого результата. Нельзя довести дело до конца, если у вас нет ясной цели. Хочу похудеть – это не цель. Хочу похудеть на 10 кг за 2 месяца – вот цель.
  • Слабые навыки самоорганизации, самоконтроля. Одной, пусть и четкой цели, недостаточно. Нужен столь же определенный план с задачами, подзадачами и методами их решения. Как я буду худеть: силовые тренировки три раза в неделю, кардио каждый день и правильное питание. Что входит в правильное питание, каким будет меню? Расписываете меню на каждый день. И так далее. Чем больше конкретики, тем проще вам двигаться, а значит, и шанс завершить начатое дело повышается.
  • Завышенные требования, чрезмерная самокритика, нереалистичные цели. Хочу похудеть на 10 кг за неделю – нереалистичная цель, заведомо настраивающая на невыполнение. Может быть, это и реально при экстремальном похудении, но вам нужны здоровые методы и стойкий результат.
  • Нет личной заинтересованности в результате дела. Даже если вам нужно сделать что-то неприятное, постарайтесь найти в этом личный смысл, выгоду. Страсть, энтузиазм и творческие порывы быстро пропадут, если вы не ответите на вопрос «зачем я это делаю». Проблема редко кроется в нехватке силы воли, чаще – в недостатке мотивации.

Но и это не все возможные варианты. Давайте рассмотрим проблему не доведенных до конца дел с позиции психоанализа.

Необязательность как последствие психотравмы

С точки зрения психоанализа хроническая необязательность и неисполнительность – признак непроработанной психотравмы. Так подсознание защищает вас от повторных негативных переживаний. Это конфликт сознательной и бессознательной части личности.

Например, вы постоянно срываете срок сдачи проекта на работе или, подготовив отличный доклад, отказываетесь от выступления. Что заставляет вас так поступать: страх неудачи и критики, низкая самооценка, неуверенность в себе, внутренняя установка на самонаказание и неудачу. У человека с внутренним конфликтом, непроработанной травмой нарушены связи причин и следствия.

Пока дело не закончено, вы чувствуете контроль над ситуацией. Даже если при этом вы ничего не предпринимаете для завершения начатого, и оно висит над вами черной тучей. Все равно пока это ваше. Если же вы закончите дело, то из сырого продукта и процесса оно превратится в готовое изделие, результат ваших усилий, отражение умений, способностей. Рядом с этим стоит общественная оценка. Вы больше не контролируете ситуацию, не отвечаете за реакции людей.

Что делать

Вы не отвечаете за реакции людей, но вы отвечаете за свои реакции. Ситуация все еще подвластна вашему контролю. Беритесь за те вопросы, в которых вы компетентны. Если в чем-то неуверены, то подтяните мастерство. Вы должны хорошо разбираться в том, что представляете публике, иметь свою точку зрения, уметь аргументировать ее. Для этого нужно хорошо разбираться в том, что вы сделали, понимать все от «а» до «я».

Но до результата еще нужно добраться. Кроме советов из первого пункта статьи учтите следующее:

  • Выбирая новое занятие, не спешите сразу браться за идею. Выносите ее день, два. Если интерес сохранится, то появится больше шансов довести это дело до конца, дольше хранить интерес к нему.
  • Выбирайте то дело, которое приносит радость, хотя бы вначале выглядит приятным. Если нужно сделать что-то обязательное, но неприятное, то придумайте систему санкций и вознаграждений. За неделю выполнения плана – подарок (заранее решите, какой), за невыполнение – наказание (тоже определите заранее). Но будьте добры, честно выполните установленные правила. Это послужит мотивацией.
  • Составляйте план с датами и временем решения задач. Это позволит соблюдать темп работы, видеть промежуточные цели, постепенно идти к полному выполнению дела.
  • Устраивайте перерывы на день-два, вознаграждая себя за успехи. В это же время проанализируйте то, что вы уже сделали.
  • Почувствуйте результат. Что он принесет: профессиональный рост, финансовые выгоды, моральное удовлетворение. Если вы ждете социальное одобрение, то задумайтесь: не в этом ли проблема. Такая цель-результат больше похожа на жизнь для других. Лучше, если результат будет полезен для вас и не будет связан с потребностью получить чье-то одобрение, любовь. Вы сами себе это дадите.

Люди годами убегают от реальности и страха неудачи с помощью необязательности. В некоторых случаях помогает только психотерапия. Истинной причиной может быть и страх смерти, и страх расставания, и воспоминание из детства о расставании с мамой (даже при походе в детский сад), и воспоминания об авторитарном воспитании, издевательствах, роли изгоя или всего одной неудаче, травмировавшей психику ребенка.

Вот опять, пробегая мимо, взглянула краем глаза на незаконченную картину. Мелькнуло в голове: где же опять взять это вдохновение? Почему пропало ощущение легкости от процесса? Чем дальше, тем труднее собраться и наконец закончить начатое когда-то с таким запалом.

Эффект незавершенных дел. У кого из нас такого не бывало? По каким-то причинам мы бросаем дела на полпути: то не успел закончить за день, то попытки решить задачу вязнут, как в трясине, и никак не видишь результат, то рутина оказалась сильнее вдохновения.

И речь тут не только о каких-либо задачах. Незавершенными могут также оставаться отношения — личные, рабочие. Тут все становится еще сложнее, ведь добавляются зависимость, привязанность, страх одиночества и другие человеческие иллюзии.

Почему мы не доводим дела до конца?

Не завершили — значит, где-то не поставили точку. И эта «незавершенка» идет с вами дальше по жизни из прошлого в будущее. Это как вдохнул, а выдохнуть не можешь. Чем больше в нашей жизни таких незавершенных моментов, тем больше мы начинаем задыхаться под их тяжестью, теряем силы и энергию, вдохновение и желание.

И не обманывайте себя: вам не удастся забыть, выкинуть их из головы. Вы постоянно будете на них натыкаться, вспоминать и винить себя.

Почему же мы оставляем дела незавершенными? На это есть сразу несколько причин:

  1. Не можем правильно оценить время, которое понадобится на выполнение этого дела. Кажется, что решишь быстро, буквально за один день. Но день заканчивается, а воз и ныне там. А ведь завтра новый день, новые задачи.
  2. Не умеем расставлять приоритеты. Беремся за то, что не очень нужно, но очень хочется. Потом бросаем, потому что более важное и срочное требует внимания.
  3. Отвлекаемся от начатого дела на бесполезное времяпрепровождение. Вот новости решил прочитать, потом за статью зацепился, соцсети полистал. Да и телевизор фоном что-то вещает.
  4. Саботируем. От лени или по причине отрицательных эмоций. Вроде делаешь, а результата нет, или цель слишком далеко и кажется недосягаемой. Возможно, кто-то из близких сказал, что «занимаешься ерундой, лучше бы сделал что-то полезное».

Как все успевать и не накапливать новых дел?

Основная идея — научиться ставить точку. Каждое незавершенное дело — это гиря на ваших ногах, тянущая назад. Каждое законченное — крылья для полета вперед.

1. Провести ревизию всех незаконченных дел

Первая задача — оглядеться вокруг. Что не доделали? Не дорисовали, не дописали, не дошили, не домыли и т.д.

Если незавершенные дела уж очень давние, возможно, они уже потеряли свою актуальность. Посмотрите — они вам еще нужны? Стоит тратить свое время на них?

Те дела, которые уже не актуальны, закончите для себя в своей голове. Поставьте точку. Больше вы к ним не возвращаетесь и не сожалеете, что так и не доделали их. Выкиньте их из головы и, если возможно, уберите с глаз подальше все, что о них напоминает.

Недавно я тоже провела такую ревизию. Как я обычно ставлю точку? Сначала проверяю актуальность незаконченного, потом — связана ли я с этим эмоционально.

Вот одна из картин, брошенных на полпути. Всё. Ушла идея, больше мне это не интересно. Есть ли новая идея на базе уже написанного? Нет. И вытаскивать ее из себя насильно нет желания. Решено — использую ее как холст для другой картины. Точка.

Давно висит у меня над душой новый курс, который я пытаюсь доделать. Пока пишу, быстро меняется ситуация в законах: новая информация, новые данные. Да и вязну постоянно, работа продвигается с трудом. Сегодня в таком виде курс уже не актуален. Тем более если у меня самой глаза не горят от него, как я буду давать его людям? Решено — не мучаю себя больше. Материалы — в архив. Точка.

О, а вот и куча белья, требующая глажки уже вторую неделю. Актуально? Очень даже. Хочется? Честно, нет. Но нужно сделать — на помойку белье не выбросишь. Решено — отправляем в список на завершение.

В отношениях поступаем по той же схеме. Правда, тут куда труднее справиться с эмоциональной привязкой к человеку. Актуальны отношения? Нет. Возможно, вы даже уже расстались. Но все равно цепляетесь? Чтобы поставить точку, нужно разобраться с собой и понять, что это не «высокая любовь», а болезненная зависимость. Хотя это тема глубокая и для отдельного разговора.

2. Найти возражения на отговорки

Во-первых, на каждое дело дайте себе честный ответ, почему вы не закончили его раньше, что помешало. Даже если у вас уже есть отговорка «нет времени», постарайтесь копнуть дальше.

Потом найдите на каждое «почему?» свое возражение. Часто отговорки лежат на поверхности, тогда как истинная причина «делать / не делать» гораздо глубже.

К примеру, та же пресловутая глажка. «Почему?»: «Совершенно нет времени этим заняться». Возражение: «Сколько тебе нужно на это? Максимум один час. Ты вчера зависла в Интернете на этот час. Отмазка. Просто не любишь гладить, вот и оттягиваешь этот момент. Поменяй привычку — делай это сразу».

Вы не сможете понять причины самосаботажа, пока не разберетесь со своими эмоциями. Особенно если речь заходит об отложенных в долгий ящик творческих работах. По себе знаю, как часто десятки добрых слов от людей, которые говорят «ты талант», убиваются одним-единственным едким «ты бездарность».

3. Записать все на бумагу

Лучше записывать свои мысли в процессе ревизии, ведь мы куда больше верим написанному, чем сказанному. Дела, требующие завершения, я выписываю себе списком в порядке приоритетности и просто делаю одно за другим. С каждой поставленной галочкой в списке буквально становится физически легче!

Для самоконтроля и удержания себя от новых заброшенных дел я ежедневно веду дневник. Утром (или перед сном) записываю предстоящие планы на один день. Предварительно расставляю их по приоритетам и стараюсь правильно оценить время на выполнение всех задач. А вечером записываю свои наблюдения по итогам дня. Что сделала, что не сделала. Почему не сделала: отвлекалась, время не рассчитала, было много звонков, просто не пошло сегодня и т.д. Достаточно трех-четырех предложений.

4. Начать с незаконченного

Следующий день я начинаю именно с незаконченных задач. Конечно, если это хобби, а не рабочий вопрос, то ставлю этот пункт на ближайшее свободное время. И никакое другое занятие в руки не возьму, пока не завершу начатое.

Можно учиться заканчивать большие дела, начиная с маленьких шагов. Тренируйтесь на обычных бытовых задачах — на том, что формирует ваши ежедневные привычки.

Я даже взяла на себя обязательство изменить некоторую привычную рутину, чтобы не накапливать «незавершенку». Например, убраться на кухне сразу после готовки и приема пищи. Погладить белье, как только оно высохнет. Не браться сразу за кучу дел. Сделала одно — потом делаю другое.

Так постепенно мы избавляемся от старого и давно не нужного. Ведь, чтобы обрести что-то новое, для него надо освободить место и время.

От редакции

Самосаботаж — та еще проблема! Казалось бы, ставишь себе задачу, осознаешь ее необходимость, но выполнить не можешь — то и дело появляются препятствия. Что делать, если надо, а не хочется, можно узнать в статье психолога Ольги Юрковской: http://www.psy.systems/post/ne-xochu-ne-budu-chto-delat-s-samosabotazhem.

А вы знали, что причины прокрастинации могут быть не только психологическими, но и физиологическими? Об этом пишет в своей книге «Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра» чешский психолог Петр Людвиг. Подробнее о причинах прокрастинации и способах ее победить читайте в нашем обзоре книги: http://www.psy.systems/post/pobedi-prokrastinaciyu-kak-perestat-otkladyvat-dela-na-zavtra.

Привычки — именно они по большей части определяют, сможем ли мы поставить галочку напротив каждого пункта в списке запланированных дел или они так и останутся только планами. К счастью, изменить привычку можно. Правда, для этого придется выполнить три обязательных этапа. Какие именно? Читайте в нашей статье: http://www.psy.systems/post/kak-pobedit-ploxie-privychki-poka-oni-ne-pobedili-vas.

5 советов, как научиться доводить любое начатое дело до конца

Как доводить начатое до конца

«Сделал дело – гуляй смело», — многим их нас повторяли родители эти слова с самого детства. Тем не менее, наша копилка незавершенных дел постоянно пополняется новыми. Впрочем, вряд ли на свете существует человек, даже самый разумный, который не имеет «хвостов» из запланированных, но не осуществленных дел, «висящих над душой».

Мы обещаем себе вовремя сдать отчет, выучить новый язык, заняться бегом, наконец-то дочитать книги, специально сложенные на видном месте, чтобы о них не забыть. И это далеко не полный перечень дел, которые мы начали, но не закончили, или к которым даже еще не приступали. И подобный список наверняка имеется у каждого.

В надежде наконец-то избавиться от такого груза с помощью высших сил некоторые пишут новогодние записки с перечислением своих задач на следующий год и кладут их под елку либо сжигают. Но твердые обещания начать «с нового года», «с первого числа», «с завтрашнего дня» мало кому помогают. Скорее, никому.

Что же нам мешает расстаться с ворохом незаконченных дел? Должны же быть какие-то решения, которые приблизят нас к цели и сделают этот путь не таким трудным?

Конечно же, по мановению волшебной палочки, благодаря золотой рыбке или «по щучьему веленью, по моему хотенью» дела делаются лишь в сказках. Когда мы составляем перечень необходимых дел, а затем по мере готовности их вычеркиваем, мы структурируем планы и представляем их более четко. И в этом есть определенный смысл. Но дальше, как поется в песне, «все в твоих руках».

Возможно, кому-то пригодятся следующие советы.

1. Находим мотивацию

Ни один человек не сдвинется с места, если не будет знать, зачем ему это нужно. Кто-то заметил, что людей мотивируют два главных фактора: стремление получить и страх потерять.

Когда мы не можем заставить себя закончить какое-то дело, мы думаем о процессе. И он часто наводит на нас скуку, если не отвращение. Мы внутренне сопротивляемся, потому что не хотим покидать привычную зону комфорта. Так уютно и тепло в кресле перед телевизором или экраном монитора с бутербродом, — зачем же одеваться и выходить на холод, чтобы ехать в спортзал? Зачем погружаться в нудный отчет, если это можно сделать завтра?

В эти минуты мы должны подумать не о процессе, а о результате. Вовремя сдадим отчет – получим премию. Выйдем на пробежку – взбодримся, улучшится настроение, цвет лица. Сходим в спортзал – приобретем стройную фигуру, отличную спортивную форму. Плюс ко всему сознание, что мы преодолели свои слабости, очень поднимает самооценку.

И наоборот, когда необходимое, но не законченное дело висит над нами тяжким грузом, мы ощущаем собственную слабость и теряем самоуважение.

2. Соблюдаем правило «20-ти минут»

Наверно, многие замечали, что самое трудное – это начать что-то делать. Можно сколько угодно откладывать ремонт, уборку, подготовку к экзамену и т. п., но стоит лишь начать, и потом трудно себя остановить.

Этот вывод совсем не оригинален. О том, что «начало – половина дела», писал еще древнегреческий поэт Гесиод, живший до нашей эры. «Тот уж полдела совершил, кто начал…», считал древнеримский поэт Гораций. Знакомый нам со школьных лет древнегреческий математик и философ Пифагор тоже замечал, что в любом деле самое трудное – приступить к нему, а дальше остается лишь завершить начатое. «Только первый шаг чего-то стоит» — гласит французская пословица.

Как же заставить себя сделать этот первый шаг? Вспоминаем «правило 20-ти минут» и говорим себе: «Я уделю этому делу только 20 минут». Ставим таймер или заводим будильник. Минут пять уйдет на то, чтобы включиться в процесс, и начинаем работать. Удалось «попасть в творческий поток», — продолжаем работу. Не получилось, не пошло – за 20 минут мы кое-что успеем, а потом переключаемся на другую задачу. За неделю ежедневных 20 минут составят почти 2 с половиной часа. За это время, овладев техникой скорочтения, можно прочитать даже объемистую книгу. И оправдания, что нет времени, не имеют смысла. Таким же образом можно успешно завершить любое дело.

Не забываем зафиксировать позитивный опыт – смотрим на свое отражение в зеркале и хвалим себя.

3. Убиваем в себе перфекциониста и прокрастинатора

Некоторым людям, прежде чем приступить к выполнению задачи, нужно долго собираться с силами. Рабочий процесс, отбирающий у них много времени и сил, их пугает, поэтому они всячески от него увиливают: отвлекаются на посторонние дела, ищут себе оправдания, переносят дела на завтра и послезавтра. Это – прокрастинаторы (от англ. procrastination – «откладывание»). У прокрастинации несколько причин, в том числе – и страх не справиться с новой задачей или делом. Прокрастинаторы неправильно организуют свою работу, поэтому большая часть энергии у них расходуется зря. Над задачей, которую кто-то решит за час, они будут биться в несколько раз дольше. Естественно, что в следующий раз они подсознательно будут избегать трудностей.

Одна из причин, по которой прокрастинаторы надолго «зависают» над одним делом, — стремление сделать его идеально, причем с первой попытки. Они тщательно прорабатывают каждую мелочь, не позволяя себе двигаться вперед, пока не доведут до совершенства каждый этап работы. И это – перфекционисты (от лат. perfectus – «совершенный»). Своей скрупулезностью они способны измотать себя физически и морально, доведя до нервного срыва.

Боремся с прокрастинацией и перфекционизмом – главными виновниками накопившегося у нас вороха незаконченных дел. И помним, что почти никому не удается сходу выполнить задачу на 100%. Замечено, что при первом подходе доля и качество сделанной работы составляет примерно 80%. При втором – снова 80% от оставшейся. Поэтому откладывать ее до лучших времен не имеет смысла: беремся и делаем сколько сможем и как получится, а в следующий заход окончательно доводим до ума.

4. Никого не посвящаем в свои планы

Бытует мнение, что, задумав какое-то дело, мы должны сообщить об этом близким друзьям. Будто бы это позволит нам не останавливаться на полпути, потому что в противном случае нам будет перед ними стыдно. Возможно, для кого-то пожелание делиться своими планами и работает.

Однако существует и противоположное мнение: озвученным желаниям не суждено сбыться. О том же гласит и поговорка: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи о своих планах». Многие замечали: стоит кого-то посвятить в свои планы, как все идет наперекосяк. Нам становится неинтересно, дела утрачивают для нас прежнее значение, и мы уже не прилагаем усилия, чтобы наконец-то закончить начатое.

Этот феномен заинтересовал психологов. В частности, Вера Малер после ряда экспериментов пришла к заключению, что озвученные планы наш мозг воспринимает как уже свершившуюся реальность. Поэтому чтобы не забросить дело на полпути, лучше держать свои планы при себе. «Не рассказывайте о своих планах – если еще надеетесь их выполнить», говорят психологи.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх