Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Что надо системе образования?

Что бы я изменила в школе, если бы стала министром образования

Меня, кстати, саму раздражают люди, которые со своей частной позиции неуместно и неумело пытаются управлять глобальными процессами. Проще говоря, мне тоже кажется нелепым, когда кухарка пытается в процессе приготовления борща управлять государством. Да и к непрошенным советам я отношусь, мягко говоря, плохо.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Но то ли время сейчас такое, когда каждый пользователь соцсетей может представить себя успешным президентом хоть страны, хоть межгалактического альянса. То ли у нас в области в связи со сменой губернатора все кому не лень дают советы по управлению регионом и предлагают свои реформы во всех секторах экономики и социальной политики.

И я пишу этот пост не в том смысле, что плох тот солдат, что не мечтает возглавить армейский профсоюз. А в том смысле, что невозможно проработать в отрасли уж скоро пятнадцать лет и не сформировать собственный взгляд на обстановку.

Итак, если бы я стала министром образования

1. Я бы сократила научное содержание учебных предметов

Да, я бы не добавляла новые предметы. Я бы сократила старые. Начала бы с биологии. Я честно не понимаю, зачем ребёнку, а потом взрослому такой объём знаний о внутреннем строении и особенностях жизнедеятельности червей и моллюсков. Зачем знать, как протекает чередование поколений в цикле развития хвощей и чем там представлен их гаметофит? Туда же отправились бы нюансы строения клеток и процессов энергетического обмена в клетках. Да-да, я отменила бы изучение цикла Кребса в старших классах. Как без него? Так же, как и с ним. Ведь его всё равно забывают 90% учеников сразу, как только получат оценку.

Подобным образом, я уверена, можно и нужно сокращать содержание большинства учебных предметов. Освободившееся в учебном плане время я бы направила на освоение практических навыков по тем же самым предметам и соотнесение полученных знаний с реальной жизнью. Например, отменили уроки про устройство внутренних органов червей — освободили время на разговор об опасностях заражения гельминтами. Убрали урок о внутреннем строении бактериальной клетки — добавили время на изучение роли бактерий в природе и жизни человека. И так для каждого предмета.

Содержание — сократить. Решение практических задач, знания и навыки, обеспечивающие сохранение психологического и физического здоровья, — расширить.

Вторым ориентиром, кроме практической пользы школьных уроков, должно стать развитие интеллекта школьника

Развитие не памяти и умений воспроизводить изученное, а именно развитие творческой и изобретательской, интеллектуальной деятельности. Сократить число запоминаемых формул. Время, оставшееся после их удаления из программы, направить на выполнение творческих заданий с использованием изученного материала.

Сократить объём изучаемых литературных текстов. В освободившееся время учить качественно анализировать прочитанное. Я бы также сократила число дат и изучаемых событий, добавила анализ причинно-следственных связей и роли личности в истории. Аналогично с лексикой и грамматикой иностранного языка в пользу создания коммуникативных ситуаций «не по топику».

2. Я бы перестала пускать родителей в школу в неприёмное время

Потому что между неприёмным и неприемлемым совсем тонкая грань. Умом я понимаю, что подавляющее большинство родителей моих учеников — это тактичные, воспитанные и доброжелательные люди. Но настроение в течение дня формируют те несколько наглых и беспардонных, которые, не снимая верхней одежды и не адаптируя словарный запас, врываются в кабинет и в лучшем случае не дают нормально приготовиться к уроку, напоминая тебе о том, что именно ты им должна и в каком виде немедленная уплата долга их, может быть, устроит. От настроя и уравновешенности учителя очень сильно зависит эффективность и качество его работы с детьми.

Я бы объявила школу территорией, закрытой для родителей, за исключением приёмных часов. Как это происходит, например, в школах Великобритании

И я бы сделала это даже ценой установленного видеонаблюдения во всех учебных кабинетах. Насколько я знаю, есть школы, в которых такая практика внедрена. Все уроки и перемены записываются. У определенных должностных лиц есть доступ к этим записям. По запросу и решению администрации родитель имеет право с записью ознакомиться. Сама я готова под камерами работать. Давления в этом не вижу. За свои ошибки готова нести ответственность.

3. Я бы перестала жить прошлым

Да, советская система образования была хороша. Скорее даже не хороша, а эффективна для своего времени. Для решения задач своего времени. Времени, когда школьный учитель и школьный учебник были едва ли не единственным источником знаний. Когда требование соблюдать школьные правила транслировалось на уровне страны.

Я уверена, что в условиях современной полифонии, часто какофонии убеждений, мнений, устремлений и идеологий нормы советского образования неприменимы.

Я бы ориентировалась на успешные системы образования сегодняшнего дня. Конечно, не в полной мере, но в отдельных аспектах можно применять успешный опыт Сингапура, Южной Кореи, Финляндии.

Торжественно опускаю пункт про заработные платы. Потому что про это, я уверена, никто уже читать не станет. Уж больно всё очевидно.

И я из того, вроде бы, меньшинства, которое видит в ЕГЭ больше положительных моментов, чем отрицательных.

И если меня завтра на этот ответственный пост назначат, я на самом деле планирую свои идеи реализовать. Хотя нет, завтра я не могу, завтра у меня уроки. Или в таких случаях уроки отменяются?

Помечтаем: что бы я изменил в своей школе? Рассказывают подростки

От введения школьных шкафчиков до отмены учебы по субботам. «ПУ» попросил порассуждать петербургских школьников о том, каких изменений в школе им не хватает.

1. Алена Груздева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я бы уменьшила количество человек в классе. Идеальное количество 25, а не 30 как у нас в школе. Также, я была бы рада ввести программу «Студенты по обмену». Еще одна хорошая идея – это ввести меню для вегетарианцев и диетическое меню»

2. Маргарита Титова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я очень хочу нам в школу пушистого охранника – собаку. Она смогла бы поднимать настроение ученикам. Еще одна идея, в которой меня поддержат многие – снижение цен на булочки в буфете.

Я хочу изучать французский язык, поэтому я нашла бы учителя по французскому для школы. Так как физкультура – один из моих любимых предметов, то я продлила бы уроки физкультуры и разрешила ученикам принимать там душ. Очень сложно изучать технические науки, поэтому я сделала бы распределение на гуманитарные и технические классы. Для атмосферы включала бы музыку на переменах. Отпускала бы всех учеников после каждого праздника, не только после 23 февраля и 8 марта. Во всех американских сериалах про подростков в школе есть газета, я хотела воплотить бы эту идею в нашей школе. Объявляла бы всю важную информацию через громкоговоритель, ведь так намного удобнее»

3. Маргарита Коробкина, Академическая Гимназия №56 Петроградского района

«В своей школе я бы отменила учебу по субботам, так как во многих школах нашего города дети учатся пять дней. Также я сократила бы количество непрофильных предметов, так как они не так важны для меня. Было бы неплохо убрать из расписания предметы, такие как музыка. Я хотела бы в школу шкафчики, чтобы не носить тяжелые учебники. В нашей школе слишком строго относятся к внешнему виду учеников, поэтому я облегчила бы нормы школьной формы.

Еще одна проблемы в школе – запрет на исправление оценок. Стоит ввести электронный дневник, так как мы не всегда знаем свои текущие оценки. У нас в столовой слишком сильно завышены цены на питание, я бы сделала цены более низкими. Иногда ученики забывают дома книги, поэтому я разрешила бы приносить на литературу электронные книги, ведь ко всему они намного удобнее. Чтобы не перегружать учеников я не ставила бы на каждый урок самостоятельные работы»

4. Мария Филимонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я разрешила бы приходить в школу утром позже, например в 9 часов, а не в 8, как мы приходим каждый день. Добавила бы в кабинеты химии и физики оборудование для опытов. Установила бы удобные диваны в вестибюль и в рекреации. Начала бы более лояльно относиться к внешнему виду учеников, таким способом давая им на самовыразиться»

5. Мария Трифонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Необъективное и порой субъективное оценивание учащихся. Я бы исключила такой подход учителей к своим задачам. Это некомпетентность. Изучение предмета только на теории, практически без практики. Такие предметы как биология, химия, физика и т.п. состоят из экспериментов и опытов. Лишение возможности познакомить детей с этой увлекательной стороной предмета является большим упущением. Представление учителей о своем предмете. К сожалению, практически каждый педагог считает свой предмет центром всей системы образования. Это влияет на требования учителя к ученикам в крайне негативном ключе.»

6. Виталия Тюленева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я снизила бы цены в столовой, ведь они ужасно поднялись в сравнении с другими годами. Сделала бы ремонт в некоторых кабинетах. Следила бы за тем, чтобы в туалете всегда было мыло, бумажные полотенца и туалетная бумага. Усовершенствовала оборудование (планшеты, интерактивные доски). Сделала бы первый урок в 10 утра.»

7. Даниил Верик, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Хотелось бы более молодых учителей, чтоб было проще находить общий язык. Также, было бы неплохо обновить ремонт. Некоторые учителя на уроке немного отходят от своего предмета, им стоит объяснять больше материала, который связан с их предметом»

8. Ольга Скулябина, гимназия №42 Приморского района

«Я считаю, что стоит сделать разделение между начальной и старшей школой. Порой дети бегают в хаотичном порядке и сбивают меня с ног. Меня ужасно раздражает, когда девочки проводят свое время в уборной просто так, поэтому я бы запретила им находиться там без надобности. Во время дежурства, которое проходит 40 минут (2 перемены по 20 минут) я бы предоставила дежурным стулья, ведь ноги ужасно устают»

9. Анастасия Лифинцева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

» Я сделала бы рацион разнообразнее, добавила больше правильного питания (салаты, рис непереваренный, крупы, отварную курицу). Провела бы косметический ремонт в самой школе и на футбольном поле, потому что с годами школа потерял свой лоск. Неплохо было бы еще 9-11 классы раз в две недели возить в разные вузы и кафедры»

10. Эллина Петрова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Уменьшить нагрузку, связанную с концертами и праздниками – это первое, что я хочу изменить, так как у нас ЕГЭ и нам нужно уделять все свое время подготовке к экзамену. Единственное, что мне нравится — концерт «We will rock you». На подготовку к нему я готова выделить время, ведь это очень красочное и интересное событие нашей школы»

11. Александра Землякова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я не совсем согласна с нашей школьной программой, поэтому ее стоит изменить. Также, я бы ввела информатику с пятого класса. Этот предмет пригодиться всем нам в будущем. В нашей школе не совсем равномерно рассчитаны часы обучения. Например, химии и физики на неделе целых три часа. По моему мнению, можно уделить хотя бы еще один час географии»

Что ждет российское образование в ближайшем будущем: 9 нововведений от Минпросвещения

Минпросвещения во главе с Ольгой Васильевой подготовило для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года, а принять — уже в этом августе. Какие же изменения ждут систему образования в России в предстоящие шесть лет?

1. В школах введут новые образовательные программы и избавятся от третьей смены

Первый проект в рамках реализации нацпроекта «Образование» называется «Современная школа». Его основная цель — вывести Россию на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире. Российские школы действительно обещают стать более современными — здесь обновят образовательные программы и приведут систему оценки качества к международным стандартам. Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.

2. Школы будут цифровыми

Еще одна задача — реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Он предполагает создание в школах страны полностью безопасной цифровой образовательной среды. Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечат доступом в интернет, на уроках будут применяться технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат. Ранее ИА «В городе N» рассказывало, что в рамках данного проекта в школах также может появиться система распознавания лиц.

3. В школах будут ориентироваться на успех каждого ребенка

Известно, что реализация проекта «Успех каждого ребенка» должна привести к тому, что школа будет воспитывать «гармонично развитых и социально ответственных личностей». В частности, в школах разработают образовательные программы по индивидуальным планам, а Минпросвещения займется созданием новых оплотов допобразования. Также по всей стране будут строиться центры поддержки талантливых детей.

4. Вести уроки будут «учителя будущего»

«Учитель будущего» — именно так называется еще один федеральный нацпроект, который необходимо реализовать до 2024 года. По всей стране будет введена система аттестации школьных директоров и психологов, а для педагогов будет разработана система карьерного роста — кстати, с учетом индивидуальных достижений каждого работника образовательных организаций.

5. Техникумы и колледжи будут готовить «молодых профессионалов»

Федпроект «Молодые профессионалы» разработан специально для модернизации системы профессионального образования. В планах министерства — проведение чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Казани и Европейский чемпионат по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге. Помимо этого, в России будет создана целая сеть центров опережающей профподготовки. По мнению чиновников, это должно помочь студентам колледжей и техникумов в подготовке к демонстрационным экзаменам, которые станут обязательными для половины учреждений профессионального образования уже в 2024 году.

6. Российские вузы смогут конкурировать с западными

В целях повышения конкурентоспособности российских вузов в профильных министерствах разработали специальный федеральный проект. Он предполагает, например, привлечение в высшие школы России большего количества иностранных студентов. Чиновники уверяют, что данный проект соотносится с другими, не менее важными — «Экспорт российского образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

7. Родители тоже станут более современными

Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры помощи родителям.

8. Взрослым будет проще заниматься самообразованием

Ответственность за успех проекта «Новые возможности для каждого» возложена на министерство науки и высшего образования. В соответствии с ним будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами и программами. А еще ведомство планирует проводить мероприятия, которые должны будут мотивировать россиян к самообразованию. Какие именно мероприятия заставят взрослое население страны вернуться к учебе, пока неизвестно.

9. В России будет развиваться волонтерство

Через шесть лет по всей стране заработают центры поддержки добровольчества. Открываться такие центры будут на базе школ, колледжей, вузов, НКО и госучреждений. Также в планах у Росмолодежи (а именно она займется реализацией проекта «Социальная активность») разработка специальной платформы для поиска и обучения волонтеров.

Ранее сообщалось, что низкие зарплаты и высокая загрузка привела к дефициту педагогов в 48% школ.

По материалам mel.fm.


Пресс-конференция министра образования РФ раскрыла самые ближайшие планы Министерства по изменению системы образования в России. Некоторые из них коснутся российских детей и подростков уже через 3 недели.
1. Ольга Васильева сообщила, что завершена подготовка новых федеральных государственных стандартов образования, по которым теперь будут учиться школьники.
От предыдущих стандартов их отличает то, что в них прописано конкретное содержание, что именно должен знать ребенок по каждому предмету в начальной и средней школе с первого по девятый класс. К октябрю 2017 года будут завершены ФГОСы и для старших классов — 10 и 11.
2. В школы победоносно возвращается астрономия, которой в 10 и 11 классах будет уделено не менее 35 часов в год, то есть в среднем уроки будут проводиться 2 раза в неделю.
3. Будет изменена также система подбора и экспертизы учебников для школы. Сегодня в стране 1470 учебников. По поручению Президента Министерство образования РФ в августе представит очень четкую новую систему отбора учебников. По каждому предмету будет 2-3 линейки: базовые и углубленные.
4. Меняется и система управления школами: они выходят из-под муниципального подчинения и переходят под региональную власть. Именно региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы.
5. В этом году, сообщила Ольга Васильева, будет введено 55 тысяч новых мест в школах, из них 37 процентов — это места в сельских школах. Всего в год именно на строительство школ из госбюджета выделяется 25 млрд рублей.
6. Этой осенью начнется программа аттестации и повышения квалификации педагогов — после проведения предметного теста для учителей по русскому и математике. На основе тестирования будет построена дальнейшая профессиональная траектория для педагогов с учетом пробелов.
7. С 2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников — с 2022-го.
8. В 9-м классе также появится устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м. В пилотных регионах в 2018 году уже проведут «устный русский».
9. С 2020 года для 9-классников с 2020 года станет обязательным экзамен по иностранному языку, а для 11-классников — с 2022-го. Кроме того, планируется, что с 2020 года вся страна обязательно будет сдавать историю.
10. Министерство рассматривает возможность факультативного обучения школьников предпринимательской деятельности.
11. В каждой школе, что очень важно, в ближайшие годы планируется ввести пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.
12. ЕГЭ отменяться не будет, подчеркнула Ольга Васильева, потому что это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. Министр призвала сравнить статистику: в ВУЗах столицы сейчас учится примерно 65 процентов студентов из регионов, и 35 — это москвичи. До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной.
13. С нового учебного года тысяча колледжей в 73 регионах России начнет готовить студентов по новым стандартам среднего профессионального образования WorldSkills. Это 50 топовых профессий, связанных с самыми передовыми технологиями. Эти профессии требуют знаний по работе с новым оборудованием, с технической документацией, требуют высокого знания английского языка.
14. Будет также расширяться программа дуального профессионального обучения, в рамках которого студент половину времени учится в стенах учебного заведения, а вторую половину проводит непосредственно на профильном производстве.
15. С 1 сентября будут индексированы стипенции студентов ВУЗов — на 5,9 процента.
16. Разработан законопроект, регламентирующий права ВУЗаа, студента и работодателя, отправляющего студента учиться. Этот закон позволит предоставить социальные гарантии выпускникам, которые обучаются целевым образом — от производства, куда после обучения идут работать минимум на три года.
17. Кроме существующих 11 ВУЗа, будут выбраны еще 22 опорных ВУЗа страны. Им будет предоставлено дополнительное финансирование с целью повышения международного статуса и престижа наших ВУЗов.
18. В планах Минобрнауки — привлечь в три раза больше иностранных студентов в наши ВУЗы, чем сейчас, чтобы к 2025 году там училось уже около 700 тысяч иностранных студентов. Это даст около 373 млрд рублей дополнительных доходов.
19. Проект «Современная цифровая образовательная среда» — это также новшество для высших учебных заведений. Он-лайн образование позволяет сделать процесс обучения более гибким. Его суть в том, чтобы университеты могли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты.
По расчетам, к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн человек. В ближайшие 2-3 года они охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. Но это не значит, что все будут учиться только по Интернету.
20. Для педагогов разрабатывается проект «Российская электронная школа» которая станет мощнейшим подспорьем для педагогов, — говорит Ольга Васильева. — Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам. Плюс — виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли.
Эта система сейчас отрабатывается на базе московской электронной школы.
По материалам «Российской газеты»

Само понятие «образовательная реформа» (франц. reforme, от лат. reformo — «преобразовываю», «изменяю») достаточно емкое и многообещающее, но вместе с тем имеющее в рамках нашей страны ярко негативный оттенок. Изменения в сфере просвещения населения в Российском государстве никогда не были доведены до своего логического завершения, что вызывает недоверие, скепсис и к современным преобразованиям. Петр I, увлекшись Западом, совершенно не учитывал национальные аспекты. Его реформы, безусловно, заложили основу российского образования, но современниками в должной мере оценены не были, что в результате не позволило построить систему высшей школы. Потомки великого реформатора также предпринимали попытки формирования образовательной среды, но бессистемность и хаотичность в их действиях позволили выделить лишь яркие моменты, но никак не органическую структуру. И создание первого университета в России, и прекрасное, многообещающее, с либеральным оттенком начало реформ Александра I имели регрессивное и консервативное окончание. Советская власть, достигнув серьезных успехов в деле всеобщего обучения, также не избежала противоречий, закрепив их постановлением «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году, перечеркнув все достижения ученых молодой республики. Выстраиваемая в 60-70-х годах система обучения советского общества не учитывала международной интеграции, что привело к изоляции отечественного образования в начале 90-х годов. Приведенные примеры показывают, что четкого понимания тенденции развития отечественной педагогики не было, а ее достижения всегда инициировали отдельные личности. Вместе с тем одна из древнейших западных систем образования — английская, славившаяся с XIII века созданием первых университетов в Европе, актуальна, престижна и на сегодняшний день.

В чем же причина того, что в России реформы образования проводятся каждым правителем, а образовательная система в Европе кардинальных изменений не претерпевала со Средневековья? На мой взгляд, все предыдущие реформы в России не были четко структурированы и интегрированы в социально-политические аспекты Российского государства. «Штормирование» от ярко западной направленности (реформы Петра) до аутентичности одного государства (советское общество) привело к парадоксальному явлению -образование в России вроде бы хорошее, но никому не нужное.

Современная Россия, безусловно, сделала колоссальный шаг вперед. В связи с интеграцией в мировое сообщество реформы образования (возможно, даже впервые) соответствуют времени. Вместе с тем мы начинаем опять терять национальный колорит, стараясь следовать зафиксированным положениям в международных хартиях и договорах, что, естественно, вызывает резкую критику большей части населения.

С этой точки зрения относительно изменений современного образования представляется более логичным понятие «модернизация» (франц. modernisation, от moderne — «новейший», «современный») — изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами без потери национальных достижений в области просвещения. То есть не изменять (реформировать), а модернизировать (делать новым, соответствующим времени). Для этого необходимо сконцентрироваться на таких аспектах, как основные задачи современного образования:

• воспитание свободной личности;

• формирование широкого кругозора, но узкой специализации;

• предоставление больших возможностей для интеграции в мировое сообщество;

• раскрытие уникальности каждого участника педагогического процесса.

Модернизация московской системы образования должна идти по пути ориентации на эти задачи. Скажем, свобода личности в школе реализуется на уровне свободы выбора — выбора образовательного учреждения, его концепции, уровня, средств и методов обучения, а также преподавательского состава, но этого явно мало, это, так сказать, внешний глянец. Настоящий выбор возможен лишь в условиях формирования свободной личности. Молодые люди должны быть готовы к умению принимать решения, а без высокого уровня ответственности и организованности это невозможно. Следовательно, школа должна готовить к этой свободе, чтобы та не становилась тяжелой ношей для личности, тем более негативный опыт у русского народа есть — отмена крепостного права. Ее итог точно передают известные слова Н.А.Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»: «…одним концом по барину, другим по мужику!..» Свобода есть, но что с ней делать, никто не знает.

Кроме того, уже в школе ученики сталкиваются с одним из главных выборов в своей жизни: выбором будущей профессии. Новая образовательная программа отличается от существующей тем, что учащиеся вначале определяются с профессией, а на основе этого выбирают необходимые им предметы. То есть уже после окончания девятого класса ученик должен четко представлять, знания каких наук ему понадобятся в дальнейшем. Следовательно, одна из главных задач современной школы — подготовить школьников к этому серьезному выбору. Для этого учителям-предметникам необходимо расширить систему элективных курсов на различных этапах обучения, а психологическим службам школ усилить профориентационную работу.

Свободу выбора преподавателей обеспечивает возможность самостоятельного подхода к формам и методам обучения. Это позволяет учителю ориентироваться на лучшие отечественные и зарубежные педагогические школы, учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, а также формат учебного заведения, корректировать глубину подачи материала. Использование различных современных методов и средств обучения позволяет не только давать глубокие и прочные общие знания, но и расширять кругозор учащихся. Например, на своих уроках в качестве домашнего задания после изученной темы я предлагаю ученикам выполнить презентацию, доклад, небольшой проект и раскрыть, таким образом, ту проблему, которая их больше всего заинтересовала. Такие задания позволяют школьникам выйти за рамки отдельной темы, устанавливать межпредметные связи, раскрывать практическую значимость изучаемого объекта, а также осваивать современные средства коммуникации, так широко популярные сегодня во всем мире. Таким образом, ребенок уже в школе вписывается в стандарт международного общения. Современные изменения в системе образования направлены на решение этой задачи: улучшается оснащение школ интерактивными средствами обучения, пишут новые программы, позволяющие учителю наиболее полно использовать на уроках эти средства, организуют курсы повышения компьютерной грамотности учителей, вводят новые образовательные стандарты (так, ученики, окончившие четвертый класс, должны соответствовать определенному уровню владения компьютерными технологиями). Такая система организации работы школы позволит раскрыть потенциал и уникальность каждого ученика, даст возможность для самовыражения и проявления творческого начала всех участников педагогического процесса. Однако стремление соответствовать международным нормам образования накладывает определенные ограничения на развитие творческих возможностей школьников. Например, неоднозначная система ЕГЭ, с одной стороны, обеспечивающая объективность оценки полученных знаний, с другой — не позволяющая определить, где работает память ученика, а где умение применять полученные знания. Для этого необходимо продумать, как компенсировать отсутствие возможности оценки творческих способностей ученика, его способность размышлять, выстраивать логические связи с целью предотвращения превращения обучения в процесс натаскивания на тесты. Найти баланс сможет только квалифицированный, хорошо подготовленный и социально защищенный учитель. Для этого необходима система повышения профессионального мастерства учителя (возможно, требующая модернизации), обеспечение его современными информационными технологиями и оборудованием, а также достойное материальное обеспечение, превращающее профессию учителя из дотационной в инвестиционную.

Молодой учитель ждет от российской реформы образования и, в частности, от московской истинную модернизацию, заключающуюся в осознании человека будущего в России, в наличии передового, технически оснащенного образовательного процесса, а также в формировании высокого статуса профессии учителя в обществе. Все это позволит сформировать интегрированную в мировое сообщество, качественную и престижную систему образования Российской Федерации.

Что стоит изменить в системе школьного образования?

То, о чем я буду писать, пока находится в области фантазий. На сегодняшний момент реализовать эти идеи нет возможности. Но когда есть идеи и их сторонники, прогресс движется в их сторону, и однажды это станет возможным…

Итак, первое — время, проводимое в школе. Даже у взрослых в большинстве случаев график 5-2. Однако же дети наши, начиная со 2 класса, трудятся 6 дней в неделю — а в оставшийся выходной готовятся к следующей неделе. В итоге колоссальное психическое напряжение сказывается на всем — зрение, осанка, тонус сосудов (а оттуда проблемы с давлением) — а все потому, что дети банально не успевают отдыхать.

Количество учебных часов велико, и многое поставлено именно на заучивание материала, хотя по всем стандартам ФГОС ведущей целью образования должны стать не столько готовые знания, сколько умение их добывать и быстро мыслить, ориентируясь в реалиях очень быстро меняющегося мира. Хорошо бы, чтобы именно на этом и был сделан акцент.

Далее, это ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Стандартизированная система тестов, несомненно, удобна для поступления в высшие профессиональные учебные заведения. Однако в отношении полезности знаний, ориентированных на эти экзамены, можно поспорить. Дети не знают, для чего, кроме поступления, им эта информация — практико-ориентированности нет и в помине.

Далее, в нашей стране (да и в большинстве стран мира) сделан упор на такие дисциплины, как математика (позволю себе вольность объединить в одну группу алгебру, геометрию и физику), немного гуманитарные (языки) и естественно-научные дисциплины (биология, химия). К предметам вроде физкультуры, рисования или музыки очень пренебрежительное отношение. Этих часов мало, а их приоритет всегда низкий. И это, на мой взгляд, фатальная ошибка.

Есть люди — математики. И есть прирожденные спортсмены. А есть художники и танцоры. И все они достойны быть признанными в своей профессии.

Представьте на минутку начальные классы, в которых предметам математики, языков, окружающему миру, танцам и театру, музыке, физкультуре, рисованию, трудам отводилось бы одинаковое время.

Небольшое лирическое отступление. Джиллиан Линн, постановщик всемирно известного мюзикла «Кошки», очень плохо успевала по всем предметам. Она была очень подвижной, без конца вертелась. Сегодня ей бы поставили диагноз «синдром дефицита внимания» — тогда же просто считали неспособной к обучению. Ее хотели отчислять из школы и привели на диагностику к психотерапевту. Понаблюдав за ней немного, терапевт предложил маме девочки выйти, а сам включил музыку, оставив девочку в комнате одну. Та сразу начала танцевать. «Ваша дочь не больна. Она танцовщица. Отдайте ее в балетную школу» — сказал специалист. И получили гениальную личность. А могли закрыть на домашнем обучении…

Важно дать возможность каждому ребенку развиваться в соответствии с его природными талантами, предоставляя для этого в равной мере и равном значении (то есть равном уважении к дисциплинам со стороны самих педагогов) все направления развития.

В начальной школе ребенок определяется со своими предпочтениями (учитывается и мнение педагогов), и с 5 класса идет специализация — то есть все предметы, кроме ведущих, проводятся по 1-2 часа в неделю, а основной своей дисциплиной дети занимаются ежедневно.

При таком подходе ребенок с художественными способностями по окончании школы поступал бы в колледж искусств или архитектурный техникум с развитыми навыками рисования, на физмат — с любовью к физике, а не потому, что это наименее противный предмет, а физкультура не ценится.

Далее, считаю важным вернуть ставку (и не одну) психолога в школу, но поменять основное направление его деятельности. С диагностики сместить акцент на профилактику для всех учащихся. Вводить занятия по игропрактике.

Игра — не только способ обучения, но и великолепная форма снятия нервно-психического напряжения, а также повышения социальной адаптивности и сплочения детского коллектива. Если хотя бы 1-2 раза в неделю дети будут играть вместе под кураторством психолога, это станет профилактикой всех форм дезадаптивного поведения. К тому же, ребенку гораздо проще подойти за советом к знакомому доброму психологу, чем к тому, кого ты видишь 2-3 раза в год на диагностике.

Пусть пока в современных реалиях это невозможно, но очень хотелось бы ограничить число учащихся на одного педагога — максимум 25, лучше 20. Тогда будет шанс реализовать принцип индивидуального подхода. Когда детей в классе 30, а порой и 35, это физически невозможно.

Еще одно наблюдение касается роли и статуса педагога. Проведу сравнение с Германией. У нас педагог имеет очень жесткие рамки внешнего вида и поведения. В «забугорье» эти рамки гораздо мягче. Педагог может придти в джинсах и повисеть с ребятами на турнике, травя анекдоты, даже если она ведет не физкультуру, а английский язык и подтягивается всего полтора раза.

Не это определяет уважение детей к педагогу. А его доброе отношение, большой багаж знаний, честность и открытость, умение завлечь, влюбить в свой предмет. Для немецких педагогов допустимо поиграть с детьми на перемене, даже если дети в шестом классе. И хвалят детей не только за результаты, но и за старания. Кстати, мужчин-педагогов там почти столько же, сколько и женщин, а зарплата одна из самых высоких по стране. Но и отбор жесткий…

Я год назад была на отчетном концерте музыкальной школы в Германии. Начали на полчаса позже (и где была хвалена немецкая пунктуальность?), а до того конферансье просто тянул время. Дети вышли неровным строем, и педагог их долго расставлял на сцене. В одном месте мальчик-скрипач сфальшивил и растерялся, потом остановился вовсе. Весь зал поддержал аплодисментами, выступление начали сначала. Сыграли не идеально — даже мне, не профессионалу, были слышны фальшивые ноты.

Удивительно было то, что и педагог, и дети, и публика лучились счастьем. Знали ли они, что сыграли не очень? Конечно, знали. Но не это было главным. Они трудились целый год, выучили новые композиции, смогли выйти на сцену и не побояться толпы, это все было их личным ростом — и каждый это понимал, как на сцене, так и в зале.

Не так все происходит у нас… Нервный педагог, вышколенные, но задерганные дети. Идеально или почти идеально сыгранный концерт — и слезы страха, что за ошибку осудят.

Конечно, это пример из сферы дополнительного образования — но примерно то же происходит и в общеобразовательных школах. Акцент на ошибках, стремление стать идеальным не из жажды достижений, познаний, развития, а из страха осуждения. Я, конечно, утрирую немного — есть у нас великолепные педагоги, умеющие расположить к себе детей, поставить увлекательный образовательный процесс, мотивировать трудиться не за страх, а за совесть — но их меньшинство. И делают они это не благодаря, а вопреки школьной системе образования.

Итак, что хотелось бы изменить в системе школьного образования?

Сделать пятидневку. Уменьшить количество домашних заданий. В равной мере (особенно в начальных классах) развивать гуманитарные, творческие и естественные науки. Обязательно ввести подвижные игры. Раздвигать рамки дозволенного для педагога. Создавать простор для творчества, самостоятельной деятельности. Поддерживать в каждом ребенке жажду познания. Позволять иметь свое мнение — и обсуждать (а не осуждать или запрещать) это мнение, споря на равных.

Когда? Хотелось бы безотлагательно, но даже если взяться за разработку такой системы, реализовать ее в самых радужных перспективах удастся не раньше, чем через 5 лет. Но браться за это надо немедленно. Чем раньше, тем лучше, ведь на кону психическое и физическое здоровье детей, их успешность и, наконец, просто — счастье…

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх