Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

До 5 лет ребенок царь

Особенности воспитания младшего поколения в Японии

Японское общество живет, основываясь на многолетних традициях, которые прививаются с рождения. В современном социуме просматривается влияние западной культуры, но оно не затрагивает глубинных структур общества и выражается лишь в стремлении к модным европейским и американским тенденциям. Воспитание малышей проходит «по старинке», то есть так, как было заложено много лет назад.

Разделение по гендерному признаку – характерная черта японской методики воспитания. Подход к девочкам и мальчикам разный, а в полных семьях редко ограничиваются одним ребенком (обычно два и более). Понятия «брат» и «сестра» в японской семье заменяют на «старший (младший) брат», «старшая (младшая) сестра». Таким образом с детства закладывается уважение к вышестоящей по возрасту и семейному статусу персоне.

Мальчикам запрещен доступ на кухню, участие в хозяйственных делах. Сын – надежная опора семьи, мужчина, способный ее прокормить и защитить, преодолеть возможные трудности. В школьные годы нагрузка у мальчиков выше. После уроков они остаются на дополнительные занятия в клубах (наподобие российских кружков). Девочки ходят с подругами в развлекательные парки, болтают о своем, девичьем.

Ступени японского воспитания

Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

  • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
  • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
  • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.

Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.

Принцип «не ругать до 5 лет» иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

«Угроза отчуждения» по японским традициям

Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.

Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

Школа в Японии — место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» — этому учит система японских школьников.

«Равный» — долгожданный этап взросления

К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

Роль матери

Главная задача японской женщины – хранить очаг и быть хорошей матерью, причем материнство всегда ставится на первое место. Эта особенность заметна по тому, что во время приветствия японки говорят друг другу: «Здравствуйте мама Акио (или другое имя), как Ваши дела?». Японские дети ласково называют мать «амаэ», выражая глубокую зависимость от самого важного человека.

Развитие детей в японских семьях практически полностью возложено на мам. Отец принимает лишь частичное участие, особенно в «императорском» возрасте ребенка. Мамы же справляются со своей ролью, опираясь на столетние традиции. Плачущие дети здесь исключительная редкость, ведь «амаэ» старается сделать все, чтобы у малыша невозникло причин для недовольства.

В первый год мама носит кроху за спиной или у груди, для чего существуют специальные куртки с отделением для младенцев. Принято, чтобы младшие дети спали ночью в одной кровати с ней. Считается, что власть матери над детьми приводит к отчуждению, ее запрещено демонстрировать. Воля и желания ребенка выше всего. Если мама недовольна выбором или поступкам ребенка, она не говорит об этом прямо, но дает понять косвенно.

Маленькие японцы настолько боготворят мать, что в случае ее недовольства каким-то проступком чувствуют раскаяние и вину. Во время конфликта мать не отталкивает малыша, остается с ним рядом. Покровительство («амаэру») помогает наладить эмоциональный контакт. Однажды провинившись и увидев материнскую реакцию, малыш вряд ли захочет повторять свой проступок вновь.

Детские сады в Японии

Японцам не обязательно водить детей в садик, однако часть современных мам стремится совмещать семью и работу, поэтому не видит иного выхода для своих чад. Существуют бесплатные и платные дошкольные учреждения. В государственный сад (режим работы с 8 до 18) попасть непросто. Существуют очереди, и родители должны привести веские основания, чтобы ребенок мог их посещать. Частные сады работают с 9 до 14 (15) часов. Дети там обедают, но не спят.

Обстановка в садах скромная. Для каждой группы из 6-8 человек предоставлена отдельная комната. Она является игровой зоной и спальней: в нужное время дети достают матрасики и укладываются на полу. Здесь же малыши кушают. В меню присутствует рис, белковые и молочные продукты, тщательно рассчитывается калорийность.

ИНТЕРЕСНО: дети и компьютер: сколько можно сидеть за монитором?

Образованию в садах не уделяется достаточно времени. Детей учат более важным в жизни японца вещам: манерам, умению выражать почтение, правилам вежливости, национальным ритуалам. Многие вещи, которые требуются в муниципальных садах, родители дают детям с собой, подписывая маркером. Среди них:

  • упакованная коробочка для бэнто с рисом (есть сады, где питание полностью на плечах родителей, есть смешанное питание – часть готовят родители, часть предлагает сад);
  • полотенце для рук;
  • матрасик футон и постельное белье (забирают на выходные для стирки);
  • пижаму;
  • купальные принадлежности (летом, если планируются морские процедуры);
  • дневник посещения и записная книжка для связи с родителями.

Различия в схеме работы детских садов в Японии зависят от плотности населения, местности и иных факторов. Группы делятся по возрасту, но гуляют малыши вместе, не обижая друг друга. Выбирая дошкольное учреждение для ребенка, мамы смотрят не только на режим работы, но и на расположение, требования и педагогический коллектив. При сравнении японских и российских садов получается, что в первых больше обучения, а во вторых – свободы.

Как относятся в Японии к здоровью детей?

Отношение страны долгожителей к детскому здоровью кажется неприемлемым человеку, воспитанному в традициях западной культуры. Носки здесь одевают в крайнем случае. Принято бегать и ходить босиком по полу в школе, дома, детском саду даже в зимнее время. По улицам часто дети ходят в обуви на босу ногу, несмотря на то что столбик термометра не поднимается выше 5 градусов тепла.

Грудничков мамы не кутают. Для выхода на улицу на них надевают однослойную одежду, а кашель и чихание часто игнорируются родителями. В Японии считается, что ребенок переохладился или простудился только тогда, когда у него холодный живот. Его берегут, утепляют под поясом и одеялом (в ночное время).

Температура (даже жар) не считается признаком болезни. Доктора обычно ставят диагноз «простуда», даже не утруждая направить на анализы. Лечат преимущественно антибиотиками, что приводит во взрослом возрасте к аллергиям, атопическому дерматиту. Прививки родители делают без разговоров, даже такие, которые сомнительны для здоровья.

Кариес зубов – проблема современных японских малышей. Дело заключается в недостаточной гигиене ротовой полости и низком содержанием фтора в воде. Перекусы, во время которых детям предлагают сладости, здесь норма. Почистить зубы возможно не всегда, отсюда ранний кариес и сопутствующие заболевания ротовой полости.

Времена меняются, но традиции остаются прежними

Под влиянием западных тенденций женщины в Японии все чаще стремятся совмещать работу и семью. Выйти на работу через год после родов считается нормой, даже если мужчина полностью обеспечивает семью. Контроль за детьми снижается, но ориентир на коллектив в воспитании и образовании по-прежнему на первом месте. Так же, как и чуткое отношение к проблемам детей, ответственность за младшее поколение.

Секреты успешного развития японских малышей – сотрудничество, а не индивидуализм, полное погружение мамы в процесс, принятие чада таким, какой он есть (все малыши желанны), умение ребят учитывать свои ошибки. Как бы мир ни относится к гендерному разделению, «угрозе отчуждения», модель воспитания страны восходящего солнца дает хороший результат. Здесь умеют найти время на работу, обучение и отдых, гармонично развивают молодое поколение.

Фильм-аниме «Мой сосед Тоторо» (1988 год) от известного мультипликатора Хаяо Миядзаки позволит получить представление об укладе жизни в японской семье, родительской мудрости и любви. Впервые его продемонстрировали российской публике в 1993 году.

100 мудрых цитат японских мудрецов

Сегодня, 21 мая 2014, в Украине проходит День Японии, и мы хотели бы приурочить к этому празднику сотню «жемчужин мысли» из страны восходящего солнца, в которой нашли отражение философия нации, ее дух, моральные принципы и жизненный опыт.

1. Не страшно отступать, страшно не продолжить борьбу.

2. От слепой преданности недалеко до неверности.

3. Деньги делают людей чужими.

4. И добро и зло — в твоем сердце.

5. В больших делах мелкие недостатки не обдумывают.

6. Не делай того, что надо скрывать.

7. Кто плавать может, тот и утонуть может.

8. Каждого незнакомца считай вором.

9. У перца хоть мелкие зёрнышки, да весьма острые.

10. И мастер иногда допускает оплошности.

11. Вверх не плюют.

12. Даже лик Будды блестит от денег.

13. Чем дальше уезжаешь, тем больше о тебе забывают.

14. Там где нет огня, дым не поднимается.

15. И мудрец из тысячи раз один раз да ошибается.

16. У соседа цветы краснее.

17. Заботы — яд для здоровья.

18. Легок на ответ, да тяжел на подъем.

19. Обычной дорогой иди необычно.

20. Пользуясь хаосом, блюсти свои личные интересы.

21. Каков господин, таковы и слуги.

22. С каждым годом становишься старше и умнее.

23. Из убытка извлеки пользу.

24. Правдивые речи не красивы, красивые речи не правдивы.

25. Жизнь прожить — что длинный путь с грузом на спине пройти.

26. Без недостатков — семь дурных привычек, а когда они есть то — сорок восемь.

27. За излишней скромностью скрывается гордость.

28. Мелочь вдогонку вору.

29. Мужчина и в сорок и в пятьдесят лет все ещё мальчик.

30. Пока есть жизнь, живет и надежда.

31. Мало того, что упал, на тебя еще и наступят.

32. Если умело обращаться, и дурак, и тупые ножницы могут пригодиться.

33. Своему таланту поднимай паруса.

34. В дружбе тоже знай границу.

35. Деньги — враг.

36. Горе везде, как ветер в соснах.

37. И круглое яйцо можно обрезать так, что оно станет квадратным.

38. Победа достается тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.

39. Пировать приходят чужие, горевать — свои.

40.Говорить легко — делать трудно.

41. Рядом пожар, а он себе руки греет.

42. Сказать легко, сделать трудно.

43. Хватает на каждый день своей заботы.

44. Друзья по несчастью друг друга жалеют.

45. Нет места лучше дома.

46. Самое большое сокровище на свете — дети.

47. Человек хорошо делает то, что любит.

48. Жалкое извинение после грубой ошибки.

49. Лучше один крик журавля, чем тысяча чириканий воробья.

50. Обезьяна и та с дерева падает.

51. Корабль, на который сел, назад не повернёт.

52. Голодному волку — кухню стеречь.

53. Нужен был — тигром сделали, нужда прошла — в мышь превратили.

54. Ожидание всегда долго.

55. Когда насилие приходит во двор — справедливость уходит.

56. Лучше хотя бы и поздно, чем не сделать.

57. Раннее вставание трем добродетелям равно.

58. Он такой, что из глаза в нос пролезет.

59. Одолжить деньги другу — потерять его.

60. Искренность — драгоценное качество человека.

61. И простое дело можно запутать.

62. Кротость часто силу ломает.

63. Не принимай решения, выслушав только одну сторону.

64. После победы крепче затяни ремни шлема.

65. Тот, от кого плохо пахнет, сам этого не чувствует.

66. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.

67. Кто людей любит, тот долго живет.

68. Лучше быть врагом хорошего человека, чем другом плохого.

69. С тем, кто тебя хвалит, будь осторожен.

70. Точно в яблочко.

71. Вода принимает форму сосуда, в который ее налили, а человек набирается добра или зла от своих друзей.

72. Молчание — чудесный цветок.

73. Несчастье и счастье переплетаются, как волокна в веревке.

74. Из пороков самый большой — распутство, из добродетелей самая высокая — сыновний долг.

75. Даже на вора десять лет надо учиться.

76. Время человека не ждет.

77. Легче найти десять тысяч солдат, чем одного генерала.

78. Дешево покупать — деньги терять.

79. Кто торопится, тот мастером не станет.

80. Великие таланты зреют медленно.

81 В мире не может хозяйничать один человек, мир принадлежит всем.

82. Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.

83. Голому терять нечего.

84. Баловать ребенка — все равно что бросить его.

85. Женщина захочет — сквозь скалу пройдет.

86. Гнев твой – враг твой.

87. Лошадь узнают в езде, человека – в общении.

88. Бог живет в честном сердце.

89. Выносливость лошади познается в пути, нрав человека – с течением времени.

90. За деньги ручайся, за человека – никогда.

91. Рождают тело, но не характер.

92. Кто пьет, тот не знает о вреде вина; кто не пьет, тот не знает о его пользе.

93. Где нет чувства долга и людского глаза, там все возможно.

94. У человека внешность обманчива.

95. Хочешь узнать себя – спроси других.

96. Со старым человеком обращайся, как с отцом.

97. Хочешь узнать человека – узнай его друзей.

98. Кто беден, тот и глуп.

99. Деньги льнут к деньгам.

100. Колос зреет – голову клонит; человек богатеет – голову задирает.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Японские

1. Баклажан на стебле дыни не вырастет
2. Баловать ребенка — всё равно, что бросить его
3. Беда не приходит одна
4. Без шлифовки и алмаз не блестит
5. Бездельник болтлив
6. Бери зонтик раньше, чем промокнешь
7. Бесполезнее, чем писать цифры на текущей воде
8. Бесполезный, как фонарь днем
9. Бессердечные дети отчий дом хают
10. Благодарность помни не меньше обиды
11. Блеск золота ярче сияния Будды
12. Близ умного дети и не учась читают
13. Близкие духом тянутся друг к другу
14. Блохе голову топором не рубят
15. Бог живет в честном сердце
16. Богатство и знатность, полученные нечестным путем, исчезают, как облако
17. Богач, что пепельница: чем полнее, тем грязнее
18. Более важно умение, а не сила
19. Большая удача вызовет много мелких неприятностей
20. Больше одной жизни не проживешь
21. Большие несчастья происходят от малых причин
22. Большой талант созревает поздно
23. Большому актеру — большая и сцена
24. Братья ссорятся между собой, но обороняются от чужих
25. Брод по указаниям младенца, которого несут на спине, не переходят
26. Брось будд, о богах не беспокойся
27. Будду слепил, да душу вдохнуть забыл
28. Будешь спать в лодке, распустив паруса, — не увидишь берега
29. Была бы вера, а боги найдутся
30. В больших делах мелкие недостатки не обдумывают
31. В деревне без птиц и летучая мышь – птица
32. В десять лет — вундеркинд, в двадцать — талант, а за тридцать — посредственность
33. В дом, где смеются, приходит счастье
34. В драке обе стороны виноваты
35. В дружбе тоже знай меру
36. В жизни семь неудач и семь удач
37. В жизни всё изменчиво
38. В избытке и лекарство – яд
39. В красивом платье и конюх хорош
40. В лохмотьях и царедворца за нищего примут, в шелках и конюх за князя сойдет
41. В людях изменений нет
42. В мелких водах волны шумят громче
43. В науку нет коротких путей
44. В неведении – блаженство
45. Вору ключи на хранение не дают
46. В поражении залог победы
47. В потемках и собачий помет не пачкает
48. В радости есть семя печали, в печали — семя радости
49. В разных местах свои обычаи
50. В случае победы — правительственное войско, в случае поражения – мятежное
51. В споре побеждает тот, кто громче кричит
52. В страхе и черт привидится
53. В супружескую ссору не вмешиваются
54. В теле гиганта разуму трудно действовать
55. В трудную минуту не знаешь ни родителей, ни детей
56. В улыбающееся лицо стрелу не пускают
57. В хорошем платье и обезьяна красива
58. Важно начать
59. Вверх не плюют
60. Великая корысть кажется бескорыстием
61. Великие таланты зреют медленно
62. Верный вассал двум господам не служит
63. Веселье, дошедшее до крайности, рождает скорбь
64. Ветви, что дают прохладу, не рубят
65. Ветер и вишневый цветок не могут быть хорошими друзьями
66. Ветка не совершеннее дерева
67. Вечером пьяница — утром лентяй
68. Вещи похожи на своих хозяев
69. Вещь для продажи украшают цветами
70. Видом богиня, а сердцем ведьма
71. Видя чужой недостаток, исправляй свой
72. Владелец золотой горы тоже жаден
73. Влюбленному дорога и в тысячу ри короткой кажется
74. Вначале — уход, потом – лекарство
75. Во время мира не забывай об опасности войны
76. Во время пожара руки греть некогда
77. Вода принимает форму сосуда, а человек набирается от своих друзей
78. Водой издалека не потушишь пожар
79. И мудрец ошибается
80. Возраст мужчины — его дух, возраст женщины — её лицо
81. Вокруг добрых дел всегда черти вьются
82. Вол льнет к волу, а конь — к коню
83. Воля и сквозь скалу пройдет
84. Ворона, подражающая баклану, утонет
85. Воспитание важнее происхождения
86. Врагу бойцов не одалживают
87. Время никакая застава не остановит
88. Время человека не ждет
89. Всё начинается с единицы
90. Все, что цветет, неизбежно увянет
91. Вселенная есть временное пристанище всего сущего
92. Вспылил — дело погубил
93. Встретить Будду в аду
94. Встреча — начало разлуки
95. Всякой вещи свое время
96. Вчера пучина, а сегодня мелководье
97. Выкормил пса, а он и укусил
98. Выносливость лошади познается в пути, нрав человека — с течением времени
99. Выпрямлял быку рога, а свернул шею
100. Высокие деревья ветер скорее ломает
101. Высокомерные люди долго не процветают
102. Гадатель не знает своей судьбы
103. Где властвует глупость, там разум вынужден прятаться
104. Где горе, там и радость
105. Где добро, там и зло
106. Где права сила, там бессильно право
107. Где счастье, там и много чертей
108. Генералу разбитой армии лучше не рассуждать о сражениях
109. Героев в ряд не выстроишь
110. Гибкую иву ветер не сломает
111. Глаза так же красноречивы, как и губы
112. Глуп тот, кто ест суп из рыбы фугу (ядовитая рыба), глуп и тот, кто его не ест
113. Гнев твой — враг твой
114. Гни дерево, пока оно молодо
115. Говорить легко — делать трудно
116. Говорить о будущем — смешить мышей под полом
117. Говорить об иголке как о дубине
118. Голодная собака палки не боится
119. Голодному еду приготовить нетрудно
120. Голодному тигру свинью стеречь не поручают
121. Гоняясь за оленем, не замечаешь гор
122. Гордыня ведет к поражению, а скромность вознаграждается
123. Горе, как рваное платье, надо оставлять дома
124. Господин — это лодка, а слуги — вода: вода лодку на себе держит, но может и опрокинуть
125. Государства гибнут, а горы и реки остаются
126. Даже борзый конь в старости не лучше клячи
127. Даже из умелых рук вода просачивается
128. Даже между близкими друзьями должна быть дистанция
129. Даже на вора десять лет надо учиться
130. Даже превосходное превосходится
131. Даже родители и дети в денежных делах чужие
132. Даже страдая от жажды, не пей тайком из чужого источника
133. Даже у дурака может быть талант
134. Даже черт в восемнадцать лет хорош
135. Дают для того, чтобы получить
136. Двух правд не бывает
137. День, когда задумал, и есть счастливый день
138. Деньги и родителей с детьми поссорят
139. Деревья сажают предки, а их тенью пользуются потомки
140. Дерущиеся воробьи не боятся человека
141. Дети знаменитостей редко бывают знамениты
142. Дешево покупать — деньги терять
143. Добрая слава за ворота вышла, а дурная — уже за тысячу ри пробежала
144. Добро — изнанка зла
145. Довод сильнее насилия
146. Договариваться о цене на не пойманного барсука
147. Дом с прочными устоями никогда не придет в упадок
148. Дома храбрец, а среди чужих трусит
149. Дракон и тигр не уживаются вместе
150. Дровами огонь не тушат
151. Друг в беде — истинный друг
152. Дурак задним умом крепок
153. Дурака никаким лекарством не вылечишь
154. Дураки собираются в толпы
155. Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — ее исправить
156. Если в верхах люди с совестью, низам живется спокойно
157. Если искусны комплименты продавца, то плох товар
158. Если любишь своего сына, отправь его путешествовать
159. Если не заботиться о далеком будущем, будет плохо в ближайшем
160. Если отполировать, так и черепица станет драгоценным камнем
161. Жена злая — всё равно, что шестьдесят лет неурожая
162. Если ударишь по грязи, брызги попадут на тебя же
163. Если умело обращаться, и дурак, и тупые ножницы могут пригодиться
164. Если хочешь убить полководца, убей сначала его коня
165. Жаждущий воды не выбирает
166. Жалкое извинение после грубой ошибки
167. Жара прошла — забыта и тень
168. Желать многого — ничего не желать
169. Жена и татами чем новей, тем лучше
170. Женщина захочет — сквозь скалу пройдет
171. Жизненный опыт — отец мудрости, память — ее мать
172. Жизнь не прожить, если не будешь лавировать
173. Жизнь прожить трудно, а умереть легко
174. За излишней скромностью скрывается гордость
175. За себя ручайся, за других – никогда
176. За хорошим идет плохое, за плохим – хорошее
177. За этим дном есть еще дно
178. Заботы — яд для здоровья
179. Завтра подует завтрашний ветер
180. Загнанная птичка забивается к человеку за пазуху
181. Задумал муравей гору Фудзи передвинуть
182. Занятого и болезнь не берет
183. Зло причиненное другим к тебе же вернется
184. Знаменитые вещи не всегда так хороши, как о них говорят
185. Знающий не говорит, а говорящий не знает
186. И добро и зло — в твоем сердце
187. И к черту можно привыкнуть
188. И муравьи могут разрушить плотину
189. И на жемчуге бывают царапины
190. И охотник может попасть в западню
191. И простое дело можно запутать
192. И редкий гость на третий день надоест
193. И сокол летает, и муха летает
194. И у глупых родителей бывают умные дети
195. И у черта рога ломаются
196. Игрок плохой, а играть любит
197. Из убытка извлеки пользу
198. Излишняя учтивость обращается в льстивость
199. Измена всегда верностью прикрывается
200. Иногда и смерть – милосердие
201. Иногда и черт плачет
202. Иногда убежать значит победить
203. Искать моллюсков на сухом поле
204. Истинное знание не бросается в глаза
205. И хорошие пловцы тонут
206. Каждый сам себе дороже
207. Как с лягушки вода
208. Как толпа слепых, ощупывающих слона
209. Как только беда миновала – принарядись
210. Каков господин, таковы и слуги
211. Каков отец, таков и сын
212. Каковы стихи — такова и песня
213. Канун праздника лучше самого праздника
214. Качество важнее количества
215. Кисть сильнее меча
216. Когда бежит сумасшедший, за ним бегут и разумные
217. Когда говорят о будущем, черти смеются
218. Когда гроб закроют, оценят дела
219. Когда дерутся моллюск с бекасом, выигрывает рыбак
220. Когда есть деньги, и черт послужит
221. Когда легко на сердце — и походка легка
222. Когда много рулевых, корабль на риф налетает
223. Когда напьешься, забываешь о жажде
224. Коли яд пить, так до дна
225. Количество и дьяволят сильными делает
226. Колос зреет — голову клонит; человек богатеет — голову задирает
227. Кому не суждено, того не спасешь
228. Конец болтовни — начало дела
229. Кончаются деньги — кончается и любовь
230. Красоте не сопутствует счастье
231. Крива ветка — крива и тень
232. Кротость часто силу ломает
233. Крупная рыба в болоте не водится
234. Крупное предательство похоже на преданность
235. Кто в силе, с того и Бог не спрашивает
236. Кто в сорок лет глуп, тот умным не станет
237. Кто голоден, тому и солод вкусен
238. Кто идёт впереди, тот подчиняет себе других
239. Кто лжет, тот и крадет
240. Кто оправдывается, тот уличает себя
241. Кто пьет, не знает о вреде вина, кто не пьет, не знает о его пользе
242. Кто родился под грохот канонады, тот не боится орудийных залпов
243. Кто сам не подчинялся, не может повелевать
244. Кто слишком умен, у того друзей не бывает
245. Кто терпелив, тот бедности не поддается
246. Кто торопится, тот мастером не станет
247. Кто три дня попрошайничал — никогда не отвыкнет
248. Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг
249. Куница хвастает, пока хорька нет
250. Купец купцу – враг
251. Купленное дешевле дареного
252. Легко найденное легко и теряется
253. Легко соблюдать этикет, когда сыт
254. Летел гусь в хвосте, да стал во главе
255. Лишняя вещь — лишняя забота
256. Лодкой пусть правит лодочник
257. Ложь — первый шаг к воровству
258. Лотос в болоте растет, а белый
259. Лошадь узнают в езде, человека — в общении
260. Лучше быть врагом хорошего человека, чем другом плохого
261. Лучше лепешка, чем цветок
262. Лучше пятьдесят сэн сейчас, чем сто – потом
263. Лучше разбиться драгоценным камнем, чем уцелеть черепицей
264. Лучший Бог тот, которому поклоняемся мы
265. Любовь и ненависть суть одно
266. Любовь молчаливого светлячка жарче любви трескучей цикады
267. Любовью сыт не будешь
268. Люди всюду на один лад
269. Люди, которые много говорят, мало знают
270. Людям кажусь верхом, сам себе – пешком
271. Людям свойственно преклоняться перед силой
272. Мастера на все руки не владеют ни одним искусством глубоко
273. Мастерство познается в сравнении с бездарностью
274. Металл проверяется на огне, человек — на вине
275. Мешок желания не имеет дна
276. Молодость дважды не бывает
277. Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует
278. Морские разбойники обвиняют горных разбойников в преступлениях
279. Мстит парню из Эдо, а бьет в Нагасаки деда
280. Мудрец радуется воде
281. На всякий котел найдется крышка
282. На голодный желудок и рис с чаем хорош
283. На каждый рот дверь не навесишь
284. На снег да ещё иней
285. На собаку, виляющую хвостом, рука не поднимается
286. На треснувший котел годится и латаная крышка
287. Навязанные отношения долго не продолжаются
288. Надев соломенный плащ, пожар не тушат
289. Надо уметь и говорить и слышать
290. Настоящий воин тот, у кого есть милосердие
291. Натянутый лук рано или поздно ослабнет
292. Начинай взбираться вверх снизу
293. Не будешь гнуться, не выпрямишься
294. Не бывает нужды у того, кто всё время трудится
295. Не важно звание, важно воспитание
296. Не ведающий – спокоен
297. Не все люди — злые черти
298. Не делай зла — не будешь в вечном страхе
299. Не доверяй человеку, хвалящему тебя
300. Не задерживай уходящего, не прогоняй пришедшего
301. Не знает даже первой буквы алфавита
302. Не молись, а трудись
303. Не посеянное семя не взойдет
304. Не презирай врага, если он кажется слабым; не бойся врага, если он кажется сильным
305. Не принимай решения, выслушав только одну сторону
306. Непьющий не знает, как вкусна вода с похмелья
307. Не страшно отступать, страшно не продолжить борьбу
308. Не суди о людях по наружности
309. Небо молчит, за него говорят люди
310. Нельзя стать старейшиной с самого начала
311. Необходимость — мать выдумки
312. Несчастья превратят тебя в драгоценный камень
313. Нет врага опаснее дурака
314. Нет детей, которые не похожи на родителей
315. Нет иллюзий — нет и разочарований
316. Нет места лучше дома
317. Нет света без тени
318. Нет такого трудного положения, из которого не было бы выхода
319. Неудача — основа удачи
320. Ни старый, ни молодой не знают, когда придет их час
321. Низы учатся у действующей власти
322. Никто не знает, что случится завтра
323. Никто не спотыкается, лежа в постели
324. Никто не чувствует собственного веса
325. Новое вино наливай в новые мехи
326. Ночного путника не задержит заход солнца
327. Нужда припрет — последние семена съешь
328. Нужен был — тигром сделали, нужда прошла — в мышь превратили
329. Нужен, как веер зимой
330. Нужен, как эфес кухонному ножу
331. О море спрашивай у моряков
332. О человеке после смерти судят вернее
333. Об обычаях не спорят
334. Обезьяна и с короной на голове – обезьяна
335. Обезьяна, и та с дерева падает
336. Обжегшись супом, дуешь на салат
337. Образование — это то, что остается после того, когда все забываешь
338. Огнем огня не погасишь
339. Огня избежал, да в воду попал
340. Огонь горит ярче перед тем, как погаснуть (агония)
341. Один Бог забыл — другой поможет
342. Один генерал добился успеха, а кости тысяч солдат гниют
343. Один гнилой персик испортит и сотню хороших
344. Одна собака тявкнет — за нею тысячи вой поднимут
345. Одна ласточка лета не делает
346. Одна нога больная — и вторая распухла
347. Одна победа мало стоит
348. Одна усталость за все труды досталась
349. Одним камнем убить двух птиц
350. Одно усилие — два успеха
351. Одной рукой круг, а другой квадрат сразу не начертишь
352. Одолжи навес — всего дома лишишься
353. Ожидание всегда долго
354. Океан не пренебрегает и малыми речками
355. Опавшая хризантема не вернется на куст
356. От блудницы не услышишь правды
357. От большого ума недалеко и до глупости
358. От былой силы пользы нет
359. От влюбленности лекарства не существует
360. От всего можно спастись, кроме смерти
361. От глупости нет лекарства
362. От слепой преданности недалеко до неверности
363. От тигра остается шкура, а от человека – имя
364. От яда ядом лечи
365. Отвечай добром на зло
366. Отличается как Луна от черепахи
367. Ошибаясь, не стыдись исправляться
368. Парикмахер сам себе прически не делает
369. Перо сильнее меча
370. Пировать приходят чужие, горевать – свои
371. Писатель писателя не признает
372. Плачут не тогда, когда детей нет, а тогда, когда они есть
373. Плевок обратно не вернешь
374. Плохой мастер винит инструменты
375. Плохой оратор многословен
376. Плохой хозяин растит сорняк, хороший — выращивает рис, умный — культивирует почву, дальновидный — воспитывает работника
377. По вещам узнают их хозяина
378. По выступающей свае бьют
379. По одному поступку судят о всех делах
380. По рассказам всегда лучше, чем на самом деле
381. По соседству с храмом живут черти
382. Победа достается тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник
383. Победа или поражение зависит от случая
384. Победив, затяни покрепче ремешки шлема
385. Повезет — так и конский навоз в мисо превратится
386. Подозрительность порождает призраки
387. Подумав — решайся, а решившись — не думай
388. Подъем и упадок — в порядке вещей
389. Пожар и драка занимательны не в своем доме
390. Поздним раскаянием сделанного не исправишь
391. Пока есть жизнь, живет и надежда
392. Пока жив не ценим, а умер – жалеем
393. Покорять одних с помощью других
394. Полюбится, так и любой красавцем покажется
395. Порой один миг дороже сокровища
396. После прилива всегда бывает отлив
397. Потерянное всегда кажется большим
398. Потребность в еде сильнее любви
399. Почитаемый храм узнаешь по воротам
400. Поэты, не выходя из дома, знают о красоте природы
401. Правдивые речи не красивы, красивые речи не правдивы
402. Праведникам сны не снятся
403. Празднество – после работы
404. Предмет и тень сочувствуют друг другу
405. Предсказатель своей судьбы не знает
406. Привычка становится характером
407. Придет время — и горькое в сладкое превратится (изменятся мнения)
408. Прилежания нового работника хватает на двадцать дней
409. Приходит время, и тутовый сад в море превращается
410. Причину и пластырь можно приклеить где угодно
411. Причины в отце, следствия в детях
412. Пришла беда — полагайся на себя
413. Пройдя пятьдесят шагов, не смейся над тем, кто прошел сто
414. Пролитую воду снова в ведро не соберешь
415. Против милосердия и меч бессилен
416. Против разумных доводов нет оружия
417. Проточная вода не портится
418. Прошлое — зеркало настоящего
419. Прошлое в прошлом, а настоящее сегодня
420. Прощай другим, но не прощай себе (меняйся к лучшему)
421. Пусть уже не хвалят, лишь бы не ругали
422. Работающей мельнице некогда замерзать
423. Разбушевавшийся воробей человека не боится
424. Разве могут ласточки и воробьи знать думы аиста?
425. Разгул губит человека
426. Раздоры в доме сеют бедность
427. Размахивая палкой, собаку не позовешь
428. Разница в один шаг превращается в расхождение в тысячу ри
429. Раннее вставание медяка не стоит
430. Раннее вставание трем добродетелям равно
431. Раны от меча заживают, раны от языка остаются
432. Распутство лишает и денег и сил
433. Растрепанные волосы у парикмахера (сапожник без сапог)
434. Растут, как побеги бамбука после дождя
435. Ребенок за спиной, а она его ищет
436. Ребенок, родившийся днем, похож на отца, родившийся ночью — на мать
437. Речи великих не для простых ушей
438. Речь Будды, а сердце змеи
439. Рисовал тигра, а получилась дворняжка
440. Рисовые лепешки на деревьях не растут
441. Родители любят детей больше, чем дети родителей
442. Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки – нищенствуют
443. Рождают тело, но не характер
444. Рот — причина и наших болезней, и наших несчастий
445. Рукавом, которого нет, не тряхнешь
446. Румяное яблочко само себя хвалит
447. С деньгами и в аду не пропадешь
448. С деньгами приходят заботы
449. С отошедшего корабля не сойдешь
450. С подчиненными груб, а перед начальством по земле стелется
451. С языка сорвется — по всему миру разнесется
452. Сакэ — первое из ста лекарств
453. Сам в тряпье, да сердце в парче
454. Сам себя не уважаешь — кто будет тебя уважать?
455. Своё поведение исправляют по поведению других
456. Свой своему поневоле брат
457. Сделай всё, что можешь, и только потом положись на судьбу
458. Сейчас модно — завтра негодно
459. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке (первое впечатление может быть обманчивым)
460. Сидя на пне зайца не поймаешь
461. Сильная привязанность может превратиться в сильную ненависть
462. Сильный во зле силен и в добрых делах
463. Сильный рычит, бессильный – визжит
464. Сильный сокол прячет когти
465. Сказать «ненавижу» — значит сказать «люблю»
466. Скромность — украшение мудрости
467. Следя за чужими манерами, исправляй свои
468. Слезла позолота, и остался деревянный Будда
469. Слепая змея ничего не боится
470. Слепому очки и фонарь ни к чему
471. Слишком много также плохо, как и слишком мало
472. Слова налогом не обложишь
473. Случается, что после пожара богатеют
474. Случившееся дважды может случиться и в третий раз
475. Смерть время не выбирает
476. Сначала человек пьет сакэ, потом сакэ пьет человека
477. Со старым человеком обращайся, как с отцом
478. Собирать щепотью, разбрасывать горстью (соизмеряй доход с расходом)
479. Сокол против воробьев, а против кошки – мышь (каждому свое)
480. Сомнения рождают истину
481. Состарившись, люди снова становятся детьми
482. Состариться нетрудно, а ума набраться нелегко
483. Сотряслась гулом гора, да одну мышь родила
484. Спешащий краб в свою нору не попадет
485. Споткнешься не о гору, а о муравейник
486. Справедливый к себе относится строго, к другим – снисходительно
487. Ссору шляпой не прикроешь
488. Старайся выиграть и на неудаче
489. Старинная пословица не обманет
490. Старые реки не пересыхают
491. Стодневная проповедь сводится на нет одним некрасивым поступком
492. Сточившийся меч годен только для кухни
493. Страдания человека со стороны не заметны
494. Страдающие одной и той же болезнью сочувствуют друг другу
495. Стрела на излете не может пробить даже тонкий шелк
496. Стремясь выправить ветви, не засуши корень
497. Схожее сходится
498. Счастье входит в веселые ворота
499. Счастье с несчастьем близко живут
500. Талантливые люди болезненны, а у красавиц несчастная судьба
501. Таланты не наследуют
502. Только бросившись в воду, можно выплыть на новое место
503. Три дочери – разорение
504. Трость нужна до того, как упал
505. Трудно сказать, что на душе у постоянно смеющегося человека
506. Тщеславию, как и сыпи, любой подвержен
507. У других всё кажется лучше
508. У других цветы красней
509. У кого веселый нрав, тот и сквозь железо пройдет
510. У кого на ноге рана, тот боится и колоса камыша
511. У наблюдающего со стороны — восемь глаз
512. У перца зернышки мелкие, да жгучие
513. Убегающий не выбирает дороги
514. Удобный случай легко использовать, легко и упустить
515. Уехавший человек с каждым днем становится более чужим
516. Укушенный змеей боится веревки
517. Улыбка никому не вредит
518. Умереть легко, жить трудно
519. Упущенная рыба кажется большой
520. Усердие — мать успеха
521. Успех рождает новый успех
522. Уступай дорогу дуракам и сумасшедшим
523. Уступив – выиграешь
524. Утонувшему звать лодку поздно
525. Утопающий хватается и за соломинку
526. Ученые рассуждают о книгах, мясник — о свиньях
527. Учиться — что толкать тележку в гору
528. Учиться никогда не поздно
529. Ущипни себя и узнаешь, больно ли другому
530. Фальшивый друг опаснее открытого врага
531. Хорош ли лук — зависит от натягивающей его руки
532. Хорошее и дурное в человеке зависит от окружения
533. Хорошее лекарство горько на вкус
534. Хорошее мясо не пахнет
535. Хорошему мастеру любой инструмент хорош
536. Хороший купец не выкладывает весь товар сразу
537. Хорошо поработал, хорошо отдохни
538. Хочешь узнать человека — узнай его друзей
539. Человек держится умом, как птица – крыльями
540. Человек и в пятьдесят лет всё еще мальчишка
541. Человек хорошо делает то, что любит
542. Человека проклянешь — сам в две ямы попадешь
543. Человеку всюду найдется зеленый холм, где оставить свой прах
544. Человеческое добро и зло понимаешь с помощью друзей
545. Чем заниматься поэзией, возделывай лучше рисовые поля
546. Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы
547. Чем самому ждать, лучше пусть тебя ждут
548. Чем тщательнее скрывают, тем скорее становится известно
549. Черный орех и за три года добела не ототрешь
550. Честность — лучшая политика
551. Чист источник — чист и ручей
552. Читать проповедь Будде (не учи ученого)
553. Что дорого, то добротно, что дешево, то гнило
554. Что лиц, что сердец — двух одинаковых не бывает
555. Что на уме, то и на лице
556. Что о том тужить, чего нельзя воротить?
557. Что от сердца идет, то до сердца доходит
558. Что страшно, то и любопытно
559. Что тигра в джунгли выпустить (как рыба в воде)
560. Чтобы бороться, нужны двое
561. Чтобы понять родительскую любовь, надо вырастить собственных детей
562. Чужие и погладят больнее, чем родители ударят
563. Чужое страдание можно терпеть хоть три года
564. Чтобы плыть, надо броситься в реку
565. Эгоист всегда недоволен
566. Этикет надо соблюдать даже в дружбе

Главное — не бить и не унижать ребенка. Это основное правило. А в остальном, все принципы воспитания делятся на периоды по возрасту наследника.

— До 5 лет. Ребенку ничего нельзя запрещать. Если делает что-то не то, отвлекайте. Если собирается залезть в розетку, делайте испуганное лицо и вскрикивайте. В этом возрасте у ребенка развивается любознательность и интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать логические цепочки. Например, если он разобьет дорогую вазу, ваши крики о том, что для покупки новой нужно много работать, а это тяжело… ребенок не воспримет. Будете за такие вещи наказывать — чадо поймет, что нужно подчиняться тем, кто сильнее. Он не поймет, что нельзя бить вазы.

Почему так: Если подавлять ребенка до 5 лет, вы подавите его интерес к жизни. Приучите подчиняться тем, кто сильнее.

— С 5 до 10 лет. Как говорят в Азии, в это время с ребенком нужно общаться «как с рабом». Ставить задачи и требовать выполнения. Наказывать за невыполнение (но не физически). В это время развивается интеллект, так что нужно побольше нагружать заданиями, учением. Родители должны научить свое чадо тому, что важно вызывать положительное к себе отношение у людей.

Почему так? Если вы будете продолжать общаться с чадом, как с царем, сюскать и во всем помогать, то ребенок вырастет несамостоятельным, не способным к труду.

— 10 — 15 лет. Общаться с ребенком, как с равным. Не на равных, а именно как с равным. Вы опытнее, вы больше знаете, но тем не менее советуетесь с наследником по важным вопросам. Вы даете свободу и хвалите за самостоятельность. Обсуждение, подсказки, советы — только так, и никаких запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления. Так что давить нельзя.

Почему так? Если вы будете общаться с ребенком, как с маленьким, он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда «научат хорошему».

— С 15 лет. Относиться с уважением. Воспитывать уже поздно.

Почему так? Ребенок после 15 уже взрослый. Не будете уважать, он вам этого не простит и уйдет.

КОММЕНТАРИИ РОДИТЕЛЕЙ:

Лариса: Откуда ребенок, который не знал слова нет до 5 лет, узнает его позже? Есть дельные мысли, конечно, но в целом странно.

Евгений: Одно дело не били и не унижали, это ок. А другое дело по схеме «бог-раб-друг».Не применимо для социально культурного окружения, где все общество не следует такому способу. В Индии да, в России ни в коем случае.

Елена: Не обязательно «бить» и «унижать»! Если строго высказать что-то о неправоте поступка, это же не глумление, а отчитывание, если шлепнуть по рукам (не бейсбольной же битой!) или по попе (не в торец же со всей дури), то это не побои….Вот, честно говоря, всегда меня бесила подмена этих понятий. Кстати, меня никогда не «били», ремнем там или чем. Но в подростковом возрасте я была иногда так крута и остроумна, что получала несколько раз от мамочки хороший подзатыльник. И благодарна ей за это. Хамство надо пресекать!

Ольга: Меня в детстве папа бил ремнем за плохие отметки. Все, что я делала в подростковом возрасте, я делала родителям назло. Мне говорили, что я нежеланный ребенок. Я не чувствовала, что меня любят. А сейчас я не могу сказать, что я люблю своих родителей. Я их не люблю.

Алексей: Папа регулярно доставал ремень, когда я хулиганил. Зато я не стал наркоманом, как многие мои друзья. И сейчас у нас с папой отличные отношения.

А вы как думаете? Разумны ли такие правила воспитания? Как воспитывали вас? И как вы воспитываете своих детей?

Развитие ребёнка. Царь, раб, враг, друг.

Развитие ребёнка. Царь, раб, враг, друг.
Что говорит психология о таком описании развития ребёнка?

— Разумеется, возрастных этапов развития ребёнка гораздо больше, но данная схема показывает главный смысл жизни и становления человека. Мы все проходим эти шаги: от привязанности к значимому взрослому, который покровительствует, опекает, — к автономии, когда мы отделяемся и в итоге становимся друзьями.

Как же определить эти этапы? И почему они именно такие?

— Первый этап, когда ребёнок – царь. Самый характерный возраст для этой стадии – от 0 до 1 года. Далее, до 5 лет, ребёнок продолжает быть в роли «царя», но это уже сочетается с его желанием автономии и с другими стадиями развития.
Почему можно назвать ребёнка царём? Есть немало исследований, что люди, которые в детстве получили достаточно любви от значимых взрослых, в жизни добились гораздо большего. В первый год жизни мы ухаживаем за ребёнком, кормим, одеваем, гуляем, максимально общаемся с ним. Через то, как мама общается с ребёнком, малыш познаёт, «какой мир и какой Я в этом мире». И хорошо, если возникает образ мира, который принимает, поддерживает, не отвергает и не осуждает. Далее — до пяти лет особенно – ребёнку нужна эта поддержка! Он напитывается любовью, вниманием, принятием со стороны взрослых на всю оставшуюся жизнь. И его интеллекутальное и психическое развитие протекает более успешно.
Отдавая свою любовь ребёнку, заботясь о нём, мы служим ему, как царю.
Вспомните себя. Гораздо легче обращать внимание на свои ошибки и совершенствоваться, когда изначально вы знаете про себя, что вы хороший. И очень трудно сохранять самообладание, если при каждой трудности вы вините себя и сомневаетесь в том, что вас любят и принимают таким какой есть.

Как нужно вести себя родителям, чтобы ребёнок успешно прошёл первый этап?

— В следующих беседах мы опишем каждую стадию развития ребёнка более подробно.
Некоторые рекомендации уже сейчас:
Во-первых, нужно помнить, что только счастливый родитель сделает счастливым своего ребёнка. Взрослым нужно прежде всего самим учиться принимать и любить себя, учиться «служить» себе, то есть заботиться о своем состоянии и своей реализации. Это послужит примером для ребёнка.
На групповых занятиях со взрослыми это одна из основных задач – восстановить контакт с самим собой, чтобы не терять себя в отношениях.
Во-вторых, посмотрите на своего ребёнка как на учителя. Обратите внимание, как он просыпается или радуется простым вещам. Попробуйте однажды проснуться как дитя, потягиваясь, делая десять минут то, что хочется, и после этого принимайтесь за дела. Понаблюдайте, как это простое действие может улучшить ваше состояние.

И, наконец, помните, что в первые годы жизни ребенок познаёт себя через ваше к нему внимание. «Если меня видят, значит, я есть». Выделите время в течение дня, которое вы посвятите только ребёнку, например, 20 минут, и поиграйте или поделайте с ним то, что он хочет. Для него это очень важный процесс, в котором он лучше понимает сам себя и обретает уверенность, что он нужен и интересен миру.
И не расстраивайтесь, если этот этап вы были не очень хорошим родителем. В следующем номере мы поговорим, как восполнить чувство любви и привязанности в отношениях.
Что происходит дальше? Каком образом ребёнок становится «рабом»?

— Рост ребёнка, конечно, происходит постепенно, и он не обретает новую роль неожиданно. Речь идёт о возрасте от 5 до 12-14 лет. Но уже, научившись ползать, ребёнок постепенно отдаляется от мамы, желая узнать что-то большее. Наступает стадия, когда малыш понимает, что мама – это другой человек, что у неё могут быть свои чувства и желания. Это помогает ему лучше ощутить самого себя, отдельного от других.
Ребёнок называется «рабом», потому что он всё больше встречается с запретами и ограничениями. Теперь он – не центр мира, а он – часть мира, в котором есть ещё другие люди.
На этом этапе ребёнок встречает «нельзя» и «надо», тем самым узнаёт, как можно безопасно и эффективно взаимодействовать с этим миром. Всё больше учится навыкам самообслуживания, самоорганизации.
Что можно посоветовать родителям ребёнка 5-13 лет – на этапе «раба»?
— Нужно отчётливо определить свои требования к ребёнку. Если он будет слышать слишком много беспорядочных запретов, то запутается в них и у него в голове не выстроится отчётливой и безопасной картины мира.
Лучше выбрать то, что вам важно отстоять и донести до ребёнка. А остальное он может познать сам.
— Ваши требования должны быть обоснованы. При чём, ребёнок 5-6 лет понимает, почему нужно мыть руки, убирать за собой вещи, через игру или сказку, а человек в 11 лет вполне может обсудить с вами тот или иной вопрос, выслушав ваши аргументы.
— Выполняйте сами то, чего вы требуете. Если вы учите одному, а делаете по-другому, ребёнок усвоит только ваши действия и, кроме того, научится не доверять вам.
Итак, человек растет. И что же дальше?
— Дальше наступает этап становления личности, утверждения своих ценностей, убеждений. Ребёнок не сразу становится другом. Сначала ему нужно пройти этап противостояния. Точнее было бы сказать, что наступает подростковый возраст и сначала растущий человек выглядит для родителей как враг, и, затем, утвердившись в своём мировоззрении, становится другом. Возраст – от 12-15 и старше.
Как общаться с подростком?
— Это трудный этап для любого родителя, так как ребёнок выходит из опеки, сопротивляется, отрицает ваш авторитет.
Но на самом деле подростку самому очень трудно. Ему больно, если вы отворачиваетесь от него, и одновременно он хочет вырваться на свободу. У него в душе и голове возникает путаница в чувствах и мыслях, и мы обязательно уделим внимание этому возрасту в наших следующих выпусках, чтобы лучше понять и себя, и ребёнка.
Что вы можете сделать сейчас?
Первое, вспомните себя в этом возрасте. Что вам хотелось больше всего на свете, с какими трудностями вы сталкивались. Это поможет вам немного больше понять вашего ребенка.
Второе, нужно быть родителем, способным выдерживать противостояние и делать это с любовью. Это очень трудная задача, которую мы решаем и на индивидуальных консультациях, и в групповых программах.
Что значат эти слова: вы способны выдержать то, что ребенок меняется и начинает смотреть на мир по-другому. В то же время, вы не теряете себя и выражаете свое личное мнение, оставляя выбор за ним. Он может выслушать вас, но имеет право сделать так, как считает нужным. Это зарождает ответственность за свой выбор, что является важным этапом взросления.
И только если вы выживаете на данном этапе, что с помощью психолога проходит значительно более грамотно, наступает момент, когда вы становитесь друзьями.
Ребенок-друг – это уже не совсем ребёнок. Это более ответственный растущий молодой человек или девушка, имеющий (ая) своё мнение, свои интересы. На данной стадии ваших отношений вы можете посоветоваться или попросить помощи друг у друга. Молодой человек становится более чутким, отзывчивым, в то же время может высказать своё отношение к чему-то. Взаимодействие становится взаимообогащающим. Вы больше времени посвящаете себе и своей жизни, а ваше чадо – движется по собственнму пути.
Каждый этап в жизни ребёнка важен и нужен. И, если у вас возникла растерянность или негодование, то, возможно, дело не в том, что ребёнок потерял свою «нормальность» или не в том, что вы плохой родитель, а, скорее всего, наступает следующий шаг в развитии ваших отношений, который требует изучения и нового подхода в воспитании.
Основные темы, на которые стоит обратить внимание родителям на разных этапах развития отношений:
— Способность к трепетному принятию себя и других
— Выстраивание здоровых психологических границ, в том числе умение говорить «нет»
— Отчётливый образ себя: «какой я, какие мои желания и ценности»
— Как договариваться в конфликтных ситуациях
— Как быть открытым в близости и не терять себя
Наталья Корнилова.
Статья для журнала «Гуру в Дзержинске»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх