Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Если человек быстро говорит

Постановка голоса. Как перестать тараторить при переговорах и выступления

Как научиться говорить медленней?

Здравствуйте, друзья!

Я продолжаю отвечать на вопросы, которые вы наиболее часто задаете. И сегодня информация будет очень полезна всем, кто хочет, чтобы речь при выступлениях или переговорах казалась более убедительной и весомой.

Наверняка, всем нам знакомо чувство волнения перед важным разговором, переговорами или публичным выступлением, которое, кроме прочего, влияет на то, как мы говорим и как мы звучим в целом.

Как правило, из-за лишнего волнения мы говорим выше, чем в обычной жизни. Кроме того, из-за лишних переживаний, многие из нас к тому же начинают жутко «тараторить» во время выступления. Хотя кое-кому свойственно так спешить при разговоре и в обычной жизни.

Конечно, это не смертельно, но если вы хотите быть более убедительными в своей речи, если хотите, чтобы каждое ваше слово доходило до адресата — стоит также научится говорить и более медленно. Ведь, как не крути, а человек с плавной и неспешной речью воспринимается, как более уверенный и даже влиятельный.

Итак, сегодня хочу поделиться с вами эффективными упражнениями, которые помогут научиться разговаривать медленней и выразительней.

Удачи!

С уважением, Наталия Махно, тренер по публичным выступлениям и развитию голоса.

Почему ребенок быстро говорит

Каждая мама ждет, когда же малыш заговорит и скажет первые слова. Ребенок произносит первые слова, и мама начинает переживать, почему он не произносит все звуки. Когда уже малыш успешно разговаривает предложениями, выстраивает тексты в речи, возникает новый вопрос: почему ребенок быстро говорит.

Проблема быстроговорящих людей – это не только детская проблема. Среди взрослых часто встречаются «тараторящие». Многочисленные обсуждения на форумах свидетельствуют о том, что такая особенность мешает в жизни, потому что окружающие не понимают речь быстроговорящего. Решать проблему необходимо еще в детстве.

Проблема связана со слишком быстрым темпом речи, с проглатыванием слов и звуков, заиканием и запинками. Слушающий не успевает за ходом мыслей говорящего и не может расслышать полностью все слова. У детей проблема быстроговорения встречается чаще, и это не всегда означает, что нужно бежать к логопеду. Чтобы устранить недостаток речи, нужно выяснить причину его появления.

Многие дети слишком эмоциональны, легковозбудимы. Это и понятно: они открывают мир, узнают много нового, получают массу ярких впечатлений. Хочется обо всем рассказать, особенно когда эмоции переполняют, и возможен быстрый темп речи. В таких случаях ребенка можно тактично остановить и попросить говорить медленно, объяснив, что взрослые не понимают его рассказ, хотя им очень интересно.

Быстрая речь часто встречается у детей с ранимой нервной системой. Такому ребенку необходимо обеспечить спокойную атмосферу в семье. Дети бывают очень медлительными, но легкоранимого ребенка лучше не торопить: пусть живет в своем ритме.

Быстрая речь может быть признаком болезни тахилалия. Тахилалия характеризуется быстрым речевым потоком, в устранении которого участвуют психолог, логопед, психиатр и невролог. При тахилалии требуется медицинское обследование ребенка и назначаются физиотерапия и медикаментозное лечение. Логопед работает с ритмикой речи, подбирает упражнения, призванные замедлить скорость произношения предложений. Стоит отметить, что есть и болезни, связанные, наоборот, с замедленной речью.

Нарушение темпа речи может наследоваться от взрослых. Если в семье ребенок годами слышит быструю речь, он будет общаться также и тараторить, как мама или бабушка. Поэтому взрослым важно следить за своей речью и стараться говорить правильно, четко произнося звуки и тщательно проговаривая все слова.

Быстрая речь может развиться в силу привычки. Ребенок привык говорить быстро, пока родители вдруг не обратили на эту особенность речи внимание. В этом случае можно поработать с помощью нехитрых упражнений:

  • Во-первых, нужно попросить ребенка специально говорить очень медленно, превратив это в игру: кто будет говорить медленнее. Можно давать задание проговаривать медленно скороговорки. Вспомните актеров, над темпом речью которых занимаются при подготовке к профессии: они говорят размеренно не только на сцене, но и в жизни. В отношении ребенка не надо бояться, что он начнет говорить слишком медленно. После долгих упражнений на медленное говорение установится золотая середина: ребенок не начнет медленно говорить, но он станет говорить не быстро.
  • Во-вторых, можно с ребенком договориться о специальном знаке, который мама будет подавать, если ребенок начал говорить слишком быстро.
  • В-третьих, сейчас огромное количество детских театральных студий и кружков. Профессионалы поставят речь ребенку. Кроме того, он научится выступать на сцене перед зрителями, читать выразительно различные тексты, что очень пригодится во взрослой жизни. Любой кружок раскрывает творческий потенциал ребенка!

Читайте также: что такое медленное воспитание и как этому научиться

Таким образом, причин быстроговорения много. Это может быть серьезным заболеванием и привычкой, которую можно устранить. Нельзя запускать эту речевую особенность, т. к. она усилится в подростковом возрасте и может остаться на всю жизнь, принося взрослому трудности в общении с окружающими.

Нарушение темпа речи

Общие сведения

Темп речи является одним из выразительных средств устной речи, он зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.
Нормально говорящий человек произносит за одну секунду 9-14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15-20 звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и разборчивости.

Нарушение темпа речи это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью.

Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания. Причины нарушения темпа речи:

  • внутриутробнуя (перинатальная) патология;

  • повреждения при родах (натальная патология);

  • воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология).

Внутриутробные нарушения обусловлены заболеваниями матери во время беременности, резус- или иммунологическим конфликтом, приемом наркотиков, лекарственных препаратов, алкоголя, курением, действием ионизирующей радиации, а также рядом производственных факторов (вибрация, СВЧ). Натальная патология возникает при затяжных или стремительных родах, тугом обвитии пуповиной, кесаревом сечении, неправильном положении плода.

В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей неряшливости в речи.

Ускоренный темп речи

Тахилалия это патологически ускоренный темп речи, при котором вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз… Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают.
В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.
Тахилалия часто сопровождается нарушениями общей моторики, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системой. Поэтому преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих движений: замедления их темпа, тренировки координации, формирования ритмичности, плавности.
Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Ускоренную речь может быть органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. Ускоренная речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.
Причиной тахилалии может быть врожденная речедвигательная недостаточность речевого аппарата, а также неряшливая, неровная речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка.

Симптоматика тахилалии

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками:

  • Ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.

  • Речь отличается неудержимой стремительностью.

  • При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз.

  • При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают.

В симптоматике тахилалии отмечают интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений.

Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.

Расстройство внутренней речи

Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.
У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти.

Течение мыслей быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции:

  • покраснение лица, ушей;

  • пот на лице;

  • похолодание и потливость рук.

Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности.
Брадилалия это неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков речи.
Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается со следующими нарушениями:

  • брадикинезия (замедленность всех движений);

  • общая заторможенность;

  • вялость;

  • слабость.

Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.
Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).
Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или слов.
При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу.

Брадилалия у детей

Дети с брадилалией произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.
Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.
Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в следующей сиптоматике:

  • Нарушения общей моторики;

  • нарушение тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица;

  • замедленные движения;

  • моторная неловкость;

  • амимичное лицо.

Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему, наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления.

Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки. При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются.

В более тяжелых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания. Заикание (логоневроз), нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь) является одним из самых распространенных расстройств в детском и подростковом возрасте (у 70-90% пациентов оно начинается в 2-4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх