Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Эффективность это в психологии

Содержание

Почему важно оценивать и повышать личную эффективность

Эффективность одного конкретно взятого человека может влиять не только на выполнение одной конкретной задачи на работе или учебе, но и в целом на стремлении к определенным целям человека.

По личной эффективности мы можем судить не только о том, насколько быстро вы выполните порученное работодателем задание, но и с какой скоростью можете подниматься по карьерной лестнице, получать и использовать новую информацию, и добиваться своих целей.

Личная эффективность отвечает за важный параметр – работоспособность. Человек с маленькой эффективностью будет бесконечно плестись сзади, пока более успешные будут использовать свой потенциал для выполнения своих задач. Для того чтобы лучше понять сам смысл использования личной эффективности, нужно поднять тему таланта и использования своего потенциала.

Общеизвестный факт, что успех – состоит из усердной работы и таланта. Причем пропорции люди выдвигают разные, от 10% таланта и 90% труда, до 50/50.

Личная эффективность – аналог труда с применением своего таланта. То есть вы используете свои ресурсы для того, чтобы максимально быстро добиться своей цели, при применении минимально возможного количества усилий.

Это не значит, что выполнение задачи будет некачественно, даже наоборот – чем эффективнее человек, тем более качественно он выполнит работу за короткий срок.

Соответственно, повышение личной эффективности неизбежно приведет к тому, что на повседневные дела человек будет тратить гораздо меньше времени.

Пример: на сотрудника возлагается задача по анализу конкурентов в отрасли своей компании. На основе этого отчета ему нужно будет сделать свой анализ, оценить перспективы развития компании и в целом выдать свой вердикт о целесообразности выхода на рынок. Сотрудник будет справляться с такой задачей от 1 недели до 1 месяца. И чем выше его эффективность, тем меньше будет срок, который будет затрачен на выполнение этой задачи.

Мы больше говорим о сроках выполнения задач, а не их качестве в первую очередь исходя из современных реалий. Проблема нынешней работы не в том, чтобы справиться с заданием на уровне – с этим проблем не возникает почти никогда. Главная проблема – в рациональном использовании личного времени.

Каждый замечал за собой такое явление: первые 20-30 минут на работе вы с горящими глазами принимаетесь выполнять задачи, возложенные на вас. Затем, эффективность падает, глаза перестают гореть, и то, на что требовалось 5 минут, постепенно занимает 10, 15 и 20.

Если в это время посмотреть на себя со стороны, можно отметить бесконечные отвлечения, ослабление концентрации внимания, переключения с одной задачи на другую и прочие, действительно неэффективные вещи. И такое явление наблюдается повсеместно, не только на работе, но и на учебе, при ведении вашего дела, тренировках, чтении и т. д.

Именно для того, чтобы уменьшить время на выполнение одной задачи, тем самым увеличив свою продуктивность, нужно тренировать личную эффективность.

Кому рекомендуется повышать личную эффективность в первую очередь

Личную эффективность требуется тренировать абсолютно каждому человеку, но некоторые профессии требуют особенного подхода к этому. Давайте разберемся с тем, кому в первую очередь и незамедлительно нужно заняться собой.

Фрилансеры. Начнем именно с них. Это особая категория работников, которые зарабатывают в интернете на выполнении различных заданий. Это может быть создание программ, сайтов, текстов, дизайна, ведение бухгалтерии и т. д.

Эта категория людей больше всего подвержена информационной атаке из-за постоянного контакта с информацией. Если на работе в офисе социальные сети, новостные сайты и другие способы убить время и отвлечь от работы заблокированы или находятся под наблюдением, то при работе из дома таких ограничений нет.

Часто, для того, чтобы выполнить задачу, на которую потребуется максимум 15 минут, среднестатистический фрилансер затрачивает более часа. Именно для того, чтобы быстрее справляться с работой, увеличивать заработок, количество клиентов, и при этом освободить время на более интересные дела – фрилансерам нужно заниматься улучшением своей личной эффективности постоянно.

Бизнесмены. В эту категорию попадут все, у кого есть какой-либо собственный бизнес, а также директоры и топ-менеджеры крупных компаний. В реалиях современной экономики, у бизнесменов и высшего руководства весьма ограниченное количество времени на решение важных задач.

При этом обязанностей у них больше, нежели у обычных сотрудников. Именно для того, чтобы находить время на все, и оставлять еще несколько часов на жизнь вне работы, нужно заниматься развитием своей личной эффективности.

Студенты. В эту категорию можно отнести всех, кто чему-то учится. Вне зависимости от того, школа это или двухмесячные курсы бухгалтерии, использовать свой потенциал в учебе на полную – вот первостепенная задача этих людей.

Получить максимальное количество полезной информации, отфильтровав её от ненужного мусора, и сделать её пригодной для использования в своих целях – вот задача, на выполнение которой влияет личная эффективность.

Когда формируется личная эффективность

Личная эффективность человека – субъективный фактор. Он начинает формироваться в дошкольном возрасте, и пик становления приходится на 19-25 лет, время, когда люди только начинают работать, используя все, что получили в период своего обучения.

Но весь фундамент приобретается в школе, когда проявляется та самая мультизадачность учеников: нужно сделать уроки, заняться тем, что нравится, посидеть в социальных сетях, погулять с друзьями, выполнить задания родителей по дому и так далее. Именно в этот период расставляются приоритеты.

Но это не значит, что повышение личной эффективности невозможно в более позднем возрасте. Именно после 23-25 лет люди задумываются о том, как им повысить свою эффективность для того, чтобы начать зарабатывать больше, уделять время своей семье и оставлять немного для своих увлечений.

Именно поэтому заниматься повышением собственной эффективности нужно как можно раньше, но и в более позднем возрасте нельзя говорить о том, что человек не справится с тем, чтобы изменить себя и начать быть более работоспособным.

Основа личной эффективности

Основу личной эффективности составляют три фактора:

  • Установка целей;
  • Использование ресурсов;
  • Социализация.

Постановка целей – самый важный фактор из всех трех. Для того чтобы эффективно работать, нужно понимать, зачем ты это делаешь. Грамотно поставленная цель – основа результата. При этом важно ставить промежуточные цели. Самым маленьким временным промежутком для одной цели должен быть 1 день.

Использование ресурсов. Здесь отлично подойдет сравнение личной эффективности с экономикой. Экономика – наука об использовании ограниченного количества ресурсов, для удовлетворения потребностей. Если проводить аналогию с человеком, то у каждого есть свой запас ресурсов, который нужно использовать для того, чтобы исполнить свои цели.

Социализация. Тоже достаточно важный фактор. Он отвечает за общение и реализацию целей в обществе. Каждый день человек неизбежно сталкивается с другими людьми, и они также влияют на исполнение его целей, как и он сам.

Именно для того, чтобы тренировать навык достижения целей – нужно учиться выстраивать взаимоотношения с людьми, и делать так, чтобы они помогали достижению целей тем или иным способом.

Человек, который желает развиваться свою личную эффективность, должен двигаться в этих трех направлениях:

  • Учиться грамотно составлять свои цели;
  • Пытаться более разумно использовать свои ресурсы для их достижения;
  • Взаимодействовать с людьми для реализации своих планов.

Методы повышения личной эффективности

Методов повышения личной эффективности достаточно много, но все они говорят примерно об одном и том же. Мы собрали для вас 10 самых популярных способов повышения личной эффективности, и следуя хотя бы половине из них несколько месяцев, вы гарантировано отметите повышение работоспособности.

Планирование

Один из самых важных способов повышения эффективности – грамотно планировать собственный день. Это один из главных навыков, который может увеличивать работоспособность в течение дня.

Авраам Линкольн был поистине гениальным человеком, который смог добиться самых амбициозных целей только благодаря своей личной эффективности. Он работал на максимум почти всегда, и это выгодно отличало его от всех, кто вставал на пути достижения своих целей.

Работа согласно своей цели – вот первоочередное направление, с которым вам придется работать в первую очередь. Записывать свои цели лучше всего на обычной бумаге – это делает их более материальными. Ежедневник с целями лучше всего носить с собой и периодически заглядывать.

Но планы на день лишь верхушка айсберга. Составлять цели следует и на более длительные периоды. Также у человека должна быть одна цель – миссия, на которую он должен ровняться. Это, обычно, большая и грандиозная цель, достижение которой может занять почти всю жизнь.

При этом составление грамотной миссии – первый шаг к тому, чтобы стать эффективным.

Листок с главными целями и миссией – тоже желательно носить с собой. Он поможет ответить на вопрос: «Зачем я этим занимаюсь в данный момент», а также даст дополнительную мотивацию для работы.

Расстановка приоритетов

Расставлять приоритеты – важный навык, которому следует научиться сразу же после того, как вы научитесь расставлять свои цели. Расставлять приоритеты – решать, какая задача должна быть выполнена в первую очередь, а какая после нее. Расстановка такой очередности позволяет в начале дня решать самые важные задачи используя максимум ресурсов, оставляя на второстепенные меньше сил.

Марк Твен сказал: «Если съесть лягушку в начале дня – остаток дня обещает быть чудесным. Ведь все самое трудное вы уже сделали».

То есть, нужно выполнить одно большое и сложное задание сразу, не откладывая в долгий ящик. После этого, все остальное покажется уже не таким сложным и вы сможете выполнить все без особых усилий.

Психологи также придерживаются подобной точки зрения. У человека после выполнения сложной задачи наступает всплеск эндорфинов – гормона радости, и как следствие – увеличение внутреннего запаса ресурсов. То есть, после трудной задачи вы с радостью возьметесь за что-то менее трудное. При этом самое приятное задание следует оставлять под конец. Стремление к нему также повысит работоспособность.

Расстановка приоритетов позволяет выбрать самую большую и мерзкую лягушку, после этого лягушку чуть меньше, и так далее.

Концентрация внимания

Один из самых сложных методов, который позволяет разогнать личную эффективность до максимума.

Концентрация – способность сосредотачиваться на чем-то конкретном. То есть, выполняя задачу, вы не отвлекаетесь на посторонние вещи, полностью отдаетесь работе и выполняете её гораздо быстрее.

Проблема концентрации сегодня – один из самых острых вопросов, которому психологи придают значение.

Немного статистики:

  • Средняя продолжительность времени концентрации ребенка на чем-то одном – 7 минут. У взрослого эта цифра может увеличиться до 40 минут.
  • После 40 минут однотипной работы, вне зависимости от того, насколько она творческая, наступает потеря концентрации и упадок работоспособности. Это негативно сказывается на личной эффективности.

Сегодня есть несколько методов улучшения концентрации, но принцип в них один: нужно периодически делать перерывы и после длительных занятий одним и тем же делом, менять поле деятельности. Один из самых старых, но действенных методов сохранения концентрации – метод Pomodoro.

Суть метода в том, что необходимо заниматься одним видом деятельности 25 минут и после этого устраивать себе 5-ти минутный отдых. После того как вы 4 раза сделали этот цикл Pomodoro, вам нужно сменить вид деятельности, даже если работа не была закончена. И после 1-2 циклов вернуться к ней и закончить работу.

Есть много и других методов, о которых вы можете узнать в сети.

Постепенный отказ от гаджетов на работе

Это следует из предыдущего пункта. Мобильные телефоны и планшеты негативно влияют на концентрацию. Они заставляют человека постоянно отвлекаться на ненужную информацию. Гаджеты на работе должны быть использованы только для связи.

Ограничение времени нахождения в социальных сетях

Социальные сети являются идеальным средством для понижения личной эффективности. Они забирают огромное количество времени, ничего не принося взамен. Для того чтобы рационально использовать свое личное и рабочее время, вам потребуется максимально ограничить себя в плане социальных сетей.

Как можно меньше времени проводите Вконтакте или Одноклассниках, и вы заметите, что у вас появилось гораздо больше возможностей заняться тем, что реально нравится.

Контроль за самочувствием

Плохое самочувствие – одна из причин, по которой человек не может использовать свой максимальный потенциал. Во время болезни человек будет практически бесполезен на работе, так как не сможет выполнять повседневные задачи также быстро и качественно, как и делал это ранее.

Поэтому следует помнить, что иногда гораздо лучше потратить 1-2 дня на то, чтобы окончательно вылечиться, чем работать в болезнь 1-2 недели, понижая тем самым свою эффективность.

Также не мешает хорошо расслабиться перед тем, как начинать работу. Для этого отличным вариантом может быть горячая ванна. Для любителей восточных искусств, медитация может стать настоящим спасением. Во время нее организм человека отдыхает в ускоренном режиме, и буквально после 20 минут медитации, вы почувствуете настоящий прилив сил.

Вход в состояние потока

Поток – название достаточно интересного психологического состояния человека, которое характерно пиком производительности. В таком состоянии человек способен выдать свой максимум, или даже выйти за свои собственные пределы.

Для того чтобы войти в поток, можно воспользоваться внутренними или внешними стимуляторами. К внутренним стимуляторам относится все, что касается личной мотивации человека. К внешним стимуляторам относится все, что так или иначе может заставить человека успокоиться и настроиться на нужный лад.

Для этого подходят:

  • Подходящее помещение;
  • Горячая ванна;
  • Медитация.

С внутренними стимуляторами все немного сложнее. Они индивидуальны для каждого человека, но схожи в одном – они вызывают положительный заряд эмоций, который позволяет в течение долгого времени сосредотачиваться на чем-то одном. А еще они касаются внутренней мотивации. Достаточно узнать о своих мотивационных рычагах, и вы сможете с легкостью воздействовать на себя и входить в состояние потока.

Умейте отдыхать

Это один из самых важных навыков, которого большинство людей лишились. Как говорится, в большинстве словарей, отдых – смена вида деятельности. Следовательно, нельзя отдыхать, просто лежа на диване. Вам нужно заниматься чем-то другим, что задействует другие ваши мышцы и способности.

Смена вида деятельности– то, чему вам следует научиться в короткие сроки. Если вы работаете руками – поиграйте в шахматы, покер, заставьте мозг думать. Если ваша работа связана с умственным трудом, все делается с точностью до наоборот – нужно отдыхать, нагружая организм физически, не давая ему много времени на раздумья.

Существует всеобщее заблуждение касательно того, что люди, которые много работают за компьютером, могут отдыхать, сидя в социальных сетях. Но это далеко не так. Время, проведенное за компьютером, негативно влияет на глазные мышцы, а также мозг, который вынужден фильтровать огромные потоки информации.

Следовательно, при переходе в социальные сети, ваши глаза все так же будут напрягаться, а мозг фильтровать информацию. Правильнее будет уделить время физическим упражнениям.

Откажитесь от переработок

Этот пункт относится к здоровью, но его следует выделять отдельно. Каждый человек должен четко представлять свой предел – тот объем выполненной работы, после которого он нанесет вред своему организму.

Мы знаем, что возможности человеческого организма достаточно велики, и нередки случаи по выходу за собственный предел, особенно когда дело касается срочной и важной работы. Но последствия у таких случаев не из позитивных.

Для того чтобы грамотно отказываться от переработок, нужно просто опытным путем узнать свой передел – то состояние, когда уже ничего не получается, работа идет в 2-3 раза медленнее, а физическая усталость просто выводит из равновесия. И в следующий раз при достижении подобного объема работы, нужно сбавить обороты и отложить их на время, после отдыха.

Научитесь делегировать полномочия

Это в большей степени касается сотрудников, занятых на руководящих должностях. Большинство боссов, особенно старой закалки, стараются выполнять большинство работы в компании в одиночку. И это неправильно. Ведь руководитель, который занят на предприятии становится рабочим, но рабочий, который примет решение не станет руководителем.

Именно поэтому лучше создавать четкую иерархическую структуру, с предоставлением свободы выбора каждому звену – передавать часть полномочий, которые лежат на вас, остальным, более низким рабочим звеньям. Это позволит разгрузиться самому, и повысить эффективность каждого отдельного звена и сотрудника.

Личная эффективность руководителя – то, на чем держится вся компания. Чем эффективнее работает её управляющее звено, тем больше управленческих решений может быть принято, и тем лучше будет экономическая ситуация у предприятия.

Это достаточно простые методы, которые известны практически каждому человеку. Но на их внедрение может потребоваться значительное количество времени. Для того чтобы использовать их на максимум, нужно сделать эти методы своими привычками.

Лень и страх перемен как препятствия успеху

Лень лишь в пословицах – двигатель прогресса. На самом деле это один из главных тормозов, который мешает человеку двигаться дальше. Наравне с ним идет и страх. И в большинстве своем, это страх перемен.

Человек боится, что в новой обстановке он утратит стабильность. А стабильность для большинства современных людей – один из главных аспектов успешной жизни.

При этом, если лень – это то, с чем можно и нужно бороться, и каждый человек это понимает, то страх перемен почти непреодолим в одиночку.

Отличный способ по борьбе с ленью – выработка привычек успешных людей. Один из самых главных методов, которому вы должны следовать по жизни – смотрите, как делают успешные люди, и вносите это в свою жизнь.

Еще один популярный способ оправдания – возраст.

Не будем акцентировать на этом особое внимание, лишь приведем несколько примеров успешных людей, которые реализовали свои идеи, будучи в достаточно солидном возрасте:

  • Сьюз Орман – один из известнейших американских писателей. До 30 лет работала официанткой. Успех пришел только после 40-ка;
  • Харрисон Форд – достаточно известный режиссер. До 30 лет работал плотником;
  • Джоан Роулинг – автор книги о Гарри Поттере. В 31 она все еще жила на социальное пособие;
  • Рэй Крок – нынешний владелец сети МакДональдс. До 52 лет работал коммивояжёром;
  • Генри Форд – не нужно объяснять кто он. Только в 40 лет умудрился запустить свой первый автомобильный завод.

И таких примеров сотни и тысячи по всему миру. Та самая цифра – 30 лет, после которой человек становится таким тяжелым на подъем, согласно статистике остается всего лишь цифрой. Никогда не поздно начинать двигаться вперед.

Конечно, возраст делает мозг людей менее податливым, информация усваивается все тяжелее, новые навыки приобретаются с большим трудом. Правда, есть одно но. Это будет характерно для тех, кто просто-напросто перестал развиваться после окончания школы/института.

Если человек уделяет внимание своему личному развитию, изучает новую информацию, узнает о новых, интересующих его вопросах, то со 100%-ой вероятностью, его мозг будет работать не хуже, чем в школе до 50-70 лет.

Мы затронули вопрос успеха неслучайно. Ведь большинство читателей, которые открыли эту статью, рассчитывают на то, что повышение личной эффективности приведет их к успеху.

И в большинстве случаев критерии успеха таковы: финансовое благополучие, хорошее здоровье и семья. Именно личная эффективность отвечает за путь человека к успеху. Чем эффективнее вы будете использовать свои внутренние ресурсы, тем больше у вас шансов оказаться среди по-настоящему успешных людей.

Личная эффективность и самообразование

Здесь нужно коснуться вопроса образования и самообразования. Начнем с того, что многие люди в своей жизни не один раз задумывались о личной эффективности, хоть и называли её другими словами.

Достаточно много они читали в интернете и покупали различных книг на тему того, как стать богатым, знаменитым и успешным. И достаточно яркой иллюстрацией всей такой литературы будет произведение Евгения Гордеева – «как заработать миллион». Книга состоит из 200 страниц, 100 из которых занимает бесконечное повторение слова «работать», а остальные 100 – разлиновка под план. Это самая правдивая книга о том, как стать успешным и богатым человеком.

То есть нужно один раз понять, что нет такой волшебной таблетки, которая резко сделает вас успешным и богатым. Вам нужно развиваться, и одно из главных направлений – максимизация собственной эффективности. С самого детства людей окружают бесполезными знаниями, не обучая главному – как ставить цели, использовать собственные ресурсы и достигать их. Именно поэтому первое, чему вы должны научиться, если желаете успеха – использованию собственных ресурсов.

Личная эффективность и зона комфорта

О том, как быть с зоной комфорта, говорит название еще одной книги – «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» от Брайана Трейси. Для того чтобы повысить свою личную эффективность, потребуется как можно раньше выйти из своей зоны комфорта в реальный мир.

Человек не может добиваться максимума, если остается на месте. Конечно, зона комфорта – то, что делает вас по-настоящему спокойным и даже счастливым. При этом вы топчетесь на месте, и не добиваетесь большего.

Успешные люди никогда не оставались в своей зоне комфорта, они бесконечно двигались вперед. Яркий пример – основатель бренда Virgin – Ричард Брэнсон. Человек, который выбрал для своей компании 7 видов деятельности и продолжает расширять свой бизнес.

Конечно, выход из зоны комфорта подразумевает под собой трудности. В первую очередь – это страх неудачи. Второе препятствие – лень. Третье – неправильное окружение. Все эти три фактора негативно влияют на личную эффективность, не давая использовать весь потенциал. Именно для того, чтобы делать свой максимум, ставить амбициозные цели и достигать их, нужно использовать методы для повышения эффективности, внедрить их в свою жизнь и увеличить свою работоспособность до максимума.

Личная эффективность в компании

От личной эффективности отдельного человека, перейдем к целой компании или предприятию.

Эффективность сотрудников компании – это уже не столько вопрос психологии, сколько грамотного менеджмента. Именно поэтому хороший руководитель должен работать сразу по нескольким направлениям – изучать прикладную психологию (методы воздействия на людей) и знать азы менеджмента. Такое сочетание позволит грамотно управлять людьми и подталкивать их в нужную сторону.

Методология повышения эффективности сотрудников не сильно отличается от личной эффективности отдельного человека. При этом потребуется выстроить грамотную мотивационную систему на работе, которая позволит вознаграждать эффективных работников и каким-то образом воздействовать на тех, кто работает не на свой максимум.

Мотивационные системы могут быть абсолютно разными – от денежной (которая является недостаточно эффективной) до идейной (самая эффективная).

Рассмотрим две крайности: мотивация деньгами и идейная мотивация. Мотивировать деньгами можно за успешное выполнение работы, или же за перевыполнение плана. Но есть существенный минус – для некоторых работников деньги не являются главной мотивацией, и возможно, они ходят на работу не из-за них.

Идейная мотивация – способность вдохновить своих работников таким образом, чтобы они прониклись идеей компании и самостоятельно пришли к выводу: нужно работать на максимум, чтобы помочь своему работодателю достигнуть своих целей. Это достаточно сложный, но интересный способ, который минимизирует затраты на денежные вознаграждения, но повышает эффективность работников.

Но в чистом виде два таких способа мотивации встретить практически нереально. Поэтому работодателям приходится совмещать несколько подходов: выдавать премии особо отличившимся работником, и заявлять о своих громких целях на общих собраниях.

Небольшой лайфхак для бизнесменов: отлично мотивирует работников грамотная постановка миссии. Чем масштабные, интереснее и «белее» миссия компании – тем больше сотрудников готовы в нее верить и выкладываться на полную.

Помимо миссии, отличным способом мотивации персонала будет личный пример. История топ-менеджера Ли Якокка заслуживает внимания именно в этом ключе. Этот топ-менеджер возложил на себя обязательство: вытащить компанию Крайслер из кризиса. И чтобы показать всем работникам, что он является частью коллектива, он назначил себе зарплату – 1 доллар годовых.

Это, конечно, крайности, да и такой метод уже давно пользуется популярностью и уже несколько заезжен. Но главный принцип понятен – хочешь вдохновить своих людей на то, чтобы они сделали свой максимум – покажи как надо.

Личная эффективность – способность человека максимально качественно и в короткие сроки выполнять поставленные перед ним задачи. Личная эффективность – основа жизненного успеха, без повышения которой, среднестатистический человек никогда не сможет подняться по социальной лестнице.

Психология личной эффективности в 21 веке такова, что человеку приходится защищаться от чрезмерных потоков бесполезной информации. Именно поэтому уменьшение личной эффективности нужно связывать с отвлечениями и созданием неправильных целей.

Методы повышения личной эффективности достаточно просты: все они в той или иной мере включают в себя концентрацию на определенной задаче, расстановку приоритетов, и баланс между нагрузками и переработкой.

Повышать личную эффективность нужно путем выработки определенных привычек, приобретение которых положительно скажется на работоспособности, повысит вашу самооценку и принесет позитивный результат как в жизни, так и в карьере.

Показатели эффективности работников на предприятии – вот чему следует уделять особое внимание. Выполнение своего максимума каждым сотрудником – основная задача руководящего персонала.

Эффективность экономического развития

Смотреть что такое «Эффективность экономического развития» в других словарях:

  • эффективность экономического развития — Мера изменения эффективности рассматриваемой экономической системы в процессе ее развития. Эффективным является такое развитие, при котором соотношение затрат и результатов при функционировании системы улучшается (увеличивается). Понятие… … Справочник технического переводчика

  • Уровень экономического развития — состояние народного хозяйства (общественного производства) страны (группы стран, экономического района) в определённый исторический момент. У. э. р. – обобщающее понятие и характеризуется несколькими группами показателей: 1) производство… … Большая советская энциклопедия

  • Ускорение социального и экономического развития — Ускорение лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 на апрельском пленуме ЦК КПСС. Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития СССР. Впервые термин был… … Википедия

  • эффективность — Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. эффективность Свойство объекта удовлетворять требованиям к услуге с заданными количественными характеристиками . Примечание Это свойство зависит от… … Справочник технического переводчика

  • Эффективность — 1. Одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по видимому, единого общепризнанного определения. По нашему мнению, это одна из возможных (важнейшая, но не единственная!) характеристик качества… … Экономико-математический словарь

  • Эффективность бюджета — Бюджетная эффективность относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам,… … Википедия

  • Экономическая эффективность — 1. Способность системы (не только экономической системы, но и иной, например, технической, социальной) в процессе ее функционирования производить экономический эффект (потенциальная эффективность) и действительное создание… … Экономико-математический словарь

  • экономическая эффективность — Степень превышения результатов над затратами. экономическая эффективность 1. Способность системы (не только экономической системы, но и иной, например, технической, социальной) в процессе ее функционирования… … Справочник технического переводчика

  • История Петербургского международного экономического форума — Инициатива проведения Петербургского экономического форума принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Межпарламентской ассамблее государств‑участников СНГ. В мае 1997 года идея была одобрена президентом РФ и главами государств… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Международный банк реконструкции и развития — (International Bank for Reconstruction and Development) Структура и деятельность МБРР Цели МБРР, Международная ассоциация развития Содержание Содержание Раздел 1. Группа . Раздел 2. . Подраздел 1. Структура IBRD. Подраздел 2. Деятельность .… … Энциклопедия инвестора

Психология и эффективность деятельности субъекта труда Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 159.9:331 ББК 88.4

Е.М. иВАнОВА

доктор психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии

МГУ имени М.В. Ломоносова г. Москва

психология и эффективность деятельности СУБЪЕКТА труда

E.M. Ivanova

PSYCHOLOGY AND EFFECTIVENESS OF ACTIVITY OF LABOR SUBJECT

Аннотация: В статье рассматривается проблема эффективности деятельности субъекта труда с научнопрактической психологической точки зрения. Прослеживается развитие потребности в психологическом обеспечении экономической эффективности профессионального труда в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Представлена трактовка понятия эффективность деятельности субъекта труда, с позиций современных научных знаний, как интегрального показателя взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности. Раскрыты особенности применения субъектно-деятельностного подхода к решению практических проблем эффективности коллективного и индивидуального труда и представлен пример его применения при изучении причин снижения эффективности труда совместной деятельности менеджеров сферы услуг логистической компании.

Ключевые слова: деятельность, субъект труда, эффективность труда, экономическая психология, субъектно-деятельностный подход, производительность, удовлетворенность, успешность.

Проблема эффективности профессионального труда всегда была и остается одной из социально значимых и для любого государства, организации и для каждого человека. Сложность ее решения обусловле-

на целым рядом объективных обстоятельств. Динамическими процессами, обусловленными социальными, экономическими, социотехническими, демографическими, политическими и социально-психологически-

ми преобразованиями, происходящими в обществе. Полисистемностью научного обеспечения ее решения, обусловленной необходимостью взаимодействия различных научных областей знания для решения практических задач: экономических, социологических,

психологических, юридических, технических, технологических и др. Психологической и профессиональной готовностью человека к адаптации и продуктивному личностно и социально направленному преодолению преобразований, происходящих в его жизнедеятельности и профессиональной деятельности. В центре всех обозначенных объективных обстоятельств основным потенциальным ресурсом эффективного использования преобразований в обществе всегда является человек: его психологическая и профессиональная готовность к труду, его отношение к жизни и мировосприятие, его ценности и цели, его социальная позиция и функциональное состояние, его смысло-жизненные установки и ориентации. Но человек живет и трудится в системе определенных социальных и профессиональных взаимосвязей, обусловливающих согласованность, взаимосоответствие или противоречия субъекта и объективной реальности. Психологическая и профессиональная готовность, с позиций современных отечественных научных знаний, рассматривается как сложное динамическое системное явление социально и личностно значимое. Социально-экономические, соци-отехнические и социально-психологические проблемы которые возникают в макро- и микромире требуют от человека готовности к самоопределению, идентификации с миром и профессиональной средой, адаптации к постоянно непредсказуемо изменяющимся событиям в обществе и профессиональной деятельности, а также, и к осознанию своих актуальных возможностей и перспектив их развития.

Эффективность деятельности субъекта труда, с психологической точки зрения, сложный динамичный процесс, обусловленный взаимосообразностью организационной культуры труда, профессиональной готовностью человека как личности и субъекта труда к успешному исполнению деятельности, к инновационным процессам, к саморазвитию, а также, и адекватностью оценки результата труда. Из-за нарушения взаимосвязей любой грани этого треугольника возникают противоречия, которые и являются одной из основных причин неудовлетворенности человека, снижения эффективности профессионального труда и экономической эффективности развития организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впервые потребность в психологическом обеспечении экономической эффективности управленческого

и промышленного труда возникла на западе в связи с социально-экономическими и социально-техническими изменениями в обществе. Одним из первых ученых, показавших важность изучения экономики во взаимосвязи с психологией и значение психологии в повышении эффективности профессионального труда уже в конце 19 века, был известный психотехник Гюго Мюнстерберг. В его фундаментальном труде, изданном в 1912 г., были выделены проблемы, сохранившие свою актуальность и в настоящее время: профпригодность, отбор, обучение, производительность труда, усталость, дизайн, монотонность труда и др. Он исследовал и доказал необходимость изучения поведения работника во взаимосвязи с организацией, содержанием и условиями профессионального труда. Дальнейшее развитие этого направления продолжили в 20-30 годах ХХ века зарубежные ученые. Они разработали и внедрили в практику разные научные подходы психологического регулирования эффективности профессионального труда сначала индивидуального, а затем и коллективного. Особое внимание уделялось системе отношений человека к труду, к его организации и к себе, как одному из важнейших механизмов повышения эффективности профессиональной деятельности. Во второй половине ХХ века у зарубежных ученых формируется новый взгляд на психологические условия повышения и регуляцию экономической эффективности труда, в основе которого рассматриваются вопросы творческого развития профессионала, обеспечения условий для стремления работника к профессиональному саморазвитию, самореализации и самоактуализации. Основной акцент этих исследований фокусируется на сложившихся представлениях о человеке, его личностных и социальных ценностях, мотивах, побуждающих к профессиональной деятельности, факторах, влияющих на удовлетворенность трудом. Выстроенная немецкими учеными, на основе анализа западно-евро пейских исследований ХХ века, хронология развития представлений о «человеке работающем» с позиций психологии, экономики, производства и бизнеса, раскрывает разные научные подходы к регуляции эффективности профессионального труда: от человека «экономического» («прошлого»), к «человеку социальному», «само-актуализирующемуся», «человеку комплексному», до человека будущего эпохи постмодернизма . Важно отметить, что аналогичные способы повышения экономической эффективности профессионального труда применялись и в нашей стране, только с иных научных позиций и в другом временном пространстве. В отличие от работ зарубежных ученых, сконцентрировавших

свое внимание на личностных регуляторах повышения эффективности профессионального труда, наши ученые до 70-х годов ХХ в. основное внимание уделяли вопросам формирования, развития и функционирования операциональной сферы профессиональной деятельности.

В отечественной науке только в 1984 г. появляется новая область научно-практического знания «Экономическая психология». Она возникла на пересечении психологии труда, организационной психологии, социальной психологии и психологии управления. Основателем этой области знания является А.И. Китов. С позиций отечественной экономической психологии рассматривается взаимосвязь объективной и субъективной тяжести труда и ее влияние на экономическую эффективность и удовлетворенность. В связи с этим изучаются психологические условия эффективного хозяйствования, влияющие на производственные отношения, сознание, представления, мысли и чувства человека, а также и на результат его трудовой деятельности и социальное поведение . Для отечественной экономической психологии ХХ века характерен в большей степени интерес к сфере производства материальных благ. Проводятся психологические исследования профессиональной деятельности. Основное внимание отечественных ученых направлено на социальные проблемы, в частности, на экономические условия жизнедеятельности субъектов.

Радикальные преобразования в Российской экономике в конце ХХ века привели к трансформации социальных, социально-психологических, экономико-психологических, организационно-психологических феноменов, которые, в свою очередь, обусловили трансформацию в личностных и межличностных отношений в обществе, организациях и в жизни людей . Эти изменения способствовали появлению новых научно-практических проблем экономической психологии и разработке новых теоретических взглядов на решение проблемы эффективности деятельности субъекта труда, в частности, предпринимательской, управленческой, а также, и индивидуальной и коллективной. Особое внимание психологов ХХ1 века фокусируется на исследованиях экономических ценностей в индивидуальном и групповом сознании и экономическом самоопределении личности; на нравственно-психологической регуляции экономической активности личности, на экономических ценностях и ориентациях в различных социальных группах. В настоящее время одной из центральных проблем экономической психологии является проблема экономического сознания как нрав-

ственной регуляции экономической активности личности. Методологической основой этого направления является комплексный и системный подходы. Разрабатываются разные концепции и модели исследования взаимовлияния социально-экономических и нравственно-психологических факторов в различных социальноэкономических условиях. Так в модели нравственнопсихологической регуляции личности Купрейченко А.Б. выделяет исторические аспекты развития культуры российского общества во взаимосвязи с отношением личности ко всему происходящему: к жизни, деятельности, к бизнесу, к коллегам, к правилам и т.п. Нравственные ценности и убеждения личности рассматриваются как внутренние регуляторы отношения и поведения человека во взаимосвязи с когнитивными, коммуникативными и эмоциональными компонентами . В концепции ресурсного подхода регуляции экономической эффективности труда анализируются аспекты экономико-психологической адаптации, «приспособления субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям» . В качестве основных адаптационных ресурсов Дейнеко О.С. выделяет образ мышления, мотивацию и цели, ценности и убеждения, а также духовные блага, такие как дружба, любовь, товарищеские отношения, доверие, уважение и щедрость, и индивидуально-психологические особенности. Наиболее важными для экономико-психологической адаптации Дейнека считает мотивационно-волевые качества субъекта, которые регулируются познавательными, мотивационными и эмоциональными процессами . Инновационной является и концепция экономической идентичности, как составляющей единого процесса формирования социальной идентичности личности , разрабатываемая В.А. Хащенко. В качестве регулятора социального поведения личности межличностных и межгрупповых отношений он выделяет «экономико-психологический феномен экономической идентичности», и строит модель экономической идентичности включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, изучение которых, по мнению автора концепции, позволит раскрыть особенности «экономического самосознания личности как системы отрефлексированных экономико-психологических феноменов, порождаемых психологическими отношениями «человек-экономическая среда» . Концепция также содержит базовую единицу анализа экономической идентичности — это «осознаваемые элементы отношения личности к экономической среде» и единицы ее раскрывающие: «когнитивные (социальные представления, знания, рефлексия); ко-

нативные (мотивационно-потребностные состояния сознания — готовность, намерения, предпочтения, интересы); эмотивные (переживания, оценки, чувства) и отношение к себе как к субъекту экономических отношений…» .

Таким образом, развиваемое в отечественной психологической науке новое направление экономической психологии, в котором экономическое сознание рассматривается как нравственно-психологический регулятор экономической активности личности, интегрирующий в себе разные аспекты изучения взаимосвязей личности: с социальными, экономическими, информационными, культурно-историческими особенностями российского общества; личностные качества — как ресурс адаптации человека к динамической, непредсказуемой объективной реальности, а экономическую идентичность — как регулятор социально-экономического поведения личности в межличностных и межгрупповых отношениях — представляют собой общетеоретический психологический взгляд на решение проблемы эффективности профессиональной деятельности. Но наряду с общетеоретическими вопросами в реальности практику любой сферы хозяйствования коммерческой и государственной, в большей степени, интересует вопрос о сохранении и увеличении экономических вложений в «жизнь» организации, развитие организации и экономическая эффективность деятельности как индивидуального так и коллективного субъекта труда. Здесь также одним из регуляторов эффективности и успешности профессиональной деятельности является экономическое сознание субъекта труда, но не только оно. Эффективность деятельности субъекта труда, как сложный динамический процесс, обусловлена множеством разноуровневых субъектно-объектных взаимосвязей, образующихся между человеком и профессией на нормативном, структурном, функциональном и поведенческом уровнях изучение которых позволяет выявить противоречия, отрицательно влияющие на эффективность труда и на отношение человека к работе. Противоречия являются одним из главных факторов снижения эффективности деятельности субъекта труда, его успешности в профессиональном развитии, самореализации и самоактуализации и удовлетворенности трудом и жизнью. Даже высокая нравственнопсихологическая регуляция деятельности и регуляция социального поведения при недостатках в организационной культуре работы снижает не только эффективность труда, но и способствует развитию негативного отношения к труду. Противоречия могут возникать как в связи с рассогласованием взаимосвязей между субъ-

ектом и организацией его труда, так и в связи с рассогласованием внутриличностных и функциональных механизмов регуляции деятельности.

С позиций субъектно-деятельностного подхода, развиваемого, в отечественной науке известными учеными (Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Е.А. Климовым, А.В. Брушлинским, Л.И. Анцифировой и др.), эффективность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от психологической и профессиональной готовности субъекта труда, обусловленной субъектно-объектными взаимосвязями, формируемыми в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Деятельность рассматривается как процесс самореализации, самопознания, самоопределения и преобразования личности, а также как процесс восприятия, осознания, отношения, переживания и представления субъектом мира как объективной реальности. Профессиональная деятельность — это многопризнаковая динамическая полисистема, структура которой включает две подсистемы со сложными вертикальными и горизонтальными взаимосвязями, изображенными на схеме психологического анализа профессиональной деятельности, взаимосообразность которых обусловливает эффективность деятельности субъекта труда. Полисистемность субъектно-объектных взаимосвязей профессиональной деятельности предопределяет комплексный подход к проблеме эффективности деятельности субъекта труда, а многоуровневость взаимосвязей профессиональной деятельности как системного объекта — субъектно-деятельностный подход. Основываясь на данных теоретических позициях эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаи-мосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности.

Оценка эффективности деятельности субъекта труда с психологической точки зрения должна проводиться с учетом взаимосоответствия объективных и субъективных показателей результата трудового процесса: производительности, успешности и удовлетворенности. Производительность — это показатель экономической эффективности труда, проявляющийся в качестве и количестве выполненной работы; скорости и безошибочности ее исполнения при относительно минимальных затратах экономических и психофизиологических ресурсов. Успешность — это показатель достижения субъектом значимых личностных и социальных целей в процессе сознательного преодоления и преобразования условий, препятствую-

щих их выполнению, и личностная потребность и направленность на профессиональное развитие, самоактуализацию и профессиональное совершенствование. Удовлетворенность трудом является показателем осознания личностью своей востребованности в организации, в профессиональном коллективе, и осознания своей профессиональной компетентности.

Оценка эффективности индивидуального и коллективного субъекта труда, с позиций субъектно-деятельностного подхода, осуществляется в рамках конкретной профессиональной деятельности с учетом содержания процесса труда, его социально-экономической направленности на результат, а также с учетом и специфических личностных и психологических качеств субъекта труда, обеспечивающих исполнение основных профессиональных функций, обусловливающих производительность и успешность профессионального труда. Такой подход позволяет планировать исследование именно тех взаимосвязей, где могут возникать противоречия и рассогласования личностного и межличного характера как между субъектом труда и объективным содержанием, и организацией трудового процесса, так и из-за внутриличностных противоречий.

Одним из примеров применения данного подхода в практике является выявление субъектно-объектных противоречий, снижающих эффективность деятельности как индивидуального, так и коллективного субъекта труда совместной деятельности менеджеров сферы услуг логистической компании, проведенное Е.А. Кра-совой . Индивидуальный и сравнительный анализ основных компонентов структуры трудового процесса (цель, предмет и средства труда, функциональные обязанности) совместной деятельности менеджеров логистических услуг (менеджер по работе с клиентами, декларант, брокер) и анализ организации их деятельности выявил целый ряд противоречий. Так, сравнительный анализ объективных характеристик деятельности менеджеров показал, что деятельность каждого отличается по сложности и ответственности выполняемых функций, по целям и предмету труда. Деятельность менеджера по работе с клиентами оказалась психологически самой напряженной, так как она направлена на достижение нескольких целей: операциональных и маркетинговых, требующих исполнения разных по содержанию функций:1. организация грузоперевозки;

2. продажа сопутствующих услуг; 3. представление части сервисного продукта. Декларант же занимается только оформлением документов для таможенного оформления грузов и от степени проработанности и качества подготовленных им документов зависит ско-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рость работы на следующем этапе продвижения услуги. Брокер на основе подготовленных декларантом документов осуществляет выпуск груза согласно таможенному режиму. В условиях ограниченного временного интервала исполнения работы (по контракту) и неравномерным по сложности и объему распределением работы между исполнителями единого продукта важно не только взаимодействие между участниками совместной деятельности, но и осознание ответственности каждым из участников этого процесса за качество и результаты не только своей работы, но и всех участников совместной деятельности так как они влияют на конечный результат. Психологический сравнительный анализ объективных показателей содержания деятельности менеджеров также выявил существенные различия в актуализации когнитивной, коммуникативной, операциональной и эмоционально-волевой сферах деятельности каждого менеджера, регуляция функционирования которых обеспечивается индивидуальной потребностно-мотивационной сферой субъекта труда. Наряду с этим, было выявлено рассогласование типов связей коллективного субъекта труда: взаимосвязи декларанта и брокера относятся к технологическому типу, а взаимосвязи менеджера по работе с клиентами скорее относятся к функциональному типу , что значительно снижало эффективность совместной деятельности, так как отрицательно влияло на когнитивно-мотивационную сферу и осознание ответственности за конечный продукт каждым исполнителем. Также и оценка результатов совместной деятельности менеджеров в данной компании осуществлялась не по конечному продукту, а по результатам деятельности каждого специалиста отдельно, на основе качества исполнения им нормативно заданных операций, что противоречит основным научным принципам организации совместной деятельности. В результате было сделано предположение о том, что выявленные противоречия и рассогласования в организации совместной деятельности менеджеров сферы услуг логистической компании в большей степени негативно отражаются на мотивационно-ценностной сфере, которая является одним из ведущих регуляторов эффективности профессиональной деятельности. Это предположение обусловило планирование исследования взаимосвязи профессиональной мотивации менеджеров сферы услуг с успешностью их совместной деятельности .

Таким образом, эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности.

Субъект труда

Профессиональная

деятельность

Объект труда (профессия)

Базовые характеристики

т

Объективные

«»Образование

Стаж работы Успешность в работе или учёбе

Индивидные

-Возраст

Пол

-Здоровье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Психофизиол

огические

возможности

Способности

Личностные

Образ мира

Ценностные ориентации и идеалы

Мотивационная

направленность

Познавательная активность

Социально-когнитивно-мотивационная структура

История, перспективы и тенденции развития

Научно- Социально- Организаци

технические экономические онные

тенденции тенденции тенденции изменения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальная структура и направленность

Информированность о мире профессий и их социальной значимости Осознание ценности профессионального труда для себя и для общества

Информированность о социально-экономических и социально-психологических отношениях в труде Информированность о тенденциях развития труда Информированность о перспективах профессионального роста Правовая информированность

Профессионально-когнитивно-мотивационная структура

Знание о трудовом процессе в целом и результате труда Знание особенностей профессиональной среды Знание о возможных осложнениях и способах их преодоления ‘Осознание своих трудовых функций и правил их исполнения

— Отношение к избранной профессии и осознание ответственности Осознание перспектив своего профессионального развития

‘Осознание личностного смысла, направленность

— Креативность (неадаптивная активность)

Образная (мысленная) когнитивно-операторная ____________структура деятельности_____________

Структура трудового поста

Структура

трудового

процесса Предмет труда и

трудовая задача ^Средства труда Трудовые функции специалиста

Структура условий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

труда

^профессионально ►й среды)

Социаль

■ Мысленное планирование процесса исполнения задач Осмысление целей деятельности

— Мысленная готовность к возможным осложнениям в процессе деятельности и способам их устранения

Осмысление своих профессиональных и психофизиологических возможностей -Осознание построения своих стратегий исполнения работы (ИСД) Предвосхищение событий

но-кон-

Психологическая исполнительная (операторная) структура

Операционально-технологическая структура труда

— Деятельность как профессиональная задача, активизирующая -специфические психические процессы восприятия, памяти, мышления,

— общения и др.

Действия и операции

Правила и нормы исполнения действий и операций:

стандартных и нестандартных

Когнитивно-эмоционально-волевая исполнительная структура деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики продукта труда

Индивидуальный стиль деятельности (стратегия и тактика исполнения деятельности)

— Функциональное состояние: динамика работоспособности, эмоционально-волевая регуляция, саморегуляция)

Схема психологического анализа профессиональной деятельности

Психология в экономике и управлении 2013, №1

библиографический список

1. Дейнеко О.С. Противоречия и перспективы ресурсного подхода в экономической психологии. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005. С. 66-97

2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН. М.: 2005.

3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Об актуальных исследованиях в области экономической психологии в России. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005.С.3-14

4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Изд-во «Персэ». М.: 2011- 335 с.

5. Китов А.И. Экономическая психология. Изд-во «Экономика». М.: 1987.- 303с.

6. Красова Е.А. Профессиональная мотивация менеджеров сферы услуг как фактор успешности их совместной деятельности. (на примере логистических компаний) Кандидатская диссертация. М.: 2010

7. Купрейченко А.Б. Проблемы нравственно-психологической регуляции экономической активности. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005. С.17-65

8. Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л.Журавлева, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005.С.513-556

9. Эрих Кирхлер, Катя Майер-Пести, Ева Хофман. Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология 5 (пер. с немецкого) Изд-во «Гуманитарный центр». Харьков, 2005 — 308

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zhuravlev A.L. Psychology of cooperative activity. Publishing house “Psychology Institute RAN”. M.: 2005.

4. Ivanova E.M. Psychology of professional activity. Publishing house “Perse”. M.: 2011 — 335 pages.

5. Kitov A.I. Economic Psychology. Publishing house “Economics”. M.: 1987. — 303 pages.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх