Dr. Born

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри © Зигмунд Фрейд

Авторитет классного руководителя

Пошаговая инструкция от бывшего учителя о том, как завоевать авторитет учеников и при этом не потерять уважение коллег.

Многие из нас, педагогов, неоднократно, задавались вопросом о том, а как же все-таки завоевать доверие своих учеников? Как сделать так, чтобы им было интересно на уроках? Как, не отклоняясь от программы и календарного плана, проводить захватывающие уроки и повышать успеваемость учеников.
Я, работая с детьми различного возраста в детском лагере, в школе и техникуме, пришла к определенным выводам, которыми и хочу с вами поделиться в этой статье.
1. Завоюйте доверие. Если ребенок не доверяет родителям, завоевать его доверие любому взрослому будет очень сложно. Но если это произойдет – вы друзья навек! Только к предательству (такому же трепетному отношению к другому ребенку), он отнесется так, что даст почувствовать «радость жизни» не только вам, но и детям, которые тоже получали долю вашей любви.
Будьте осторожны, и у вас все получится! Для начала, узнайте чем интересуются ученики вашего класса, – в какие компьютерные игры играют, что читают, какие фильмы-мультфильмы предпочитают. Скорее всего – это будет что-то общее для большинства, характерное также и для многих детей их возраста – новинки киноиндустрии, рекламная продукция, игрушки.
Если у ребят общее – компьютерная игра – найдите ее аналог в настольных играх, или поищите кино – соберите всех любителей и почитателей и поиграйте вместе, посмотрите новую серию, обсудите результаты взаимодействия. Когда учитель в теме – учитель авторитет.
Подумайте, каким образом общие интересы одноклассников могут стать объединяющими для них и для вас. Ориентируйтесь на возраст и способы принятия информации. Рисуйте, играйте в ролевые игры, делайте аквагримм, разбивайтесь на команды и выполняйте супер-геройские миссии, создавайте модели костюмов/доспехов для героев, слушайте вместе любимую детьми музыку, обсуждайте творчество их кумиров. Гугл всегда готов в этом помочь.

2. Говорите как со взрослыми. Не используйте уменьшиетльно-ласкательные слова – мы все взрослые люди. Если мы будем общаться как взрослые, независимо от возраста, ответственность на нас за наши поступки будет такая же, как и на взрослых, независимо от нашего возраста.
Когда наступит момент делать замечания – это будет звучать тем же голосом и таким же тоном, как и поощрение или так же, как вы хвалили детей. Такие вещи воспринимаются без агрессии, их легче услышать, сделать вывод о причинах происшедшего и принять решение о том, как лучше решить возникшую задачу.
К вам будут серьезно и с уважением относиться родители: вы эксперт во взращивании благодарных и внимательных детей, вы специалист в воспитании умных и толерантных учеников, и главное, вы не претендуете на родительский авторитет (Помните, пресловутое «Будешь свои фокусы родителям показывать, они знают, как с такими справляться» или «Забудьте все, о чем вам говорили за стенами школы»).
3. Станьте «своим» среди коллег. С вашими коллегами работает такое же правило, как и с учениками. Хотите подружиться – найдите общие интересы. Ну, если уж вы такой особенный и со всего штата педколлектива у вас не совпадают ни с кем интересы – то тут выбор невелик – либо заводить новый, либо «продавать свои».
Что значит «продавать свои интересы»? Ни в коем случае речь сейчас не идет о каких-то финансовых операциях и средствах манипуляции. Нет. Просто пришло то самое время, когда нужно «вкусно» познакомить коллег со своим хобби. Организуйте встречу-презентацию увлечений сотрудников, пусть каждый расскажет о себе что-то. Конечно же, учитывая загрузку педагогов, страшно подумать о том, когда это можно организовать. Но, убедить их в участии можно, рассказав о том, что вы хотите поэкспериментировать с новым способом взаимодействия детей. И, если этот способ оправдает ожидания – вы с радостью поделитесь наработками.
Можно в результате таких встреч даже провести викторину среди учащихся школы – объединить их в разновозрастные команды и предложить поугадывать интересы и увлечения их педагогов и классных руководителей. Поверьте, найти что-то общее между собой и кем-то из учителей – очень большая гордость для учеников.
4. Держите стиль. Выберите свой, особенный стиль одежды (наличия аксессуаров, макияжа и т.д.), который подчеркнет вашу индивидуальность, но не выйдет за рамки дресс-кода, если таковой имеется. Будьте посмелее – носите шляпки, кепки, шейные платки, бабочки.
Будьте разнообразны – не зацикливайтесь на одежде одного стиля, смело делайте миксы.
Будьте модным – посмотрите, что нынче пользуется популярностью в интернет-магазинах одежды, фотографиями в какой одежде пестрят информационные статьи о звездах, просмотрите женские и мужские паблики в социальных сетях. Ваши ученики тоже их читают. Позвольте себе одеваться так, как хотят вас видеть ваши подопечные: для младших станьте сказочной феей или отважным супергероем (если не можете одевать элементы костюмов – заведите себе волшебную палочку, детскую цветочную сумочку или, на худой конец, цветочные браслетики, для мужчины можно носить супер-часы, заметные своим дизайном как необычные и имеющие супер-возможности, или интересные очки). Для старших – будьте в тренде – насыщайте гардероб одеждой модных цветов и аксессуарами, читайте модную литературу (так, чтобы это видели ваши ученики), стимулируйте в детях желание быть стильными, ухаживать за собой и сохранять свою женственность и мужественность.





5. Активно ведите странички в социальных сетях. Одноклассники – это для родителей и ваших коллег. Хотите дружить с детьми – заводите странички Вконтакте, аккаунт в Инстаграме и, желательно, какой-нибудь блог.
Во-первых, дружить с детьми в СС (социальных сетях) – это показать свое доверительное отношение к ним и открытость. Именно так они и будут вести себя с вами. Вы – готовы поделиться чем-то личным, например, показать, как вы съездили на экскурсию, посетили интересный семинар, или встретились со старой подругой. Конечно-же, личное, совершенно не означает интимное. Но, благодаря стилю своей страничке, характеру постов и репостов, вы можете ввести определенную манеру ведения страниц учеников вашего класса.
Во-вторых, СС – прекрасный психодиагностический ресурс. О том, как им эффективно пользоваться, наверное, стоит писать отдельную статью, чем я вскоре и займусь. Но, вкратце. Следите за частотой обновления информации на странице – если она резко меняется – в жизни ребенка происходят серьезные изменения. Важно проследить характер обновлений. Смотрите комментарии под фотографиями и обсуждения на стене – по ним легко проследить отношения между одноклассниками – их искренность и настоящесть. На страничках можно узнать об истинных интересах ваших учеников: какие видео и картинки они размещают, о чем дискутируют, в каких сообществах состоят. И т.д.
В-третьих, учитывая, что дети и так немало времени проводят в СС, то почему бы их не использовать им и себе же на пользу – создавать сообщества одноклассников, куда постить важную информацию, помогать с подготовкой домашних заданий, вовремя быть «под рукой», когда нужно подстраховать, размещать необходимую литературу и конспекты, и в конце концов, вместе слушать любимую музыку, готовиться к внеклассным мероприятиям, смотреть и обсуждать фильмы, короче, быть командой!
Вот те 5 простых, но очень важных правил, которые смогут упростить жизнь молодым (и не очень) педагогам. Да, многие из них – трудновыполнимы с той системой педагогического образования, которую мы имеем на сегодняшний день. Но они все реальнодостижимы, только если над их реализацией упорно работать. Удачи вам в этом труде. Родина нам этого не забудет! Ведь на наших плечах – важнейшая миссия – сделать труд педагога ценным, воспитать патриотов и помочь родителям выпустить в свет настоящих Людей (ведь их то, этому не обучали, они все делают интуитивно).

Качества, присущие авторитетному человеку

В первую очередь нужно отметить, что завоевать уважение класса может лишь уверенный в себе школьник. Адекватное и позитивное восприятие собственной персоны является залогом достижения успеха. Помимо этого, существует еще множество критериев, на основании которых формируется общественное признание. Остановимся на них более подробно.

Наличие собственного мнения

Сложно добиться внимания со стороны окружающих, постоянно находясь в тени. Не стоит бояться высказывать свою точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства. Умение отстаивать собственную позицию – отличный навык, который пригодится школьнику и во взрослой жизни. Активное участие в разговорах, будь то обсуждение нового фильма или выбор старосты класса, поможет обратить на себя внимание. Конечно, включаться в беседу уместно лишь в том случае, когда человеку есть что сказать. Ведь критиковать очередную кинопремьеру, основываясь лишь на отзывах случайного знакомого, – не слишком удачная идея. В данной ситуации лучше промолчать и послушать мнение более осведомленных людей.

Широкий кругозор и активная жизненная позиция

Авторитетный подросток должен не просто хорошо учиться, но и обладать разносторонними знаниями и интересами. Наличие увлекательного хобби, участие в школьных олимпиадах и соревнованиях, владение важной информацией – все это поможет заручиться поддержкой сверстников. Если большинство ребят в классе интересуются новомодными гаджетами, стоит почитать обзоры свежих моделей и рассказать о них приятелям. Также нелишним будет периодически блистать своей осведомленностью в самых различных областях, начиная с молодежной моды и заканчивая психологией межличностных отношений.

Реклама к содержанию

Способность постоять за себя и защитить близких

Если одни люди решают конфликты посредством грубой силы, то другие доказывают свою правоту аргументированной и убедительной речью. И то и другое приветствуется в школьной среде. Как правило, авторитетами среди подростков становятся либо физически сильные и выносливые люди, либо эрудированные и красноречивые. Каждый ученик вправе самостоятельно выбирать, на что ему делать ставку. Однако стать влиятельной персоной, сражаясь лишь за свои интересы, едва ли удастся. Уважаемый в классе человек должен уметь заступиться за друзей и приятелей, протянуть им руку помощи в трудной ситуации. Такое участие будет оценено не только ближайшим окружением, но и другими сверстниками.

Привлекательный внешний вид

Согласитесь, что сложно представить в роли авторитета неопрятную девушку с несуразной прической и пирсингом по всему лицу. То же самое можно сказать о длинноволосом парне в смешных очках и дырявой «дедушкиной» рубашке. Влиятельный школьник должен не просто модно и современно одеваться, но и обладать собственным уникальным стилем. Он может выражаться в использовании оригинальных аксессуаров, необычном макияже, постоянной смене причесок или сочетании разрозненных элементов гардероба. Главное, чтобы внешний вид подростка получал одобрение со стороны сверстников и не вызывал раздражения у старшего поколения. О нескольких стильных прическах для школы достаточно подробно рассказано в видеоматериале.

Таким образом, стать авторитетом в классе способен лишь общительный и эрудированный подросток, обладающий собственным мнением и занимающий активную жизненную позицию. Не стоит забывать и о внешнем виде, который тоже играет не последнюю роль. Среди других желательных качеств следует упомянуть чувство юмора, лидерские задатки, целеустремленность, упорство, трудолюбие и рассудительность.

Рекомендации по завоеванию авторитета

Многие школьники ошибочно полагают, что добиться уважения класса можно посредством самовосхваления, а также открытой демонстрации собственных успехов и достижений. Однако подобное хвастовство едва ли вызовет положительную реакцию у сверстников. Авторитетный человек не ставит себя выше других, он, напротив, стремится подчеркнуть равнозначность всех членов коллектива. Готовность прийти на помощь любому ученику, вне зависимости от его успеваемости и популярности, будет лучшим проявлением справедливости и непредвзятости.

Речь в данном случае не идет о каких-либо масштабных проблемах, ведь они возникают сравнительно нечасто. Порой достаточно просто одолжить приятелю телефон для звонка или помочь в выполнении задания отстающему однокласснику, чтобы прослыть отзывчивым человеком. Подобные мелочи не останутся незамеченными окружающими и вызовут лишь положительную реакцию с их стороны. Предлагая свою помощь другим людям, не стоит стесняться просить их об ответном одолжении. Ведь даже авторитет класса порою может нуждаться в поддержке со стороны. Очевидно, что знать все на свете просто нереально. Так почему бы не обратиться за советом к более успешному в той или иной области приятелю, подчеркнув тем самым его значимость?

Еще одним залогом завоевания авторитета является умение грамотно излагать свои мысли. Оно помогает найти отклик в душах тех людей, в чью сторону направлено обращение. При этом не менее важно научиться внимательно слушать других, не перебивая и не оспаривая слова собеседника. Подобное качество особенно ценно при общении, ведь в кругу молодежи обладают им далеко не все.

Продолжая рассуждение на тему, как стать авторитетом в классе, стоит упомянуть и об активном участии в школьной жизни. Можно заняться организаторской работой, игрой в КВНе или выпуском юмористической газеты с фоторепортажами. Также нелишним будет выдвинуть какую-либо креативную идею, которая с высокой степенью вероятности вызовет одобрение как у школьников, так и среди учителей. Подготовка внеклассного мероприятия, поощрение отличников забавными хвалебными одами, совместное выполнение домашних заданий, введение «дня хороших манер» – список вариантов весьма и весьма обширен.

Не стоит забывать и о внешкольном общении, которое играет не последнюю роль в вопросах завоевания авторитета. Совместные прогулки с одноклассниками и приглашение в гости на вечерний просмотр фильмов помогут еще лучше закрепиться в коллективе. Хорошо будет также совершить какой-либо яркий поступок для привлечения внимания к собственной персоне. Демонстрация видеозаписи своего прыжка с тарзанки, уход после уроков в сопровождении популярного старшеклассника или прибытие в школу на шикарном автомобиле станут отличными поводами для всеобщего обсуждения. При этом не нужно «задирать нос» и демонстрировать сверстникам свое превосходство. Следует, напротив, показать простое отношение к ситуации как к забавному приключению.

В завершение следует отметить, что в погоне за авторитетом в кругу сверстников ни в коем случае не нужно ломать себя в угоду другим. Ведь успеха может добиться лишь человек, пребывающий в гармонии со своим внутренним миром. Стремление подстроиться под коллектив и соответствовать чьим-то ожиданиям – не лучший способ добиться расположения класса. Тогда как естественное поведение вкупе с уверенностью в собственных силах непременно приведут к желаемому результату.

Здравствуйте! Боюсь, не получится сформулировать конкретно свою проблему, моё сообщение — просто крик души, хочется с кем-нибудь поделиться, наболело-накипело…
В школе работаю третий год, в этом году «всучили» (именно всучили под угрозой увольнения) классное руководство в 7 классе. Класс не подарок, третий год ходит по кругу, якобы там «одни придурки учатся, туда надо ставить инспектора по делам несовершеннолетних или овчарку», два классных от него уже отказались, как «самой молодой, ничем не обремененной», дали мне. Ладно, со слезами, скрепя сердце, согласилась, на тот момент выхода не было.
Первое впечатление было ужасным, потом всё стало проясняться. Сейчас вижу, что ребята далеко не такие плохие, как мне рассказывали, участвовали с ними в школьном фестивале стран и народов, всё с ними сделали, напридумывали кучу всего, дети довольны были, заняли 2-е место, для них это было великое счастье, т.к. по их словам «мы всегда были хуже всех». Ладно, вроде показалось, нашли общий язык, есть контакт, на уроках вроде тоже всё прилично, рабочая атмосфера, бывает расшумятся иногда, но всё в пределах нормы, быстро можно привести в порядок. Но вот недавно собрала у них дневники, выставила текущие оценки по всем предметам (в 1-й четверти не успевала этим заниматься, т.к. сразу всего много свалилось). Всё. Куда делись мои хорошие дети! Распсиховались, «как я теперь домой пойду, меня мама убьёт, что вы сделали, зачем вы это сделали!» и т.д. Оказывается, раньше они с этим не сталкивались, а тут такое! Сказала, что так буду делать систематически, чтобы держать родителей в курсе, привыкайте, дети мои. Ну ладно, вроде успокоились, пережили, живём дальше. но особенно сильно психанул один мальчик, с которым до этого у нас были хорошие отношения, теперь же,как мне кажется, он делает всё мне назло: ходит без формы, демонстративно от меня прячется, когда беру дневник, чтобы записать замечание, обижается ещё больше, не здоровается, хотя раньше разлетался ко мне со всех ног. Демонстративно опаздывает на мои уроки (на пару минут, но всегда), не работает, хотя до этого я на него нарадоваться не могла, демонстративно отказался праздновать вместе с классом Новый год, хотя до этого собирался. Самое обидное, что бывшая классная у них ведёт сейчас русский язык, и с ней он так себя не ведёт (да и другие тоже). К ней ходит в форме, т.к. она кричит и ругается, не опаздывает, т.к. не пустит на урок. В общем,её дети воспринимают, а меня нет. Я уже не знаю, как мне быть, пробовала с ним поговорить, он замыкается и уходит. А раньше сам стремился к общению. Может, потому, что я работаю недавно и это мой первый класс, все эти неприятности я принимаю очень близко к сердцу, мне постоянно кажется, что они меня сравнивают с бывшей классной, и сравнение, увы, не в мою пользу. А что делать, я не знаю. Ну что я сделала такого ужасного? Я же не подружка им, а учитель, классный руководитель, значит, обязана держать их в руках, контролировать их оценки, внешний вид, поведение в школе. Я на них не ору, потому что не люблю это и считаю, что отношения должны строиться по-другому, на взаимном интересе и уважении, я всегда готова их выслушать, поговорить на темы, которые им интересны ( не в ущерб урокам, разумеется, мне на самом деле интересно с ними), помочь, поддержать, разобраться в чём-то, но вот такой негатив просто выбивает меня из колеи. Каждый день прихожу домой в слезах, уже и об уходе из школы думаю всерьёз, т.к. кажется, что это совсем не моё, и как найти подход ко всем обиженным, «униженным и оскорблённым», я уже не знаю… 08.12.2013

«Что такое классное руководство? Однозначно лишний геморрой»

В классах одной параллели могут быть совершенно разные дети. Одни — весёлые, дружные и активные, другие — грустные, безразличные и инертные. Первые ходят в школу с радостью, вторые — только потому, что «мама с папой велели». Мать двух дочерей Мария Королёва уверена, что всё дело — в классном руководителе. И только он может сделать так, чтобы ребёнок бежал в школу с радостью.

Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Терпеть не могу разговоры в духе: «Вот раньше были и учителя настоящие, и дети хорошие, и школы правильные. Не то, что теперь!». Люди остались прежними. Изменилось время, скорость, окружение, но вряд ли люди. А в таком консервативном месте, как школа, вообще все изменения как в замедленной съёмке (да простят меня учителя). К чему это предисловие? Сейчас расскажу.

Про «классных» классных руководителей

Жизнь большого и маленького ребёнка даже в самом лучшем казённом учреждении во многом зависит от взрослого, который рядом. Назовём его классным руководителем. Они всегда и у всех были разными. Мне повезло, моей младшей дочке спустя почти 30 лет — тоже. А вот старшей — увы.

Не буду пускаться в воспоминания, хотя есть что вспомнить: и поездки, и вечеринки, и походы в кино, и просто ощущение защищенности какой-то. Когда, например, живот болит или на колготках дырка, или урок не выучил. Во всех случаях мы бежали в кабинет классного руководителя и находили помощь и участие. Впрочем, о настоящем.

Моя лучшая подруга — учитель английского языка c классным руководством. За 20 лет работы в школе она ни разу не отказалась от него, хотя у неё на то есть объективная причина: трое собственных детей.

В школе ребёнок всегда так или иначе зависит от классного руководителя

Что такое классное руководство? Это однозначно дополнительный геморрой. Во многих школах России учителя до сих пор живут под гнётом тонны бумаг (за МКАДом уж точно). Плюс основные функции: подготовка и проведение уроков, внеурочка, надомники, заполнение бумаг и прочей отчётности, педсоветы, аттестации на разряд, проверка тетрадей и тому подобное. Всё это отнимает невероятное количество энергии. На общение с детьми вне уроков и вне школы нет ни времени, ни сил (желание — дело индивидувльное).

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах

К вышеперечисленному попробуйте добавить должностные обязанности классного руководителя. Их формальный перечень подскажет гугл, я же не первый год наблюдаю неформальную жизнь подруги, которая уже давно не делится на школьную и личную. Было бы странно, если бы желающие взять класс и получать за свой каторжный труд 10% от зарплаты стояли в очереди.

Что отличает хорошего классного руководителя

Его видно в мелочах. Даже в том, как он кормит детей в столовой. Ведь это целое дело — довести, раздать порции, лишние поделить, бесплатные талончики отдать «вечно голодным».

Хороший классный руководитель даже при плохом директоре хороший. Будто он не часть той рыбы, которая гниёт с головы

Он — доверенное лицо учеников, причём даже тех, кто этого не осознаёт, и чьи родители уверены, что их ребёнок самодостаточен, силён и в помощи не нуждается.

Хорошего классного руководителя не пугает, что «конца рабочего дня» не существует. Родители звонят по любому вопросу и вечером, и утром, и в выходные. А сам он обзванивает учеников, чтобы те вовремя были дома. Клянусь, моя подруга так делает!

Рабочий день классного руководителя не заканчивается с выходом за порог школы

Он несёт ответственность за успеваемость класса (существуют всякие внутришкольные и внешние рейтинги), за жизнь в школе и вне школы. Например, если ребёнок нарушил комендантский час, классного руководителя вызывают «на ковёр», делают выговор, а могут и материально наказать. Потому что «плохо провёл беседу» (родители-то тут при чём?).

Монолог учительницы из неблагополучной провинциальной школы

Отдельное «удовольствие» — походы в неблагополучные семьи и разговоры с часто нетрезвыми родителями.

А ещё нужно разглядеть в каждом ребёнке талант и дать возможность его проявить, создать в классе благоприятную дружественную атмосферу, поддержать робких и не допустить травлю ни в каком виде. В общем, чисто педагогическая история. И человеческая. Поездки, вечеринки, походы — это по желанию. Но у хороших классных это желание по умолчанию. И спасибо, что они такие!

Про «не классных» руководителей

Не все, кто согласился взять класс, стал классным руководителем. Это правда. У многих эта нагрузка сводится к заполнению бумажных форм и звонкам родителям с бесконечными жалобами. Как в случае с моей старшей дочкой. Её учительница звонила лишь для того, чтобы сказать, что ребёнок на полминуты опоздал на дежурство или урок. Это бесило. Ну просто потому, что кроме опозданий и жалоб её в детях вообще ничего не интересовало. В любых конфликтах она умудрялась принять такую сторону, чтобы быть против всех учеников сразу. Дети её ненавидели, и у нас даже не было выпускного.

Некоторые классные руководители работают «для галочки», выполняя норму нагрузки

Старшая всегда завидовала сестре, которая с классом объездила все музеи, фабрики и города не только Московской области. А ещё походы — это отдельная тема! Стоит ли говорить, что даже при самом плохом раскладе (контрольная или нелюбимый урок) младшая бежит в школу, а старшая, слава богу, уже убежала из неё?

Отличительная черта всех плохих классных руководителей — абсолютное незнание детской и подростковой психологии

Отсюда вечное желание поставить ребёнка перед всем классом и ругать его за что-нибудь. А за что — найдётся всегда.

Можно ли выжить в школе с не классным классным? Ну моя дочь выжила же. Вопрос — с какими потерями она из неё ушла. И с какими воспоминаниями. Так что раньше или сейчас — не важно. Всё зависит только от того, на своём ли месте человек.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх